Курс дисциплины Архитектоника объемных форм направлен на изучение структуры системы формообразования, выявление закономерностей ее целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов
Скачать 4.41 Mb.
|
Тема 3. ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЪЕМНО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР Основные виды и категории композиции Объемно-пространственные структуры в архитектонике рассматриваются как системы материальных форм, обладающие целостностью и художественной выразительностью. Эле- ментами объемно-пространственных структур являются пространство, объем, поверхность и т.д., а их композиция определяет общие закономерности построения формы. Композиция – средство приведения элементов формы в единое целое. Главные принципы построения ком- позиции: единство содержания и формы, целостность структуры. Целью композиции являет- ся получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конст- руктивную и эстетическую ценность. Композиционный поиск основан на применении для решения проектной задачи определенных приемов и средств гармонизации: контраст, нюанс, тождество; масштаб, масштабность; симметрия, асимметрия; статика, динамика. Гармония (от древнегреческого harmonia) – стройная согласованность частей одного целого. Компози- ционные приемы применяются для расширения проектного поиска и достижения оптималь- ного и интересного результата. Закономерности композиции: соразмерность элементов; соподчинение элементов; нали- чие композиционного центра и равновесие частей; цельность. В архитектонике выделяют три основных вида композиции: фронтальная; объемная; глубинно-пространственная [Кари- мов Г.А., Каримова И.С., 2003]. Фронтальная и объемная композиции входят в состав про- странственной. Объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных по- верхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Объем- ная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных компо- зиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму по- верхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит от высоты го- ризонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатле- ние ее монументальности. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же компози- ции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубин- ности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространство. Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика. Для всех видов художествен- ного творчества гармонизация объемно-пространственных структур (ОПС) различных тек- тонических организаций формы осуществляется с учетом средств гармонизации (модуль, пропорции, ритм, масштаб и т.д.). Форма, обладающая согласованностью частей целого, ху- дожественным единством, называется гармоничной. Гармония выявляет общую логику раз- вития, единства формы и содержания. В широком смысле гармония – это обобщение законов композиции, в узком – правила построения, координация элементов. Вместе с этим гармо- ния – такая организация элементов формы или среды, которая помогает достичь совершенст- ва эстетических форм для определенного стиля. Функциональность ОПС определяет харак- тер форм, из которых создается гармоническая целостность. Гармоничность, в свою очередь, определяется пластическим рисунком формы, зависящим от свойств используемого мате- риала. Под характерными особенностями ОПС понимают такие структурные свойства, как направления, углы, расстояния между элементами, особенности пластического решения и ритмической организации элементов. Приведение элементов ОПС в гармоничное целое осуществляется композиционными приемами, в основе которых лежит идеальное, или каноническое представление об образе 34 человека. Гармонические принципы отбирались различными поколениями людей и склады- вались в канонические и модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы зодчим, скульпторам, живописцам и художникам прикладного искусства. До нас дошли наи- более завершѐнными и целостными три канона: индо-тибетский, насчитывающий более 3000 лет; египетский; европейский, основанный на пропорциях «золотого сечения» и «квадратуры круга» Леонарда да Винчи [Основы теории проектирования костюма, 1988]. Прием сосредо- точения группировки элементов ОПС определяется природной группировкой частей фигуры человека по принципу «золотого сечения». В соотношении примерно 3:5 находятся длина вытянутой кисти руки с длиной предплечья, длина кисти и предплечья с длиной всей руки. Отношение «золотого сечения» рассматривается как феномен структурной гармонизации ОПС искусственного и естественного происхождения. Таким образом, композиционная раз- работка формы, обусловленная строением фигуры человека, может рассматриваться как из- начально гармоничная структура. Для количественного согласования частей и целого на основе использования пропорций, для организации элементов в целостную структуру используется метод пропорционирова- ния. На рис. 12.1 приведен пример графического пропорционирования в виде схемы расчле- нения и внешнего соподчинения прямоугольников. На рис. 12.2 (а, б), 12.3 (а, б) и 13 (а, б,в) представлены схемы геометрических пропорций, варианты гармоничных геометрических пропорций «египетского» треугольника, логарифмической спирали по отношению функции «золотого сечения» и схема пропорционирования фигуры человека, разработанная Ле Кор- бюзье с использованием модульной системы. А А D D В В F F C C E E ) ) ) ) ) ) Рис. 12.1. Графическое пропорционирование: схемы расчленения и внешнего соподчинения прямоугольников Связь элементов ОПС становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. В каждой группе элементов сложной формы может быть подчинение менее значительному своему центру композиции, но по силе выразительности они должны уступать главному общему центру. Введение главного компо- зиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутрен- нюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций. Соподчинение элементов композиции – подчинение второстепенных элементов формы главному компози- ционному центру. 35 5 4 3 а 1 2 б Рис. 12.2. Геометрические пропорции: а – «египетский треугольник»; б – схема деления прямоугольника с соотношением сторон 1: 2 на ему подробные a d=xa c=xa b=xa 3 2 5 4 3 2 1 1 а б Рис. 12.3. Геометрические пропорции: а – схема пропорционирования при k= 2; б – схема геометрического построения возрастающего ряда корней квадратных из натуральных чисел С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей ко- торой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа фор- мы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Цельность композиции – целостность восприятия всей художественной формы и умение отказаться от лишнего. Есте- ственнее всего сочетаются ОПС, обладающие некоторой степенью единства формообразова- ния: параллелепипед органично сочетается с другими параллелепипедами, когда их грани взаимно параллельны или перпендикулярны; другое семейство родственных тел получается при рассечении формы призмы или пирамиды по диагонали, при этом их гармонизация воз- можна по направлениям граней и диагоналей и т.д. [Каримов Г.А., Каримова И.С., 2003]. 36 90 а б в Рис. 13. Геометрические пропорции и пропорции фигуры человека: а – графическое пропорционирование по закону «золотого сечения»; б – «квадратура круга» Леонардо да Винчи; пропорционирование фигуры человека; в – «Модулор» Ле Корбюзье 37 Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. При проектировании ОПС необхо- димо соблюдать масштабность, размеры изделий должны соответствовать назначению и быть увязаны с окружающей средой. Для характеристики соразмерности целого и отдельных его частей используют понятия масштаб и масштабность. Масштабность – соразмерность формы; с масштабностью связаны устойчивость и равновесие формы. Масштаб – относи- тельная величина предмета. В художественном проектировании масштабность можно опре- делить как соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а от- носительная величина. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, ру- ководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, например, оконный проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами человека, однако при решении окон в общественных зданиях обычный масштаб часто нарушают, увеличивая по сравнению с жилыми домами. Правильное решение вопросов масштабности в большей степени зависит от понимания свойства материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Представления о мас- штабности постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, а тем са- мым и новые конструктивные решения, меняется облик окружающих предметов. Гармонизация ОПС невозможна без учета ассоциативного восприятия объекта в зависи- мости от величины формы и сопоставления ее с окружающим пространством, плотности за- полнения формы конструктивно-декоративными элементами и членениями. Эмоционально- физиологическая оценка массы формы прямо пропорциональна количеству материала, плот- ности и зависит от геометрических характеристик формы. Равенство элементов и членений ОПС по массе относительно зрительного центра придает композиции уравновешенность. К композиционным средствам гармонизации ОПС относятся пропорции и ритм. Начиная с древности, велись поиски наиболее гармоничных пропорций, которые можно было исполь- зовать в архитектуре, строительстве, инженерных сооружениях. Пропорции – размерные со- отношения элементов форм. Пропорциональные соотношения – это соразмерность элемен- тов, единство частей и целого,соразмерность элементов композиции между собой и с фигу- рой человека. Создать композицию формы – значить выявить характер всех элементов, до- биться их взаимосвязи. Пифагор полагал, что каждому геометрическому понятию соответст- вует арифметическое, каждая гармония зависит от пропорции или числового отношения ме- жду совокупностью и ее частями. В создании ОПС пропорции являются самым главным фактором. Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных чис- лах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических по- строений). Простые пропорциональные отношения выражаются дробным числом, где числи- тель и знаменатель – это целые числа от 1 до 8. Например, рукав 3/4, юбка мини 1/3, пальто 7/8, свитер 2/3 от целого. К простым пропорциональным отношениям относится так назы- ваемый «египетский треугольник» с отношением сторон: 3:4:5. Найденные сложные пропорции основаны на иррациональных числах, которые выводи- лись геометрическими построениями: «треугольник Пифагора» – прямоугольный треуголь- ник с углами в 30 о , 60 о и 90 о и гармоничным соотношением сторон; «золотое сечение», полу- чаемое при делении целого на две неравные части, где целое относится к большей части, как большая часть к меньшей. В некотором приближении отношения «золотого сечения» можно представить в виде ряда: 2/3, 3/5, 5/8, 8/13; «квадраты» или числа Фибоначчи с резким убы- ванием отношения стороны к диагонали; «динамические прямоугольники» и прямоугольни- ки с отношением сторон 1/ 2 , 1/ , 3 1/ , 5 1/ 8 и так далее, которые дают иллюзию по- степенного едва заметного убывания. Таким образом, гармоничные пропорциональные отношения основаны на неравенстве пропорций. Однако встречаются примеры и уравновешенных статичных форм, построенных на тождестве первичных элементов. В проектировании костюма новые пропорциональные 38 отношения определяются интуитивно или задаются тенденциями моды. Каждое модное на- правление предлагает свои пропорциональные членения костюма и форму модной фигуры. Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения является ритм, который присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т.д. Ритм (от греч. rhythmos) – чередование каких-либо элемен- тов (звуковых, речевых и т.п.), происходящих с определѐнной последовательностью, частотой. В музыке, в танце, в поэзии ритм «разворачивается» во времени. Ритм воздействует на чувства и эмоциональное восприятие. Ритм является одним из важнейших средств приведения многооб- разных или одинаковых элементов формы к гармоничному расположению, служит для выраже- ния упорядоченности, динамики и красоты закономерности. В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве ощущение ритма вызывается чередованием элементов или закономерным изменением свойств в определѐнном пространстве. Например, в архитектурных сооружениях ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Неподвижное изображение декора на сооружении (орнаменталь- ный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), чередование повторяющихся элементов (пло- скостных, объемных, линейных) создает ощущение ритма и появляется восприятие условно- го движения, глаз следует за этим размерным повтором элементов. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Признак ритма – по- вторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование линий, пятен, поверхностей, объемов используется как важней- шее средство композиции для создания выразительности и гармонии. Ритмические повторы одного и того же мотива или формы могут быть равномерными или неравномерными (нарастающими или убывающими). Повторяемость элементов, моти- вов или форм наиболее часто используется двух типов: простая (статическая или метриче- ская) и сложная (динамическая). Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокой- ства. Закономерное чередование объемов, членений, поверхностей, граней, а также упорядо- ченное изменение характеристик элементов формы – все это используется в качестве специ- фического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции оди- наковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т.д. Желаемое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и ка- ких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным рит- мом. Ритмические членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а верти- кальные, наоборот, делают ее выше. Как средство композиции ритм используется в художественном конструировании в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль в компози- ции, становясь иногда ее главным стержнем. Широко используется цветовой ритм, в частно- сти на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуни- каций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат. Статический ритмический ряд (или метрический ритм) – это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динами- ческий ритмический ряд – это сложное проявление ритма при изменяющихся с определѐнной математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними. Математической закономерностью может быть арифметическая или геометрическая про- 39 грессия и т.д. Закономерность ритмического ряда может выражаться рядом натуральных чи- сел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Закономерность ритмического ряда, построенного на геометрической прогрессии, может заключаться в сохранении постоянной разности между любыми соседни- ми интервалами или в том, что величина каждого последующего элемента или интервала равна величине предыдущего, помноженной на постоянное число, например на 2: 1·2=2 → 2·2=4 → 4·2=8 → 8·2=16 и т.д. Динамический ритмический ряд предполагает следующие из- менения: увеличение или уменьшение элемента по величине при равных интервалах; возрас- тание или убывание интервала по величине при равных по величине элементах; возрастание или убывание по величине элементов и интервалов. Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. Основное правило прочтения ритмического ряда – повторение элемента или интервала не менее трех– пяти раз. Число «три» (по старинным преданиям – магическое число) является тем мини- мальным числом, которое позволяет достаточно точно и четко определить любое разнообра- зие. Ритмическая организация даже простых геометрических элементов усиливает художест- венную выразительность и способна создавать определенное настроение. Эмоциональное воздействие ритмической композиции тем сильнее, чем активнее и разнообразнее примене- ние различных ритмических построений. Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «удалением» – акцентом. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными. Элементы, не имеющие акцентов, – пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром. Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом. Ско- рость нарастания движения элементов называется темпом. Темп может быть медленным, умеренным и быстрым. Для придания композиции большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности. Ритм – основа композиционных построений. Ритм имеет огромное значение, так как оп- ределяет динамику формы, ее организованность и характер образа. В то же время вырази- тельные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Если в музыке бесконечно повторять одну и ту же ноту или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, неизбежна утомительная монотонность. Поэтому в композиции, наряду с применением ритмических систем, может присутствовать элемент случайности. Использова- ние контраста между закономерностью ритма и случайным скоплением элементов чрезвы- чайно усиливает выразительность композиции. Ритмическая организация элементов формы в костюме может быть разного вида: луче- вая, радиальная, спиральная, встречной направленности. Организующая роль ритма в кос- тюме зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества. Для создания ритмического ряда используют изменение интенсивности цвета элемента. Вся композиция может строиться на иллюзии ритма в результате метрического по- втора, постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, ес- ли с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. В комбинаторных построениях ОПС геометрические элементы, сопрягаясь друг с дру- гом, образуют нечто целое, гармоничное, представляющее определенную связную компози- цию. Общность всех участвующих элементов, их сочетание создает гармоничную компози- цию, конструкцию. Все элементы ОПС можно гармонизировать по принципу контраста, ню- анса и подобия (тождества). В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств ком- позиции. Контраст имеет важное значение, так как он создает наиболее выразительную фор- му в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усили- вает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечат- 40 ляющим. Контраст – резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур. При контра- сте размера усиливается четко выраженная противоположность: длинный – короткий, широ- кий – узкий, толстый – тонкий, крупный – мелкий. При контрасте направления горизонталь- ное противопоставляется вертикальному, наклон слева направо – наклону справа налево. При контрасте массы визуально тяжелый элемент композиции располагается вблизи от лег- кого. При контрасте формы геометризированные, угловатые формы противопоставляются пластичным скругленным. Контраст достигается путем применения разных материалов и за счет обработки поверхности материала – полированная поверхность металла или грубо ше- роховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При контрасте света светлые поверхности противопоставляются темным. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отно- шения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосре- доточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие композиционные сред- ства, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разру- шить композиционный строй. Контраст должен использоваться продуманно, поскольку чрезмерно резкие контрасты способствуют преждевременному утомлению, полное отсутст- вие контраста создает монотонность, притупляет внимание. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизай- нера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изде- лия. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной. Показательным примером контраста мо- жет служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим разме- рам по отношению к другим, чтобы выделить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом, такие композиции представляют пример конструктивного и комбина- торного соединения. Нюанс (от французского nuance – оттенок, едва заметный переход) – незначительное различие характеристик с элементами подобия. Нюансные отношения до- вольно часто встречаются в конструктивных линиях, в деталях, в цветовых и тональных от- ношениях, в фактурах, в соотношениях самих форм. С нюансом можно связать динамиче- ский ритм, где соседние элементы могут лишь слегка различаться по размерам, интервалам между осями симметрии и т.д. Внешний вид изделий с одинаковыми по назначению состав- ляющими элементами может быть обогащен за счет использования различных степеней ню- ансных отношений между однородными признаками внешнего вида (градаций по форме, размеру, цвету, фактуре, положению в пространстве). Нюансные элементы сочленений раз- нохарактерных элементов формы позволяют формировать сложный рисунок поверхности. Фактурные нюансные отношения основаны на применении в одной модели материалов- компаньонов, в которых идет развитие фактур от гладкой простой до сложной рельефной. Восприятие различных степеней нюанса позволяет ощущать плавность переходов между де- талями, сходство и различие их характеристик. Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях, в деталях формы там, где од- на деталь развивается и повторяется в различных вариантах уменьшения или увеличения. Тождество – равенство характеристик по аналогичным признакам: положение в пространст- ве, форма, размеры, пластика, цвет, фактура. На тождестве основаны метрические ряды, симметрия, уравновешенность и стабильность ОПС. Равновесие – это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Рас- пределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зри- тельную информацию об устойчивости. Равновесие присуще и растительному, и животному 41 миру. Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вы- зывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равно- весием частей формы. У статичных предметов есть явный центр (ось, плоскость симметрии), вокруг которого организуется форма. Все предметы быта имеют статичную форму. Статич- ность требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизонталям. В случае, когда изделие проектируется на основе статики, проектировщику необходимо четко осознавать, что объективно должно преобладать, быть основным, главным в этом изделии, в противном случае может быть утрачена целостность формы. Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы; вне формы – в результате выхода в простран- ство частей формы, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением, на- пример фигуры человека. Динамическая форма может быть присуща как неподвижным объ- ектам, так и быстро движущимся предметам: самолетам, автомобилям и т.п. Асимметрия за счет расположения элементов композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С точки зрения динамики важно расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны. Динамичная форма токарного станка не будет обусловлена требованиями экс- плуатации, назначением самого станка, той работой, которую он должен выполнять. Это не бу- дет определяющим форму качеством и будет противоречить логике назначения его функции. Динамика формы гоночного автомобиля или сверхзвукового самолѐта выражает сущность само- го предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма. Динамичность делает форму бро- ской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Для стилевого направления «стримлайн», возникшего в 20-е гг. XX века, характерны плавные, каплевидные, аэродинамические формы. Авторы проектов стремились тем самым улучшить аэродинамические характеристики нового высокоскоростного транспортного средства [ Михайлов, 2003]. Модульный метод проектирования Средством гармонизации целого и его частей является модуль. Применение модуля несет и художественное начало. Модуль (от лат. modulus – мера) – исходная величина, принятая за основу расчета размеров объекта и служащая для выражения кратных соотношений раз- меров объекта и его частей. Модуль – это единица меры. В дизайне модуль – это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю. Модуль как исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целост- ной форме, известен во всех сферах человеческой деятельности. В качестве модуля прини- мают меру длины одного из элементов объекта: 1) элемент сооружения (определяется независимо от абсолютных размеров); 2) размер, связанный с размерами тела человека. Объект материальной среды должен быть соразмерен и масштабен по отношению к че- ловеку. Единицей измерения издревле служили части тела человека, являясь, по существу, модулем: дюйм – длина сустава большого пальца; пядь – расстояние между концами раздви- нутых большого и указательного пальцев; фут – средняя длина стопы человека. В основе мо- дульной системы средневековой архитектуры предположительно был использован фут. В Италии некоторые сооружения построены на использовании модуля в виде квадрата или прямоугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из одного вида фигурных кирпичей. Применение модульного проектирования считается высшей формой деятельности в об- ласти стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспек- тивные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структур- 42 ных элементов изделий. Наличие унифицированных узлов и деталей, которые используются в различных сочетаниях, позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функцио- нальную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться со- ставной частью изделия, в том числе другого функционального назначения. Одна модульная конструктивная деталь часто используется в различных изделиях. Взаимозаменяемость эле- ментов, универсальность конструкций ведет к высокой экономичности производства, позво- ляет модернизировать устаревшие части изделия заменой отдельных агрегатов, продлевая их срок службы. Конструктивно-декоративные элементы в традиционном русском костюме, как известно, многократно использовались, пришивались на новое изделие. Главная особенность модуля в одежде – то, что он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Кратность – укла- дываемость модуля без остатка, позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Изменение формы изделия: из маленькой получить большую, из про- стой составить сложную и наоборот – пример модульного свертывания и развертывания. Модульная система (МС) – совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета. В результате применения МС все элементы будут взаимосвязанными. МС в классическом ордере появилась вследствие функциональных и эстетических требований. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы. В античной архитектуре мо- дулем был радиус колонны. Модули в костюме могут быть одинакового размера в зависимо- сти от антропологии тела человека и оптимальных разметов готовой одежды. Важным явля- ется выбор способа соединения модулей, особенно, если применяется метод трансформации с целью изменения формы, назначения и ассортимента изделия. Необходимость гармонизации масштабных соотношений с пропорциональными и моду- лем, с одной стороны, и с размерами человека – с другой, привела к созданию математиче- ской шкалы для создания масштабных и пропорциональных изделий.«Модулор» Ле Корбю- зье, представленный на рис. 13в, разработан с учетом пропорций «золотого сечения» и двух основных модулей –16 и 27 см [Минервин, 1974]. В отличие от простых пропорциональных рядов «золотого сечения», где любой размер, принятый за единицу, расчленяется в отноше- нии 382 к 618, здесь ряд «золотого сечения» привязан к росту человека, равному 182,9 см. Корбюзье считал, что для архитектуры в качестве модуля нужны два основных размера: рост и рост плюс длина вытянутой руки. Таким образом, размеры шкалы связаны с основными положениями человеческого тела (сидя, стоя и т.д.). Разница между этими размерами соот- ветствует двум модулям –16 и 27. В системе размеров пропорция, масштаб и модульность оказались взаимозависимыми. Однако «Модулор» по ряду причин не получил широкого применения. Современный архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль может быть 30 или 40 см [Композиция костюма, 2003]. Контрольные вопросы 1. Основные принципы гармонизации композиции. 2. Гармония как эстетическая категория. 3. Пропорциональный метод группировки элементов костюма. 4. Принципы пластической взаимосвязи элементов костюма. 5. Основные свойства объемно-пространственных форм. 6. Элементы объемно-пространственной композиции. 7. Наиболее активное расположение элементов композиции. 8. Определение понятия «масса» в дизайне. 9. Характеристики формы, влияющие на ее динамическое состояние. 10. Признаки формы, влияющие на ее равновесие. 11. Приведение элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорциони- рования. |