Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
Скачать 0.58 Mb.
|
Менеджер – менеджер Отношения между менеджерами практически не являются объектом контрактных соглашений или общественного внимания по сравнению со всеми другими в комплексной сети профессиональных взаимоотношений. Тем не менее они отражают те отношения, которые желательны между ме- неджерами, с одной стороны, и артистами их представителями – с другой. 1. Менеджер должен уважать неприкосновенность списка артистов другого менеджера, то есть не представлять того исполнителя, которого не уполномочен представлять. 2. Менеджеры должны быть осмотрительны, разумны, справедливы и дипломатичны, когда возникает соблазн обсудить предполагаемые недостат- ки коллег с артистами, представителями и другими менеджерами. Смешива- ние личных и профессиональных отношений – один из главных признаков низкого профессионализма. 3. Не существует адекватных рекомендаций для обманывающих друг друга исполнителей и менеджеров, кроме той, что люди данной профессии Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 59 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова обязаны следовать законам «джентльменских» соглашений. Менеджер не может представлять артиста из «списка» другого менеджера; ели же такая ситуация возникает по инициативе артиста, менеджер должен откровенно с ним объясниться и постараться тактично выйти из этого положения. Менеджер – подчиненный Уникальная природа индустрии менеджмента исполнительских ис- кусств – недостаточное количество тренинговых программ, небольшие офи- сы, фокус на сотрудничестве в основном с некоммерческими структурами – ведет к возникновению своеобразных, часто достаточно щепетильных ситуа- ций и отношений с персоналом. 1. Особенность профессионализма менеджера состоит в том, что они являются педагогами и часто обязаны сами обучать персонал основным эле- ментам профессии и ее философским аспектам. Как правило, многие из луч- ших «учеников» неизбежно уходят в собственный бизнес, работая с конку- рентами или основывая свою организацию. Этот факт не должен являться причиной для взаимных обвинений. 2. Условия взаимных отношений должны быть четко определены в письменной форме, особенно относительно денежных обязательств после то- го, как служащий покидает учреждение. 3. Предполагается, что служащие будут соблюдать конфиденциаль- ность внутренних коммуникаций, процедур, ценовых структур и личных контактов с настоящими и предшествующими работодателями. Процедуры разрешения споров Этический кодекс менеджмента исполнительских искусств не исклю- чает различий во мнениях, интерпретациях и профессиональной практике, что позволяет облегчить разрешение конфликтов, которые могут возникать между участниками. Ассоциацией учрежден специальный Консультативный комитет. Любая сторона, входящая в соглашение с менеджером-членом Ас- социации, может обратиться в Комитет следующим образом: неофициальный запрос может быть адресован одному из действующих членов Комитета, ко- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 60 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова торый попытается разрешить спор без подключения всего Комитета или дру- гих сторон. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 61 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Глоссарий Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано про- изведение. Авторское право – совокупность правовых норм, определяющих по- ложения авторов литературных, научных и художественных произведений. Авторское право охраняется как в уголовном, так и гражданском порядке. Агент – специалист, осуществляющий поиск работы для артиста (лат. agens – действующий); лицо или компания, выполняющая определенные по- ручения компаний или частных лиц (клиентов). Одно из основных функций агента – представлять интересы клиента, находить новых заказчиков, вести переговоры и подготавливать контракты. Агентство – организация, выполняющая поручения учреждений или частных лиц на комиссионной основе. Альбом — совокупность композиций, записанных на аудионоситель и объединенных под одним названием. Термин «альбом», как правило, не включает концертные альбомы, синглы, сборники и сборники разных испол- нителей. Анонс – сообщение о выходе товара на рынок; предоставлении новых видов услуг. Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно как единый художественный коллектив. Антрепренер – владелец, арендатор или содержатель частного зре- лищного предприятия Антреприза – частное зрелищное предприятие, создаваемое и управляемое антрепренером и предусматривающее участие в конкретной постановке (на определенный срок) актеров из разных театров. Антреприза подчинена законам рыночной экономики и самоокупаемость для такого предприятия является главным средством существования Артисты – концертные исполнители. Актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 62 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литера- турных или художественных произведений. Арт-менеджмент – управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предприниматель- ства сферы искусства; совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менедж- мента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции. Арт-менеджмент профессиональное управление процессом создания художе- ственных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллективов самых различных твор- ческих организаций. Аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафикси- рованной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинемато- графические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной и последующей фиксации. Аудит (аудиторская проверка) – форма финансового контроля за дея- тельностью предприятий, фирм, организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности. Аудитория – консолидация группы людей, желающих приобщится к данному роду искусства. Афиша – средство печатной рекламы в форме плаката или объявления, с преобладанием текстового информационного начала. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 63 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Бартерная реклама – соглашение между издателями газет, журналов, радио и телевидения о предоставлении своего рекламного поля под рекламу друг друга на взаимовыгодной основе. Билборд – щитовая реклама, представляющая собой строительную конструкцию, на которой крепится щит с рекламой. Бизнес – частнопредпринимательская деятельность с целью получения дохода средствами, не противоречащими закону. Бизнесмен – человек, занимающийся бизнесом, предприниматель. Бизнес-менеджер – специалист, выполняющий функции финансового директора, бухгалтера. Блокбастер (от англ. blockbuster – «крупнокалиберная бомба») – фильм, на производство и рекламу которого затрачены значительные денеж- ные средства (фильм с многомиллионным бюджетом). Боевик – общее наименование приключенческого кино, включающее различные жанры: вестерн, детектив, триллер, с динамично развивающимся сюжетом. Брэнд – торговая марка. Брэндинг – система маркетинговых коммуникаций, в функции которой входит разработка фирменного стиля, отдельных его элементов, формирова- ние имиджа. Брэнд менеджмент – управление товарными знаками. Бюджет – финансовый план, в котором подводится итог доходов и расходов за определенный период времени. Валовой доход — сумма, полученная изготовителем аудиовизуального произведения, программы для ЭВМ, производителем фонограммы, организа- цией эфирного или кабельного вещания от использования или передачи прав использования соответствующим способом аудиовизуального произведения, программы для ЭВМ, фонограммы, передачи организации эфирного или ка- бельного вещания. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 64 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Видеоклип – небольшой видеосюжет, сопровождаемый игровым ис- полнением рок- или поп-песни. Аудиовизуальное произведение малых форм, основной целью которого является рекламирование песни. Воспроизведение — понимается изготовление одного или более экзем- пляров записи. Гастроли – концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более су- ток. Гастрольно-концертная деятельность в области музыкального шоу- бизнеса — любая деятельность, связанная с проведением на концертной площадке концертно-зрелищных мероприятий. Гильдия (от нем. glide) – объединение представителей какой-либо из профессий (актеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров и. т.д.), призван- ное защищать их профессиональные и социальные права. Грант (от англ. grant – дотация, субсидия, стипендия) – финансовая помощь, предоставляемая государственными, общественными или частными благотворительными организациями для осуществления творческих или об- щественно значимых проектов (создание фильмов, проведение исследований, подготовка конференций и т.д.). Демо-запись — демонстрационная запись, предназначенная для озна- комления издателей, спонсоров или слушателя с исполнителем или группой. Деятельность – специфическая человеческая форма активного отно- шения к окружающей среде, предполагающая ее целесообразное применение и преобразование. Дефицит – 1) недостаток, нехватка чего-либо; 2) убыток, превышение расходов над доходами. Дилер (от англ. dealer – торговец, агент по продаже) – 1) юридическое или физическое лицо, занимающееся куплей-продажей товаров и действую- щее от своего имени и за свой собственный счет. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 65 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Дистрибьютор – частное лицо или фирма-посредник, специализи- рующаяся на оптовых закупках товаров с дальнейшей их перепродажей. Дистрибьюция (от англ. distribution) – распределение, распростране- ние. Джингл – музыкальная фраза, используемая в качестве звукового ло- готипа рекламируемого продукта. Долби-система – система высококачественного стереозвукового пока- за фильма, созданная американским инженером Долби в XX в. Досуг, досуговое время – часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуаль- ного совершенствования, развлечений и других форм нерегламентирован- ной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие лич- ности. Досуговое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями в совре- менной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого челове- ка, которое происходит в свободное время. Жанр – тип художественного произведения со специфической формой, например, филармонический и эстрадный жанр. Жизненный цикл проекта – процесс последовательно сменяющихся стадий внедрения, роста, зрелости и спада процессов реализации проекта. Запись – воплощение звуков либо их отображений, позволяющее осу- ществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соот- ветствующего устройства. Зона вещания — территория, на которую осуществляет вещание орга- низация эфирного или кабельного вещания. Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид) – образ делового чело- века, представление о нем окружающих; репутация. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 66 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Имидж-маркетинг – использование знаменитостей для рекламы това- ров. Импресарио – профессиональный устроитель концертов, представле- ний, организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий от его имени, заключающий для него контракты. Частный предприниматель, инициирующий концертно-зрелищные мероприятия. Инвестиция (от лат. investio – одеваю) – долгосрочные вложения ка- питала в какую-либо отрасль как внутри страны, так и за ее пределами. Инвестор (англ. investor – вкладчик) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции. Индустрия досуга как бизнес в сфере досугового сервиса, производст- во продуктов и услуг рекреацилнного характера на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда. К ин- дустрии досуга и развлечений относят парки, аттракционы, боулинг-клубы, гольф-клубы, развлекательные центры, кинотеатры, аквапарки, дискотеки, ночные клубы, интернет-кафе, катки, роллердромы, игровую индустрию и др. В последнее время – игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы). Искусство – художественное творчество в целом – литература, архи- тектура, скульптура, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности че- ловеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм в отражении действительности. Исполнение – творческий процесс, целью и результатом которого яв- ляется воссоздание словесного или музыкального произведения средствами индивидуального исполнительского мастерства. Исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, поет, читает, играет на музыкальном инструменте, танцует или иным образом исполняет произведение литературы и искусства, либо выра- жения фольклора (в том числе эстрадный, цирковой или культурный номер), а также режиссер-постановщик спектакля или дирижер. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 67 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Исследование – всестороннее изучение чего-либо по заранее намечен- ному плану. Кастинг (англ. casting) – процесс подбора актеров режиссером или продюсером. Данное понятие используется и в модельном бизнесе (кастинг моделей перед показом коллекции одежды). Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей покупателей в соответствии с ее назначением. Клипмейкер – режиссер видеоклипа, результат деятельности которо- го – создание видеоряда на музыкальную композицию. Клуб – социальный институт, добровольное объединение людей в це- лях общения, связанного с интересами. Коммерческая деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли. Коммуникация массовая – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на качест- венно большие, рассредоточенные аудитории. Конкурентоспособность – способность товара или услуги обеспечить коммерческий успех на определенном рынке в условиях действия конкурен- тов. Конкуренция — экономическое соревнование между хозяйствующими субъектами за сферу влияния, аудиторию и др., т.е. за наиболее выгодные ус- ловия создания и продвижения музыкальных проектов для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении од- ной и той же цели, на каком-либо поприще. Контракт – особая форма трудового договора, заключаемого в пись- менной форме и устанавливающего взаимные права и обязанности сторон в течение определенного срока. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 68 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распростра- няемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Концепция радиовещания – стилистическая направленность материа- лов, сообщаемых в эфир, и манера их подачи. Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов ис- кусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертная площадка — специально оборудованное место, предна- значенное для проведения концертно-зрелищных мероприятий либо позво- ляющее организовывать концертно-зрелищные мероприятия. Концертно-зрелищное мероприятие — эстрадные представления, концерты с участием профессиональных эстрадных актеров, певцов, арти- стов, музыкальных групп и коллективов, представляющих музыкальные про- изведения с текстом или без текста, с возможным сочетанием декламацион- ных, хореографических, танцевальных и других номеров на концертной площадке. |