Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 2. Разработка комбинаторно - модульного рельефа

  • Тема 3. Разработка объемно - пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности

  • Тема 4. Композиционное решение драпировок

  • Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов

  • Курс дисциплины Архитектоника объемных форм направлен на изучение структуры системы формообразования, выявление закономерностей ее целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов


    Скачать 4.41 Mb.
    НазваниеКурс дисциплины Архитектоника объемных форм направлен на изучение структуры системы формообразования, выявление закономерностей ее целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов
    Анкорarhitektonika_objomnyh_form_UP.pdf
    Дата23.03.2018
    Размер4.41 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаarhitektonika_objomnyh_form_UP.pdf
    ТипДокументы
    #17120
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 1. Архитектоника плоского листа.
    Преобразование плоскости в рельеф
    Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей.
    Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изде- лия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.
    Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превра- титься в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм реко- мендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет вы- полнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.
    Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельеф- ные поверхности разнообразных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо ис- пользовать различные ритмы (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.).
    Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных воз- можностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразова- нию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практиче- ских навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы.
    Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме- ром 10×10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

    84
    Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным ка- рандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специаль- ных лезвий для работы с бумагой (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, за- вернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака.
    Рис. 31. Бумагопластика. Примеры выполнения заданий по теме 1.
    Архитектоника плоского листа

    85
    Рис. 32. Преобразование плоскости в рельеф

    86
    Основные приемы работы.
    Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сор- та – ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание ре- зинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно проклеенной бумаги верхний слой не- избежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или ле- кала. Формировать объем нужно по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх.
    Упражнение 1. Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, про- гнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (параллельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам.
    Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка про- гнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий.
    Сформировав заготовку, получить форму гармошки.
    Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом.
    Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо поль- зоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позво- ляют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом.
    Упражнение 5. С интервалом 1,0–1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помощью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены.
    Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10,0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны – 2,0 и 4,0 см.
    От центра круга сквозной просечкой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку по надре- зам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку.
    Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32.
    Тема 2. Разработка комбинаторно
    -
    модульного рельефа
    В продолжение всего курса обучения последовательно усложняются и способы формо- образования объема. Сначала это плоские предметы, в которых определяются габариты, пропорции, развивается глазомер, затем комбинаторно-модульные рельефы, из которых со- ставляется целостная композиция. В основе геометрической пластики лежит точный и стро- гий геометризм построений, обеспечивающий достижение композиционной гармонии и не- обходимой степени художественно-образной выразительности, требуемой для создания эсте- тически совершенного произведения.
    Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку созда- ваемого объекта. Формы конструируются сразу с некоторыми уточнениями в развертках де- талей и последующим добавлением необходимых элементов. Работа над созданием совокуп- ности геометрических фигур является достаточно сложной, поскольку каждый ее элемент
    (модуль) обладает завершенностью, автономностью и абсолютно безразличен к соседствую- щим элементам. Используя прием надреза или сгиба в качестве технологии формообразова- ния, можно выполнить композиции в виде комбинаторно-модульного рельефа.
    Композиционное решение комбинаторно-модульного рельефа может быть замкнутое и незамкнутое или разомкнутое, ограниченное и неограниченное. На рис. 33 приведен пример формообразования модульных систем.

    87
    Рис. 33. Варианты формообразования модульных систем

    88
    Задание. Выполнение гармоничной комбинаторно-модульной композиции с использова- нием различных пропорциональных членений и двухтонового цветового решения.
    Цель работы. Исследование характера поверхностей и их тектонических свойств; поиск пространственного решения модульного элемента; формирование начального представления об объемно-пространственной композиции; изучение возможности композиционного реше- ния поверхности листа бумаги с помощью ограниченного количества плоских элементов; закрепление теоретических знаний по композиции комбинаторно-модульных систем и сред- ствам гармонизации объемно-пространственных форм; приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание модуля для единой рельефной композиции; раз- витие пространственного мышления
    Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме- ром 10×10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль. Композиция располагается на листе однотонной бумаги пастельных тонов формата A3.
    Основные приемы работы.
    Используя базовые формы, приемы, схемы, фактуры, применяемые в бумагопластике, создать объемно-пространственные композиции-модули, являющиеся оболочковыми фор- мами. При выполнении модулей необходимо использование следующих технологических приемов обработки поверхности: «тиснение», «перфорация», «помятость», «китайская бума- га» и др. Чередование нейтральных и фактурных участков модулей создает более вырази- тельную композицию.
    1) Из 4–6 – модулей (квадратов) размером 10×10 см, выполненных из бумаги основного или другого цветового тона, сформировать рельеф посредством криволинейных или прямо- линейных надрезов. Допускается симметричное и асимметричное расположение членений, надрезов на модуле. Заданная поверхность может иметь сложную или более простую форму линий надрезов. Применяемые членения поверхности листа могут быть: по пластическому выражению – выступающими и/или заглубленными (рельеф и контр- рельеф); по направлению – горизонтальными, вертикальными и наклонными; по формированию объема – прямолинейными или криволинейными.
    2) Готовые модули, имеющие одинаковый рельеф, компонуются в единую композицию на листе бумаги формата A3, причем возможно различное расположение модулей по отношению друг к другу – по принципу зеркальной, поворотной, переносной симметрии. Используя приемы нахождения различных комбинаторных соединений модуля, построить целостную композицию.
    Модули должны располагаться только параллельно краю листа. Объемная композиция распола- гается в верхней правой части листа. Модули фиксируются клеем с наименьшими зазорами ме- жду углами. В верхней левой части должна быть представлена схема одного модуля (масштаб
    1:1) с расположенными на нем всеми линиями членений. Видимые надрезы обозначаются сплошными линиями, невидимые (с изнаночной стороны) – пунктирными.
    Тема 3. Разработка объемно
    -
    пространственной структуры.
    Преобразование структуры с выходом в пространство.
    Развертки поверхности
    В процессе творческой работы очень важно владеть всем необходимым арсеналом худо- жественных средств, что позволит выбрать именно те из них, которые наиболее точно соот- ветствуют замыслу, выгодно подчеркивают фактуру, объем, рельефность и усиливают тек- стуру бумаги. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает актив- ное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладе-

    89 ние принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на осно- ве взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (развитого и неразвитого в пространстве). Если главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют средства гармо- низации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная со- размерность, метроритмические отношения), то в скульптурной – принципы естественного са- моразвития пластического мотива, где понятие ритма трансформируется в чувственный образ интенсивности развития (быстро – медленно, напряженно – вяло, резко – плавно).
    Рис. 34. Разработка объемно-пространственной структуры.
    Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности

    90
    Рис. 35. Разработка объемно-пространственной структуры.
    Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности пластической формы
    Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства осно- ваны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства.
    Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уро- вень связан со взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа транс- формации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы цикли-

    91 чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможно- стей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульп- турной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо прак- тическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на ос- нове взаимодействия различных видов пластики (трансформация плоскости в рельеф).
    Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при ре- шении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма.
    Задание. Сформировать структуру – монокомпозицию с выходом в пространство, пока- зать возможности формирования объема.
    Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство.
    Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером
    30×21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.
    Основные приемы работы.
    Выполнить графическую разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения – карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов моноком- позиции.
    Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од- нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом).
    Тема 4. Композиционное решение драпировок
    В работе над драпировками заметно проявляется последовательная постановка простых, узких, коротких, понятных задач на пути к решению более сложных и трудных. Невозможно создать многоплановую объемно-пространственную композицию, не понимая отдельных ее составляющих. В понятии скульптурной пластики драпировок подразумеваются монолит- ность, слитность, органичность, непрерывность развития и движения, когда один элемент плавно переходит, перевоплощается в другой. Это мир форм со сложной кривизной формо- образующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно. При выполнении задания необходимо хорошо чув- ствовать и знать формообразование складок в одежде и в дополнениях к костюму. Наколка драпировки на манекен рассматривается как объѐмно-пространственная композиция с трех позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45 0
    (нити основы по отноше- нию к горизонтали) всегда дает пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку дает неполное облегание: форма достигается закладыванием в опреде- ленном порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого ре- шающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет по- иск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведет к художественной вырази- тельности, гармонии построения формы одежды.
    Ритмы драпировок и складок могут быть разного вида: трубчатые, каскадные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На ритмическом повторе различных элементов строится формообразование в современном костюме: складки, фалды, воланы, сборки, ткань в полоску, клетку, с орнаментом, раппортные ткани, отделка кантом, защипа- ми, буфами, оборками, ритмические повторы слоев ткани и т.д.

    92
    Задания. Выполнение драпировок на плоскости и на манекенах. Зарисовка драпировок и складок.
    Варианты композиционного решения драпировок:
    1) драпировка, свисающая с одной точки опоры;
    2) драпировка, свисающая с двух точек опоры, расположенных на одной высоте;
    3) драпировка, спадающая с основной и подчиненной точек опоры;
    4) драпировка, свисающая с трех точек опоры, расположенных на одной высоте;
    5) образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы.
    Цель работы. Изучение пластических и декоративных возможностей материала; выявле- ние конструктивных качеств в материале; развитие пространственного мышления; закрепле- ние теоретических знаний по формообразованию складок, сборок и драпировок; создание различных видов драпировок.
    Материалы и технические средства.
    Ткани и материалы из хлопка (бязь, муслин и др.), нетканые материалы (флизелин), пленки, бумага мягких сортов, искусственная кожа, трикотажные полотна и др.
    Планшет размером 40х60 см, обтянутый бортовкой, двуниткой или мешковиной, нужен для размещения композиции на вертикальной и горизонтальной плоскостях. Булавки порт- новские или клеевой пистолет со стержнями. Для работы можно использовать готовые шну- ры, кулиски, резинки.
    Трехмерная модель (манекен внутренней формы).
    Основные приемы работы.
    Выполнение поисковых макетов с заданными конструктивными ограничениями: формо- образование драпировки от простой геометрической формы (круг, эллипс, квадрат и т.п.); расположение складок по косой, по основе, по утку. Комбинирование технологических и конструктивных средств формообразования. На трехмерной модели (манекен) разработать возможные варианты трансформации и модификации формы текстильных материалов.
    Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием
    тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
    Издавна материал определял специфику творчества художника и ремесленника. Появле- ние новых материалов и покрытий ведет к освоению новых технологий, конструкций, появ- лению новых художественных форм. Выбор материала зависит от условий, в которых пред- полагается эксплуатация изделия. В процессе подбора материала анализируются его физиче- ские и химические свойства, а также возможные их изменения под воздействием внешних условий. Использование нескольких различных по цвету, фактуре и текстуре материалов в монокомпозиции позволяет создавать выразительные решения.
    Подготовительный этап – подбор необходимой информации, получаемой из окружающе- го мира, естественных форм, явлений и материальной культуры, включающей все, что соз- дано человеком. Знания, впечатления, полученные на природе, в музеях, из книг, кинофиль- мов, зарисовки с натуры, изучение новых материалов и технологий предваряют творческий процесс. Совершенство строения природных форм может придавать и экологическое звуча- ние творческим работам. При выполнении каждого упражнения или домашнего задания изу- чаются объекты живой и неживой природы – кристаллы, растения, насекомые, рыбы, рако- вины, птицы, животные. Работа начинается с зарисовок с натуры внешней формы и окраски объекта.
    Следующий этап – это осмысление, обработка полученной информации, разработка ва- риантов эскизирования, творческий поиск. Важно не копировать природу, но, вдумчиво

    93 всматриваясь в закономерности, открывать новые аналогии между вещами и явлениями, складывать их в новые формы, подключая фантазию, ассоциации, парадоксы, трансформа- ции и метаморфозы. Зарождение новой идеи должно основываться на различных метаморфо- зах, ассоциациях, с использованием современных методов проектирования – инверсии, де- композиции, трансформации и др. Для воплощения замысла в материале необходимы знания основ композиции, правил и законов объемного формообразования, с помощью которых можно вылепить форму, передать эмоциональное состояние и художественный образ. Вы- полнение работы начинается с построения графической композиции и формирования образ- ной структуры графического изображения, затем разрабатывается объемно-простран- ственная композиция из текстильных и природных материалов с применением цвета и тона.
    Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастер- ства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов.
    Задания. Выполнить структурный анализ растительных форм; обработать материал с максимальной степенью абстрагирования (потеря узнаваемости); выполнить монокомпози- цию с выявлением тектонических свойств материала.
    Цель работы. Усвоение возможных видов композиционных связей: практическое изуче- ние роли творческого источника; закрепление теоретических знаний по тектонике природ- ных форм; приобретение практических навыков работы с нетрадиционными материалами.
    Материалы и технические средства. Планшет размером 40×60 см, обтянутый бортов- кой, двуниткой или мешковиной; веточки, фрагменты древесной коры, керамики, веревка, текстиль, пластик, картон, оргстекло, проволока, резак, линейка, карандаш, резинка, клеевой пистолет, нетрадиционные материалы.
    Основные приемы работы.
    Разработать эскиз абстрактной композиции с учетом имеющихся материалов. Сформи- ровать на планшете найденную объемно-пространственную рельефную композицию с ис- пользованием природных и нетрадиционных материалов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта