Главная страница
Навигация по странице:

  • 40-42ТИПОЛОГИЯ ФОРМ АРХИТЕКТРУНОЙ СРЕДЫ

  • Сущность

  • 2 Типология объектов и систем арх.среды

  • 3 Номенклатура и характеристики специфических средств формирования средовых решений

  • 43ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭРГОНОМИКИ

  • Цель эргономики

  • Задачей эргономики

  • Эргономические требования

  • МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Соматографические и экспериментальные (макетные) методы

  • ГОСЫ. Конструирование в дизайне среды


    Скачать 404.02 Kb.
    НазваниеКонструирование в дизайне среды
    АнкорГОСЫ.docx
    Дата02.05.2018
    Размер404.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОСЫ.docx
    ТипДокументы
    #18772
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

    23МАТЕРИАЛЫ НА ОСНОВЕ ПОЛИМЕРОВ. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ


    Полимерными называются материалы, получаемые на основе высокомолекулярных веществ — полимеров, молекулы которых состоят из многократно повторяющихся групп атомов. В строительстве и других отраслях народного хозяйства применяют преимущественно синтетические органические полимеры, получаемые синтезом из простейших веществ — мономеров. Молекулярная масса полимеров превышает 5000 и достигает сотен тысяч единиц, тогда как для молекул обычных низкомолекулярных веществ она колеблется от единиц до нескольких сотен (как правило, менее 500). Столь существенное отличие по молекулярной массе приводит к резкому отличию физических свойств полимеров от свойств низкомолекулярных веществ.

    Для полимерных материалов характерен ряд общих свойств, определяющих их применение в строительстве: легкость в сочетании с высокой прочностью, стойкость к воде и различным химическим реагентам, высокая износостойкость, технологичность, способность легко окрашиваться, малая теплопроводность. Общими недостатками полимерных материалов являются низкая теплостойкость, значительное линейное расширение, ползучесть, способность к старению, т. е. ухудшению физико-механических свойств под действием различных факторов окружающей среды.

    Большинство полимерных материалов применяют в виде пластмасс, включающих полимерное связующее, наполнители, пластификаторы, стабилизаторы и другие компоненты.

    Пластмассы относятся к наиболее прогрессивным в строительстве материалам, они превосходят по многим показателям традиционные материалы. Например, коэффициент конструктивного качества — отношение предела прочности при сжатии к средней плотности для пластмасс составляет обычно 1—2, как для легких металлических сплавов, в то время как для кирпича он равен примерно 0,02, тяжелого бетона класса В15 0,08, стали марки СтЗ 0,5, сосновой древесины 0,7.

    При замене пластмассами в строительстве металла, бетона, железобетона, древесины достигается во многих случаях высокий технико-экономический эффект. Каждая тонна пластмасс позволяет экономить 5,6 т стали, 3,4 т цветных металлов. Капитальные вложения в производство полимерных строительных материалов в 2—3 раза меньше, чем в производство традиционных строительных материалов. Производство пластмасс позволяет обеспечить высокий уровень комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, а применение их — высокий уровень индустриализации строительства и его качества, снижение материалоемкости зданий и сооружений.

    В зависимости от назначения пластмассы подразделяют на конструкционные (для несущих и ограждающих конструкций), отделочные (для отделки стен и покрытия полов), гидроизоляционные и герметизирующие, тепло- и звукоизоляционные, материалы для трубопроводов, санитарно-технических изделий и др.

    В энергетическом строительстве пластмассы особенно эффективны для гидроизоляции конструкций и защиты их от коррозии, герметизации сборных элементов, ремонта бетонных сооружений, устройства противофильтрационных пленочных экранов плотин, трубопроводов, деталей турбин, элементов шлюзов и т. д.

    40-42ТИПОЛОГИЯ ФОРМ АРХИТЕКТРУНОЙ СРЕДЫ

    1Типология форм арх.среды

    Слагаемые арх.среды,особенности их совместной работы

    В русском языке словом «среда» обозначаются:

    - система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка.

