Главная страница
Навигация по странице:

  • И АНГЛИИ В ЭПОХУ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

  • 1. Теория естественного права Гуго Гроция.

  • 2. Развитие теории естественного права Бенедиктом Спинозой.

  • 3. Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции.

  • 4. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

  • ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ФРАНЦИИ И США В XVIII ВЕКЕ

  • 1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

  • 2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

  • 3. Доктрина Ж.-Ж. Руссо.

  • 4. Политико-правовые учения коммунизма в дореволюционной Франции.

  • 5. Политические и правовые направления в период Французской

  • Оноре де Мирабо

  • Жак Бриссо , Жан Ролан

  • Максимилиан Робеспьер , Жан Поль Марат , Дантон Сен-Жюст

  • 6. Гракх Бабеф и “Заговор во имя равенства”.

  • 7. Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.

  • ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план


    Скачать 473 Kb.
    НазваниеКраткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
    АнкорИППУ (конспект лекций).doc
    Дата02.02.2017
    Размер473 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
    ТипКонспект
    #1745
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГОЛЛАНДИИ

    И АНГЛИИ В ЭПОХУ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

    План

    1. Теория естественного права Гуго Гроция;

    2. Развитие теории естественного права Бенедиктом Спинозой;

    3. Основные направления политической и правовой доктрин Английской

    буржуазной революции;

    4. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

    1. Теория естественного права Гуго Гроция.

    Гуго Гроций (1583-1645) – первый крупный теоретик школы естественного права, нидерландский ученый.

    Выдающийся политический мыслитель. Обосновал рациональную доктрину европейского и международного права. Написал 190 произведений: «О праве войны и мира. Три книги» (1625), в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

    Предметом юриспруденции является вопрос права и справедливости. Предметом политической науки – польза и целесообразность.

    По вопросу права Гроций основывается на взглядах Аристотеля и делит право на естественное и волеустановленное.

    Естественное право - это предписания здравого смысла, право в собственном смысле слова. Оно состоит в том, чтобы предоставить другим то, что им принадлежит и выполнять возложенные на них обязанности. Источником естественного права является разумная природа человека, его природная склонность к общению. Правила общения – это источники естественного права. К таким правилам можно отнести:1) воздерживаться от чужого имущества; 2) возвращать полученную чужую вещь и возмещать выгоду; 3) обязанность соблюдения обещаний; 4) возмещение ущерба, причиненного по нашей вине; 5) воздаяния людям заслуженного наказания. Естественное право не может изменить даже Бог.

    При волеустановленном праве люди объединяются в союзы. Государство – это союзы свободных людей, ради соблюдения права и достижения общей пользы. Происхождение государственного и внутригосударственного права есть результат бытия естественного права государства, оно образуется путем соглашения. Сущность верховной государственной власти состоит в том, что она не подчиняется ни какой другой власти и ее действия не могут быть отменены другой властью. Носителем такой власти является государство в целом. Формы правления: царская власть, власть знатнейших вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика и т.д..

    Гуго Гроций полагает, что форма правления не имеет значения, так как она избирается народом при заключении соглашения об образовании государства. Естественные права и свободы граждан прекращаются с момента заключения этого договора, так как государство берет на себя ответственность за их защиту. Много внимания уделяется войне, которая не противоречит естественному праву. Гроций выделяет принципы международного права. По его мнению, война должна вестись по законам международного права.
    2. Развитие теории естественного права Бенедиктом Спинозой.

    Бенедикт Спиноза (1632-1677) – теоретик естественного права, голландский философ-материалист.

    Его взгляды раскрываются в следующих трудах: «Богословско - политический трактат», «Политический трактат», «Этика».

    Спиноза исходит из обоснования всего сущего божественной волей, законами природы. Законы природы – это соединение божественной воли и человеческого разума.

    Задачей политики Спиноза называет выведение из человеческой природы всего того, что наилучшим образом согласуется с практикой, реальной пользой.

    Политика должна исходить из того, что условием достижения общего блага является наличие и обеспечение частной собственности.

    Человек обуреваем страстями, в то время как он должен руководствоваться разумом. Большинству людей это не дано, либо они не хотят. Вытекает необходимость существования государства и права, которые возникают в результате договора.

    Законы, которые принуждают или поощряют, должны подчинять страсть разуму. Для того чтобы законы были разумными, их должны принимать большое количество людей, поэтому наилучшей формой правления является республика. Спиноза осуждает абсолютную монархию.

    Государство как все сущее подчиняется всеобщей законности. Его власть опирается на силу и принуждение. Границы власти состоят в том, чтобы не совершать подрыва ее авторитета, либо негодования подданных.

    Государство возникает в результате договора, его суть состоит в перенесении сил гражданина на общество. Государство должно обеспечить баланс сил между подданными и властью.

    Этот баланс опасно нарушать. В республике демократия всегда опирается на согласие подданных, на разумность закона, свободу и всеобщее равенство. Так как природа всех людей едина, то простой народ не может быть хуже знати.
    3. Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции.

    Английская революция длилась с 1640 г. по 1649 г..

    Своей религиозной основой имела идею кальвинизма в его различных разновидностях.

    Основные течения в революции представляли городская буржуазия, джентри, крестьянство, консервативное дворянство.

    Основные причины революции: 1) противоречие между буржуазией и старым феодальным укладом; 2) недовольство правящей династией; 3) противоречия между англосаксонской церковью и идеологией пуританства.

    Существовало три основных партии:

    1. Индепенденты – представителем является Джон Мильтон (1608-1674). Эта партия выступала за полную независимость и самоуправление верующих, подчиняющихся английской церкви и королю, за свободу совести и за конституционную монархию.

    2. Левеллеры – возглавлял партию Джон Лильберн (1613,1614 или 1618-1657). Левеллеры выступали за продолжение революционных действий, принятие демократической конституции, установление в ней прав и свобод граждан; за закрепление естественных прав и свобод человека; за свободу совести, слова, частную собственность. Высказывались идеи первичности, верховенства, суверенитета власти народа. Государство – результат общего договора, по которому власть переходит правителю по воле народа. Была разработана конституция республики Англии, закреплен принцип народного представительства, законности, разделения властей на законодательную, судебную и собрание шерифов.

    3. Диггеры – наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уинстенли (1609-?). Они осуждали весь общественный уклад Англии, так как он основывается на неравенстве, выступали за передачу земли народу, установление республиканской формы правления, выборную власть, избирательное право имущих, полное искоренение частной собственности.



    4. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

    Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

    В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

    Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного существования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод, в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости.

    Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

    Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

    Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

    Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются: 1)незыблемость договора; 2) обеспечение защиты в суде; 3) равные налоги; 4) защита человека; 5) наличие суда присяжных; 6) принцип соразмерности наказания содеянному.

    Джон Локк (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель.

    В своем труде «Два трактата о правлении» излагает свою концепцию естественного права.

    Родоначальник буржуазного либерализма. Стремился найти условия и гарантии социального компромисса. Естественное человеческое состояние по Локку, состояние полной свободы, равенства, в котором человек может самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

    В этом состоянии царит мир, каждый защищает свои интересы и в этом состоянии и проявляется естественное право. Нет никаких гарантий сохранения такого устройства. Следует заключить общественный договор, отталкиваясь от самостоятельного его обеспечения. Эта функция возлагается на государство, которое создается с целью поддержания мира, безопасности и справедливости.

    Государство не всесильно. В нем есть общий закон, и устанавливается судебная власть для разрешения споров и наказания преступников.

    Локк в своей теории описывает принцип полной юридической свободы и равенства граждан, право на частную собственность и ее защиту, принцип законности.

    «Там где заканчивается закон, начинается тирания».

    Выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная, природная.

    ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ФРАНЦИИ

    И США В XVIII ВЕКЕ

    План

    1.Общая характеристика эпохи Просвещения. Политико-правовые взгляды Вольтера;

    2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве;

    3. Доктрина Ж.-Ж. Руссо;

    4.Политико-правовые учения коммунизма в дореволюционной Франции;

    5. Политические и правовые направления в период Французской

    буржуазной революции;

    6. Гракх Бабеф и “Заговор во имя равенства”;

    7. Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.

    1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

    Политико-правовые взгляды Вольтера

    Просвещение - влиятельное общекультурное движение периода перехода от феодализма к капитализму. Просвещение было частью борьбы, которую вела молодая буржуазия, а также народные массы против старого феодального строя. Деятели этой эпохи пытались утвердить на земле царство равного, в котором люди будут совершенными и гармоничными, а все сферы жизни общества будут находиться в гормональном порядке.

    Главная ставка делалась на раскрытие знаний, преодоление невежества, моральное совершенствование, восстановление идеального строя во главе с просвещенным монархом.

    Одним из наиболее видных деятелей эпохи был писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). За свои политико-правовые взгляды он был выслан из Франции и долго прожил в Великобритании. Им были написаны: “Философские письма”, трактат о метафизике. Вел переписку со многими философами.

    Вольтер выступал против католической религии и религии вообще. Ее источником он считал невежество. Религия порождает такое отрицательное явление как религиозная нетерпимость. Он критикует феодальные порядки. Человек есть существо общественное, следовательно, в государстве должно царить политическое равенство, а также равенство всех перед законом. В то же время, имущественное и социальное неравенство является основой порядка и равновесия в обществе, предпосылкой нормального его развития. Свобода человека состоит в свободе его воли. Свобода - это зависимость только от закона. Достигнуть политического равенства и гормонального правопорядка можно лишь только в просвещенной монархии - Царстве равенства и свободы.

    При этом человеку предоставляются его естественные права ( на неприкосновенность личности, свободу слова, совести и т.д.). В идеальном государстве общественное устройство и правопорядок основываются на следующих принципах:

    - свободы;

    - собственности;

    - законности;

    - гуманизма;

    - либеральных методов управления;

    - разделения властей.

    2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

    Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

    Его произведениями являются “Персидские письма” (критикует политическую систему Франции, 1721 г.), трактат “О духе законов” (рассматривает природу естественных и юридических законов, 1748 г. ).

    Законы – это необходимые отношения, вытекающие из природы вещей в самом широком смысле слова. Естественные законы выражают основные принципы существования человека в природе и отношения людей между собой. Монтескье отвергал то, что естественным состоянием человека является “война против всех”. Первым естественным законом является “мир”: никто не стремится нападать на других, так как каждый чувствует себя неполноценным. Выделяются еще и позитивные законы:

    - регулирование отношений между людьми (международное право);

    - регулирование отношений властеимущих и поданных (политические законы, общественное право);

    - регулирование отношений людей как граждан (гражданское право).

    Так как все законы имеют единую природу, Монтескье выдвигает идею соотношения законов естественных и позитивных. Законы должны иметь определенное отношение к физическому состоянию страны, климату, характеру почвы и ее положению, ее площади, а также к способу жизни народа. Все вместе отношения составляют то, что называют законом. Названные факторы влияют и на строение общества. Лучшей формой государства считал конституционную монархию по примеру Великобритании.

    Монтескье выступал за всеобщее равенство людей, всеобщее избирательное право, реализацию принципа законности. Считал, что верховная власть должна принадлежать народу - для того, чтобы не было злоупотребления властью, ее нужно разделить.

    3. Доктрина Ж.-Ж. Руссо.

    Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

    Его взгляды изложены в трудах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750 г.), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754 г.), “О политической экономии” (1755 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.).

    Он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства. Человек изначально является частью природы. Основа его жизни лежит в материальной сфере. Развитие культуры создает искусственные потребности, которые изначально для человека не характерны. Это отдаляет его от естественного состояния. Например, появляется частная собственность, которая становится причиной неравенства людей.

