Главная страница
Навигация по странице:

  • Политические идеи Древней Греции раннего периода.

  • 2. Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ).

  • Государственно-правовая теория Платона.

  • 4. Учение о государстве и праве Аристотеля.

  • 5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков).

  • Стоицизм.

  • 6. Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов.

  • Павел

  • ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план


    Скачать 473 Kb.
    НазваниеКраткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
    АнкорИППУ (конспект лекций).doc
    Дата02.02.2017
    Размер473 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
    ТипКонспект
    #1745
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 3. ПОЛИТИКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

    План

    1. Политические идеи Древней Греции раннего периода;

    2. Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ);

    3. Государственно-правовая теория Платона;

    4. Учение о государстве и праве Аристотеля;

    5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков);

    6. Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов.

    1. Политические идеи Древней Греции раннего периода.

    В развитии политической и правовой мысли Древней Греции выделяют три периода:

    • предфилософский (ранний) период (IX - VI вв. до н.э.);

    • философский период (VI - IV вв. до н.э.);

    • период кризиса и упадка (эллинистический) (III - I вв. до н.э.).

    Возникновение и развитие политических и правовых теорий Древней Греции обусловлено особенностями общественно-политического строя раннегреческих государств (полисов). В полисах общество было неотделимо от государства. Каждый свободный гражданин имел политические права и участвовал в государственном управлении. В этот же период начинают складываться классы (рабовладельцы, рабы). Возникает философия как особая форма познания и объяснения мира. Политическая наука еще не выделена. Именно философия пытается объяснить причины и условия возникновения государства и права, их назначение и проводит поиск идеального государственного устройства.

    Для раннегреческой политической мысли характерно объяснение государственно-правовых явлений с точки зрения мифологии.

    Один из наиболее ярких представителей литературы – Гомер (VIII в. до н. э.). В своих трудах «Илиада» и «Одиссей» объясняет существующие общественные порядки исполнением воли богов, при этом выражает интересы аристократии. Уже в его трудах обосновывается принцип справедливости и законности.

    Олицетворением справедливости «дике». Гомер оперирует и понятием обычного права («темис») как основным регулятором общественных отношений. Темис – набор предписаний и установлений, в которых конкретизируется «дике». Гарантом исполнения высших норм поведения является двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом.

    Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) «Теогония» и «Труды и дни». Труд «Теогония» посвящен справедливому устройству общества, в котором выражаются потребности крестьян. В соответствии с потребностями Гесиода есть два верховных божества – Зевс и Фемида (богиня справедливости), которая должна обеспечивать, установить на земле эвномию (благозаконие, законность).

    Справедливые порядки всегда связаны с честностью и трудолюбием. Главным принципом жизни каждого человека должен быть «меру во всем соблюдай».

    Идеальное общественное устройство осталось в прошлом. Сначала на Земле после сотворения людей был «золотой век», который сменился «серебряным», затем – «бронзовый», затем – «век героев», затем – «век железный». В «железном веке» царит произвол, правду заменил кулак, где сила, там и правда.

    С формированием древнегреческой этики возникают различные школы, которые занимаются вопросами нравственного самосознания и исследуют правила поведения. Наиболее видными представителями этики раннего периода были следующие философы (семь мудрецов): Фалес, Питтак, Солон, Биант и др. Эти философы считали правила поведения людей результатом общественного соглашения.

    В частности, Салон (ок. 638 – 559 гг. до н. э.), который был первым архонтом (правителем) в Афинах, стремился найти компромисс между правящей аристократией и народом. «Государство, - говорит он, - это порядок, основанный на законе, который сдерживает чрезмерные притязания знати и демоса (народа)».

    Салон в соответствии со своими представлениями разрушает в Афинах родовой строй и вводит территориальный и имущественный принцип строения государства. По имущественному принципу выделяет четыре класса, три из которых допускались к управлению государством.

    Политическим идеалом для него была цензовая демократия, которая сдерживает аристократию и народ, опираясь на закон, как сочетание права и силы коллективной морали полиса. Салон создал в своем государстве Конституцию как систему основополагающих законов в жизни общества.

    Гераклит Эфесский (530 – 500 гг. до н. э.) – впервые использует философское обоснование политики. Основным законом мироздания является логос (всеуправляющий разум) – принцип порядка и меры. В мире нет ничего неизменного. Все течет, все изменяется. Противоположности находятся в постоянной борьбе между собой. Люди живут не по логосу, потому что мудрость дана не всем. Отсюда появляется и социальное неравенство, которое выражается в неравенстве интересов людей.

    Людей Гераклит делит на неразумных, живущих по своему разумению, и мудрых, которые понимают, что счастье заключается в размышлении и понимании того, что необходимо говорить только правду и жить в соответствии с логосом.

    Гераклит критикует демократию. Политический идеал для него – «аристократия духа» (меритократия). «Все человеческие законы, – говорит он, - должны исходить из логоса, единого божественного закона». При этом Гераклит является сторонником позитивного закона. Он говорит, что народ должен бороться за законы, как за свои стены.

    Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.) является сторонником аристократии. Худшей формой организации общества является анархия, так как человек по своей природе не может обходится без руководства. Положение каждой группы людей в обществе обусловлено характерной для нее иерархией ценностей.

    Главные ценности для него – прекрасное и благопристойное. Далее следует выгодное и полезное.

    Аристократию он представляет как правление умных и нравственных людей, живущих в соответствии с прекрасным и благоприятным. Гармония между гражданами полиса возможна благодаря справедливости, которую он понимает, как воздаяние равных за равных.

    Право он представляет как равную меру для регулирования отношений неравных индивидов. Пифагор выстраивает свою иерархию законов. Он не признает обычая. Позитивные законы должны быть справедливыми и соответствовать божественному закону.

    2. Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ).

    Для классического периода характерна развитая философия, возникновение рационального подхода к объяснению политики и права.

    Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) считал, что все сущее состоит из атомов и антиподов, состояние которых приводит к возникновению многообразия предметов и явлений. Их связь обуславливается необходимостью. Эта необходимость заставляет людей соединяться с другими людьми.

    Человек – животное от природы, способное ко всякому мучению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость.

    Общество и государство есть результат общественной эволюции из природного состояния. Государство создается для достижения счастья каждого. В основе его лежат общение и дружба.

    Главная цель государства – достижение эвтюмии («хорошего расположение духа»), т. е. состояния безмятежности и гармонии души.

    Люди должны соблюдать меру во всем.

    Мудрецам законы не нужны, так как они живут в соответствии с нормами морали, живут незаметно. Законы же нужны для толпы.

    Достичь эвтюмии поможет демократия, которая в идеале должна сочетаться с компонентом правления аристократии.

    Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений. Выше всего ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусно создано людьми.

    Он считал естественным деление людей на богатых и бедных. Богатство должно использоваться на пользу народа.

    Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами, выступавших в V в. до н. э.

    Софисты делятся на два поколения:

    1. старшие (Протагор, Гиппий, Горгий);

    2. младшие (Фрасимах).

    Они обучали искусству побеждать противника в спорах и судебных тяжбах, распространяли среди граждан знания о политике, философии и праве.

    Они впервые признали человека и его блага высшей ценностью. Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

    Мир полон искусственных изобретений, которые разрушают эту меру. К ним относятся писаные законы, так как они есть властные ограничения в отношении людей. Закон часто воплощает тираническое начало и не стремится к подлинному благу человека. Истинное благо дается природой, так как именно в ней заключается справедливость.

    Природе вещей должен соответствовать условный естественный закон, который для человека должен быть важнее, чем позитивные государственно-правовые законы.

    Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа и законы, создаваемые людьми, максимально соответствуют естественному закону.

    Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) стал последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов).

    Он отождествлял закон и справедливость.

    Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских.

    Он оперирует понятием «народная нравственность».

    Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа.

    Монархия есть правление при добровольном согласии народа, на основе законов политии.

    Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя.

    То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы – аристократия.

    Если они избираются на основе ценза – плутократия.

    Если большая часть участвует в управлении государством – демократия.

    Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием; но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

    Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.

    1. Государственно-правовая теория Платона.

    Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений.

    Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

    Его труды: «Государство», «Законы», «Политик».

    Он считается основателем объективного идеализма.

    В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными. Это лишь отражение идей.

    Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

    Законы – это принципы жизни общества; требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости.

    Благо – это то, что сохраняет.

    Все то, что ведет к переменам – зло.

    Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

    Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

    Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды, а ему необходимо еще очень много. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду люди, собираются вместе, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

    Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами.

    «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

    Минимальное количество людей для государства – 3 - 5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

    1. производители (ремесленники, торговцы);

    2. стражи (воины – защита порядка);

    3. правители - философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

    Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

    1. Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

    2. Мужество – правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и нет.

    3. Рассудительность – это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

    4. Справедливость.

    Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

    1. по количеству властвующих:

    - единовластное правление;

    - олигархия;

    - народовластие.

    1. по содержанию деятельности государственных институтов:

    - тимократия (власть военных);

    - олигархия;

    - демократия;

    - тирания.

    Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

    В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих).

    Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей.

    Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

    Самым тяжким преступлением по Платону является святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

    Преступления он делит на злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

    Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

    Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

    • суд посредников;

    • суд соседей;

    • профессиональные судьи.

    Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

    Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

    Основные идеи:

    1. порядок осуществления власти устанавливается законом;

    2. гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

    3. нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

    4. гражданами могут быть только свободные;

    5. частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

    6. форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).

    4. Учение о государстве и праве Аристотеля.

    Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считается родоначальником политической нации, сформировал ее предмет и метод.

    Его труды: «Политика», «Афинская полития».

    Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Для этого необходимо наличие добродетели: мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они являются приобретенным состоянием души человека и их наличие отличает человека от животного.

    Политика государства обусловлена природой человека как политического существа. Она выражается в потребности жить сообща и наличии представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

    Политика есть сфера интеграции граждан в сообщество, в цивилизованную форму общности. Ее цель – благо всего народа и государства.

    Политик должен учитывать природу человека и не ставить своей задачей воспитание нравственности граждан. Достаточно, чтобы они обладали качествами граждан (умение повиноваться властям и законам).

    Аристотель рассматривает государство как совершенную форму жизни людей.

    Политическое устройство – это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно включает:

    - три ветви власти (законодательная, судебная, административная);

    - власть закона.

    Закон есть бесстрастный разум. Основание, по которому властвующие должны властвовать и защищать форму государственного быта, – закон.

    Главный элемент государства – граждане. К ним относятся те, кто участвует в управлении, несет военную службу и служит богам. Исключение – рабы.

    Государство есть продукт естественного развития. Изначально существовала семья, в которой были отношения троякого рода: господские (власть домоправителя), супружеские и родительские. Семьи организуются в селения, а те объединяются в государства.

    Таким образом, Аристотель является основателем патриархальной теории возникновения государства.

    Формы правления:

    1. правильные (монархия, аристократия, полития (самая лучшая));

    2. неправильные (тирания, олигархия, демократия).

    Условия существования идеального государства:

    • ограниченная территория;

    • численность населения.

    В нем должна быть аристократическая форма правления, при которой гражданами являются только правители и воины. Земли в таком государстве нужно делить на общие и частные.

    Сочетание всех этих условий неосуществимо.

    Возможна лучшая форма государственного устройства. Она должна быть смешанной (добродетели лучших форм) и умеренной (чтобы можно было преодолеть недостатки олигархии и демократии). Это полития.

    Признаки политии:

    1. собственность средних размеров;

    2. преобладание среднего класса со средним достатком;

    3. социальной опорой власти являются землевладельцы;

    4. политическая власть – в руках воинов;

    5. принцип политической справедливости.

    Существует справедливость уравнивающая (имущественные отношения) и распределяющая (социальный статус человека). Распределяющая справедливость предполагает назначение на должности и поощрения в соответствии с заслугами человека.

    В жизни одна форма правления переходит в другую.

    «Никомахова этика» - право возникает в процессе политического общения людей и есть отношение одного человека к другому.

    Право служит критерием справедливости и выступает регулирующей нормой политического поведения. Хорошее законодательство и действующее вместе с ним законодательство воспитывает человеческие добродетели (чувство справедливости).

    Закон есть право.

    Существует именно политическое право. Оно делится на естественное и волеустановленное (условное).

    Естественное – это то, которое везде имеет одинаковое значение, не зависит от признания его или не признания. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению.

    Волеустановленное – это равная мера, регулирующая отношения между людьми. Это писаное право и обычаи. Обосновывается принцип законности – власть божества и разума.

    5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков).

    Эпикурейцы являются сторонниками Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.).

    Человек и общество подвержены естественному процессу всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их со своим поведением – этика.

    Человек – существо разумное. Он стремится к свободе (мере разумного поведения), получению удовольствия и достижению атараксии (безмятежности).

    Он должен довольствоваться немногим, ограничивать свои желания, стремиться к независимости от общества.

    Для достижения счастья люди должны совершенствоваться - создаются государства и законы. В догосударственном состоянии люди подобны животным. Ими владеют страх и вражда; для обеспечения безопасности создаются правовые нормы.

    Государство есть форма политического общения, ассоциация морально совершенных людей, созданная в целях безопасности и преодоления страха.

    Справедливость носит условный характер.

    Эпикур различает право и закон. Закон есть гарантия автономии личности. Он должен быть справедливым, соответствующим естественному праву, которое есть представление о природной справедливости.

    Законы должны ограждать мудрых от толпы.

    Эпикур выступает за умеренную демократию.

    Стоицизм. Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н. э.). Главными деятелями стоицизма также являются Марк Аврелий, Сенека, Клеанф и др.

    Они критикуют идеи эпикурейцев, а развивают идеи Платона и Аристотеля.

    Они исходят из предопределенности всего сущего и фатализма мирового закона, т. е. судьбы, разума мироздания, универсального закона всего сущего.

    Согласно Зенону, «естественный закон божественен и обладает силой, повелевающей делать правильно и запрещающей противоположное».

    Естественное право установлено природой. Согласно с ним должен жить каждый человек.

    Природное стремление к общению, связь между людьми есть основания возникновения государства. Цель государства – общее благо и справедливость.

    Идеальное общественное устройство – в духе Платона.

    Право есть мера должного поведения, жизнь в согласии с природой. Есть естественное право (выше всего) и позитивное законы, обычаи.

    «Чего не желаешь себе, не делай другому».

    Учения стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (200 - 123 гг. до н. э.).

    «История в сорока книгах» - основной труд.

    Всем в мире правит закон судьбы. Человек, как часть природы, должен повиноваться ему.

    Общество, как любой природный организм, зарождается, достигает расцвета и приходит к упадку. Так и возникает государство.

    Потребность в государстве обусловлена в слабости человека.

    Исторический процесс есть смена форм государства, каждая из которых страдает несовершенством: монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия.

    Лучшая форма – смешанная: Римская Республика.

    Право состоит в том, чтобы жить в согласии с природой, честно и добродетельно. Именно благодаря обычаям и законам, благоустроенное государство устойчиво и не вырождается.

    6. Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов.

    Политико-правовая мысль Древнего Рима характеризуется:

    1. рационализм;

    2. возникновение юриспруденции как политической и правовой науки;

    3. легитимизация власти и властных институтов осуществлялась в связи с идеей права и закона.

    Господствующие классы разрабатывают правовые механизмы защиты собственных интересов.

    Государство рассматривалось как публично-правовая общность, основанная на согласии в основах права и служащая для защиты имущества.

    1. право понималось как всеобщий, равный масштаб, соответствующий природе вещей.

    Этапы развития Древнего Рима:

    1. царский (754 - 509 гг. до н. э.);

    2. республиканский (509 - 27 гг. до н. э.);

    3. императорский (27 г. до н. э. – 476 г.).

    Марк Тулий Цицирон (106 – 43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, мыслитель.

    Труды «О государстве», «О законах».

    Он заложил основу юридическим традициям. Государство есть общий правопорядок.

    Народ – это соединение многих людей, связанных между собой согласием в области права и общностью интересов.

    Право создается для реализации этих интересов.

    Народ есть люди, которые заняты благородным умственным трудом.

    Поддерживал идеи Аристотеля в сфере происхождения государства. У людей существует врожденная потребность жить вместе, есть необходимость защиты частной собственности.

    Достижение согласия людей по вопросам права зависит от формы государства:

    а) правильные (царская власть, власть лучших, демократия);

    б) неправильные (тирания, олигархия, охлократия).

    Идеальной является смешанная форма правления (Римская Республика). Она может стать вечной в случае:

    - разделение и взаимное уравновешивание властей;

    - деятельность мудрого правителя;

    - наличие идеального гражданина как субъекта государства и права;

    - наличие справедливых законов.

    Политик должен быть умным, образованным, знать науку о государстве и праве, стремится служить общему благу, защищать справедливость, быть решительным, доблестным и красноречивым.

    Развивает учение стоиков о естественном праве, что есть выражение разума и справедливости. По юридической силе и времени возникновения выделяет естественный закон (установлен природой и не зависит от мнения людей) и писаный закон (решение человека).

    Право делится на:

    - частное;

    - публичное;

    - право народов.

    Писаное право должно соответствовать требованиям естественного закона. К писаным законам относятся собственно законы, обычаи и традиции, а также приговоры судей.

    Утверждается равенство всех перед законом. Под его действие должны подпадать все.

    Изначально монополия на решение вопросов в Древнем Риме принадлежала жрецам – понтификам, которые составляли сборники юридических формул, недоступных никому. Право считалось отражением божественного промысла.

    Возникновение светской юрисдикции связывают с именем Гнея Флавия, который выкрал сборник юридических формул у своего хозяина.

    Основными вопросами науки о праве стали:

    • соотношение нормального и отклоняющегося поведения;

    • взаимодействие частного и публичного права;

    • систематизация и кодификация права.

    В ранний период развития юриспруденции такая наука была востребована римской аристократией.

    Значительный вклад в развитие юриспруденции внесли Манилий, Марк Юний Брут, Сульпиций – все они происходили из сенаторов и консультировали по юридическим вопросам.

    Формы участия юристов в разрешении споров:

    1. respondere– ответы на юридические вопросы частных лиц;

    2. cavere редактирование актов о завещании;

    3. agere – сообщение формул для ведения дел в суде.

    В классический период императоры с целью ослабления власти сенаторов, даруют юристам право толковать правовые нормы. Эти толкования приравнивались к законам.

    Это Гай (II в.), Папиниан (II – III вв.), Павел (II – III вв.), Ульпиан (II – III вв.), Модестин (II – III вв.).

    Право в этот период отражало нужды реальной жизни. Происходит становление юридического правопонимания, выводятся стандарты социального поведения.

    Влияние оказала философия стоиков – источником права считается божественный разум, который создал природу и все сущее на земле в соответствии со справедливостью.

    Право есть мера справедливости.

    Павел: право это то, что всегда является справедливым.

    Ульпиан: право это искусство справедливости.

    Правосудие есть наука о справедливом и нет.

    Справедливость есть неизменная и постоянная воля, предоставлять каждому его право, предписание права заключается:

    - жить честно;

    - не чинить вреда другому;

    - каждому давать то, что ему принадлежит.

    Право делится на частное (польза отдельных лиц) и публичное.

    Ульпиан предлагает делить право на:

    а) естественное (предписание природы для людей и животных). Все рождаются свободными; оно регулирует отношения семьи и воспитание детей.

    б) право народов (в отношении покоренных народов и соседних государств);

    в) цивильное (регулирует отношения свободных римлян).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта