Краткий курс лекции Модернизации общественного сознания. краткий конспект лекции Модернизация. Краткое содержание лекций тема Общественное сознание как категория План лекции Сущность общественного сознания
Скачать 117.98 Kb.
|
Тема 11.«Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам План леции: Реализация национальной идеи «Рухани жаңғыру» в новых условиях казахстанской действительности О создании негосударственного национального бюро переводов. Подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания Перевод в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам. Модернизация общественного сознания происходит через обновление гуманитарного знания и принятия обществом новых его императивов. Историческая память народа – основополагающий фактор сохранения самого народа, нации, этноса, которая закладывается веками в культурное наследие, культурные пласты всей человеческой цивилизации. Культурное наследие является важнейшим признаком цивилизованного общества, оно включает в себе духовно-нравственные и материальные ценности, которые не просто переходят от одного поколение к другому, а требуют приложения огромных усилии и средств в национальном, государственном масштабе, чтобы не потерять их. В недалеком прошлом мы все близко стояли у пропасти обезличивания. Обретение всеми нами суверенности спасло нас от этого и вернуло к поискам наших истоков. Важное значение приобретает сохранение культурного наследия каждого народа в современных условиях – в век компьютерных технологий, глобализационных процессов, что ведет к утрате идентичности народов мира. Поэтому сегодня актуальна для всех проблема сохранения культурного наследия. Одна из главных задач сегодня – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны. Таким образом, цели, задачи, реализация сегодня уже национального стратегического проекта «Культурное наследие» обеспечит современному поколению казахстанцев сохранить культурное достояние народов, обитавших и проживающих на просторах Великой казахской степи. Культурное наследие, это:1) изучение и обработка «нового массива информации для ее скорейшего включения в тезаурус науки»; 2) включение новых и систематизированных знаний в научно-педагогический оборот, чтобы они «стали предметом не только монографий и научной периодики, но и вошли в учебники и учебные программы для высшей и средней школы. Это вопрос министерства образования и науки»; 3) «перевод историко-культурного наследия в сферу общественного знания и массовой информации, доступных широким слоям населения. Оно должно стать элементом повседневного кругозора казахстанцев. В 2003 году в Послании народу Казахстана Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011 гг. Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре. Казахстан первым из стран в СНГ начал реализацию столь масштабного проекта. Цели «Культурного наследия» – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом. Список переведенных книг в рамках программы «Рухани Жаңғыру»: Клаус Шваб. Төртінші индустриялық революция. 2018 Реми Хесс. Философияның таңдаулы 25 кітабы. 2018 Дерек Джонстон. Философияның қысқаша тарихы: Сократтан Дерридаға дейін. 2018 Карен Армстронг. Иудаизм, христиандық пен исламдағы 4000 жылдық ізденіс: Құдайтану Баяны. 2018 Светлана Григорьевна Тер-Минасова . Тіл және мәдениетаралық коммуникация. 2018 Дэвид Дж. Майерс. Әлеуметтік психология. 12 басылым, 2018 Эллиот Аронсон. Көпке ұмтылған жалғыз: әлеуметтік психологияға кіріспе, 11-басылым, 2018 Николас Грегори Мэнкью, Марк П. Тейлор Экономикс, 4- басылым, 2018. Виктория Фромкин, Роберт Родман, Нина Хаймс Тіл біліміне Кіріспе, 10-басылым, Халықаралық басылым , 2018 Дуэйн Шульц, Сидней Эллен Шульц Қазіргі Психология Тарихы.11 басылым, 2018 Дональд Ф Куратко. Кәсіпкерлік: теория, процесс, практика. 10 басылым, 2018 Рикки У. Гриффин. Менеджмент. 12 басылым, 2018 Дэвид Б., Бринкерхоф, Сюзан Т. Ортега, Роуз Уэйтс. Әлеуметтану негіздері. 9- басылым, 2018 Энтони Джон Патрик Кенни. Батыс Философияның Жаңа тарихы. 1 том. Антика философиясы, 2018 Энтони Джон Патрик. Батыс Философиясының Жаңа тарихы. 2 том. Орта ғасыр философиясы, 2018 Алан Барнард. Антропология тарихы мен теориясы, 2018 Джорж Ритцер, Джеффри Степницки Әлеуметтану теориясы. 10 басылым . 2018 Программа «Туған жер» План лекции: 1. О значении программы «Туған жер». 2. Необходимость организовации краеведческой работы в сфере образования 3. Изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба 4. Государствообразующие ценности как идейная основа казахстанского патриотизма Поддержка и идейно- социокультурные основы своей малой родины Развитие чувства патриотизма личности отражает в целом степень её зрелости. Патриотизм является составным элементом самосознания личности и оказывает влияние на общий уровень её психического развития. Более всего это проявляется в многонациональном регионе, каковым является Казахстан. Патриотизм - многоаспектная социокультурная ценность, в основе которой находится естественное чувство любви и привязанности к своей Родине, побуждающее к активным действиям на пользу своему Отечеству, формирующее стремление быть ему полезным и охватывающее все стороны культуры личности и общества в целом, а также нацеленное на урегулирование общественной жизни и сплачивание казахстанского поликультурного социума в единое целое. Межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического, политического, социокультурного и духовного развития Казахстана. Живя в мире и согласии, мы часто не придаем особого значения таким обычным событиям в нашей жизни, как возможность учиться, издавать книги, смотреть телепередачи, читать газеты на языке своей национальности. Это реалии Казахстана – страны, где каждому представлены равные возможности. Толерантность, диалог культур, поликультурность, глобальность ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории – не просто отвлеченные философские понятия, а практическое условие развития формы межэтнических и межконфессиональных отношений. Развитие патриотизма у молодого поколения представляет собой одну из основных задач модернизирующегося казахстанского общества и необходимое условие его самосохранения и интеграции. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Типы патриотизма соответствуют типам культур с присущими им особенностями, различные типы патриотизма в системе ценностных ориентаций будут состоять из разных компонентов. Для патриотизма этнического типа на первом месте будут уважение к традициям, к предкам, безопасность родной земли и этнической общности; для индустриального - безопасность государства, законопослушность, групповая солидарность; для информационного - межкультурная компетентность, толерантность и уважение к культуре различных социальных групп, сохранение традиций и «вписывание» их в современный образ жизни, гуманизм, право выбора, свобода и безопасность личности. Патриотизм для сегодняшней Казахстана, должен основываться на поликультурной парадигме, признающей самоценность каждой культуры. В такой ситуации патриотизм этнического типа должен сочетаться с национально-государственным, но с ориентацией на гражданско-гуманистический. Методы защиты государственных и этнических интересов должны стать гуманистическими. Главными целями являются объединить и наполнить смыслом жизнь гражданина, вызвав привязанность и приверженность к деятельности, укладу и чувства отражающие эту привязанность и приверженность, т.к. психика человека так устроена, чтобы иметь под собой основу или почву. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Значение патриотизма нужно оценивать не только в государственных масштабах, но и для конкретной личности. Значение патриотизма для конкретного человека заключается в следующем. Он усиливает его связи с другими людьми, обществом и государством в целом. Патриотизм вырывает человека из одиночества, эгоизма, узкогрупповой среды и тем самым делает его жизнь более социализированной, удовлетворяя одну из базовых потребностей — в причастности, в коммуникации. Патриотизм усиливает связь человека с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества. Патриот переживает прошлое Отечества как свое собственное и остро чувствует свою причастность к настоящему. Через патриотизм человек прикасается к будущему, выходящему за пределы его собственной жизни. Патриотизм способствует развитию физических и духовных сил людей, их ума, чувств и воли, поскольку побуждает к решению новых, более важных и более трудных задач, выходящих за пределы личной выгоды. Необходимость формирования и развития патриотизма находит свое отображение и в принятых государственных программах: "Туған жер" является патриотической программой, основная задача которой является воспитание любви к своему родному краю, а потом уже любовь ко всей родине. Так, программа «Туған жер» подразумевает, что необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений с местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Изучение родного края, его истории необходимо для всех людей независимо от возраста. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение которое позволяет объяснить студентам важнейшие нормы человеческой жизни почему мы должны: беречь природу и окружающую среду в целом; сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений; беречь памятники истории и культуры; относиться друг к другу гуманно; стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. Казахстанский патриотизм — гражданско-гуманистического типа. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. Ключевые слова: патриотизм, Родина, краеведение Список литератур: 1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1980. 2. Ахметова СМ. Историческое краеведение в Казахстане. Алматы, 1982. 3. Акназаров Б.З. Историческое краеведение. Уч. пособие. Алматы, 2000. 4. Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988. Тема 13. «Духовные святыни Казахстана» или, «Сакральная география Казахстана» План лекции: 1.Сакральное как философское понятие 2.Внутренний и внешний культурный туризм 3.Смысл философского и гуманитарного понимания духовного пространства В терминах сакрального мыслится иррациональное человека и общества без оглядки на фигуру Бога. Мы говорим сегодня о «сакральных местах» (географии), о судьбе «сакрального» в современном мире и пытаемся понять, что же такое «сакральное» для нас. Сакрализации могут подвергаться различные сферы общественной жизни, и в частности, наука. Как известно, в архаических обществах сакральными считается любое знание, так как его источником считаются первопредки. И вообще, на этой стадии все сферы жизни имеют сакральные основания. Позднее, сфера сакрального обособляется в религиозные традиции или мистические учения, и теперь к ней относится лишь та часть знания, которая выводит человека из обыденности, дает ему своеобразный энергетический импульс. Важно подчеркнуть, что в процессах глобализации, стирающих границы культур в современном социуме, именно сакральное оказывается той неявной, не всегда определенной, но устойчивой структурой, которая обеспечивает особое единство социума, противостоит разрушению его культурных и духовных основ. Интерес к феномену сакрального определен и тем обстоятельством, что концептуализация представления о сакральном, остается нерешенной проблемой. Термин «сакральное» появляется в научной литературе на рубеже ХІХ-ХХ вв. В работах Э.Дюркгейма, А.Юбера и М.Мосса. Активно он начинает использоваться в ХХ веке вместе со своими смысловыми синонимами «священное», «святое», «нуминозное» и «символическое» В.Вундтом, Р.Отто, М.Шелером и др. Ученые, которым мы обязаны введению этого термина в научный оборот, сакральное – это тот способ, который позволяет отстраниться от понятий религии. М.Елиаде известный религиовед подчеркивает, что отличительным признаком сакрального является то, что сознанием оно выделяется, как нечто другое, «как абсолютно и полностью отличное, оно не похоже ни на человеческое, ни на космическое». Сакральное – это трансгрессия разума и индивида как сути мироздания. Таким образом, сакральное как философское понятие, основные свойства которого определяются важнейшими координатами бытия; оно восходит к представлению о его первоначалах, непознаваемых разумом, на уровне чувств, вызывающих ужас и восхищение. Сакральными объектами можно назвать особо почитаемые объекты, имеющие непреходящую ценность в индивидуальном и коллективном сознательном и бессознательном народа. Они имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральная география - самостоятельная отрасль знаний, которая входит в систему социально-географических наук. Она имеет свой объект, аспект, метод, цель и задачи, предмет исследования. Современные теоретические и практические проблемы становления и дальнейшего развития сакральной географии, их характер - это своеобразный критерий уровня развития этой области знаний. В частности, о теоретическом уровне развития сакральной географии можно узнать опираясь на уровень развития его языка, т.е. состояния понятийно-терминологического аппарата. Он находится в стадии становления, что обусловлено относительной молодостью этой науки Слово священный (синонимами которого являются латинизмы сакральный и сакраментальный) обозначает целый ряд понятий. В узком смысле "священным" называется нечто, "обладающее святостью, освященное, связанное с религиозным культом"; также священным может называться и "нечто, ведущееся в интересах религии". В более широком смысле данный термин может употребляться и по отношению к вещам, не связанным с религией, так священный - это: "особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный, такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный, нерушимый, незыблемый, возвышенный, благородный, почтительный, благоговейный". Кроме того, в понятии "сакральный" присутствует также значение "обрядовый, ритуальный". Широко распространено мнение, что священное место может благотворно влиять на здоровье приходящих сюда людей. Надежда на улучшение самочувствия - одна из движущих сил, которые приводят к священным местам паломников. Целебные свойства могут приписываться самым разным типам объектов: храмам, религиозным реликвиям, иконам, предметам, связанным со священной историей, почитаемым могилам, вершинам гор, пещерам и гротам, камням, искусственным и естественным углублениям, холодным и горячим источникам, водоемам и т.п. Около священных мест, обладающих целебными свойствами, совершаются как религиозные службы, так и обряды народной медицины, например, часто встречается обычай оставлять в месте, знаменитом своими целебными свойствами, предмет, принадлежавший больному. Часто таким предметом является лоскут одежды - вместе с ним в священном месте остается болезнь, а когда лоскут истлевает, то болезнь умирает вместе с ним. Очень часто в качестве лечебного средства используется предмет, который вступил в соприкосновение с объектом поклонения, например, песок, находившийся окало почитаемого камня, или даже древесина, отщепленная от креста. Наверное, наиболее широко в этом отношении используется вода. В качестве лекарства может использоваться влага, скопившаяся в лунках почитаемого камня или же специально вылитая на камень. В христианстве вода освящается по такому же принципу - чтобы стать "святой", она вступает в соприкосновение с крестом или же приносится в церковь, где над ней произносится специальная молитва. Вообще, широко распространены представления о целебности воды источников и колодцев. Несомненно, целительный эффект от посещения "святых" мест не в последнюю очередь обусловлен терапевтическими и психотерапевтическими факторами. "Лечение" начинается задолго до посещений места поклонения. Подготовка к паломничеству активизирует силы организма больного, заставляет отвлечься от болезни, заострить внимание на предстоящем действии, обеспечивающем выздоровление. Сакральные объекты на территории республики подходят для целей местного туризма и как промежуточные пункты для областного туризма. По территории района возможно проведение однодневных экскурсий. Населенные пункты не всегда обладают нужной инфраструктурой для обеспечения экскурсий. Посещение почитаемых мест предполагает не только общение с богами, но и общение людей друг с другом. Сакральная территория оказывается местом встречи живущих в одной местности, стране, регионе или относящихся к одной социальной группе. Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Ключевые слова: сакрализация, сакральная география, духовные святыни Список литературы: 1. Орынбеков М.С. Духовные основы консолидации казахов. Алматы.- 2001 2. Нуржанов Б.Г., Ержанова Е.М. Культурология в новом ключе. Алматы.- 2011 3. Молдабеков Ж.Ж. Интеллектуальная нация: стратегический курс и культурно-национальные факторы становления. Алматы.- 2015 4. Касабек А., Аликенова К. Современная философия науки, Талдыкорган.- 2016 5. Алтаев Ж., Касабек А. Казахская философия, Алматы.- 2017 |