    -совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.

    Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна в целом понятие подраэумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) исамого этого объекта.В этой неразрывности специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» в частности.

    Сущностьпроектногоотношенияксреде:

    1) Архитектурных (пространственных), дизайнерских предметов

    источников средового состояния самого этого состояния(атмосферасреды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.

    2)Следующим структурным блоком признана архитектурно-пространственная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса.

    3)Третий блок совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу — от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайн.

    2 Типология объектов и систем арх.среды

    В средовом дизайне типология расчленяет совокупность окружаю-

    щих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, которые составляются в узнаваемые последовательности (классы, ряды).

    Средовой объект — это самостоятельный интерьер или тесно связанный общим назначением и художественным смыслом комплекс интерьеров. Таковы фойе театра или зал в музее, а также театр или музей целиком. Главное их свойство активная эмоционально-зрительная связь лежащих рядом пространственных фрагментов, непрерывность их взаимодействия. Средовые системы состоят из близких по функции и облику средовых объектов, разделенных значительными объемными или пространственными преградами иного назначения и художественого содержания.

    Среди других типологически самостоятельных областей средового проектирования и исследования все большее значение приобретает рекреационная среда, роль которой растет по мере развития урбанизации. Для большинства исследователей рекреационных сред одним из главных оказывается вопрос о контакте человека с природой, ритмы и образы которой способны снимать напряжение, предупреждать стрессы, вредные для здоровья человека. Однако ландшафтные парки, дома отдыха, туристические маршруты и т.п. объекта классических рекреационных сред сегодня оказываются недостаточными для решения задач восстановления физических и психических сил человека. Все в большей мере внимание исследователей и проектировщиков привлекают проблемы создания рекреационных зон в жилище, на производстве, в местах учебы, в центре города. Судьба рекреационной среды, как бы просачивающейся во все прочие среды жизнедеятельности человека, показательна. Вездесущность рекреационных сред говорит о том, что типологическое расчленение сред имеет, прежде всего, методический характер. В жилище оказывается включена производственная среда в виде рабочих уголков, кабинетов, кухонного оборудования. На производстве все больше развивается культурно-рекреационная среда, в самих учреждениях отдыха формируются мощные производственные зоны и т.п. Это прорастание функциональных зон друг в друга и смешение сред создает множество функциональных, психологических и художественных проблем организации среды в целом. Границы сред, барьеры и связи между различными функциональными средами становятся объектами особо пристального проектного интереса; именно они оказываются совпадающими с такими традиционными категориями организации среды, как «улица», "стена", "окно", "ограда", "ворота" а т.п. Эти категории, как мы увидим несколько ниже, становятся сегодня в центр внимания сторонников "средового подхода".

    Типология:

    По функциональным характеристикам (предназначение)

    Виды среды:

    -жилая

    -общественная

    -производственная

    -городская

    По размеру архитектурно-дизайнерского образования(физическая величина)

    Средовые единицы:

    -рабочее место

    -помещение,группа помещений

    -улица квартал район

    -планировочная зона

    Городской ландшафтный комплекс

    Также существует разделение всех форм среды по следующим критериям:

    -среда-состояние(ситуации при штатной эксплуатации объекта) и среда-событие(работа тех же объектов в экстраординарных вариациях(праздник,презентация).

    -разделение по признаку интерьер(здания)-городская среда(открытое пространство)

    -элементарный фрагмент среды (например перрон в метро)комплексный средовой объект(станция мето),крупная средовая система(кольцевая линия метро).

    3 Номенклатура и характеристики специфических средств формирования средовых решений

    Чаще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата-инженерного,технического,социального.

    Особенности диз.проектирования в том,что произведение дизайна призвано соединить и утилитарное и худ.начало.

    Рабочими категориями дизайнера являются :

    Функция,эстетическая ценность,морфология(их совокупность).

    Дизайнерская идея представляет собой конкретное предложение технического способа или принципа решения возникших функциональных проблем.

    Средства,процессы и системы визуализации средовых решений:

    1)Образ (произведение дизайнерского икскусства)

    2)Интегральные впечатления

    -тектоническая организация

    -масштабность

    -эмоциональная ориентации

    3)Композиция совокупности элементов

    -игра объемов

    Цветовые сочетания

    Пространсвенные комбинации

    Ритмические ряды

    4)Элементарные выизуальные сигналы

    Пятно линия цвет

    Фигура объем поверхность

    43ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭРГОНОМИКИ

    Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos - закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.

    Предметом эргономики как науки является изучение системных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими объектами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению.

    В процессе жизнедеятельности теснейшим образом взаимосвязаны человек и технические средства, многие объекты, с которыми он взаимодействует. Последние, т.е. различные объекты, невозможны и ненужны без человека - их он создает для себя и его особенностям они должны соответствовать. В свою очередь творения рук человека оказывают непосредственное воздействие на своего создателя. Таким образом человек и все созданное им находятся в неразрывной взаимосвязи, образуя единую систему. Еще один компонент этой системы составляют условия, в которых происходит их взаимодействие, т.е. среда жизнедеятельности, среда обитания.

    Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эргономике речь идет о системе «человек-машина—среда» но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

    Машина — в эргономике это любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. В быту — это пылесос, холодильник, газовая или электроплита, аудиокомплекс, компьютер и т.д.

    Цель эргономики повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—предмет деятельности—среда обитания» (сокращенно «человек—машина—среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

    Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.

    Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек-машина—среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространствен но-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет». Эргономические свойства — это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек—предмет—среда» в результате реализации эргономических требований. Основные структурные элементы эргономики— это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины.Результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы. Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования. Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

    • анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания;

    • разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учету;

    • формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды.

    Заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация).

    Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство. Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

    С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.

    МЕТОДЫ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Специфика эргономического подхода обусловлена его направленностью на проектирование и необходимостью одновременного учета комплекса свойств и параметров системы и ее компонентов. Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек — машина (предмет)».

    Эргономический анализ не может основываться только на здравом смысле и интуиции, он требует системы, которая позволит про-ектировщику грамотно осуществлять такой анализ. Особое значение имеет эргономический анализ трудовой деятельности, в ходе которого составляется ее характеристика — профессиограмма. Про-фессиограмма включает в себя те требования, которые предъявляет деятельность к техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека. В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для составления ирофессиограммы: описательное и инструментальное профессиографирование.

    Описательное профессиографирование включает:

    • анализ технической и эксплуатационной документации;

    • эргономическое и инженерно-психологическое обследование оборудования, сопоставление результатов обследования с руководящими и нормативными документами по эргономике;

    • наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека;

    • беседу с работающим человеком;

    • самоотчет человека в процессе деятельности;

    • анкетирование и экспертную оценку;

    • хронометраж отчетливо различимых составляющих рабочего процесса;

    • количественную оценку эффективности деятельности. Инструментальное профессиографирование предполагает:

    • измерение показателей факторов среды;

    • регистрацию и последующий анализ ошибок (сбор и анализ данных об ошибочных действиях человека является одним из важных путей анализа и получения оценки эргономических характеристик системы «человек — машина»);

    • объективную регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма работающего человека. Для этих целей используется комплекс медико-биологических показателей: частота пульса, кровяное давление, частота дыхания, кож-но-гальваническая реакция и др.

    • объективную регистрацию и измерение трудноразличимых составляющих рабочего процесса, таких как направление и переключение внимания, оперирование органами управления и др. Для регистрации этих составляющих используются кино- и видеосъемка направления взгляда оператора и показаний приборов с последующим наложением траектории взгляда на приборную панель, циклография или кинорегистрация движений рук, измерение силы сопротивления органов управления, магнитофонная регистрация речевых сообщений.

    Соматографические и экспериментальные (макетные) методы

    решения эргономических задач используются для выбора оптимальных соотношений между пропорциями человеческой фигуры и формой, размерами машины (предмета), ее элементов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта