Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ (ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ) В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

  • 10. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

  • 11. НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ ФЕОДАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ

  • Мои шпоры по ИОГП 2012. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену
    АнкорМои шпоры по ИОГП 2012.doc
    Дата04.02.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМои шпоры по ИОГП 2012.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #2156
    страница3 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    7. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появились письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы. Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского государства был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068 г.

    Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

    Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений; кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

    Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Устав Владимира Мономаха отражал стремление несколько сгладить остроту классовой борьбы. Он уменьшил проценты по займам, ограничил ростовщичество. Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса. Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.

    Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Списки Русской Правды отличались один от другого, что свидетельствовало о партикуляризме права, об отсутствии единой правовой системы. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика. Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного государства. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права.

    Известны и другие памятники права Киевской Руси - договоры Руси с Византией, заключенные в Х в. Эти договоры – международно-правовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права.

    Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права.

    Договоры Руси с Византией составлялись, как правило, в двух экземплярах: один, написанный на древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь. По договорам русский князь мог посылать ежегодно в Византию любое количество кораблей с послами и гостями (купцами). Русские получали в Константинополе помещение, содержание, защиту своих прав и интересов.

    В некоторых положениях рассматриваемых документов исследователи находят зачатки международного частного права (например, вопросы охраны имущественных прав иноземцев, порядок наследования имущества, оставшегося после руса в Византии, и др.). Интересными памятниками права Древнерусского государства являются и церковные уставы. До нас дошли Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Всеволода и некоторые другие.

    Эти документы дают возможность определить положение церкви в государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", т.е. десятую часть доходов, об освобождении зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду, об отнесении к подсудности церковного суда таких дел, как самовольное расторжение брака, изнасилование, похищение женщин, оскорбление словом, богохульство, чародейство, колдовство и т.п.).

    В Древнерусском государстве после введения христианства распространились также сборники византийских церковных норм, применявшиеся главным образом духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом, так как многие важные сферы общественных отношений регулировались церковными канонами. Эти сборники назывались номоканонами или кормчими книгами.

    9. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ (ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ) В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

    Развитие феодальных отношений в Древнерусском государстве, укрепление вотчинной земельной собственности, сосредоточение в руках верхушки феодалов все большего объема политической власти привели в XII в. к окончательному распаду раннефеодального Древнерусского государства на отдельные земли, самостоятельные княжества. Великокняжеская власть стала номинальной. К этому же времени относится и снижение значения торгового пути из Скандинавии в Византию, а, следовательно, и Киева, потеря им положения великопрестольного города.

    Период раздробленности - закономерный этап в развитии феодализма, связанный, прежде всего с укреплением крупной земельной собственности и установлением зависимости крестьян от феодалов. Местные князья и бояре сумели создать свой аппарат управления и подавления, настолько сильный, что могли обходиться без помощи великого князя.

    Местные княжества в целом сохранили систему органов власти и управления, сложившуюся в период Древнерусского государства; княжеская власть, совет при князе, дворпово-вотчинная система управления и система кормления. Сохранялись и отношения сюзеренитета, основанные на иерархии земельной собственности и ее атрибуте - политической власти. Естественное для феодализма натуральное хозяйство, отсутствие развитых экономических, торговых связей были типичными для периода раздробленности. Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами, распрями, междоусобицами, разорявшими крестьянство, города, ослаблявшими военную мощь Руси. Они затрудняли борьбу русского народа с иноземными захватчиками, способствовали тому, что многие русские княжества потеряли независимость. Наиболее важное значение в период феодальной раздробленности приобрели Ростово-Суздальское (Владимирское), Смоленское, Галипко-Волынское княжества, Новгородская земля.

    Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество отделилось от Киевского в 30-е годы XII в. Во 2ой половине XII в. возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а затем и резиденцией великого князя. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северо-восточной Руси. Особенностью этого княжества были довольно сильная власть князя (имевшего обширные земельные владения, многих вассалов), а также большое количество объединенных княжеством городов.

    Во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский престол. В 1299 г. киевский митрополит Максим, оставил Киев и переехал во Владимир-Суздальский, что способствовало формированию крупного государства в северо-восточной Руси. В 1326 г. митрополичья кафедра из Владимира была перенесена в Москву. Владимиро-Суздальское княжество достигло расцвета в XII в. первой половине XIII в. Владимиро-Суздальская Русь имела связи и контакты со многими странами мира. Экономика, богатство земли делали ее важным партнером многих стран Запада и Востока. Большое значение имели тесные экономические и политические связи Владимира и Новгорода.

    Общественный строй княжества был типичен для этого периода: в класс феодалов входили бояре, дети боярские, слуги вольные, а в документах XII в. упоминаются и дворяне. Дворянами, видимо, назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные владения.

    На территории северо-восточной Руси было много крупных городов, и городское население было значительным не только по численности, но и по политическому влиянию. Ведущую роль среди горожан играли купцы и ремесленники. Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов.

    Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другим феодалам. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской Правде, стали употребляться общие названия "сироты", "христиане", а затем "крестьяне". Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.

    Гос. строй Владимиро-Суздальского княжества был типичным для этого времени. Во главе Владимирской земли стоял великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог созывать и феодальные съезды. Для решения наиболее важных вопросов князья созывали вече, но это характерно для XII в. - первой половины XIII в.

    Система управления Владимирской земли мало отличается от управления Киевского государства: существовала дворпово-вотчинная система управления, во главе которой стоял дворецкий; на местах сидели представители княжеской власти - наместники и волостели, осуществлявшие функции управления и суда и получавшие так называемый "корм" с населения (отсюда и название системы "кормление").

    Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала Русская Правда. Большинство списков Русской Правды (Пространной редакции) находится в сборниках, составленных в северо-восточной Руси. Ряд норм Русской Правды вошел в дошедший до нас памятник "Правосудие митрополичье", составленный, очевидно, в северо-восточной Руси в конце XIII в. - начале XIV в.

    Владимирское княжество дольше других сохраняло относительное политическое единство, что способствовало экономическому подъему русских земель северо-восточного района. Владимир и другие объединяемые им города были разрушены в XIII в. татаро-монгольскими ордами, но результаты экономического и политического развития русских земель в предшествующий период не погибли безвозвратно - именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр - Москва, сыгравший большую роль в создании единого Русского государства.

    10. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

    Развитие феодальных отношений в Древнерусском государстве, укрепление вотчинной земельной собственности, сосредоточение в руках верхушки феодалов все большего объема политической власти привели в XII в. к окончательному распаду раннефеодального Древнерусского государства на отдельные земли, самостоятельные княжества. Великокняжеская власть стала номинальной. К этому же времени относится и снижение значения торгового пути из Скандинавии в Византию, а, следовательно, и Киева, потеря им положения великопрестольного города.

    Период раздробленности - закономерный этап в развитии феодализма, связанный, прежде всего с укреплением крупной земельной собственности и установлением зависимости крестьян от феодалов. Местные князья и бояре сумели создать свой аппарат управления и подавления, настолько сильный, что могли обходиться без помощи великого князя.

    Местные княжества в целом сохранили систему органов власти и управления, сложившуюся в период Древнерусского государства; княжеская власть, совет при князе, дворпово-вотчинная система управления и система кормления. Сохранялись и отношения сюзеренитета, основанные на иерархии земельной собственности и ее атрибуте - политической власти. Естественное для феодализма натуральное хозяйство, отсутствие развитых экономических, торговых связей были типичными для периода раздробленности. Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами, распрями, междоусобицами, разорявшими крестьянство, города, ослаблявшими военную мощь Руси. Они затрудняли борьбу русского народа с иноземными захватчиками, способствовали тому, что многие русские княжества потеряли независимость. Наиболее важное значение в период феодальной раздробленности приобрели Ростово-Суздальское (Владимирское), Смоленское, Галипко-Волынское княжества, Новгородская земля.

    Галицко-Волынская Русь - важный политический центр западных русских земель, объединивший земли таких племен, как дулены, тиверцы, хорваты, бужане, и вошедший в состав Киевской Руси в конце Х в. Расцвет его приходится на вторую половину XII в. Особенностью Галиции было раннее и интенсивное развитие феодальных отношений, приведшее к созданию сильной боярской верхушки, сумевшей захватить основные земли и крестьян. Большого княжеского домена там не образовалось. Бояре имели, кроме земель, свои торгово-ремесленные центры, замки. Иное положение занимал Волынский князь - обладатель крупного домена, сплотивший вокруг себя бояр земельными пожалованиями.

    В 1199 г., опираясь главным образом на феодалов Волыни, княжеская власть сумела объединить оба княжества. Центром его был Галич, затем - Холм, а в конце XIII в. - Львов. Но это политическое единство не было ни долгим, ни достаточно прочным. Боярство, имевшее большие политические права, противопоставляло княжеской власти свои интересы, а зачастую вело открытую борьбу против князя, опираясь на оседние государства - Венгрию, Польшу.

    В 1214 г. венгерский король и польский князь заключили договор о разделе Галицко-Волынской Руси. В XIII в. Западная Русь попала под власть монголо-татарских завоевателей. Позднее ее земли оказались поделенными между Венгрией, Польшей и Литвой.

    Общественный строй Галицко-Волынской Руси характерен сильным влиянием крупных феодалов - бояр ("мужи галицкие"), местных землевладельцев, выросших в недрах разлагавшихся общин. Они были мало связаны с князьями, что и обусловило слабость княжеской власти на Галипкой земле. Другую группу феодалов составляли служилые феодалы, чаще всего Получавшие земли за службу и на время службы. Земельные владения вмели и церковная знать, монастыри. Крестьяне, жившие на землях светских и духовных феодалов, находились в различных формах зависимости.

    Важное положение в Галипко-Волынской Руси занимали города Галич, Львов, Холм, Луцк и др. Но городское население в этой земле было малочисленное, чем в других землях.

    Для политического строя Галицко-Волынского княжества характерно сильное влияние боярства, а в связи с этим и влияние боярского совета. Для Галицко-Волынского княжества характерно сохранение системы дворпово-вотчинной организации управления и системы кормления. В города князья посылали посадников, на места - воевод и волостелей, выполнявших административные и судебные функции.

    11. НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ ФЕОДАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ

    До начала XII в. Новгородская земля была частью Киевского государства. В 1136 г., воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя и его изгнанием, бояре Новгорода захватили власть и установили свое политическое господство. С этого времени Новгород стал феодальной республикой (просуществовавшей до конца XV в.). Псковская земля входила в Новгородскую республику до середины XIV в. В 1348 г. Псков, крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода, также став феодальной республикой.

    Особенности общественного и государственного строя Новгорода определялись, прежде всего, своеобразием экономического развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра, имевшего большие колонии, зависимые земли. Господствующий класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары для экспорта. Феодалы жили, как правило, в Новгороде, имели большие усадьбы, где кроме них проживали зависимые ремесленники, мелкие торговцы, челядь. Кроме феодальной ренты (чаще оброка), бояре получали доходы от торговли, ростовщичества, поборов с колоний.

    Государственный строй Новгорода (а затем, после получения независимости, и Пскова) отличен от государственного строя других русских земель и может быть определен как феодальная (боярская) республика. Новгород не только столица Новгородской земли, но как бы олицетворение государства, носитель государственного суверенитета "Господин Великий Новгород". Юридически высшим органом власти считалось вече - собрание полноправных жителей мужского пола. Новгородское вече должно было решать важнейшие вопросы государственной жизни: заключать договор с князем, приглашенным в Новгород, выбирать высших должностных лиц города, утверждать законы, регулировать отношения с иностранными государствами, назначать посольства, решать вопросы войны и мира, устанавливать повинности горожан и т.п. Имелась вечевая администрация (вечевые дьяки, вечевая изба), вечевые грамоты скреплялись печатью "Господина Великого Новгорода". Вече собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету ("осподе"). Этот совет формировался из бояр и высших чинов администрации: посадника, тысяцкого, "старых" (т.е. бывших) посадников и тысяцких, старост городских концов. Возглавлял совет "владыка" - архиепископ Софийского собора. Его мог заменять архимандрит - настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. Боярский совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

    Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на "осподе". Затем эта кандидатура предлагалась вечевому собранию. Князь, согласившийся княжить в Новгороде, должен был подписать договорную грамоту, в которой подробно регламентировались его права и обязанности.

    По договорам князь, прежде всего не имел права приобретать землю и раздавать ее своим приближенным. Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создали своего домена в республике. Князья не могли торговать с иностранцами без посредничества новгородских купцов, не имели права издавать законы и по своей инициативе, объявлять войну и заключать мир и т.д. Тем не менее князь был важной фигурой в Новгороде, одним из его высших должностных лиц. Организация защиты республики от внешних врагов - вот главнейшая цель приглашения князей в Новгород. Князь возглавлял собственную дружину и стоял (но вместе с посадником и тысяцким) во главе всех вооруженных сил новгородцев. За свою деятельность князья получали доходы: "дар" с новгородских волостей, не входивших в состав древнейших коренных владений Новгорода; часть судебных и проезжих (за право проезда) пошлин; пользовались угодьями для охоты, рыбной ловли, сенокосами (все это регламентировалось договорами со скрупулезной точностью).

    Во главе управления в Новгороде стоял посадник - первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из знатнейших боярских фамилий. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним все его важнейшие функции (командование вооруженными силами, суд), ведал администрацией, внешнеполитическими делами, строительством оборонительных укреплений, следил за взысканием податей с населения.

    Второе по значению должностное лицо в Новгороде - тысяцкий. Его также избирали на вече из знатнейших и аристократических фамилий. Тысяцкий ведал торговлей и судом по торговым тяжбам, следил за созданием гор-го ополчения и вместе с князем и посадником стоял во главе вооруженных сил Новгорода. За свою службу посадник и тысяцкий получали право сбора в свою пользу определенных повинностей.

    Управление Новгородом строилось следующим образом: город делился на 5 "концов": Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский и Гончарский. "Концы" подразделялись на "сотни" (их было 10), "сотни" на "улицы". Каждый "конец" созывал свое кончанское вече с выборным кончанским старостой во главе. Такая же организация управления существовала и в более мелких административных единицах города. "Сотни" были одновременно и административными, и военными единицами, при необходимости выставлявшими определенную часть ополчения. Сотники (или сотские) выполняли и полицейские, и судебные функции. Все местные выборные органы должны были следить за благоустройством города и, конечно, за торговлей.

    Территория Новгородского гос-ва делилась на 5 частей, "пятин", кот-е подчинялись 1му из "концов" Новгорода. "Пятины" делились на волости, управлявшиеся новгородскими "мужами", волости - на погосты. В крупные города (например, в Псков - до 1348 г.) посылались наместники Новгорода. Но города пользовались и относительной самостоятельностью - имели вече, выборных должностных лиц.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта