Главная страница
Навигация по странице:

  • Минск Современные знания 2011

  • Макарова, Е.А.

  • УДК 005:7(075.8) ISBN 978-985-6885-94-8

  • РАЗДЕЛ 1. Арт-менеджмент как область теоретического знания Тема 1.1. Введение в дисциплину «Теория и технологии арт- менеждмента»

  • Тема 1.2. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управлен- ческой деятельности в сфере искусства и культуры

  • Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
    АнкорАрт-менеджмент
    Дата03.12.2020
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАрт-менеджмент.pdf
    ТипКурс лекций
    #156643
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Е.А. МАКАРОВА
    ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
    АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
    (часть 1)
    Курс лекций
    для студентов специальностей
    1-21 04 01-02 «Культурология (прикладная)»,
    1-17 03 01 «Искусство эстрады»
    Минск
    Современные знания
    2011

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    2
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    УДК 005:7(075.8)
    М 15
    Рецензенты:
    Королев Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств;
    Смагин А.И., доктор искусствоведения профессор кафедры культурологии
    Института современных знаний имени А.М. Широкова.
    Макарова, Е.А.
    М 15
    Теория и технологии арт-менеджмента (часть 1) [Электронный ресурс] : для студентов специальности 1-21 04 01-02 «Культурология
    (прикладная)», 1-17 03 01 «Искусство эстрады (по направлениям)»/
    Е.А. Макарова. — Минск : Современные знания, 2011. — 86 с.
    ISBN 978-985-6885-94-8
    В курсе лекций раскрыты теоретические основы профессиональной деятельно- сти арт-менеджера, требования, которые предъявляются к его деятельности.
    Для студентов вузов.
    УДК 005:7(075.8)
    ISBN 978-985-6885-94-8
    © Макарова Е.А., составление, 2011
    © ЧУО «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», 2011
    © Оформление. ЗАО «Современные знания», 2011

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    3
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4
    РАЗДЕЛ 1. Арт-менеджмент как область теоретического знания .................... 6
    Тема 1.1. Введение в дисциплину «Теория и технологии арт-менеждмента» ................................................................................................ 6
    Тема 1.2. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры ...................... 11
    Тема 1.3. Основные направления развития арт-менеджмента как области научного знания ............................................................................ 18
    Тема 1.4. Вклад Франсуа Колбера в становление теории арт-менеджмента ................................................................................................ 21
    Тема 1.5. Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента ...................................................................................................... 22
    Тема 1.6. Вклад менеджмента искусств в теорию и практику менеджмента ...................................................................................................... 35
    Тема 1.7. Арт-менеджмент как сфера профессиональной деятельности ..... 37
    РАЗДЕЛ 2. Компетентностная модель арт-менеджера ..................................... 38
    Тема 2.1. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере культуры и искусства .......................................................................... 39
    Тема 2.2. Арт-менеджмент как функционально-ролевой вид деятельности ................................................................................................ 41
    Тема 2.3. Компетентностная модель арт-менеджера ..................................... 47
    Тема 2.4. Профессиональные функции и направления деятельности арт-менеджера ............................................................................ 50
    Тема 2.5. Профессиональные качества и принципы организации деятельности арт-менеджера ............................................................................ 53
    Тема 2.6. Этический кодекс арт-менеджера ................................................... 55
    Глоссарий ............................................................................................................... 61
    Литература ............................................................................................................. 83

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    4
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    ВВЕДЕНИЕ
    Учебная дисциплина «Теория и технологии арт-менеджмента» входит в цикл специальных управленческих дисциплин по подготовке культурологов- менеджеров и студентов специальности «Искусство эстрады». «Теория и технологии арт-менеджмента» является одной из профилирующих дисцип- лин в подготовке культурологов-менеджеров, которая в соответствии с базо- вым учебным планом изучается на специализации менеджмент социальной и культурной сферы в III–IV семестрах.
    Учебная программа дисциплины «Теория и технологии арт- менеджмента» составлена на основе российской типовой учебной программы
    «Арт-менеджмент» федерального компонента цикла СД.Ф.01.11. ГОС ВПО второго поколения по специальности 071401 «Социально-культурная дея- тельность»; квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности», рекомендованной Учебно-методическим объединением высших заведений
    Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.
    Развитие арт-индустрии вызывает необходимость различных видов предпринимательской деятельности, среди каких наибольшую актуальность приобретает арт-менеджмент. Появление профессии арт-менеджера, продю- сера, промоутера, тур-менеджера, концертного агента и т.д. – это ответ на потребности не только современной арт-индустрии, но и культуры и искус- ства в целом. Это, свою очередь, требует специальных образовательных про- грамм подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современны- ми образовательными стандартами и согласно требованиям профессиональ- ной деятельности в сфере культуры и искусств.
    Программа дисциплины «Теория и технологии арт-менеджмента» на- правлена на профессиональную подготовку студентов специализации ме- неджмент социальной и культурной сферы как будущих арт-менеджеров, ру- ководителей учреждений и организаций культуры и искусства, продюсеров концертно-гастрольной сферы и т.д.

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    5
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    Цель и задачи дисциплины – систематизация и расширение теоретиче- ских знаний студентов о закономерностях развития сферы арт-менеджмента, осмысление ими методологических, теоретических и технологических сто- рон функционирования арт-менеджмента в современном обществе.
    Задачи курса:
    • освоение студентами теории и практики арт-менеджмента;
    • приобретение знаний о современных культуротворческих и органи- зационно-экономических процессах в сфере арт-индустрии;
    • ознакомление с практикой культур-менеджмента и опытам предпри- нимательской деятельности арт-менеджеров;
    • формирование у студентов навыков разработки авторских арт- проектов и реализации определенных технологий арт-менеджента в практи- ческой деятельности.
    В задачи лекционного курса также входят: раскрытие теоретических основ профессиональной деятельности арт-менеджера; знакомство с совре- менными требованиями, которые предъявляются к деятельности арт- менеджера – условиями работы над творческими проектами, созданием фир- мы, особенностями маркетинговой, финансовой, управленческой деятельно- сти в сфере арт-индустрии.

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    6
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    РАЗДЕЛ 1. Арт-менеджмент как область теоретического знания
    Тема 1.1. Введение в дисциплину «Теория и технологии арт-
    менеждмента»
    Современная социально-культурная сфера нуждается в специалистах нового формата, способных разрешить назревшие проблемы функциониро- вания искусства в современном обществе. Не удивительно, что в учебных за- ведений Европы, России, в частности, в Московском государственном уни- верситете культуры и искусств, с 2001 года осуществляется обучение по но- вой квалификации «Арт-менеджер».
    В задачи этих учебных программ входит подготовка высококвалифи- цированных профессионалов, законопослушных предпринимателей в сфере искусства, защищающих права автора, производителя, общества и государст- ва. Можно выделить две фазы развития учебных программ по арт- менеджменту: 1) период медленного роста (1966–1980 гг.); 2) продолжается с
    1980 г. и по сегодняшний день.
    Первая магистерская программа по менеджменту изобразительных ис- кусств была открыта в Йельском университете (США), затем аналогичные курсы были созданы в London City University (Англия,1967), Театральной академии в Санкт-Петербурге (Россия,1968) и York University (Канада, 1969).
    К 2000 г. таких программ было уже около 400. Начиная с 1991 г., каждые два года проводится Международная конференция по искусству и менеджменту культуры, привлекающая от 150 до 200 исследователей, работа которых свя- зана с арт-менеджментом.
    В настоящее время в России происходит переосмысление традицион- ного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей культурных организаций по продвижению их к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «арт-менеджментом» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятель- ность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    7
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную состав- ляющие общества.
    Рассматривая разные типы предложенных программ, надо принять во внимание два аспекта: академический уровень, на котором планируется каж- дая программа, и авторство разработанной программы внутри учреждения.
    В систему подготовки специалистов – управленцев для отрасли искус- ства и культуры постепенно внедряются специальные учебные и тренинго- вые программы. Так, появились специальные учебники и учебные пособия по арт-менеджменту: С.Б. Войковского «Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве», А.Д. Жаркова «Социально-культурные основы эс- традного искусства», Е.И. Ждановой, С.В. Иванова, Н.В. Кротовой «Управ- ление и экономика в шоу-бизнесе», Е.И. Ждановой, А.К. Акчуриной «Осно- вы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе»,
    С.М. Корнеевой «Музыкальный менеджмент», Г.Н. Новиковой «Социокуль- турные концепции управления в арт-менеджменте», Г.Л. Тульчинского
    «Менеджмент в сфере культуры», В.М. Чижикова, В.В. Чижикова «Введение в социокультурный менеджмент» и др.
    В России, как и в ряде других стран мира, создаются общественные объединения менеджеров культуры. На страницах российского журнала
    «Арт-менеджер» еще в 2002 году обсуждался вопрос: «Какой быть ассоциа- ции менеджеров культуры. Перспективы создания». В мае 2003 года уже бы- ла зарегистрирована Ассоциация менеджеров культуры, в задачи которой входит становление и поддержка нового для России профессионального со- общества, определяющего культуру как необходимый ресурс для обществен- ного развития и улучшения качества жизни.
    В образовательные программы нового поколения высших учебных за- ведений культуры и искусств Беларуси также включены учебные дисципли- ны, предусматривающие освоение студентами знаний и навыков в области арт-менеджмента. Так, учебные планы образовательного стандарта нового поколения (начиная с 2008 года) по подготовке культурологов-менеджеров в

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    8
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    Учреждении образования «Белорусский государственный университет куль- туры и искусств» и в Частном учреждении образования «Институт современ- ных знаний имени А.М. Широкова» включают учебную дисциплину «арт- менеджмент».
    Вместе с тем, как показывает состояние развития социокультурной сферы на постсоветском пространстве и анализ названных теоретических ис- точников, заимствование западного опыта и перенесение его на отечествен- ную почву оказывается мало продуктивным, без существенной корректиров- ки и учета исторических и культурных традиций.
    Интерес к профессии арт-менеджера в настоящее время в Беларуси ве- лик как никогда, а материалов, отражающих теоретические и практические вопросы арт-менеджмента, еще крайне недостаточно. Поэтому очень часто в практической деятельности арт-менеджеры в сфере белорусской культуры и искусства идут путем проб и ошибок, опираясь лишь на собственный опыт или заимствуя его, перенося в практику.
    Арт-менеджмент – управление в сфере искусства; совокупность прин- ципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства.
    Основу менеджмента профессионального искусства составляет органи- зация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность кото- рого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профес- сиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпри- нимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления дея- тельностью организации.
    Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста ис- полнителей, развитие жанров профессионального искусства.

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента
    9
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова
    Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: кон- цертные компании – филармонии, концертные объединения и агентства, ди- рекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные кол- лективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, пред- метом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия – театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объе- динения и агентства.
    В зависимости от характера собственности данные организации могут быть: собственниками материально-технических ресурсов, пользователями материально-технических ресурсов, владельцами и распорядителями матери- ально-технических ресурсов. По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве государственных, муниципальных, частных, кор- поративных. По характеру административно-правовой определенности могут быть: самостоятельными юридическими лицами, административно-правовой единицей в составе юридического лица, структурным подразделением в со- ставе юридического лица, структурным подразделением в составе админист- ративной единицы, входящей в состав юридического лица.
    В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как объединение юридических и (или) физических лиц, самостоятельный субъект. В зависимости от характера финансирования могут быть бюджет- ными, хозрасчетными, но не коммерческими, предпринимательскими (ком- мерческими).
    По организационно-правовой форме подразделяются на коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей дея- тельности; некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, так как получение максимально возможной прибыли не является для них це- лью всей их деятельности. Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативны-

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 10
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова ми актами, соответствующими той или иной организационной форме, в кото- рой создана и функционирует данная организация.
    Управление в сфере профессионального искусства в целом представля- ет собой сочетание управления художественным процессом, организацион- ной и экономической деятельностью; его целью является формирование бла- гоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусст- ва, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финан- сового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных катего- рий населения.
    Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществ- ляется на четырех уровнях, регулируя при этом: отношение между общест- вом и организацией – через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации; отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями – через систему договоров; отно- шение между организацией и потенциальной аудиторией через систему мар- кетинга, ценообразования; отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдель- ными работниками – через систему договоров, распорядительных актов ад- министрации организации.
    Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создавае- мых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяет- ся. Подобный фактор зависит от увеличивающихся с каждым годом интере- сов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финан- совых возможностей регионов и уровня покупательной способности в них.
    Подобное явление нельзя назвать негативным, так как: 1) происходит насы- щение рынка культурных услуг; 2) развивается индустрия культуры; 3) не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 11
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных струк- тур.
    Тема 1.2. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управлен-
    ческой деятельности в сфере искусства и культуры
    Схематично составляющие арт-менеджмента в современной литерату- ре, о чем свидетельствует анализ публикаций названных выше авторов, пред- ставлены с трех позиций: как научная дисциплина, поскольку она включает теоретическую основу (теория, принципы, методы), а также впитывает от- дельные положения других наук (сегодня именно интегративность играет доминирующую роль); как практика, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления твор- ческими коллективами и процессами; как искусство, поскольку осуществле- ние руководства и управления в искусстве и культуре требуют высокой сте- пени умения и мастерства.
    Как отмечают российские исследователи, в частности, Г.Н. Новикова,
    В.М. Чижиков, В.В Чижиков арт-менеджмент является на сегодняшний мо- мент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Известные исследователи современного россий- ского шоу-бизнеса Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова [8], С. Корнеева
    [15, 16] предлагают рассматривать арт-менеджмент как управление различ- ными видами искусства (выразительными и изобразительными); как область знания, помогающую осуществлению руководства процессом создания ху- дожественных ценностей (материальных и духовных); продвижение на ры- нок культурных услуг результатов творческой деятельности специалистов, работающих в сфере шоу-бизнеса.
    Понятие «менеджмента» как составляющей «арт-менеджмент» рассмат- ривается современной наукой достаточно широко. Менеджмент – слово анг- лийского происхождения (manage) и означает «управлять». Существует зна-

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 12
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова чительное количество определений и трактовок понятия «менеджмент». В теории менеджмента выделяется менеджмент различного типа: технологиче- ский, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п. В самом общем виде менеджмент представляется как наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интел- лект людей.
    Менеджмент, по определению Г.Н. Новиковой, это форма управления предприятием, цель которой – достижение наивысшей эффективности мате- риального и духовного производства. Это целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достиже- ния стратегических и тактических целей организации.
    Менеджмент также рассматривается как своеобразная культура управ- ления, присущая развитой гуманистической цивилизации, стремящейся гло- бализовать усилия человечества как ноософное явление.
    Менеджер – самостоятельная профессия с собственными профессио- нально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Когда же принципы и законы менеджмента стали при- меняться и в других областях человеческой деятельности, для разграничения этих понятий, в обращение был введен термин «арт-менеджмент» (artmanag- ment), указывающий на тот факт, что в данном случае речь идет о сфере не- промышленного производства.
    Менеджмент в сфере культуры искусства получил активное развитие в
    30-е годы XX века в США в связи с развитием кинематографа и расширени- ем предпринимательских инициатив в социально-культурной сфере, проник- новением бизнеса в эту сферу деятельности. Вскоре менеджер становится влиятельной силой в арт-индустрии. Именно его деятельность связана с полу- чением прибыли через создание арт-продукта – кинофильма, спектакля,
    «звезды», концерта, фестиваля, конкурса и др. То есть, сама идея

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 13
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова посредничества между творцом, художником, артистом и аудиторий
    (публикой, зрителем, посетителем выставки и т.д.) получила распространение уже многие десятилетия назад.
    Но в той или иной мере принято говорить об арт-менеджменте как о достижении эстетических, творческих, артистических и подобных задач че- рез управление отношениями на регулярной основе. И именно из-за одно- временной значимости многих целей, вплоть до отсутствия явного приорите- та, арт-менеджмент очень сильно отличается от общего менеджмента, управ- ления в других областях.
    Арт-менеджмент заключается в том, чтобы обеспечить, заставить, дать возможность тому или иному творческому замыслу, проекту, задумке про- изойти, случиться. И именно работа арт-менеджеров – создать условия, в ко- торых творческий, художественный проект произойдет и будет поддержан.
    Арт-менеджмент – это деятельность, в которой всегда задействовано много людей, причем вне зависимости от масштабности того, чем арт-менеджер за- нимается.
    Арт-менеджер должен быть между различного уровня структурами власти, администраторами площадок, залов, студий, радиостанций, телекана- лов и, конечно же, творцами (художниками, музыкантами, композиторами) и т.д.
    И это тоже весьма серьезная отличительная черта арт-менеджмента от менеджмента в других сферах.
    Арт-менеджеры могут называться по-разному: менеджер, директор, продюсер, куратор, координатор с различными приставками до или после указанных наименований. Арт-менеджеры могут иметь комплексную ответ- ственность за организацию или в крупных структурированных компаниях могут быть ответственными за специфический участок работы, например, маркетинг, промоушен, коучинг, тренинг, кастинг, продакшен и т.д. И это тоже отличие арт-менеджмента от управления в других сферах. Возможно,

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 14
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова только банковский менеджмент может поспорить с арт-менеджментом по ко- личеству заимствований.
    Есть много других аспектов и отличительных особенностей арт- менеджмента от управления в других областях. Смело можно утверждать, что арт-менеджмент отличается от всего остального весьма значительно. В том числе трудозатратами – имея в виду, что часто приходится потратить не- вероятное количество усилий, нервов, чтобы добиться желаемого результата.
    Именно поэтому арт-менеджер – единица творческая, креативная. Хорошим арт-менеджером можно быть по призванию.
    Арт-менеджмент в современной литературе все чаще представляют как новое пространство для распространения теории управления. Согласно этой точке зрения, менеджмент искусств находится в стадии зарождения, и если его не «удобрять», вкладывая туда знания и методы общего менеджмента, то вряд ли он будет развиваться и приносить отдачу. Концепция управленче- ской деятельности в сфере культуры и искусств, опирающая как на общие за- коны менеджмента, так и на закономерности функционирования искусства в социуме, в конце концов и получила название «арт-менеджмент».
    Для того чтобы окончательно разобраться, а вернее приблизиться к по- ниманию, что же такое арт-менеджмент, воспользуемся приемом, который применила в одной из своих работ доктор философских наук Татьяна Суми- нова, а именно «препарированием» термина «арт-менеджмент» и разделени- ем на две составляющие – арт и менеджмент. Первостепенным, главенст- вующим в данном словосочетании, безусловно, является его первая состав- ляющая – «арт».
    «Арт» (от англ. art) есть искусство (то, что греки называли «технэ»), в широком смысле понимаемое как:
    1) художественное творчество в целом со всем спектром вариативных видов искусства, начиная со следующих:

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 15
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова а) пространственных, а именно – графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, де- коративно-прикладное искусство, фотоискусство; б) временных – литература (художественная), музыка; в) пространственно-временных – танец, театр, цирк, кино-, ви- део-, теле-, радиоискусства, компьютерные искусства (компьютерная графика, интерактивный компьютерный перформанс, компьютерная музыка, компьютерная анимация);
    2) квинтэссенция художественной культуры.
    Именно Арт, как первая составляющая словосочетания Арт- менеджмент детерминирует основную смысловую нагрузку такого синтети- ческого понятия и способствует не латентной, а явной «ориентации» как на- стоящих, так и будущих специалистов соответствующей сферы деятельности в социуме.
    При этом (и здесь мы постепенно начнем подходить ко второй состав- ляющей) мы одновременно должны воспринимать арт-менеджмент как:
    • искусство (т.е. высокая степень умения и мастерства) управлять ис- кусством;
    • искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и матери- альными ресурсами;
    • науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения;
    • деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, мето- дов и организационной структуре управления организацией, соответствую- щую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности.
    Собственно арт-менеджмент в зарубежном понимании есть не просто совокупность технических процедур и методов, а особая субкультура, напол- ненная своими ценностями, нормами и законами. Но слепое копирование и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт- менеджмента без учета специфики российской действительности и филосо-

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 16
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова фии управления не сможет принести реальных положительных результатов.
    Тем более что арт-менеджмент – это, прежде всего, философия и культура управления в артистической сфере, или артосфере.
    Искусство в истории культуры развивалось и функционирует парал- лельно с мифологией и религией. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественного освоения действительности. Миссия искусства в по- знании эстетического и, прежде всего, в художественной интерпретации ав- тором реального и нереального. Собственно искусство обогащает культуру художественными ценностями, формируя тем самым духовную сущность че- ловека. Искусство рефлектирует миф и само воспроизводит его. Рефлексия – это обращенность объекта на самого себя. В целом, искусство способно под- держивать открытость системы ценностей и выбора ориентиров в культуре.
    Искусство воспитывает духовную независимость человека и свободу его ду- ха.
    Как известно, в теории искусства выделяются процесс творчества (соз- дания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создание условий для творчества и обеспечение функционирова- ния в обществе художественных ценностей, их потребление и распростране- ние). Исследователи современной российской поп-музыки отмечают, что в области шоу-менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера – процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг.
    Один из первых исследователей современного российского шоу- бизнеса И. Пригожин считает, менеджмент шоу-бизнеса это – «область зна- ния, помогающая осуществлению руководства процессом создания художе- ственных ценностей (материальных и духовных) и продвижению на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в сфере шоу-бизнеса». Преимущественно второе направление является полем профессиональной менеджерской дея- тельности, направленной на организацию, координацию действий всех уча-

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 17
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова стников художественно-творческого процесса по созданию и продвижению
    «арт-продукта». Согласно мнению Г.Н. Новиковой, под арт-продуктом сле- дует понимать производство различных шоу-программ, концертов, фестива- лей, выпуск специализированных изданий, организацию показов мод, выста- вок художественных произведений, продажу компакт-дисков, видеоклипов и т.д.
    В настоящее время существует несколько определений и трактовок данного понятия. К примеру, Г.Н. Новикова определяет арт-менеджмент как
    «профессиональное управление процессом создания художественных ценно- стей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации».
    На взгляд автора, арт-менеджмент следует рассматривать как особую систему управленческой деятельности, включающую в себя, помимо проче- го, создание, позиционирование и продвижение имиджа, взаимодействие с целевой аудиторией, отслеживание и анализ новых тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом.
    Согласно мнению многих авторов, арт-менеджмент находится между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусст- во). Оставаясь частью менеджмента, арт-менеджмент сформировался как со- вокупность своих собственных знаний. Исходя из того, что арт-менеджмент – это процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организа- цию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством, можно утверждать, что арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов, характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включа- ет процесс создания и распространения художественной продукции.
    С появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС) в мировом культурном сообществе официально было про-

    Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 18
    © Институт современных знаний имени А.М. Широкова возглашено возникновение нового дисциплинарного направления – Арт- менеджмент или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия. Арт-менеджмент очень тесно связан с обществом, в котором он развивается, что многие не понимают и недооценивают. Причем, что очень важно и мало кем понимается, взгляд на искусство как на эстетиче- ские отношения между предметом и потребителем означает, что маркетинг и потребительское поведение становятся частью творческого процесса и ис- следования в этой области вносят значительный вклад в теорию общего ме- неджмента.
    Арт-менеджмент, по определению таких исследователей, как Ф. Кол- бер, И. Эврар, находится «между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусство)», поэтому он является поддисциплиной, которая существенно отличается от общего менеджмента. Теоретическая ба- за новой дисциплины сформировалась благодаря исследованиям и публика- циям, а полученные новые знания распространяются и передаются посредст- вом образовательных программ.
    Таким образом, арт-менеджмент можно определить как профессиональ- ное управление процессом создания художественных ценностей (материаль- ных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организаци- онных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы).
    Основными сферами применения арт-менеджмента являются: шоу- бизнес, арт-индустрия, концертно-гастрольная сфера, индустрия средств мас- совой информации, сфера социально-культурной деятельности, народного творчества, индустрия досуга.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта