Главная страница
Навигация по странице:

  • תחכותב

  • רורא שיא

  • קקוחמ

  • Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


    Скачать 7.56 Mb.
    НазваниеКумран и Христос
    АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    Дата09.05.2018
    Размер7.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    ТипКнига
    #19039
    страница60 из 70
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   70
    יהומשנ חור

    97 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.261.

    98 1Q H 1:22, 4:27-28; 5:26, 7:27, 10:13-14, 11:9-10, 16-17, fr. 4,16-17

    99 См. e.g. 1Q H 7:6-7, 13:18-19, 14:25, 17:26.

    100 См. e.g. 1Q H 12:11–13; 14:12–14.

    101 Благодарственный гимн № 8.

    102 Теофания – Богоявление. Здесь – личное и непосредственное восприятие («лицезрение») Бога, – А.В.

    103 11Q Psa 27:11.

    104 (CD) 7:18–20.

    105 בכוכה

    106 или: «(про)шествует». – И. Т.

    107 (Числ. 24:17; ср. 4QTest, 9–13, Зав. Левия 18:3; 1QM11:6, Зав. Иуды 24:1 ; ср. также Матф. 2:2, Отк. 22:16, Иерусалимский Талмуд (в дальнейшем – И. Т.), Таанит, IV, 2, 67d, Евсевий, Церковная история, IV, 6).

    108 1QpHab 5:4.

    109 Во втором пришествии, – см. далее, – А.В.

    110 Зав. Ле­вия 18:6, 8.

    111 1Q H 9:35–36 (Гимн № 14).

    112 См. также 1Q H 9:30-34.

    113 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.55-74.

    114 См. e.g. 1Q H 2:8-10, 14:17-18, 10:29, 11:4, 16. (Ср. CD 2:12-13!).

    115 в АрН А, 5 и Б, 10.

    116 םיקודצЦадокиты, самоназвание кумранитов, относящих себя к последователям некоего Цадока (из этого же имени обычно выводят происхождение названия партии саддукеев). Имя Цадок, на наш взгляд, ошибочно присваивается Учителю Праведности, тогда как оно по значению является просто родовым. Надо полагать, до прихода в Общину Учителя Праведности кумраниты считали себя последователями Цадока, ученика Антигона из Сохо, жившего, как мы покажем далее за два поколения до кумранитов. О двойном понимании имени Цадок в еврейской традиции мы расскажем во второй части нашей книги, – А.В.

    117 CD 20:1, 14; ср. 4Q 416, 418, fr.9, 1:6.

    118 4Q pPs37 1:14 (?), 2:5, 3:5, 4:12, 1Q pHab 5:4, 9:12, 4Q pIsd 1:3, 1Q pMi, fr. 8-10, 7.

    119 Ср. e.g. CD 1:9-12, 1QH 4:5-6, 23-24, 27-29, 7:24, 9:26-27.

    120 CD 20:32.

    121 e.g. 4Q 521, fr.2 ii+4,5.

    122 e.g. CD 1:1, 4Q Da, fr. 1,9.

    123 4Q pPs37 2:5, 3:5, 4Q pIsd 1:3.

    124 e.g. 1QS 1:9 et passim, 1Q M 1:1 et passim , etc.

    125 e.g. 1Q pHab 7:10-12, 4Q 298 3:6-7, 1Q H 14:2.

    126 Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.288-291.

    127 См. «Иудейская война», II, 153, где Иосиф говорит, что ессеи «испускали дух в радостной уверенности, что они вновь его обретут». Кон­цепция всеобщего воскресения зафиксирована в 1 Енох 37–70 и Зав. Вениамина, 10.

    128 Мф 27.53.

    129 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.234.

    130 Перевод Старковой К.Б./ Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996.

    131 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.235.

    132 О воскресении см. приложение 9.

    133 О воскресении см. приложение 9.

    134 другое наи­менование – barlat [угарит.]

    135 âme végétative.

    136 âme spirituelle, esprit.

    137 Les Phéniciens // Dhorm E. Les religions de Babylonie et d'Assyrie; Dussaud R.. Les religions des Hittites et de Houmtes, des Phéniciens et des Syriens. P., 1949. P. 385 –388.

    138 См., например, надпись на гробнице сынов Хезира в Кедронской долине в Иерусалиме.

    139 См.: Втор. 12:23–24; Лев. 17:10–12, 14, Быт. 9:4–5; ср. Иер. 2:34.

    140 См.: Лев. 19:28, 21:1, 11, 22:4; Числа 5:2, 6:6, 11, 9:6–7, 10, 19:11, 13; Агг. 2:13.

    141 Тантлевский И.Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. С.383-384.

    142 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.1. С.31.

    143 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.1. С.30.

    144 Так полагают ряд исследователей, начиная с М.Делькора. См., например: М. Delcor, Contribution à l'étude de la législation des sectaires de Damas et de Qumran, RB 61 (1954), pp. 550–553; Мещерский, Проблемы..., cc. 212–213.

    Как замечает С.Либерман, «раввинистический иудаизм не придавал святости имени Моисея» (Discipline..., p. 205f.). Т.е. под почитаемым «Законодателем» Моисей никак не может видеться. Соответственно, это – Учитель Праведности.

    145 II, 145; ср.: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 25, 1 и CD 9:1, 10:1, 12:4; ср. также: Филон, Апология, (1).

    146 И. Р. Тантлевский видит в слове τον δικαίον («к справедливости») обозначение «Учителя Праведности» кумранитов как «Праведника» (ó δίκαιος). См.: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.279, – А.В.

    147 Филастрий. Книга о различных ересях, 9. Цит. по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.279-280.

    148 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.279.

    149 См.: Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., ББИ, 2001.

    150 Например, гностические сочинения христиан практически не интересуются земной жизнью Иисуса.

    151 Арамейский вариант Завещания Левия, fr.2, 1:6

    152 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.87-88.

    153 «Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн-Хишамом (ум. ок. 833 г.) на основе труда Ибн-Исхака (ум. в 768 г.)// Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. С.8.

    154 Спиноза Б. Богословско-политический трактат.// Спиноза Б. Избранные произведения. В двух томах. Т.2. М., 1957. С.131-136.

    155 11Q T 56:4; см. также 56:21, 59:9.

    156 CD 6:7, 4Q PB 1:2.

    157 CD 6:7, 7:16–20, 4Q Flor 1:11, 4Q PB 1:5.

    158 Ср. Втор. 18:18–19, 1Q S 9:11; 4Q Test, 5 – 8.

    159 е. g. 1Q H 4:10–11, 5:11 – 12.

    160 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.76-77.

    161 Текст Торы был на многие годы утрачен, и во времена Ездры восстановлен им, как утверждает Библия, «по памяти». О происхождении Библии более подробно мы будем говорить дальше.

    162 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.82-83.

    163 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.29-30.

    164 Если и можно говорить о великой Религии древности, то это была Единая Религия Мудрости и Духовного Предстояния, но никак не религия унижения, страха и раболебствования (поклонения).

    165 «Нужно отметить тот факт, что ни Зороастр, ни Будда, ни Орфей, ни Пифагор, ни Конфуций, ни Сократ, ни Аммоний Саккас ничего не записывали. Причина тому понятна. Теософия (божественное знание, – А.В.) – это оружие, заостренное с двух сторон и непригодное для эгоистов и невежд» (Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994, с.16). В равной мере сказанное можно отнести и к Учителю Праведности.

    166 Тантлевский И.Р. Книги Еноха. М.-Иерусалим, 2000/5760. С.161.

    167 Адаптированный нами текст по: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.161-162. Научный перевод см. в Приложении 3.

    168 4Q pPs37 (Комментарий на Псалом 37) 4:7– 10a (cp. 3:20–4:1).

    169 Согласно версии И.Р.Тантлевского в кумранских текстах фигурируют два Первосвяшенника. По нашему мнению Священником (I) в текстах назван царь Александр Яннай, а Священником (II) – Симеон бен Шет’ах.

    170 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.160.

    171 Славу воинских завоеваний, – А.В.

    172 Совет единства, или Совет общины (cthyhd), – И.А.

    173 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971.

    174 Старкова К.Б. Литературные памятники кумранской общины.// Палестинский сборник, 24 (87). Л., 1973. С.92.

    175 תחכותב; или: «мучили», «наказы­вали», «карали». – И. Т.

    176 סאמ; или: «отказался (от)», «Отверг». – И. Т.

    177 Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Выпуск 1. М., 1971.

    178 Под «проклятым человеком» кумранских текстов видят (1) Александра Янная ряд авторов: Beiz О. Donnersehne, Menschennscher und der Davidische Messiah RQ 9 (1961), S. 42, Anm. 4; Brownlee W. H. The Meaning of the Qumran Scrolls toi le Bible, N. Y. 1964. P. 101–104); (2) Янная и его сыновей Гиркана II и Аристобула II: Dupont-Sommer. Les écrits esséniens découverts prés de la mer Morte. 4 éd. Paris. 1980. P.366f; Allegro J. M. Further Messianic References in Qumran Literature, JBL 75 (1956).P. 187, n. 109.

    179 См.: Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.163.

    180 В «Дамасском документе» говорится, что «… со дня кончины Наставника общины и до конца всех людей войны (здесь – людей тьмы, – А.В.), которые ходили с Лжецом, – около сорока лет…» (CD XX. 13-14). Переводчики текста видят под этим персонажем одного из Хасмонеев – Йонатана или Симона (см.: Тексты Кумрана. Выпуск 2., с. 79). Но, со всей очевидностью, это – Симеон бен Шет’ах, ставший главой Синедриона ок. 103 г. до н.э. До этого времени Симеон, вероятно, в течение нескольких лет уже был неформальным лидером определенной группы фарисеев («скользких», т.е. лживых). Учитель Праведности был казнен в 70 г. до н.э., и Симеон бен Шет’ах после этого еще мог прожить несколько лет. В результате получается, как гласит CD: «около сорока лет». Под этот долгий период не подходит ни один из Хасмонейских правителей: Иуда Маккавей (166-160 гг. до н.э.), Йонатан (152-143 гг. до н.э.), Симеон (142-134 гг. до н.э.), Гиркан (134-104 гг. до н.э.), Аристобул I (104-103 гг. до н.э.), Александр Яннай (103-76 гг. до н.э.). Последний, процарствовав 27 лет, умер в возрасте 49 лет и явно не может быть Лжецом, за которым «ходили сорок лет». К Гиркану, правившему 30 лет, народ относился под конец его жизни как к пророку (ИД II, XIII, 12.1) , а вовсе не как к лжецу. Таким образом, Лжецом кумранские тексты явно называют Симеона бен Шет’аха.

    181 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.100-101.

    182 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.101.

    183 Эртрог – плод цитрусовых.

    184 В тексте непереводимая игра словами, основанная на переносном значении глагола ntp ‘капать’ – «проповедовать ложно, напрасно», см. Иез. 21:2,7; Ам. 7:16; Мих. 2:6, 11. Можно думать, что текст подразумевает Лживого проповедника из 1Q Hab X, 9-10.

    185 Аспид – ядовитая змея, – А.В.

    186 רורא שיא; ср. 4Q 379, fr. 22, II, 9.

    187 לעילב רחא; букв. «один Велиалов». Велиал (bly‘l), букв. значит «без пользы», т.е. «бесполезный», «негодный», эпитет Сатаны (Ваала, Ахримана).

    188 1Q pHab 5:8–12

    189 См. также 4Q pPs37 1:17–2:9 (!).

    190 С этим согласен Тантлевский (1994, с.152).

    191 Букв.: «пробудись».– И. Т.

    192 = Разъясняющий Учение – Учитель Праведности (см. CD 7:18–19, 19:4–5 (ср. 6:4– 11), – И.Т.

    193 Ср. Зах. 11:11); sc. ожидающие второго при­шествия Учителя Праведности (см. CD 6:10–11, 20:32–34).– И. Т. В масоретском тексте Зах. 11:11 говорится: «...и тогда узнают бедные из стада (овец), ожидающие Меня...» Замена масоретского «Меня» на «его» в CD 19:9 представляется умышленной: автор хочет указать на ожидание пришествия именно Учителя. – И. Т., но теперь уже не в качестве человека-пророка, а в качестве вселенского феномена Мессии, соизмеримого с величиною самого Бога. Учитель Праведности, очевидно, отождествляется автором (ами) Дамасского документа с «преломленным», «уничтоженным» «жезлом» (Ср. CD 6:7, 9, 4Q PB 1:2, где Учитель фигурирует под обозначением קקוחמЖезл» resp. «Законодатель».) Ср. также CD 7:19–20, где טבש («жезл», «скипетр»)– это, возможно, Учитель Праведности redivivus. – примеч. И. Т.

    194 Перевод И.Р.Тантлевского (1994, с.153), далее перевод А.М. Газова-Гинзберга, М.М.Елизаровой и К.Б.Старковой./ Тексты Кумрана. Выпуск 2. СПб., 1996.

    195 См.: CD 19:35–20:1, 20:14–15.

    196 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.154.

    197 4Q AhA = 4Q ТеstLevid

    198 Ср.: 4Q AhA = 4Q Test Levid, fr. 9,1 и греческое Зав. Левия 18:2–14. (= «Раб Господа» (см. 4Q AhA bis = 4Q Test Levic, fr. 1,5) Второ-Исайи). – И. Т.

    199 יחמת לא; или: «не наказывай», «не поражай», «не прибивай» (не пригвождай; ср. Езр.6:11); ср. IQ pHab 5:8–10 (!). – И. Т.

    200 Ср.: Ин 20:25–27, Евангелие Петра 6:21, Евангелие Истины 18, 24–25;

    ср. также трактаты «Об особых законах», 3, 151–152 и «О снах», 2, 213 Филона. – И. Т.

    201 Текст «Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова» см. в сб.: Апокрифические апокалипсисы. Пер. М.Витковской, В.Витковского. СПб., 2000. Время создания Завещаний относят к I в. до н.э., поскольку фрагменты этого произведения обнаружены среди свитков Мертвого моря. Вместе с тем, дошедший до нас из христианских источников текст (в его полной версии) носит, безусловно, отпечаток церковного мировоззрения.

    202 Ср. 4Q AhA = 4Q Test Levid, fr. 9 и Зав. Левия 4:1–6. – И. Т.

    203 (CD) 19:6–11 и Зав. Ле­вия 16:3–5.

    204 4Q Test Levid (а также Зав. Ле­вия 4:4).

    205 См. 11Q T 64:6–13, 4Q pNah 1:6–9; ср. также Втор. 21:22–23 и Гал 3.13. – И. Т.

    206 QH, passim.

    207 17:2–18:4.

    208 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.154-157.

    209 Ср.: Деян 5.30; 10.39, 1 Пет 2.24, Гал 3.13. – И. Т.

    210 См.: Иосиф Флавий, Древности, XII, 256.

    211 См.: Берешит Рабба 65:22; ср. 1 Макк. 7:16. – И. Т.

    212 Ср.: Езр. 6:11, Деян 5.30; 10.39, 1 Пет 2.24, Гал 3.13, Сифре Деварим 21:22. – И. Т.

    213 11Q T (Храмовый свиток) 64:6–13. Ср.: 4Q pNah 1:6–8; 4Q D», fr. 9, 2:11–15. – И. Т.

    214 см., например: 11Q T, 1Q M (особ. 2:1-6), 4Q Flor l:l–7, 1Q H 7:20–24, 4Q AhA bis= 4Q TestLevic fr. 1, 5 (cp. Мк 14.58; 15.29 (!)), Зав. Лев. 17:2–18:4, 4:1–6, 8:14 (ср. lQ Sb 3:26, 5:21, 1Q 34 bis 2:6). – И. Т.

    215 Ср. также: IQ pHab 2:2--3, 7:1–5, CD 2:12–13 и Втор. 18:20–22. – И. Т.

    216 Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. С.158.

    217 В греческом Евангелии используется слово «ставрос», означающее «столб», «шест», (которые) из дерева. Слово сродни санскр. sthāvará – «неподвижный», «устойчивый». Считается, что искаженное понимание «ставроса» как креста перекочевало из Римской церкви, где на латинский греческое «Ставрос» было переведено как «crux» – т.е. «крест». После этого и греческое «ставрос» богословы стали с греческого переводить не как «столб», а как «крест».

    218 О символизме Распятия см.: Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.704 (здесь и далее используется сокращение для книги: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2, М., «Сиринъ», 1993, составляющая два (три в дополнении) тома и изданная в пяти книгах: 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 3/5).

    219 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Сб.: Лосев А.Ф. Самое слово: Сочинения. М., 1999. С.337.

    220 Один из родоначальников современного сравнительного религиоведения, Макс Мюллер, о сходстве атрибутики в буддизме и христианстве писал: «Покойный аббат Хак (бывший папский миссионер среди тибетцев, – А.В.) указал на сходство между буддийскими и католическими церемониями с такою наивностью, что, к своему удивлению, обнаружил, что его прекрасная книга “Путешествия по Тибету” помещена в “Указателе” (перечень запрещенных церковью книг, – А.В.). “Нельзя не поразиться, – он пишет, – их великим сходством с католическими обрядами. Посох епископа, митра, далматик, круглая шляпа, которую великие ламы носят во время путешествий,... мессы, двойной хор, пение псалмов, изгнание духов, кадильница с пятью цепями к ней, открывание и закрывание по желанию, благословения лам, которые простирают свою правую руку над верующими, четки, девственность духовенства, эпитимии, уединения, культ Святых, пост, процессии, литания, освященная вода – таковы сходства буддистов с нами”. Он еще мог бы добавить к этому тонзуры, реликвии и исповедальни» (Макс Мюллер. Chips of a German Workshop. V.I., p. 187).

    221 См.: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Сб.: Лосев А.Ф. Самое слово: Сочинения. М., 1999. С.217-219 и далее.

    222 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Сб.: Лосев А.Ф. Самое слово: Сочинения. М., 1999. С. 384.

    223 Человечество, имея духовную и телесную (физическую) природу, претерпевает двойную эволюцию. Телесная эволюция может быть объяснена по Дарвину (эмбриология для этого предоставляет самые неопровержимые свидетельства). Но духовная эволюция, протекающая параллельно с физической, определяется совершенно иными законами.

    224 Философская энциклопедия. Т.3. М., 1964. С.457.

    225 Прокл.
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   70


    написать администратору сайта