Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
дó существующего, сам нé-существует (но не в смысле, что Его нет). Однако в (99) Ириней критикует гностиков: “Они презирают Бога сущего (т.е. бога евреев Иегову, – А.В.) и делают себе божеством несущее. Они создают себе Отца, далеко превосходящего нашего Творца…” (там же, 99). Аналогично Ириней переносит Бога из не-сущего в этот проявленный мир, называя Бога “разумным существом” (там же, 5), что показывает его непоследовательность. 1197 Ориген. О началах. I. 3. 6. 1198 Первыми в мире монашескими общинами стали поселения буддистов, где за несколько веков до появления христианства были разработаны и усовершенствованы Уставы и Правила общинного общежития. Предполагается, что ессеи, терапевты, а значит и кумраниты принципы монашеской организации усвоили от буддийских проповедников, в свое время разосланных царем Ашокой по всему миру. 1199 Матфея, Марка и Луки. 1200 О пифагореизме среди ессеев см. сноску на с. 137 (Второй части). 1201 Е.П.Блаватская, ссылаясь на Плиния (23-79 гг. н.э.), заявляет, что «буддийские миссионеры… по словам Плиния, обосновались на берегах Мертвого моря задолго до его времени» (Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида, т.2, с.130). 1202 Только в устах Иеремии Бог упоминает имя «Иудея» (т.е. иудеи), да и то в резко негативном смысле: «вероломная сестра ее Иудея» (Иер. 3:7 и далее); «наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима все то зло» (Иер. 35:17). 1203 םע 1204 םע 1205 םע 1206 םע 1207 Правда, И.Р.Тантлевский, как и большинство современных апологетов иудаизма, утверждает, что «Цель («богоизбранности», – А.В.) заключается в конечном объединении всего человечества в единый народ, почитающий Господа (YHWH) как Бога. Израиль – это орудие Бога для осуществления данного великого Откровения… Израиль как спаситель человечества, искупающий его грехи, оказывается национальным воплощением Мессии – Раба Господа, которому приходиться страдать (и даже оказываться на краю гибели; ср. Ис. 52.13-53.12) в процессе выполнения возложенной на него Богом миссии» (там же, с.343). Трудно сказать, какому читателю адресуются приведенные слова из новозаветного лексикона о спасении всех народов. Согласно раввинистическим представлениям, не-еврей иудаистом стать не может. Не поможет ни обрезание, ни знание иврита (для женщин и первое затруднительно). Отсюда в строго-ортодоксальном иудаизме неприятие прозелитизма (обращения неевреев) и отношение к либеральному иудаизму (в основном в США), заигрывающему с обращением неевреев, как к опасному предприятию или даже – ереси. Иудей (еврей) и иудаист, – понятия тождественные. Необходимым, достаточным и исключительным условием принадлежности к «богоизбранному народу» является рождение от Матери-еврейки. В Египте, Индии и Иудее, о чем повествуют их Священные Писания, строго следили, чтобы высокородные дочери (а в Египте и Иудеи – дочери из любых семей) не выходили замуж за чужеземцев, оберегая тем самым чистоту крови. Ездра во время яхвистской реформы, как известно, выгнал из Иерусалима именно жён-неевреек. Поэтому на наш взгляд совершенно неверно к взглядам иудеев об их богоизбранности во времена до н.э. примешивать доктрину эллинистического христианства или даже идеалы французских просветителей о «Свободе, Равенстве и Братстве». Желанием спасать нееврейский мир не горели даже апостол Петр и прочие иудеохристиане (иудействующие). 1208 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.342-343. 1209 Газов-Гинзберг А.М. Комментарий в: Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.308-309. 1210 Газов-Гинзберг А.М. Комментарий в: Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.311. 1211 О тождестве приводимого во фрагменте персонажа с князем Михаилом утверждает К.Б.Старкова в примечании: Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996. С.328. 1212 Переведено проф. Дрейпером для книги «Конфликт между религией и наукой»; кн. XII. 1213 Макарий Египетский. Духовные беседы. // Макарий Египетский. Духовные Беседы, Послания и Слова. М., 1998. Репринт 1904 г. 1214 Послание Преподобного Макария Египетского.// Макарий Египетский. Духовные Беседы, Послания и Слова. М., 1998. Репринт 1904 г. С.322. 1215 Послание Преподобного Макария Египетского.// Макарий Египетский. Духовные Беседы, Послания и Слова. М., 1998. Репринт 1904 г. С.322. 1216 Фигурально: страстям и дурным влияниям, внешним и внутренним, – А.В. 1217 Макарий Египетский. Духовные беседы. // Макарий Египетский. Духовные Беседы, Послания и Слова. М., 1998. Репринт 1904 г. 1218 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., ББИ, 2001. С.95. 1219 Втор. 32:28. 1220 Ис. 10:2 с легким изменением. 1221 Ос. 5:10. 1222 Втор.32:33. 1223 Единственный «подозрительный» фрагмент 1Q H IV. 26-27 требует дополнительного исследования и может иметь совершенно другой (например, иносказательный) смысл, поскольку явно выбивается из общего контекста. Ср.: «И спешат на меня (Учúтеля Праведности») нечестивые [народ]ов со своими притеснениями, и целый день топчут мою душу» (V. 17, перевод К.Б.Старковой). Скорее всего здесь первоначально присутствовало не «народов», а другое слово. 1224 Здесь и в иных местах нашей книге, если нет специальных указаний, кумранские тексты цитируются по: Тексты Кумрана. Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии А.М.Газова-Гинзберга, М.М.Елизаровой и К.Б.Старковой. Выпуск 2. СПб, 1996. 1225 Пер. Тантлевского. Цит. по: Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим. 2000/5760. С.96. 1226 Любопытно отметить, что кумранологи отнесли молитвы Учителя Праведности к жанру благодарственных гимнов, исходя из устоявшегося в ритуалистических культах представления о том, что в молитве неизменно чего-нибудь просят (см. Комментарий к «Текстам Кумрана», с.182). Вместе с тем, в христианстве, например, не менее известны краткие молитвенные слова «да пребудет воля Твоя», выражающие суть сопричастного отношения к непреложным Законам мироздания. Кстати, именно этой молитве учил Аполлоний Тианский. То же относится и к индуизму и буддизму, где медитация является безмолвной молитвой-устремлением к Абсолюту. Примеры молитв без просьбы можно найти среди наставлений святых и праведников в любой религии. Даже знаменитая молитва «Отче наш», при её духовном сопереживании оказывается не прошением, а благодарением и соощущением Отца. Например, в Православном руководстве говорится, что «Максим исповедник, под именем насущного хлеба (в молитве «Отче наш»), разумеет питание души хлебом небесным, т.е. Словом Божиим, и соединение души с Богом, богомыслием и непрестанною внутреннюю (бессловесною, – А.В.) молитвою сердца» (Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Мн., 1995. С.52). 1227 Душа бессмертна лишь субстанциально. Но по индивидуализированности (монадности) она способна и аннигилировать. 1228 См. выше наши комментарии к Второ-Исайе и Псалмам. 1229 Надземное. 1938 //Агни-йога. Т.IV. М. «Сфера». 1999. 1230 Надземное. 1938 //Агни-йога. Т.IV. М. «Сфера». 1999. 1231 Кроме, может быть, десятой главы. 1232 В исследованиях раннего христианство часто под словами «дело», понимается «деяние по Ветхоиу Завету» (обрезание, соблюдение субботы и пр.). Этому противопоставляется «вера», которую Павел проповедывал в противовес «делу» Петра. Однако, в нашем фрагменте под «делом» понимается не мечтания, грезы и слова, а реальные поступки в соответствии с верой. 1233 Маркион вычеркивал из данного письма весь фрагмент 9.1-33 как подделку иудействующих (См.: A. Harnack, Marcion, Leipzig, 2-е изд.: 1924, p. 45-51; Blackman, Маrcion, p. 44-45). 1234 Подробнее о ессеях см. в Приложении 1. 1235 В нашей книге под иудеохристианами мы подразумеваем ессеев, назареев, терапевтов, кумранитов и авторов некоторых гностических сочинений из библиотеки, обнаруженной в Наг-Хаммади. Одним из заметных их признаков было презрение к иерусалимскому Храму и жречеству, а также к фарисеям и фарисейскому Ветхому Завету. Иудействующими (христианами) мы называем тех, кто отличался от фарисеев (от раввинистического иудаизма) разве что верою в значимость прихода к иудеям Иисуса Христа. Иудеохристиане и иудействующие, как пишет Д.Д.Данн, «по-прежнему думали и действовали как иудеи» (Данн Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства./ Пер. с англ. М., ББИ, 1999, с.269). 1236 Письма Елены Рерих. В 2-х т. с кратким индексом-путеводителем. М.-Кишинев, 1995. С.279-286. Письмо от 01.02.35 г. 1237 «Чаша Востока» является сборником выдержек из большого тома «Писем Махатм к Синнетту», переведенных Е.И.Рерих на русский язык и выпущенных отдельной книгой. «Письма Махатм» (на русском языке изданы в г.Самаре в 1993 г.) представляют собою ответы на вопросы, поставленные лицом, отчасти уже знакомым с восточной философией. Из «Писем Махатм» в «Чаше Востока» было приведено «Письмо о Боге», вызвавшее сильный резонанс в свое время (в конце XIX в.) даже среди теософских, а теперь и среди Рериховских кругов, что потребовавало от Е.И.Рерих дополнительных пояснений, – А.В. 1238 Речь идет об «Агни-Йоге» («Живой Этике»), – А.В. 1239 Опубликованы в первую очередь в сборнике «Письма Махатм», – А.В. 1240 Название одной из книг «Агни-Йоги», на тот момент еще не опубликованной, – А.В. 1241 Гуру, санскр. – учитель. 1242 Угарит. Цапану; хетт. Hazzi, откуда Κασιον/Casius (Касиус) греко-римских авторов. Идентифицируется с Джебель эль-Акра’ (араб. «Лысая гора»), расположенной приблизительно в 40 км к северу от Угарита. 1243 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.60 1244 Цит. по: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.85. 1245 Опарин А.А. Древние города и Библейская археология. 1246 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.181. 1247 Четыре источника текста Библии, принятых в научной библеистике: Йахвист, Элохист, Священнический и Жреческий Кодекс. 1248 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.162-163. 1249 Die keilalphabetischen Texte aus Ugarit 1.4, 29-35; 1.101.1-4; Smith, 1990. P.49. 1250 R.S.Hess. Статья «Угарит» в: Новый библейский словарь. В 2-х частях. Ч.2. СПб. Пер. с англ., 2001. С.850-851. 1251 В районе современного Туниса, столицы государства Тунис (см.: Kanaanäische und aramäische Inschrifte (Hrsg. H. Donner, W. Röllig), 69). 1252 Ср., напр.: DussaudR. Les origines cananéennes du sacrifice Israelite. P., 1921; Ранович А. Б. Очерк истории древнееврейской религии // Происхождение Библии. С. 519; Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. С. 304 ff. 1253 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.193. 1254 См., например: Albright. Archaeology of Palestine. P. 232 f.; Cross F. M., Freedman D. N. The Song of Miriam // Journal of Near Eastern Studies 14 (1955). P. 237–250; Cross. Canaanite Myth. P. 112–144. 1255 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.200-201. 1256 Копьё часто выступает символом оси мира, она же – ось вращения планеты, которую соответствующее божество способно «поколебать», в частности, вызвав «всемирный потоп», – А.В. 1257 Ср. быка-Балу с Шивой, эпитетом которого является «быкознаменный» и у которого был любимый бык Нандин – А.В. 1258 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.51. 1259 И.Ш.Шифман (1930-1990) – известный российский востоковед. 1260 Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987. С.189. 1261 Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987. С.189-191. 1262 Ср. с изображением возлегающего на Мировом Океане Вселенского Вишну. 1263 См.: Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.113. 1264 О Шиве см. Приложение 8. 1265 Рассказывается, что «Ганга, падая с небес, могла раздавить Землю, и один лишь Шива мог сдержать это падение масс воды своею головою (Мхб. 3. 107. 20-23). Шива дал согласие, «и та (Ганга) прекрасная, (несущая) святые воды (река)… завидев стоящего Владыку (Шиву, ср. с «силачем Балу» – А.В.), стремительно пала с небес… изрытая водоворотами, кишащая рыбами и крокодилами… А Хара (Шива)… удержал Гангу, (бывшую) поясом небес, легшую ему на лоб, подобно жемчужному венцу» (Мхб. 3. 108. 5-12). Так, небесная Ганга посредством Шивы заполнила земной океан. 1266 Каждому богу в древности предполагалась жена, что символически выражало Энергию. Эта Энергия – на санскр. шакти, евр. шехина. 1267 Символически отрубленные головы демонов означают «страсти» и т.п. 1268 Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. С.90. 1269 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.162. 1270 Санхунйатон – финикийский посвященный , конец II – начало I тыс. до н.э., ровесник Моисея. 1271 Согласно греческой традиции, Сатурн завершает семь небес, семь сфер, и за ним располагается восьмая сфера, отделяющая семь сфер от звезд (Неба). Как известно, за Сатурном располагается планета Уран, которая в мифологии часто носит наименования Nebo (вавилонский бог мудрости), – А.В. 1272 Согласно представлениям древних (в частности, греков – Птолемей), Крон правил Палестиной, поэтому возможно Филон, переводя Санхунйатона, все же верно указал область Крона. Другое дело, что согласно финикийской космогонии, Крон правил Землею как всею планетой, – А.В. 1273 Мифы народов мира. Т.1. С.597. 1274 Тураев Б.А. Отрывки финикийской космогонии и мифологии Филона Библского. В сб.: Финикийская мифология. СПб.. 1999. С. 80. 1275 Шифман И.Ш. Финикийская мифология и античная историческая традиция. В сб.: Финикийская мифология. СПб.. 1999. С.236-250; 252-256. 1276 Согласно Манефону, евреи, изгнанные из Египта, укрепились в крепости Аварис, – А.В. 1277 Иосиф Флавий. Против Апиона (I, 26). 1278 См.: Шифман И.Ш.. О Ба'лу. Угаритские поэтические повествования. С. 64; см. далее: Helck. Die Beziehungen Ägyptens zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausend v. Chr. S. 492–495. Ср. также: Тураев Б. А. Финикийская мифология // Финикийская мифология. СПб., 1999. С. 102–103 (комментарий на «Финикийскую историю» (I, 26) Филона Библского). – И.Т. 1279 Ср. также: Пиндар. Пифийские песни, I, 16 f.; фрагмент 93. – И.Т. 1280 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.180-181. 1281 2 Цар.5:20, 1 Пар.14:11 1282 2 Цар. 13:23. 1283 Суд. 20:33. 1284 4 Цар. 4:42. 1285 И. Нав. 11:17, 12:7, 13:5. 1286 Согласно эмендации в 2 Цар. 6:2; ср. 1 Пар. 13:6. 1287 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.187. «Сиро-палестинские топонимы, содержащие элемент “Ваал”, зафиксированы только в новоассирийских текстах I тысячелетия до н.э.» (там же). 1288 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.187. 1289 Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.396 1290 Блаватская неоднократно проводит параллели между кабирами и иудеями. Вероятно оба названия: культа кабиров и народа, – имеют общее происхождение. «Книга Юбилеев» утверждает, что Серух (ср. Быт.11:21), прадед Аврама, был сыном дочери Кеседа, имя которого комментаторы отождествляют с халдеями (евр. kas(e)dim), поскольку говорится, что «Ур, сын Кеседа, построил город Ару Халдейскую, и нарек имя по своему имени и имени отца своего (т.е. Кесед=Халдей)» (Кн.Юбилеев, XI). Дед Аврама, Нахор (ср. Быт.11:22) был рожден от «Милки, дочери Кабира», и Серух обучил Нахора «халдейской науке гадания и предсказания по знамениям небесным» (Кн.Юбилеев, XI). В свою очередь отец Аврама, Фарра, был от «Ияски, дочери Нестага Халдейского» (там же). Аврам же рожден от Эдны, происходящей также от Ияски (там же). Сара, жена Аврама, была сестрою Аврама, правда от другой Матери (Быт.20:12), но по отцу родственной также халдеям. Таким образом, Аврам имел мать, бабку и прабабку – дочерей Халдеев, а прапрадед Аврама являлся основателем Ура Халдейского, города, известного своим поклонением богу Луны. Богу Луны поклонялись в Харране, откуда происходят Лия и Рахиль (праМатери колен Израиля), которым Фарра приходился прапрадедом. Таким образом, по матерям, по которым определяется наследственность у евреев, вся женская линия праматерей проистекает от Халдеев, или от некоего рода, который был обучен в халдейскую науку, или которые были кабирами. Имена в указанной родословной – это символы, но они многократно показывают о связи евреев с халдеями, то есть с халдейской наукой, известной в еврейской традиции под названием Каббала, – А.