Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
Скачать 0.58 Mb.
|
Рекорд-лейбл — звукозаписывающая компания, занимающая значи- тельное место в рекорд-индустрии как субъект бизнеса и осуществляющая запись музыкантов под определенным брендом. Репутация — установившееся общественное мнение о качествах, дос- тоинствах и недостатках определенного лица, в данном случае артиста, арт- менеджера или продюсера. Рекреация – расширенное восстановление физических, интеллектуаль- ных и эмоциональных сил индивида. Ремейк (от англ. remake) – новая версия существующего кинофильма с минимальными изменениями в сюжете, иногда с прежним названием. Ретрансляция — одновременная передача в эфир одной вещательной организацией передач, осуществляемых другой вещательной организацией. Рок-музыка – одно из направлений поп-музыки. Роялти – вознаграждение за использование произведения, различают- ся механические роялти, роялти за использование публичных прав и др. Рынок-совокупность существующих потенциальных покупателей то- варов и производителей. Экономические отношения в сфере производства, распространения, обмена, потребления продукции, товаров и услуг, бази- рующиеся на принципах свободного предпринимательства. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 78 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Саунд-директор (от англ. saund director) – звукорежиссер, человек, за- нимающийся разработкой программы звукового сопровождения для испол- нителя, группы. Саундпродюсер – продюсер аудиозаписи, лицо ответственное за все, что касается звучания (идеи, техника записи, оригинальный стиль и др.). Сегмент рынка (от лат. segmentum – рассекаю) – разделение рынка на отдельные части (сегменты) по определенному признаку – видам продавае- мого товара, группам потребителей и т.д. Сэндвич-мен («человек-сэндвич») – средство наружной рекламы, чело- век, который за определенную плату носит на спине и груди рекламные пла- каты. Сингл – отдельная композиция или альбом, состоящий не более чем из четырех композиций общей продолжительностью не более 25 минут. Выпус- кается на музыкальном носителе в целях рекламной поддержки альбома, ли- бо как дополнительный релиз. Слоган – рекламный девиз. Социально-культурная деятельность – область общественной жизни, часть системы социовоспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в самореализации, общении, оздоровлении, отдыхе, досуге. Cоциокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникнове- ния, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Спонсоринг (поручительство, попечительство, поддержка) — процесс подбора или организации события (или иного объекта спонсирования), его ведение и контроль, проведение и/или контроль PR- и рекламной кампании, гарантирующее осуществление проекта и учет интересов спонсора. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 79 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Спот – короткое рекламное сообщение, рекламный ролик в телевизи- онных и радиопрограммах. Спрос – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Стар-мейкинг – процесс и технологии создания звезды, ее образа и имиджа. Сценарий (от итал. scenario) – литературная или литературно- раматическая основа проекта или сценического действия. Суперзвезда – артист, музыкант, актер, популярность которого делает его «живой легендой». Участие суперзвезды в шоу-проекте привлекает вни- мание потребителей. Творчество – деятельность, результатом которой является создание относительно личности или общества новых материальных и духовных цен- ностей. Преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя ново- го и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, ори- гинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Тинэйджер – юноша или девушка в возрасте от 13 до 19 лет. Товар – продукт труда, произведенный для продажи. Услуга – нематериальное благо, социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда в социально-культурной сфере; определенная целенаправленная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями социально-культурной услуги яв- ляются нематериальный характер производства (производимого эффекта), активное воздействие на личность потребителя, локализация во времени и пространстве. Фандрейзинг (сбор средств) – целенаправленный систематический по- иск спонсорских (или иных) средств для осуществления проектов (программ, акций) и поддержки значимых институтов (от англ. findrising) – поиск фи- нансового обеспечения проекта. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 80 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Фирма – хозяйственное, промышленное, торговое или посредническое предприятие, пользующееся правом юридического лица. Флайерс – вид рекламной продукции, рекламная листовка. Фонограмма – запись звуков исполнения или других звуков, либо от- ражения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематогра- фическое или иное аудиовизуальное произведение. Любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. В студийной за- писи в основном используют «—» (запись только мелодийного ряда – инст- рументальные и сэмпловые треки и т.д.) и «+» (запись мелодийного ряда и голоса nc-J исполнителя). Формат радиостанции – определенный стиль построения программы вещания; структура, включающая рекламные блоки, музыкальный, новост- ной материал, долю ежедневного эфирного времени. Хард-селл (hard-sell) – напористая продажа, навязывание. Хит — музыкальная композиция, пользующаяся огромной популярно- стью у публики (от англ. hit – укол) – очень популярные, имеющие большой спрос песня, фильм, книга и т.д. Хит-мейкинг — процесс создания хита. Хит-потенциал — степень соответствия музыкальной композиции критериям хита. Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Художественная культура – совокупность процессов, явлений и ре- зультатов духовно-практической деятельности по созданию, распростране- нию и освоению произведений искусства или материальных предметов, об- ладающих эстетической ценностью. Цель – фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет собой опредмеченный мотив, который пробуждает организацию или отдельных ее членов к действию ради чего-то. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 81 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Целеполагание – действие или поведение организации, которое можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием. Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги. Часы наибольшего количества зрителей (слушателей) — местное время определенного часового пояса с 07.00 до 09.00 (для слушателей), с 19.00 до 23.00 в рабочие дни, с 17.00 до 23.00 в выходные и праздничные дни (для зрителей и слушателей). Чувство эстетическое– эмоционально-интеллектуальный процесс восприятия формы и содержания предметов и явлений в их целостном, непо- вторимо индивидуальном единстве. Шлягер – явление массовой культуры; эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики. Шоу – пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады, цирка, театра, балета и т.п. Основными чертами шоу являются: внешняя бро- скость, яркость, праздничность, рекреационная направленность, комедий- ность. Яркое эстрадное представление. Шоу-бизнес – бизнес, связанный с индустрией развлечений и основан- ный на организации и проведении зрелищных представлений. Предпринима- тельская деятельность в сфере культуры и искусства, основанная на создании и реализации творческих проектов. Вид коммерческой деятельности, охваты- вающей разнообразные виды и жанры зрелищного искусства. Шоумен – ведущий или организатор шоу-программ и зрелищ. Эквалайзер – выравниватель, регулятор частотной характеристики, по- зволяющий как исправлять несовершенное звучание, так и создавать совер- шенно новый звук. Эмоции – особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и физиологических реакциях. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 82 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Эстрада – 1) вид искусства. Включает малые формы драматургии, во- кального искусства, музыки, хореографии, цирка; 2) сценическая площадка для концертных выступлений артистов. Эфирное вещание — передача средствами беспроволочной связи зву- ков или изображений и звуков, или их отображений для приема публикой; такая передача, осуществляемая через спутник, также является «эфирным вещанием»; передача кодированных сигналов является «эфирным вещани- ем», если средства декодирования предоставляются публике вещательной ор- ганизацией или с ее согласия. Юридическое лицо – организация, предприятие или объединение, вы- ступающее в качестве субъекта гражданских, хозяйственных отношений, имеющее собственные баланс, гербовую печать и расчетный счет в банке. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 83 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Литература 1. Алексеевский,B.C. Социокультурная концепция общей теории ме- неджмента / B.C. Алексеевский// Менеджмент в России и за рубежом, 2004. – № 2. – С. 21–35. 2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЭГО, 2001. – 288 с. 3. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и практический менедж- мент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М., 2000. – 232 с. 4. Государство и менеджер культуры: перспективы взаимоотноше- ний / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М. : Бакинвест, 2003. – № 2 (5). – С. 19–22. 5. Драгичевич-Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / М. Драгичевич-Шешич // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – 2002. – № 1. – С. 27–28. 6. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке- тинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск, 2000. 7. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: учеб. пособие / А.Д. Жарков. – М. : МГУКИ, 2004. 8. Жданова, Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе : учеб. по- собие / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М. : Финансы и статисти- ка, 2003. – 176 с. 9. Жданова, Е.И. Основы промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе : учеб. пособие / Е.И. Жданова, А.К. Акчурина. – М. : МГУКИ, 2002. 10. Какой быть ассоциации менеджеров культуры. Перспективы созда- ния // Арт-менеджер. Журнал для профессионалов. – 2002. – № 3. – С. 18–23. 11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М. : МГУКИ, 2004. – 436 с. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 84 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова 12. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства / Ф. Колбер / Пер. с англ. Л. Мочалова; под редакцией М. Наймарк. – СПб. : Издатель Васин А.И., 2004. – 256 с. 13. Колбер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия // Арт- менеджер. Журнал для профессионалов /Ф. Колбер, И Эврар. – 2002. – № 3. – С. 3 –7. 14. Коновалов, А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А. Коновалов. – СПб. : Питер, 2005. – 188 с. 15. Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыкальный менеджмент» / С.М. Корнеева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с. 16. Корнеева, С. Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюсирования / С. Корнеева. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с. 17. Лазука, Б.А. Тэатры і канцэртныя арганізацыі / Б.А. Лазука // Беларуская культура сення. Гадавы агляд . – Мінск : БелДІПК. – (2002) – С. 39–44. 18. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования : учеб. по- собие /А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб., 1997. – 19. Новаторов, В.Е. Менеджер социально-культурной деятельности: поступление, обучение, карьера / В.Е. Новаторов / 3-е издание, пер. и доп. – Омск : ОмГУ, 2004. – 115 с. 20. Новикова, Г. Н. Социокультурные концепции управления в арт- менеджменте / Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного уни- верситета культуры и искусств. – 2005.– № 2. 21. Новикова, Г. Н. Технологии арт-менеджмента : учеб. пособие / Г.Н. Новикова. – М. : Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178 с. 22. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять об- щественным мнением / Г.Г. Почепцов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Центр, 2004. – 336 с. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 85 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова 23. Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. – М. : Алкигамма, 2001. – 320 с. 24. Reiss A. H. 1974. The Arts Management Handbook, 2 nd ed. – New York: Law-Arts Publishers (1 st ed/1979). 25. Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Орга- низационно-творческий аспект : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 17.00.01 / Д. Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. – М., 2000. – 22 с. 26. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2001. – 384 с. 27. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент : учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М. : МГУКИ, 2003.– 382 с. 28. Шарков, Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации : связи с обще- ственностью как компонент интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ф.И. Шарков. – М. : РИП-холдинг, 2004. – 272 с. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 86 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Учебное электронное издание Макарова Елена Александровна ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА (часть 1) Курс лекций для студентов специальностей 1-21 04 01-02 «Культурология (прикладная)», 1-17 03 01 «Искусство эстрады» [Электронный ресурс] Редактор Сергачева И.П. Гарнитура Times New Roman. Мб 0,4. ЗАО «Современные знания». ЛИ № 02330/ 0494430 от 08.04.09. 220114, г. Минск, ул. Филимонова, 69. 9 7 8 9 8 5 6 8 8 5 9 4 8 > I SBN 985 - 6885 - 94 - 9 |