Главная страница

Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


Скачать 7.56 Mb.
НазваниеКумран и Христос
АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
Дата09.05.2018
Размер7.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
ТипКнига
#19039
страница67 из 70
1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   70
שיא йиш)», «и, увидев, что не одолевает его (этого Некто, – А.В.), коснулся состава бедра (ךרי йарек) его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним… И сказал [ему Некто]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Элохим’ом (םיהלא), и человеков одолевать будешь… Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт 32:24-32). Блаватская отмечает, что в одном из смыслов бедро в древнем символизме означает орган размножения (ср. с Загреем-Дионисом, героем вакхических оргий, зашитым до его рождения Зевсом в бедро, – А.В.). Филосовски, «в “Бытие”, 32 Бог-Солнце вначале борется с Иаковом, ломает ему бедро (фаллический символ) и все же терпит поражение от его земного образа – Материи; и Бог-Солнце восходит над Иаковом и его бедром в Завете. Все эти библейские персонажи, включая их «Господа Бога» (у Е.П.Б. – Дух Материальности, Иегова, здесь же – Иаков – А.В.), являются образами, представленными в аллегорической последовательности. Они суть образы Жизни и Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы, Материи и Духа в их синтезе, и все проявляются в своих противоположных аспектах» (Теософ.сл. статья «Израиль»). В комментарии Сончино к данному отрывку говорится, что «Борьба с ангелом (у Иакова) происходит на духовном уровне. Иаков безупречен – ангел не может найти у него недостатка; однако, не желая сдаваться, он (ангел) все же находит у Иакова слабое место (половую функцию? – А.В.) и тогда оказывается в силах нанести ему удар. И хотя ангел – существо духовное, удар этот проявляется в физическом мире как повреждение сУстава Иакова» (Пятикнижие и Ѓафтарот: ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». М.-Иерусалим, 2001/5761, с.163-164).

976 Книга о побоище палицами.// Махабхарата. Изд-е 2-е. Вып. VII, часть 2. Пер. Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1981.

977 Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.700.

978 В синодальном переводе Силоах переведен как Примиритель:«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (הליש Силоах)» (Быт. 49:10). Современный перевод Международного Библейского общества гласит: «Скипетр не уйдет от Иуды, и потомки его всегда будут держать жезл правителей, пока не придет тот, кому он принадлежит» и в примечании дается альтернативный перевод: «Или: пока не придет тот, кому принадлежит дань; значение этого места в еврейском тексте неясно» (Бытие. Перевод МБО. ББИ. М., 1998, с.75,77). Евангелие от Иоанна Силоам(ский источник) переводит как посланный (Ин 9.7). Однако начиная со II века до н.э. в еврейской традиции совершенно явно под «Примирителем», «Посланным» и тем, «кому принадлежит дань», понимался Мессия, как это и переводит признанный как наиболее приближенный к еврейскому оригиналу Библии перевод Онкилоса.

979 Символически, Эфраим, – это Иосиф, сын Рахили, а исторически – это Северный Израиль, самаритяне, – А.В.

980 Таргум – означает прежде всего перевод (на арамейский). Существует несколько таргумов Писания. «Таргум Онкелоса признается как официальный перевод вавилонских евреев» (Новый библейский словарь. Ч.1. Библейские персонажи./Пер. с англ. СПб., 1999, с.347).

981 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.239. См. также комментарии к Писанию Раши.

982 Мень о.Александр. Исагогика. М., 2000. С.184.

983 В яхвистской доктрине восьмерка имеет особый священный смысл и связана с Йахве (Сфира Бина, женский аспект Йахве, Кали или Великая Матерь). Именно Йахве посвящено обрезание младенцев на восьмой день. В элохической традиции священной цифрой была семерка, которая связана со Вселенским Началом. Отсюда в «Книге Бытия» говорится о семи днях Творения и седьмой день называется Шаббат. Праздник Кущей выражает идею семеричности мироздания: по определению праздник справляется Семь дней; длина кущи (скинии) – 7 пядей (согласно книги Гарокеах); величина площади кущи 7 х 7 = 49 пядей, указывает, согласно книге Цемах Цадик, на то, что в праздник Кущей осуществляется такое же исправление душ, как и в 49 дней между праздником Пасхи и праздником Шавуот; в празднике Кущей присутствуют семь посетителей кущи (семь Праотцов). Рав М.Глазерсон в книге «Тайны еврейских праздников» утверждает, что последний гость кущи, навещающий её в седьмой день праздника, – это Давид, царь Израиля… Гошана Раба – это день Давида» (с.139). Однако, надо заметить, что в Библии и в еврейской традиции описываемого нами времени символизм «семи» и «восьми», применявшийся когда-то элохистами и яхвистами, оказался совершенно перепутан.

