ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
Скачать 473 Kb.
|
История политических и правовых учений Краткий конспект лекций Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ План 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений; 2. Периодизация истории политических и правовых учений. 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам. История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии. Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения. Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах. Специфика истории политических и правовых учений: 1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи; 2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий; 3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности. В структуру политико-правового учения входит 3 элемента: 1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи; 2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву; 3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права. Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии. История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы: 1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств. Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий. 2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний. 3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий. Методология включает в себя 3 группы методов: 1) общенаучные методы: - исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве; - социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества; - нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения. 2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.). 3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.). Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений. Парадигмы: 1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства); 2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы; 3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права; 4) социологическая (социальная) - настоящее время. 2. Периодизация истории политических и правовых учений. Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право. Подходы к периодизации: 1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм). Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации; 2) исторический. Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время; 3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе. Этапы: 1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века). Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп. Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу. 2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств; 3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений. ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА План
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права. Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов. Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости. Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость. В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения. Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIV веке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы. В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы. «Поучение Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела. Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам. Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности. Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни. Следование божественным установкам, которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами. «Книга мёртвых» (XXV в. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей. Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д. Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников. Древний Израиль. Особенностью израильской политико-правовой мысли является непосредственная обусловленность религией. Характерно единобожие. Верховным правителем всех народов считается бог Яхве. Непосредственное управление иудейским народом долгое время осуществляли священники и судьи. Единого правителя не было. Статус царя у древних иудеев не являлся привилегией. Его функции – это большое бремя и долг. Правовые нормы, которые регулировали жизнь древних иудеев, также вытекают из религиозных норм. Содержатся они в Пятикнижии Моисея «Тора», а также в 10 заповедях. В учении о власти у древних иудеев говорится о трех функциях правителя:
Уподобление власти царя божественной власти влечёт за собой обоснование в иудейской теории единовластия или царства. Власть земного правителя не произвольна, он должен судить справедливо, соблюдать законы и реализовывать божью волю. Главный критерий легитимности царской власти является законопослушность правителя. Закон у израильтян соотносится с разумом творца, наказание – с мудростью правителя, судьи; а исполнение законов – с силой царя. Правитель не ограничен лишь при исполнении законов. Он имеет право привлекать народ к работам, перераспределять собственность подчинённых, взимать подати, вести войну и заключать союзы. Для реализации своих полномочий правитель создаёт бюрократический аппарат. Существовали совещательные инстанции старейшин, которые не участвовали в суде. Особое место иудеи отводят правосудию. Судьи приводят в жизнь божью волю, божий закон, поэтому земной суд должен воплощать высшую справедливость. Суд приводит в жизнь принцип законности. Законы должны быть известны всем, поэтому их нужно обнародовать.
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры. Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые. Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ. Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора). Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма. Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.). Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были: - Ригведы (сборник гимнов); - Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII – VII вв. до н. э.); - Дхармашастры (религиозные нравственные предписания); - «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству, политике и праву. Три основных положения:
Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити). Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:
Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:
С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм. Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:
- правильный путь (определяется самим человеком); - решимость; - речь (без ругательств); - действия; - образ жизни; - направление усилий; - направление мысли. Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом. Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов. Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни. В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним. Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества. Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы. В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению. Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:
Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка. Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер. От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного, социального и нравственного начала. Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:
Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы: 1. Конфуцианство, основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными. Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя. В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство. Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе. Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины. Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры. Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен. 2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях. Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя. Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко. Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов. 3. Даосизм. Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов. Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит. 4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы: - понимание мудрости; - почитания единства; - всеобщая любовь; - взаимная выгода; - оборона против нападений; - действия против судьбы; - исполнение воли неба; - духовидение; - бережливость при захоронении; - выступление против музыки. Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы. |