КР.Очно-заочники Смирнов 1 курс. Контрольная работа для студентов очнозаочной формы обучения
Скачать 2.74 Mb.
|
Вопросы к тексту: Исходя из текста опишите, как функционирует власть в современном обществе? Власть - возможность навязать людям свою культуру несмотря на их сопративление. В тексте предоставленна такая форма власти, как социальный контроль, благодаря которому индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями от других. Почему автор назвал свою публикацию именно так? По мнения автора, кто- то должен унаваживать землю, чтобы на ней произратали прекрасные цветы. Унаваживать землю требовалось читательницам глянцевых журналов космополитан, понимающих, что между ними и “цветами” ( модели на обложках) огромная пропасть. Какое отношение это имеет к социально-конструктивистскому методу? В тексте есть упоминание фейс- контроля, сравнивающийся с политикой Гитлера и соотвественно социальным констрктивизмом. Нацизм создал классовый конструкт евреев, выстроил систему из социальных конструктов национальной принадлежности , для упращенного манипулирования желаемым соц. Коснтруктом. Задание 6. Феномен символического насилия Опишите на примере любого рекламного продукта, как конструируется пол/нация/возраст человека. Многие рекламные ролики сводят фигуру женщины к объекту, сексуальному или в качестве украшения для мужчин, также многие рекламные ролики придерживаются расистских идей при рекламе продуктов. Люди африканского происхождения обычно нанимаются на спортивные и хип-хоп рекламные ролики. Раскройте, как работает в этом продукте эффект символического насилия. Проблема расизма сейчас очень активно обсуждается на мировой арене. Среди прочего, данная проблема влияет и на вопросы брендинга. Например, так в азиатском косметическом рынке очень популярна реклама средств для отбеливания кожи – и часто она оказывается довольно спорной. Филиппины – бывшая испанская колония, поэтому белая кожа там ассоциируется со смешанным происхождением. Ежегодные опросы общественного мнения в стране оценивают лучшие лосьоны и мыло, которые помогут добиться осветления кожи. В Таиланде в этом году уже сняли с эфира рекламу косметического средства для отбеливания кожи, которую оценили как расистскую. Задание 7. Анализ поисковика Письменное задание: Проанализировать страницу-«окно» любого поисковика (например, Yandex). Анализируем поисковую страничку яндекса. -окно с актуальной информацией в виде заголовков, а также ссылки на: Блок с погодой на данный момент и на недалекое будущее. Информация о пробках, и информация, которая может пригодиться, для понимания происходящего в городе Блок с поиском информации, а также отдельные подразделения услуг\ сервисов Блок актуальных интересов, формирующийся благодаря алгоритмам поиска яндекса, который выдает посты из сервиса яндекс дзен, основанные на рекомендациях построенных на основании ваших интересов, благодаря анализу поисковых запросов. Найдя отличия данной интернет-страницы от книжной и интернет-чтения от книжного, обосновать новые паттерны мышления и восприятия мира современным человеком. Самое главное отличие таких страниц является актуальность подаваемой информации. В печатном варианте, информация будет далеко не самой актуальной, относительно поисковой странички Яндекса. Самое главное отличие электронных книжных носителей, от бумажных, является универсальность цифровых версий, а также способ получения подаваемой информации куда проще. Задание 8. Анализ рекламы Задание: 1. Выявите связь мысли Бодрийяра с механизмом создания и функционирования рекламы: «Потребление в меньшей степени имеет дело с физическими объектами и удовлетворением потребностей, а в большей с преодолением ощущения нехватки и фрустрации (тревожной неопределенности). Чтобы стать объектом потребления, вещь должна стать знаком (символом), оторваться от означаемого (самой вещи) и соединиться с переживающим нехватку чего-либо субъектом. Сознание субъекта-потребителя формируется не реальным, а иллюзорным отношением, позволяя свободно переносить свои желания на вещи». Свои рассуждения соотнесите с приведенными ниже образцами рекламы. Рекламный объект должен быть интересен обществу, которому его рекламируют, поэтому стоит уделить ему внимание, для того чтобы его приобрели или стали пользоваться. 2. Согласны ли вы с замечанием Уэльбека, приведенным ниже? Аргументируйте свой ответ. «Хоть она (реклама. – прим. автора) и ставит себе целью возбудить, разжечь желание, сама превратиться в желание, все ее методы, по сути, весьма близки к тем, которые были характерны для морали прошлого. Ибо она вырабатывает некое устрашающее и жесткое Сверх-Я, которое прилипает к человеку и непрестанно твердит ему: “Ты должен желать. Ты должен быть желанным. Ты должен участвовать в общей гонке, в борьбе за успех, в кипучей жизни окружающего мира. Если ты остановишься – ты перестанешь существовать. Если отстанешь – ты погиб”. Начисто отрицая понятие вечности, определяя самое себя как процесс непрестанного обновления, она стремится к подавлению субъекта, к превращению его в послушную марионетку будущего». Я не совсем согласен с его выводами, т.к. человек может не идти в ногу со временем и оставаться с тем, с чем ему удобно и привычно жить, не идти на поводу современной моды, потому что до этого он нашел что-то более интересное ему и больше не нуждается в поиске или обновлении чего-то. Задание 9. Постмодернизм ПОСТМОДЕРНИЗМ (фр. postmodernisme) — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия XX в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в т. ч. и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как самоценность. Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет художественной практики постмодернизма, оказавшей затем воздействие на европейское искусство. В «силовое поле» постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот термин для обозначения реакции на модернизм, однако в эстетике он не приживается. В 1947 г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X. Кокс в своих работах начала 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Ведущие западные политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии — торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике — постгуманизм постпуританского мира, нравственную амбивалентность личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии. Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 1960–1970-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и принципиально иной смысл: постмодернизм означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики. Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтануальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы — желания (Делёз, Гваттари), либидозных пульсаций (Лакан, Ж. Ф. Лиотар), соблазна (Ж. Бодрийар), отвращения (Ю. Кристева). Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центральное место в эстетике постмодернизма занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Другой особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное — воображаемое, оригинальное — вторичное, старое — новое, естественное — искусственное, внешнее — внутреннее, поверхностное — глубинное, мужское — женское, индивидуальное — коллективное, часть — целое, Восток — Запад, присутствие — отсутствие, субъект — объект. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, эстетический «фристайл». Постмодернистские принципы филос. маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Постмодернизм отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т. д.). Антитезы высокое — массовое искусство, научное — обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодернизм как актуальные. Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр занял в эстетике постмодернизма место, принадлежавшее художественному образу в классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциальностью как основами классического западноевропейского искусства. Наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое — человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой филос. антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности. Наиболее известными исследователями постмодернизма являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В. В. Бычков, И. П. Ильин, В. Курицын, В. А. Подорога, М. К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам постмодернизма принадлежат Ф. Джеймисон, А. И. Солженицын, Хабермас. Вопросы к тексту (ответить письменно): Укажите особенности постмодернистского мышления. Для постмодернизма характерны скептические интерпретации культуры, литературы, искусства, философии, истории, экономики, архитектуры, художественной литературы и литературной критики. Его часто связывают с деконструкцией и постструктурализом, поскольку термин «постмодернизм» обрел известность в условиях постструктуралистского поворота в ХХ веке. В чем отличие постмодернистского мировоззрения от классического и модернистского? Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем: в философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Почему для постмодернизма так значима эстетическая и художественная составляющая культуры? В художественной культуре как одной из главных составляющих Культуры процесс переоценки ценностей проходил на протяжении всего ХХ в. и, может быть, даже более интенсивно, рельефно и кардинально, чем в других сферах Культуры, т.к. искусство – наиболее чувствительный барометр всех процессов, протекающих в социокультурной сфере. Искусство в ХХ в. сделало грандиозный скачок на пути отказа от своих сущностных эстетических принципов и радикальной ломки традиционных художественных Задание 10. Авангардное искусство Задание: Из открытых источников скопируйте изображения наиболее понравившихся работ направлений авангардизма (см. ниже), по одной работе на направление. Напишите: Почему Вам понравились именно эти работы? Что хотел сказать автор? Основные направления авангардного искусства (важен ведущий прием): • Фовизм (Матисс) – цвет. • Примитивизм (Пиросмани, Шагал) – наивное письмо. • Кубизм (Пикассо) – геометризм форм. • Абстракционизм (Кандинский, Малевич) – нефигуративность (беспредметность). • Сюрреализм (Дали, Магритт) – отражение бессознательного. |