984 Dunlap. Musah, His Mysteries.

985 Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С.76-79.

986 О фаллицизме культа послевавилонских жрецов-левитов см. далее, – А.В.

987 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.48.

988 Родоначальник Хасмонеев, Гиркан (ум. 104 г. до н.э.) был некогда учеником фарисеев (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIII.5), – А.В.

989 Задокиты – согласно раввинистическому (анти-саддукейскому) источнику, цедуким называлась секта последователей некоего Задока (Цадока), еретического ученика Антигона из Сохо (нач. II в . до н.э.) [Авот де-Рабби Натан А5].(Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Еврейская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2000, с.155), – А.В.

990 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Асмонеане».

991 Известное сегодня так называемое «Самаритянское Пятикнижие» не является изначальным самаритянским текстом Библии.

992 Амусин И.Д. Находки у Мертвого моря. М., 1964. С.13.

993 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.130-131.

994 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. С.153; 182.

995 Блаватская Е.П. Зороастризм в «истории» и Заратуштра тайных писаний. В кн.: Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. М., 1996. С.128.

996 Е.П.Б.Т.Д.т.2/1, с.3-4.

997 Блаватская пишет, что «слово “халдейский” относится, главным образом, не к уроженцу или жителю Халдеи, а к “халдейству” – древнейшей астрологической и оккультной науке. И в этом смысле зороастрийцы являются истинными наследниками халдейской мудрости… Древнееврейская каббала – это всего лишь отзвук халдейской, её эхо, которое, пройдя через коридоры времени, вобрало в себя по пути всевозможные родственные звуки, которые примешались к первоначальным ключевым нотам, прозвучавшим в доисторические времена» (Е.П.Б. Зороастр в свете оккультной философии.// Сб.: Е.П.Б. Смерть и бессмертие. М., «Сфера», 1998, с.247-248). Но в Вавилоне наряду с солнечным культом процветал и другой. Блаватская пишет, что «если бы наши востоковеды… сравнили бы обряд поклонения Белу, или Беалу (Ваалу, – А.В.), у древних вавилонян с обрядами (тибетского) Бон, они бы обнаружили неопровержимую связь (подобие)» (Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994, с.63). О халдеях см. также сноску в Приложении 11 (с.672).

998 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. С.127-128.

999 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. С.128.

1000 См.: Всемирная история: В 10 т. Т.1. М., 1955. С.594.

1001 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. С.121.

1002 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. С.121.

1003 См. Приложение 9.

1004 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. С.122.

1005 Финикио-семиты – это не семиты, пришедшие с прото-ариями с Севера, а народы, вышедшие с Юга (Индии и Африки) и впоследствии смешавшиеся с семитами.

1006 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.38.

1007 «И отдали их (священные сосуды) [священнику иудеев] по имени Шешбацар, которого он (Кир) назначил областеначальником (Иудеи)» (Ездр. 5:14). Некоторые авторы считают, что Шешбацар отбыл в Иерусалим в 537 г., а Зерубабель в 520 г. до н.э. См.: Gаibert Н. Lа Renaissance d’Israel.

1008 Иосиф Флавий следует библейскому мифу, согласно которому евреи являлись пленниками Вавилона, – А.В.

1009 Бехустанская надпись. См. примечание в: Геродот. История. 1999. С.644.

1010 Свободный конь, т.е. не «под седлом», является символом Духовного Солнца. Такой конь нагуливается в течение года перед обрядом приношения коня (Ашвамедха) при помазывании царя на царство. Но «в упряжи» или «под седлом» конь означает физическое Солнце, т.е. Солнце в сожигающем аспекте. Этот запряженный конь (кони) везет Духовного властелина, или Духовное Солнце, которое есть жизнь.

1011 См. сноску на сс. 449-450, 454.

1012 Бехистунская надпись – высечена на скале Бехистун (Бисутун) около г. Керманшаха (Иран) на высоте 152 м над уровнем земли. Над надписью – огромный барельеф: перед царем Дарием стоят 9 царей и вождей кланов со связанными руками и петлей на шее. Десятого царь попирает ногами. В надписи 414 строк в 5-ти столбцах. Она высечена на трех языках (эламском, вавилонском, древнеперсидском). Прочтение данной надписи (30-40-е гг. XIX в.) положило начало дешифровке клинописного письма.

1013 Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). /Составители: Ю.М. Алимханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. М, 1984. С. 41.

1014 Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). /Составители: Ю.М. Алимханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. М, 1984. С. 41-43.

1015 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Изд. «Русское слово», 1996 г. Статья «Дарий».

1016 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.128.

1017 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.301.

1018 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.140.

1019 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.487.

1020 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.431.

1021 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.431-432.

1022 Геродот богиню Нейт отождествлял с Афиной (II. 59) и по статусу она была аналогична Матери Мира. Её называли «отец отцов и мать матерей» (Мифы народов мира, т.2, с.209).

1023 См.: Тураев Б. История древнего Востока. Т. 2. Л. 1954. С. 134.

1024 Династическая линия Зерубабеля: Салафиил, царь Иехония, царь Иоаким, царь Иосия и т.д.

1025 Мень о.Александр. Исагогика. М., 2000. С.443-445.

1026 Мень о.Александр. История религии.

1027 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.40.

1028 Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма в эпоху Второго Храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.42.

1029 Мень о.Александр. История религии. Том 5.

1030 В комментариях средневековых еврейских ученых и экзегетов Раши и Кимхи к 2 Цар. 22:8 содержится агада, согласно которой иудейский царь Ахаз (735/734– 719 гг. до н. э.) сжег в период своего правления все свитки Торы за исключением одно­го, который удалось спрятать в стене Храма. (Согласно Тантлевскому, именно этот свиток и обнаружил Хелкия, – Тантлевский, 1994, с.75). Первосвященник Хелкия около 600 года до н.э. переписал книги Завета при помощи писца Шафана (2 Пар. 34). Потом они вновь были утеряны. В 425 году до н.э. Ездра по памяти восстанавливил 40 книг за 40 дней, – А.В.

1031 Этнархия – здесь теократическое государство, управляемое жрецами, – А.В.

1032 Как это полностью доказано в книге Источник Мер и других трудах, – Е.П.Б.

1033 Е.П.Б.Т.Д.т.3/5, с.165.

1034 Е.П.Б.Т.Д.т.3/5, с.181.

1035 Блаватская Е.П. Каббала и каббалисты в конце девятнадцатого века.// Сб.: Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. М., 1996. С.64.

1036 Блаватская Е.П. Каббала и каббалисты в конце девятнадцатого века.// Сб.: Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. М., 1996. С.73.

1037 Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.393; 415.

1038 Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. С.257. См. также Barthelemy, 1978, Tob, 1992. P.269.

1039 Ориген, посвященный в эллинский символизм, прямо заявляет по поводу деградировавшей народной религии греков и столь низко павших образов Бога и его помощников, что «совершенно правильно поступает Платон, когда он исключает из своего (идеального) государства Гомера и всех составителей подобных сказаний как писателей, которые причиняют только вред юношам » (Против Цельса. IV. XXXVI).

1040 Селезнев М.Г. Иудаизм и эллинизм: встреча культур// Азия – диалог цивилизаций. СПб., 1996. С.340-343.

1041 Селезнев М.Г. Иудаизм и эллинизм: встреча культур// Азия – диалог цивилизаций. СПб., 1996. С.344.

1042 Селезнев М.Г. Иудаизм и эллинизм: встреча культур// Азия – диалог цивилизаций. СПб., 1996. С.345.

1043 Еврейские тексты, отражающие такие прочтения, которые прежде считались характерной особенностью Септуагинты, были найдены в Кумране. [Tob, 1992, p.115-116, 117].

1044 Антропоморфный – греч. anthrōpos+morphos, человеко-образный, уподобленный человеку, – А.В.

1045 Селезнев М.Г. Иудаизм и эллинизм: встреча культур// Азия – диалог цивилизаций. СПб., 1996. С.337-336.

1046 В синодальном переводе с греческого на русский передается: «рука Господня сильна» (Нав.4:24). Необходимо отметить, что синодальный перевод, которым в основном пользуются в России, не всегда тождественен греческому источнику (Септуагинте), но бывает близок и еврейскому тексту. Председатель Русской Библейской Комиссии, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Иван Евсеевич Евсеев в 1917 г. о качестве синодального перевода писал: «Этот перевод завершен, правда, недавно – всего в 1875 году, но на нём вполне отразились все особенности не любимого детища и пасынка духовного ведомства (Священный Синод имел статус министерства и возглавлялся обер-прокурором, – А.В.), и он неотложно требует пересмотра или, еще лучше, – полной замены… Его оригинал не выдержан: то он передает еврейский оригинал, то греческий текст LXX (Септуагинты), то латинский текст…» (Евсеев И.Е. Собор и Библия.// Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. М., 1997, с.V).

1047 В синодальном переводе: не перед «лицом Йахве», а «пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он» (Вт. 14:23).

1048 В синодальном переводе: «от дуновения Твоего расступились воды» (Исх. 15:8).

1049 В синодальном переводе: «возлагают курение пред лице Твое» (Вт. 33:10).

1050 В синодальном переводе: «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море» (Исх. 15:10).

1051 В синодальном переводе: не «ходил с Богом», а «ходил пред Богом» (Быт. 5:22; 6:9).

1052 В синодальном переводе: «и буду обитать среди сынов Израилевых» (Исх. 29:45).

1053 В синодальном переводе вставка в квадратных скобках: «и видели [место стояния] Бога Израилева» (Исх. 24:9).

1054 В синодальном переводе: «образ Господа он видит» (Числ. 12:8).

1055 В синодальном переводе: «он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Ис. 4:16).

1056 В синодальном переводе: «Господь муж брани, Иегова имя Ему» (Исх.15:3).

1057 В синодальном переводе: «И раскаялся Господь» (Быт.6:6).

1058 Спиноза Б. Богословско-политический трактат.// Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х тт. Т.2. М., 1957. С.130-131.

1059 Современные библеисты выделяют в тексте Пятикнижия Моисея («книге Завета») по встречающемуся здесь именованию Бога (Элохим и Йахве) два отличных друг от друга текста – элохистскую редакцию и яхвическую. «В действительности законодательство “книги Завета”, – говорит комментатор в примечании к цитируемому нами отрывку, – представляет неумелую модификацию обычного права (от слово “обычай”, “традиция”) и уголовного законодательства, составленную по образцу соответствующих вавилонских и финикийских кодексов» (там же).

1060 Спиноза Б. Богословско-политический трактат.// Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х тт. Т.2. М., 1957. С.131-136.

1061 В Библии о реформе царя Иосии (639-609 гг. до н.э.) можно прочесть: «Восемь лет было Иосии, когда он воцарился... В двенадцатый год (царствования) начал очищать Иудею и Иерусалим... И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи... и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, и кости жрецов сжег на жертвениках их... и все статуи сокрушил по всей земле Израильской... В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана... возобновить дом Господа Бога своего. И пришли они к Хелкии первосвященнику, и отдали серебро... Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея... И подал Хелкия ту книгу Шафану. И понес Шафан книгу к царю... И читал ее Шафан перед царем. Когда услышал царь слова закона (т.е. ранее царь их не знал, – А.В.), то разодрал одежды свои» (2 Пар. 34).

1062 Грант М. История древнего Израиля/ Пер. с англ. С.Гинзбурга. М., 1998. С.293.

1063 Семьдесят два переводчика должны были быть набраны из двенадцати колен израилевых. Это весьма любопытный факт, потому что согласно Библии, десять из двенадцати колен были со времен завоевания Израиля ассирийцами (Салманасаром V и Саргоном II в 722 г. до н.э.) утеряны безвозвратно, – А.В.

1064 Цит. по кн.: Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., «Наука», 2000. С.64. См. также: Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.14.

1065 Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.14.

1066 Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С.14.

1067 Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. С.219.

1068 В Тиберии (Тверии) раввины образовали после разрушения Храма академию (синедрион), где начали готовиться книги Талмуда и составляться библейский канон, – А.В.

1069 Блаватская Е.П. Письма. М., 1995. С.197-200.

1070 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976. С.269-270.

1071 Коростовцев со ссылкой на: T.O.Lambdin, 1953/ Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976. С.273.

1072 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976. С.274-276.

1073 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976. С.278.

1074 Луна, так же как и Солнце, имеет два аспекта, положительный и отрицательный. Тайная Луна, олицетворяющая мудрость, или сому индусов, которой Луна к полнолунию наполняется, и от которой рождается Будхи (Меркурий-Гермес), эта Луна не чета видимой на небосклоне Луне – олицетворению сил зла (см.: Зогар 3, 79а-79б) и воспроизводительной силы низшей природы. И.В.Рак перечисляет характерные признаки гермопольского лунного культа: гермопольский ном (в глубине дельты Нила, в прошлом – болоте; Гермополем древний город назвали греки) называется «заячьим». Но заяц в мифах древних народов всегда олицетворял функцию воспроизводства и часто символизировал Луну (напомним, что в большинстве народов зачатие и развитие плода, причем не только у людей, измеряются фазами Луны, или неделями); в Гермополе почиталась восьмерка (а не девятка, как в других номах) изначальных богов-творцов (копт. шмуну – восемь), но восемь – число Луны, восьмой области (низшей, астральной сферы) после семи небес, куда отправляются согласно индийским представлениям большинство умерших, т.е. к своим предкам («подлунная» область – царство мертвых), тогда как наиболее достойные и святые уходят по лучам Солнца – в область блаженства и радости. В Теософском словаре о культе Зайца говорится, что «Заяц был символом Луны, на которой и по сей день виден лик пророка Моисея, как говорят евреи. Кроме того, Луна связана с культом Иеговы – божества, являющегося преимущественно богом зарождения – возможно также по той же причине, по которой Эрос, бог половой любви, изображается несущим зайца» (Е.П.Б.Теософский сл. статья «Культ Зайца»). «Словарь мифов» Бентли отмечает, что «зайцы и кролики почти всегда ассоциируются с плодовитостью, похотью и жизнелюбием. В Древней Греции кролики состояли в свите Афродиты, богини любви и вожделения. Зачастую зверькам приписывают лунную атрибутику, так как Луна сама по себе является символом женской плодовитости. Так, у Германской богини плодородия, также известной под именем Эостра... был Лунный Заяц, который откладывал яйца, символизирующие обновленную жизнь во время ежегодного праздника богини... В традициях народов Азии и обеих Америк под “лунным человеком” подразумевается кролик или заяц. Сексуальные и лукавые аспекты кролика воплощены в ацтекских божествах, известных как Центцон Тоточтин, или “четыреста кроликов”» (Бентли П. Словарь мифов. М., 1999, с.125-126).

1075 Рак И.В. Египетская мифология. СПб., 2000. С.38.

1076 Е.П.Блаватская доказывает истоки халдейской мудрости в Индии, – А.В.

1077 Рассказанная в Библии трогательная история о рождении и чудесном спасении Моисея, практически дословное изложение которой было обнаружено в связи с повествованием о царе Саргоне, вовсе не отменяет факт существования Моисея как исторического персонажа, – А.В.

1078 См. Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.394 и далее.

1079 Блаватская Е.П.Теософский словарь. Статья «Книга Бытия».

1080 В прочих мифах Бог-сын рождается от олицетворяемой Материи или Природы. Либо земные мáтери рождают Аватаров, т.е. земных людей – Кришну или Будду, Заратуштру или Геракла, но никто из них, родившись человеком, не отождествлялся одновременно с Логосом и Первичным Светом мироздания, Второй ипостасью Триединого Бога, т.е. самим Всевышним. Своеобразная новизна учения церкви заключалась в том, что до сих пор было общепризнанно, что жрецы обладали особыми таинствами, знаниями и умениями, а значит их представления о божественном отличались от представлений толпы, основанных на мифах и выдумках. Поздние отцы церкви (вопреки Клименту Александрийскому, Оригену и др.) впервые в истории древних традиций заявили об отсутствии за общеизвестной легендой и буквой христианского Предания иного, скрытного смысла.

1081 Ориген, как считается, был первым, назвавшим Иисуса Христа «Богочеловеком». Вместе с тем, в одно и то же название можно вкладывать разный смысл. Ориген воспринимал Евангелие прежде всего как аллегорию и убедительно показал отличие Христа как Логоса (Бога) от Иисуса как человека (о концепции Оригена см. далее).

1082 О происхождении халдейской каббалы, значительно отличающейся от современной, см. далее.

1083 Непроявленный план – это «мир без форм», или «мир мысли», или «мир Причин», или «Мир Огненный».

1084 А.Е.Секки отмечает, что термин
1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   70


написать администратору сайта