Главная страница
Навигация по странице:

  • ». Материалы и исследования по истории Платонизма. Вып. I. СПб, 1997. С.263-278.

  • Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос


    Скачать 7.56 Mb.
    НазваниеКумран и Христос
    АнкорКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    Дата09.05.2018
    Размер7.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015.doc
    ТипКнига
    #19039
    страница61 из 70
    1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   70
    О способе создания божественных мифов богословами: оправдание виновников и разрешение предъявляемых им упреков. Перевод А.В.Петрова. //Журнал «Akademeia». Материалы и исследования по истории Платонизма. Вып. I. СПб, 1997. С.263-278.

    226 Несмотря на то, что самые ранние христианские тексты датируются вторым веком н.э., тем не менее, среди ученых христианских стран доминирует убеждение, что поскольку тексты «Лалита-вистара» принимаются написанными только во II в. н.э., то нет, мол, оснований говорить о христианском заимствовании из буддийского устного предания. Таких ученых ничуть не смущает, что буддизм возник на пять столетий ранее христианства и к I в. н.э. проделал громадный ритуалистический и мифотворческий путь, выработал основы культа, имел развитый монастырский Устав и т.п. Поток заимствований протекал исключительно от буддистских общин к христианским (и даже, как мы покажем, к ессейским), но никак не наоборот.

    227 Чужеземец Кир, предоставивший вавилонским иудеям превилегии, в Ветхом Завете назван Машиахом (помазанным, что также означало в иных случаях «мессию»), – А.В.

    228 Цит. по: Шантепи-де-ля-Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. М., 1899. С. 150.

    229 В Малой Азии ап.Павлом было организовано массовое распространение христианства и церковное строительство, – А.В.

    230 Митра, или Мифра (перс.). Буквально «договор», «согласие». Древнеиранское божество, бог Солнца. Само имя восходит к индоевропейскому корню *mi: *mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена… Иногда Митра изображается стоящим на цветке лотоса (рельеф из Таге-Бостана), что обнаруживает тяготение к буддийским иконографическим приемам (Топоров В.Н.// Мифы народов мира, т.2, с.157). «Это имя бытует и в Индии («Ригведа», III, 59, – А.В.) и означает одну из форм Солнца. Персидский Митра, изгнавший с небес Аримана (аналог богословского Сатаны, – А.В.), является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судии людей, и он грехо-несущий бог, искупляющий беззакония человечества (Блаватская Е.П. Теософский словарь. Ст. «Митра»). От него производно слова «митрополит». Полный церковно-славянский словарь (прот.Г.Дьяченко) отмечает, что «Митра… этим именем называется подобное венцу головное украшение, которое во время священнослужения надевает архиерей. По предположению Симеона Солунского, митра усвоена архиерейскому сану по подражанию первосвященникам ветхозаветным, которые носили на головах своих кидар (царское и первосвященническое украшение голов)» (Указ.соч., с.307). В Теософском словаре уточняется вид этого головного убора: «шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым ртом – os tincae, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским божеством – слово даг означает рыбу» (Теософ. сл., ст. «Митра»). Ветхозаветные евреи усвоили данный атрибут от вавилонских халдеев или персов, а христиане – от священников широко распространенного в Малой Азии и Риме культа Митры. Причем, Дагон – вавилонский Мессия (Спаситель), а рыба – известный символ Христа.

    231 А.Древс. Жил ли апостол Петр? – М., Атеист, 1924. С.69.

    232 А.Древс. Жил ли апостол Петр? – М., Атеист, 1924.

    233 А.Древс. Жил ли апостол Петр? – М., Атеист, 1924. С.71.

    234 Ектения – греч. «протяженность». Протяженно совершаемое моление, содержащее в себе различные прошения, из которых каждое заканчивается пением: Господи, помилуй, или Подай Господи, или Тебе Господи. В этом пении главным образом и состоит протяженность этого рода молений (Полн.церк.-слав. сл.), – А.В.

    235 А.Древс. Жил ли апостол Петр? – М., Атеист, 1924.

    236 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Хлеб и вино».

    237 Блаватская Е.П. Теософский словарь. Статья «Святая вода».

    238 Румянцев Н. Смерть и воскресение спасителя. М., Атеист, 1930. С.44-45.

    239 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000. С.83.

    240 О письме к Авгару см: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997. С.136-140. Здесь же показана эволюция сказания об этом послании к Авгару, – А.В.

    241 Блаватская Е.П. Аполлоний Тианский.// Сб.: Блаватская Е.П. Терра инкогнита. М., «Сфера», вып.2 (1880-1882). 1997. С.211-212.

    242 См. Dion Cassius, XXVII, XXVIII, 2.

    243 Lampridus. Adrian, XXIX, 2.

    244 Е.Ф.Афанасин. Ст. «Аполлоний Тианский».// Новая философская энциклопедия. В Четырех томах. Т.I. С.147.

    245 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000. С.80-81.

    246 Афанасин Е.Ф. Ст. «Аполлоний Тианский».// Новая философская энциклопедия. В Четырех томах. Т.I. С.147-148.

    247 Альфа-Омега. Христианские и еврейские праздники. Их языческое происхождение и история. Репринтное воспроизведение издания 1924 г. М., 1991. С. 109.

    248 В ответ на подобные обвинения еще Фабер весьма справедливо заметил: «Некоторые воображали, что язычники (в том числе индусы, греки, египтяне и пр., – А.В.) были рабскими подражателями израильтян и, что каждая черта сходства была заимствована ими из Моисеевых Установлений. Но эта теория, ни в коем случае, не может разрешить проблему. Ибо мы находим между ритуалами народов, живущих далеко от Палестины, то же сходство, что и в ритуалах народностей, находящихся в непосредственном соседстве с нею, а также потому, что кажется невероятным, чтобы все заимствовали от народа, который был всемирно нелюбим и презираем» («Pagan Idolatry», I, 104. Цит. по: Е.П.Б.Т.Д.т.2/2, с.592). О «нелюбви» свидетельствуют многие страницы Библии и талмудическая традиция. В Писании, например, говорится: «Ты… отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; Ты сделал нас притчею между םיוג гоим («не-евреями»), покиванием головы между иноплеменниками» (Пс. 43:15); «мы будем порабощены, и будем в соблазн и поношение у тех, которые овладеют нами» (Иуд. 8:22); «Ты напитал их (евреев) хлебом слезным, и напоил их слезами в большей мере, положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами» (Пс. 79:6-7).

    249 LaSor W.S. 1959. P. 83.

    250 LaSor W.S. 1959. P. 167-168.

    251 До наших дней не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке.

    252 Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. Пер. А.Николаева. М. 1900. С.86-87.

    253 Как известно, письмена раннешумерийской культуры, культуры Мохенджо-Даро (Древняя Индия), догреческой культуры пеласгов, ранние иероглифы Египта и многие другие письмена до сих пор не расшифрованы.

    254 Крест осеннего равноденствия – та точка, где эклиптика пересекает экватор и где Солнце нисходит в свой последний круг, возвещая зиму, смерть.

    255 Первоматерия – непроявленное, вне форм и качеств, условно относимое к женскому началу, единовременно сосуществующее с мужским началом и являющееся его противоположностью в единстве. Мир Платоновских идей-протоформ.

    256 Так, если Рождение евангельского Христа происходит точно в день зимнего солнцестояния, а Воскресение – в день весеннего равноденствия, то другой евангельский персонаж, Иоанн Креститель, согласно представлениям церкви рождается почему-то именно в день летнего солнцестояния.

    257 Датировка наступления эпохи Рыб, с которой связывают рождение Иисуса, в различных источниках называется по-разному. Е.П.Блаватская относит её к 255 г. до н.э. Она приводит комментарий Дж.Массея астрологического глифа, используемого в Евангелии: «Пещера (указанная евангелием) могла быть местом рождения Мессии (согласно символизму данной аллегории, – А.В.) лишь в промежутке между 241-м и 255 г. до н.э.» (Блаватская Е.П. Заметки по поводу «Эзотеризма христианской догмы» аббата Рока.// В сб.: Блаватская Е.П. Наука жизни. М. «Сфера». Вып. № 6. 1999, с.155). Блаватская также писала: «Иисус был назван Рыбою, так же как Вишну и Вакх; IHΣ “Спаситель” Человечества, есть лишь монограмма Бога Вакха, который тоже именовался IXΘΥΣ, Рыбой… Св. Августин говорит об Иисусе: “Он есть рыба, которая живет в водах”. Христиане в своих священных Мистериях называли себя “малыми рыбами” – Pisciculi. “Такое множество рыб в воде, и все они спасены одной великой рыбой”, говорит Тертуллиан о христианах и Христе, и церкви» (Е.П.Б.Т.Д.т.2/1, с.392). Но при этом она возражала против присуждения христианскими мистиками одному лишь евангельскому Христу знака Рыбы, ибо самонадеянно утверждать, что «Природа имела в виду лишь [Иисуса] Христа, создавая свои… созвездия» (там же, т.1/2, с.822). Тем не менее, она не отрицает, что данный знак связан с историческим Иисусом, характеризуя его как «одного из нескольких реформаторов мира…», однако, для мистиков, по мнению Блаватской, «это созвездие (Рыб) сияет, как символ всех прошлых, настоящих и будущих духовных Спасителей…» (там же, с.818-819).

    258 Папа римский публично попросил прощение за своих предшественников за наиболее известные преступления церкви.

    259 Шакьямуни – родовое имя Гаутамы Будды, – А.В.

    260 Маха-Пуруша, букв. «Великий Дух», по сути – Бог, – А.В.

    261 Чакравартин – царь-Бог, вращающий великое колесо (сансары, судьбы), – А.В.

    262 Senar 1882: XII-XIII, 437-438, 445. Цит. по: Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. 1916. T. l. С.179-180.

    263 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. М-Мн. «Сфера» – «Лотаць».Т.1, 2000. С.9.

    264 Теософия (от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость, знание) – в широком смысле – мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии (Новая философская энциклопедия, т.IV. М., 2001, с.53). Диоген Лаэртский (I.21) прослеживает существование теософии от эпохи династии Птолемеев и называет ее основателем египетского иерофанта Пот-Амона. Это коптское имя, и означает оно священника Бога Амона – Бога Мудрости. История показывает возрождение ее Аммонием Саккасом, основателем Неоплатонической школы, знаменитыми учениками которой были Ориген и Плотин (Е.П.Б. Новый Панарион. М., 1994, с.8). Более распространенным является отнесение этого термина к ряду мистических учений XVI-XVIII вв. – Я.Бёме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга. Шеллинг употреблял термин «Теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии (Нов. фил. энц., т.IV, с.53). Блаватская о представляемой ею Теософии писала: «Не есть-ли Теософия новая религия, спрашивают нас? Ни в коем случае, это не «религия»; также не «нова» ее философия, ибо, как уже сказано, учение это так же старо, как мыслящий человек. Положения ее опубликованы сейчас впервые, но не раз уже осторожно выдавались и были даже не раз изложены европейскими посвященными – особенно покойным Рагоном» (Е.П.Б.Т.Д.т.1/1, с.22).

    265 Венгерова З.С. Блаватская Елена Петровна.// Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней. Т.3. СПб., 1892. С.301, сноска. Цит.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Пер. с англ. Рига, 1999. С.14.

    266 Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.15.

    267 Zweig P. Talking to the Dead and Other Amusements// The New York Times Book Review. 1980. 5 октября. С.11. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.12.

    268 Harris I. Reminiscences of Lomaland…// The Journal of San Diego History. San Diego (California) Historical Society. 1974. Summer. P.16. Brown J. Reminiscences: I Visit Prof. Einstein// Ojai Valley news. Ojai, CA, 1983. 28 september. P.6-7. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская... Рига, 1999. С.10-11.

    269 См. главу Наука и «Тайная Доктрина» в кн.: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.514-550.

    270 Roszak. Th. The Unfinished Animal: The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciouness. NY: Harper&Row, 1975. P.117-125. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.12.

    271 «По инициативе шотландского иезуита Паттерсона {он сам, судя по отчетам об этом деле (неоднократно бывшим в печати), не скрывал, что, “ради христианс­ких целей”, не задумался подкупить слуг Е. П. Блаватской “для доставления нужных ему сведений”} там разыгрался целый заго­вор. Подкупленная им бывшая экономка Блаватской и муж ее сто­ляр, которым ею были поручены вещи в Адьяре и некоторые поп­равки в ее комнатах, смастерили такую канитель подложных писем и столярных сооружений, будто бы предназначенных для будущих об­манов, что они послужили к вечным на нее клеветам недоброжела­телей ее» (Желиховская В.П. РАДДА-БАЙ /Правда о Блаватской/).

    272 Благодаря «русской шпионке», как её называли английские чиновники в Индии, Блаватской и непосредственной инициативе председателя Теософского Общества полковника Олькотта «по образу и подобию Т[еософского]О[бщества]» возник патриотический Индийский Национальный Конгресс (см.: Блаватская Е.П. Что есть Истина? // Блаватская Е.П. Новый цикл. М., 2001, с.291-292), одним из сопредседателей которого стала А.Безант, член, а затем председатель Теософского Общества. Деятельность ИНК и М.Ганди, как известно, привела в конечном счете к освобождению Индии от господства Великобритании.

    273 Psychical Research, Appointed to Investigate the Evidence for Marvellous Pheno­mena Offered by Certain Members of the Theosophical Society (Private and Con­fidential). [L, 1884]. С.207. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.7.

    274 Harrison. J’Accuse. 1986. P.309; перепеч.: Он же. H.P.Blavatsky… P.33. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.7.

    275 Harrison. J’Accuse. 1986. P.309; перепеч.: Он же. H.P.Blavatsky… P.32. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.8.

    276 Блаватская Е.П. Тетраграмматон. В кн.: Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть II. М., 1996. С.105.

    277 Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т.2. С.5.

    278 В связи с предстоящим выходом «Разоблаченной Изиды» Е.П.Блаватская писала 19 июля 1877 г. своей тете Надежде Фадеевой по сути письмо-исповедь:

    «… Я чувствую, что мне просто необходимо очень серьезно с Вами поговорить. Я всё время, всё время об этом думаю, и вот, наконец, решила написать Вам всю правду, ничего не скрывая. Я открою Вам весь свой внутренний мир: свою душу, своё сердце, свой ум – и будь что будет! Если Вы поймете меня – слава Богу, значит, судьба благоволит мне; если же нет, если Вы рассердитесь, это меня глубоко опечалит и обеспокоит...Ты и дядя, по доброте души и родственному пожеланию, желаете два экземпляра моей книги. Первый том «Против положительной науки», так сказать science exacte(точной науки), конечно, тебя будет интересовать в высшей степени. Но я боюсь за второй том – «Против теологии (богословия сиречь) и за Религию». Я знаю, какой ты искренно религиозный человек. Какая у тебя святая, чистая вера; и вся надежда моя на то, что ты поймёшь, что не против религии, не против Христа направлена моя книга, а против гнус­ного лицемерия тех, кто во имя величайшего Сына Божия, с той самой минуты, как Он умер на кресте за всё человечество, и в особенности за греховных павших людей, за язычников, павших женщин и заблудшей братии, – режут, жгут, убивают во имя Его! Где правда? Где её искать? В трех громадных христианских так называемых Церквях? – в Англии, Германии и других протестантских странах 232 секты, в Америке 176 сект. Всякая требует уважения и признания того, что её доктрины и догматы верные, а догматы соседа–враньё. «Где Истина, что она такое?»–спрашивал Пилат у Христа 1877 лет тому назад. Где она? – спрашиваю аз грешная. И нигде не нахожу я её – а всюду обман, подлог, зверства – печальное наследие Иудейской Библии, которое обременяет христиан и из-за которого половина христианского мира буквально задушила даже учения самого Христа. Пойми меня; я не говорю о нашем русском Православии. О нём в книге ни слова. Я раз и навсегда отказалась от попыток анализировать его, п[аче] ч[аяния] желаю сохранить хоть один уголок в сердце, куда бы не заползло сомнение, которое я от­гоняю всеми силами. Православный народ искрен, его вера пусть будет слепая, неразумная, но эта вера ведет к добру народ; и пусть наши бачки (скороговорка от батюшки (см.: Н.Лесков. На краю света. – Ред.) и пьяницы и воры, подчас и дураки, да народная вера чиста и кроме добра ни к чему не может повести. Учитель признает это; Он говорит, что единственный народ в мире, у которого вера не спекуляция,– это православный народ. О высших наших классах – ну их к чёрту. Такие же лицемеры, как и всюду; не верят ни в Бога, ни в чёрта, понабрались нигилистических идей да и матерьялизируют всё на свете». (Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999, с.655; Е.П.Б. Письма. Пер. с англ. М., «Золотой Век». 1995, с.192-195).

    Говоря о трех церквах: православной, римско-католической и протестантской, Блаватская в «Разоблаченной Исиде» показывает совершенно особое место православной церкви: «…Прошел очень короткий период с тех пор, как две первые из трех названных христианских организаций жгли, вешали или умерщвляли иным способом… Во главе этих церк­вей особо стоит Римская церковь. Ее руки алы от безвинной крови бесчисленных жертв, которую она проливала во имя молохоподобного бо­жества, возглавляющего ее веру. Она готова с жаром снова взяться за это. Но она связана по рукам и ногам духом прогресса и религиозной свободы девятнадцатого века, который она ругает и поносит каждый день. Греко-русская церковь, наиболее добродушная и христоподобная в своей примитивной и простой, хотя и в слепой вере. Несмотря на тот факт, что никакого практического объединения между Православной и Латинской церквями не было и они разделились много веков тому на­зад – римские папы, кажется, совершенно игнорируют этот факт. Они самым наглым образом высокомерно претендуют на юрисдикцию не только над верующими общинами православных стран, но и над всеми протестантами… Их (пап) упорство можно сравнить только с их наглостью. И кульминация абсурдности была достигнута в 1864 году, когда папа римский Пий IX от­лучил от церкви и предал публичной анафеме российского императора (Александра II) как “схизматика, выброшенного из лона святой Матери – церкви” (См.: Gazette du Midi и Le Monde, May, 3, 1864). Ни он, ни его предки, ни Россия с тех пор, как она стала христианской ты­сячу лет тому назад, не соглашались присоединиться к католической церкви. Почему же тогда не претендовать на церковную юрисдикцию над буддистами Тибета или над тенями древних гиксосов?» (Блаватская Е.П. Разобл. Из., т.1, с.72-73).

    279 Блаватская Е.П. Эзотерический характер евангелий. // Скрижали кармы. Сборник. М., 1995. С.52.

    280 По индусским вычислениям конец XIX века и начало XX века совпадали с завершением 5000 лет Кали-Юги (Черного века, начавшегося в 3102 г. до н.э. – самого безблагодатного времени в сравнении с прочими югами-периодами). О начале Новой Эры в 1940-е годы (в 1942 г.) писали Н.К. и Е.И.Рерих.

    281 Е.П.Б.Т.Д.т.1/1, с.30.

    282 Блаватская писала: «Мы живем в эпоху Кали-Юги, и её фатальное влияние на Западе в тысячу раз сильнее, чем на Востоке; отсюда и явление легкого успеха Сил Века Тьмы (Кали-Юги) в этой цикличной борьбе…» (Блаватская Е.П. Оккультизм против оккультных искусств.// Сб.: Черная магия в науке. Магнитогорск, 1996. С.37

    283 Mumford L. // The New Yorker. 1964. 23 may. 

    284 Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.765.

    285 Deitz D. The New Outline of Science. NY: Dodd, Mead, 1972. P. 259-63. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Рига, 1999. С.515-516.

    286 Millikan. The Autobiography... P.272, 271. Р.Э. Милликен (1868-1953), изме­ривший с высокой точностью заряд электрона, был в 1923г. удостоен Но­белевской премии по физике.

    287 «Научные Письма» – проф. Бутлерова. Цит. по: Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.645.

    288 Е.П.Б.Т.Д.т.1/2, с.647.

    289 Compton K.It Science. 1937. 8 January. P. 598.

    290 Yates R. S. These Amazing Electrons. NY: The MacMillan Co., 1937.

    291 Блаватская Е.П. Эзотерический характер евангелий.// Сб.: Скрижали кармы. М., 1995. С.52, 54.

    292 Блаватская Е.П. Эзотерический характер евангелий.// Сб.: Скрижали кармы. М., 1995. С.54-55.

    293 Единая Истина – Абсолют, или в теологии – Бог, – А.В.

    294 Блаватская Е.П. Путеводный свет неведомого.// Сб.: Блаватская Е.П. Новый цикл. М., «Сфера», 2001. С.212.

    295 Б.Г.Деревенский в книге «Иисус Христос в документах истории» отмечает, что мнение о позднейшей христианской вставке в труды Иосифа Флавия «настолько укрепилось (среди историков, – А.В.), что в последующих изданиях “Иудейских Древностей” (Иосифа Флавия) (например, в издании Б. Низе, 1888 г.) указанный отрывок целиком брался в скобки как позднейшая интерполяция… До недавнего времени взгляд (равно как и сейчас, – А.В.) на “свидетельство Флавия” как на христианскую подделку почти безраздельно господствовал в советской исторической науке. Его разделяли представители так называемой “мифологической школы” Е. Г. Рабинович, Р.Ю.Виппер, С.И.Ковалев, Я.А.Ленцман, И.А.Крывелев и др.» (Указ.соч. СПб., 1999, с.43). Аргументы о поддельности фрагмента высказывания Иосифа Флавия о Христе см. там же, в том числе со ссылками на мнение Оригена о незнакомстве Флавия с христианской версией (с.114). Блаватская пишет, что данный отрывок «теперь признан поддельным большинством христианских епископов (в том числе Ларднером) и даже Палеем (см. его “Evidence of Christianity”). Он (этот отрывок) был в течение веков одним из самых веских доказательств реальности существования Иисуса Христа» (Теос.сл., ст. «Иосиф Флавий»).

    296 Евсевий Кесарийский (Памфил) (ок. 263-340), отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, Пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время гонения Диоклетиана сохранил наличность кесарийской библиотеки и обогатил ее новыми коллекциями рукописей, приобретенных во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Около 313 Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени водворения в 323 Константина Великого на Востоке Евсевий оказывает сильное влияние на императора и сохраняет это влияние до смерти. Этому способствовало его умение хвалить покровителей и замалчивать их ложные шаги, готовность вовремя произвести нажим и на свои взгляды, и на чужие документы. Евсевий является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству располагать свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни императора и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону. Когда начались арианские волнения, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на соборе 325 дело дошло до голосования формулы императора: ομοουσιος (единосущный), он не устоял перед искушением угодить венценосному Епископу (Констанитину). После собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий становится видным ее деятелем. В 330 он присутствует на соборе, осудившем Евстафия Антиохийского, в 335 г. на соборе Тирском, осудившем Афанасия Великого (один из почитаемых столпов христианства). Но в представлении о Евсевии все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало. Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Многие исследователи обвиняют его в фальсификации документов. Авторитетный современный богослов и историк церкви протопресв. Иоанн Мейендорф характеризует Евсевия как «придворного епископа» при императоре Константине (Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан.// Сб.: Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000, с.35). Еще в большей мере, чем «Жизнь Константина» вызывает сомнения в правдивости его «Церковная история», – А.В.

    297 Наиболее древняя часть Талмуда молчит о евангельском Иисусе, рожденном, как это явствует из Евангелий в начале н.э. Но в этой же статье Блаватская приводит сообщения Талмуда об историческом Иисусе, жившем в совершенно иное время, о чем мы будем говорить далее, – А.В.

    298 Мишна – древнейшая часть еврейского предания, записанная письменно. На основе Мишны создавался Талмуд.

    299 Хиллель (Гиллель) (I в. до н.э.) – законоучитель и мудрец Израиля. «Классические раввинские источники считают Хиллела уроженцем Вавилона и потомком царя Давида. Будучи председателем (наси) Синедриона, он вместе с вице-председателем Шаммаем составил последнюю из пяти пар (зугот) ученых, обеспечивших передачу от поколения к поколению Устного закона (М. Авот 1, 4-15)» (Энц.сл. Еврейская цивилизация, с.193). Согласно Блаватской, Гиллель был «величайшим раввином» секты фарисеев, сохранившим древнюю мудрость парсов (утраченную талмудистами) (см.: Блаватская Е.П. Зороастр в «истории» и Заратуштра в тайных анналах.// Сб.: Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М. «Сфера». Вып.№ 3. 1998, с.275).

    300 Лоуренс Шиффман отмечает, что «основная часть Палестинского Талмуда возникла в академии Тивериады, находившейся под покровительством патриархов (сер. – кон. III в., – А.В.)» (Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и периода Мишны и Талмуда. М.-Иерусалим, 2000/5760, с.220).

    301 Отрицание в приведенном фрагменте «чуда» вовсе не должно рассматриваться как свидетельство механистического восприятия мира. Жизнь в окружающем мире сама по себе уже есть чудо. Вся изумительная стройность нашего мироздания – чудо. Способность человека сострадать и любить – чудо. В «Тибетском сказании об Иисусе Христе» повествуется: «“Сделай же чудо”, – говорили ему служители храма. Тогда Исса (Иисус) сказал: “Чудеса начали являться с первого дня, как сотворился мир. Кто же их не видит, тот лишен одного из лучших даров жизни. Но горе вам, противники людей, горе вам, если вы ждете, что Он (Всевышний) засвидетельствует свое могущество чудесами”» (см.: Приложение 8). Блаватская отвергает не чудо, а спекуляции богословов по этому вопросу. Другими словами, отвергаются богословские чудеса, которые возникают всякий раз, когда оказывается невозможным объяснить необычное явление или букву Писания. Именно такое «чудо» совершенно справедливо не признает наука, предполагающая целостность мироздания и подчиненность его объективным законам природы. Восточная философия не отделяет «природу» от «сознания» и от Абсолюта, поэтому каждый атом природы, каждый блик света и каждый духовный помысел сознания представляются насыщенными присутствием Бога. Отмена или нарушение хоть одного закона данного мира означало бы тем самым нарушение всего Закона мироздания, но это бы с неизбежностью повлекло гибель мира. Таким образом, любое Чудо есть оборотная сторона Закона и никогда ни одно чудо не в силах переступить через Закон, – А.В.

    302 Блаватская Е.П. Беседа с «Нулем». //В сб.: Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М. «Сфера». Вып.№ 3. 1998. С.206-207.

    303 Блаватская отвечала западному читателю, – А.В.

    304 Блаватская Е.П. Ответы на вопросы.// Сб.: Блаватская Е.П. Наука жизни. М. «Сфера». Вып. № 6. 1999. С.130-131.

    305 А.В.Карташев – выдающийся ученый, историк церкви, богослов, профессор, а затем ректор Православного Богословского института в Париже.

    306 Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет.//Сб.: Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С. 36-38.

    307 Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет.//Сб.: Карташев А.В. Церковь. История. Россия: Статьи и выступления. М., 1996. С.38.

    308 Далее по тексту Блаватская приводит примеры таких парадоксов, – А.В.

    309 Е.П.Б.Т.Д.т.3/5, с.138-139.

    310 Донини А. У истоков христианства. М., 1989. С.59.

    311 Слово «теология» (греч. theos бог + logos учение) стало использоваться в Европе во времена господства церкви и по сути обозначало единственную признаваемую в то время научную дисциплину: «науку о Боге». Вместе с тем, методы теологии в поиске истины весьма отличаются от таковых в ныне существующей науке. В нашей работе под теологами понимаются лица, которые с помощью наукообразных подходов (иногда, кстати, приводящих действительно к высоким научным результатам) обосновывают верность учения той или иной церкви. Главным отличием такой теологии от науки является заведомая невозможность выхода за рамки стереотипов религиозного сознания, сформировавшихся полтора тысячелетия назад. Наука, в отличие от теологии, уже многократно изменяла свои позиции по фундаментальным основам бытия, то есть изменяла свой «символ веры». В частности: в связи с установлением гелеоцентрической системы и открытием Ньютоном закона всемирного тяготения, открытием электрона (а затем иных микрочастиц), открытием волновой природы света, открытием «искривленности пространства», «относительности времени» и т.д. Церковь, как известно, кроме отдельных извинений за свои политические ошибки в прошлом, со времен последних Вселенских Соборов осталась мировоззренчески, в части своего «Символа веры» и его понимания, – в законсервированном состоянии. Результат – жизнь давно ушла вперед.

    312 Теософский словарь, ст. «Эбиониты».

    313 См. Mr.Jerald Massey. «Yesus and the Recorda of his Time» в апрельском номере «The Spiritualist», 1878)», – Е.П.Б. (там же). «Тольдот Иешу» называет Иисуса Иешу бен Пантера (
    1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   70


    написать администратору сайта