Главная страница

Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


Скачать 7.56 Mb.
НазваниеКумран и Христос
АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
Дата09.05.2018
Размер7.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
ТипКнига
#19039
страница59 из 70
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   70

Приложение 16.

Матерь Мира и Дева Мария



Значительным вкладом в разработку учения о Св.Духе стало направление отечественной богословской мысли, прозванное софинианским, от слова София, по греч. – «Премудрость». Яркий представитель этого движения, о.Сергей Булгаков в 1924 г. писал:

«Как Слава и откровение Божие, София занимает место между Богом и миром. Она содержит в себе предвечное, божественное всё этого мира, есть его умопостигаемый прототип, начало путей Божиих… Сотворение мира означает погружение Софии в ничто с вовлечением его в бытие мира в качестве его низшей основы, ему представлено как бы обладать Софией, чтобы быть ею обладаемой… София есть откровение Отца в Сыне… Мир есть лоно, рождающее Богоматерь… В тварной Софии обозначается особый ипостасный центр, наряду с Логосом, Матерь Божья… Мария есть творение, достигшее софийной высоты (но не есть Сама предвечная София! – А.В.), и в этом смысле Она есть тварная София… Бог имеет Софию у себя или в себе, как свое откровение, тварь имеет ее над собой, как свое основание, как высшую свою природу или родину, как внутренний закон или норму жизни… Она есть субстанция мира, которая только и делает мир миром, не призрачным, но в себе обоснованном…» 1409

На известной картине Н.К.Рериха идея Софии выражена через образ Матери Мира. В Агни Йоге (Живой Этике) Матери Мира посвящено множество строк, а наступившая с середины XX веке эра названа «Эрой Матери Мира».

Между понятием Матери Мира и образом земной матери Иисуса нет непреодолимой преграды, так же, как между Матерью Мира и любой земной женщиной. Христанство впервые во всеуслышание заявило, что между Богом и человеком нет пропасти и в Христе они соединены. Но это же движение навстречу друг другу, Божественного и человеческого, должно быть признано и в таком понятии, как Мать, будет ли Она матерью Иисуса, матерью любого человека или же как Природа – Матерью всего мироздания.

Е.И.Рерих о Матери Мира
Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах. Каждый космический принцип или проявление имеет свои отражения или олицетворения на Земле. Так, Матерь Мира, рассматриваемая в её космическом аспекте, есть Мулапракрити («Корень Природы», «Основа Природы», – А.В.), всё в себя вмещающая, всё в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала, Высокая Индивидуальность, духовные Энергии которой участвовали при насыщении нашей планеты, при зарождении на ней жизни, начиная от жизни растительного царства. Истинно, Она есть Великая Матерь нашей планеты. За каждым символом стоит Великая Индивидуальность. Так, каждая Высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов 1410, ближайших ей по лучу, а иногда и сама проявляется в подобных воплощениях. Отсюда возникло и понятие Аватара. Так, высокий дух, воплощавшийся, скажем, как Исида, Истар 1411 и т.д., мог и не быть Духом Владычицы Мира, но он носил на себе Её Луч, и, конечно, в силу этого образ Исиды слился в позднейших легендах с образом Великой Матери Мира…1412



1 Рерих Е.И. Письма. Т.II. (1934). М., МЦР, 2000. С.515-516. Письмо от 12.12.34 г.

2 Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961 г.

3 Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. С.10-12.

4 Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С.3.

5 Pagels E. The Gnostic Gospels. NY: Random House, 1979. P.xxiv-xxxv. 

6 Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

7 Женевский библиофил и гуманист М.М.Бодмер – основатель Бодмерской библиотеки всемирной литературы в Колоньи, пригороде Женевы.

8 Среди обнаруженных рукописей имеется папирус Бодмера II, относящийся к первой половине II в. и содержащий в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанного на 108 страницах. Среди рукописей выделяется также Протоевангелие Иакова, или «Рассказ о детстве и замужестве Марии», как называл это сочинение Ориген (Com. in Matth. Х. 17).

9 Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. С.89.

10 Всемирная история. Т.11, М., 1977. С.434.

11 Цит. по: Всемирная история. Т.11, М., 1977. С.435.

12 Цит. по: Всемирная история. Т.11, М., 1977. С.435.

13 Амусин И.Д. Находки у Мертвого моря. М., 1964. С.6.

14 Вестник древней истории. 1958, №2. С.122.

15 Рис. из: Новый библейский словарь. В 2-х частях. Ч.2. СПб., Пер. с англ., 2001. С.250.

16 Беляев Леонид. Христианские древности. М., 1998. С.22.

17 Беляев Леонид. Христианские древности. М., 1998. С.59, 60.

18 Беляев Леонид. Христианские древности. М., 1998. С.59.

19 См.: Беляев Леонид. Христианские древности. М., 1998. С.60.

20 Подлинные причины задержки были не только в субъективном нежелании христианских и еврейских ученых форсировать выдачу в свет переводов, прежде всего древних библейских текстов (главные свитки, имеющие отношение к Кумранской общине были уже опубликованы). В 1953 г. Хардинг набирает международную команду из 8 ученых, чтобы работать над свитками в восточном Иерусалиме. Однако, в июне 1967 года Израиль наносит поражение арабам в Шестидневной войне и получив контроль над Хирбет Кумраном, Иерусалимским Археологическим Музеем и всеми свитками (кроме малой части). Проарабские (христианские) ученые Р. де Во, Скеган (Католический университет в Вашингтоне), Старки и Милик отказываются сотрудничать с израильтянами. Дальнейшая публикация свитков оказывается заблокированной. В период 1971 – 1988 гг. умирают большинство ведущих ученых-кумранистов, стоявших у истоков открытия и имевших доступ к документам, в том числе два редактора готовившегося издания. В 1987 г. профессор из Оксфорда Гезе Вермеш к сорокалетней годовщине открытия созывает Лондонскую конференцию и призывает к немедленной публикации свитков, хотя бы в виде фотографий (то есть без перевода и комментариев). В августе-сентябре 1989 г. разгорается публичная дискуссия с взаимными обвинениями между историком, Эйсенманом и главным редактором свитков, Стругнеллом (Иисусов колледж в Оксфорде) по проблеме доступа к свиткам и их скорейшей публикации. В сентябре 1989 г. коллоквиум по свиткам в Mogilany (Польша) принимает решение, призывающее к немедленной публикации фотографий свитков. В октябре 1989 г. израильтяне, имевшие доступ к документам, начинают в обход запрета посылать Эйсенману фотографии свитков. 30 декабря 1990 г. Эмануил Тов заменяет Стругнелла на посту главного редактора Свитков Мертвого моря. Наконец, с конца 1991 г. начинается поток издания ранее неопубликованных кумранских текстов, завершившийся публикацией фотографий на CD 2001 г., которых еще ждет их перевод.

21 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.26.

22 Согласно Тантлевскому, «абсолютное большинство исследователей (пришло) к выводу, что рукописи Мертвого моря принадлежали ессейской конгрегации» (См.: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760, с.36-37).

23 «Война сынов Света против сынов Тьмы».

24 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971; Тексты Кумрана. Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии А.М.Газова-Гинзберга, М.М.Елизаровой и К.Б.Старковой. Выпуск 2. СПб, 1996; Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

25 Далее данный вопрос будет рассмотрен более подробно.

26 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.202.

27 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.202-203.

28 Цит. по: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.205-206.

29 Albright, 1956. P. 20. Цит. по: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.207.

30 Цит. по: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.207.

31 Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, – А.В.

32 Мишна – кодифицированный Устный закон, опубликованный в Палестине, как считается, около 200 г. Именно толкование Мишны составляет основное содержание Талмуда, составленного несколько веков спустя (см.: Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Енциклопедический словарь Еврейская цивилизация. М., 2000, с.119-120; 174-175). Лоуренс Шиффман, проф. кафедры иудаики Нью-Йоркского университета отмечает, что «большинство современных исследователей согласны с тем, что Мишна возникла на базе разрозненных цитат… Только малая часть Материалов Мишны датируется периодом, предшествовавшем римскому завоеванию Палестины в 63 г. до н.э. (Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760, с.181), – А.В.

33 Велиар (Велиал) – в кумранских рукописях и в ветхозаветных текстах – аналог христианского Сатаны или зороастрийского Ахримана, – А.В.

34 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.С.209-214.

35 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.С.214.

36 Ряд авторов датируют еврейский (арамейский) оригинал Завещания 12 патриархов временем ок. 100 г. до н.э. (см., например, Амусин И.Д. Кумранская община, с.53-54). Ряд исследователей отмечают близость Завещаний 12 патриархов к литературе ессейско-кумранского круга или даже говорят об их создании в ессейской среде (см., например: Амусин И.Д. Кумранская община, с.53-54, 174-175; Тантлевский И.Р. История и идеология кумранской общины, с.71-74, 155-159, 263) – А.В.

37 Charles II, 1913/1973. P. 292.

38 Philonenko, 1960.

39 Название «Новый Завет» встречается один раз в Комментарии на Аввакума (1Q pHab II, 3) и четыре раза в Дамасском документе (CD VI, 19, VIII, 21, XIX, 32-34, X, 12) (Амусин И.Д. Кумранская община, с.107).

40 hyoi phôtos; Лк 16. 8; Ин 12. 36; I Фес 5. 5.

41 tekna phôtos; Ефес 5.8.

42 mmšlt hwšk; 1Q Н XII, 5–6.

43 1Q М XIV, 7.

44 1Q S X, 19.

45 Braun, 1966, I, p. 91.

46 CD VI, 15.

47 1Q pHab VIII, 11.

48 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971. С. 187-188.

49 Ин 4.10-15; 7.37-39; 19.34; Откр 7.16-17; 21.6; 22.17.

50 1Q Н VIII, 7, 16; CD XIX, 34.

51 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.214-218.

52 См. работы кумранистов, вышедшие за рубежом в 1998-2001 гг., а также обзор И.Д.Амусина в настоящей главе.

53 Об одном из наименований членов Кумранской общины «звери», «животные» впервые высказал гипотезу Х.Шёпс (См.: Тантлевский И.Р., 1994, с.178). Отождествление общинниками себя со «зверями» имеет своё рациональное объяснение. Описывая митраистические мистерии, представляющие собою трансформированный зороастризм, самое популярное учение в Центральной Азии I в. до н.э. – I в. н.э., Ф.Кюмон говорит, что «в некоторых случаях участники богослужений переодевались в костюмы, соответствующие присвоенному им званию. Их можно видеть на одном из барельефов, где на них надеты искусственные головы животных, воина и перса (см. Кюмон Ф. Мистерии Митры. СПб.,2000, где на с. 208приводится фото барельефа из Коники. Об этом же свидетельствует и Августин, правда, в своем описании полностью извращая суть обряда, Ps. Augustin, “Quaest. vet. et novi Test”, 114, А.В.). Эти священные маскарады, которые церковный автор (Августин) выставляет на посмешище, интерпретировались языческими теологами в качестве аллюзии на знаки Зодиака или даже метемпсихоз (Porphyre, “DeAbstin”, IV, 16)» (Кюмон Ф. Указ. соч. с.198-199).

54 В литературе отмечается, что в III в. н.э. в районе Иерихона был найден глиняный кувшин с греческими и древнееврейскими рукописями. Специалист по древнееврейскому языку О. Эйсфельд обратил внимание на письмо некоего патриарха Тимофея, датируемое примерно VIII в. н.э., где автор сообщает о древнееврейских надписях на стенах в пещерах Иерихона. Возникло предположение, что, по крайней мере, в III и VIII вв. н.э. были обнаружены и подверглись расхищению какие-то рукописи и что найденные в 1945 г. (1947 г.) свитки – всего лишь остатки обширного собрания каких-то документов.

55 Мень о.Александр. Исагогика. М., 2000. С.185.

56 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.34.

57 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.90.

58 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.44, 46.

59 Старкова К.Б. Вводная статья.// Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб, 1996. С.110.

60 Дамасский Документ. Перевод и примечания К.Б.Старковой. // Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.35-36.

61 «Некоторые ученые (Х.Рабин и др.), переносящие на секту данные, полученные из так называемой раввинистической литературы (Мишны и Гемары), указывают на то, что древние хронисты, в частности Йосе… считали срок от возникновения до конца деятельности Второго Храма в 490 лет. И 70 лет насчитывали между разрушением Первого Храма и началом постройки Второго – период “вавилонского пленения” (Zeitlin. Zadokite Fragments, p. 19-20; Vaux R. À propos des Manuscrits de la Mer Morte)» (Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996, с.27-28).

62 Milik, 1957. P.26.

63 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.180.

64 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.181.

65 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.168.

66 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.168.

67 Са, fr. 3,2.

68 Сa, fr. 2, 4, Сe, fr. l, 5.

69 Сe, fr. 2, 4–5.

70 Сa, fr. 2, 6.

71 Cb, fr. 3, 6.

72 Сd, fr. 2, 4.

73 «На этом основании, – пишет Тантлевский, – полагают, что в тексте первой колонки Комментария на книгу Наума и первой строке второй ко­лонки зафиксированы некоторые обстоятельства упомянутого (против Александра Янная) вос­стания. Что касается текста колонок 2 (за исключением первой строки) – 4, то здесь, согласно получившему широкое распростра­нение мнению, впервые высказанному И. Д. Амусиным, Д. Флюссером и И. Ядином, отражены события, имевшие место в Иудее в период правления жены Янная, царицы Александры Саломеи (76-67 гг. до н. э.). При этом 63 г. до н. э. – год захвата Иудеи Помпеем Великим – рассматривается сторонниками упомянутой гипотезы как terminuspostquem создания Комментария. Отметим также пред­положение А. Дюпон-Соммера, согласно которому в 4Q pNah 2:2-4:9 зафиксированы некоторые события периода правления сыновей Саломеи, Аристобула II и Гиркана II, и, прежде всего, коллизии их междоусобной борьбы (60-50-е гг. до н. э.)», – там же.

74 הלתי – imperfectum предпола­гает повторяющееся (или обычное, привычное) действие. – И. Т.

75 Речь идет в данном пассаже о наказании обращающихся за помощью к неприятелю. Ср.: M. Санхxeдpuн.VI, 4, И. Т. Хагига, 77d–78a, Санхедрин, 23с, Сифре Деварим 21:22. – И. Т.

76 Ср. также 4Q pHosb, fr. 2, 3.

77 ex hypothesi – гипотетически.

78 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.169-171.

79 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.176.

80 CD 19:35–20:1 и 20:14–15.

81 ףסאה – данный глагол употребляется для эвфемистического выражения как мирной, так и насильственной (ср. Ис. 47:1, Ос. 4:3) смерти, – И. Т.

82 R. de Vaux. Archaeology and the Dead Sea Scrolls, rev. edn. (Oxford: Oxford University Press, 1973).

83 Указанная справа от документа дата рассчитывается как среднее от той пробы, которая по нашему мнению более всего соответствует историческому событию (среднее либо от первой, либо от второй пробы, см. последующие сноски). Сведения о радиокарбонном анализе взяты из кн.: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.27.

84 1 sigma calibration 172–98 гг. до н. э.; 2 sig­ma – 194–45 гг. до н. э.

85 1 sigma calibration 104–43 г. до н. э.; 2 sigma – 120–5 гг. до н. э., 97 % вероятнос­ти.

86 1 sigma calibration 159 г. до н. э.–20 г. н. э.; 2 sigma – 206 г. до н. э.–111 г. н. э.

87 1 sigma calibration 35 г. до н. э.–59 г. н. э.; 2 sigma – 93 г. до н. э.–80 г. н. э.

88 1 sigma calibration 11 г. до н. э.–78 г. н. э.; 2 sigma – 95 г. до н. э.–122 г. н. э.

89 1 sigma calibration 5–80 гг. н. э.; 2 sigma – 45 г. до н. э.– 120 н. э.

90 l sigma calibration – 22–78 гг. н. э.; 2 sigma – 5–111 гг. н. э.

91 «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;

и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф 27.51-53).

92 Читатель может справедливо указать на то, что в науке существуют различные мнения. Действительно, если мы откроем философскую энциклопедию, то обнаружим, что по поводу возникновения и перспектив, например, Вселенной, среди ученых существуют самые разнообразные точки зрения, в том числе диаметрально противоположные. И тем не менее, все приводимые энциклопедией точки зрения – научные, поскольку основываются на общепризнанных для науки аксиомах и научном мировоззрении. Но если бы ученые в своей массе вдруг признали: Бога, Сына и Святого Духа, а также Архангелов, Сатану, демонов, Святых угодников, а, заодно, телепортацию, телекинез, ясновидение, и прочие феномены, сопровождающие сверхдеяния, как бы они ни назывались, а если не их, то хотя бы просто чудеса, описанные в Евангелии, то трудно себе представить современный процесс обучения на естественно-научных факультетах университетов. Какие-бы сегодня не звучали заявления об уважении к той или иной религиозной конфессии, однако, наука в целом, к сожалению, стоит сегодня на платформе – Материализма. Если бы было иначе, тогда бы мы стали счастливыми свидетелями рождения нового нáдконфессионального духовного научного мировоззрения, ибо наука по определению интернациональна и надконфессиональна и руководствуется исключительно объективной и доказательной истиной. Но и в такой науке, признающей «первичность Духа», к разочарованию богословов, догматы их, равно как и любого другого религиозного учения могли бы оказаться в части их мифического содержания не принятыми за истину. Но раз такой науки, в академическом смысле, пока еще не существует, поэтому мы и говорим, что для сегодняшней науки богочеловек Иисус Христос – миф.

93 SATYÂT NÂSTI PARO DHARMAH – «НЕТ РЕЛИГИИ (Дхармы, Закона) ВЫШЕ ИСТИНЫ» (Е.П.Блаватская).

94 Существует ошибочное мнение, что данный гороскоп имеет отношение к будущему, то есть Второму пришествию Учителя Праведности. Но для того, чтобы сделать такое заключение, необходимо иметь доказательства, что будущего Мессию кумраниты представляли не как Сияние, нисходящее с Неба, а как вновь рождающегося от земных родителей человека. На наш взгляд это не столько гороскоп, сколько расчет потенциальных возможностей данного человека исходя из анализа его астроданных («светлых» и «темных частей», планет и т.п.). Несмотря на то, что в гороскопе используются глаголы будущего времени, необходимо принять во внимание, что любой гороскоп, на кого бы он ни составлялся (в том числе и на уже почившие личности), в силу традиции всегда высказывается о будущем, поскольку расчет производится от состояния планет в прошлом.

95 ex hypothesi (гипотетически) кумранскую Тору, Тору Моисея и Книгу пророков. – И. Т.

96
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   70


написать администратору сайта