Главная страница
Навигация по странице:

  • Политическая доктрина Макиавелли.

  • 2. Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе.

  • Теория государственного суверенитета Жана Бодена.

  • 4. Идеи раннего коммунизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

  • ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

  • 1. Общая характеристика политико-правовой мысли Киевской Руси.

  • 2. «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона. Политико- правовые идеи Владимира Мономаха.

  • 3. Особенности политико-правовой идеологии Московского государства. Концепция «Москва – третий Рим».

  • 4. Политические идеи Ивана Грозного и Андрея Курбского.

  • 5. Концепция государственно-правовых преобразований Ивана Семеновича Пересветова.

  • ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план


    Скачать 473 Kb.
    НазваниеКраткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
    АнкорИППУ (конспект лекций).doc
    Дата02.02.2017
    Размер473 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
    ТипКонспект
    #1745
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

    План

    1. Политическая доктрина Макиавелли;

    2. Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе;

    3. Теория государственного суверенитета Жана Бодена;

    4. Идеи раннего коммунизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

    1. Политическая доктрина Макиавелли.

    Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) – видный юрист и политический деятель Флорентийской республики. Свои идеи изложил в трудах «Государь» (1513 г.), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (1519 г.). Считается родоначальником политической науки.

    В своей теории исходил из положения о предопределении всего сущего, а также из представлений о человеческой природе. Все в мире управляется судьбой. При наличии определенных качеств человек может изменить свою судьбу. Для того он должен быть хитрым и предприимчивым.

    Возникновение государства связывает с природной склонностью человека жить вместе с себе подобными, со стремлением к безопасности и защите имущества. Для того, чтобы оградить себя от внешних и внутренних опасностей, люди избирают из своего числа самого сильного, храброго, достойного, который становится правителем.

    Таким образом, основной задачей государя является обеспечение общего блага и защита своих подданных. Если в своих действиях правитель допускает жестокость, насилие, коварство, обман, это оправдано только в случае, если он заботится о своем народе. В случае правильного выполнения своих функций государь не отвечает ни перед кем. Он же является и верховным законодателем.

    Идеальный правитель должен сочетать в себе качества лисы, которая хитростью обходит капканы, обладает изворотливость, умом, и льва, который побеждает своих противников силой, мужеством, бесстрашием.

    В своих действия правитель должен руководствоваться принципом защиты имущества своих подданных. «Цель оправдывает средства».

    Макиавелли первым вводит в политическую науку понятие «stato» - государство, как особым образом организованная политическая власть. Эта власть едина, абсолютна, суверенна и неотчуждаема.

    Выделяет три формы правления:

    - монархия;

    - аристократия;

    - республика.

    Идеальной формой правления считал республику, по примеру Римской. Однако, для того, чтобы государство было организовано в идеальную форму правления, необходимо сначала установить строгий порядок. Это невозможно без этапа монархической власти. «Законы – это всего лишь воля государя, которая обязательна для подданных, но не связывает его самого».

    2. Политические и правовые идеи Реформации в Западной Европе.

    Реформация, как движение за изменением организации католической церкви, началось в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы.

    В Реформации выделилось два направления:

    • Умеренное – крупные бюргеры; выступали за реформирование церкви, ее дешевизну и изменение статуса. Церковь не должна быть единственным посредником между богом и человеком.

    • Радикальное – городские и деревенские низы; выступали за изменение церковной организации и всего социального порядка.

    Идеологом умеренного крыла считают Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.), он изначально выступал против продажи индульгенций. Его труды «Девяносто пять тезисов против индульгенций», «О светской власти» (1523 г.).

    Лютер отрицает сущность католической церкви и говорит, что большая часть социальных несчастий зависит от неверного представления о соотношении светской и духовной властей.

    Бог изначально создал мир духовный и земной. Церковь должна отвечать только за духовное воспитание человека, доносить до людей божественный закон, закрепленный в Писании, и не должна вмешиваться в сферу светской власти. В земном мире действует закон естественный, который регулирует внешнее поведение человека, а также вопросы имущества. Человек, соблюдая естественные и божественные законы, может сам придти к спасению без посредничества, церкви.

    Каждый человек сам выбирает, верить ему или нет. И никто его не может принудить к выбору той или иной религии. «Все, что связано с религией - это свободное дело». Светская власть является богоустановленной. Люди должны ей повиноваться. Лютер подчеркивает значение мудрого и благочестивого государя.

    Основные тезисы:

    - свобода совести;

    - независимость светской и духовной власти.

    Более радикальным в умеренном течении является Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.). Его труд – «Наставление в христианской вере» (1536 г.).

    Основным тезисом является догмат о божественном предопределении: господь заранее определил путь каждого к спасению. Узнать, благоволит ли тебе бог или нет, можно по тому, как идут твои земные дела. Если ты благочестив, трудолюбив, умерен в желаниях, бережлив, предприимчив, значит тебе предначертан путь к спасению. Представители церкви могут только направлять тебя на верную дорогу. Священников люди должны выбирать сами из числа наиболее успешных и богобоязненных людей.

    Идеолог радикального направления – Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525 гг.). В 1516 г. возглавил христианское восстание в Германии. Выступал за коренное переустройство церковного и общественного порядка. Идеи были изложены в «Двенадцати статьях» и «Статейном письме». В своих трудах предлагает новое социально-государственное устройство, которое основывается на следующих положениях:

    1. учреждение крестьянского союза и братства, которое произойдет в результате революционных действий простых людей;

    2. только власть народа может осуществлять цели бога, которая заключается в достижении общего блага;

    3. идея народного суверенитета – народ является источником и субъектом власти, форма правления – республика;

    4. выборность органов государственной власти и должностных лиц;

    5. запрет частной собственности и классовых различий;

    6. всеобщее равенство и обязанность трудиться.

    1. Теория государственного суверенитета Жана Бодена.

    Жан Боден (1530 – 1596 гг.) – французский политический мыслитель. В его труде «Шесть книг о республике» (1576 г.) выражены интересы крупной буржуазии, заинтересованной в укреплении королевской власти.

    Боден дает понятие государства и государственного суверенитета. Государство – это управление множеством семейств и тем, что есть общего у них, осуществляемое абсолютной и постоянной властью.

    По вопросу происхождения государства – придерживается теории Аристотеля (это средство потребности людей к постоянному общению: семья-общины-государство).

    Боден выделяет 3 вида власти и отношений:

    - отношения супружеские;

    - родительские;

    - господские.

    Изначально все государства создаются путем насилия – это возникновение государства (Восток). Затем государства начинают формироваться по праву –это законные государства (монархии Европы): народ повинуется монарху, а монарх – законам природы. Правитель не должен нарушать эти законы, а также волю бога. Он верен слову, соблюдает обещания, установления о престолонаследии, обеспечивает неотчуждаемость государственного достояния, уважает личную свободу, неприкосновенность имущества, семейные отношения, свободу вероисповедания. В этом состоят границы государственной власти.

    Боден выделяет специфические признаки государства:

    1. это совокупность семей, а не отдельных лиц;

    2. это совокупность семей на основе суверенной власти.

    Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть. Абсолютная означает, что она не связанна никакими законами; постоянная – она не прерывается во времени. Временная не может быть суверенной.

    Боден выделяет исключительные права суверенной власти:

    • издавать и отменять законы;

    • объявлять войну и заключать мир;

    • назначать высших должностных лиц;

    • осуществлять верховный суд;

    • право помилования;

    • право чеканить монету;

    • право взимать подати.

    Эти права суверенные власти не распространяются на отношения, которые регулируются естественными и божественными законами.

    Форма правления зависит от географических условий, величины территории, климата и т. д., а также от особенности характера конкретного народа. Наилучшая форма правления – монархия. Боден критикует демократию.

    4. Идеи раннего коммунизма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

    Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – юрист, адвокат, спикер Палаты общин, в дальнейшем лорд-канцлер. Был казнен. Его идеи были изложены в произведении «Утопия» (с греч. «остров, которого нет») в 1516 г.

    В своем труде Мор выявляет причины, которые лежали в основе социальных бедствий в Англии того периода и основной из них – наличие частной собственности, которая ведет к имущественному, а в дальнейшем – и социальному неравенству.

    Мор в своем труде обосновывает возможность процветания государства и без частной собственности.

    «Утопия» представляет собой остров, разделенный на 54 равные округа. По своей структуре они напоминают античный полис. Всего в этом государстве живет 6 тыс. семей. В каждой семье 10 - 16 взрослых, занимающихся определенным видом ремесла. Труд является обязанностью каждого. Таким образом строится государственное управление.

    Каждые 30 семей выбирают из своего состава одного филарха сроком на один год. Каждые 10 филархов выбирают одного протофиларха. Это должностные лица, их полномочия не являются привилегированными.

    Все филархи тайным голосованием избирают правителя (принцепса), власть которого ограничивается Народным собранием и Сенатом. В Сенат входят 162 сенатора, избранных народом по три от каждого города. Основная задача всех должностных лиц – решение текущих и наиболее важных дел в государстве.

    Таким образом, по форме правления Утопия представляет собой ограниченную монархию. Законов в Утопии очень мало, так как жители обладают высокими нравственными качествами.

    Работа составляет 6 часов каждый день, предусмотрены меры поощрения за добросовестный труд. Для того, чтобы не возникало имущественных противоречий, каждые 10 лет жители Утопии меняются домами и всей своей собственностью.

    Частной собственности нет, это ведет к отсутствию имущественных преступлений. За преступления против собственности человек может быть обращен в рабство, которое не является наследственным. Рабы выполняют наиболее тяжелые и непривлекательные работы.

    Томмазо Кампанелла (1568 – 1630 гг.) в 1602 г. создал всемирно известный «Город Солнца», в котором выразил свой идеал общественного государственного устройства.

    Управление в «Городе Солнца» строится на принципе суверенитета, тотального контроля над всеми сферами жизни человека, профессионализма в управлении. По форме правления – аристократическая республика.

    Во главе государства самый ученый, первосвященник, метафизик по имени Солнце.

    У него есть три соправителя:

    1. Пон (Сила – ведает военным делом);

    2. Син (Мудрость – ведает всеми науками);

    3. Мор (Любовь – ведает деторождением, воспитанием детей, производством одежды, питания и т. д.).

    Также существует Совет из тринадцати должностных лиц. При этом на Совете могут высказываться каждый солярий (житель Города Солнца). Данный орган выполняет контролирующие функции.

    В Городе Солнца нет частной собственности, рабства. Существует всеобщность труда; 4-х часовой рабочий день; свободное время солярии посвящают искусству, науке, самосовершенствованию.

    При этом в городе Солнца запрещена любая роскошь и действует жесткая регламентация. Дети изымаются у родителей и отдаются на попечение воспитателей. Законов в Городе Солнца мало, они краткие и ясные.

    Предметом спора между соляриями в основном выступают вопросы чести. Судебный процесс – гласный, устный и быстрый. Наказания всегда справедливы и соответствуют проступку.

    ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ

    РУСИ И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

    План

    1. Общая характеристика политико-правовой мысли Киевской Руси;

    2. «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона. Политико- правовые идеи Владимира Мономаха;

    3. Особенности политико-правовой идеологии Московского государства. Концепция «Москва – третий Рим»;

    4. Политические идеи Ивана Грозного и Андрея Курбского;

    5. Концепция государственно-правовых преобразований Ивана Семеновича Пересветова.
    1. Общая характеристика политико-правовой мысли Киевской Руси.

    Становление и развитие государства было осложнено постоянной внешней опасностью и борьбой русских земель за свою независимость. Это отложило отпечаток на менталитете русского народа и обусловило основные направления политико-правовой мысли.

    Основные идеи IX-XIII вв.:

    - идея независимости русской земли;

    - единство русских территорий и сильной княжеской власти.

    Киевская Русь как государство зарождается в VIII веке, оформляется в IX в., а как единый политический механизм функционирует до середины XII века. Как этническая, культурная общность Киевская Русь продолжает существовать до формирования Московского государства.

    Киевская Русь – раннефеодальное государство – монархия во главе с великим князем, опиравшимся на дружину.

    В правовых теориях Киевская Русь еще не сложилась. Идеи содержатся в литературных источниках, трактатах.

    Особенности:

    1) значительная роль государственной власти, а не имущественного фактора;

    2) высокоразвитая духовная культура;

    3) особая роль православной веры, которая задавала основные стереотипы политического мышления и правосознания.

    Политико-правовые идеи призваны были служить реальной практике. Творцами их были видные государственные и державные деятели.

    Основные концепции:

    1) русская земля как дом – обитель русского народа: князь должен заботиться о защите своего народа, лживость князей порождает всеобщее бедствие;

    2) идея божественного происхождения княжеской власти и ответственности князей перед богом: православие становится государственной идеологией. Князь, являясь самодержавцем, править должен совместно со всем княжеским родом. Упор делается на божественный дом. Обязанностями князя являются служение своему народу, защита своей земли и охрана православия;

    3) теория соотношения княжеской и религиозной власти: князь является одновременно главой государства и создателем церковной организации. Власть, которая выбрала религию, должна следовать ее заповедям, охранять ее и укреплять. Религия же и церковная организация должна поддерживать государство. Государственная идеология опирается на православие как духовный базис;

    4) концепция этнической терпимости: люди иной веры имеют равные с православными права. Нет расовых и национальных теорий. Это позволило создать огромную поликультурную и полинациональную общность.
    2. «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона. Политико- правовые идеи Владимира Мономаха.

    «Слово о Законе и Благодати» - это первый русский политический трактат, написанный в XI веке киевским митрополитом Иларионом.

    В нем выявляется взаимодействие Закона и Истины. Закон есть проводник чужой воли господина или бога. Он призван определять внешние поступки людей до тех пор, пока люди не достигнут внутреннего совершенства. Истина есть учение Христа, связана с достижением христианином высокого нравственного статуса при изучении Нового Завета и воплощение его требований в собственном сознании и поведении. Если человек познал истину, то его внешние поступки определяются внутренним убеждением и верой. Закон такому человеку не нужен. Закон лишь подготавливает человека к истине. Они взаимодействуют, а не противопоставляются.

    Нравственное поведение человека в обществе, расширение идеалов христианства является основанием для духовного совершенствования человека и замена закона истиной.

    Иларион утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле.

    Он пытается показать мировое значение русского государства. По своему статусу оно равно и Востоку и Западу.

    Власть Великого князя основывается на правде и имеет божественное происхождение. Он ответственен перед Богом за труды людей его и должен обеспечивать мир и справедливое управление. Князь является наследником большого царства. Престол должен передаваться от отца к сыну. Правосудие осуществляется князем по правде и справедливо. Таким образом, идеальный князь должен быть богобоязненным, справедливым, мужественным и дальновидным.

    Дальнейшее развитие политико-правовые идеи получают в трудах Владимира Мономаха (1053-1125). Это «Поучение детям», «Послание князю Олегу Черниговскому», «Отрывок».

    Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении», где большое внимание уделяется проблеме организации и осуществления верховной власти, правосудия. Мономах советует всем князьям решать вопросы коллегиально, совместно с дружиной, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Князь сам должен вершить суд, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие.

    Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни.

    Князь несет ответственность перед своими подданными, выступает против междоусобиц и воин. Все вопросы должен решать полюбовно. Если же князья не довольны решением, они могут написать грамоту Великому князю со своими притязаниями.

    Церковь в государстве занимает важное, но явно подчиненное место. Владимир Мономах чтил духовных лиц, но предпочтение отдавал мирянам, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу.
    3. Особенности политико-правовой идеологии Московского государства. Концепция «Москва – третий Рим».

    Московское государство считало себя приемником Киевской Руси, а князей – родоначальниками царского рода.

    Особое внимание в политических доктринах Москвы уделялось обоснованию божественного происхождения власти царя. Это было нужно для укрепления идеологии абсолютной самодержавной царской власти, обоснования ее легитимности. Чем древнее царский род, тем больше оснований у правящей династии оставаться у власти и самостоятельно решать важнейшие политические вопросы.

    В Московском государстве сформировались свои политические концепции, которые основывались на идеях киевских политических мыслителей, сохранившихся с Киевской Руси. Это:

    1) Московское государство имеет особую роль в истории человечества;

    2) идея богоубранного, боговенчанного христианского царя, который является отцом русского народа, его защитником и охранителем православия. Царь должен быть благочестив, соблюдать волю божью, и так как происхождение его власти божественно, он ответственен только перед Богом.

    Монах псковского Елеазаровского монастыря Филофей создал концепцию «Москва – третий Рим». В ней подчеркивается ключевая роль Московского государства в сохранении христианской веры. Первые православные государства - Рим и Византия - пали из-за того, что императоры и народ отступили от истинной веры, не смогли сохранить ее.

    Москва стала Третьим Римом, а четвертому – не бывать. Отсюда проистекает идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства.
    4. Политические идеи Ивана Грозного и Андрея Курбского.

    Иван IV Грозный (1530-1584), известный прежде всего как Московский государь, в своих идеях обосновывал теорию ничем не ограниченной самодержавной власти. Он утверждал, что цари ведут свой род от русского великого князя Рюрика и римского императора Октавиана Августа. Таким образом, он подчеркнул преемственность власти.

    Царь есть наместник Бога на земле, выполняющий его волю. В своих действиях он ничем не ограничен и не перед кем не ответственен. Царь должен быть грозным. Он может использовать все средства в управлении народом. Подданные должны почитать его, бояться и безоговорочно повиноваться как дети своему отцу.

    Андрей Курбский (1528-1583) принадлежал к знатному роду Рюриковичей. Выступает против идей Ивана Грозного.

    Он осуждает беспредел, творимый царем. Все грехи самодержца пагубно скажутся на нем сомом и на будущем его семьи, на всем русском народе в целом.

    Власть царя нужно ограничить законом о божественном установлении и сословно-представительным органом. В Совет при царе должны входить благородные дворяне, которые отличаются благочестием и знанием государственного управления. Сам же царь должен выполнять свой долг перед народом, заботится о его благе, следовать нравственным заповедям.
    5. Концепция государственно-правовых преобразований Ивана Семеновича Пересветова.

    И.С. Пересветов – один из видных русских мыслителей XVI века.

    Он анализирует причины военного превосходства турецкого народа и пытается перенести наиболее важные его черты на русскую действительность.

    Наиболее значительными трудами Ивана Пресветова являются «Большая и малая челобитная царю Ивану IV Грозному», «Сказание о Магмет-султане».

    Он предлагает проект реформирования государственного аппарата, системы налогообложения, военную реформу, а также изменение судебной и правовой системы.

    Реформы:

    1) необходимо изменить порядок налогообложения; все средства, полученные на местах от налогов и податей, должны направляться в общую государственную казну, а затем распределяться на разумные государственные нужды. Нужно отменить систему поришения и назначить чиновникам жалование из государственной казны.

    2) необходимо сформировать подготовленную, профессиональную армию. Она будет обеспечиваться из казны. Звания и должности должны раздаваться в соответствии с заслугами, а не по происхождению. С такой армией государство сможет эффективно защищать свои границы и вести завоевательные войны.

    Кроме того, Пересветов выступает за реформирование судебной системы. Высказывается против взяток судей. Предлагает ввести систему профессиональных судей, получающих государственное жалование. Все, что присуждается судом, не должно переходить к судье. Правосудие должно вершиться по судебным книгам, единым для всех.

    Он затрагивает вопросы законодательства. Поступки людей регулирует вера и правда. Правда – это норма закона. Если вера есть, а правды нет, в стране будет беззаконие. Законы должны быть справедливыми, одинаковыми для всех, ясными и понятными каждому человеку.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта