ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
Скачать 473 Kb.
|
ТЕМА 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XΙX В. План 1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в; 2. Консервативные теории государства и права; 3. Английский либерализм; 4. Французский либерализм; 5. Политические взгляды О.Конта; 6. Теория критического, утопического социализма; 7. Идеология анархизма; 1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в. Теории: - консерватизм. - либерализм. - социализм. - позитивизм. - анархизм. Консерваторы: Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Эдмунд Бёрк.
Либерализм: Англия: Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль. Франция: Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль. Liberum – «свободный».
Соцализм. Критический утопический социализм: - Анри де Сен-Симон; - Шарль Фурье; - Оуэн. Критиковали капитализм и частную собственность. Позитивизм: Огюст Конт…. Это направление в науке, которая стремиться вывести позитивное знание о человеке, обществе и государстве. Анархизм: Прудон, Бакунин, Кропоткин. «А» - мать порядка.
2. Консервативные теории государства и права. Жозеф де Местр. 1. революция уничтожила веками сложившийся порядок, извратила законы. 2.созданные Конституции не могут соответствовать праву; в них должны содержаться те положения, те законы, которых подходят для объективных условий жизни конкретного народа, которая должна утвердить уже сложившиеся права. Суть основного закона – его никто не может отменить; поэтому он и не может быть установлен кем бы то ни было, ибо тот, кто вправе установить, тот вправе и отменить. 3. законы закрепляют степень свободы, которая зависит от потребностей народа, складывающихся в основном из обычаев. - Франция должна вернуться к своему истинному устройству и восстановить монархию. Именно монарх может вернуть народу подлинную свободу. - защищает ранее сложившийся сословный строй и оправдывает социальное неравенство. Порабощение необходимо для того, чтобы обуздать верхнюю природу человека и основывается оно на страхе. -по вопросу соотношения церковной и государственной власти утверждает, что власть Папы Римского всегда была, есть и будет выше королевской. - утверждает идеалы средневековой теократии и инквизиции. Луи де Бональд. Революция произошла из-за ослабления веры. Она привела к разложению общества, к передачи власти палачам и разбойникам. Созданные во время революции законы не могут быть правовыми, справедливыми, так как законы выражают божественную волю всего общества. Общая воля направляется монархом, власть которого происходит из естественного устройство человеческого сообщества подобно власти главы семьи. И так же как неделима общая воля, так же неделима и государственная власть. Так как законы – это необходимые отношения, между людьми в том числе, а главным законодателем является природа, законодательная власть, в принципе, не нужна. Так же вытекают из природы вещей и складываются в источники управления. Общество должно скрепляться наследственной монархией, защита наследственных отличий и государственной религии. Так как законы выражают общую волю, а монарх проводит ее в жизнь, монарх должен подчиняться законам, а так же следовать божьей волей. Таким образом, идеалом для Бональда была средневековая сословно-представительная монархия с сильной церковной властью. Эдмунд Бёрк. В 1790 г. Берк опубликовал книгу «Размышления о революции во Франции». - выступает против Национального собрания во Франции, говоря о том, что состав его не компетентен, данный орган стремиться уничтожить все сложившиеся порядки. - совершенствовать государственный строй можно только с помощью вековых обычаев. Его нужно сократить и реформировать. - основное внимание уделяет правам людей. Это те преимущества, к которым люди стремятся. Зависят они от конкретных условий стран и народов, от сложившихся обычаев. Право формируется постоянно в ходе исторического процесса. Поэтому, никакие Национальные собрания его создать не могут. - в пример: конкретное устройство в Англии. Говорит, что в основе государственного строя Англии лежит монархическая идея и именно наследование престола монарха обеспечивает с одной стороны преемственность власти и права, а с другой – их совершенствование. - опорой конституции должна быть религия, обычаи и права. Сила этого акта заключается в давности его существования и закрепленных в них традиций. В противовес консерватизму формируется либерализм. 3. Английский либерализм. Иеремея Бентам (1748 – 1832).Свои идеи, получившие название – утилитаризма, изложил в произведениях: «Принципы законодательства», «Фрагмент о Правительстве», «Руководящее начало конституционного кодекса всех государств», «Деонтология, или Наука о морали». Основные идеи:
Обращается к свободе человека и фокусируется на обеспечении интересов безопасности личности. «Человеку должен сам заботиться о себе и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь, потому что только сам человек может определить в чем заключается его интерес и его польза. Сама по себе свобода – это некий фантом». Не проводит различий между свободой и произволом. Отвергает идею школы естественного права о правах и свободе человека. «Права человека – это чепуха на ходулях!». Эти права никогда не осуществимы и их наличие несовместимо с сохранением любой конституции. Отрицает различение права и закона. Если отделить право от закона, то право приобретает антизаконный смысл. Критикует теорию общественного договора. Говорит о том, что заключение договора об образовании государства невозможно доказать. Рассматривая форму правления, осуждает монархию и наследственную аристократию. Лучшая форма правления – демократия, республика с разделением властей. При этом власть – исполнительная, законодательная и судебная действуют на основе согласия и взаимозависимости. Выступает за расширение избирательного права. За предоставление избирательного права женщинам. При этом демократические процедуры избирания должны контролироваться исполнительной и судебной властями. Основная обязанность правительства – гарантирование безопасности и собственности подданным государства. Выступает за совершенствование и модификацию законодательства, так же за предотвращение прямого вмешательства государства в экономические отношения. Джон Стюарт Милль. Милль делает упор на моральные и нравственные ценности, на свободу человека. Свободный индивид стремиться к внутреннему благородству и самоотверженному служению общества ради счастья других. Выступает за свободу каждой личности и оптимальный строй, который будет основан на порядке. Угрозу свободе усматривает не только в государственных институтах, но и массовой демократии, так как она нивелирует человека, усредняет его, превращая в одномерную личность. Свобода индивида должна быть первична по отношению к государственным структурам. Государственность – всегда соответствует обществу в целом. Главным условием существования достойного государства – высокие нравственные качества людей и постоянное самосовершенствование их. Является сторонником разделения властей и правового государства. Лучшая форма государства – представительное правление, где всей полнотой власти обладает народ. 4. Французский либерализм. Бенжамен Констан (1767 – 1830) – ученый, государственный деятель. Книга «Курс конституционной политики». Различает свободу – полную и личную. Древние народы обладали лишь полной свободой, которая сводилась к участию в осуществлении полной власти. Общественные институты поддерживали равенство, препятствовали накоплению богатств, восставали против роскоши, так же таланта, добродетели. Новые народы понимают свободу иначе, их свобода личная, гражданская состоит в суверенной независимости индивида и государственной власти. Она включает свободу выбора религии, свободу печати, предпринимательства. Подчеркивает свободу конкуренции, выступая против вмешательства в экономику. Кроме того опасность для свободы – это теория народного суверенитета, потому как она отождествляет свободу и власть. Неограниченная власть народа опасна для свободы каждого человека. Гарантия индивидуальной свободы – возможность выражения общественного мнения, так же в разделение равновесия властей. Форма правления – конституционная монархия, необходимо разделение властей на: 1. нейтральную власть, которая принадлежит монарху; 2. исполнительную власть; 3. власть наследственной палаты власти; 4. власть закрытой выборной палаты; 5. судебную власть. Алексис де Токвиль. Труды: «О демократии в Америке», « Старый режим и революция». Предмет исследования – демократия, как: 1. политический строй; 2.общественный строй, незнающий границ между высшими и низшими классами. Основа демократии – принцип равенства, которая выражается в равенстве общественного положения и стартовых возможностей. Не отождествляет равенство и свободу. Говорит, что во все времена люди предпочитали свободе равенство, потому что оно дается легче. Существование же в условиях свободы требует большого напряжения, больших усилий. Пользование свободой рассматривалось как крест. Современную демократию считает возможной только при условии союза равенства и свободы. Любое равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу и вызывает деспотию к жизни. Деспотия делает бессмысленным равенство. Одна из важных помех свободе – чрезмерная централизация верховной власти. Обществом выработан целый ряд политических, юридических, демократических установлений, которые укрепляют свободы индивида и общества. Это: - разделение властей; - местное самоуправление; - суд присяжных; - свободы совести, печати, религии и др. Верховенство народа имеет свои пределы, если их приступить возникает тирания большинства. Порицает индивидуализм. Говорит, что его можно преодолеть только гражданственностью. 5. Политические взгляды О.Конта. Труды: «курс позитивной философии», «Система позитивной политики». Позитивная философия исходит из того положения, что положительные знания должны опираться на опыт и наблюдение. Наука изучает факты законности связи и отношения. Социология должна выражать положительную науку об обществе; изучает она социологическую динамику и социологическую статику, представляя при этом общество как единое целое. Социальная динамика – прогресс как нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни. Социальная статика включает организацию общества, в основе которого лежит семья. Для статики характерно изучения сотрудничества, объединения, кооперации. Общество скрепляется солидарностью, властью и наличием Правительства, которое выполняет моральные, нравственные, управленческие функции. Власть: 1. светская 2. духовная. Историю позитивизм рассматривает как процесс становления и развития человеческого разума. Развитие общества Конт разделяет на: 1. теологическая ( до 1300 г.) у всех народов власть осуществляется священнослужителями. Религия играет определяющую роль в управлении государством. 2. метафизическая (с 1300 до 1800 гг.) власть постоянно переходит к правленцам и юристам. Большую роль играет наука. 3. позитивная (когда военный быт сменяется промышленным бытом) - определяющую роль в обществе начинает играть социология (термин введен Контом) как философия и как религия. - характерными властными отношениями становиться социократия (власть общества). Выделяет 4 силы в обществе: 1. женщина как олицетворение нравственности; 2. священники-позитивисты – воплощение ума; 3. патрициат – олицетворяют деньги; 4. пролетариат – сила материальная, производящая. Именно согласие в обществе этих 4-х сил обеспечивает порядок и прогресс в обществе. Оправдывает деление общества на промышленников и наемную силу. Критикует либерализм и коммунизм. В случае, когда четыре силы согласованы, действуют в общих интересах, нет необходимости в делении на правителей и подданных, не нужны права личности. Говорит, что в обществе у каждого есть своя задача и обусловленный ей статус. Наличие права – отрицает. Говорит, что в позитивном обществе все останавливается. Порядок и прогресс достигается нравственными методами, а не властными. Предлагает для социократии – наличие всемирной позитивной религии, где человек объект поклонения. Для социократии характерно: «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». 6. Теория критического, утопического социализма. Направление возникло в начале XΙX в., как реакция на либеральное воспевание капиталистских порядков. Анри де Сен-Симон. (1760 – 1825). Предполагал, что человечество закономерно развивается по восходящей линии, двигаясь к своему золотому веку. Делит общество на стадии как О.Конт. Позитивная стадия устанавливает такой общественный строй, который сделает жизнь людей наиболее счастливой, представляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важных потребностей. Власть должна перейти к ученым и промышленникам. Говорит, что изменение в экономике и политике, вызываются в жизни изменением господствующих форм собственности. Закон, устанавливающий форму правления. Но, основным двигателем прогресса человеческого общества является прогресс знаний и нравственности. Именно этот прогресса приводит к позитивной стадии, на которой человечество сможет организоваться в общество наиболее выгодное для большинства. И для того, чтобы это общество построить он предлагает ряд реформ:
После этого возможно взяться за перестройку полного режима без разрушения традиционных государственных правящих форм. Предлагает: 1. власть необходимо отнять у непроизводительных классов (у феодалов, военных, землевладельцев, юристов) руководство политикой отдать в руки талантливых индустриалов (видные промышленники, но не люди из народа). 2. при передаче власти сохраняется институт монарха, Правительства (министерства), представительные учреждения. Вся полнота светской власти должна сконцентрироваться во вновь созданном парламенте – Совете промышленников. Сформированный вслед за этим индустриализм должен превзойти буржуазный строй и превратить страну в единую централизованную управляемую промышленную ассоциацию. Ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным планом производственной деятельности. Планомерная координация усилий индивидов, жесткая централизация и дисциплина дадут возможность максимально эффективно использовать производство на благо всей нации, оградят общество от бесполезных трат, энергии и средств. Эти же самые факторы делают излишними постановки в качестве целей – обеспечение свободы, гарантирование личных прав, поддержание справедливого порядка. Поэтому, при системе индустриализма отпадает необходимость в обременительных институтах и их многочисленными учреждениями и должностями. Эта система до предела ограничит полную проблему, сведя его к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Шарль Фурье (1772 – 1837гг.). Утверждал, что обнаружил аналогию 4-х движений: материального, ограниченного, животного и социального и выявил их основу - всеобщий закон тяготения и постижения. В обществе этот закон действует посредством проявления человеческих страстей. Для того чтобы найти правильный путь исправления общества и обеспечить введение нового социального порядка, необходимо вскрыть, описать и классифицировать эти страсти. История сама ведет людей по этому пути. В период цивилизации завершает процесс детства человеческого общества и готовит необходимые материальные, духовные и культурные предпосылки для наступления гармоничного и счастливого существования людей. Но в XΙX в. история двинулась впять и прежние достижения человека начинают приносить ему вред. Критике подвергает буржуазно общественную систему. Бедный класс лишен полной и социальной свободы. Государство является марионеткой в руках господствующего меньшинства. Права и свободы хоть и провозглашаются, но являются лишь пышными фразами. Такой политический строй – ненормальный. Политические средства борьбы ни к чему не приведут. Такое положение изменится, если основу общества составит ассоциация. Это производственно-потребительские товарищества, в которые входят представители различных социальных групп. Ячейкой ассоциацийного строя является фаланга. В каждую из них входит примерно 1600 человек. Предполагает сеть фаланг займет весь мир. Фаланги сохраняют частную собственность и как результат нравственные имущественные неравенства. Но это не мешает новому обществу настолько уничтожить общественные богатства, чтобы люди могли жить дружно, свободно, и не препятствовать друг другу. Первой заповедью существования фаланги является личная свобода каждого индивида. Центральная власть хоть и сохраняется, но во внутренние дела не вмешивается. Роберт Оуэн (1771 – 1852). В основе учение о характере человека. Человеческий характер формируется под влиянием внутренней природы человека и окружающей его среды. При этом окружающая среда играет главную роль. Подобным образом формируется характер целых классов. Капиталистические отношения, сложившиеся к началу XΙX в. как внешние факторы были отвергнуты за темноту и невежество масс, за господство духа алчности и невежести, главным виновником всей социальных зол является частная собственность. Отрицает современные социально-экономические порядки; признает, что прогресс производства, рост крупной промышленности, так как широкое использование науки, техники порождает необходимость увеличение высокой структуры общества. Именно капитализм должен совершить революцию в сознании людей. Выступая за революционные преобразования общественного строя, пытается избежать двух отрицательных явлений: 1. превращение революции в насильственный переворот. 2. совершение ее темными, невежественными людьми. Согласно ему революцию должны совершить определенные индивиды и группы людей, руководящиеся доброй волей и располагающими капиталами, необходимых для основания капиталистских поселений. Такими людьми могут быть дворяне, монархи, землевладельцы. Окончательным итогом в революционной деятельности видит в создании системы единения общественной собственности и кооперации – нового нравственного мира. «Молекула» – «посёлок общности» (коммуна). Эти коммуны объединяются в федерации национального масштаба или державы, а в дальнейшем объединяться и в международном масштабе. В течение нескольких лет на Земле начнет действовать 1 свод законов и 1 порядок правления. 7. Идеология анархизма. Под истоками анархизма стоит немецкий философ Макс Штирнер (1806-1856 г.). Труд «Единственный и его собственность». В реальности существует только один человек – эгоист или единственный. Окружающий мир, в том числе государство и право порождено его сознанием. Социальные институты или общее препятствуют развертыванию индивидуальности единственного, мешают ему достигнуть личного блага. Для освобождения единственного необходимо разрушить фантомы общего. Главным фантомом является государство, которое заставляет человека подчиняться своим законам, ограничивая свою личную свободу. Любое государство ограничивает свободу человека, даже если с его согласия. Вместо государства предлагает создать временный союз эгоистов. Прудон (1809 – 1865). Книга «Что такое собственность». Собственность - это кража. Осуждает крупную частную собственность, которая является основой эксплуатации человека человеком. Она является результатом труда. Поэтому необходимо для воспитания трудолюбия и чувство независимости. Основная ценность – справедливость, за несоблюдение ее осуждает государство и право. Государство – это зло. Власть человека над человеком есть рабство. Государство вместе с религией – насилие, и роднит эти два явления – авторитет и слепая вера. Государство – эксплуататор, а государственный аппарат – непроизводящий класс-паразит. Свобода человека возможна лишь при негосударственном строе (анархии). Федерация-анархия. Анархия – общественный строй, основанный на самоуправлении каждого индивида; свобода взаимная, но не ограниченная. Свобода есть не дочь порядка, а мать порядка. Управление, не внешняя функция, а функция каждого. В таком обществе устанавливается свобода людей вступать в различные отношения. При этом отношения основываются не на законах, а на договорах между людьми. Контроль за соблюдением осуществляют сами договаривающиеся страны. Основы социальной гармонии при анархии становиться система взаимовыгодных обязательств. Переход к такому строю может осуществиться мирным путем. Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876). «Государственность и анархия», « Кнуто-германская империя и социальная революция». В своих трудах опирается на идеи социального прогресса. Говорит, что право, как один из видов социальных норм является применимым и занимает низшую степень в социальном управлении. Задача законодательства – упрочнить и узаконить эксплуатацию трудящихся масс господствующими классами. Это положение противоречит человеческой свободе и справедливости. Законодательство возникает вместе с государством и вместе с ним исчезнет. Переход к справедливому обществу возможен через революцию. В результате – исчезнет государство, законодательство, эксплуатация, насилие над личностью, будет отменена частная собственность. В будущем общество будет регулироваться свободными соглашениями, которые основываются не на принуждении, а на свободном соглашении между людьми, взаимном признании и уважении друг друга. После упразднения государства, людей будет связывать не политическая власть, а добровольный договор свободных личностей. Конечным итогом будет объединение всех во всемирную Федерацию. Собственность будет основываться на труде, а земля и орудие труда – достояние производительных союзов. |