Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
Скачать 0.58 Mb.
|
Тема 2.3. Компетентностная модель арт-менеджера В структуре компетентностной модели такого специалиста выделяются следующие группы знаний и умений: – знание концепций арт-менеджмента, разработанных в различные пе- риоды развития менеджмента в сфере культуры и искусства и оценка пер- спектив их применения в современном менеджменте в сфере культуры и ис- кусства; – знание нормативно-правовой и нравственно-этической основ дея- тельности арт-менеджера и умение применять их на практике; – профессиональное владение методикой маркетинговой, финансовой и управленческой деятельности в сфере арт-индустрии; – умение организовывать деятельность частной арт-фирмы, совместно- го или государственного учреждения культуры и искусства; – умение проектировать творческую деятельность художественного профессионального или самодеятельного коллектива, отдельного артиста. Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 48 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторски- ми способностями. Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особен- ностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера опреде- ляется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, им- провизации и творческому самовыражению. Профессиональная управленческая культура менеджера социально- культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания: 1) операционального, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера; 2) метазнания, связанного с механизмами и инструментами управлен- ческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей. Характер деятельности арт-менеджера требует глубокого усвоения им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, теат- рального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискус- ства, народного творчества, познание теории и практики артистического ме- неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом. Успешная профессионально-управленческая деятельность арт- менеджера предопределяется глубоким усвоением им фундаментальных зна- ний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народного творчест- ва, познание теории и практики артистического менеджмента в сфере шоу- бизнеса в стране и за рубежом. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 49 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Вся система подготовки специалистов к будущей профессионально- управленческой деятельности в сфере искусства и культуры должна быть на- правлена на обучение специальным знаниям, навыкам и умениям в области теории и практики арт-менеджмента; овладение методами маркетинговой и проектной деятельности в сфере культуры и искусства; овладение методами коммерческой деятельности в сфере культурны и искусства. Особым признаком профессиональной управленческой культуры вы- ступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными каче- ствами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, не- стандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты. Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глубокое усвое- ние им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зару- бежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноис- кусства, народного творчества, познание теории и практики артистического менеджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом. Можно утверждать, что высот в арт-менеджменте не достичь без зна- ния и обзора истории искусств и культурного управления, философии и пси- хологии, без знания музыки и театра, равно как и зная все это, но без переда- чи опыта от практиков и собственного соучастия в этой самой практике вряд ли удастся добиться значимых успехов. Таким образом, в основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятель- ность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки. Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать высоким уровнем Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 50 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также иметь высокий уровень общей культуры и эрудиции. Тема 2.4. Профессиональные функции и направления деятельности арт-менеджера Как показывают результаты исследования, арт-менеджер имеет доста- точно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий про- дукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнооб- разных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производ- ство кино-, аудио- и видеопродукции. В круг деятельности арт-менеджера входит: производство и продажа компакт-дисков, видеокассет, видеоклипов, развлекательных и игровых программ, телевизионных и радиопрограмм, про- изводство и распространение кинопродукции, специализированных газет и журналов, производство музыкальных инструментов и технического оборудо- вания для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), организация гастрольных турне и многое другое. Кроме того, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем и созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать и задачи познавательного, практиче- ски преобразующего, рекреационного характера. Виды профессиональной деятельности арт-менеджера: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес- менеджер, промоутер (импресарио), продакшен-менеджер и др. театров, те- атральных студий, концертных залов, концертных организаций; кино- и фо- тостудий; студий аудио- и видеозаписи; проката музыкальных инструментов и сценических костюмов; местных, региональных и центральных каналов те- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 51 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова левидения; спортивных и игровых коллективов; учебных учреждений; коми- тетов по культуре и искусству регионов и т.п. Профессиональные функции руководителя в сфере арт-индустрии Художественный аспект деятельности арт-менеджера: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творче- ских групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «ле- гендой» группы, артиста и т.п. Организационный аспект. Организация гастрольных туров: аренда по- мещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание быто- вых условий для исполнителя и др. Маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребо- ванности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; про- ведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; ис- пользование разработанных легенд и т.п. Финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров. Нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых доку- ментов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор – исполнитель – менеджер и т.п. Как управленец в сфере искусства арт-менеджер занимается следую- щими видами деятельности: • планирует деятельность организации по поиску и отбору неординар- ных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих художест- венно-творческих проектов; • осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, та- лантливых исполнителей («звезд», коллективов, молодых артистов, худож- ников, театров и т.д.) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта; Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 52 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова • организует творческое развитие, репетиционную и концертную дея- тельность творческих коллективов, отдельного исполнителя; • производит набор сотрудников, которые решают творческие, органи- зационные и финансово-экономические задачи; • координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинго- вых исследований; • осуществляет контроль производства сценических аксессуаров, по- шива сценических костюмов, закупки или производства музыкальных инст- рументов, светового, звукового, технического оборудования; • осуществляет контроль за изготовлением, распространением и про- дажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.; • осуществляет деятельность по разработке и организации гастроль- ных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявле- ние его экономической и творческой целесообразности, условий для прове- дения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфорт- ных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.); • стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения -премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей – на активное посещение реализованного твор- ческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, систе- ма качественных услуг и т. п.); • осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, за- нятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 53 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Тема 2.5. Профессиональные качества и принципы организации деятельности арт-менеджера Модель профессиональных качеств арт-менеджера. Профессиональные знания, умения и навыки. Профессиональная компетентность – основа дея- тельности арт-менеджера. Творческое начало личности арт-менеджера. Арт- менеджер как лидер. Особенности коммуникационной культуры арт- менеджера. Работа над собственным имиджем. Роль и значение самообразования, самооценки и самоконтроля в дея- тельности арт-менеджера. Карьерный рост и корпоративная культура арт-менеджера. Овладения современными технологиями управления творческими коллективами. Навы- ки и умения в управлении персоналом. Владение конфликтологией. Личность, власть и авторитет арт-менеджера. Этика и закон как базис- ная основа деловых отношений. Отношения к личным ценностям и свободам как этический стандарт честной деятельности и доверия. Основные принци- пы принятия арт-менеджером творческих, финансовых, правовых этических решений. Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт- менеджера: 1. Интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах; 2. Информационная компетентность: аналитические способности, спо- собность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом си- туации; 3. Коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою ре- путацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в общест- ве; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 54 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу; 4. Организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно ре- шать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности; 5. Социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и за- мечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи; 6. Юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений; 7. Экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, орга- низовать бюджетное управление. К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие: – состязательность. Конкурентная борьба рождает предоставление бо- лее качественных услуг; – ориентация на спрос. Продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действу- ет по схеме спрос – предложение – свободное предпринимательство. Органи- зация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства; – материальная заинтересованность от профессиональной деятельно- сти; – личная ответственность за результаты труда. В случае предоставле- ния низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенса- ции (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 55 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Тема 2.6. Этический кодекс арт-менеджера Северо-Американская Ассоциация Менеджеров и Агентов Исполни- тельских Искусств (NAPAMA) – крупнейшее американское национальное некоммерческое объединение, способствующее повышению профессиона- лизма своих членов, укреплению коммуникаций и развитию сферы исполни- тельских искусств в целом, приняло ряд решений, направленных на регули- рование отношений между субъектами арт-мнеджмента. На основании многолетнего опыта практической работы членами Ас- социации был разработан своеобразный документ, название которого (NA- PAMA Guidelines for Ethical Behavior) можно перевести как: Этический Ко- декс Менеджера. Менеджер-артист Благодаря своей позиции лидера, менеджер несет ответственность за всех исполнителей. 1. Менеджеров и агентов часто осаждают артисты, которые ищут пред- ставителей. Если их исполнение заслуживает внимания, необходимо убе- диться в отсутствия у них других соглашений с менеджерами либо обяза- тельств перед предыдущими менеджерами. Менеджер не имеет права «пере- манивать» артистов из других менеджерских списков, особенно необосно- ванными обещаниями ангажементов и гонораров. 2. Условия менеджерского соглашения должны быть заявлены пре- дельно ясно и в письменной форме. Взаимные обязательства и ответствен- ность подробно указываются в контракте, а их детали и последствия артист должен понять и запомнить. Артист должен быть проинформирован еще до подписания контракта о возможных расходах на промоушн и паблисити, пе- реезды, телефонные переговоры и т.д., о механизме возмещения подобных расходов, а также об условиях продления или прекращения контракта. 3. Гонорар должен быть выплачен (переведен) артисту в обозначенный срок, и затраты должны быть перечислены по пунктам и оформлены в виде Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 56 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова счета. Возникающие разногласия по поводу затрат должны разрешаться по- средством переговоров. 4. В карьере любого артиста могут возникать критические моменты. Если менеджер чувствует, что он уже не эффективен для данного артиста, он должен быть искренним и предложить артисту возможности для перехода куда-либо еще. 5. Артист передает полномочия менеджеру. Он должен четко опреде- лить свои потребности, приоритеты и ожидания и, принимая на себя кон- трактные обязательства по отношению к менеджеру или представителю, должен их выполнять (им соответствовать). Невыполнение вредит не только репутации и эффективности менеджера, но и возможностям других артистов из списка. К тому же невыполнение артистом взятых на себя обязательств влечет за собой финансовую ответственность перед менеджером или пред- ставителем. Менеджер-представитель Отношения менеджера и представителя – главная проблема данной профессии. Каждый из них представляет кого-то: с одной стороны, исполни- теля, с другой – концертную аудиторию. Это предполагает взаимное доверие и общие обязательства перед исполнительским искусством. 1. От менеджера требуется предоставлять точную, эффективную, свое- временную информацию об исполнителях. Это предохраняет от каких-либо умышленных искажений потребностей и возможностей тех артистов, кото- рых представляет менеджер, и тех, которых он не представляет. 2. В течение процесса составления и заключения контракта менеджер должен помнить о своей руководящей роли. Необходимы откровенность и убедительность с представителями относительно влияния на артистические карьеры неоправданных задержек, поспешности в заключении контрактов, преувеличенных предложений исключительных прав и т.д. Наоборот, ме- неджеры, в особенности имея дело с не очень опытными представителями, не должны допускать нарушений прав, возникающих из-за языковых неточно- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 57 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова стей. Нельзя предлагать представителям никаких «искушений» вроде денег или ценностей за представительство исполнителя. Это не просто запрещено, но является особенно неприятным нарушением доверия. 3. И менеджерские, и представительские организации ответственны за действия и обязательства своего персонала. 4. Подписанный контракт должен отражать все намерения, утвержден- ные обеими сторонами. Он должен быть полностью, точно и вовремя выпол- нен, включая все поправки, кроме задержек, обусловленных определенными обстоятельствами (правительственные гранты и т.п.). Все участники, в т.ч. артист(ы), должны быть полностью осведомлены обо всех условиях и готовы их выполнить. Любые последующие изменения должны своевременно и точ- но обсуждаться всеми заинтересованными сторонами. Необходимо помнить, что устные соглашения также являются юридически обязательными. 5. Разрыв соглашений. Отношения между менеджером и представите- лями – это партнерство, которое служит коммуникации между артистами и публикой. Контракт является важным звеном в этой цепи. Если оно отсутст- вует, нарушается все равновесие. В случае угрозы разрыва контракта, добро- вольного или нет, важно сохранить эту связь; процесс может быть трудным и даже болезненным, и лучшее профилактическое средство – тщательно разра- ботанный и реалистичный контракт. Единственный паллиатив – искренность и добрая воля всех участников. 6. Исполнителям следует отдавать себе отчет в том, что нарушение со- глашений может повредить как их карьере, так и репутации менеджера, а также подорвать доверие к представителю в глазах публики. Это особенно предосудительно, когда нарушение контракта связано с более прибыльным или престижным предложением в другом месте. Это отражение недально- видности в представлениях об успешной карьере. Такие нарушения предпо- лагают компенсацию и менеджеру, и представителю пропорционально затра- там и потерянным комиссионным. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 58 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Представитель должен знать величину своей доли участия в контракте; схема тура (или концерта) и бюджет составляются исходя из соглашения. Нарушения или нечестность в соглашении самым неблагоприятным образом сказываются на жизнеспособности всего тура и имеют последствия не только для менеджера и артиста, но и для других его представителей. Особенно не- приятно, когда разрыв соглашения происходит из-за проблем с продажей би- летов: превентивной мерой в этом случае может служить совет представите- лю больше усилий направить на рекламу и промоушн. Ассоциация придер- живается правила не подписывать контрактов, допускающих такую возмож- ность. Если конфликтная ситуация все же возникла, необходимо предусмот- реть выплату компенсации менеджеру и артисту. Если же, несмотря на все усилия, происходит разрыв контракта, сторо- ны должны использовать все возможности, чтобы найти подходящую замену исполнителю или перенести дату выступления. |