Арт-менеджмент. Курс лекций для студентов специальностей 121 04 0102 Культурология (прикладная)
Скачать 0.58 Mb.
|
Тема 1.3. Основные направления развития арт-менеджмента как области научного знания Начиная с середины ХХ века в научной литературе, посвященной проблемам изучения современного искусства в его социальном контексте, Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 19 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова находит свое отражение процесс осмысления и разработки концептуально- методологических и теоретико-технологических основ арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере культуры и искусства. В отечественной науке, обращенной непосредственно к проблемам функционирования искусства и культуры в современной обществе, отмечает- ся активизация исследовательской деятельности по систематизации и расши- рению теоретических знаний о закономерностях развития арт-менеджмента как специализированной области научного знания. Активность исследователей чаще всего направлена на определение со- циально-культурной сущности арт-менеджмента, выявление круга функций и задач профессиональной деятельности арт-менеджера, а также на рассмотре- ние других вопросов из числа функций управления в сфере культуры и ис- кусства. Весьма продуктивно осуществляются исследования относительно тех- нологических аспектов функционирования арт-менеджмента как самостоя- тельного вида профессиональной деятельности специалистов. Особым пред- метом исследования здесь выступает компетентностная модель арт- менеджера и система его специальной подготовки, включая функциональные обязанности и алгоритмы профессиональной деятельности в разных видах художественной практики, включая основные направления современного ис- кусства. Научные исследования прежде всего связаны с изучением направлений деятельности арт-менеджера, с выявлением современных социокультурных аспектов его деятельности, круга задач и обязанностей, основ коммерческой деятельности, технологий создания организации искусства и арт-фирм. Осо- бое внимание современные культурологи и маркетологи обращают на алго- ритмы осуществления рекламных кампаний, разработку имиджа, механизмы поиска спонсорской помощи и другие вопросы из числа функций управления в сфере культуры и искусства. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 20 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Нельзя не отметить, что в ряде исследований арт-менеджмента актуа- лизируется необходимость создания так называемого, национально- ориентированного арт-менеджмента, который бы включал в себя культуро- охранные, культуротворческие, образовательные, исследовательские, про- ектные, информационно-рекламные, управленческие технологии и выраба- тывал бы инновационные (альтернативные) технологии, стимулирующие ин- терес к национальному искусству и отечественной культуре. Можно утверждать, что, несмотря на повышенный интерес профессио- нальной среды к проблемам управления в сфере отечественного искусства и культуры, ощущается острая недостаточность концептуально-теоретических разработок, посвященных проблемам арт-менеджента, научно обоснованных алгоритмов профессиональной деятельности специалистов в условиях Бела- руси, с учетом национальных традиций, менталитета белорусского народа, а также особенностей становления и развития современных видов и форм ху- дожественной деятельности. Таким образом, разработка проблем, посвященных арт-менеджменту, в значительной мере может восполнить существенный пробел в области как теоретического, так и прикладного поля деятельности арт-менеджеров. Ре- зультаты исследования особенностей арт-менеджмента в белорусском искус- стве необходимы для обеспечения теоретической базы для специального об- разования культурологов-менеджеров, продюсеров, имиджмейкеров и др., подготовка которых осуществляется в ряде учебных заведений Беларуси. Практика подготовки арт-менеджеров в условиях высшего образования выдвигает перед наукой ряд задач, в числе которых дальнейшая разработка методологических и теоретических основ арт-менеджмента как вида управ- ленческой деятельности в сфере культуры и искусства; исследование арт- менеджмента как самостоятельной сферы профессиональной деятельности в структуре социокультурного менеджмента; выявление особенностей арт- менеджмента в различных видах и формах культуротворческой деятельно- сти; определение основных компетенций арт-менеджера и механизмов фор- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 21 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова мирования его профессиональных умений и навыков; разработка и внедрение инвариантных моделей учебных планов подготовки арт-менеджеров в усло- виях высшей школы. Как и многие другие сферы, искусство и культура испытывают на себе влияние всеобщей глобализации, которая представляет собой проблему для художественного творчества, организаций культуры и искусства, так как сильно влияет на внутренний рынок. Экономика третьего тысячелетия вхо- дит в новый цикл развития, основанный на внедрении инноваций, развитии информационных технологий и Интернет-коммуникаций. И здесь вклад арт- менеджмента неоценим. Учитывая, что искусство и культура всегда были связаны с инновацией, информацией, символами, ломкой стереотипов, имен- но арт-менеджмент призван играть основную роль в создании системы управления, настроенной на новый тип экономических отношений. Таким образом, результаты исследования арт-менеджмента в сфере культуры и искусства позволяют рассматривать его как синтез искусства и управления. Дальнейшая же разработка концептуально-теоретических и технологических основ арт-менеджмента остается актуальной проблемой. Наиболее востребованными в сфере белорусского искусства представляются следующие направления исследований арт-менеджмента: арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искус- ства; арт-менеджмент как теоретическая база продюсерской деятельности в сфере белорусской эстрадной музыки; технологии арт-менеджмента в куль- турно-досуговой индустрии; реклама и маркетинг в структуре белорусского арт-менеджмента; кадровый ресурс арт-менеджмента в Беларуси и др. Тема 1.4. Вклад Франсуа Колбера в становление теории арт-менеджмента Начиная с исследований Франсуа Колбера, опубликовавшего более 100 работ по вопросам маркетинга и менеджмента в сфере культуры и искусства, Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 22 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова являющегося основателем «школы арт-менеджмента» и главным редактором Международного журнала по арт-менеджменту, исследователи рассматрива- ют арт-менеджмент в качестве одного из функционально-ролевых видов дея- тельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распро- странения культурных ценностей. Арт-менеджмент по праву может претендовать на статус самостоятель- ного научного направления, отделившего от классического менеджмента и экономической теории по ряду существенных признаков. К примеру, Фран- суа Колбер называет «арт-менеджмент – наукой третьего тысячелетия». Рас- суждая о научном статусе арт-менеджмента автор утверждает, что с появле- нием международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (AI- MAC) и проведением ее пятой конференции, которая прошла 2003 году в Хельсинки, «в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о воз- никновении нового дисциплинарного направления. Результаты этой конфе- ренции могут рассматриваться как знак того, что арт-менеджмент уже заявил о своей независимости от экономики культуры». Тема 1.5. Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента Арт-менеджмент рассматривается преимущественно в структуре ме- неджмента социально—культурной деятельности. В частности, на этой пози- ции настаивают В.М. Чижиков, В.В. Чижиков: «профессиональное назначе- ние менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществ- лении следующих функционально-должностных видов деятельности: менед- жера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уров- ней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеат- ров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодежных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 23 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа». 1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, во- влеченности и развития человека, что обуславливает необходимость станов- ления и развития особого типа управления – сопричастного менеджмента. 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной ор- ганизации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою оче- редь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного раз- вития соответствующего региона. 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере – это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармо- ничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очер- ченных определенной социокультурной деятельностью. 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня ха- рактер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер со- циально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерно- стями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия. 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами произ- водственного процесса являются в основном люди творческого труда, про- цесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мо- тивационные и стимулирующие факторы. Оценка человеческого фактора в системе производства, формирование научных взглядов на управление персоналом начались вместе с формирова- нием теории управления как науки. Это произошло более ста лет назад, в самом Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 24 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова начале периода промышленной революции. В настоящее время принято рас- сматривать три группы теорий управления персоналом: 1) классические тео- рии; 2) теории человеческих отношений; 3) теории человеческих ресурсов. Видные представители классических теорий — Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев. К представителям теории чело- веческих отношений относятся: Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк. Авторами тео- рии человеческих ресурсов, как известно, являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор. 1. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 гг. Главное в эффективном управлении состояло в четком разграничении пол- номочий между руководителем и его подчиненными, в донесении идей выс- шего руководства до непосредственного исполнителя. Человек воспринимал- ся как «элемент системы». Считалось, что труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения и более важно то, что они имеют заработок. Главной задачей руководителя являлся строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике. 2. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х гг. Была разработана концепция «психологического» человека. Признавалось, что индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают же- лание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированно- сти к труду, чем уровень заработной платы. Управление ориентировалось на малые группы на снятие напряженности, устранение конфликтов, утвержде- ние принципа коллективизма. Главной задачей руководителя становилось следующее: помочь трудящимся ощущать себя полезным и нужным. Необ- ходимо было информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организа- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 25 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова ции, предоставлять им определенную самостоятельность и поощрять само- контроль над исполнением. 3. Теории человеческих ресурсов сложились примерно в 1960-е гг. ХХ в. и исходили из признания труда как доставляющего удовлетворе- ние большинству индивидов. Они ответственны, способны к самостоя- тельности, творчеству, личному самоконтролю, стремятся внести свой вклад в реализацию общих целей, в разработке которых принимают участие. Человек называется «социальным, развивающимся». Главной задачей руководителя становилось более рациональное использование человеческих ресурсов, создание в коллективе обстановки максималь- ного проявления способностей для каждого члена коллектива, привле- чения к решению важных проблем, постоянное расширение самостоя- тельности и самоконтроля у подчиненных. 4. С конца 90-х годов прошлого века в управлении проявляется инно- вационная и предпринимательская направленность. Главным становится со- лидарный стиль, совместное мышление. Укрепляется самоуправление как основа организации. Возникает понятие «предприимчивый» человек как ос- новная характеристика члена коллектива. В рамках концепции управления человеческими ресурсами обо- значился органический подход к управлению, расширяющий традицион- ные функции организации труда и зарплаты. Это рассмотрение орга- низации аналогично живой системе, существующей в окружающей среде и соответствующей доминирующим потребностям личности: самоактуализация – побуждение служащих к максимальной вовлечен- ности в процесс труда и управления, превращение работы в главное средство самовыражения служащих; самоуважение – работа как зона устремлений работника, обеспечивающая его автономию, ответствен- ность и развивающая самоидентичность; социальные потребности – необходимость в общении с коллегами и ощущение нужности людям; потребность в безопасности – работа как средство защищенности со- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 26 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова трудникам, обеспечиваемое программами пенсионного, социального и медицинского страхования, гарантией занятости, перспективами карь- еры внутри организации, охраной труда; физиологические потреб- ности – работа как обеспечение возможности восстановления затра- ченной работником энергии через заработную плату и другие виды материального вознаграждения [11]. 5. В последние годы развивается концепция представлений об организации как культурном феномене (культурологический взгляд) и гуманистический подход к управлению человеком. В системе управле- ния преобладает не иерархический диктат, а организационная культура, направляющая действия работников через соответствующие эталоны раз- вития, отраженные в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах организации, социальных общностей. Рассмотрение смены парадигм управления с точки зрения эволюцион- ного подхода позволяет раскрыть взаимосвязи моделей менеджмента с эта- пами социокультурного развития страны, национальным характером эконо- мики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, ме- неджментом духовной сферы жизнедеятельности народов, наций, их деловой культурой. Предполагается более полное использование потенциала сотруд- ников, а не минимизацию затрат (критерий эффективности), внедрение самоконтроля, а не внешнего контроля, замена бюрократической цен- трализации на органичную, гибкую форму организации. Коллективная структура, учитывающая все многообразие позиций собственных сотрудни- ков, поощряющая их формулирование и сопоставление результатов различ- ного осмысления реальности, должна обеспечить возможность диалога, под- разумевающего «свободное течение смысла», когда каждый человек должен быть выслушан, а основная цель состоит совсем не в том, чтобы победить (в этом и состоит принципиальное отличие от дискуссии). Компания из сово- купности более или менее скоординированных отдельных направлений работ Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 27 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова преобразовывается в сетевую систему постоянных взаимодействий, обеспе- чивая свободную циркуляцию внутренней энергии группы. «Снятие ограни- чений, обусловленных жесткой трактовкой должностных обязанностей, пре- доставляет каждому отдельному сотруднику шанс выиграть от того, что мо- жет предложить группа в целом, а в результате — укрепить собственную мо- тивацию. В условиях, когда цель, составляющая основу отдельного вклада, получает должное освещение и становится понятной для всех, сотрудники начинают чувствовать себя связанными друг с другом одним общим делом». В арт-менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательность организационных действий; иерархаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды. Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления. Система принципов арт-менеджмента в сфере культуры и искусства является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 28 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства. К числу важнейших закономерностей арт-менеджмента следует отнести: 1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства; 2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт-менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства; 3) эффективность арт-менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу; 4) потенциал арт-менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым; 5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами; 6) соответствие организационно-управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности; 7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией; 8) оптимальное использование в процессах управления художественно- творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа. Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы арт-менеджмента. Теория социально-культурной деятельности включает в свое родовое понятие самые широкие и разнообразные явления культуры. Примем, в каче- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 29 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова стве фундаментального, наиболее общее определение, приведенное М.А. Ариарским в издании «Прикладная культурология»: «социально- культурная деятельность – это обусловленная нравственно- интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему разви- тию ценностей культуры». С полным основанием можно говорить, что в этой сфере деятельности проявляются все разнообразие социокультурных связей и отношений, обес- печивающих необходимую для общества интенсивность процессов социо- культурного развития. Задействованы в этих процессах люди, средства про- изводства, материальные структуры, технология, информация через много- численные производственно-хозяйственные образования (или производст- венно-хозяйственные системы как физические объединения реальных эле- ментов для выполнения программы или цели). Для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов осуществляется регулирование, заключающееся в создании ма- териальных, организационных, технологических условий, в том числе и через привлечение и организацию ресурсов (понятие ресурсы происходит от франц. «resources» и обозначает «источники средств, доходов»). Таким обра- зом формируется производственно-творческий потенциал субъектов куль- турной деятельности. Экономическая теория включает в понятие ресурсов «все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг». Теория социально-культурной деятельности включает в ресурсную базу СКД (социально-культурной деятельности) спе- цифический, но довольно широкий список ресурсов: нормативный, кадро- вый, финансовый, материально-технический, демографический, социальный (как запасы творческой энергии личности, социальных групп и общества в целом – социальные, познавательные, деятельные). Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 30 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Качественная специфика сферы культуры может быть выражена под- разделением ресурсов на две группы: ресурсы воздействия, или творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и ин- формационные) и ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населе- ния и функционально-свободное время). Социокультурный менеджмент, в отличие от стратегического и других, имеет признаки сопричастного менеджмента. Локализуясь в конкретном со- циокультурном предмете управления, такой менеджмент не исключает таких общих управленческих действий, как упорядочение, регулирование системы в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды, но в большей степе- ни направлен на деятельность по руководству людьми, на деятельность по осуществлению деятельности. Профессию менеджера социокультурной деятельности, таким образом, можно определить как род деятельности, источником мотивации которой яв- ляется искусство побуждения людей к достижению желаемых целей, получе- нию намеченных результатов. Профессионально подготовленный специалист культуры выступает в качестве менеджера творческой деятельности в культуре и в качестве творца ее ценностей. Большое значение в этой связи имеют организаторские, твор- ческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно- досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально. Рассматривая признаки, лежащие в основе профессионального мастер- ства специалиста культуры, Н.К. Бакланова указывает, что деятельность спе- циалиста культуры профессионально целесообразная, индивидуально- творческая и оптимальная, а профессиональное мастерство – это качествен- ный уровень профессиональной деятельности, носящей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и опти- мальный процесс его достижения. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 31 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова В различных сферах деятельности учреждений культуры выделяются иные требования к системе профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных способностей и качеств личности. Профессиональное мастерство не может быть сформировано только в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его ос- новы. Оно представляет собой совокупность теоретических знаний и практи- ческого опыта, полученного в результате профессиональной, порой длитель- ной, деятельности. Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоени- ем теоретических знаний, а с другой – с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности. Синтез теоретических профессиональных знаний, практических уме- ний и навыков в совокупности со способностями и качествами личности яв- ляется базовой основой профессионального мастерства специалиста, необхо- димого для успешного решения разноплановых профессиональных задач культурной деятельности. Одним из главных свойств профессионального мастерства специалиста является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Формирование целей (целеполагание) относится к важнейшей части методологии как менеджмента в целом, так и арт-менеджмента в частности. Решение вопросов выбора цели менеджер-руководитель должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и добросовестное отношение персонала организации к выбранной цели. Цель, как известно, – фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет собой опредмеченный мотив, который пробуждает организацию или отдельных ее членов к действию ради чего-то. Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 32 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова Производный термин «целеполагание» означает, что действие или поведение организации можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием. Для перевода системы управления из существующего состояния в желаемое необходима конкретная программа действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой. Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации. Миссия организации – это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенный вид ее деятельности. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для достижения главной цели и выработки стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников. В некоммерческой организации, какими могут быть организации сферы культуры и искусства, миссия заключается в удовлетворении потребности населения в определенного рода духовных услугах, запросов населения в интеллектуальных продуктах. Стратегия, в свою очередь, – это основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается посредством: • оценки и анализа внешней среды организации; • диагностического анализа внутренней среды организации; • разработки и анализа стратегических альтернатив; • выбора наиболее предпочтительного аврианта стратегии; • оценки стратегии соотносительно миссии и главной цели организации; Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 33 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова • реализации стратегии в форме программы, бизнес-плана. Тактика – это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени деятельности организации. Ее назначение – это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности. Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей. Менеджмент сегодня можно рассматривать как своеобразную культуру управления, присущую развитой гуманистической цивилизации, стремящей- ся глобализовать усилия человечества как ноософное явление. Рассмотрение смены парадигм управления с точки зрения эволюцион- ного подхода позволяет раскрыть взаимосвязи моделей менеджмента с эта- пами социокультурного развития страны, национальным характером эконо- мики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, ме- неджментом духовной сферы жизнедеятельности народов, наций, их деловой культурой. В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается ме- неджмента в сфере культуры. Современная парадигма управления меняет свою сущность путем на- ращивания гуманистических подходов к управлению. Необходимо решать новые задачи, по экономичному расходованию не только материальных и финансовых капиталов, но и человеческих — здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала. Вопрос стоит и об из- менении форм и направленности стимулов труда уже с иных позиций – фор- мационного развития общества и управления. Американский психолог А. Маслоу пошел дальше в своих исследова- ниях, выдвинув концепцию о самореализующемся работнике, достигшем высшего уровня реализации потребностей, поскольку за счет личной незави- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 34 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова симости, максимального использования своих способностей и ответственно- го отношения к работе он сумел удовлетворить все предыдущие потребно- сти. Парадигма менеджмента человеческих ресурсов стала пониматься так, что успешность работы организации обеспечивается тем, насколько полно используется потенциал персонала при достижении целей, а методы управ- ления должны быть направлены на то, чтобы сделать человеческие ресурсы фирмы наиболее продуктивными. Использование всех возможностей человека становится ведущим на- правлением в деятельности процветающих арт-фирм и учреждений культу- ры. Создаются организационно-технические и социально-психологические условия для максимальной реализации профессиональных, физических и ду- ховных качеств специалистов-профессионалов. Организации и их структуры становятся открытыми системами, готовыми к обмену информацией с окру- жающей средой, а современная парадигма управления содержит в себе мар- кетинговую концепцию управления бизнесом и концепцию социальной от- ветственности менеджмента. Смена управленческого мышления и освоение новой управленческой культуры происходят в борьбе двух подходов к управлению: рационалисти- ческого и поведенческого. В рационалистическом подходе управление стро- ится на получении максимальной прибыли от деятельности сотрудников, ра- бочих по переработке природных ресурсов. Поведенческий подход основан на максимальном эффекте от инициативной деятельности и реализации ква- лификационных интересов каждого участника команды. В зарубежной управленческой мысли поведенческий менеджмент ус- тупает менеджменту обучения и знаний, сущность которого заключается в раскрытии человеческих возможностей. Данные теории видят ресурсы управления в неиспользованных человеческих возможностях, открытости границ и интенсивности информационных потоков, взаимопроникновении национальных культур, что вызывает необходимость в постоянном обучении персонала, усвоении им новых знаний, технологий, ценностей деловой, орга- Макарова Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента 35 © Институт современных знаний имени А.М. Широкова низационной, трудовой, инновационной и других видов культуры управле- ния. Соответственно меняется поведение и стиль мышления сотрудников, система ценностей, которые способствуют успеху и устойчивому росту орга- низации. Организация становится обучающей системой, представляя собой новый тип управления. |