Главная страница
Навигация по странице:

  • םירגוב

  • תחכותב

  • Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


    Скачать 7.56 Mb.
    НазваниеКумран и Христос
    АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    Дата09.05.2018
    Размер7.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    ТипКнига
    #19039
    страница65 из 70
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   70
    טוא как «storehouse» (?) («храни­лище», «сокровищница»). См.: The Dead Sea Scrolls Uncovered, Dorset 1993, pp. 249ff.

    Согласно же предположению В. А. Лившица, טוא может быть заимствованием из Иранского (парфянского или среднеперсидского) *āwat (древнеиранск. *āwata- «разу­мение», «вера» (от корня vat- авест. «разуметь», «понимать», «верить»); ср. армянское (из парфянского) hauat («вера»), согдийско-христианское ’wt («вера»), хотанское hot-(«быть способным», «мочь»)). (См.: Bailey H. W. Dictionary of Khotan Saka, Cam­bridge 1979, p. 498.) Ср. также авест. aipivat- («знать», «понимать», «изучать», «верить»), frāvat- («внушать», «полагать», «узнавать», «заставлять верить»), древнеинд. ābivatati. (См.: Chr. Bartholomae, Altiranisches Wörterbuch, 2.Аufl., Berlin 1961, Sp. 1343). Как указывает В. А. Лившиц, передача иранского поствокального -t через арам.-евр. эмфатический -t становится регулярной со II–III вв. н. э.

    686 у И. Т.: что у тебя отсутствует.

    688 у И. Т. – «не прострет».

    689 у И. Т.: Праведности (или: «На верных весах»).

    690 у Старковой – «ворчит».

    691 Ср. также Мк 4.11-12 и фрагмент не дошедшего до нас «секретного» Евангелия Марка (создано, вероятно, в Александрии ок. 90–100 гг. н. э. для узкого круга лиц, достойных продвинуться на пути к «Знанию»), сохранившийся в письме Климента Александрийского к некоему Феодору (написано ок. 190–200 гг. н. э.), где говорится о возвещении Иисусом ближайшим приверженцам «тайны царства Бога» (т. е. мироздания). (Текст письма Климента к Феодору был обнаружен в 1958 году М. Смитом в Православном монастыре Map Саба (св. Саввы) в Иудейской пустыне (где после смерти Оригена был оплот палестинского оригенизма, – А.В.). (См.: Smith M. The Secret Gospel: The Discovery and Interpretation of the Secret Gospel According to Mark, London 1974). –И. Т.

    692 הכשד<ו>ק חור. Ср. с Буддхи, – А.В.

    693 Ср.: Атман, – А.В.

    694 Т.е. не совершай того, чему не угодно быть. Иди своим путем, не завидуй другим. «Вино» и «лакомства» символизируют мирское бытие, – А.В.

    695 огонь чужой судьбы, – А.В.

    696 или: «дух свой ты не уничтожай». – И. Т.

    697 Ср.: провозглашено Атманом, – А.В.

    698 букв. «расплавляй». – И. Т.

    699 Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.288-291.

    700 О путешествии Учителя Праведности см. далее, – А.В.

    701 по-видимому, имеется в виду суд Синедриона. – И. Т.

    702 В еврейском мистицизме различался Дух (Руа’х) и душа (нэфеш). Ср. Дух с голубем, нисшедшим на Иисуса при крещении.

    703 или: “могущественные”. – И. Т.

    704 Букв. «устремляются ко мне со своими мучениями». – И. Т.

    705 Ср. Пс. 41:10; ср. также Ин 13:18, Деян. 1:16 (!). – И. Т.

    706 Пресуществление в Праведном Наставнике Мессии (Духа-Мессии), – А.В.

    707 См. также 4Q 428 (4Q Hb), fr. 4,4Q 429 (4Q Hc), fr. l, col. 1–4.

    708 Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.161-162.

    709 Среди кумранских свитков обнаружено множество пешарим – комментариев на Священное Писание. Одним из таких комментариев является приводимый здесь комментарий на «Книгу пророка Аввакума» (которая вошла в христианский канон Библии).

    710 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971.

    711 Славу воинских завоеваний Первосвященника Александра Янная, – А.В.

    712 Совет единства, или Совет общины (cthyhd), – И.Т.

    713 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971.

    714 םירגוב; или: «изменники». – И. Т.

    715 עלבב; букв. «проглатывает». – И. Т.

    716 дом Авессалома – здесь царский дом Александра Янная и его жены Саломеи (см. Главу I.8), – А.В.

    717 תחכותב; или: «мучили», «наказы­вали», «карали». – И. Т.

    718 סאמ; или: «отказался (от)», отверг». – И. Т.

    719 Мень о.Александр. Библиологический словарь. Статья «Даниила пророка книга».

    720 Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947.// Цит. по: Мень о.Александр. Библиологический словарь. Статья «Даниила пророка книга».

    721 В ортодоксальном каноне иудаизма Книга Даниила не считается пророческой, она включена в раздел «Писания».

    722 См.: Еврейская энциклопедия 1901 г. «Седер Олам Раба» (в ранних источниках «Седер Олам» – Порядок мира) упоминается в Талмуде (Шаббат 88а; Йевамот 82б, и др.) и является самой ранней летописью периода после вавилонского пленения, сохранившейся на иврите. Палестинский аморей р. Йоханан (третий век) приписывает это произведение танаю Йосе б. Ѓалафта (Йев. 82б; Нида 46б).

    723 Еврейская энциклопедия 1901 г.

    724 Благодарственные гимны. Перевод и примечания К.Б.Старковой.// Тексты Кумрана СПб., 1996.

    725 hălāqōt – искатели гладкого, скользкого, переносно – «льстивого» (Пс. 73:18; Пр. 5:3; 26:28); ср. Иез. 12:24, где hălāq – «ложное, двусмысленное» (предсказание), – К.С.

    726 «Сборище Велиала» (‘dt bly‘l), или «сборище бесполезности» (параллельно выражению «совет тщеты»), так как Велиал букв. значит «без пользы», т.е. «бесполезный», «негодный». – К.С.

    727 «Сынов человеческих», или «сынов земли», или «сынов Адама». См. прим. К.Б. Старковой п.96, с.237.

    728 šht – «яма падения», или «могила», или «гибель», «или уничтожение».

    729 Букв.: «от Шеола Абадоны» (mš’wl ’bdwn) . – К.С. Абаддон – возможно низший и наиболее мрачный уровень Шеола, где уничтожаются души нечестивцев, – А.В.

    730 Курсивом выделен перевод Тантлевского. Цит. по: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим. 2000/5760. С.96. Остальной текст – перевод К.Б.Старковой.

    731 У Старковой – «ухо».

    732 Перетолковать Учение, что равносильно его замене. – К.С.

    733у Старковой –дурных.

    734 Аоэр. См. Иер. 48:6.

    735 Письма Елены Рерих (1932-1955). Новосибирск. 1993. С.264-265. Письмо от 08.02.38.

    736 Рерих Н.К. Твердыня пламенная.

    737 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., «Сфера». С.146-147. Дневниковая запись от 19.09.25 на маршруте «Лех-Каракорум-Хотан».

    738 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., «Сфера». С.109-116. Дневниковая запись от 1925 на маршруте «Ладакх».

    739 Ср. с Александром Яннаем, эллинизированным иудеем, названным греческим именем в честь Александра Македонского. Здесь имя Пилат – аллегория, – А.В.

    740 Далее Рерихом приводится текст из неизвестного источника, который уже не связан с общепринятой среди христиан версией Евангелия (о Пилате и пр.) и повествует о немифологизированных годах жизни Иисуса в Гималаях, – А.В.

    741 Лал Минг, или Аллал-Минг-Шри-Ишвара, одно из имен Махатмы М. (см. письмо Н.К.Рерих В.А.Шибаеву от 25 июля 1921 г. Из архива МЦР// В кн.: Шапошникова Л.В. Учителя). Согласно дневникам Зинаиды Фосдик, по сведениям, полученным ею от Рерихов, Лал Минг родился в начале II в. до н.э. (см. Фосдик З. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М., «Сфера», 1998, с.401; 19.X.1928). Е.И.Рерих о Лал Минге (Россул М.) писала: «Хронология жизни Христа очень неточна. Вел. Учителя относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях. Россул М. был уже в летах, когда Христос вышел на проповедь» (Письма Елены Рерих (1932-1955). Новосибирск. 1993, с.290. Письмо от 24.05.38). Согласно выводам нашего исследования, речь идет о периоде до крещения Иисуса (кумранского Учителя Праведности), – А.В.

    742 Храм – здесь условное наименование недоступного для непосвященных места обители Владыки Востока. Об этом говорят (далее по тексту) опасности на пути в данное место и присутствие там Учителей. Ср. с аналогичным пребыванием в Обители Владыки Востока Аполлония Тианского. После названного «Храма» Иисус отправляется в главный город Ладака – Лэ, – А.В.

    743 Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., «Сфера». С.109-116. Дневниковая запись от 1925 на маршруте «Ладакх».

    744 Рерих Н.К. Легенда Азии. // Рерих Н.К. Твердыня пламенная.

    745 Речь идет о «Тибетском Евангелии», – А.В.

    746 Дамасский Документ. Перевод и примечания К.Б.Старковой. // Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.35-48.

    747 Мы не приводим часть документа «B», которая, на наш взгляд, относится к дисциплинарному кодексу и должна быть присоединена к «Уставу Общины» (см.: Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996).

    748 Амусин И.Д. Находки у Мертвого моря. М., 1964. С.24.

    749 Вводная статья К.Б.Старковой. // Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.22.

    750 Вводная статья К.Б.Старковой. // Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.23.

    751 Фрагмент II-13 Тантлевский переводит как: Господь «дал познать» общине «призываемых по имени» (или: «взывающих к Имени») «через Своего Мессию Свой Святой Дух; и он (Мессия) есть истина, и их (кумранитов) имена (возникли) как истолкование его (Мессии) Имени, а тех, кого Он ненавидит, Он ввел в заблуждение (Тантлевский, 1994, с.88-89).

    752 Под «Учением» понимается доктрина Сынов Света, преподанная Учителем Праведности и отличающаяся от общепринятых в иудейской среде религиозных представлений, – А.В.

    753 Иисуса Навина, преемника Моисея, – А.В.

    754 Противники Моисея Ианний и Иамврий упомянуты в новозаветной литературе (II Тим 3.8). Йахне и Мамре фигурируют в легендах Талмуда и мидрашей, – К.С.

    755 Иония – Греция. Царь Ионии – в общем смысле любой греческий император; персонально – начиная с Александра Македонского и далее.

    756 Иезекииль : «И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и предвещающих ложь… За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря «мир», тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают её грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет её. И вот, падет стена; тогда не скажут ли вам: «где та обмазка, которою вы обмазывали?» (13:9-12).

    757 Велиал, Кривда, Сатана, Ахриман и т.д. Пророки-лжецы и жрецы ритуалистических культов, все они воспринимались, как находящиеся под влиянием Велиала, – А.В.

    758 Перевод Тантлевского. Перевод К.Б.Старковой: «А стерегущие его – это бедные овцы».

    759 Надземное. 1938 г. //Агни-йога. Т.IV. М. «Сфера». 1999. § 166.

    760 Рерих Е.И. Огненный опыт. // В сб.: Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1997. Запись от 25.04.24. В сказании о Великом Путнике использованы фрагменты из книг «Живая Этика» и из книги: Ж.Сент-Илер (Е.И.Рерих). Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. Цитируемые фрагменты отмечены кавычками (˝). Впервые «Криптограммы Востока» были опубликованы в 1929 г. в Париже на русском языке сразу после возвращения Рерихов из пятилетней Трансгималайской экспедиции. Во введении к «Криптограммам Востока» говорится: «Часто так называемые апокрифы сохраняют многие черты действительности, изъятые из официальных текстов. В этих неожиданных рассказах и притчах, раскиданных среди народов Азии, узнаем, какие именно облики живут в народном сознании. От Алтая до Цейлона народы мечтают о Великих Учителях, припоминая из древности черты их жизни и приближая изложение к характеру своей страны. Собирать эти криптограммы великих дум – значит заглянуть в душу народов».

    761 См. Мишна Авот, а также Рамбам. Предисловие к «Мишне Тора». Датировка – А.В.

    762 Прот. Александр Мень также ссылался на существующее «предание, по которому Гиллель родился за 100 лет до н.э. (Сифре на Втор 34, 7)» (Мень о.Александр. История религии. 6 том). Гиллель, вероятно, погиб при репрессиях Ирода I в 40 г. до н.э.: установив контроль над страной, Ирод, как сообщает Иосиф Флавий, «казнил всех судей Синедриона (участвовавших некогда в суде над ним), кроме одного Самеи, равно как самого Гиркана» (ИД II. XIV. 9.4).

    763 Ранее мы обосновали дату рождение Иисуса в 120 г. до н.э. и его распятие в 70 г. до н.э.

    764 Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Еврейская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2000. С.163.

    765 Грант М. История Древнего Израиля. М., 1998. С.243.

    766 См. Часть I. С. 163-165.

    767 См. Часть I. С. 79, 81-82, 223, 250.

    768 Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.71.

    769 Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.83.

    770 Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.86-87.

    771 Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.242.

    772 Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда. М.-Иерусалим. 1996. С.67.

    773 Авот I, 10, 12; см. также А.Штейнзальц. Мудрецы Талмуда. М.-Иерусалим. 1996. С.10

    774 Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда. М.-Иерусалим. 1996. С.23.

    775 См. Часть I. С.148-149.

    776 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.131.

    777 Флавий отмечает, что в то время Яннай «содержал наемные писидийские и киликийские войска» (ИД II, XIII, 13.5). Писидийцы были «воинственным и неукротимым народом» проживавшем на горах Тавра (Словарь античности, М., 1989, с.432), а Киликия в это время служила пристанищем для пиратов (там же, с.261).

    778 Аскалон (Ашкелон) – древнейший город-гавань на побережье Средиземного моря (около 60 км западнее Иерусалима), одна из пяти филистимских столиц. Упоминается уже в письмах Амарны. Славился процветающей торговлей. Во времена завоеваний Янная – единственный на иудейском побережье город, избежавший железной хватки (покорения) Янная (Грант М. История древнего Израиля. М., 1998, с. 27; 78; 239).

    779 Пароль у колдунов. Ср. с «Аум» произносимым буддистами и индусами как «Ом» с протяжным «О».

    780 Цит. по : Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.331-332.

    781 См. о соответствии металлов планетам в энц.: Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994. С.271.

    782 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.22.

    783 Шинан А. Вступительная статья к кн.: Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.18.

    784 Приводимые нами соответствия металлов и планет точно соответствуют указанным в статье В.Н.Топорова в Мифы народов мира. Т.2. С.146 (статья «Металлы»), а также в статье «Металлы» в «Астрологическом энциклопедическом словаре». М., 1994. С.271.

    785 Таким образом, в аллегорическом «колдовании» мы находим классическую триаду человека, которую выделяли, например, Пифагор, Платон, ап. Павел и Ориген: тело, душа и дух. В мидраше душа представлена двумя борющимися началами (Марс-Венера, или огонь-вода). Задача адепта заключалась в том, чтобы душа (нэфеш) оказалась притянутой к духу (руах), т.е. к Божественному, а не к животному началу. Именно поэтому посвященные не употребляли мясо животных (т.к. в нем кровь). Правила приготовления кошерного мяса (талмудический иудаизм) также направлены на получение максимально обескровленного мяса, ибо Библия гласит: «только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа (нэфеш): не ешь души вместе с мясом» (Втор. 17:11). В большинстве сакральных традиций святые и отшельники мяса вообще не употребляли (об этой традиции в христианстве см.: Казанский П.С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках, М., 1872. // В кн.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998, с.453). Тело и Дух в мидраше представлены антитезой, символически сводимой к таким парам, как: Луна-Солнце, серебро-золото, хлеб-вино, земля-воздух. При этом мы обнаруживаем четыре классических стихии (земля, огонь, вода и воздух), которые, однако, в алхимии преобразования человека (Адепта) не противостоят друг другу, как это абсолютизируют так называемые дуалистические учения, а гармонически сочетаются и преобразуются ради порождения искомого результата – «философского камня», который есть духовное бессмертие. Эти четыре стихии названы в первых словах Библии, при описании «Творения» мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (буквально: «ветер Элохим») носился над водою. И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1. 2-3). То есть, перед нами так называемый крест, состоящий из пересекающихся пар противоположностей, названных Писанием: земля-воздух, вода-огонь, или: Материя-дух, вода-огонь.

    786 Peter Greif′s. Simbolorum. «Плащ».

    787 См. Тертулиан. О плаще. СПб., 2000. Ю.С.Довженко в статье к данному трактату Тертуллиана замечает, что «плащ становится и признаком конкретного философа “высшего образования”. Во многих случаях упоминаемые в источниках graecipalliati (красивые плащи) – это не просто одетые в паллий греки, но именно греческие философы или адепты греческой философии» (с.155). Далее Ю.Довженко пишет, что киники, например, носили паллий (плащ) на голое тело (Диоген Лаэрт. VI, 13; 31), «однако вряд ли нужно строго различать кинический и христианский паллий (плащ)» (там же, с.194). Со ссылкой на древнюю иконографию, Довженко обнаруживает символ плаща как неотъемлемый атрибут Христа (с.193) и Иоанна Крестителя (с.196), а о заповеди Нагорной проповеди «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку (в оригинале – тунику), отдай ему и верхнюю одежду (в оригинале – паллиум-плащ)» (Мф 5.40), Довженко видит аллегорический смысл данного наказа Иисуса в том, что «отдавая паллий (плащ), одеяние самого Христа и его апостолов, ты «передаешь знак своей философии и как бы облачаешь того, кто прежде был гол, в одежду своего знания» (PL, XV, 1929, ВС). Что можно увидеть в этом высказывании, – спрашивает Довженко, – кроме… мотива (преемства) «истинной философии»?» (там же, с.214). То есть, передача плаща, или манипуляции с плащом в комментируемой нами агаде, означает какую-то операцию, касающуюся тайного знания или противостояния двух направлений знания («Правого» и «Левого»).

    788 Афины и Греция более чем двадцать веков посещали каждые пять лет Элевсинские мистерии, где показывалось торжественное религиозное действо.

    789 См. свидетельства Солона (Платон. Тимей).

    790 подобная Св.Духу-евангельскому голубю, – А.В.

    791 Шехина, евр. – божественное присутствие, – А.В.

    792 Ссылка Мережковского на: Schehinah. – H. Holtzmann, Hand-Commentar zum. N. T., 1901. S. 44.

    793 Мережковский Д. Иисус неизвестный. Харьков-М., 2000. С.197.

    794 Древнее поклонение Матери Мира, отголоском которого является египетское поклонение Исиде, религиоведы обычно смешивают с культом Великой Матери (поздней Кибелы и пр.), который олицетворяет совершенно иные явления космогонического, планетарного и антропологического плана.

    795 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.328-329.

    796 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.297-299.

    797 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.62.

    798 Телль-Мардих, в 55 км к югу от Халеба.

    799 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.61.

    800 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.297-299.

    801 Город Угарит был обнаружен Шеффером и его сотрудниками в ходе археологической компании, начавшейся 8 мая 1929 г., на северо-восточном берегу Средиземного моря, в месте, называемом Рас эш-Шамра (близ г. Латакия в Сирии). Здесь, под двадцатиметровым холмом, была открыта древняя цивилизация, расцвет которой относится ко второй половине 2-го тысячелетия до н.э. (время библейского «Исхода» евреев из Египта). Этот город уже упоминался в египетских документах 2-го тысячелетия до н.э. Раскопки, начатые в 1929 г., продолжаются до сих пор. Обнаружены два царских дворца, один из которых относят к самым большим на Ближнем Востоке. Город был основан около XXIII в. до н.э., а в конце XIII в. Угарит в условиях острого кризиса (мощные передвижения народов в данном регионе, приход новых семитоязычных народов, а также землетрясение) был разрушен и больше не восстанавливался. Найденные глиняные таблички содержат записи, сделанные клинописью, похожей на месопотамскую, но алфавитного или псевдоалфавитного типа (менее трех десятков знаков) и относятся в основном к XIV в. до н.э.

    802 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.292-293.

    803 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.284-285.

    804 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.63.

    805 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.284.

    806 Блаватская отмечает, что «у финикийцев Изида (олицетворяющая у египтян Венеру или с Венерой связанное божество, например, звезды Сириус, – А.В.) стала Астартой, и под этим именем они обожествляли Луну, персонифицированную в образе женщины, голова которой была увенчана двумя рогами – символ первой и последней четверти луны» (Блаватская Е.П. Истоки обрядности в церкви и масонстве. // В сб.: Блаватская Е.П. Новый цикл. М., «Сфера», 2001).

    807 Кереньи Карл. Элевсин: архитипический образ Матери и дочери. Пер. с англ. М., 2000. С. 155-156.

    808 В силу классической близнечности антагонистичных богов (Осирис-Сет), Дионис также фактически являлся двумя антагонистичными персоналиями – героем и антигероем. Жрецы, установили профанный культ, а первоначальное философски глубокое таинство Диониса, аналогичное Осирису, смешали с лунным культом, извратив и превратив солнечное священнодействие в оргиастическое празднество Вакха.

    809 Цит. по: Кереньи Карл. Элевсин: архитипический образ Матери и дочери. Пер. с англ. М., 2000. С. 63.

    810 Местная царица в данном мифе олицетворяет бренность мира. В этом смысле «вино», поданное данной царицей, есть выражение антитезы дольнеегорнее, когда Деметра вынуждена изобрести совершенно иной, божественный напиток.

    811 Кереньи Карл. Элевсин: архитипический образ Матери и дочери. Пер. с англ. М., 2000. С. 63.

    812 Кереньи Карл. Элевсин: архитипический образ Матери и дочери. Пер. с англ. М., 2000. С. 155.

    813 Порфирий. О пещере нимф. // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С.579-582.

    814 Порфирий. О пещере нимф, 24 // Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С.586.

    815 Т. е. поднят был бы престиж суда и закона. Дело в том, что, по действовавшим тогда правилам, отказ свидетеля после произ­несения судебного приговора от данного им показания не являлся поводом к отмене назначенного подсудимому наказания.

    816 Т. е. предоставь меня своей судьбе, дабы не стали говорить, что законоучители лицеприятствуют своим близким на суде.

    817 Цит. по : Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.333.

    818 Талмуд сегодня представляет собой собрание разнородных произведений, имевших различное предназначение и различные поводы для появления. Самыми первыми по времени создания являются Мидраши – собрание моральных и этических комментариев к Библии (агады). Здесь, стих из Библии поясняется притчей о деянии какого-нибудь человека, в результате чего между сказанным в Писании и в притче проводилась параллель. Первые мидраши появились, как предполагается, еще в VI в. до н.э. Талмуд же, строго говоря, является собранием высказываний, определяющих гражданские и религиозные законы. Его основа также была заложена, как предполагают наиболее смелые историки, в VI в. до н.э. Далее он разделился на два основных законодательных источника: Мишну и Гемару. Мишна – это свод изустных законов, в основном начатый во времена Гиллеля (I в. до н.э.) и окончательно объединенный и записанный рабби Иехудой Ха-Наси примерно в 185 г. н.э. Завершение этой части, осуществленное в Иерусалиме, называется Иерусалимская Гемара («Гемара» – завершение»). Свод, составленный в Вавилоне, называется Вавилонская Гемара. Соответственно, они образуют Иерусалимский Талмуд и Вавилонский Талмуд.

    819 Шинан А. Вступительная статья. // Литература Агады. Иерусалим-М., 1999. С.13.

    820 В яхвистской части Библии «осел» выражает, напротив, положительное начало и, по-сути, символизирует Спасителя и Йахве. Такое понимание символа «осла», воспринятое из буквального прочтения ветхозаветных аллегорий, перешло в церковное христианство.

    821 Цит. по : Раби Шимон. Фрагменты из книги Зоѓар. Перевод и комментарии М.А.Кравцова. М., 1994. С.33.

    822 Шир Гаширим Раба. // Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000. С.16.

    823 См. Приложение 7.

    824 Hoftiji zer J., van der Koolj G. Aramaic Texts from Deir ‘Aila, 1976; Hackett J.A. The Balaam Text from Deir Alla, BA 49, 1986. P. 216-223. 

    825 Ср. у Макария Египетского комментарий на данный фрагмент Библии: «Извел же их со множеством серебра и золота, повелев каждому у соседа своего Египтянина занять сосуды золотые и серебряные. И вышли они из Египта, когда Египтяне погребали своих первенцев. У одних была радость об избавлении от тяжкого рабства: у других (у египтян) плач и сетование о погибели детей. Почему, Моисей говорит: это ночь, в которую Бог обетовал избавить нас. Все же сие есть тайна души (т.е. речь в иносказании идет о злоключениях человеческой души, где Египтяне и пр. – это только образы, – А.В.), избавленной пришествием Христовым. Ибо слово Израиль толкуется умне (образно, духовно, – А.В.), зрящий Бога, и он (такой человек, понимающий иносказание, – А.В.) освобождается от рабства тьмы, от египетских духов («Египет» в данном случае использован как символ плотского и низкого, – А.В.)» (47.5) (Макарий Египетский. Духовные беседы. // Указ. аВт. Духовные Беседы, Послания и Слова. М., 1998. Репринт 1904 г.).

    826 В тексте – «Господь». В еврейской Торе использовано слово «Йахве», а замена его на слово «Господь» является теологической интерпретацией Йахве Вселенским Божеством.

    827 Цит. по : Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000. С.333.

    828 Цит. по : Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.328-329.

    829 Назарей приносил три очистительные жертвы (300 х 3 = 900), – прим. перевод.

    830 Цит. по : Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.328-329.

    831 Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийским Назаратом. Александр Полигистор говорит о Пифагоре (ок. 600 г. до н.э.), что он был учеником ассирийского Назарата; Диоген Лаэртский говорит о Пифагоре, что тот был посвящен в мистерии «халдеями и магами», а Апулей прямо заявляет, что Пифагора учил именно Зороастр (Блаватская Е.П. Зороастризм в свете оккультной философии. В сб.: Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М. «Сфера». Вып.№ 3. 1998, с.273-274).

    832 См.: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.99.

    833 См.: Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.131.

    834 См. часть I, с. 148-149.

    835 Комментаторы обычно рассматривают указанную процедуру, как завершающую срок назарейства. Однако, ни в одной восточной традиции аскетизм не рассматривался как временное состояние, после пребывания в котором аскет возвращался к традиционной мирской жизни, в том числе к употреблению вина и пр. Например, кумранский текст 4Q Sam2 (1 Цар. 1:22) заканчивается словами: «назарей на все дни своей жизни» (Цит.: Новый библейский словарь. В 2-х частях. Ч.2. СПб. Пер. с англ., 2001, с.522).

    836 См.: Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону, 2000 г. С.330-331.

    837 Поскольку раб убил человека, т.е. еврея (раб в Иудее не назывался «человеком», а «человеком» назывался только еврей), то владелец раба мог понести достаточно серьезное наказание. Не исключено, что под «рабом» в легенде подразумеваются наемные войска, которые Яннай использовал при подавлении фарисейских мятежей, за что Яннай по мысли автора агады должен был нести ответственность (хотя бы и гипотетическую).

    838 В первой части нашей книги отмечалось, что в тексте термином «распятие» мы будем пользоваться только как устоявшимся оборотом речи, имея в виду «привязывание к дереву» – т.е. вид казни, принятый у израильтян. Евангелие говорит прежде всего о Распятии в мистическом смысле, символом которого действительно выступает Крест.

    839 Е.П.Б.Т.Д.т.1/1,с.27.

    840 См. также: Краткая еврейская энциклопедия. В девяти томах. Иерусалим, 1996. Т.4. Статья «Лод».

    841 Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. С.261.

    842 Преп. Иоанн Лествичник называет молитву «пребыванием и соединением человека с Богом».

    843 Тора – на евр. название первых пяти книг Библии, или «Пятикнижие».

    844 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.91-93.

    845 Т.е. не квадратным шрифтом (
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   70


    написать администратору сайта