    Первой ступенью стало имущественное неравенство. В результате общественного договора Богатых и Бедных произошло образование государства. Государственная власть должна была быть гарантом мира и справедливости. Возникают отношения между властвующими и подвластными, что поднимает имущественное неравенство на новый уровень. С течением времени законная власть перерождается в деспотизм, который становится 3-третьей ступенью неравенства. Деспотом является властитель, который обманывает и законы, и народ.

    Естественным состоянием общества должно быть такое устройство, где человек нравственно не испорчен и самодостоин. В идеальном государстве носителем власти должен быть объединенный народ. Цель государства - общее благо, основанное на общественном договоре, где воля всех есть совокупность частных воль.

    Так же строится и система законов, которая стремится установить справедливость и равенство. Руссо выступает против общественного мнения. Выход он видит в уравнении имущественных прав граждан.

    4. Политико-правовые учения коммунизма в дореволюционной Франции.

    В XVIII веке во Франции возникают идеи государственного и общественного социализма, основанного на коллективной собственности. В этот период выделяются труды Морелли, Габриэля Бонно де Мабли, Жана Мелье.

    Морелли (около 1715 - ?) – французский просветитель. Главный труд - “Кодекс природы, или Истинный дух ее законов” (1755 г.). Морелли изображает естественное состояние человечества как золотой век, когда люди живут по законам природы, вместе трудятся и имущество у них общее. Обществом управляют отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием.

    Разделение имущества и возникновение частной собственности отменяют законы природы, порождают жадность и корысть.

    Частный интерес становится всеобщей чумой. Выделение частной собственности порождает иную форму властных отношений, следовательно, создаются жесткие законы. Для преодоления такого состояния нужно :

    - уничтожить частную собственность;

    - регламентировать все стороны жизни (включая семейные отношения, искусство, образование);

    - самое тяжкое преступление есть убийство и попытка ввести частную собственность.

    В идеальном государстве формой правления может быть только просвещенная монархия, где интересы общества выше личных интересов.

    Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785) в своей наиболее известной книге “О законодательстве или принципах законов” (1776 г.) порицает общественное неравенство и частную собственность. Он считает, что эти явления ведут к угнетению народа и тирании. Частную собственность уже невозможно искоренить, но ее и можно ограничить через законы.

    Он выступает за верховенство законов в государстве и регламентацию всех отношений; за тотальный контроль и строгие наказания за небольшие проступки, введение законов против роскоши, за ограничение земельной собственности. В основе государственного устройства должно лежать верховенство науки. В крупных государствах формой правления должна быть республиканская монархия, в которой королевская власть ограничена строгой системой представительных учреждений.

    Жан Мелье (1664-1729) - сельский священник. В его произведении “Завещание” изложена теория общинного безгосударственного коммунизма. Религия есть грубый обман. Духовенство, короли и дворяне - это паразиты на теле народа. Мелье призывает к полному уничтожению феодального строя, упразднение частной собственности на землю и обязательный труд всех на общей земле.

    5. Политические и правовые направления в период Французской

    буржуазной революции.

    В истории Французская буржуазная революция можно выделить следующие этапы:

    I. 1789-1792 - у власти находятся представители крупной буржуазии, которые называли себя конституционалистами.

    II. 1792-1793 - государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии.

    III. 1793-1794 – установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

    26 августа 1789 Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Декларация закрепила естественные и неотъемлемые права человека на свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, равенство перед законом и т д..

    Представителями конституционистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эммануэль Сиейес и Антуан Барнав. Они выступали против засилья аристократии и абсолютной королевской власти; за установление конституционной монархии.

    В результате народного восстановления 1792 года к власти пришли жирондисты (представителями являются Жак Бриссо, Жан Ролан). Они выражали интересы средней и крупной торгово-промышленной буржуазии. Были сторонниками республики. Выступали за народный суверенитет, полную свободу предпринимательства, были противниками государственного вмешательства в экономику. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия (король казнен), ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку.

    В июне 1793 года к власти пришли якобинцы. Представителями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Дантон Сен-Жюст. Все они выступили за демократическую республику, основанную на Конституции. Только революция может завоевать свободу и равенство. В дальнейшем должно установиться конституционное правление, обеспечивающее свободную жизнь. Они осуществили меры против спекуляции, установили максимальные цены, провозгласили право на труд, установили минимальный размер заработной платы. Частную собственность они считали естественным правом. Было запрещено создание рабочих союзов в целях предотвращения конфликтов в обществе.

    Так же во время Французской буржуазной революции были и другие направления развития политико-правой мысли.

    6. Гракх Бабеф и “Заговор во имя равенства”.

    Гракх Бабёф (1760-1797) – руководитель и теоретик тайного общества “Повстанческий комитет общественного спасения”, созданного в Париже для продолжения революции и установления подлинного равенства, поскольку беднейшие слои населения были недовольны результатами революции.

    Целью Бабефа стало свержение Исполнительной директории, установление фактического равенства. После свержения директории он предлагал создать в республике Большую национальную общину, организованную на коммунистических началах. К ней должны были перейти все земли и имущество, которые предполагалось конфисковать у врагов народа. Должна была быть установлена общественная собственность на землю и средства производства. Бабеф считал, что нужно ввести совместное ведение хозяйства, установить для всех труд, строгое равенство потребления. Деньги подлежали упразднению.

    Постепенно такая народная коммуна должна была охватить всю страну. Лица, незанятые трудом, объявлялись иностранцами и лишались политических прав. Богачи объявлялись врагами народа. Власть в таком государстве принадлежит народному собранию, которое состоит из вооруженных трудящихся.

    Все эти идеи били изложены в “Манифесте равных”.

    7. Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.

    Основные представителями политической и правовой мысли США данного периода являются участники освободительного движения Североамериканских колоний, создатели государства США.

    Томас Джефферсон (1743-1826) - основной автор Декларации независимости, третий президент США. Он высказывал идеи договорного устройства общества и государства, народного суверенитета, равенства всех перед законом, равенство гр-н в политике. Он резко критиковал капитализм. Идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он поддерживал идеи независимости и самостоятельности североамериканских штатов.

    В Декларации независимости были закреплены следующие положения:

    - люди сотворены равными, наделены неотъемлемыми правами (на жизнь, свободу, стремление к счастью);

    - правительство создается для охраны естественных прав людей, и власть проистекает из согласия народа повиноваться правительству;

    - народ вправе изменить и уничтожить форму правления.

    Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 г. за систему “сдержек и противовесов” и давшую президенту возможность переизбираться неограниченное количество раз. Он резко осуждал рабство.

    Александр Гамильтон (1757-1804). Выражал интересы крупной буржуазии. Выступал за сильную централизованную государственную власть - федерацию, которая способна предотвратить демократическое движение народа. Выступал за широкое урегулирование конфликта с Великобританией.

    Является последователем теории разделения властей. Считал, что наилучшей формой правления является конституционная монархия по примеру Великобритании. Если же установится республика, то нужно наличие сильной власти президента, у которого должны быть очень широкие полномочия. Уделяет внимание судебной системе, выступает за независимость судей. Утверждает, что исполнительная власть в лице президента и правительства не должна быть ответственна перед Парламентом. Основой стабильности общества является богатое сословие, поэтому нужно ввести высокий имущественный ценз для наделения граждан избирательным правом.

    Томас Пейн (1737-1809) является наиболее радикальным представителем демократической, политической и правовой идеологии периода борьбы за независимость. В 1791 г. публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г..

    Утверждает, что война колоний за независимость благородна, так как борьба за независимость есть естественное право человека. Источником власти в государстве является народ.

    Все гражданские права (свобода слова, равенства, совести и т.д.) должны защищаться и гарантироваться государством, так как они естественны. Только согласно воли народа формируется Правительство и суд, обязанностью которых является обеспечение свободы, безопасности и независимости, а также гарантии справедливости. Идеальным устройством, по его мнению, является демократическая светская республика.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта