Главная страница

Курсовая работа. Креативный менеджмент. Курсовая работа Креативный менеджмент. Креативный менеджмент


Скачать 55 Kb.
НазваниеКреативный менеджмент
АнкорКурсовая работа. Креативный менеджмент
Дата28.04.2021
Размер55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа Креативный менеджмент.docx
ТипКурсовая
#199849
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1. Теоретические основы креативного менеджмента

1.1 Понятие, функции и основные характеристики креативного менеджмента


Креативность как правило относят к типу общих возможностей человека и связывают с его творческими возможностями. Креативность можно возможно квалифицировать, как способность человека генерировать свежие идеи, формировать новые способности. До сих времен кое-какие специалисты по психологии оценивают креативность как одну из сторон интеллекта. [8]

Есть большое количество понятий креативности. Рассмотрим некоторые из них.

Одно из определений креативности звучит следующим образом: креативность – это интеллектуальный процесс, который ведет к идеям и решениям, а ещё осмыслению, созданию продуктов и теорий, которые считаются новыми и уникальными.

Надлежащее известное понятие креативности звучит так: креативность – это подобный уровень творческой одаренности или способности к творчеству, который составляет стойкую характеристику личности.

Еще возможно разглядеть ещё одно определение креативности – это особенная способность разрабатывать необыкновенные идеи, быстро решать проблемные ситуации и отклоняться от традиционного мышления.

Но при последующем рассмотрении вопроса о креативности, нам следует опираться на определение, данное в кратком психологическом словаре: креативность – это такая творческая одаренность.

Для больше досконального рассмотрения мнения креативности нужно еще показать ее предпосылки и структуру.

С физиологической точки зрения креативность в первую очередь имеет возможность быть связана с разной активацией правого полушария мозга, например, как основная масса мозговых структур, которые принимают участие в восприятии и порождении всевозможных образов, локализовано в правом полушарии мозга.

Ведущей предпосылкой, обусловливающей креативность, считается наследственность. Но воздействие сего фактора надо рассматривать вместе с ранним обучением, то есть это значит, собственно, что чем раньше у малыша начнут развивать творческие способности, тем гениальнее он станет.

Иным важным моментом воздействия на креативность считается внешняя среда. Факторы среды имеют все шансы всецело возмещать или, напротив, повредить воздействие наследственности.

Вообще термин «креативность» происходит от латинского слова «creatura» – создание, творение. И не случайно, когда мы говорим о креативности, в первую очередь, подразумеваем творческую личность, нестандартно и оригинально мыслящую. В это понятие также входят такие качества как гибкость, самостоятельность, высокая обучаемость, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и прочее [4]

В общем понятие «креативность» получило свое значение к середине прошлого века. Ключевыми идеологами исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Согласно концепции, предложенной данными ученными, креативность понималась как универсальная познавательная способность. Базой креативности Дж. Гилфорд считал дивергентное мышление, то есть такое мышление, которое идет во всевозможных направлениях и приводит к внезапным выводам и результатам.

Возможно отметить надлежащие главные характеристики креативности:

  1. гибкость (как способность к обнаружению и постановке проблем);

  2. способность к генерированию большого числа идей;

  3. способность к решению проблем (то есть синтез и анализ);

  4. оригинальность (как способность нестандартно реагировать на раздражители);

  5. способность усовершенствовать, добавляя детали

Исследование креативности за рубежом ведется в двух основных направлениях: связано с вопросом зависимости креативности от интеллекта; занимается выяснением, считается ли личность аспектом креативности.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что креативность – это способность человека к творческой активности в разнообразных сферах его профессиональной деятельности. Результатом использования творческого потенциала является формирование новых технологий и методов осуществления профессиональной деятельности, а также разработка и получение уникальных продуктов.

В разное время ученые выделяли самые разнообразные критерии оценки и определения креативности.

Рассмотрим некоторые из подходов. Гилфорд утверждал, что можно выделить такие критерии оценки и определения креативности, как: беглость; гибкость; оригинальность; разработанность.

Основным показателем, из указанных выше, следует считать оригинальность, так как это основной показатель проявления творчества и креативности у того или иного человека. Но данный критерий можно рассматривать с нескольких сторон. С одной стороны, это может быть творческий процесс, позволяющий выявлять существенные взаимосвязи. С другой же стороны, данный критерий может быть далек от творчества и не иметь к нему никакого отношения, то есть это может быть просто психическая неадекватность. Исходя из этого, оригинальные идеи в первую очередь следует связывать с их полезностью. Можно сказать, полезность также является критерием оценки креативности.

В качестве оценки креативности можно использовать умение человека вычленять контекстуальную информацию и объединять ее главной идеей.

Следующий ученый, идеи которого следует рассмотреть, является Медник. Он считал одним из главных критериев оценки креативности и творческой одаренности способность сближать отдаленные идеи, а также легкость ассоциирования.

Также одним из существенных критерий креативности является гибкость. Она предполагает способность быстро переключаться с одного от явления на другое, может даже очень далекое по содержанию. Можно сказать, что способность человека к преодолению фиксированности может являться одним из проявлений гибкости мышления. Можно утверждать, что гибкость может проявляться в способности вовремя отказаться от какой-либо гипотезы, так как можно очень долго упорствовать, исходя из неправильно и ложной цели, и в итоге время и возможность решения проблемы будут упущены.

Можно сказать, что креативные люди обладают способностью к оценке. Поэтому нужно определять уровень оценочных способностей человека. Такие оценочные действия могут проводиться не только по итогам работы, но и в процессе ее выполнения. Также к критериям оценки креативности можно отнести изящество и простоту, так как хорошие и оригинальные идеи и решения должны быть, в первую очередь, простыми и понятными, но в то же время изящными.

Легкость генерирования идей является следующим критерием оценки креативности. Если при решении какой-либо задачи человек может выдвинуть огромное количество идей, значит его можно назвать творческим, и он проявляет креативный подход. Ведь из огромного количества предложенных идей всегда проще выбрать лучшие и правильные. Также одним из критериев является широта выдвинутой идеи. Это объяснение идеи с помощью большого числа факторов. Идеи могут оцениваться и по глубине, то есть проникновении в сущность. Фантазия и оценка воображения также являются одними из критериев оценки креативности, ведь с помощью фантазии и воображения человек представляет и моделирует события у себя в голове, как правило, на основе прошлого опыта.

Управление можно охарактеризовать как деятельность по упорядочиванию процессов, которые протекают в природе, обществе, а также технике, устранение их неорганизованности, снижение неопределенности и приведение в нужное состояние с учетом последних тенденций их развития и изменения внешней среды. Менеджмент же является особой формой управленческой деятельности. Это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Под креативным менеджментом понимается эффективное управление ресурсами, структурами и процессами для достижения заданных целей с использованием нестандартных (творческих) подходов. [3, стр. 26]

Использование креативного менеджмента нужно тогда, когда: существует какая-либо проблема; среда неопределенная и изменчивая; механизмы недостаточно управляемы; активно противодействую конкуренты, а также другие обстоятельства, не позволяющие обеспечить эффективное управление.

Основными характеристиками креативного менеджмента могут быть следующие: поиск альтернативных стратегий; создание механизма реализации стратегий с учетом человеческого фактора; обеспечение эффективного контроля как компромисса между стоимостью системы контроля и ее гарантированной эффективностью.

Креативный менеджмент включает в себя такой безграничный ресурс, как творческий потенциал человека, а также опирается в своем на основные достижения организационного менеджмента Отличительные особенности креативного менеджмента указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ креативного и организационного менеджмента

Параметры

Типы



Организационный

Креативный

Задача

Организовать управление

Организовать управление и повысить его эффективность за счет использования творчества персонала

Уровень профессионализма коллектива и его состав

Разный, разнородный

Высокий, однородный

Ролевое разграничение

Размытое

Четкое

Роль синергетического эффекта

Незначительная

Решающая

Функции

Дифференцированы

Интегрированы

Степень централизации

Высокая

Низкая


Продолжение Таблицы 1

Организационные связи

Приоритет вертикальных

Приоритет горизонтальных

Роль коллектива

Один из ресурсов

Главный ресурс

Роль менеджера

Руководитель

Лидер, консультант

Стиль управления

В зависимости от ситуации

Партнерский

Полномочия

Централизованы

Децентрализованы

Методы

Преимущественно административно-экономические

Преимущественно экономико-психологические

Среда воздействия

Не играет определяющей роли, часто зависит от стиля руководства

Проблемная ситуация, самостоятельность, доверие, поощрение, творческая атмосфера, информационная доступность

Технологии

Традиционные

Четкое определение целей, приоритетов, творческое использование ресурсов, нестандартность управленческих решений

При креативном менеджменте существенно возрастает роль профессиональных и личностных качеств менеджера и его подчиненных, а также уровень общей культуры и общения. Эти признаки указывают на «команду» как тип организации коллектива. В такой команде каждый знает свое место и задачи, которые перед ним стоят, а также имеет свой инструментарий, осознает последовательность действий и координирует их с другими. Все члены команды отвечаю за конечный результат.

В этой ситуации недостаточно качественные и профессиональные действия одного из членов команды сразу заметны всем и отражаются на конечном результате деятельности. Именно поэтому все члены команды заинтересованы в повышении творческого и профессионального потенциала каждого. Нет конкуренции между собой. Это позитивно сказывается на всех процессах, в том числе и креативных.

Креативный менеджмент определяет абсолютно новые требования к организации, появляется необходимость создания таких структур, которые бы позволяли создать такие конкурентные преимущества, которые конкуренты не смогли бы скопировать, а также раскрыть творческий потенциал персонала в организации и повысить мотивацию, что в сумме позволит повысить результативность работы в целом.

Командная работа позволяет получить эффект синергии. В результате этого слияния отдельных частей в одну систему создаются абсолютно новые качества совместного руда работников, повышается их творческий потенциал.

В организации, где используется креативный менеджмент нужно творчески сочетать групповую и командную работу. Характер взаимодействия участников команды должен соответствовать характеру выполняемой работы, а также предрасположенности членов группы к такой работе.

Креативное управление направлено на развитие творческого потенциала отдельной личности, создание условий для проявления синергетического эффекта как на уровне групп, функционирующих в организации, так и на уровне взаимодействия между этими группами, то есть в его основе лежит интеграция кадрового потенциала организации. Для формирования креативной организации необходимо последовательное осуществление кадрового, командного и организационного проектирования.

Таким образом, креативное (различное социально-ответственное) управление может быть реализовано на основе формирования креативных структур управления, обладающих креативным потенциалом. В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя в зависимости от области использования имеет много разновидностей (теория научно-технического, теория художественного творчества и т.п.), которым соответствуют разновидности креативного менеджмента. Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают, прежде всего, с инновациями и нововведениями.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта