Краткий курс лекции Модернизации общественного сознания. краткий конспект лекции Модернизация. Краткое содержание лекций тема Общественное сознание как категория План лекции Сущность общественного сознания
Скачать 117.98 Kb.
|
Тема 14. «Современная казахстанская культура в глобальном мире» План лекции: Возрождение традиционных обрядов в современном Казахстане Типы культурных общностей Основные формы культуры Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками. Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения. Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций. Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций. Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире? Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом. Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д. Культура Казахстана – неотъемлемая часть мирового культурного процесса, она сформировалась в своевременных ландшафтных условиях срединной территории Евразии, в силу чего с древних времен соединяла культурные потоки Запада и Востока. О казахской культуре было написано немало китайскими, греческими, арабскими, русскими исследователями, как о кочевниках. Современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н.А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке. Противостоять глобальным нежелательным вызовам современности – веление времени и потребность казахстанского развития. Для чего необходимо по-новому рассматривать старые проблемы, предложить ряд перспективных идей и инициатив, превратить Казахстан в территорию большого потока знаний, индустриально - инновационного развития и туризма, найти верное и своевременное решение проблемы социального самочувствия населения и геополитической парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен - характерные черты культурной жизни современного Казахстана. А чтобы процесс актуализации и возрождения традиционной культуры казахов (как и любого другого этноса) не превратился в навязанную сверху унификацию, надо всемерно развивать творческие способности людей, так как только благодаря этим способностям будет созидаться культура бесчисленных творческих индивидуальностей. Поэтому лишь тогда, когда культурная идентификация протекает как единство изменчивости и устойчивости, появляется и единство (между людьми, в их отношениях, а не в смысле «одинаковости» их культур), и, одновременно, - многообразие. Казахстан – полиэтническое государство, поэтому в вопросе о нашем культурном своеобразии необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на межэтническом синтезе форм и черт различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органического развития культуры всякого народа. С этим всязана одна из проблем государственной политики Казахстана в области культуры: необходимо разработать мероприятия, направленные на развитие и поддержание самобытных этнических культур, а также разработать и создать условия для развития и безболезненной интеграции в единую казахстанскую культуру. Мир Казахстана в ХХI веке – это новое социальное пространство, в котором действуют ориентированные на перспективу законы, политический курс на стабильность, идентичность и эффективность усилий; это переход к научным достижениям, включение инновационной технологии. Возрождение традиций во всех сферах жизни - характерная черта современного Казахстана. Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихотомия между "традиционным" и "современным" уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему. В статье предлагается реализовать проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире": "Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям. О чем должна пойти речь в этом проекте? Первое - нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. Второе - это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками. Третье - это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения", - пояснил президент. Казахстан как преемник передовой гуманной традиции проявляет инновационный подход к формированию новой мировой архитектоники мира, к сохранению ценностей трудолюбия, коллективизма и миролюбия, к возрождению традиции сосуществованияв новых исторических условиях. При этом они обязаны помнить, что потеря своего «Я», истории, культуры, памяти означает, по сути, потерю своего реального человеческого достоинства, индивидуальной уверенности и этнополитического самосознания. В этих параметрах идентичности национализм мыслится не как абсолютная ценность и единственная мощь, а лишь возвеличивание духовного содержания нации. А укрепление национальной традиции, культуры и языка как объединяющих факторов народа есть расширение основы государственности и гражданского общества в едином русле. Рассматривая контркультуру в качестве универсального феномена, можно проследить историческую динамику развития цивилизации в виде культурно-контркультурной диалектики, в русле которой господствующему типу культуры отводится роль стабилизирующего-синхронического начала, а контркультуре – роль динамически-обновляющего начала, с которым связаны культурные новации, прежде всего, ценностно-смысловые. При этом креативный (динамической) потенциал контркультуры знаменует собой ход социокультурных перемен, а стабилизирующее начало культуры – адаптацию позитивных итогов контркультурных новаций. При завершении определенных исторических этапов развития цивилизации, этот диалектический механизм контркультуры вновь и вновь воспроизводит себя. Ключевые слова: культура, современны, глобализация Список литературы: 1. Исаева Е.Л. Средняя Азия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. — 224 с.: цв. вкл. 16 с. — (Серия "Обычаи народов мира) 2.Асанова С.А Возрождение традиционных обрядов в современном Казахстане. Гл. научный сотрудник ЦГМ РК. к.и.н. 3. http://www.kisi.kz/ru/site.html 4. Бурханов К.Н., Булекбаев С.Б. Казахстанский путь в дилемме: Восток или Запад. Астана, «Елорда».- 2010 5. Кондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь., Алматы.- 2005 Тема 15. «100 новых лиц Казахстана» План лекции: 1.Проблема соотношения объективных и субъективных факторов истории 2.Фатализм и волюнтаризм 3.Роль великих личностей в истории 4.Суть и задачи Проекта «100 новых лиц Казахстана» Человеческое общество изменяется и развивается во времени. Это развитие человечества во времени и есть история. История - развитие человеческого общества в соотношении с природой, наука об этом процессе. Многие мыслители задумывались над вопросом: движется ли история сама собой т.е. есть какие-то законы истории либо ее движут, творят люди? Таким образом, важнейшей проблемой является проблема соотношения объективных и субъективных факторов истории. Под объективным фактором понимают закономерности развития общества. Эти закономерности существуют объективно, не зависят от воли и желания отдельных людей. Субъективный фактор - человек, его желания, воля, действия. Субъекты истории многообразны: народ, масса, социальная группа, элита, исторические личности, обычные люди. Существует множество теорий, объясняющих общественное развитие или, как часто говорят, исторический процесс. Исторический процесс - это последовательная череда событий, в которых воплощается деятельность многих поколений людей. Остановимся на некоторых из них. Существует две крайних точки зрения на соотношения объективных и субъективных факторов: фатализм и волюнтаризм. Фатализм (от лат. fatalis - рок, судьба). Фаталисты считали, что все предопределено, что господствует закономерность, и человек ничего не может изменить. Он - марионетка исторической необходимости. Например, в эпоху средневековья господствовала идея о божественном провиденциализме (история развивается по начертанному Богом плану, предопределению). Волюнтаризм основан на понимании, что все зависит от воли человека, его желания, нет объективных законов развития общества, а историю творят великие люди, у которых сильнее разум и воля. Мыслители Нового времени связывали развитие закономерностей общества с природой человека и развитием разума. Например, французские просветители считали, что законы общественного развития определяются развитием разума человека. Достаточно изменить только общественное мнение, и изменится все общество. В основе смены исторических этапов лежат изменения общественного сознания. Суммируем теории, объясняющие ход истории: 1) история движется «по предначертанному плану (божественному или логическому)»; 2) характер и развитие общества «определяются материальными факторами» (например, климатом, географическими условиями); 3) закономерности истории - это «равнодействующая всех усилий ее участников». Таким образом, ответим на вопрос: что и кто движет историю. Имеют значение и объективный ход событий, и сознательная деятельность людей. В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор представлен действующим лицам. Личность имеет влияние на историческое событие. Главным субъектом (творцом) истории является человек. Это и народ (большие массы людей), и отдельные личности... В истории есть возможность для самовыражения не только великих личностей, но и самых обыкновенных людей. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства отметил, что история Независимости – это всего лишь четверть века. Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых. Проект «100 новых лиц Казахстана» как раз призван раскрыть истории людей из разных регионов, возрастов, профессий и национальностей, сделать их достоянием широкой общественности, а жизненные и профессиональные успехи примером для подражания и стимулом подрастающему поколению. Благодаря ему страна узнала имена соотечественников, добившихся значительных успехов в годы становления молодой республики. Основной целью проекта является модернизация общественного сознания путем популяризации и информационного продвижения в обществе идеи успешности, принципов меритократии, конкурентоспособности, культа прагматизма и знаний на примере конкретных людей, внесших за годы независимости определенный вклад в развитие современного Казахстана. Это истории наших с вами современников, чей жизненный путь является примером для подражания, а их отличительными чертами является постоянное стремление к саморазвитию и самообразованию. Стоит отметить, это успешная история каждого гражданина нашей страны вне зависимости от рода деятельности. Реализация такого рода проектов направлена на популяризацию положительных образов среди широких масс населения. Активно используется не только у нас, но и в ряде зарубежных стран. В проекте «100 новых лиц Казахстана» под успешностью понимается реализация казахстанской мечты, достижение роста на основе имеющихся личностных качеств, таланта, образования, усердия и трудолюбия в различных сферах жизнедеятельности страны. Само название – новые лица Казахстана. Естественно проект не должен зацикливаться на людях, которые уже известны. А поискать неизвестных героев среди нас, которые занимаются благотворительностью, волонтерством, может быть, помогают сиротам, больным. Такие герои есть, которых мы не знаем, должны ставить в пример. Прорабатывается детальный план мероприятий по отбору и продвижению ста историй успеха. При отборе важно охватить все регионы, все категории граждан, независимо от их гендерной, этнической принадлежности и прочих различий. Должны охватить экономически и социально активных граждан, тех, кто реально вносит вклад в развитие страны, что является одним из главных критериев. Возраст примерно от 20 до 50 лет, конечно, могут быть исключения, но это должны быть уникальные случаи. А они есть. Необходимо проработать финансовую сторону реализации планируемых мероприятий. К примеру, предлагается включить в план создание онтологии «100 новых лиц Казахстана – золотой фонд нации». «Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации, – пишет глава государства. – Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь. Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации»… Особенностью нового проекта является то, что в нем могут принять участие все желающие без каких-либо ограничений (по статусу, возрасту, национальности, месту жительства). Главное условие — реальная история успеха, история человека, внесшего неоценимый вклад в развитие нашего общества. Организаторы акции даже выделили такую черту героев, как скромность, и призвали всех, кто лично знает выдающихся современников, раскрыть их имена. Ключевые слова: фатализм, успех, субъект Список литературы: 1. Проблема анализа движущих сил исторического развития, общественного прогресса и социальной эволюции. Философия истории: проблемы и перспективы / под ред. Ю. И. Семенова, И. А. Гобозова, Л. Е. Гринина (с. 183–203). М.: КомКнига/URSS. 2007. 2. О роли личности в истории. Вестник РАН78(1): 2008.42–47. 3.. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность 2: 2010, 3–44. 4. Личность в истории: современные подходы. История и современность 1. 2011: 3–40. |