Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
Скачать 0.58 Mb.
|
Концертный альбом — альбом, состоящий более чем на 20% (по дли- тельности звучания) из записей, сделанных во время концерта. Конъюнктура – 1) совокупность условий, сложившаяся обстановка в какой-либо области; 2) совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период. Копирайтер – текстовик, разрабатывающий рекламные обращения, лозунги, девизы. Креатив-технология — творческие инновации, внедряемые в процес- се реализации продюсерского (художественного) проекта. Культура – это совокупность созданных человеком духовных и мате- риальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, ис- кусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качест- во жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 69 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова развития и коллективный интеллект человечества. Средство самоорганиза- ции, саморегуляции и самоутверждения личности, стимулирования развития ее творческих потенций. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах ма- териального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе Культура досуга – мера социально-культурной самореализации лично- сти в условиях досуговой деятельности. Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохране- нию, формированию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациям культуры другим юридическим и физическим лицам для удовлетворения культурных и эстетических потребностей потенциальной аудитории. Лейбл – этикетка. Лизинг (англ. leasing, от lease – сдавать, брать в аренду) – долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, преду- сматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Литературные и художественные произведения — все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода про- изведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хо- реографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с тек- стом пли без текста; кинематографические произведения, к которым прирав- ниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематогра- фии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведе- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 70 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова ния прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эс- кизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. Личные неимущественные права автора – это право называться авто- ром, право на имя, право на обнародование (включая право на отзыв) и на защиту репутации автора и произведения. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удов- летворение нужд и потребностей посредством обмена; система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. Основ- ные понятия маркетинга: нужда, потребности, запросы, товар, сделка, рынок, спрос, услуга и др. Комплекс организационных, рекламных и других мер, обеспечивающих устойчивый сбыт продукта (услуги). Масс-медиа – понятие, охватывающее различные средства массовой информации, рекламные и PR-агентства. Мастеринг — последняя стадия студийной записи песни, предпола- гающая выравнивание всех дорожек и представляет собой сужение диапазона частот. Мастертейп – двудорожечная стереозапись композиций на магнитной цифровой кассете формата R-DAT, на компакт-диске или ином приемлемом для компании носителе, полностью отредактированная, сбалансированная и подходящая для производства компакт-дисков и аудиокассет. Мейджор — крупный рекорд-лейбл, под контролем которого находит- ся огромная доля музыкального рынка. Распространенная форма такой моно- польной компании-концерн, владеющий мощными промоструктурами: ра- диостанции, телеканалы, дистрибьюторская сеть и др. В состав такого кон- церна обычно входит множество мелких рекорд-студий, финансируемых за счет его средств, (от анг. majors – крупный, мажорный) – в шоу-бизнесе так иногда называют крупную корпорацию. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 71 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Менеджер – предприниматель в профессиональном искусстве, зани- мающийся организацией концертной деятельности исполнителей. Менеджмент – управление производственным процессом; совокуп- ность принципов, методов, средств управления производством с целью по- вышения его эффективности и увеличения прибыли; с целью координации действий сотрудников, служб и реализации возможностей предприниматель- ства. Наибольшее внимание в менеджменте уделяется управлению персона- лом, использованию принципа человеческих отношений, кадровой политике. Менеджмент в сфере искусства – особая область знаний, помогаю- щая осуществить функции руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных). Продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполните- лей и т.д. Менеджмент шоу-бизнеса – область знаний, помогающая осущест- вить руководство процессом создания художественных (материальных и ду- ховных) ценностей и продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности, авторов, исполнителей, режиссеров, то есть всех субъектов, работающих в шоу-бизнесе. Мерчендайзинг – выпуск и распространение товаров с изображением и символикой артиста, реализуемые с целью рекламы самого проекта и прода- жи этих товаров. Миссия организации – главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для достижения главной цели и выработки стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников. Мода – господство популярных в данное время форм внешнего вида, одежды, предметов быта, атрибутов массовой культуры. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 72 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Мотивы– то, что побуждает деятельность человека, ради чего она со- вершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. Осознанное побуждение, обуслав- ливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека, является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, по- казывает отношение человека к требованиям общества. Музыкальная эстрада – отдельные законченные музыкальные номера, объединенные конферансом или несложным сюжетом. Музыкальный шоу-бизнес — предпринимательская деятельность юри- дических лиц, включающая в себя гастрольно-концертную деятельность профессиональных эстрадных артистов и музыкальных коллективов, дея- тельность по продюсированию профессиональных эстрадных артистов и му- зыкальных коллективов, а также деятельность по производству и (или) рас- пространению музыкальной аудио- и видеопродукции. Мультиплекс (от англ. multiplex – сложный, составной) – современный кинотеатр с несколькими комфортабельными залами, оснащенными систе- мами долби, имеющие общее фойе, буфет и единую технологическую петлю. Мюзикл (англ. musical – музыкальный) – представление с преоблада- нием музыкальных и танцевальных номеров. Народная художественная культура – понятие, охватывающее устно- поэтический и музыкально-драматический фольклор, художественную само- деятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как не- формализованное бытовое досуговое творчество, фольклоризм или вторич- ный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художествен- но-прикладное искусство и изобразительный фольклор. Номер – 1) целостное самостоятельное произведение; 2) составная часть концерта, предполагающая выход на сцену коллектива или исполните- ля. Ноу-хау (от англ. know now – знаю как) – условное обозначение разно- видности интеллектуальной собственности – технологических секретов про- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 73 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова изводства, практического опыта производственной, технической, коммерче- ской, управленческой или иной деятельности, которые представляют ком- мерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной прак- тике, но не имеют патентной защиты. Организация работы клубного учреждения – система мер, обеспечи- вающих функционирование клуба и достижение желаемых результатов по- средством упорядочивания его деятельности. Основные направления менеджмента – стратегическое управление качеством, система стимулирования работников, управление маркетингом. Отдых – определяемый социальными условиями психофизиологиче- ский процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физическое, психическое и интеллектуальное качество в человеке. Отпускная цена — цена, по которой отпускаются изготовителем для реализации экземпляры аудиовизуального произведения, программы для ЭВМ, фонограммы, видеозаписи передачи организации эфирного или ка- бельного вещания, промышленного изделия и других носителем Паблик рилейшнс – управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффек- тивной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечиваю- щей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды. (От тт. public relations – общественные связи) – организация общест- венного мнения по отношению к фирме (или отдельному лицу) со стороны не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, рекламная деятельность с привлечением средств массовой информации. Паблисити (от шт. publicity) – известность, признание, популярность каких – либо субъектов или структур (артиста, коллектива, фирмы, предпри- ятия). Передача в эфир — понимается передача беспроволочными средства- ми звуков или изображений и звуков для приема публикой. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 74 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Персональный менеджер – специалист по подбору персонала для эст- радных исполнителей (агента, юриста), а также компании звукозаписи; коор- динирующий гастрольное турне. Поп-музыка – популярная, общедоступная музыка, понятие, охваты- вающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки. Портфолио (от лат. portfolio) – альбом с фотографиями и материала- ми, в котором отражена творческая деятельность исполнителя. Потребители рекламы — юридические или физические лица, до све- дения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответст- вии с культурным уровнем и личностью индивида. Объективная нужда орга- низма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функциониро- вания человека. Предпринимательство – процесс создания новых товаров, работ, ус- луг, обладающих ценностью для потребителей; удовлетворения постоянно растущих потребностей аудитории; процесс, осуществляемый на основе по- стоянного комбинирования факторов производства и эффективного исполь- зования имеющихся ресурсов для достижения положительных результатов. Особый вид экономической деятельности, основной целью которой является извлечение прибыли. Основными компонентами предпринимательства явля- ются: собственнический аспект, автономность и самостоятельность в приня- тии решений, инициатива и инновационность. Презентация (англ. presentation – представление) – рекламная акция по представлению продукта. Пресс-кит – папка с пресс-релизами, фотографиями и другой справоч- ной информацией о какой-либо фирме; обычно распространяется на пресс- конференции с целью создания паблисити. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 75 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Пресс-конференция – встреча, беседа политического, общественного или научного деятеля с представителями печати, радио, телевидения по во- просам, представляющим общественный интерес. Пресс-релиз – сжатая информация о товаре, фирме, мероприятии для публикации в прессе. Престиж — признание способностей, знаний, успехов руководителя, мера и уровень влияния этих факторов на исполнительность. Программа интерактивного типа («мультимедиа») – для ЭВМ, про- грамма для всех видов персональных ЭВМ (в том числе для телевизионных игровых компьютерных приставок), основанная на диалоговом (интерактив- ном) взаимодействии пользователя с ЭВМ. Проект – задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты. Идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты. Продакшн-менеджер – специалист коммерческой фирмы сферы шоу- бизнеса, заведующий постановочной частью, отвечающий за музыкальную и техническую аппаратуру и оборудование. Продюсер – 1) специалист в сфере арт-индустрии, основными функ- циями которого является работа с проектами, поиск и создание новых кол- лективов и исполнителей, подготовка оригинальных программ; доверенное лицо какой либо частной или государственной структуры, осуществляющее художественное и организационное руководство концертным предприятием и осуществляющее финансовый контроль; 2)специалист по созданию и реа- лизации творческих коммерческих проектов в сфере культуры и шоу- бизнеса. Производитель фонограмм — физическое или юридическое лицо, ко- торое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков. Промоушн (от англ. promotion) – продвижение, стимулирование про- движения товара, исполнителя и т.д. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 76 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Промокампания (сокр. «промо») — стратегия продвижения продюсер- ского проекта на рынок. Предполагает использование различных инструмен- тов продвижения — СМИ, PR-деятельность, менеджмент, деловые связи, се- ти сбыта, маркетинговую деятельность и др. Профессиональная компетентность менеджера – это качественный уровень профессиональной деятельности, ориентированной на социально значимый, культурно-творческий конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. Публикация – понимается предоставление публике экземпляров фоно- граммы в достаточном количестве. Рейтинг – оценка, отнесение к классу, разряду или категории. Реклама – целенаправленное воздействие на потребителя с помощью СМИ и прочих средств для продвижения товаров на рынке. Распространяе- мая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формиро- вать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся ис- точником рекламной информации для производства, размещения, после- дующего распространения рекламы. Рекламное агентство – профессиональная организация, предостав- ляющая клиентам услуги по планированию и проведению рекламных кампа- ний в средствах массовой информации, изготовление и прокат корпоратив- ных фильмов, роликов и т.д. Рекламопроизводитель – юридическое или физическое лицо, осуще- ствляющее полное или частичное приведение рекламной информации к гото- вой для распространения форме. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 77 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Рекламораспространитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информа- циипутем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также кана- лов связи, эфирного времени и иными способами. Рекорд-индустрия – индустрия звукозаписи, включающая такие субъ- екты, как студии звукозаписи, рекорд-лейблы, мейджоры, компании, произ- водящие и распространяющие музыкальное оборудование и другую музы- кальную продукцию. |