Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Политико-правовые взгляды Щербатова. М.М. Щербатов

  • ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • 1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями.

  • Теория Чезаре Беккариа.

  • Густав Гуго

  • ИППУ (конспект лекций). Краткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план


    Скачать 473 Kb.
    НазваниеКраткий конспект лекций Составитель ст преп. Гарбузова Е. В. Тема предмет и методология истории политических и правовых учений план
    АнкорИППУ (конспект лекций).doc
    Дата02.02.2017
    Размер473 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИППУ (конспект лекций).doc
    ТипКонспект
    #1745
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В XΙX ВЕКЕ

    План

    1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.

    2. Политиеские идеи В.Н. Татищева и И.Т.Посошкова.

    3. Политико-правовые взгляды Щербатова.

    4. Политико-правовые учения С.Е. Радищева.

    1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.

    Феофан Прокопович (1681-1736) – церковная деятельность.

    «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».

    Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.

    Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.

    Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.

    Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.

    При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.

    Прокопович - сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления.

    Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха.

    Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство»

    Самодержец - это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.

    В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей(обеспечение выбора императора себе наследника)

    В своих произведениях он оправдывал ничем неограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.

    Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее.

    Своё правление монарх реализует как требование естественного права так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.

    Он особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, он обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Сенода.

    Большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.

    В государстве есть различные чины каждый из которых занят полезным для общества делом, тоже и «священство» - это всего лишь чин, а не государство в государстве и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви.

    2. Политиеские идеи В.Н. Татищева и И.Т.Посошкова.

    Василий Никитич Татищев (1686-1750) - идеолог дворянства, географ, историк, государственный деятель, автор многотомника «Истории российской».

    Теоретическая база его идей - теория естественно-правого и общественного договора, который он связывает с историческим подходом и патриархальной теорией.

    Он полагал, что в естественном состоянии будет война всех против всех. Для того, чтобы обеспечить безопасность люди нуждались друг в друге. Требование обеспечения мира, необходимость разделения труда привели к созданию государства, которое явилось результатом общественного договора, заключённым для всеобщей пользы.

    Он утверждает, что все известные человеческие сообщества возникали на основе договора. Изначально -это договор супружества, договор между родителями и детьми, между господином и слугой.

    Крепостное право - результат договора.

    По этому договору крестьянин должен трудиться, а господа должны заботиться о благополучии подвластных им крестьян и обеспечить им необходимые условия труда. Он осуждает рабство и холопство, он считает, что эти формы являются формой насилия, а не договора. Особое внимание в своих трудах выделял положению сословий.

    Говорил, что необходимо закрепить их юридический и экономический статус, главным занятием дворян считал военную государственную службу. Основной задачей купечества - обеспечение богатства и процветания государства.

    Государство обязано заботиться о купечестве и устанавливать правила вольной торговли. Он затрагивал форму правления: она зависит от размеров территории страны и степени обеспечения её внешней безопасности.

    «Малые» народы управляются республикой, великие государства и находящиеся в безопасном положении могут установить у себя аристократическое правление.

    Великие и небезопасные без самовластного государя в целостности сохраняться не могут.

    Для России наилучшая форма правления считается монархия, которая опирается на двухпалатный представительный орган. Его цель - подготовка законов, разрешение «дел внутренней экономии», и обсуждение важнейших проблем. Этот орган должен состоять из двух палат- Сената и Совета. В Сенат входит 21 представитель от дворянства, В Совет избирается 100 человек.

    Верховным законодателем считают монарха, его законы должны соответствовать праву, справедливости и общей пользы .

    Рассматривая законодательную власть, он говорит о том, что российские законодатели допускают множество ошибок. Чтобы их исправить в России следует провести широкие кодификационные работы. Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению, для этого собрать представителей, организовать сеймы и парламенты.

    Иван Тихонович Посошков (1652-1726) – задумался над проектами социального и политического переустройства. «О скудости и богатстве».

    Все надежды возродить государство возлагал на царя, власть царя божественна и неограниченна. Он призывал царя законодательно закрепить положение сословий, их права и обязанности (духовенство, дворянство и купечество).

    Необходимо определить повинности крестьян. Он предлагал оградить все сословия, кроме купечества от занятий торговлей. Купечество должно стать единственным промышленным сословием. Призывал оказывать купцам покровительство, обеспечить им выгодные условия для внутренней и внешней торговли, установить единообразие торговых пошлин и привлечь к наемному труду бродяг и тюремных сидельцев.

    Введение уставной цены на основные виды товаров.

    По вопросу крестьян не обходимо чётко установить их повинности, пределы барщины, отделить крестьянскую землю от помещичьей.

    Он предлагал обучать крестьянских детей грамоте, деревенскую молодёжь на зимнее время отправлять на работу на фабрики и сохранять строгий помещичий контроль над крестьянами.

    Он предлагал ввести специальные экзамены, чтобы чиновниками были люди образованные и подготовленные.

    В целях искоренения судейского произвола предлагал проект устройства прямого правосудия. Судьи - это государственные чиновники, которые получают жалование из казны. Должность судей нужно предоставлять «низкородным» людям: купцы, разночинцы, черносошные крестьяне. Дворян допускать нельзя, т.к. они взяточники.

    Следует запретить судить по собственному усмотрению. Правосудие должно осуществляться по специальной судебной книге, для её создания необходимо провести большую кодификационную работу. К её осуществлению пригласить по 2-3 человека со всех сословий с каждой губернии. По окончанию работы все выборные лица подписывают судебную книгу и направляют её на рассмотрение государю. Он создаёт концепцию новой монархии, которая будет опираться на богатый народ. Он хотел направить страну на путь торгово-промышленного развития.

    3. Политико-правовые взгляды Щербатова.

    М.М. Щербатов (1733-1790)- эссе «О повреждении нравов в России».

    Критикует абсолютизм, деспотизм, бюрократизм. Является сторонником ограничения власти монарха, «обоснователь законами». Высмеивает идеи эгалитаризма (всеобщего равенства).

    Государство он рассматривает как результат договора народа с правителем, по которому люди уступают вольность свою для общей пользы.

    Единой силой России, которая может дать отпор деспотизму, является дворянство. Именно дворяне - благородные люди, которые от природы наделены способностью управлять. Поэтому их следует наделять законодательной властью.

    «Путешествие в землю Офирскую» - описание-проект идеального устройства общества.

    Законодательно чётко урегулировать права и обязанности всех сословий, общественное устройство представляет строгую иерархию. На верхушке стоит дворянство, ему принадлежит монополия на государственную власть и в награду даётся имения с крепостными крестьянами.

    Во главе государства император (первый среди равных), его власть ограничена законным собранием, за нарушение законов он подлежит наказанию.

    Таким образом, он считает дворянство привилегированным классом, служащим отечеству и государю. Только дворяне имеют право владеть крепостными крестьянами. Крепостничество он рассматривал, как благо для крестьян, т. к. в вольном состоянии они предадутся лени и порокам.

    Он отрицательно относится к просвещению народа, которое ведет к вольнодумству мятежан.

    С.Е. Десницкий (1740-1789)

    Развитие общества и появление государства он ставит в зависимостьть от появления частной собственности и необходимости разделения труда.

    В развитии общества выделял 4 этапа;

    1-первобытный

    2-пастушевский

    3-хлебопашеский (возникает собственность и государство)

    4-коммерческое состояние (обществом производится наибольшее количество благ, государство и право достигают своего рассвета)

    Появление частной собственности - причина возникновения имущественного неравенства. Люди имея различные физические качества отличаются различной степенью трудолюбия, поэтому неравенство закономерно. Именно развитая коммерция, как проявление высокого уровня деловых качеств людей позволяет максимально развить государственно-правовые институты. Он полагал, что наилучшей формой правления является монархия, для России - абсолютная.

    «Представления об учреждении власти, законодательной, судебной и наказательной»

    Император - единовластная глава государства, верховный законодатель, стоит во главе исполнительной власти с подчиненными ему коллегиями. Ему помогает представительный орган- однопалатный сенат.

    По его проекту император назначает судей, которые должны отличаться высоким уровнем правовых знаний. Предлагал ввести суд присяжных из 15 человек, суд должен быть равным для всех сословий, а судьи несменяемы и независимы.

    Предлагал ввести наказательную власть - выполняющую полицейскую и фискальную функцию.

    Осуществляли эти функции воеводы –подчинённые губернскому суду.

    Выделял гражданскую власть, выполняющую организацию местного самоуправления.

    Основным принципом деятельности является принцип законности.

    Выделял;

    1. право государственное

    2. право гражданское

    3. право уголовное

    4. право судебное

    Крепостное право в России отменять нельзя

    Предлагал обозначить некий род собственности для крестьян.

    Я.П. Козельский (1729-1795) – основным его трудом были «Философические произведения».

    Основа дальнейшего развития общества - распространение знаний, просвещение.

    Обосновывает проведение необходимых социальных мероприятий.

    Предлагал ввести всеобщую обязанность - труд, создать условия для предотвращения угнетения одних людей другими.

    Т.к. его взгляды основываются на теории естественного права и общественного договора, назначение государства он видит в достижении всеобщего блага.

    Оправдывает право народа на сопротивление угнетению.

    Наилучшая форма правления - Республика, в которой установлено всеобщее равенство, обязательный труд, ограничение частной собственности.

    Выделял следующие виды прав:

    1. Божественное

    2. Естественное

    3. Всемирное

    4. Гражданское(государственное)

    Законы государства должны соответствовать всем четырем типам, для характеристики власти он пользуется нравственными методами и предлагал в будущем для всего человеческого сообщества равноправия всех народов, единственную форму организации человечества, умеренность во всём.

    5. Политико-правовые учения С.Е. Радищева.

    А.Н. Радищев. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»

    Основывался на теории общественного договора и общественного права. Лучшая форма правления - демократическая Республика. Обосновывает её возможное существование в России историческим примером (Новгородская республика).

    Идеи Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете - власть принадлежит народу.

    Россию видит как федеративный союз Республик.

    Жёстко порицает деятельность царской власти, церкви. Они являются союзниками угнетения народа.

    Подчеркивает право народа на сопротивление угнетению.

    Крепостное право необходимо отменить, землю передать тем, кто её обрабатывает.

    Государство должно в равной степени защищать собственность каждого своего гражданина.осииР

    ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ

    И ИТАЛИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    План

    1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими

    мыслителями;

    2. Теория Чезаре Беккариа;

    3. Историческая школа права.

    1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями.

    Самуил Пуфендорф (1632-1694) – известный немецкий юрист и историк, основатель светской юриспруденции.

    Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеет труд «Об обязанностях человека и гражданина».

    Он вводит антропологический подход. Согласно этому подходу человек – это существо разумное и свободное. Он стремится к спокойному проживанию с себе подобными. Люди создают некие нормы, которые должны соблюдаться всеми людьми независимо от их происхождения. Так формируется разумный правопорядок.

    Но в естественном состоянии невозможно обеспечить свободу и равенство индивидов без принудительной власти. В человеческой природе присутствует эгоистическое начало, страсти и страхи. Таким образом, неуверенность в себе и естественная свобода оборачиваются властью одних над другими. Поэтому в целях безопасности и порядка люди создают государство.

    В основе возникновения государства лежит договор между семьями, инициатором которого является Бог. Данный договор включает два вида соглашения: договор объединения и договор подчинения (в нем определяются права и обязанности подданных и правителя).

    Государство – это форма общности людей, где правопорядок обеспечивается верховной властью, делегированной народом правителю.

    Лучшей формой правления Пуфендорф считал монархию, поскольку ее плюсами являются единство всех ветвей власти, обеспеченность суверенитета, юридическая неотвратимость монарха за собственные деяния. Он считает противозаконным всякое сопротивления воле монарха.

    Последователем Пуфендорфа был Христиан Томазий (1655-1728) – первым в Германии начал читать лекции по естественному праву.

    Выступает против тезиса «о греховной природе человека». Человек – это существо разумное, именно из разума человек производит фундаментальные принципы естественного права. По природе своей человек стремится к счастью, достижение которого – нормы человеческого общежития. Христиан Томазий говорит, что в естественном состоянии люди не знают неравенства, принуждения, частной собственности, но природный эгоизм порождает конфликты между людьми.

    Наилучшая форма правления – абсолютная монархия. Источник власти монарха – согласие подданных. Правителя и подвластных связывают взаимные обязанности. Подданные исполняют властные предписания монарха, а он гарантирует благо. В случае посягательства правителя на естественные права и свободы – граждане могут свергнуть его. Что же касается самого правления, то Томазий делает акцент на соотношение права и морали. Говорит, что конфликты возникают из-за несоответствия внутренних побуждений и внешнего поведения человека. Внутренние мотивы поведения должны регулироваться нормами морали – представлениями о добре и зле. Они создают систему смыслов, ценности, идеалы человека. Эта система формально нигде не закреплена, и моральные нормы действуют в той мере, в какой человек сознает их справедливость. Нормы права регламентируют внешнее поведение людей и основываются на государственном принуждении. Право – это властное предписание о государственной власти, которые закреплены в официальных актах. Томазий утверждает, что достижение всеобщего блага и всеобщего счастья возможно только при постоянном моральном самосовершенствовании людей.

    Христиан Вольф (1679-1754). Разработал доктрину просвещенного абсолютизма. Свои взгляды Вольф изложил в труде «Описание естественного права научным методом».

    Согласно доктрине Вольфа люди по своей природе разумны, свободны и стремятся к счастью. Достижение этого возможно только при условии морального самосовершенствования. В соотношении с представлениями о добре и зле, люди утверждают такие нормы поведения, которые могут гарантировать установление справедливого правопорядка.

    Государство возникает как договор между семьями, целью которого является достижение общего блага. Суверенная власть правителя образуется сложением воль участников договора об образовании государства. Носителем государственного суверенитета является просвещенный монарх, опирающийся на согласие подданных.

    В государстве существует право и позитивный закон. При этом верховенством обладает позитивный закон, так как именно он устанавливает масштаб индивидуальной свободы. Право – это мера должного поведения, установленного самим правителем. Естественное поведение – это соблюдение запретов и выполнение обязанностей, закрепленных позитивным законом. Мудрый правитель в своей опеке над населением действует с помощью позитивных законов и опирается на государственное принуждение. Все стороны жизни граждан должны быть строго регламентированы государством.

    1. Теория Чезаре Беккариа.

    Чезаре Беккариа (1738-1794) – представитель естественного права итальянского Просвещения.

    3. Историческая школа права.

    Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. Основой данной школы является мысль о том, что право возникает исторически. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

    Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права».

    Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»; шеститомник «Система современного римского права».

    Георг Фридрих Пухта (1798 - 1846) - «Обычное право», «Курс институций».

    Теоретики исторической школы права высмеивают естественноправовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям.

    Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности, соответствующим условиям жизни.

    Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания.

    Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс.

    Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая как зерно изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором – право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями.

    Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма, правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю.

    Историческая школа права имеет свои недостатки:

    - во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа;

    - во-вторых, большое влияние уделяет эволюции.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта