Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
ארטנפ ןב עושי, – А.В. 314 См. Irenaeus Adv. Haer, кн.П., гл.ХХП, 5. Ириней решительно утверждает, что Иоанн (автор четвертого Евангелия) «сам сообщил», а «все старейшины (Пресвитеры) подтвердили информацию», что «Иисус проповедовал с 40- до 50-летнего возраста», – Е.П.Б. (там же). 315 Иегошуа бен Перахия, дед Иисуса по Материнской линии, был Председателем Синедриона (как указывают комментарии к Авот, начиная с 130 г. до н.э.). Как мы покажем во второй части, после Антигона Сохоского начался период «парного» правления, то есть во главе Сангедрина и Талмудической школы были двое: наси («князь», «председатель») и председатель раввинского суда. В Авот 6, Иегошуа бен Перахия назван как наси второй пары. В венской рукописи «Тольдот Иешу» говорится, что «она (Мариам) родила сына, которого назвала Иегошуа в честь его дяди, брата его Матери…» (Венская «Тольдот Иешу», 2), – А.В. 316 См.: Гемару вавилонского Талмуда, трактаты Санхедрин (гл.XI, 107 в.) и Сотах (гл.IX, 47а), – Е.П.Б. 317 Распятие, обычное у римлян, было пыточным приспособлением, неизвестным древним семитам. У римлян оно называлось «Древом позора». Несомненно, ап.Иоанн, говоря о «знаке Бога Живого» имел ввиду не христианский крест – «Древо позора» (обожествленный церковью), но мистический Тау египтян, без которого не изображается на настенных фресках египтян практически ни один бог (Е.П.Б. Раз.Из., т.2, с. 249). Из данного пассажа следует, что распятие исторического Иисуса осуществлялось в соответствии с иудейским Законом через побитие камнями и повешением (распятием) на дереве, – см. далее цит. из «Мишна Санхедрин», т.VI, с.4; «Талмуд» Вавилона, тот же параграф, 43 а, 67 а). Древнехристианские авторы, иначе, чем поздние теологи представляли себе казнь Спасителя. Например, в гомилии «О Пасхе» св. Мелитон (не позднее 190 г.) ни разу не употребляет в связи с Распятием Иисуса слово «крест», но только «дерево», на котором Иисуса «повесили» (см.: Дунаев А.Г. Введение.// Сб.: Сочинения древних христианских апологетов. Составлен А.Г.Дунаевым. СПб., 1999, с.588), – А.В. 318 См. вавилонскую «Гемару» к «Мишне», трактат «Шаббат», 67-104. 319 Блаватская Е.П. Беседа с «Нулем».// Сб.: Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М. «Сфера». Вып.№ 3. 1998. С.203-204. Аналогичное высказывание содержится в: Блаватская Е.П. Эзотерический характер евангелий.// Сб.: Блаватская Е.П. Наука жизни. М., 1999, «Сфера», вып.№ 6. С.186. 320 В теософском журнале «Theosophical History», London, 1985, июль (№ 3) утверждается, что Дж. Массей проповедовал идею о рождении Иисуса за 100 лет до Р.Х. вне зависимости от Блаватской и, может быть, еще раньше, чем это было заявлено ею в «Разоблаченной Изиде». 321 Massey Gerald. The historical Jesus and Mythical Christ. 1900. 322 Специальное исследование о «Тольдот Иешу» см. далее, – А.В. 323 А.Б.Ранович приводит такое свидетельство Талмуда: «А с р.Иошуа бен Перахая, что случилось? Когда царь Янай казнил раввинов, р. Иошуа бен Перахия [и Иисус] отправился в Александрию, в Египте…». Ранович поясняет: «Иудейский царь Александр Яннай (104–76 до н. э.) преследовал фарисеев» (Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат, 1990, с.210). В своей книге, впервые изданной в 30-е годы, Ранович приводит, но оставляет без комментариев любопытное утверждение Талмуда о жизни Иисуса задолго до канонического Р.Х., – А.В. 324 Каббала – «неписанная, или устная, традиция… Танаимы были первыми каббалистами среди евреев; они появились в Иерусалиме в начале третьего века дохристианской эры. Книги Иезекииля, Даниила, Еноха и откровение св.Иоанна – чисто каббалистические книги. Сокровенное учение каббалы идентично сокровенному учению халдеев и в то же время заключает в себе многое из персидской мудрости, или “магии”» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида, т.1, с.32), – А.В. 325 Элифас Леви приписывает это повествование талмудистским авторам «Сота» и «Санхедрин», с. 19, книга «Jechiel», – Е.П.Б. Ср. с тем же текстом Санг. 107б (вариант в трактате Сота 47а; барайта) и 220а. Тос. Санг. X 11 и комментарием, приводимым А.Б.Рановичем в кн.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат, 1990, с.209-210), – А.В. 326 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.197. 327 Цит. по: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат, 1990. С.213. 328 «Тосефта (дословно “дополнение”), представляет собой собрание барайтот – “внешних традиций”, которые отсутствуют в Мишне, но приписываются танаям. Это собрание построено как дополнение и комментарий к Мишне… Лишь незначительная часть Мишны не имеет параллелей в Тосефте, которая (Тосефта) является самым ранним примером последовательной интерпретации Мишны как канонического собрания устного закона» (Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760, с.187). До этого мы приводили определение Мишны, согласно которому «малая часть Материалов Мишны датируется периодом, предшествовавшем римскому завоеванию Палестины в 63 г. до н.э.» (там же, с.181), – А.В. 329 Речь идет о том, можно ли в субботу, когда по талмудическим правилам воспрещается чертить и пр., царапать на теле слова или буквы. Раввины считают, что можно, ибо все равно ничего связного при помощи царапины нельзя изобразить. Р. Элиээер в защиту своего мнения ссылается на то, что бен Стада (Иисус) нацарапал у себя на теле египетские магические тексты, – прим. А.Б.Рановича. 330 Конец I – начало II вв. – прим. А.Б.Рановича. 331 Ср. с Евангелием от Иоанна: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11.49-50), – А.В. 332 Барайта – «внешняя Мишна», не вошедшие в основной корпус Мишны, повествования и законоположения, авторами которых, так же как и в Мишне, были танаи (мудрецы). Тексты Барайты были введены в различные разделы Талмуда последующими поколениями мудрецов, – А.В. 333 Этот фрагмент переведен с еврейского подлинника Элифасом Леви в его «La Science des Esprits», – Е.П.Б. 334 Шемамфораш – по мнению каббалистов одно из могущественных имен Бога (или разделенное имя), с помощью которого возможно совершение великих деяний. Говорится, что оно зашифровано в книге Исход (14. 19-21). На иврите каждый из этих трех стихов состоит из 72 букв. Если записать эти три стиха один над другим, первый – справа налево, второй – слева направо, и третий – справа налево, получится 72 столбца по три буквы каждый. Каждый столбец представляет собой трехбуквенное имя Бога, всего получится 72 имени. Это и есть Шемамфораш, или разделенное имя (таблицу имен см.: Гонсалес-Уиплер Миген. Каббала для современного мира. М., «Крон-пресс», 2000, с.31-33), – А.В. 335 Те, кто хоть сколько-нибудь знаком с ритуалами евреев, должны узнать в этих львах гигантские фигуры Херувимов, символическая чудовищность которых была рассчитана на то, чтобы напугать и обратить в бегство профана, – Е.П.Б. 336 Арнобий приводит это же повествование об Иисусе и рассказывает, как его (Иисуса) обвинили в краже из святилища тайных имен Святейшего, посредством которых он совершал все чудеса, – Е.П.Б. 337 Так Элифас Леви перевел данный фрагмент «Тольдот Иешу», – А.В. 338 Далее мы покажем, что далеко не одни фарисеи желали смерти Иисуса, – А.В. 339 Леви Элифас. La Science des Esprits, p. 37, – Е.П.Б. 340 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.197-198. 341 Далее цитаты по: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат, 1990. С.210-211. 342 Письменные свидетельства подтверждения Учителями (Махатмами) идеи о рождении Иисуса за 120 лет до Р.Х. не особенно многочисленны. В 1881 г., К.Х., один из Учителей, написал сноски к некоторым статьям Элифаса Леви, и сказал относительно доктрины Иисуса: «но он проповедовал это за столетие перед его [евангельским] рождением» («Paradoxes of the Highest Science». Цит. по: «Theosophical History», London, 1985, июль (№ 3)). 343 В действительности речь идет о событиях ок. 100 г. до н.э., – А.В. 344 Блаватская Е.П. Заметки по поводу «Эзотеризма христианской догмы» аббата Рока.// В сб.: Наука жизни. М. «Сфера». Вып. № 6. 1999. С.153. 345 Цит. по: Блаватская Е.П. Беседа с «Нулем».// В сб.: Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М., «Сфера». Вып.№ 3. 1998. С.203. 346 «Codex Nazaraeus», т.I, с.109; Dunlap, «Sod, the Son of the Man», XXIV. 347 Mead. G.R.S. Did Jesus Live 100 Years B.C.? T.P.H. 1903. P.19. 348 Jinarajadasa C. Occult Investigations (T.P.H. 1938). P. 34-40. 349 Studies in Occult Philosophy, 1945. P. 426-428. 350 Рерих Е.И. Письма. Т.II. (1934). М., МЦР, 2000. С.199. Письмо от 30.06.34; Рерих Е.И./ Избр.письма.// Сб.: У порога нового мира. М., 2000. С.340-341. Письмо от 13.11.48. 351 Dibelius Martin. From Tradition to Gospel. 352 Симеон бен Йохай (Шимон бар Йохай), II в. н.э., относится к танаям (законоучителям-мудрецам устной традиции) и почитается как святой. Он был учеником рабби Акивы, считается основателем мистической еврейской традиции, и именно ему приписывалось авторство «Зоѓара». Его могила в Мероне (Галилея) до сих пор остается местом паломничества. 353 Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.632. 354 В Септуагинте данный фрагмент отсутствует. В Вульгате это звучит так: «1 ___filius unius anni___ Saul cum regnare coepisset duobus autem annis regnavit super Israhel» (1 Samuel 13:1; Biblia Sacra Vulgata). Перевод Янга на английский: «A ___son of a year___ [is] Saul in his reigning, yea, two years he hath reigned over Israel» (1 Samuel 13:1-2; Robert Young Literal Translation 1862, 1887, 1898). Прочие английские перводы Вульгаты данное неудобное местно преодолевают либо умолчанием, оставляя многоточие (J.N.Darby Translation 1890; Revised Standard Version), либо домысливают, что Саулу было «тридцать лет» (New American Standard Bible 1995; New Living Translation) или даже «сорок лет» (American Standard Version 1901), либо переиначивают оригинальный текст, говоря, что «Саул правил один год» (21st Century King James Version; King James Version 1611, 1769; New King James Version; Noah Webster Version 1833), –А.В. 355 Цит. по: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 2. С.196. 356 В первоначальной редакции здесь, надо полагать, стояло слово םיהלא Элохим. Это тем более актуально, поскольку Дух (руах) в евр. – женского рода. Элохим же представляется множественной формой от женского имени Алоах (alh), образованной добавлением обычного окончания множественного числа мужского рода (im), и несет одновременно признаки обоих родов. В 1 Цар. 10:10 и 11:6 сказано, что сошел на него Дух Божий (Руах Элохим). То же самое говорится в 19:20 и 19:23. Об Элохим и Йахве более подробно будет говориться далее, – А.В. 357 Цит.: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 2. С.196. 358 В английском оригинале «Тайной Доктрины» написано: «Alexander Janneus (of Lyda)» («The Secret Doctrine». v.2, p.504), но в русском переводе сделана опечатка – Лидия, а не Лидда. Лидия находится на западе Малой Азии и никакого отношения к Яннаю не имела. Лидда же, напротив, имеет прямое отношение к Александру Яннаю из династии Хасмонеев (Маккавеев), поскольку известно, что Лидда (Лод) находился в 10 км от Модиима (Модина, Моднии) – родного города главы семейства Маккавеев – Маттафии (в этом городе семейный склеп Хасмонеев). Именно в Модииме священник-левит Маттафия первым отказался совершить жертвоприношение греческим богам и совершил убийство, что послужило началом Маккавейского восстания, в результате успешного завершения которого к власти пришла династия Хасмонеев – царей-жрецов. 359 Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.633. 360 Теософский словарь. Ст. «Невинные». 361 Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.633. 362 Совет единства, или Совет общины (‘cthyhd), – И.А. 363 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.76-77. 364 Genesis Rabba 87.1, Exodus Rabba 3, 1. 365 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.109. 366 Под сынами Эфраима (Ефрема) в Библии понимаются наследники Иосифа-египтянина, Иисуса Навина и их последователи, отделившиеся со временем от Иудеи в царство Израиль. В кумранском комментарии говорится, что северный Израиль (в том числе Галилея, где ранее проживали потомки Эфраима) отделится от фарисеев и их ложной доктрины, – А.В. 367 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.113. 368 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.115. 369 Так в масоретской версии Библии. 370 Цит. по Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. С.30. 371 Во второй части будет показано, что данное письмо написано Павлом о проповеди эллинистического христианства в противовес иудеохристианству (иудейству) Апостолов (Петра, Иоанна и Иакова), т.е. в противовес иерусалимской церкви. 372 См.: Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М., ББИ, 1996. С.227. 373 Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М., ББИ, 1996. С.227-228. 374 См.: Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М., ББИ, 1996. С.229. 375 Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М., ББИ, 1996. С.228. 376 Иудеохристиане – первое поколение христиан, проживавшее в Палестине, и особенно те, кто, согласно Евсевию Кесарийскому (Церковная история, III. 5.3), бежал после разрушения иерусалимского Храма из Иерусалима через Иордан в Перей. С термином «иудеохристианство» можно связать ясно выраженные иудеохристианские секты II и III веков, считавшиеся некоторыми ранними отцами церкви еретическими: назареи, эбиониты и т.п. (см.: Данн Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства./ Пер. с англ. М., ББИ, 1999, с.268). К ним же можно отнести ессеев, а также исповедовавших Учителя Праведности кумранитов и т.п. Их общим отличительным признаком является пренебрежение ортодоксальным иудаизмом, Храмом, традиционным календарем, жертвоприношениями. Вместе с тем, от эллинистического христианства их отличает ярко выраженная вера в Израиль – как «землю обетованную», в иудеев – как «богоизбранный народ», мелочное соблюдение прочих древнееврейских обычаев. Вероятно, большинство из них верило в Мессию, как Спасителя исключительно евреев. 377 Иудействующие – в отличие от иудеохристиан (см. предыдущую сноску), они являются последователями того же раввинистического иудаизма, за исключением только того, что они верили в особость миссии Иисуса Христа и проповедовали элементы его учения, бесконфликтные к ортодоксальному иудаизму: ап. Иаков, Иоанн, Петр и др. члены Иерусалимской общины, описанные в «Деяниях апостолов». К ним не относятся Павел, Стефан, Варнавва (более подробно об этом будет сказано во второй части нашей книги). 378 См. карту распределения земель по коленам израилевым в кн.: Грант М. История древнего Израиля./ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.61. Колену Данову принадлежали земли в районе Лидды, а также на крайнем севере Израильского царства. Согласно астрологической интерпретации, район Лидды относится к Зодиакальному знаку Скорпиона (планета Марс), что предполагает муки и убийство. 379 Теософский словарь. Ст. «Невинные». 380 Иоханан бен Заккай считается отцом-основателем современного (раввинистического) иудаизма и основателем Ямнийской Академии. 381 Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.384. 382 Примеч. к Мишне 13 (Гл.4)// Трактат Авот. М., 1990. С.187. 383 Амораи – мудрецы, пришедшие на смену танаев. Иешуа бен Леви учительствовал ок. 220-260 гг. 384 Примеч. к Мишна 2 (Гл.5) в кн.: Трактат Авот. М., 1990. С.288. 385 Явне (Ямна) – приморский город в двадцати км на юго-запад от Лидды. От самаритян отошел к Иудее при Симоне Маккавее примерно в то же время, что и Лидда (около 142 г. до н.э.) (ИВ, I, 2.2). Помпеем (кон. 60-х г. до н.э.) город выведен из под власти Иудеи и возвращен его коренным гражданам – самаритянам (ИВ, I, 7.7), которые были возвращены в опустошенные войною города (ИВ, I, 8.4) . Однако, потом город, видимо, опять перешел к иудеям, поскольку Флавий сообщает, что Ирод Великий (ум. 2-го шевата, т.е. в январе-феврале 4 г. до н.э.) отдал город в наследство своей сестре Саломее (ИВ, II, 6.3). Когда Саломея умерла, Явне по её завещанию отошел Ливии (Юлии), жене императора Августа (ИВ, II, 9.1). В 40-х гг. н.э. город состоял из смешанного населения (греки, самаритяне и иудеи), а городская администрация контролировалась греками. В 60-е гг. н.э. Ямне вместе с Лиддой называется как один из округов Иудеи (ИВ, III, 3.5). Здесь была известная Ямнийская академия. 386 С «Зоѓаром» связывают местность около Сидона (Сдон’а) – на юге от Мертвого моря. Считается, что на юге (как и на севере) от Мертвого моря проживали члены ессейские общины. Считается также, что Симеон бен Йохай какое-то время жил здесь и в честь этого сегодня ряд населенных пунктов в окрестностях включает в свое наименование слово «Зоѓар». Каббалисты полагают, что «Зогар» писался в горах Цфат (горы Галилеи). Однако, следуя текстам самого «Зогара», которые сегодня известны, получается, что мистический трактат написан все же возле Лидды, хотя, ессейские общины могли быть духовным источником данной традиции. 387 Средневековая версия «Зоѓара» отличается от первоначальной тем, что в неё были добавлены талмудические ссылки, чего, разумеется не могло быть в трактате, появившимся не позднее I в. н.э. |