Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
А.В. 439 Книга Пророка Еноха. 1883. С. XLVIII. 440 Там же, с. XXXIV, XXXV. 441 Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.605-606. 442 Мейлах М.Б. Ст. «Михаил».// МНМ. Т.2. С.160. 443 Ср. костромскую песню: «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали… Егорий ты наш храбрый…, ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого». 444 Аверинцев С.С. Ст. «Георгий».// МНМ. Т.1. С.274. 445 Проф. Н.Мерперт, выступающий апологетом библейской интерпретации истории, пишет, что роль библейской археологии «в разработке рассматриваемой проблемы до сего времени остается весьма скромной. И здесь, продолжает Мерперт, – следует согласиться с А.А.Немировским, утверждающим, что связывать (социально-экономические) процессы (в Палестине исследуемого библейского периода) “с предками позднейших израильтян… было бы очевидным произволом…”, и далее: “…именно в такой области археология оказывается бессильной, поскольку позволяет идентифицировать носителей массовых процессов в инокультурном окружении, но никак не отдельные малочисленные группы, перемещающиеся без особых потрясений в родственном им (семито-) этнокультурном пространстве…”. При современном состоянии источниковой базы на это трудно возразить» (Мерпер Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000, с.189). Н.Я.Мерпер посвятил археологическим исследованиям библейского периода целую книгу (Очерки археологии…), но она состоит из всего лишь пересказа Священного Писания и демонстрации в его подтверждение характерных образцов финикийской (!) культуры, обнаруженных на месте якобы процветавшего, по Библии, в это время еврейского государства. 446 Грант М. История древнего Израиля. / Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.205. 447 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.43-44. 448 Трудно сказать, откуда Я.Б.Шницер взял «гостеприимность» вавилонян и «смешение» евреев, которые на протяжении всей своей древней истории проживали обособленно (см. Библию). А. Оппенхейм отмечает, что в Вавилонии «Институт “временных жителей”, или чужеземцев, которым разрешалось жить в пределах города, известен нам из Ветхого завета… Для иностранных гостей и торговцев предназначался, по-видимому, особый участок внутри городских стен… Свидетельство из Ниппура персидского периода, возможно, указывает на обычай поселять чужеземцев и людей из определенных социальных групп… в особых городских кварталах или на особых улицах… По поводу отношения к чужеземцам интересно отметить, что в Месопотамии начисто отсутствует понятие гостеприимства и соответствующая терминология» ( Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с.63). 449 Шницер Я.Б. Иллюстрированная всеобщая история письмен. СПБ, 1903; репринт. издание. М., 1995. С.115-116. 450 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., ББИ, 2001. С.208. 451 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., ББИ, 2001. С.208. 452 Блаватская Е.П. Письма. Пер. с англ. М. «Золотой Век». 1995. С.200-201. 453 См. Приложение 6. 454 Народ необходимо не путать с племенем или этносом. Последний намного древнее и мало связан с какой-либо территорией, но является продолжением тонкоМатериального духовного тела, так называемого эгрегора, и связанным с Планетарным управителем данного этноса. Народ, более узкое понятие, это исторческая единица этноса, характеризующаяся более выраженными кармическими связями между членами данного этно-культурного и этно-политического объединения. Послевавилонские евреев также необходимо отличать от моисеевых евреев как народа, остатки которого мы встречаем в самаритянах. Вопрос об этносах достаточно сложен и, как отмечает Справочник, «теория этноса и по определению его отличительных признаков и по его типологизации (классификации) еще не завершена как в отечественной, так и зарубежной науке» (Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998, с.621). 455 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.52. 456 Цит. по: Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000. С.244. 457 Библия, например, утверждает, что всё потомство от Лии (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дина и их дети), которое пришло в Египет (33 человека), родилось в северозападной Месопотамии (Паддан-Араме) (Быт. 46.15), тогда как дети Иосифа и Вениамина родились в Египте. Причем поскольку Иосиф был женат на дочери «жреца города Она (Гелиополя, – города Солнца)», что повторяется в Писании трижды (Быт 41:45;41:50; 46:20), то его сыновья, Ефрем и Манассия, исходя из современных раввинистических представлений (также, как по египетским и индусским представлениям), евреями не были, поскольку по Матери были египтянами, причем весьма высокого рода, в котором и родился Моисей. Но история с Иосифом и его женитьба на дочери жреца, так же как и женитьба Моисея на дочери жреца, Сепфоре, конечно, аллегория, из которой не следует выводить кровно-родственные связи. Дочь Гелиопольского жреца, отданная в жены Иосифу, – это символ полученного посвящения в египетское тайнознание. Жреца звали Потифер, или как отмечает З.Косидовский, Потипер, по египетски: Па-ди-па-ре, т.е. «(тот), которого дал (бог) Ра» (Библейские сказания, М., 1991, с.79). Египтяне отличались от прочих народов крайней щепетильностью по части выдачи своих женщин за инородцев (ибо по женщине определяется «кровь» нации), поэтому евреи Моисея, как и он сам, рожденный еврейкой, конечно, не были египтянами. Другими словами, Моисей, создал евреев как этнос (т.е. со своей религией, традицией-законодательством), но славу этого этноса перехватили их родственники – вавилоно-харранские (северо-запад Месопотамии) потомки Авраама и жрецы-раскольники левиты. 458 Указ. соч. Статья «Ефремов». С.178. 459 Гора Гаризим расположена в 50 км на север от Иерусалима. Здесь, у города Сихарь (место Шхем) Авраам по переселении из Вавилонии (из Харрана) поставил первый жертвенник Иегове (Быт. 12.6-7). Здесь был погребен Иосиф после Исхода евреев из Египта (ИИс.Нав. 24.32), а земля при разделении между мифическими коленами израилевыми, досталась потомкам Иосифа (колену Ефрема). Здесь же похоронен Иоанн Креститель (Самария-Себаста), что позволяет сделать предположение о его происхождении из Самарии. Эта местность славилась тем, что отсюда еще во времена Иеровоама I (927-907), унаследовавшего царство своего отца, Соломона, Иеровоамом были изгнаны левиты (жрецы) Давида, а на их место поставлены священники местного происхождения (См.: Грант М. История древнего Израиля. М., 1998, с.124-125). В Библии говорится: «…глава Ефрема – Самария… (ставшая таковой) со времени отпадения Ефрема от Иуды» (Ис.7.8; 17). Священники Иеровоама утверждали, что происходят от Аарона, брата Моисея и даже от самого Моисея. Так, согласно Библии, возникло два враждующих царства: на севере – Израиль со столицей в Самарии, на юге – Иудея со столицей в Иерусалиме. 460 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.352. 461 Еще в 1983 г. секта самаритян была представлена пятьюстами жителями Наблуса (Шхема) и нового городка Холон (пригорода Тель-Авива), и этой общиной руководил первосвященник Пинхас бен Мацлиах. Он и его приверженцы до сих пор ежегодно отмечают Пасху на горе Гаризим. 462 После прихода Вавилонских евреев в Палестину, выходцы из Вавилона стали утверждать, что они ближе к традиции, чем потомки Иосифа и Моисея; слово евреи – это не самоназвание, ибо так стали называть иудееви самаритян греки и прочие иностранцы всего за век до н.э., – А.В. 463 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.290. 464 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. С.91. 465 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.49. 466 Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Комментарии М.Штерна. Т.1., М./Иерусалим, 1997/5757. С.157 467 Новый библейский словарь. Ч.1. Библейские персонажи./Пер. с англ. СПб., 1999. С.345. 468 Проблема кажется только на первый взгляд простой и очевидной, поскольку даже в современном Израиле нет согласия в том, кого из приезжающих репатриантов считать евреями. С одной стороны, внутри этноса всегда присутствует внутреннее дробление (кастовая обособленность), а, с другой стороны, внешние границы в большей мере обеспечиваются за счет культурной идентичности, но не крови, за чистотой которой при смешанных браках уследить невозможно. 469 Другими словами, если понимать под «евреями» исключительно «кровь», то надо сказать, что история свидетельствует о значительном смешении как внутри так называемых «семитических» народов, так и их смешение с так называемыми «арийскими» народами (Теософия деление на «арийцев» и «семитов» отвергает как несоответствующее ни исторической действительности, ни доктринально доказанному семилучевому делению духа). Поэтому нужно сказать, что «чистота крови» – есть понятие, выдуманное расистами для оправдания своих маниакальных наваждений. Нельзя отрицать особенностей национальностей, но кто доказал, что эти особенности начинаются с физического носителя души и духа, т.е. с тела? Даже Материалисты-социологи утверждают, что феномен национальности в большей мере коренится в культурной идентичности, нежели в «форме черепа». «Чистотой расы» могут похвастаться разве что какие-нибудь допотопные островные племена, изолированные от смешения. 470 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1999. С.59-60. 471 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.43-44. 472 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.49. 473 «За последние десятилетия, – отмечает этнологический справочник, – число межнациональных конфликтов с кровопролитием увеличилось. Так, из 250 военных конфликтов послевоенных лет около половины приходится на войны, имеющие в той или иной степени этническую подоплеку» (Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998, с.24). 474 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.63. 475 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.67. 476 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.75. 477 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.76. 478 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.69. 479 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.72. 480 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.76. 481 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.77. 482 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С. 78-79. 483 В «Теософском словаре» говорится, что «ХАСИДЫ или Хасдим. В Семикнижии Assidai, а по-английски – Assideans. Они упомянуты также в “Книге Маккавея”, I, VII, 13, как умертвленные вместе со многими другими. Они были последователями Маттафии, отца Маккавеев, и все были посвященными мистиками, или еврейскими адептами. Это слово означает: “искусные, обученные всей мудрости, человеческой и божественной”… Скэлиджер связывает это Общество ассидеян с братством ессеев, считая его предшественником последнего» (Блаватская Е.П.Теософ.сл. ст. «Кхасиды»). 484 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С. 80. 485 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С. 105. 486 Иосиф Флавий. Иудейские древности, II. 13.10.5-6. 487 К отколовшейся от официальных Садокидов секте ряд исследователей относит Кумранскую общину и даже Учителя Праведности. 488 См. основные труды Е.П.Блаватской («Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида») по анализу каббалистических теорий, обзору соответствующей литературы и творчеству наиболее признанных знатоков Каббалы. 489 Речь идет о так называемой низшей душе (евр. – нефеш), которая согласно оккульной доктрине также со временем отпадает от духа (евр. – руах) человека, как отпадает умершее физическое тело, – А.В. 490 См. Josephus Бардера, том II, стр. 331 – 335, – Е.П.Б. 491 Е.П.Б.Т.Д.т.3/5, с.169. 492 Саддукеев беспочвенно обвиняют в отрицании бессмертия (личной) души и воскресения (физического и личного) тела… для всех остальных евреев (они) были тем же, чем изысканные и образованные гностики являлись для прочих греков в первые столетия нашей эры… Саддукеи (немаккавейские, – А.В.) были учеными и образованными людьми Иерусалима, и занимали высшие должности, как например, верховных жрецов и судей, тогда как фарисеи почти с начала и до конца были Пенксифами Иудеи (см.: Е.П.Б.Теософ. сл., ст. «Саддукеи»). (Пенксиф – елейный лицемер, герой романа Ч.Диккенса «Марин Чезлвит», – А.В.). 493 Традиция запрещает приносить жертвы вне Иерусалимского Храма (Втор. 12:13-14: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; на том только месте, которое изберет Господь»). 494 Брокгауз. Ст. «Саддукеи». См. Chwolson. Das letzte Passamahl Christi. 1892; О религиозных партиях евреев во время 2-го храма. Сборник ист. юрид. быта евр., Киев, 1866. 495 См.: Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. Пер. с англ. М.-Иерусалим., 1993/5754. С.26. 496 К потомкам Иегоиарива стали причислять себя Хасмонейские цари-левиты, стремясь оправдать свои незаконные притязания на аароновское Первосвященство. 497 «ekgonos» – ребенок (Раджак Т., с.54). 498 «На тот факт, что семья (Иосифа Флавия) сознавала такое свое происхождение, указывает наличие имен Маттиас или Мататиас (Матитьяху), в честь знаменитого отца Маккавеев, фактически в каждом поколении. Как Иосиф, так и его брат носили это имя» (Раджак Т. Иосиф Флавий, с.28). 499 Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. Пер. с англ. М.-Иерусалим., 1993/5754. С.28. 500 Иосиф в «Жизнеописании» говорит, что «Отец моего дедушки был назван Ши 501 моном, по прозванию Пселл: он жил в то же самое время… (что и Иоанн Гиркан). Этот Шимон Пселл имел девять сыновей, один из которых был Маттиас, называемый Эфлиас (дед Иосифа): он женился на дочери Ионатана первосвященника, который Ионатан был первый из сыновей Хасмонеев, кто был первосвященником… Этот Маттиас (Эфлиас, дед Иосифа) имел сына по имени Маттиас Курт (отец Иосифа)» (Автобиограф., 1). Т.Раджак отмечает, что Иосиф, упоминая о Хасмонейской царевне, имел ввиду не бабушку, а прабабушку, поскольку в противном случае пришлось бы считать, что отец Иосифа был рожден семидесятилетней женщиной. Использование слова «мать» к Матери Матери вполне возможно, ибо, например, в Мишне говорится, что «если мужчина (священник) хочет жениться на женщине духовного происхождения (дочери священника), он должен проверить её семью на четыре Матери назад…» (Кидд. 4.4). Т.е. Хасмонейская царевна приходилась прабабушкой Иосифу, а её дочь – бабушкой. Раджак пишет, что деду Иосифа было семьдесят три года, когда родился отец Иосифа, а прадеду Иосифа (по отцовской линии) было шестьдесят пять лет, когда родился его дед (с.28). Иосиф родился в 37 г. н.э. Если предположить, что отцу Иосифа было 60 лет, когда появился на свет знаменитый историк, то получится, что отец его тогда родился в 23 г. до н.э., дед Иосифа (Эфлиас) – в 96 г. до н.э., прадед (Шимон Пселл) – в 161 г. до н.э. и Шимон Пселл действительно родив деда Иосифа в 96 г. таким образом был современником Иоанна Гиркана (годы правления 134-104 г. до н.э.). Если предположить, что дед Иосифа женился на 20-летней дочери Хасмонейской царевны в 43 г. до н.э. (на бабушке Иосифа), то тогда бабушка Иосифа родилась в 63 г. до н.э. В свою очередь прабабушка (Хасмонейская царевна) могла родиться от Саломеи (Александры) около 103 г. до н.э. Раджак предполагает, что семья Иосифа ведет свое происхождение не от Янная, звавшегося Йонатаном, а от более раннего из Хасмонеев – другого Йонатана (правил в 153-143 гг. до н.э.), но это неверный вывод. Царями Хасмонеи стали называться только при Александре (Саломее) и Аристобуле (после 104 г. до н.э.). Однако, как мы покажем далее, имеются некоторые основания считать, что Яннай, возможно, был только приемным отцом Хасмонейской царевны, но в действительности она была дочерью Саломеи от первого брака – от Аристобула, старшего родного брата Янная, который стал первым царем из Хасмонеев и одновременно – Первосвященником (был «первым из Хасмонеев», как говорит Иосиф Флавий). 502 Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. Пер. с англ. М.-Иерусалим., 1993/5754. С.31. 503 Блаватская утверждала, что «не фарисеи, а саддукеи распяли Иисуса. Они были Садокидами, приверженцами дома Садока – семьи священнослужителей. В «Деяниях» сказано, что не фарисеи, но саддукеи преследовали апостолов. В действительности, фарисеи никого не преследовали. В их число входили писцы, раввины и ученые, и они не имели такого пристрастия к своему ордену, как саддукеи» (Блаватская Е.П.Разоблаченная Изида, т.2, с.147). 504 Хасмонеями (асмонеями или хасмонидами) «называлась династия, правившая с 165 по 37 гг. до н. э.; начало ей положили Маккавеи: отец и сыновья. Основатели новой династии были родом из деревни Модиа, где и жил Маттафия, сын Иоанна, который в свою очередь происходил из рода Симеона-Хасмонея. Следует отметить, что в правление этой династии утверждается прежде совершенно неизвестное и нехарактерное для еврейской традиции право передачи священства по женской линии. Семья, в которой семь братьев стали первосвященниками, носит имя не отца, а Матери – Кимхит. Название “асмонеи”, “хасмониды” – анахронизмы, в которых отражены иные традиции произношения этого еврейского имени» (Новый библейский словарь. Ч.1. Библейские персонажи./Пер. с англ. СПб., 1999, с.342). 505 Согласно Библии, царем мог быть лишь потомок Давида, которого помазали на царство. До Аристобула, его отец Гиркан, был не царем, а именовался этнархом, что несколько ниже звания царя, – А.В. 506 Александру Яннаю в то время шел 22-й год, а Саломее 37-й, – А.В. 507 Цит. по: Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Комментарии М.Штерна. Т.2., М./Иерусалим, 2000/5760. С.48. 508 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.239. 509 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.239. 510 Золотой талант был равен десяти серебряным. Аттический талант равнялся 6000 драхм, а драхма весила 4,37 г. серебра (Библия. РБО. М., 1997, с.1376). Таким образом, золотой талант = 10 серебр.тал. х 6000 х 4,37 = 262,2 кг. Тогда 2000 талантов = 524,400 тонны. Вместе с тем, точно установить соответствие веса не представляется возможным. Аллегро отмечает разнобой показаний весов у того же Флавия (Аллегро Дж.М. Сокровища медного свитка. М., 1967, с.138-139), так что указанный выше вес можно уменьшить на два порядка. Вместе с тем, по стоимости 2000 талантов составляло громадную сумму (римляне, например, могли удовлетворится мздой с провинций в 100 талантов). 511 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.71. 512 Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М., 1991. С.366. 513 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.239-240. 514 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971. 515 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.216. 516 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.218. 517 Данное сообщение Страбона сохранилось только у Иосифа Флавия (см.: Иудейские древности, II. XIV, 7.2). Несколькими строками выше Иосиф пишет, что «Никого не должно удивлять, что в храме была такая масса золота, потому что все в мире иудеи, равно как и прочие почитатели [иудейского] Предвечного, в Азии и в Европе, с давних времен доставляли туда свои приношения. Впрочем, масса упомянутых нами сокровищ вовсе не преувеличена нами из тщеславия или хвастовства; множество других историков подтверждают наши данные (далее следуют примеры, – А.В.)» (там же). Глагол επικρατεíν (выше переведено как «чувствовали себя хозяевами») Roos понимает в таком смысле, в каком этот глагол употребляется в гражданском праве, о чем свидетельствуют папирусы: «осуществлять имущественное право над чем-либо, чем-либо овладевать» (см. Roos A.G. Mnemosyn, Ser. 3, II (1935), pp. 236 sq). М.Штерн дает такой перевод: «где бы это племя не обреталось или не добилось бы превосходства» (Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введ. и коммент. М.Штерна. В 2-х тт. Т.1. М.-Иерусалим, 1997/5757, с.280). 518 Пятикнижие и Ѓафтарот: ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». М.-Иерусалим, 2001/5761. С.1176. 519 Распятие – переводчиком используется принятый в христианской культуре словарный оборот. Речь идет, безусловно, не о римском «распятии», а о принятой у израильтян казни – повешении (без удушения) на дереве, – А.В. 520 Фракийцы пользовались славой беспримерной жестокости. – Прим. переводчика ИВ. 521 Флавий сообщает, что когда Саломея после смерти Янная предоставила фарисеям власть, то «ими был предан казни Диоген, видный гражданин, друг Александра: они заявили, что он подстрекал царя распять 800 граждан. Затем фарисеи настояли на казни остальных из тех, кто настраивал против них Александра; побуждаемая своим суеверием, Александра уступала им, и они убивали, кого хотели» (ИВ, I, 5.3). 522 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.181, 183; 260-267. 523 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.260. 524 Сим сын Сета – А.В. 525 Трактат Авот. М., 1990. С.33. 526 Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. С.78. 527 Хотя и говорится, что Саломея Первосвященником назначила своего сына Гиркана II «как вследствии его возраста, так еще более для того, чтобы наполнить чем нибудь его досуг» (ИД, II, XIII. 16.1), но в другом месте сообщается, что произошло это в 70 г. до н.э. (ИД, II, XIV. 1.2), т.е. спустя шесть лет после смерти Янная. А поскольку, согласно Флавию, Гиркан II «был не способен к государственным делам и более всего предпочитал мир и спокойный образ жизни» (ИД, II, XIII. 16.1), то можно с полной уверенностью утверждать, что страною правил Симеон, которого как Первосвященника после Александра Янная могли упоминать кумранские свитки, что подвигло И.Р.Тантлевского совершенно правильно ввести понятие «Священник II». 528 Деревенский Б.Г. Статья в сб.: Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. С.337. 529 «Цельс влагает в уста иудея… что мать Иисуса была изгнана своим мужем-плотником после того, как была изобличена в нарушении супружеской верности и родила от какого-то солдата по имени Пантера» (Ориген. Против Цельса). 530 См.: т. VIII,JenaEd. 531 См.: Леви. Science des Esprits. 532 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.127. 533 Цит. по сб.: Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. С.356. 534 Деревенский Б.Г. Статья в сб.: Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. С.360. 535 Рак И.В. Египетская мифология. СПб., 2000. С.372. 536 Meade. Fragments of a Faith Forgotten. London.1900. P.278. 537 Деревенский Б.Г. Статья в сб.: Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. С.360. 538 Цит.: Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961. С.46. 539 Тантлевский, 1994. С.277-278. 540 Цит. по: Driver, Scrolls…, pp. 10, 153 // Тантлевский, 1994. С.277-278. 541 А.В.Карташев отмечает: «Арий исходил из трансцендетного аристотелевского понятия о Боге как Едином Нерожденном Самозамкнутом Абсолютном… Все происшедшее… одарено бытием извне лишь по творческой воле Божией… (но между богом и миром требуется Посредник)… в этой роли посредника на первом и исключительно высоком месте разумеется Логос, как орудие творения… Сын хотя и совершеннейшее, но все же творение Божие (т.е. он не Бог, – А.В.)» (Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994, с.16). Вселенские Соборы решили данную проблему филологически, подобрав слово для выражения сущности Христа. С одной стороны, они доказали, что Христос – Бог, а Ария обвинили в том, что тот принизил Христа, и, с другой стороны, доказали, что Христос – человек, и обвинили Ария в лишении Христа человечности. Арий говорил, что «Троица есть, в сущности, Единица» (там же, с.21), а Афанасий Великий, отстоял величие церковного учения и доказал, что «Бог не Монада, а всегда Триада» (там же, с.19). Карташев пишет, что уж если «такой великан богословия, как Ориген, мог столь глубоко увязнуть в путах (эллинской) философии (и не решить правильно данную проблему)» (там же, с.16), то тем более ошибся Арий, но зато отцы церкви оказались молодцами и не поддались чуждому эллинскому (Пифагор, Платон и пр.) субординатизму, но, как мы видим, блестяще нашли решение («Один Бог – это Три»), которое, правда, человеческому разумению не под силу. 542 «В жену он должен брать девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену» (Лев. 21:13-14). Впрочем, запрещение могло касаться и звания первосвященства, когда женившийся на недевственнице не мог стать первосвященником. О другой дополнительной причине, почему брак Янная на вдове его брата должен был считаться нечестивым мы скажем далее. 543 Рис. по: Грант.М. История древнего Израиля. М., 1998. С.228. 544 Зелоты (греч., «ревнители») – общее название религиозного течения, отличавшегося фанатично-экстремистской идеологией в борьбе с римскими завоевателями в конце эпохи Второго Храма. 545 свиньёй – в том смысле, что хоть свиней Ирод по иудейской традиции не трогал, – А.В. 546 в тексте – Иродиады, – А.В. 547 в тексте – Иродиады, – А.В. 548 См.: Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментар. Б.Г.Деревенского, СПб., 1999. С.42. См. также: Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. С.123. 549 Б.Г.Деревенский отмечает, что по Луке Креститель был казнен в 31 г., а по Иосифу – после 36 г., то есть либо надо исправлять Луку, либо Иосифа Флавия: «Согласно Иосифу Флавию, свадьба Ирода-тетрарха с Иродиадой состоялась незадолго до войны с Аретой IV. Война эта началась в наместничество в Сирии Вителлия, т. е. в 36 г. н. э. Между тем Евангелие от Луки (3:1) датирует выход Иоанна Крестителя на проповедь 15-м годом Тиверия Кесаря (29 г. н. э.), и, судя по евангельским рассказам, деятельность Иоанна продолжалась год-полтора. Крестившийся у него Иисус еще не начал свою проповедь, как Иоанн уже был взят под стражу. Следовательно, казнь Крестителя произошла в 30-31 гг., что на пять-шесть лет предшествует браку Ирода и Иродиады. Выходит, нужно либо найти хронологические неточности в последовательном изложении Иосифа Флавия, либо пересмотреть датировку Луки, либо признать, что брак Ирода-тетрарха и Иродиады наступил много позже казни Иоанна и не имеет к его участи никакого отношения, либо, наконец, установить, что Флавиев Иоанн не есть Иоанн Креститель» (Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментар. Б.Г.Деревенского, СПб., 1999, с.96). 550 Пятикнижие и Ѓафтарот: ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». М.-Иерусалим, 2001/5761. С.1256. 551 Расстояние по прямой между Тверией и Махероном не менее 60 км по прямой, однако, голову Крестителя распаленный танцем царь предоставляет танцовщице тут же, на глазах всех пирующих. 552 «Конец (трехлетней 80-78 гг., – А.В.) войны был началом его (Янная) недуга… Он опрометчиво предпринял несколько несвоевременных походов и… совершенно истощил силы» (ИД I, 4.8), «в течение трех лет (Яннай) страдал перемежающейся (через четыре дня) лихорадкой, однако не отказался от своих походов, пока не умер (в 76 г. до н.э., – А.В.) от истощения в горах Генисаретских… по ту сторону Иордана» (ИД II, XIII, 15.5) 553 В тексте переведено – тетрарх, – А.В. 554 В апокрифическом евангелии псевдо-Матфея (также в Первоевангелии Иакова) рассказывается, что навестить родившую Марию пришли две женщины: Зелома (в Первоевангелии Иакова она – повивальная бабка) и Саломея. Зелома сразу поверила в непорочность зачатия и божественность младенца, а Саломея усомнилась в этом. За это у Саломеи, когда она дотронулась до Марии, иссохла рука. После этого Мария сказала, что нужно поклониться младенцу и попросить у него милости, что Саломея и сделала, и рука тут же выздоровела (Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. С.243-244; 216-217). Налицо негативная роль персонажа Саломеи. Христианская традиция также упоминает, что у Иосифа, наперстника Марии, от первой жены из колена Иудина были дети, в том числе Саломия (Епифаний Кипрский. Панарион, 78.8). Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; «но не думай, – прибавляет он, – что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи. Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей». Другими словами, около имени Иисуса в новозаветной традиции постоянно присутствует в разнообразных ролевых качествах персонаж Саломея. 555 «…Лакедемоняне еще и теперь называют потомков Антикрата Махеронами [Масhair(nes)], и это доказывает, что Эпаминонд был поражен махерой [machaira] – коротким мечом» (Плутарх. Сравнительное жизнеописание Агесилай, 35). 556 Согласно Джеральду Массею, у египтян Логос или Слово Истины называлось Макхеру (см.: Блаватская Е.П. Эзотерический характер евангелий.// Сб.: Блаватская Е.П. Наука жизни. М., 1999, «Сфера», вып.№ 6, с.184). В этой связи интересно обратить внимание на некоторые фрагменты Евангелия, говорящие о «мече» (эзотерически – Духовной Силе). В Евангелии от Иоанна: «Симон же Петр, имея меч (μαχαιραν), извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх (μαλχος)» (Ин 18.10). У Матфея добавляется: «Тогда говорит ему (Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26.52), что может означать: использование тайнознание для решения собственных проблем означает черную магию. Применяющий черную магию против других от неё и погибнет. В широком, универсальном смысле фраза Иисуса как правило интерпретируется как проповедь миролюбия, можно сказать, пацифизма или неверно понятого индийского принципа ахимса (непротивление злу). Но такая непротивленческая трактовка вступает в противоречие с сюжетом изгнания Христом менял из Храма, или на фразу: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10.34). В последнем значении речь идет о воздаянии нечестивцам по заслугам, или как бы сказали сторонники восточной мудрости, – речь идет о карме. 557 Цит. по: Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментар. Б.Г.Деревенского, СПб., 1999. С.356-374. 558 Здесь по тексту: Иосиф Пандира. В Страсбургской рукописи мужем Мириам назван Иоханан, а «молодцом, захаживавшим в дом Иоханана» назван Иосиф бен Пандира, – А.В. 559 Согласно Страсбургской рукописи, мужем Мириам (Марии) был Иоханан (Иоанн), а отцом Иисуса – Иосиф бар Пандира (Иосиф сын Пандиры). Последнее имя повреждено и восстановлено по Лейпцигской рукописи (см. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999, с.341), – А.В. 560 Далее Мариам скажет: «я забеременела, когда жила с ним (мужем) третий месяц и никого больше не знала» (4), – А.В. 561 В тексте «забеременеть», – А.В. 562 Возможно, в первоначальном тексте говорилось: «пока она была не со мной», то есть когда Иосиф отсутствовал, что объясняет его опасение, что окружающие обвинят Мириам в неверности, – А.В. 563 В тексте – «однажды», – А.В. 564 В это время, как мы показали выше 30-летний Иисус возвратился из Египта, где он обучался у египетских посвященных, – А.В. 565 В тексте – «в Тивериаде». Тивериады в 80-х годах до н.э. еще не существовало. Когда Иисуса схватили (но это еще до того, как его схватили второй раз) – об этом говорится в кумранских рукописях об Учителе Праведности, как отмечает Венская рукопись (10) его также отвели в Тивериаду, – А.В. 566 В тексте – «мамзер». Мамзер – евр. – внебрачный ребенок. За прелюбодеяние с чужой, замужней женщиной полагалась казнь через удушение (Вав. Сангедрин, 49б). Здесь и далее слово мамзер, носящее оскорбительный оттенок, будет заменено на Иешу (курсивом) – А.В. 567 Дъяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. С.237. В Библии Моисей женится на Сепфоре. С евр. языка Сиппар переводится как буквально «светящийся», «излучающий». В библейской аллегории «Книги Бытия», Сепфора – одна из семи дочерей Иефро (Рагуила или Иофора), мадиамского жреца (Исх. 3.1), посвятившего Моисея. Моисей встречает Сепфору (или духовный свет) у «колодца» (эзотерическое, букв. «глубокое», – тайное знание) и женится на ней. В пустыне Иофор преподает Моисею основы, как быть кормчим, т.е. фактически, становится его духовным земным наставником. Образ Рагуила (Ра – егип. Бог Солнца), находят отражение и в иных сказаниях. Так, одним из спутников и старшим товарищем Иисуса по его походу в Тибет (до крещения в «Иордане») был Россул Мориа, или Ибн Рагим (см. Приложение 8). Мусульманская традиция называет пророка и предшественника Мухаммада, Шуайб’а. «Комментаторы пытались отождествлять Шуайба с мидианитским тестем Мусы (Моисея), упоминающимся в Коране (28:21-29)» (МНМ, т.2, с.646), – А.В. 568 Рассказчик данным заявлением ставит читателя в тупик. Фактически данная фраза превращает все рассказы о Мириам в злобную клевету, главным источником которой выступает Симеон бен Шет’ах. Даже Мириам узнает о том, как было всё на самом деле, от единственного «свидетеля» – Симеона бен Шет’аха! – А.В. 569 Из «Тольдот Иешу» следует, что с Мариам нечто было, но кто был с Мариам, об этом в точности не знает ни сама Мариам, ни тем более её муж, и уж менее всего – Симеон бен Шет’ах. Источником обвинения являются – слухи. Но важно отметить, что Симеон бен Шет’ах присутствует при зарождении данного слуха (домысла), если только он не является его прямым автором, но главное, что при разбирательстве (здесь надо помнить, что он, согласно Мишне, был главою суда Синедриона) Симеон легализует данный слух как истину. В кумранских свитках, по нашему предположению, Каплющим ложью назван Симеон бен Шет’ах, – А.В. 570 В тексте – «из Тивериады», – А.В. 571 В тексте – «Елена», – А.В. 572 В тексте – «Константина», – А.В. 573 Здесь и далее слово мамзер будет заменено на Иешуа, – А.В. 574 В тексте – «Елене», – А.В. 575 В тексте – «Константина», – А.В. 576 В тексте – «Елене», – А.В. 577 По тексту – Бог, но это явная подделка-издевка под Евангелие, сделанная поздним переписчиком, поскольку в еврейской традиции невозможно считать человека Богом, – А.В. 578 В тексте – «Еленой», – А.В. 579 Данное сообщение противоречит вышенаписанному: «Он (Иисус) был единственным, кто так поступил, и после этого он мог творить все, что пожелает» (5). При точности талмудической традиции данное явное несоответствие позволяет усматривать аллегоричность истории с «похищением имени», и видеть в ней известное в древнем мире символическое представление противостояния Левого и Правого Пути тайнознания, – А.В. 580 Ср. с символизмом голубя как Святого Духа, – А.В. 581 В тексте – «Тивериаду», но во времена Симеона бен Шет’аха Тивериады (центра фарисеев-талмудистов) еще не существовало, а её роль исполняла академия в Лидде, – А.В. 582 Ср.: Мф 27.34; Мк 15.36; Лк 23.36; Ин 19.29, – А.В. 583 В нашей книге мы доказываем, что Иисус отправился в Гималаи. В тексте указано – «в Египет», однако в Египте, согласно другому талмудическому источнику, который мы приводили ранее, Иешуа был вместе со свои дедом и именно там он научился тому, что показано как обретение «тайного имени» в Святая Святых иерусалимского Храма. Согласно смыслу аллегории битвы между Иудой и Иешуа, первый представлял лунную ортодоксальную доктрину, а Иисус – солнечную доктрину (Египет, ессеи и пр.), – А.В. 584 Согласно нашему исследованию, – в Гималаи, – А.В. 585 Согласно нашему исследованию, – в Гималаи, – А.В. 586 В тексте – «в Антиохию», – А.В. 587 В Страсбургской рукописи предателя зовут Гайса. С.Краус находит в имени этого ученика отзвук арамейского слова Gath («подвал, погреб»), которое входило в название местечка близ Иерусалима – Gath šemanîm – Гефсимания («погреб для выжимания [оливкового масла]). Согласно Евангелию, Иисус был арестован в Гефсиманском саду (Мф 26.36; Мк 14.32; Ин 18.1). Согласно Лейпцигской рукописи, аресту Иешу способствовал Иуда Искариот. Рассказывается, что когда Иешу со своими учениками прибыл в Иерусалим на Пасху, Иуда подошел к нему в храме и поклонился ему, тем самым опознав его в толпе учеников. Интересно отметить, что на санскрите pāpa означает: зло, безнравственность, преступность, грех, несчастье, – А.В. 588 Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 36; также 40.// Ново-открытое произведение Св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». Перевод Н. Сагарды. СПб.: Типография М. Меркушева, 1907. 589 Цит. по Рановичу, см. выше. 590 Здесь в тексте Оригена, мы, во избежании недоразумений в понимании концепции Оригена об Иисусе Христе, заглавными буквами выделили те обращения, которые имеют отношение ко Христу, тогда как в остальных случаях речь идет об Иисусе, – А.В. 591 Старкова К.Б. Комментарий в: Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.57. 592 См.: Смирнов А.В. Мессианские ожидания иудеев около времени Рождества Христова. // Сб.: Ветхозаветные апокрифы. М., 2001. С.742-752. 593 Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига. 2001. С. 155. Письмо Е.И.Рерих от 03.12.43. 594 Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига. 2001. С. 156. Письмо от 04.08.45. 595 Рерих Е.И. Письмо от 29.09.50. Архивн. мат. 596 Е.И.Рерих дала высокую оценку этой книге А.Безант: «Из книг Безант, конечно, лучшая – “Эзотерическое Христианство”. Пусть читающие обратят внимание на утверждение гностиков, приведенное Безант, о том, что Христос в течение 11 лет после своего воскресения в тонком теле поучал Марию Магдалину тайнам Надземного Мира. Так оно и было. Записи Марии Магдалины почти все исчезли, остались лишь обрывки, и сейчас можно найти их в гностической литературе. Точно так же «Евангелие от Иоанна» записано было Марией Магдалиной, она одна была высокообразованной ученицей среди последователей Христа. Если бы не Мария Магдалина, вряд ли что дошло бы до нас из подлинных слов Христа»; «Записи Марии Магдалины после ее смерти хранились Апостолом Иоанном. В гностической литературе можно найти упоминание о “Больших и Малых Вопросах Марии Магдалины и ответах Христа” на них. Но “Большие Вопросы” были утеряны, а сейчас остались лишь обрывки “Малых Вопросов...”, которые гностики включили отчасти в свое Учение, а также издали их отдельной книжкой, кажется с позднейшими комментариями». (Рерих Е.И./ Избр.письма.// Сб.: У порога нового мира. М., 2000, с.340-341. Письмо от 13.11.48; Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига. 2001, с. 158. Письмо от 18.11.48). 597 Безант А. Эзотерическое Христианство. Минск, 1997. С.99. 598 Ср.: «На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин 8. 57). Согласно еврейской традиции, поучающим мудрецом, который «видел Авраама», то есть мог достигнуть знания праотцов, мог быть человек, достигший 50-ти лет (оккультно – 49 лет). 599 Старкова К.Б. Благодарственные гимны.// Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.187. 600 Хождение Христа.// Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С.40. Впервые «Криптограммы Востока» были опубликованы в 1929 г. в Париже на русском языке сразу после возвращения Н.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихов из пятилетней Трансгималайской экспедиции. Уместно напомнить, что возглавлял экспедицию всемирно-известный ученый, в частности, признанный специалист по археологии – Н.К.Рерих, и что в экспедицию входил также Ю.Н.Рерих, впоследствии крупнейший востоковед, владевший в то время 18 языками, на большей части которых изъяснялось население по маршруту следования экспедиции. В 1957 г. Ю.Н.Рерих, до этого проживавший вместе с Н.К. и Е.И.Рерих в Индии до самой их кончины, был приглашен Советским правительством для восстановления отечественной буддологии, о чем пишет, например, известный отечественный буддолог В.П.Андросов: «…Во второй половине 50-х годов в стране начала возрождаться буддология благодаря подвижническому труду вернувшегося из эмиграции Ю.Н.Рериха (1902-1960), который с 1957 г. готовил новое поколение ученых в Москве» (Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с.235). 601 Старкова К.Б. Литературные памятники кумранской общины.// Палестинский сборник, 24 (87)., Л., 1973. С.92. 602 Ряд исследователей считает сомнительными попытки видеть в гимнах творчество самого кумранского лидера, а предполагают автором одного из учеников, возможно, спроектировавшего на гимны личность Учителя. Полагают также, что опыт избранного «Я», фигурирующего в гимнах, – это опыт общины в целом (Бардтке, Хемпель, Молин и др.). 603 Старкова К.Б. Литературные памятники кумранской общины.// Палестинский сборник, 24 (87)., Л., 1973. С.95. 604 Старкова К.Б. Благодарственные гимны.// Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.188. 605 hălāqōt – искатели гладкого, скользкого, переносно – «льстивого» (Пс. 73:18; Пр. 5:3; 26:28); ср. Иез. 12:24, где hălāq – «ложное, двусмысленное» (предсказание), – К.С. 606 «Сынов человеческих», или «сынов земли», или «сынов Адама». См. прим. К.Б. Старковой п.96, с.237. 607 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. 608 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 609 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 610 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 611 У Старковой – «ухо». 612 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 613 Перетолковать Учение, что равносильно его замене. – К.С. 614 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 615 Пер. – А.В.; у Старковой – «дурных». 616 Цит. по: Благодарственные гимны. Пер. Старковой К.Б.// Тексты Кумрана. Выпуск 2 СПб., 1996. 617 Безант А. Эзотерическое Христианство. Минск, 1997. С.102-104. 618 Вопросы синедриона.// Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С.50. 619 В истории с Мириам фигурирует греческий воин. Цельс писал, что отцом Иисуса был στρατιώτου Πανθήρα «солдат Пантера» (Ориген. Против Цельса. I. XXXII.// Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введ. и коммент. М.Штерна. В 2-х тт. Т.1. М.-Иерусалим, 2000/5760, с.221). Но переводчики почему-то иногда переводят «легионер Пантера», «римский солдат» (там же, с.248, 276), хотя о римлянах здесь не говорится. Другие, например, Л.Писарева, переводят «солдат по имени Пантера» (Указ.соч. Перевод с греч. Л.Писаревой. М., 1996, с.58). Известно, что около 130 г. до н.э. монарх Селевкид Антиох VII Сидет вновь завоевал еврейское государство. И несмотря на то, что для восстановления независимости Иудеи Гиркан I (134-104 гг.) возобновил договор Хасмонеев с Римом, римское присутствие в Иерусалиме в 121 г. до н.э. маловероятно. Идея отождествления «солдата» Цельса с «римским легионером» безусловно возникла из евангельского сказания, относящего годы жизни Иисуса на время римской колонизации. В доказательство даже приводится обнаружение имени Пантера в латинских надписях (см. М.Штерн, там же, с. 276). Но из этого вовсе не следует, что греческий воин, или кто-либо иной, не могли также носить данного имени. С греческого языка имя παντερα могло бы быть переведено как παν – ‘всё’, и τερα – ‘знак небесный, знамение, чудо’ (см.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. М., 1991. Репринт. изд. 1899. С.932). На латинском слово panterra означало бы pan – (калька с греческого) ‘вся’, и terra – ‘земля, область, пространство’. Если Пантера является не историческим именем, а символом в аллегории (отраженной в «Тольдот Иешу» и у Цельса), то содержание данного символа , как можно заметить, весьма значительно. 620 Талмудическая традиция относит это событие к более ранним временам Антиоха IV, но это, на наш взгляд, – традиционное талмудическое искажение всех временных ориентиров, касающихся жизни Иисуса Христа. 621 Намеки на эту историю, правда, мало вразумительные, имеются в виде приписки в оксфордской рукописи талмудического трактата Sanhedrin (Санхедрин 65б). 622 См.: Евангелие псевдо-Матфея.// Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментар.: Б.Г.Деревенского, СПб., 1999. Согласно Закону, жену, обвиняемую в неверности, подвергают испытанию: священник переносит проклятия на воду и дает её выпить такой жене: «и когда напоит (священник) ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем» (Числ. 5:27). 623 Звезда.// Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С.37-38. 624 Надземное, § 147. //Агни-йога. Т.IV. М. «Сфера». 1999. 625 Об этом подробнее будет рассказано во второй части нашей книги. 626 Блаватская утверждала, что Иисус провел раннее детство в Египте, где жили койноби. «Их обычно путают с терапевтами, являющимися ответвлением этого широко распространившегося общества… После падения главных святилищ, которое началось уже в дни Платона, много различных сект, таких как гимнософисты и маги… пифагорейцы, суфии и риши Кашмира учредили нечто вроде международного всеобщего (ордена) среди своих эзотерических обществ» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.2, с.300). К такому ордену принадлежали и койноби. 627 Мф 13.55; Мк 6.3. 628 Надземное, § 146. //Агни-йога. Т.IV. М. «Сфера». 1999. 629 А.Донини отмечает, что «лингвистическая связь между словами “Назореянин” и “Назарет” на семитической земле была невозможна, но она вполне вероятна, однако, в эмиграции, в еврейской и иной среде средиземноморского мира (т.е. искажение данного слова могло произойти при переписывании евангелий в зарубежной диаспоре, – А.В.). Впоследствии, в эпоху Константина, евангельский Назарет будет отождествлен с одним полусельским, полугородским поселением чисто иудаистского типа в Галилее. Однако самые старые его памятники относятся только к византийской эпохе» (Донини А. У истоков христианства. М., 1989, с.61). 630 Согласно общепринятым правилам, чтобы быть посвященным, необходимо достичь определенного возраста, поскольку полное «созревание» семеричного состава человека происходит лишь к 39-40 годам. До этого возраста, когда у человека раскрываются все чакры (энергетические центры), человек не может принимать участие во всех мистериях и быть посвященным в высшие таинства, поскольку его организм может их не выдержать, а перенапряжение приведет к смерти. Хорошо известено, что в монашеских практиках неподготовленные или переусердствовавшие монахи погибали от охвата их «жаром». В этом смысле во всех традициях правила относительно соблюдения мер предосторожности в отношении аскетических практик одни и те же, ибо организм у человека везде одинаков. Однако, слово «Посвящение» не означает получение наивысшего и окончательного знания (ибо, где конец у Абсолютного Знания?), поскольку тот же Пифагор или Аполлоний Тианский проходили длительное обучение у разных учителей и у каждого получали соответствующие посвящения. На Востоке практикуется многоэтапная система подготовки. Ученик, которому удалось завершить обучение у одного учителя, для перехода на следующую ступень посылается к другому, как правило, более высокому учителю (см., например: Великий йог Тибета Миларепа. Самара, 1994). 631 Отец Реболд говорит, что Иисус у ессейских жрецов Египта или Иудеи получил посвящение в оккультную науку «возрождающегося огня», «которая более 3000 лет находилась во владении индусского и египетского жреческого сословия» (Цит. пo Peebles J.M. Seers of the Ages// Разоблаченная Изида, т.2, с.300). 632 Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца.// Сб.: Указ.аВт. Космический пульс жизни. М., 1995.С.365. См. также у В.Чериковера (CPJ, vol. I, p.25). 633 Рерих Е.И. Письма в Америку (1948–1955). Т.3. М., «Сфера», 1996. Письмо от 13.04.53; см. также: З.Фосдик. Мои Учителя. Встреча с Рерихами: По страницам дневника (1922-1934). М., «Сфера», 1998. 22.09.28. 634 «Тольдот Иешу». 635 Тибетское Евангелие. См.: Приложение 8. 636 См. Приложение 8. 637 Приход Христа.// Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С.43. 638 Н.К.Рерих сообщает встретившееся ему предание о том, что «Исса беседовал здесь (в Лэ) с народом по пути из Тибета (в Палестину, – А.В.)» (Рерих Н.К.Ладакх (1925 г.).// Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1999, с.140). 639 Рерих Е.И. Письма в Америку, т.3. 13.04.53; см. также: З.Фосдик. Мои Учителя. 22.09.28. 640 Рерих Е.И. Письма в Америку, т.3. 13.04.53. 641 Три Храма, представляющие аллегорию Трех воплощенных Лучей, – А.В. 642 Прот. Г.Дьяченко. Полный Церковно-славянский словарь. Репринтное изд. 1900 г., М., 1993. С.488. 643 Хождение Христа.// Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С.40. 644 Согласно нашим расчетам, Иисус жил чуть менее 50 лет. 645 Dupont-Sommer, Свитки Мертвого моря, Предварительный Обзор, Оксфорд, Blackwell, 1952, р. 99. 646 Журнал Времен, 6 февраля 1956, указанный J. Fitzinyer, Ответы на 101 вопрос о Свитках Мертвого моря, 1992, р. 164. 647 «The Untold Story of the Dead Sea Scrolls». 648 См.: Reif, Stefan C. The Damascus Document from the Cairo Genizah: Its History, Discovery and Importance. (1998 paper) 649 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.5, 38, 40. 650 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.18. 651 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.12. 652 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.19. 653 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.29. 654 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.53, 58. 655 Оксиринх – город в эллинистическом и римском Египте. При раскопках в конце XIX в. открыто около 1200 папирусов. Папирусы относятся к периоду от 1 в. до н.э. до 7 в. н.э. Среди них были древние фрагменты Ветхого и Нового Завета (в т. ч. Мф, Лк ). Большой интерес представляют Логии, содержащие речения Христовы (ок. 2 в.): каждое из речений начиналось словами: «Говорит Иисус». В 1897 г. здесь было обнаружено восемь таких изречений, а в 1904 г. – еще шесть. Позднее выяснилось, что некоторые Логии являются вариантом гностического Евангелия от Фомы (обнаруженного в Наг-Хаммади), – А.В. 656 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.60. 657 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.56. 658 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.28. 659 Указ. соч. Перевод Я.Л. Чертка. СПб., 1900// Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментар. Б.Г.Деревенского, СПб., 1999. С.67-74. 660 Ср.: Плиний Старший. Естественная история, V 17. 661 Еще раньше Филон Александрийский писал, что у ессеев «никто не имеет вообще ничего собственного: ни жилища, ни раба, ни земельного участка, ни скота, ни другого имущества и источников богатства. Помещая все собранное в общее место, они сообща пользуются имуществом всех... У них общая не только трапеза, но и одежда. Для зимы имеются теплые одежды, для лета – легкие, так что каждый может поступать так, как ему покажется лучше. Ибо все, что кто-нибудь из них имеет, считается достоянием всех, общее же достояние считается достоянием каждого отдельного человека» (Филон у Евсевия, 11.3-12). Обобществление имущества характерно и для ранней христианской общины (Деян 4.32-37). 662 Ср.: Отк 7.13. 663 Кумранитами руководил выборный «совет общины», во главе каждого десятка стоял меваккер – «управляющий» (1Q pH 12:4); в раннехристианской общине (согласно Деяниям) руководство осуществляли 12 апостолов, назначенных самим Христом (11, плюс избранный на место выбывшего Иуды Искариота), которые впоследствии иногда принимали в свой круг новых членов (Деян 1.21-26), но общих выборов в этот «совет» не производилось. Павел говорил, что он «апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем» (Гал 1.1). 664 Ср. Мф 10.9-11; Мк 6.8-10; Лк 9.3-4. 665 11:00 по современному счислению. 666 Ср. Мф 5.33-37. 667 Возможно, подобная вставка сделана Флавием ввиду антиеврейских гонений со стороны Рима после еврейского восстания, – А.В. 668 Некоторые исследователи предполагают, что здесь подразумевается пророк Моисей, даровавший евреям Закон (Тору). Примечательно, что в кумранских рукописях фигурирует «Законодатель» (קקוהמה – CD 6:7; 4Q PB 1:2) как эпитет сакрального основателя общины – «Учителя праведности», «второго Моисея». См.: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С. 77, 231. 669 Курсивом дан перевод М.Финкельберга и А.Вдовиченко по: Иосиф Флавий. Иудейская война. М.-Иерусалим. 1999/5760. С.126. 670 Ср. 2 Мак 7:1-41. 671 Из этих строк можно заключить, что ессеи, так же, как и саддукеи, не верили в воскресение мертвых, во всяком случае, в телесное воскресение. Однако из кумранской литературы явствует, что члены этой секты ожидали воскресения (духовного, – А.В.). Так, в «Гимнах» (1Q H 4:21-22) говорится: «А те, кто Тебе по душе, встанут пред Тобой навеки, и ходящие по пути Твоего сердца предназначены для вечности». Исследователи интерпретируют эти слова как речь о воскресении (вставании) мертвых – Тантлевский И. Р. Указ. соч. С. 283. 672 Описание этой ессейской группы вполне сопоставимо с данными т. н. «Дамасского документа» (CD), вывезенного в конце прошлого века из Каирской генизы и принадлежащего родственной кумранитам секте (фрагменты «Документа» обнаружены в Кумране). «Дамасская» группа признавала брак, личное имущество, допускала в хозяйстве рабов. 673 Перевод Г.Г.Генкеля. Т.2, СПб., 1990// Иисус Христос в документах истории. Сост. и комментарий Б.Г.Деревенского, СПб., 1999. 674 И. Р. Тантлевский считает, что словом του δικαίου («к справедливости») здесь обозначается «Учитель праведности» кумранитов как «Праведник» (ó δίκαιος). См.: Тантлевский И. Р. Указ. соч. С. 279. 675 Филон Александрийский. О созерцательной жизни. Пер. и прим. М. М. Елизаровой.// Тексты Кумрана. С. 376-391. 676 В § 21 Филон замечает, что «этот род (терапевты) живет повсюду, ибо надлежит приобщиться к совершенной добродетели и Элладе и варварам. Больше всего их в Египте в каждом из так называемых номов, особенно же в окрестностях Александрии». (Филон Александрийский. О созерцательной жизни, пер. и прим. М. М. Елизаровой.// Тексты Кумрана, с. 377.) По мнению М. М. Елизаровой, «замечание Филона, что терапевты распространены повсюду, т. е. по всей еврейской диаспоре, может быть справедливо лишь в том случае, если рассматривать их как ветвь ессейского движения» (там же, с. 387, прим. 9; см. также: Елизарова М.М. Община терапевтов). 677 Е.П.Блаватская отмечала, что «терапевты Филона (Александрийского) являются ответвлением ессеев. На это указывает их название – В ’Eσσαíοι, acaйa, врач… (Евангелист) Лука, который был врачом, в сирийских текстах назван Асайа, то есть ессаин или ессей» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.143). 678 Цит. по: Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введ. и коммент. М.Штерна. В 2-х тт. Т.1. М.-Иерусалим, 1997/5757. С.472. 679 Город Эйн Геди, расположенный южнее Хирбет Кумрана. 680 Филастрий. Книга о различных ересях, 9. Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.279-280. 681 Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.288-291. 682 Ср.: 4Q 416, 418,fr. 1, 15–16; fr. 5, 11–13; fr. 6, 5; fr. 9, 2:7.– И. Т. 683 у И.Р. Тантлевского: благодаря мудрости (твоих) рук. 684 Напомним, что «чашей» в Агни-йоге называется тонкоматериальное место в области сердца содержащее духовные накопления прошлых жизней, – А.В. |