В. 1291 Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.197. 1292 Это соотношение установлено У. Олбрайтом (Archaeology and the Religion of Israel, Baltimore, 1942. P. 160–161). Интересно отметить, что сыновей и наследников ревностного сторонника ваализма израильского царя Ахава (874–853 гг. до н. э.) звали Ахизйаху (853–852 гг. до н. э.) и Йехоугм (852–841 гг. до н. э.). (Йаху и Йехо являются сокращенными формами написания Имени YHWH) – сноска И.Т., с.188. 1293 Среди обнаруженных в 1975–1976 гг. в Кунтиллет-’Аджруде (израильский аванпост и караван-сарай, расположенный приблизительно в 50 км к югу от Кадеш-Барнеа [Кадес-Варни]) надписей наряду с текстами, в которых присутствуют Имена YHWH и ‘l (Эл), обнаружен следующий фрагмент, написанный на косяке дома: «...да будет благословен Ваал в день...» В этой связи сразу же вспоминается текст из Втор. 6:9, предписывающий начертать на косяках дома и на воротах слова о единственности Господа (YHWH) и любви к Нему… см. ниже, гл. VII [«Второзаконие»], разд. 3). – И.Т. Раскопки в Кунтиллет-’Аджруде проводились под руководством Зе’ева Мешела (см.: Meshel Z. Kuntillet ‘Adjrûd. A Religious Centre from the Time of the Judaean Monarchy on the Borders of Sinai (Catalogue no. 175). Jerusalem: The Israel Museum, 1978). Надписи датируются приблизительно 800 г. до н. э. – И.Т. 1294 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.187-188. 1295 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.187. 1296 Ю.Циркин (а также И.Ш.Шифман) отмечает, что высказывается «порой мнение о его (Балу) связи с еврейским Йахве, бывшим первоначально богом бури, а потом уже ставшим единственным и всемогущим Богом», (Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000. с.318). Блаватская, в свою очередь, пишет: «Скорее похоже на то, что Давид заимствовал имя Jehovah от жителей Тира и филистимлян (2 Цар.), среди которых он проживал)» (Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.679). 1297 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Бэл». 1298 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Бэл Шемеш». 1299 До этого была Четвертая раса (Атлантов), уничтоженная т.н. «Всемирным потопом», – А.В. 1300 Иез. 8:16. 1301 Е.П.Б.Т.Д. т.1/2, с. 490-493. 1302 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Дайаниси». 1303 Иегова – наименование Йахве в Библии и в церковной литературе. 1304 Мюллер К.О. История греческой литературы. С. 283; Movers. P. 547-553; Dunlap S.F. Sod, the Mysteries of Adoni. P. 21. 1305 Ахриман у зороастрийцев аналогичен Плутону греков и означает божество смерти и хозяина «Ада», – А.В. 1306 См.: Universal History. vol. V. p. 301. 1307 Spirit. History. P. 64, 67, 78. 1308 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.296-297. 1310 «Codex Nazaraeus», I, 47. 1311 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.131. 1312 Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.190. 1313 Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.191 1314 Старкова К.Б. Комментарий в кн.: Тексты Кумрана. Выпуск 2, СПб., 1996. С.73. 1315 Стариков А.А. Комментарий. // Фирдоуси. Шахнаме. Т.1, М., 1957. С.623. 1316 Бругш Г. Все о Египте. М., 2000. С.191. 1317 Астрологи относят золото к металлу Солнца. Вместе с тем, отдельные традиции утверждают, что данный металл в наше время «Черного века» или «Кали-Юги» словно увеличительное стекло «аккумулирует» всё негативное, которое в тонком (душевном) плане за время своего существования породило человечество. Поэтому золото стало, не смотря на свою «солнечную» природу, ретранслятором пространственного негатива. 1318 Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введение и комментарий М.Штерна. В двух томах. Т.1. М.-Иерусалим, 1997/5757. С.184. |