Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Юридический позитивизм учения Джона Остина.

  • 2. Рудольф Иеринг о государстве и праве.

  • СУБЪЕКТ – ИНТЕРЕС – ЦЕЛЬ

  • 3. Органическая теория государства Герберта Спенсера.

  • 4. Политические взгляды Фридриха Ницше.

  • 5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек.

  • ТЕМА 13: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XX В.

  • 1. Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.

  • 2. Нормативистский позитивизм Ганса Кельзена.

  • 3. Социологическая юриспруденция Роско Паунд.

  • ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план


    Скачать 473 Kb.
    НазваниеКраткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
    АнкорИППУ (конспект лекций).doc
    Дата02.02.2017
    Размер473 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
    ТипКонспект
    #1745
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 12. ЗАПОДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

    ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    План

    1. Юридический позитивизм учения Джона Остина;

    2. Рудольф Иеринг о государстве и праве;

    3. Органическая теория государства Герберта Спенсера;

    4. Политические взгляды Фридриха Ницше;

    5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек.

    1. Юридический позитивизм учения Джона Остина.

    Юридический позитивизм своей основой имеет философский позитивизм первой половины XIX века. Одним из первых представителей юридического позитивизма является Джон Остин (1790 – 1859).

    Его труд - «Лекции о юриспруденции или философия позитивистского права». Первым вопросом в курсе лекций был «что есть предмет юриспруденции». Для того чтобы выделить предмет, он разграничивает этику (область суждений, оценок, понятие добра и зла), науку о законотворчестве (включает представление о том, каким должно быть право) и науку о праве –юриспруденция, которая имеет дело с законами права в собственном смысле слова, без рассмотрения того хороши ли они или плохи. Право – это приказ власти, обращённый к исполняющему обязанности для выполнения их под угрозой применения санкции.

    Право – это повеление суверена. Источником права является суверенная власть, которая в своей деятельности ничем не связана, но действует в рамках религии, морали и согласия подданных.

    Именно привычка повиновения власти является важнейшей гарантией нормального функционирования государства и права.

    Норма права – это правило, установленное одним разумным существом для руководства другим разумным существом, над которым установлена власть, т.е. нормой является приказ суверена, снабжённый санкцией. Кроме того, есть законы, установленные Богом. Только эти две категории законов являются правом.

    Существует нормативное регулирование, которое нельзя назвать правовым. Такое регулирование осуществляется посредством правил, установленных общественным мнением. Это нормы международного права, то есть правила моды, этикета, чести.

    2. Рудольф Иеринг о государстве и праве.

    Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892) – германский правовед, считается предшественником социологической юриспруденции. Его теория – юриспруденция интересов. Известность Рудольфу Иерингу принесли такие труды, как «Борьба за право», «Цель в праве», «Дух римского права на различных ступенях его развития».

    Иеринг считает, что объектом правоведения являются различные жизни и интересы людей. Он стремится дать социологическое объяснение государству и праву, разрабатывает собственную методологию познания права.

    Иеринг основное значение придаёт анализу эмпирического материала, конкретных жизненных фактов. Исследуя их в историческом и социальном измерении, говорит о том, что право подобно организму, ему свойственны все качества природных организмов, в том числе наличие конкретных целей. Цель является правообразующим фактором.

    Общество – царство целей и основная его характеристика не причинность, а целесообразность. Все люди действуют, потому что есть цель в будущем. В основе целесообразности лежит интерес, стремление к получению выгоды, достижение блага.

    СУБЪЕКТ – ИНТЕРЕС – ЦЕЛЬ

    У каждого индивида есть свои интересы, отличные от других, и общество должно их согласовывать, общество должно стать ареной совместного поведения людей, объединённых общими целями.

    По мнению Иеринга для того, чтобы субъект не допустил эксцесса, необходимо внешнее принуждение. Для этого и существует государство и право. Право – это система социальных целей, гарантированных государством. Государство как организация социального принуждения обладает специальным аппаратом, характеризуется отношениями власти и подчинения, публичным характером государственной власти, публичным характером права и суверенностью.

    Иеринг говорит о том, что право есть разумная политика власти, право без власти – пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть проводит в жизнь нормы права. Государство не должно подчиняться законам, которые оно создаёт, потому, что изначально право создаётся для того, чтобы ограничить чрезмерные частные притязания. Поэтому оно имеет одностороннюю принудительную силу. Такое положение характерно для первоначальных и деспотических государств.

    Для того чтобы обрести прочность и сохранить себя, власть вынуждена подчиняться праву. Только в этом случае государство приобретает прочность. Государство должно себя самоограничивать для того, чтобы защитить всеобщий интерес.

    Право в полном смысле слова есть двусторонне обязательная сила закона, подчинение государственной власти издаваемым ею законам.

    Как полагает Иеринг, право не всегда выражало интересы общества, оно развивалось в борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в праве свои интересы. Эта борьба постоянно с развитием общества меняет свой характер и ведётся уже не за установление в праве интересов, а за обеспечение и поддержание в обществе твёрдого порядка, за претворение в жизнь действительного права.

    Рудольф Иеринг выделяет:

    - Объективное право – совокупность применяемых государством правовых принципов, законодательный распорядок жизни;

    - Субъективное право – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

    Субъективное право не существует без объективного и, наоборот.

    «В моём праве нарушается, попирается право вообще, в нём оно утверждается, защищается и восстанавливается». Отсюда – обязанность каждого бороться против беззакония и произвола. «Каждый есть прирождённый борец за право интересов общества».

    3. Органическая теория государства Герберта Спенсера.

    Герберт Спенсер (1820 – 1903 гг.) - английский философ, один из представителей позитивной теории. Одним из его трудов является «Принципы социологии».

    По Спенсеру для изучения социальных явлений, он предлагает использовать в социологии аналогии и термины из биологии.

    Спенсер рассматривает человеческое общество как единый организм, а не сумму индивидов. Полагает, что на общество действуют такие природные законы, как законы эволюции. В жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций происходят в виде:

    - увеличения объёма;

    - усиления дифференциации;

    - возрастания интеграции.

    Спенсер выделяет 2 стадии развития государства:

    1 стадия – государства военные (хищнические);

    2 стадия – тип промышленный.

    1 стадия. Характеризуется поглощением личности интересами государства. Главная цель – самосохранение общества, а не защита каждого индивида. Жизнедеятельность подчинена военным нуждам, личные цели индивида не учитываются, а права даруются как поощрение. Индивид – собственность государства.

    Характерные черты:

    - тотальная регламентация;

    - управление с помощью насилия.

    В таком государстве, общество – это распущенное по домам войско.

    Военный тип стремится производить всё собственными силами; и развитие, и усложнение хозяйственной деятельности приводит к переходу на новую ступень развития – к промышленному типу.

    2 стадия. Для промышленного типа государства характерно: существование обязательного договора, социальный контроль сводится к запрещению; развитие промышленности и торговли; неприкосновенность личности; охрана собственности; равенство всех перед законом.

    Основная задача государства – охрана прав и интересов каждого гражданина. Такая всемерная забота о благосостоянии граждан является не только ненужной, но и вредной. Каждый индивид обязан заботиться сам о себе. Если государство вмешивается в этот процесс (процесс естественного отбора), то это приводит к снижению морального и интеллектуального уровня людей.

    Спенсер был противником социализма. Социализм – это враг свободы. Он приведёт только к расширению сферы принуждения.

    4. Политические взгляды Фридриха Ницше.

    Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900). Его политические и правовые взгляды освещаются в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.

    Основную проблему его произведений составляет соотношение добра и зла, морали, права и поиск идеального социального строя.

    По Ницше человеком во всех его действиях движет воля к власти, основной человеческий инстинкт.

    Ницше выделяет 2 вида морали:

    1. Мораль господ

    2. Мораль рабов

    Отличие между ними заключается в том, что рабы ищут, как правило, сиюминутного наслаждения, мораль рабов – весьма относительна. Рабы созданы для того, чтобы подчиняться. Этой морали противопоставляется мораль господ. Ницше связывает её с нравственным идеалом, идеалом сверхчеловека, к которому должны стремиться люди. Сверхчеловек будет настолько отличаться от людей, что его можно рассматривать как особый биологический вид; ему присуща – глубокая индивидуальность, умеренность, власть над своими страстями, разумное планирование жизни. Все эти качества он связывает с волей к власти. Здесь он понимает её как искусство жизни, в которой человек учится управлять самим собой. Воля и власть приводит к борьбе. Следствие борьбы – возникновение государства - мудрой организации защиты индивида друг от друга.

    Ницше рассматривает государство как абстрактный принцип:

    I. - некая необходимость, которая дисциплинирует людей;

    - поддерживает и развивает культуру;

    - даёт нации жизненные силы.

    II. Реализуется принцип строгой иерархии, в которой государственная власть будет предоставляться людям в силу их выдающихся духовных качеств.

    Ницше пропагандирует аристократический кастовый строй. Объясняет деление людей на типы по их биологическим особенностям.

    Ницше выделяет следующие типы людей:

    I. – гении (обладают высочайшими качествами);

    II. – исполнители воли гения (их правая рука и лучшие ученики – это стражи порядка и права: царь, воины, судьи и др. блюстители закона);

    III. – прочая масса посредственных людей.

    В то же время Ницше рассматривает государство как насилие над личностью. Если государство не выполняет своих целей и извращает их, оно становится смертью народа. Главный признак упадка государства – господство толпы или массы. Толпа – ничем не примечательные личности, живущие по морали рабов; демократия – это упадок цивилизации.

    Ницше выделяет 2 типа государства:

    - аристократический;

    - демократический (упаднический).

    В соответствии с выделением двух типов государств выделяет два типа права. В основе каждого из них лежит стремление к утверждению существующих основ власти. С одной стороны – право может обеспечить естественную иерархию общества и господство благородных творческих личностей; с другой – может послужить интересам массы.

    Право – есть нечто вторичное, производное от воли к власти, результат войны и победы.

    Ницше исследует типы права и государства. Наилучшим видом организации общества считает Римскую империю. Высоко оценивает императорскую Россию – образец совершенной политики – теория Макиавелли.

    Утверждает, что к началу XX века прошло время мелкой политики. Утверждал, что XX век – век борьбы за мировое господство.

    Ницше был убеждённым антисоциалистом. Утверждение социализма он допускал в качестве эксперимента.

    5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек.

    Георг Еллинек (1851 – 1911) – немецкий государствовед, представитель либерализма. Попытался соединить социологическое и юридическое понимание государства. Свои взгляды по данному вопросу изложил в труде «Общее учение о государстве». Учение базируется на различных методах. Рассматривает различные стороны государства и права.

    Различие между социологическим и юридическим понятием государства и права разделяет фактическую конституцию (реальное общественное отношение) и конституцию писаную (формальная).

    Право, по Еллинеку, является компромиссом в различных интересах, которые противоречат друг другу.

    Рассматривая власть и право в социальном аспекте, Еллинек говорит, что они должны исследоваться с психологической точки зрения. Общество – совокупность психологических связей между индивидами, которые проявляются во внешнем мире.

    Рассматривая право в социальном аспекте, он говорит, что действие права, его положительность (формальность) основаны на убеждённости народа в его функционированности. На этой основе строится весь правопорядок. Право есть функция человеческого общения, и опирается она на чисто психологические элементы. Право может появиться только в организованных общественных союзах и является одной из важнейших сторон государства.

    С психологической точки зрения Еллинек рассматривает и государственную власть. Она заключается в соотношении воль властвующих и подвластных. «Власть, которой повелевают, но, которой не подчиняются, теряет свой господствующий характер». Власть основывается на повиновении подданных. Повиновение обеспечивается:

    - фактическими отношениями;

    - их психологическим признанием.

    Именно нормативное создание делает власть прочной.

    Еллинек стоит на либеральных позициях и придаёт большое значение индивидуальной свободе независимо от внешнего вмешательства. Поскольку права и свободы создаются объективным правом и исходят от государства, «необходимо доказать связанность государства с этим самым правом». Он объясняет обязательность права для государственных органов с юридической точки зрения. Деятельность для государства – есть сама государственная деятельность. Но, если воля государственного органа – это воля самого государства, то любой даже противоречащий акт государственного органа должен считаться правомерным.

    Еллинек опирается на социальное понятие государства и права и господствующее социальное мировоззрение. «Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы и, что граждане – это не государственные рабы».

    Еллинек рассматривает идею социального прогресса, говоря о том, что одним из его достижений является институт парламентаризма. Говорит, что в государстве с представительской формой правления, народ – как единый элемент является активным членом государства, коллегиальным государственным органом.

    Как подчёркивает Еллинек, необходимо устанавливать независимость депутатов от избирателей. Народ влияет на ход избирательных дел через избирательное право. Депутат, по закону, находится под фактическим контролем избирателей, хотя и не обязан отчитываться перед ним.

    Кроме того Еллинек говорит, что Парламент, воля которого расходится с

    волей народа, не может долго оставаться у власти.

    ТЕМА 13: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XX В.

    План

    1. Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.

    2. Нормативистский позитивизм Ганса Кельзона.

    3. Социологическая юриспруденция Роско Паунд.

    4. Американская реалистич-я школа права (Френк, Карл Ллевелли)

    5. Теория элит.

    6. Теория бюрократии Марка Вебера.

    7. Политические и правовые идеи солидаризма и институционализма.

    8. Политическая доктрина национал-социализма (фашизма).

    1. Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.

    Современные теории естественного права, в противоположность доктринам прошлого рассматривают человека с точки зрения его социальных связей и включают в перечень естественных прав не только неотъемлемые права человека, но и широкий перечень социальных, культурных и политических прав. Новые естественные правовые теории тесно связаны с доктринами социального государства и плюралистической демократии.

    Естественное право в современных концепциях представляется, как право с «изменяющимся содержанием». Термин ввёл Рудольф Штаммлер. На него влияет истинное правосознание, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это возрождённое естественное право, изучение которого основано на новой методологической базе.

    В противовес позитивистским теориям естественного права.

    Одним из направлений естественного права являются неотомисты. К ним относятся: Катрайн, Месснер, Маритена. Они относятся к взглядам Фомы Аквинского.

    Жан Маритен. Посол Франции в Ватикане. Свои идеи: «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». В своей теории соединяет представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, культурного развития и социальной обусловленности политики.

    Проводит различия между первопричиной общественных институтов (основа воля Бога) и реальной детерминации, происходящих в обществе процессов.

    Источником естественного закона является Бог. Он обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несёт перед ними моральных обязанностей. Естественный закон - это установленный божественный разум абсолютной нормы права и долга.

    Бог есть первый принцип естественного права. Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности к божественному разуму.

    Личность обладает абсолютным достоинством. Верующие полнее и лучше ощущают всю глубину естественного права. Хранителем является католическая церковь.

    2. Нормативистский позитивизм Ганса Кельзена.

    Ганс Кельзен (1881-1973 гг).

    Занимался общей теорией права, конституционным правом, международным правом. 1934 г. - книга «Чистая теория права». Эта теория – доктрина, из которой устранены все чуждые в юридической науке элементы. Чистая теория права должна заниматься специфическим (нормативным) содержанием права. Положение исходит из философии неоконтианцев, которые разделяли науку о сущем и науку о должном.

    1.- естественные науки, историю, социологию и др. науки, которые изучают природу и общественную жизнь с точки зрения причинно - следственной связи.

    2.- это этика и юриспруденция. Они исследуют нормативно обусловленные отношения между людьми, механизмы и способы социальной регламентации.

    1 гр. – основной принцип – принцип объективной причинности; 2 – принцип вменения.

    Нормативисты исследуют право с его внутренней стороны, в его специфическом нормативном содержании, избегая идеологических оценок.

    Наука о государстве и праве должна быть деидеологизирована, потому что наука должна носить объективный характер.

    Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Право возникает раньше государства.

    Ещё в первобытную эпоху, общество разрешило использовать людям принуждение в одних случаях, запретило его в других и закрепило монополию применения силы.

    Это правовое сообщество перерастает в государство, где функция принуждения осуществляется централизованным путём – специально созданными для этого органами.

    Он даёт определение: право является совокупностью государственных правопорядков децентрализованного международного права.

    В национальной системе права нормы согласованны друг с другом и составляют иерархию (ступенчатая концепция права).

    В соответствии с этим внутригосударственное право – замкнутая регулятивная система, где каждая норма обладает обязательностью, потому что она соответствует норме высокой ступени.

    Источник единства системы – основная норма. Это некое логическое понятие, мысленное допущение, которое даётся нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: «Должно поступать так, как предписывает конституция».

    2-я ступень в иерархии норм – общие нормы. Они устанавливаются в законном порядке или обычае.

    3-я ступень это индивидуальные нормы. Это судебные административные нормы для решения дел.

    Законность всей иерархии норм основывается на легитимности действующего Правительства.

    Применение права есть и создание права.

    Государство как организация принуждения идентична правопорядку. Любое государство, в т.ч авторитарное, есть государственный правопорядок, является правовым.

    Демократия, по своей сути, предполагает уважение чужих интересов, также защита прав меньшинств. Принцип – дух свободы; свобода выбора, мнений, взглядов и убеждений; принцип терпимости и свобода науки.

    Рисует проект установления мирового правопорядка, который будет базироваться на добровольном подчинении суверенных государств органам международной юрисдикции.

    3. Социологическая юриспруденция Роско Паунд.

    Зарождается в к. XΙX в. на основе философии прагматизма. Основатель Роско Паунд:

    • пятитомная «юриспруденция»
    • 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта