Главная страница
Навигация по странице:

  • План лекции

  • Ключевые слова

  • Тема 2.

  • Модерниза́ция

  • Глобализация

  • Тема 3. Методологические подходы к исследованию духовности План лекции

  • Тема 4. Конкурентоспособность

  • Тема 5. Прагматизм как

  • Прагматизм

  • Ключевые слова

  • Тема 6. Сохранение национальной идентичности План лекции

  • Краткий курс лекции Модернизации общественного сознания. краткий конспект лекции Модернизация. Краткое содержание лекций тема Общественное сознание как категория План лекции Сущность общественного сознания


    Скачать 117.98 Kb.
    НазваниеКраткое содержание лекций тема Общественное сознание как категория План лекции Сущность общественного сознания
    АнкорКраткий курс лекции Модернизации общественного сознания
    Дата28.02.2022
    Размер117.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакраткий конспект лекции Модернизация.docx
    ТипКраткое содержание
    #376969
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

    Тема 1. Общественное сознание как категория

    План лекции:

    1. Сущность общественного сознания

    2. Структура и уровни общественного сознания

    Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

    Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не свидетельство тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много неповторимого, ценного для данного человека.

    Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах.

    В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет существовать и функционировать общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.

    Общественное сознание - это совокупность знаний, настроений, духовных ценностей, принципов и норм, в которых осуществляется самосознание и самопознание общества. Как и отдельный индивид, общество нуждается в знании самого себя для того, чтобы организовать свое бытие гармоничным и бесконфликтным способом. Эти знания вырабатывались, накапливались и передавались от поколения к поколению в форме мифов, преданий, обыденных представлений, философских и научных теорий.

    Общественное сознание - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

    Общественное сознание исторически изменчиво. Для постижения общественного сознания необходим анализ возможно более широкого культурного контекста: текстов и предметов «материальной культуры», системы социальных связей и взаимоотношений, быта и истории повседневности. В обратной связи: понимание ментальности и идеологии социума поможет правильно оценивать все происходящие в нем процессы, адекватно воспринимать поведение его членов и глубже понимать выработанные им культурные феномены. Общественное сознание это часть культуры в широком смысле слова.

    Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.

    Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Одной из форм обыденных представлений об общественной жизни считаются пословицы и поговорки. Близким по смыслу и содержанию к понятию общественное сознание считается понятие ментальности. Ментальность (от франц. мentalite -склад ума) - это глубинный уровень общественного сознания, представленный духовными структурами, благодаря которым социальная группа, - от общины до нации, - воспринимает мир, чувствует, мыслит, действует определенным образом. Ментальность - это особый дух народа, его тайная энергетика, рационально непостижимая, но признаваемая всеми друзьями и недругами.

    Сохранение национального кода – непременное условие духовного возрождения. Понятие национального кода используется как основополагающее и базовое. Национальный культурный код – понятие, которое используется при формулировании национальной культурной политики в ситуации признания права народов на самобытность и национальное своеобразие исторически сложившихся культур.
    Ключевые слова: сознание, общественное сознание, культура, национальный код
    Список литературы:

    1. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13 апреля 2017г.

    2. Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. Астана. 2008.

    3. Бурняшева, Л.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современного мира человека // В мире научных открытий. - Красноярск. - 2011.- № 1 (19). - С. 623-634. - 0,5 пл.

    Тема 2. Модернизация и глобализация

    План лекции:

    1. Понятие и типы модернизации

    2. Характерные черты и тенденции глобализации

    3. Социальные последствия глобализации

    Модерниза́ция (от англ. modern— современный, передовой, обновлённый) - это: макропроцесс перехода от традиционного общества к модерновому обществу, от аграрного - к индустриальному. Согласно С. Н. Гаврову историческое понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях:

    а) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;

    б) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

    в) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу. Иначе, модернизация – это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития.

    В теории модернизации можно выделить два направления: либеральное и консервативное. Либеральная теория модернизации рассматривала процесс модернизации как переход от традиционного к современному обществу, т.е. как своего рода процесс «вестернизации». Представители либерального направления исходили из универсальной картины общественного развития. По их мнению, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Её основными чертами должны стать рыночная экономика, открытое общество, новые информационные технологии, развитые сети коммуникаций, социальная мобильность, рациональность, плюрализм, демократия, свобода.

    Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Её становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, в частности капиталистической кооперации и мануфактуры, формированием ранее модерных наций, а подъем — с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и внедрением равных гражданских прав, демократизацией, становлением национальных суверенных государств и т.п.

    Термин «глобализация» впервые появился в 1983 г. в статье Т. Левита в «Гарвард бизнес ревью» и обозначал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. Вплоть до 1987 г. база данных Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне не содержала книг, в названии которых использовалось бы понятие «глобализация». С началом 90-х г. XX в. количество книг и статей на эту тему стало увеличиваться лавинообразно. С этого времени термин получил всеобщее распространение, однако одновременно стал наполняться все более широким набором значений.

    Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономики на основе транс национализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики, геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

    Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

    • электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;

    • технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

    • формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.

    Глобализация, как ее ни оценивать, представляет собой факт современного существования, «необратимый процесс, неотвратимую участь мирового развития; глобализация не может быть плохой или хорошей».

    Понятие «глобализация» очень многопланово. Ценность его для социальной науки в том, что оно фокусирует внимание на процессах, превращающих мир в единое целое — глобальную систему.

    В заключение отметим, что глобализация, как бы мы ее ни оценивали, представляет собой факт современного существования. Глобализация — это необратимый процесс, естественный ход мирового развития со всеми своими плюсами и минусами.
    Ключевые слова: модернизация, глобализация, вестернизация
    Список литературы:

    1. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. Бергера П., Хантингтона С. М., 2004. C. 24.

    2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

    3. Культурная идентичность малого народа в условиях глобализации (материалы "круглого стола") // Вопросы философии М., 2015. № 8. С. 5–27.

    Тема 3. Методологические подходы к исследованию духовности

    План лекции:

    1. Национальные и общечеловеческие ценности

    2. Периоды в общественном развитии и сознании

    3. Переформатизация постсоветского общественного сознания

    Национальные и общечеловеческие ценности проявляются там, где для этого имеются духовные предпосылки, соответствующая культура, образование, интеллектуальный потенциал и интерес к их освоению и обогащению, а через них – и к самоутверждению нации в цивилизованном пространстве. Мы живем в радикально изменившихся условиях взаимодействия целого и частного, глобального и локального как в казахстанском, так и в человеческом общежитии. Эти условия созрели во многом на фундаменте научно-технического прогресса, а также благодаря новому видению Казахстана, мира, в котором близкими соседями стали жители самых отдаленных территорий, в условиях, когда рядовой казахстанец близко к сердцу стал принимать не только то, что происходит у него рядом, но и такие глобальные процессы, как модернизация в Казахстане, процесс реформ в России, загрязнение Балтики, войны в Сирии. Ибо мы понимаем, что любое изменение, как в Казахстане, так и в мире, так или иначе, повлияет на условия нашей жизни.

    В связи с этим следует сказать, что общеказахстанские ценности на этапе формирования могут иметь ту или иную национальную окраску. Ибо гражданин всегда склонен рассматривать свою ближайшую общественную среду, как центр мироздания. Это относится и к его национальности. Из этого вытекает возможность того, что национальные интересы и ценности могут выдаваться за общеказахстанские. Это затрудняет объективную выработку общих принципов казахстанского бытия, усуглубляет и без того противоречивый характер понимания разными историческими субъектами общеказахстанских ценностей, их природы и сущности. Только учитывая интересы других национальностей, возможно правильное понимание общезначимых интересов и ценностей Казахстана.

    Глобализация, как современная форма мироустройства, предъявляет странам жесткие требования экономической, социальной самостоятельности и соответствия сложным структурам мирового масштаба. Процесс модернизации в ведущих странах обусловил поиск новых моделей развития. Масштабные преобразования в постсоветских государствах, связанные с получение независимости, обусловили радикальные изменения в общественном сознании, которые постепенно приводят к краху многих традиционных подходов и стереотипов.

    В условиях глобализации, несомненно, остро стоит проблема сохранения национальной идентичности и самобытности нашего народа, с последующей интеграцией в мировое сообщество. По сути, здесь речь идет о том, чтобы не затеряться, не раствориться в огромном мире массовой культуры, не потерять свое собственное достояние – духовные ценности, выработанные тысячелетиями нашими предками, иначе сохранить свое лицо. Как считают многие ученые, в программном документе - статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны акцентирует внимание на ускоренное развитие человеческого потенциала, социального капитала общества в целом стало не только приоритетом социально-экономического развития, но, в конечном счете, главной политико-идеологической задачей, стоящей перед любой нацией. Не может стать исключением и Казахстан, который не хочет выпасть из общемировых процессов развития, а, напротив, хочет органично вписаться в эту тенденцию, сохраняя свою культуру, собственный национальный код.

    По оценки аналитиков, ближайшие годы станут временем глобальных испытаний для всех народов, пройти через это смогут только сильные государства. Мир стоит на пороге глобальных изменений. Казахстан как часть мировой экономики и как страна, которая находится недалеко от эпицентра геополитического напряжения, не может не испытывать их влияния. И надо согласиться со следующей аксиомой, чтобы противостоять всему этому возможно при условии изменении общественного сознания, отказа от устаревших догм и стереотипов. Потребуются колоссальные усилия для того, чтобы в обществе менялись нравы и мышление. По мнению Л. Матакбаевой, на протяжении следующих десятилетий Казахстану предстоит переформатировать постсоветское самосознание, пространство и время в культурно-национальное. И это должно стать задачей каждого гражданина. Важно при этом, чтобы процесс переформатизации не обернулся обесцениванием и утратой многих духовных ценностей, присущих испокон веков нашему этносу, к примеру, человечность, уважение к старшим, сострадание и т.д. Как считает вышеуказанный автор, власть всеми силами должна поддерживать институты гражданского общества, которые в свою очередь должны вырабатывать новые ценности, традиции, формировать самобытную культуру. Следует учесть, что традиции, ценности, и в целом культура это творение и достояние народа, широких масс, а не только институциональных форм общества. И если институты гражданского общества будут далеки от народа, то это чревато однобокой модернизацией. С чем мы можем согласиться и прав автор в том, что модернизироваться можно только сообща, только совместными усилиями. Современные казахстанцы должны быть не просто индивидуумами с набором определенных качеств и компетенций. Это должны быть граждане, которые связывают свое будущее со своим государством.

    Ключевые слова: духовные ценности, переформатизация

    Список литературы:

    1. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. «Казахстанская правда», 13 апреля 2017г.

    2. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. - 2000.

    3. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. - 2006.

    4. Алтаев Ж., Касабек А., Масалимова А. Казахская философия, Алматы.- 2017

    Тема 4. Конкурентоспособность

    1. Конкурентоспособность, консолидация всего общества

    2. Профессионализм, деловая активность и прагматическое отношение

    3. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
    В настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве цивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

    Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

    С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам.

    Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

    Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.
    Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

    Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев во время лекции в

    Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева «К экономике знаний через инноваций и образование» подчеркнул, что глобализация     предъявляет     чрезвычайно     высокие     требования к конкурентоспособности национальной экономики. Сегодня конкурентоспособность страны — одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.

    Главным показателем конкурентоспособности является высокий уровень и качество жизни населения. Таким образом, важно отметить, что экономический кризис способствует благоприятным условием для развития монополизма. И можно отметить, что чем сильнее будет развита конкуренция в стране, чем эффективнее будет конкурентоспособность  национальной экономики, тем быстрее мы преодолеем кризис, и будем развивать сильную, конкурентоспособную экономики не только внутри страны, но и за пределами её.

    Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

    Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение.
    Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, производительность
    Литература:

    1. Бест М.Х. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. - М.: ТЕИС, 2002. - 356 с.

    2. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий. - М.: ТЕИС, 2003. - 236 с.

    2. Портер М. Конкуренция. - перевод с англ. - М. Изд. "Вильяме", 2005, 608 С.

    3. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева. К экономике знаний через инновации и образование//Казахстанская правда.-2006.-№3-с.7-8

    Тема 5. Прагматизм как философское направление

    План лекции:

    1. История и теория прагматизма

    2. Основные принципы прагматизма

    3. Основатели прагматизма Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи

    Прагматизм как особое философское течение. Прагматик и реалист, ориентированный на достижение конкретных целей.

    Всем известно, что уровень жизни западных государств на несколько порядков выше, чем наш, но не все знают, что основой успешной материальной жизни американцев считается прагматизм. Как философское течение он зародился на Западе, основателем был американский философ Ч.Пирс и имеет огромное влияние на людей западного мира. Основные принципы прагматизма: значимость знания его практическими последствиями, истина есть то, что « лучше работает на нас», истина – это то, во что мы верим, человек живет ради достижения цели и чтобы достичь её, надо верить.

    Процветание американского общества в материальном плане зависит от экономии и целесообразности действий её членов. Поэтому глава государства акцентирует на практическую философию в условиях модернизации. Духовное национальное обновление должно базироваться на ценностях прагматизма, установки данного мировоззрения должны органично войти в национальное самосознание, преломляясь сквозь призму богатого духовного опыта нашего народа. В тоже время мы должны постепенно избавляться от некоторых привычек, приобретенных за годы бездумных действий, к примеру, расточительство, растранжиривание природных богатств, пустое хвастовство, соперничество, потребительская психология и т.д. К сожалению, до сих пор в сознании некоторых еще присутствуют неправильное отношение к труду, к богатству. Труд, богатство как ценности, требуют к себе определенное отношение, надо не расточать, а приумножать, увеличивать богатство, надо ценить его, особенно относиться к труду, надо ценить каждый труд. В обществе должен воцариться культ труда, трудолюбия, экономии, дисциплины.

    Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в философии США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова (πράγμα, родительный падеж πράγματος), означающего дело, действие. Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом. Прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

    Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. изложения в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными. Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики. Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952). Он был третьим виднейшим представителем прагматизма, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм. Основные принципы прагматизма.

    В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

    Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни. Как утверждал Дьюи, не следует разделять теорию и практику, скорее можно разделять интеллектуальную практику и тупую, неинформированную практику. Он же говорил о Уильяме Монтегю, что «его деятельность состояла не в практическом применении ума, а в интеллектуализации практики». Теория - это абстрактное представление непосредственного опыта и, в свою очередь, непременно должна обогащать опыт своей информацией. Таким образом, организм, ориентирующийся в окружающей среде, - основной предмет исследования для прагматизма.

    Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.
    Ключевые слова: прагматизм, философия, американский прагматизм
    Список литературы:

    1. Маценов Д. О природе американского национального интереса // Национальные интересы: теория и практика: Сб. статей / Под ред. Э.А. Позднякова. - М: ГПСИ ИМЭМО АН СССРД991. - С.149-176.

    2. Мельвиль Ю. К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.

    3. Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с.

    4. Юлина Н. С., Апресян P. Г. Прагматизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
    Тема 6. Сохранение национальной идентичности

    План лекции:

    1. Идентичность: этническая и национальная

    2. Содержание понятия «идентич­ность»

    3. Толерантность как ведущий принцип межнациональных отношений

    Человек, укрепивший национальную идентичность и отказавшийся от всего, что сдерживает развитие нации. Национальный код является важной составляющей национальной идентичности гражданина. Сегодня национальная идентичность – это процесс. Важным представляется изучение духовно-культурного опыта своего народа. А особенностью духовного мира казахского народа является его принадлежность к тюркскому миру, в котором существует множество этносов. При этом не стоит забывать, что духовно-нравственная основа человечества едина, а конкретно-историческая реализация этого опыта в различных общностях различна.

    Сама логика эволюции этноса предопределяет необходимость возникновения государства как инструмента, обеспечивающего материальные и духовные условия существования и развития нации. Нигде в мире у казахов нет другой государственности, которая проявляла бы заботу об их сохранении и развитии как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях. Определение Казахстана как национального государства должно, прежде всего, идентифицировать его в этом качестве».

    Полиэтничность Казахстана вводила объективные ограничители для чрезмерного крена в националистическом направлении, что и было зафиксировано в Концепции: «Исторически государство защищало интересы исключительно казахов, поскольку других этносов на этой территории в то время не было. Но по истечении времени великая степь стала принимать представителей других народов. Соответственно этому менялись функции и сущность государства. Оставаясь национальным государством, Республика Казахстан выражает теперь интересы всего населения, независимо от этнической принадлежности. Вместе с тем определение Казахстана как национального государства учитывает стратегическую тенденцию в развитии государственной идентичности - становление в перспективе государства-нации. Такого государства, граждане которого независимо от этнической принадлежности образуют единый народ, и принадлежность к которому выступает для них главным идентифицирующим признаком».

    Таким образом, этническая идентичность, как и любая другая фор­ма идентичности, формируется стихийно, в процессе социализации личности, в то же время осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений соци­альной природы человека.

    Согласно определению французского социолога А. Турена, «иден­тичность осознанное самоопределение социального субъекта», ее значимость определяется тремя основными составляющими: потреб­ностью в принадлежности, потребностью в позитивной самооценке и потребностью в безопасности. Иначе говоря, «идентичность - это та­кая конфигурация значимых представлений действующего о себе и других, которая опосредует инструментальный, групповой и индиви­дуальный уровни действия, удерживая определенность (тождествен­ность) социальной личности в разнородном контексте противоречи­вых и альтернативных мотивов, интересов, интенций, желаний или социальных требований». Следовательно, идентификация - это про­цесс эмоционального и когнитивного само отождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или образцом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоения значимых социальных ролей. Иденти­фикация может быть также охарактеризована как процесса становления, функционирования и развития иден­тичности.

    Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот 3. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ «Я». Роль про­цесса идентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации человека, во-вторых - выполняет защитную (адаптив­ную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразу­ет повседневное окружение человека в чужой, непонятный и зачастую враждебный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, что может привести к его превращению в антисоци­альное существо, руководствующееся в поведении формулой «Каж­дый за себя!». Это состояние З. Фрейд назвал «психологической нищетой масс», а известный французский социолог Э. Дюркгейм - аномией.

    Сегодня понятие «идентичность» в различном контексте широко используется и в социальной психологии, и в социологии, и в философии, и в этнологии, и в политической науке.

    Идентичность создает «социальные границы, дающие возмож­ность индивидуальным членам социума, равно как и группам, обре­сти чувство «мы»- «они», позволяющее ориентироваться в реальных и воображаемых сообществах. То есть это и обособление данного со­общества от других, проведение границы между ними, выяснение сте­пени близости или удаленности их социальной позиции от той, которая признается «своей», а значит, и является наиболее предпочтительной. Следовательно, «мы» с необходимостью предполагает психологическую оппозицию с «они», поскольку общность «мы» не может быть определена вне «значимого другого». «Они» - это социальная общность, имеющая иной образ жизни, язык, культуру, иные экономические, политические и др. интересы и цели, иные ценности и имидж.

    Идентичность формируется на основе соответствующей национальной парадигмы, на пересечении национально-исторической, социально-психологической, социокультурной, политико-культурной и др. сфер. В её содержание входят установившиеся особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования, мифы, нравственные императивы и т.д. Она теснейшим образом связана с понятием «национальный характер». Здесь речь идёт о представлениях людей о себе, о своем месте в мире. Национальная идентичность интегрирует в себя внутренние и внешние составляющие. Для неё особенно важно соответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, проявления и сущности. Внутреннее ощущение идентичности подразумевает сущностную тождественность, родственность, общую основу, единое начало. Этническая самоидентификация - сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесе­ния самого себя к определенной этнической общности. Немаловажен тот факт, что национальная иден­тичность является условием внутренней интегрированности любого общества. Национальная идентич­ность является опорой национального государства, его отличительным признаком в числе других.

    По мнению Томаса Магстада, существует четыре важных элемента политического устройства в любой стране: история, язык, культура и религия, которые вызывают сильные чувства и являются символами идентичности страны или нации.

    Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

    Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.

    Подводя итог, необходимо заметить, что все этнические группы сегодня являются неотъемлемой частью единого народа Казахстана. Каждая из них вносит свой вклад в развитие нашей страны. За годы независимости этносы стали надежной опорой стабильности и прочности республики, живым мостом народной дипломатии между Казахстаном и странами исторического происхождения. Истории отдельных этносов и этнических групп должны быть положены в основу полиэтнического воспитания, толерантности и взаимного уважения через познание особенностей этнической культуры.

    Ключевые слова: идентичность, идентификация, толерантность

    Список литературы:

    1.Молдабеков Ж.Ж. Интеллектуальная нация: стратегический курс и культурно-национальные факторы становления. Алматы.- 2015

    2.Нуржанов Б.Г., Ержанова Е.М. Культурология в новом ключе. Алматы.- 2011

    3.Аликенова К.Н. Вестернизация и феномен казахской культуры. Талдыкорган.- 2014

    4.Культурная идентичность малого народа в условиях глобализации (материалы "круглого стола") // Вопросы философии М., 2015. № 8. С. 5–27.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта