Главная страница

Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


Скачать 7.56 Mb.
НазваниеКумран и Христос
АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
Дата09.05.2018
Размер7.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
ТипКнига
#19039
страница45 из 70
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   70

2. Солнечный и лунный культы



Историческое исследование в основном отвечает на вопрос «как?» происходили события, а не «почему?» или «зачем?». Не углубляясь в метафизику вопроса, чем по существу отличался культ кумранитов от культа Иерусалима, на примере побоища, которое Первосвященник Яннай устроил в Храме, покажем глубинные расхождения между лунным культом иерусалимских жрецов и солнечным культом кумранитов.
В «Дамасском документе» говорится:
“Это то время, о котором написано: «Как упрямая корова, так упрям Израиль» 923; когда встал Человек глумления, который кропил Израиль водою лжи и завел их в бездну без пути…” (CD А.I.13-15).
Про «кропление Израиля водой» известен следующий случай. «Саддукеи отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей; обряд этот не имеет основания в Моисеевом Законе, но он был очень популярен в народе и совершался с большой торжественностью. Некоторые полагают, что он был введен древними хасидеями, как попытка к замене кровавых жертв в храме бескровными. Этот именно обряд послужил поводом к возмущению народа против царя-первосвященника Александра-Янная (95 л. до Р. Хр.) и к кровавой расправе последнего с приверженцами фарисеев» (Брокгауз).

История этой резни такова. Праздник Кущей (Суккот) справляется через пять дней после самого святого праздника евреев – Йом Киппура (Дня Прощения), дня искупления грехов. Праздник Кущей был одним из трех главных праздников, на который все мужчины Израиля должны были прийти в Иерусалим (Исх. 23. 14-19). Закон гласит: «И сказал Господь Моисей…: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца (тишри) праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу… В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколистных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23.33-40).

Исполняя функции Первосвященника Храма, Александр Яннай поданную ему для возлияния в серебряной чаше воду в угоду саддукеям демонстративно вылил на землю вместо того, чтобы возлить на алтарь. Часть присутствовавшего в храме народа возмутилась явным презрением царя к старинному обычаю и стала бросать в него (то есть в своего царя и Первосвященника!) этрогами 924, которые евреи держали в руках во время молитвы. По приказу Янная царская стража бросилась на безоружную толпу; тысячи погибли от ее мечей, обагрив своею кровью Храм Яхве 925. Флавий рассказывает, что вспыхнувшая вскоре после этого шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями стоила последним 50 тыс. жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искать убежища в соседних странах, преимущественно в Египте 926. Безусловно, возлияние воды мимо алтаря на празднике Кущей было не причиной, а последней каплей, поводом, послужившим превращению давно накопленного недовольства в кровопролитную войну. Однако и повод оказался не случайным и очень даже показательным.
Раввины утверждают, что обряд возлияния воды на жертвенник в праздник Кущей была передан мудрецам Моисеем, который получил его на Синае от самого Бога. Считается, что в предшествующий празднику Кущей праздник Йом Кипур, т.е. в день Суда, получают воздаяние отъявленные грешники или совершеннейшие праведники 927. Обычные же люди, не являющиеся ни праведниками, ни заведомыми грешниками, постятся, молятся и ждут окончательного решения Всевышнего в дни Суккот (Кущей), когда с помощью «весов» правосудия в отношении их будет вынесен вердикт, к какой части людей (праведников или грешников) их отнести. Этот праздник в еврейской литературе носит также название «Возлияние вод». Комментаторы объясняют данное название особым значением воды в жизни людей, которой в эти дни будто бы надлежало запастись на весь следующий год. Этому обряду даже предпосылалось соответствующее название: Симхат бейт ха-шоэва («Веселье черпанья воды»). Говорится, что это был «народный праздник, который устраивался в дни праздника Суккот во дворе Иерусалимского Храма по поводу возлияния воды на жертвенник (обычай, введенный мудрецами в эпоху II Храма и связанный с просьбами о дожде). Возлияние воды происходило по утрам вместе с постоянным жертвоприношением, когда вместе с вином, предписанным Торой, на жертвенник возливали воду» 928. Так, в молитве, читаемой на этот праздник, при одновременном взмахивании этрогом и тремя ветвями, которые положено держать в руках, произносились следующие слова: «Как эти «четыре вида» 929 не могут без воды, так и весь мир не может; пошли нам влагу, пусть не дуют злые ветры и не выпадает дурная роса, а лишь роса благословенная». Современные религиоведы видят символизм данного праздника в традиционном для языческого мира праздновании сбора осеннего урожая. Безусловно, в этом есть доля истины, поскольку древними мудрецами события окружающего материального мира никогда не отделялись ни от общекосмических, ни от божественных, ни от внутридуховных. Тем не менее, если мы будем при выяснении значения воды на празднике Кущей апеллировать исключительно к мифологизации природных феноменов, то наткнемся на значительное противоречие. Традиционно, моления о дожде в пантеистических культах адресуются в период засухи или перед её началом. Однако за праздником Кущей в Палестине и Месопотамии (родине этого праздника) начинаются проливные осенние дожди, и совершенно очевидно, что возносить молитвы по поводу «воды» в то время, когда уже собран урожай и вот-вот разверзнутся хляби небесные, выглядит абсурдно.

Чтобы понять подлинные корни данного празднества, сходные элементы которого обнаруживаются и у иных народов, в частности в уже рассмотренном нами ранее 930 культе Деметры (Коры), – кратко рассмотрим происхождение еврейского религиозного календаря в целом. Возможно, это прояснит противостояние Янная освящению воды.

Мы уже рассматривали родственность культов западных (Палестина) семитов восточным (Вавилония и Аккад) семитам на примере культа Астарты-Иштар 931. Но относительно евреев, о которых Библия рассказывает как о возвратившихся из «вавилонского пленения», есть все основания утверждать, что они полностью восприняли основные черты вавилонского культа. В Талмуде говорится: «Сказал раби Ханания: имена месяцев принесли с собой из Вавилона» (Иерус. Талмуд, Тр-т Рош Га-Шана, 81). В.В.Емельянов пишет: «… На основе Ниппурского календаря был создан семитоязычный вавилоно-ассирийский календарь, послуживший образцом еврейского и сирийского календарей. Евреи заимствовали вавилонскую календарную систему в период плена (VI в. до н.э.)… До сих пор евреи и арамеи всего мира пользуются вавилонским календарем в культовых целях… По нему (Ниппурскому календарю, – А.В.) отсчитывали время священное, а значит – наиболее реальное, связующее поколения богов и сферы обитаемого мира… Унификация Ниппурского календаря была проведена после гибели III династии Ура (…ок.2017-1985 г. до н.э.), после чего он стал не просто главным, а единственным календарем Двуречья» 932. И далее: «…Старая шумерская традиция, несмотря на всевозможные искажения, дошла до жителей Передней Азии II-I тыс., и наиболее существенным образом это касается значения месяцев, связанных с распространенными мифами и поверьями (как-то: плач по Думузи, поминки, очищение Иштар, потоп). В частности, еврейский послепленный календарь, будучи точной копией вавилонского, сохранил основную семантическую нагрузку Ниппурских месяцев. Так, в мишнаитском трактате “Рош Га-Шана” месяц нисан назван “месяцем царей”, тишрей – месяцем Божьего суда, элул (с его праздником Кущей, – А.В.) – месяцем очищения и раскаяния в грехах… В еврейском послепленном календаре, заимствованном у вавилонян, сохранены многие языческие представления, связанные еще с обрядами Ниппурского календаря. На ритуальном уровне традиция осталась почти неизменной» (далее приведены доводы, основанные на статье Н.Цальника (1993) 933.

Рис. 8. Месопотамия. Местоположение зиккуратов 934
Однако, вавилонский культ, помимо гермопольских и гелиопольских основ, смешался с более древней религией домоисеевых племен, которая процветала среди западносемитских народов, в частности в Угарите и Финикии. Обрядность и культ евреев, описанные в Священническом кодексе Библии, ряд авторов отождествлял с аналогичными культом и обрядностью Ваал-Цафона. Наши исследования (см. Приложение 6) показывают, что авторы элохической части Библии были связаны с доктриной древнего культа Илу (Эл, или Элохим),

Рис. 9. Угарит и основные города Финикии 935
тождественного эзотерической доктрине Моисея, тогда как авторы яхвической части Библии восприняли по сути культ другой части ханаанейского жречества, т.е. культ Балу, отождествленный с угаритским Йево 936, трансформировавшегося ко временам Иисуса в культ Вакха 937. Указанное противостояние сторонников двух антагонистичных религиозных концепций и вылилось вполне вероятно в кровавое побоище на празднике Кущей, спровоцированное отказом храмового священства и Янная соблюдать древний обычай освящения воды, тяготевший к элохическому культу.

Нет оснований утверждать, что вся глубина символизма воды и крови была доступна фарисеям, возмутившим народ против священников Храма, и что они в праведном гневе отстаивали исключительно духовные принципы. Во всяком случае вряд ли можно сказать подобное о главе фарисеев, Симеоне бен Шет’ахе. Фарисеи прежде всего думали о форме ритуала, а не о его духе. Обе группировки, фарисеи и саддукеи, явно представляли собою политико-религиозные партии, стремившиеся прежде всего к власти. Однако истоки обрядности праздника Суккот уходят в глубину веков, и сами по себе довольно поучительны.

Рассказывается, что каждый день на рога жертвенника иерусалимского Храма возливалась кровь жертвенных животных. Лишь семь дней в году, в рассматриваемый нами праздник Суккот (Кущей), кроме крови и вина, происходило возлияние воды. Сам обряд, согласно описанию раввинов (см. мишн. тракт. Сукка, IV, 9-10), выглядел следующим образом. В первое утро Суккота, с первым криком петуха, длившееся с вечера веселье прерывалось, левиты (храмовые служащие) под трубные звуки направлялись к Восточным воротам Храма и спускались к источнику Силоам. Они достигали нижнего двора, ведущего на Храмовую гору (гору Мориа). Говорится, что древний ритуал Первого Храма (т.е. элохистов) предполагал поклонение восходящему в это время Солнцу. Однако послевавилонские жрецы (яхвисты 938, – А.В.) изменили этот ритуал, поэтому левиты, достигнув этого места, поворачивались спиной к Солнцу, дабы не подумали, что они ему поклоняются, обращали своё лицо на Запад, к Храму, и каялись в грехах древних евреев-священников (элохистов, – А.В.), служивших в Первом Храме: «В этом месте наши отцы, повернувшись спиной к Храму, кланялись Солнцу, восходящему на Востоке; мы же – не так, но глаза наши обращены к Господу». Спустившись к источнику, они наполняли золотой кувшин водой, которой должно было хватить на семь дней праздника, и возвращались на Храмовую гору, а оттуда – во внешний двор, поднимались на пятнадцать ступеней и достигали Водных ворот, Шаар а-Майим. Коган (священник) с золотым сосудом в руках поднимался к юго-западному углу жертвенника, под которым находился шатан, где и совершалось возлияние. Там стояли две серебрянные чаши, предназначенные для возлияния. Одну из них коган наполнял водой, другую – вином 939. Затем он брал в правую руку чашу с вином и протягивал её востоку, т.е. Солнцу, а в левую – с водой, и протягивал эту левую руку на запад, к Храму. Затем коган воздевал обе руки к небу и возливал одновременно из обеих чаш вино и воду на жертвенник, откуда они, как и жертвенная кровь, приносимая в иные дни в Храме, по специальному желобу стекали в кедронскую долину. В последний день праздника, называемый «великим», ритуал возлияния воды достигал своего апогея. Священники обходили жертвенник семь раз, а затем выливали воду с особо подчеркнутой торжественностью. Это была «Хошана Рабба», т.е. великая Хошана (אנעשוה, букв. «спаси же теперь»). Обхождение семь раз вокруг жертвенника символизировало движение семи планет оккультной традиции, но движение вокруг чего? В солнечной традиции – это Духовное Солнце, в лунной традиции – Земля или Луна.

Но представляется, что в более древние времена у последователей Моисея верховный жрец поступал иначе. Он брал в левую (а не в правую) руку чашу с вином и протягивал её Западу (у восточных народов символ заходящего солнца и смерти), а в правую, направленную к Востоку (символ пробуждающейся жизни), – протягивал чашу с водой. Аналогичные действия, о которых мы уже говорили, производились во время Элевсинских мистерий:
“Последний день Великих мистерий в Элевсине посвящался достатку в его жидкой форме… Один сосуд устанавливался с западной, а другой – с восточной сторо­ны, и оба переворачивались. Жидкость, которой они наполня­лись, не называется. Когда сосуды переворачивались, произно­силось «магическое заклинание» (rhesismystike). Возможно, это заклинание сообщает нам один христианский автор, когда гово­рит, что «великая сокровенная тайна Элевсинских мистерий» за­ключалась в крике «Hyekye!» 940… В любом случае hye должно переводиться как «Лейся!», a kye, вероятно, следует переводить как «Зачинай»” 941.
Праздник Кущей проводился в седьмой месяц в течение семи дней с приношением семи благовоний, с хождением вокруг жертвенника семь раз. Все это олицетворяло Космос, в его единстве духовного и материального. Семь – это семь зороастрийских Амеша Спента на духовном плане и семь планет на физическом. В «Книге Юбилеев», утверждающей солнечный культ и солнечный календарь, об истоках праздника Кущей сообщалось:
“…И поселился (Авраам) у Источника Клятвы (Беэр Шева, Вирсавия 942, – А.В.). А в середине шестого ме­сяца посетил Господь Сарру, и сделал ей, как говорил Он, и она зачала… И в шестой год третьей седмины пришли мы (Ангелы) к Аврааму, к Источнику Клятвы, и явились мы ему, и благословили мы его, и возвестили мы все, что было решено о нем, что не умрет он (Авраам), доколе не породит еще шестерых сыновей (итого – семь, – А.В.), и увидит он их прежде, нежели умрет, но в Исааке будет призываться имя его и семя его; и все семя сыновей его будет язычниками, и сопричтено будет с язычниками, но один из сыновей Исааковых (Иаков-Израиль, – А.В.) станет семенем святым, и не будет причтен к языч­никам. Ибо станет он уделом Всевышнего; и всё семя сыновей его будет язычниками, и сопричтено будет с язычниками, но один из сыновей Исааковых (Иаков-Израиль, – А.В.) станет семенем святым, и не будет причтен к языч­никам. Ибо станет он уделом Всевышнего, и все семя его (12 колен израилевых, – А.В.) станет достоянием Бога, и станет оно у Господа народом святым превыше всех племен, и будет оно царством, и священством, и племенем святым. И пошли мы нашим путем, и возвестили мы Сарре все, что сказали Аврааму, и возра­довались оба они радостью чрезвычайно великою. И воздвиг он жертвенник Господу, Который избавил его и обрадовал его в стране пребывания его, и праздновал он праздник радости в месяц тот, семь дней, у жертвенника, который воз­двиг он у Источника Клятвы. И воздвиг он кущи себе и слу­гам своим в празднование то, и был он первым, кто праздно­вал праздник кущей на земле… И утром и вечером возжигал он вещества ароматные: (семь благовоний) ладан, и халван, и стакти, и нард, и мирру, и пряности, и кост; и все эти семь принес он в жертву дроблеными и смешанными друг с другом в рав­ных частях и чистыми. И праздновал он праздник тот в про­должение семи дней, радуясь всем сердцем своим и всей душою своей, он и все те, кто были в доме его, и не было с ним никакого чужеземца, и никого, кто не был бы обрезан… И благословил он Бога и возрадовался, и нарек он имя празднованию тому Праздник Господень, и радовался радостью, приятной Богу Всевышнему. И мы (Ангелы) благословили его навеки, и все семя его после него во все поколе­ния земли, ибо праздновал он праздник тот во время его, по завету скрижалей небесных. Оттого наречено на скрижа­лях небесных об Израиле, что должны они праздновать праздник кущей семь дней с радостью, в седьмой месяц, дабы то было приятно Господу,– установление вечное в поколениях их, на каждый год. И нет для него предела дней; ибо назначено это навеки Израилю, что должны они празд­новать праздник тот, и жить в кущах, и надевать венки на го­ловы свои (образ Солнца, – А.В.), и брать ветвы с листьями, и ивы от ручья. И брал Авраам ветви пальмовых деревьев, и плоды деревьев добрых, и обходил алтарь утром (образ Солнца, – А.В.) с ветвями по семь раз каждый день (как семь планет, – А.В.), и славил он Бога, и благодарил Его в радости за все” (XVI).

“И назначил Бог солнцу быть великим знамением на земле для дней, и для суббот, и для месяцев, и для праздников, и для лет, и для лет субботних, и для юбилеев, и для всех времен года. (II). … а седьмой день сделал святым ради всех дел святых… Этот день (Шаббат) более свят и благословен, чем всякий юбилейный день из юбилеев… И Творец всех вещей благословил ее (Шаббат), но Он не освятил все народы и племена, чтобы они все блюли субботу (Шаббат), но только Израиля, лишь ему позволил Он есть и пить и блюсти субботу (Шаббат) на земле. И Творец всех вещей благословил этот день, который создал Он для благословения, и святости, и славы надо всеми днями (IV)” 943.
Халдеи, у которых Ездра перенял обряд поклонения Духовному Солнцу, безусловно, не имели в виду ни евреев, ни какой-либо другой народ. Их поклонение Духовному Солнцу было не воздаянием за получение чегó-то («избранности» или т.п.), ибо поговорка учит, что «Солнце светит всем равным светом», а выражало бескорыстное преклонение перед Величием Истока Истоков. Недаром текст «Книги Юбилеев» сохранил требование, чтобы семь благовоний были «дроблеными и смешанными друг с другом в рав­ных частях», а не с преимуществом какого-либо одного, ибо в оккультной традиции седьмой есть одновременно и объединение всех семи, а не отдельная единица, противостоящая остальным частям. Однако древнее учение о тайнах космоса и мистериальном почитании мировой гармонии авторы Библии преобразовали в легенду о возвеличивании собственного народа (см. курсив в выше приведенных фрагментах «Книги Юбилеев»), включив в неё мифические имена патриархов. Что бы ни скрывалось за тайной букв послевавилонской Библии, свои отношения с Богом большинство израильтян воспринимало так же, как и прочие народы в своих ритуализированных культах, то есть как род двусторонней сделки (у евреев – Завет): «будет соблюдение ритуала, будет и избранность (награда)». Со временем и солнечный обряд стал приобретать чуждые ему признаки лунного культа: Восток – замещаться на Запад, духовное (вода 944) – на телесное (вино 945), Солнце как символ Небесного Дома – на рукотворный Храм, суббота как шестой день недели стал возвеличиваться как седьмой священный день, а воскресенье, день Солнца, венец и глава недели, – превращаться в изгоя в угоду дню Сатурна, субботе.

Астрологически праздник Кущей праздновался под Зодиакальным знаком Весов, на которых «взвешивались» праведные и неблаговидные поступки людей. Данный знак соответствует Венере и выражает идею гармонии Природы, в которой и День и Ночь, или центростремительные и центробежные силы («пары противоположностей») подчинены всеобщему Закону Духовного Солнца. Древние жрецы-элохисты, в отличие от сменивших их впоследствии яхвистов, стоя на вершине горы Мориа, держа над головой чашу с водой и с вином, возносили молитвы восходящему Солнцу, образу Вселенского Невидимого Духовного Солнца. Так поступали зороастрийцы, ессеи, кумраниты, а также вишнуиты, митраиты, поклонники египетского Ра и многие др. Практически во всех культах Азии возносились и до сих пор возносятся молитвы с обращением на Восток. М.М.Елизарова, комментируя текст Филона Александрийского о еврейской секте терапевтов в Египте и показывая её родственность ессеям и кумранитам, отмечает громадное значение в их культе образа Солнца (Востока):

«По-видимому, близким к ессейским представлениям является и отношение терапевтов к солнцу. Филон го­ворит об этом в связи с молитвами терапевтов, так как они “молятся обычно дважды в день: перед рассветом и к вечеру. При восходе они просят истинно благополучного дня, чтобы небесный свет наполнил их разум. Когда же оно заходит, (они молят), чтобы душа, пол­ностью освободившись от бремени чувств и воспринимаемого чувствами, (как бы) оказавшись в своем собственном судилище и совете, исследовала истину” [Vita cont. § 27]. И , далее Филон описывает конец ночнoгo празднества терапевтов, после которого “(утром) они встают, повернувшись и обратив взгляды к востоку, и, как только увидят восходящее солнце, про­стирают руки к небу и молят о благоденствии, истине и прозорливости” [Vita cont. § 89]. Домá пытается усматривать в этом влияние египетских воззрений, ибо, по его мнению, в Египте почитание солнца издавна входило не только в официальный культ, но и в индивидуальный. Вернее все же в таком отношении терапевтов к солнцу усматривать влияние элли­нистических представлений.

В греко-римский период в связи с новыми астроно­мическими открытиями и наблюдениями, с широким распространением астрологических учений, а также под влиянием стоических идей культ солнца приобретает новое содержание. Почитание солнца с древних времен как светила, дающего свет и тепло, оживляющего при­роду, способствующего зарождению и росту всего жи­вого, теперь включает в себя и духовный элемент. Солнце начинает рассматриваться, в частности кумранитами, как “(установленный) порядок мира” [ср. 1Q Myst, I, 6-7], повелитель четырех элементов и четы­рех сезонов, небесный владыка, который определяет движение звезд и производит все явления природы.

Но самым главным является то, – комментирует далее Елизарова, – что солнце не толь­ко оживляет весь огромный мировой организм, царст­вует над вселенной, но оно теперь выступает как Разум вселенной, Разумный огонь, знаменует происхождение всякого разума. Став Разумом мира, Солнце делается в то же время Господином и Создателем частного чело­веческого разума. Теперь Солнцу приписывают созда­ние душ, так как, по мнению астрологов, человеческая душа той же самой природы, что и небесный огонь. Солнце, испуская лучи, посылает свои частицы посто­янно в тела, наполняя их разумным светом. И если развитие тела происходит под воздействием Луны, то от Солнца людям приходит разум, от него зависит все самое возвышенное в человеческой душе, благодаря ему человек пробуждается к чувствам и мудрости. В римскую эпоху с развитием мистических представле­ний и оформлением учения о Боге как Существе транс­цендентном, отличном от всякой материи, Солнце становится силой подчиненной, отражением Высшего божества.

Для Филона, – пишет далее Елизарова, – Бог “есть Солнце солнц, духовное Солнце зримого солнца” [De spec. leg., I, § 279]. Иног­да Филон применяет к Богу термин “свет” (De somn., I, § 75), иногда он называет его “несущим свет” (De ebr., § 44) или “духовным солнцем” (De virt., § 164; De spec. leg., I; § 279). Таким образом, для Филона Солнце было лишь сравнимым материальным двойником Бога. Созерцание блеска и великолепия солнца давало представление о величии и сиянии Бога. Зримое солнце было материальным символом Солнца духовного, т. е. Разума Бога (Quis rerum divinarum heres sit, § 263; De somn. I, § 72 и сл.). Вероятно, так же воспри­нимали солнце и терапевты, рассматривая его лишь как зримый образ Бога, как символ Разума Бога. По­этому-то они и просили при восходе солнца, чтобы Небесный свет наполнил их разум, и стремились разумом подняться выше зримого солнца [Vita cont. § II], чтобы добиться созерцания Сущего.

В эту эпоху молитвы при восходе солнца возносили и египетские жрецы, и пифагорейцы, и создатели герметической литературы. Наиболее интересно для нас указание Иосифа Флавия на особое отношение к солнцу ессеев: “Божественное они (ессеи) почитают своеобразно. До восхода солнца они не произносят ни­каких несвященных слов, но обращаются к солнцу с какими-то древними молитвами, как бы умоляя его взойти”. Некоторые усматривают в обычае ессеев обращаться утром с молитвой к солн­цу влияние пифагорейства…

Как нам кажется, – делает вывод Елизарова, – для ессеев, как и для терапевтов, солнце было отражением Божественного Разума, лучи которого помогали им постигать Божественную мудрость (терапевты считали, что при солнечном свете подобает заниматься лишь философией (Vita cont. § 34), – поясняет М.Елизарова). Возможно, что и у кумранитов бытовали подобные представления. Ведь недаром они называли себя “сынами света” [bnywr, напр., 1Q S I, 9; II, 16; III, 13, 24; 1Q M (passim)]» 946

О православном понимании Солнца, полностью созвучным с древневосточным, писал и Григорий Богослов:
“Бог от начала сотворил два мира – видимый и невидимый... В двух мирах соответственно сияют и два солнца – одно чувственное, а другое мыслен­ное. И чем для видимого и чувственного является солнце, тем же для невидимого и мысленного явля­ется Бог... Один из двух миров, то есть чувствен­ный и то, что в нем, освещается этим чувственным и видимым солнцем, другой же, то есть умственный и то, что в нем, освещается и озаряется мысленным Солнцем правды” 947.
Жрецы-яхвисты, вышедшие из Вавилона, не знали солнечного календаря, поскольку вместе с другими народами Двуречья издавна пользовались Ниппурским лунным календарем 948. Они ежемесячно справляли праздник новолуния, исчисляли начало дня не с утра (как кумраниты), а с вечера предыдущего дня, и полагали главное сакральное время для еврейского народа на ночь между пятницей и субботой (нисхождение Шехины, или Духа Яхве 949). Аналогичным образом, местом присутствия Вселенского Бога для них был не Восток (символ восходящего Источника Света), а Иерусалимский Храм – жилище Яхве.

Рис. 10. Карта древнего Иерусалима


Рис. 11. Иерусалим во времена Евангельского повествования
В этой связи любопытно отметить появление в литературе (I в. до н.э. – I в. н.э. 950) путаницы, когда название горы Сион стали путать с названием храмовой горы Мориа 951. Полагается, что это – имя той самой горы, где Авраам будто бы собирался принести Яхве в жертву своего первенца 952. В индусской и буддийской космогонии известна однозвучная гора Меру (символ центра мироздания). Меру, на санскр. означает «бедро». Миф сообщает, что в «бедро» Зевса был зашит Вакх-Загрей, а библейская аллегория повествует о заклании первенца Авраама на горе Мориа. Т.е. отчетливо просматривается параллель между так называемым «бедром» и источником сакральной порождающей силы: у греков – Эрос, у орфиков – Фанес, на китайском – Фохат, в христианстве – Логос. То же самое означает – Мориа.

Сегодня бытует версия, что евреи перед эрой Христа неизвестно почему стали называть эту храмовую гору именем Мориа, тогда как гору на западе именовать – Сион. Богословы в конце концов вышли из затруднительного положения, назвав место, где предположительно находился храм Соломона 953, – «Храмовой горой», без уточнения имени: Мориа или Сион. Согласно яхвистам, гора Сион, расположенная на Юго-Западе Иерусалима – место пребывания Бога (там же и гробница царя Давида). Но, согласно Библии, Соломон (священническая традиция элохистов) построил дом Бога, т.е. Храм, на горе Мориа, т.е. на Востоке Иерусалима. Пятикнижие умалчивает о местонахождении и значении Сиона для культа Яхве, ибо слишком очевидной была аналогия с богами родственных семитических (“языческих”) народов. В апокрифической же Книге Юбилеев, или «Малом Бытии», известной уже в Кумранской общине, Иегова велит ангелу:
“Напиши (на скрижалях завета) для Моисея от начала творения до того, как Моя святыня будет построена у них во веки веков.

И явится Господь всем очам, и все узнают, что Я Бог Израиля, и Отец всех сынов Иакова, и Царь на горе Сионе вовеки. И будут святы Сион и Иерусалим” (Кн. Юбил. I) 954.
Аналогичную мысль содержит прояхвистский текст Библии, записанный в дни вавилонского плена 955 от имени пророка, жившего почти за два века до того. Здесь прослеживается всё та же яхвистская доминанта: «И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сион и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава» (Ис. 24. 23). Тем не менее, как мы знаем, Давиду не удалось возвести Храм 956, а Соломон, помазанный на царство, строит Храм на горе Мориа и переносит, как сообщает Библия, «ковчег завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона 957» (Пар.2. 5.2), на гору Мориа. Ясно, что Сион (Цион) и гора Мориа – это разные объекты. Самаритяне также называли свою священную гору (Гаризим) горою Мориа, утверждая, что именно она является изначальным, установленным праотцами сакральным местом, где должны возноситься молитвы Богу.

Другими словами, гора Мориа и гора Сион фактически могут быть признаны символами двух противостоящих друг другу древнееврейских традиций: в привязке к тексту Библии – элохической и яхвической, соответственно, или, по источнику своего появления, – промоисеевой и пролевитской (провавилонской). После Вавилона, когда текст Библии был “по памяти” восстановлен Ездрой, данное противоположение двух традиций по возможности было нивелировано, однако при сопоставлении отдельных фрагментов Писания, особенно приводящих родословные жреческих династий и показывающих борьбу между ними во времена царя Давида и Соломона, не говоря о воззваниях пророков (Амос, Иеремия, Осия, Михей, подлинный Исайя), существование двух идеологий, антагонистичных в сакральной основе, оказывается налицо. Блаватская о противостоянии двух основных священнических традиций иудеев писала следующее:
“Но те пророки, которые восставали против человеческих жертвоприношений, всегда были назарами и посвященными 958. Эти пророки возглавляли партию в народе против священнослужителей, как впо­следствии гностики боролись против христианских отцов. Вследствие этого, когда монархия была разделена, священнослужители очутились в Иерусалиме (Иудея, юг Палестины, – А.В.), а пророки – в стране Израиля (север Палестины, – А.В.). Даже Ахав и его сыно­вья, которые ввели в Израиле тирийское поклонение Баалу-Геркулесу и сирийской богине, получали помощь и поддержку от (пророков) Илии и Элиша (Елисей). До Исайи мало пророков появлялось в Иудее после того, как северная монархия была свержена. Элиша помазал Иеху (Ииуя) с той целью, чтобы тот уничтожил царские семьи обеих стран и объединил народ в единое гражданское государство. К храму Соломона (Иерусалимскому Храму), оскверненному священнослужителями, ни один еврейский пророк или посвященный не проявлял ни малейшего интереса. Илия никогда туда не ходил, а также Элиша, Иона, Нахум, Амос или какой-нибудь другой израиль­тянин 959. В то время как посвященные придерживались «тайной доктри­ны» Моисея, народ, под водительством своих священнослужителей, погряз в идолопоклонстве точно так же, как язычники. И именно эти народные воззрения и толкования Иеговы восприняли христиане” 960.
Данная борьба, в частности, отразилась в тяготении противостоящих традиций к разным религиозным календарям: промоисеевый культ – к солнечному, а пролевитский – к лунному. Как пишет Елизарова, древние послемоисеевы евреи имели солнечный календарь, который после Вавилона был заменен на лунный: «С созданием единого государства в Израиле был введен солнечный календарь под влиянием египетского и просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до вавилонского пленения… Замена традиционного храмового солнечного календаря лунным происходила, по-видимому, в атмосфере острой борьбы в жреческой среде» 961. Кумраниты же, как мы знаем, вернулись к моисееву солнечному календарю.

Исследование сакральной топографии позволяет выявить доктрину, положенную в основание соответствующей священнической традиции. Например, символизм противостояния так называемых сторон света, «Востока» и «Запада», характерно выражен в Православии. Евангелие показывает, как на Масличной (Елеонской) горе, расположенной на Востоке от Иерусалима, происходят встречи и беседы Христа с учениками и здесь же совершается Вознесение. Рядом, в Гефсимании, то есть также на Востоке, – предполагаемое место гробницы Девы Марии. И, напротив, с противоположной стороны города (на Западе) показано место Распятия Христа – Голгофа. Евангелие от Матфея рассказывает, что маги пришли к Иисусу с Востока (Мф 2.1), однако, они заявляют, что видели звезду Мессии на Востоке (а не на Западе, где по отношению к ним должна была бы в таком случае оказаться Палестина); они спрашивают: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2.2). Лука же в уста пророчествующего Захарии, отца Иоанна Крестителя влагает слова: «…по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк 1.78-79). Поэтому совсем не случайно Иисус в евангельской аллегории показан приходящим креститься к Иордану не с Запада, а с Востока.

Св. Григорий Богослов в «Слове на Святую Пасху» связывает Воскресение и приход Мессии неизменно с Востоком: «Я стоял и смотрел: и вот, муж восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела (Суд. 13, 6), и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом…: “Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому!…”» (Сл.45) 962.

Но наиболее полно выразил понимание символизма Востока в Православии преп. Иоанн Дамаскин в главе «О поклонении на восток»:
“Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т. е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа.

Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Ин 1, 5) и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), то и дóлжно посвятить для поклонения Ему восток. Ибо все прекрасное должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое благо. И (в Псалме говорится): Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки (Пс. LXVII, 33 – 34). И еще Писание говорит: И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8), (и) его согрешившего изгнал из сада Эдемского (Быт. 3. 23), без сомнения, на западе. Итак, отыскивая древнее (наше) отечество и устремляя к нему взоры, мы поклоняемся Богу. И скиния Моисеева имела завесу и чистилище на восток; и колено Иудино, как имевшее предпочтение пред другими, располагалось на восток; и в знаменитом храме Соломоновом врата Господни находились на востоке... И восходя (на небо) Он возносился к востоку, и так Ему поклонились апостолы, и Он придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1.11), как сказал и Сам Господь: Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф 24. 27). Итак, ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам без писания” (2.XII) 963.
Таким образом, в древней священнической традиции Израиля, принесенной Моисеем из города Солнца – Гелиополя, молитвы читались с обращением к Востоку, а вода являла символ живительной чистой горней влаги. На празднике Кущей, или «празднества водочерпия», эта связь воды и Востока оказывается особо заметной.
В качестве замечания необходимо отметить, что в Евангелии, в церковном причащении используется иной символизм «вина», не элохистский (не назарейский), о котором мы до сих пор говорили, а скорее египетский и даже индийский (о годах обучения Иисуса в Египте и Индии см. первую часть книги). В Египте, Греции и Индии в мистериях (таинствах) использовался специальный напиток (сома, кикеон), позволявший сознанию адепту открывать иной план бытия 964. В новозаветной мистерии таковым напитком становится освященное вино. «Вино» в Новом Завете начинает олицетворять источник знания, Мудрость (Софию) и Логос: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф 9.17). Именно уксус дают пригубить Иисусу на Кресте в мистической сцене Евангелия: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19.30). Здесь имеется в виду уксус, образующийся в результате уксусного брожения виноградного вина. Но вино и уксус запрещалось употреблять назареям (Числ.6:3) 965. И хотя Иисус был из назареев, тем не менее, в Евангелие он показан принимающим вино (Мф 11.19), что свидетельствует о его отличии от назареев Иоанна Крестителя. Иоанн крестил водою, тогда как об Иисусе говорится, что он «будет крестить… Духом Святым и огнем» (Мф 3.11; Лк 3.16). То есть в Новом Завете «вино» как антитеза «воды» приобретает новый смысл, и в высшем значении символизирует Святой Дух. Иисус, как известно, не создавал сложных мистериальных обрядов, а преображал окружающие предметы и действия – в духе. Это – один из высших путей, который в индуизме называется Раджа-Йога («Царственная Йога»). Другими словами, в разных (солнечных) традициях один и тот же символ мог означать противоположный смысл. Поэтому значение «воды» и «вина» в элохистской традиции, о которой мы говорим в данной главе, нельзя непосредственно переносить на новозаветную традицию, ибо в этих двух близких традициях пользуются все же различной терминологией и обычаями. Несколько далее мы расскажем о том, как Иисус на празднике Суккот призвал к новому пониманию источника «вод жизни».
В псалме 113, исполняемом в Праздник Суккот, звучали слова: «Господа… превращающего скалу в озеро воды и камень – в источник вод» (Пс. 113.8). Далее цитировались стихи из четырнадцатой главы пророка Захарии:
“День этот будет единственный, ведомый только Господу… И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его будет едино. Вся эта земля будет, как равнина…” (Зах. 14. 7-10).
Текст пророка, казалось бы, говорит о «дожде» и о столице Иудеи (Иерусалиме). Но совершенно очевидно, что имеется в виду не метеорологический феномен, к которому современные комментаторы сводят смысл праздника Кущей, а источник духовной жизни, равно как под «Иерусалимом», представленным центром мира, при том, что «вся эта земля будет, как равнина», понимается не конкретный небольшой земной городок в Палестине, а небесный Град, тождественный Благому Миру, который унаследует человечество, устремившееся к Богу.
Как уже говорилось, для взятия воды на празднике Кущей священники отправлялись к источнику Силоам (Гихон), находившемуся к Востоку от Храмовой горы. Этот источник располагался за пределами города и был единственным в Иерусалиме, помимо наполняемых дождями резервуаров, который снабжал жителей водой. Второе название источника, «Гихон» означает «прыгающий», поскольку из-за воздушных процессов в полостях горы, из которой он вытекает, давление воды каждые 30-40 минут увеличивается, создавая эффект «прыгания». В городе всегда не хватало воды (грунтовых вод в Израиле почти нет), поэтому данный источник был использован как символ в целом ряде аллегорий и притч, поскольку вода всегда олицетворяла жизнь и мудрость.

Рис. 12. План местности, прилегающей к Силоаму, с прудами и каналами, по которым вода поступала в Иерусалим 966
Именно у этого источника, согласно Писанию, был помазан на царство Соломон. Библия рассказывает, что через трубопровод, проложенный от данного источника, воины Давида проникли в непреступный Иерусалим, принадлежавший тогда иевусеям, и город с этого времени перешел к израильтянам (2 Цар. 5:7-8; 1 Пар. 11:6). Является ли это аллегорией или историческим фактом, судить трудно.

1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   70


написать администратору сайта