Бердинских В.А. История России. Курс лекций и практикум. Курс лекций и практикум
Скачать 2.81 Mb.
|
Расстановка социально-политических силБольшевики и Красная Армия в годы гражданской войны олицетворяли идею Советской власти. На стороне большевиков изначально была значительная часть пролетариата (в основном малоквалифицированного) и беднейшее крестьянство. В зависимости от конкретной ситуации, от той политики, которую проводили на контролируемых территориях “красные” и “белые”, симпатии к большевикам могли испытывать многочисленные колеблющиеся крестьянские массы, городские обыватели, часть провинциальной интеллигенции. Вообще региональные исследования истории гражданской войны показали, что основная масса волостного и уездного населения не занимала четких и прочных позиций по отношению к большевикам и контрреволюции, его всегда гораздо больше волновали хозяйственные проблемы, чем политические. Поэтому настроения этой части общества зависели от конкретного момента; она была готова принять любую власть, которая дала бы стабильность и возможность спокойно заниматься своим делом. Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) вначале создавалась на добровольной основе. Это была принципиальная установка большевиков. В мае 1918 г. в рядах РККА насчитывалось более 300 тыс. человек. Около 90% красноармейцев прошло через сражения первой мировой войны; 71,2% добровольцев либо вступили в большевистскую партию, либо сочувствовали ей. Однако сил одних добровольцев уже летом — осенью 1918 г. стало явно недостаточно для эффективного противодействия антибольшевистскому движению. Начинается массовый призыв солдат, преимущественно из крестьян в Красную Армию. Эта мера воспринималась как вынужденная и временная, только до окончания войны. Нередко призыв становился принудительным, так как крестьяне, едва вернувшиеся с мировой войны, не стремились вновь надеть солдатскую одежду. Командирам Красной Армии приходилось бороться и с дезертирством. РККА строилась на основе железной дисциплины, к нарушителям применялись наказания вплоть до расстрела. По инициативе народного комиссара по военным и морским делам, председателя Реввоенсовета Л. Троцкого были даже созданы концлагеря для дезертиров. Правда, они сильно отличались от тех, которые появятся в 30-е годы, и часто представляли собой просто огороженную территорию, охраняемую несколькими красноармейцами, куда могли приходить родственники дезертиров, приносить еду и общаться. В августе 1918 г. Троцкий издал следующий приказ: “Если какая-нибудь часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым — командир”. Привлекались в Красную Армию и офицеры, служившие ранее в царской армии, — так называемые “старые военные специалисты”. Были среди них люди разных политических убеждений и совсем далекие от политики: кто-то действительно стал сочувственно относиться к деятельности большевиков, кто-то решил принять их власть как наименьшее зло, а для кого-то это был вынужденный компромисс. Семьи этих офицеров находились под контролем ВЧК и в случае их измены могли быть репрессированы. По некоторым данным, около 80 тыс. генералов и офицеров царской армии добровольно перешло на сторону Советской власти. К концу гражданской войны 48% высшего командования РККА составляли именно эти офицеры, 15% — бывшие унтер-офицеры, 37% — выпускники советских командных курсов и школ. Антибольшевистское движение внутри России было представлено двумя основными направлениями. 1. Белое движение Было бы ошибочно отождествлять белое движение с борьбой за восстановление в России монархии. Среди участников этого движения было немало людей, приветствовавших отречение Николая II и даже принимавших непосредственное участие в февральских событиях, а в целом идеологи “белого дела” провозглашали борьбу за восстановление законности. “Белая идея” возникла еще в середине 1917 г. Она отражала взгляды блока монархистов, части октябристов и кадетов, которые стремились противодействовать радикальным силам, прежде всего большевикам. Белый цвет являлся традиционным символом законности, правопорядка в противоположность красному — цвету крови и борьбы. Ведущие идеологи “белого дела” — Н. Львов, В. Шульгин, П. Струве — проповедовали “национальную идею” во имя “единой и неделимой России”, защиты ее от “засилья Интернационала”. Девизом “белого дела” стало “непредрешение государственного строя России”. Программа включала в себя следующее: — после ликвидации Советской власти установить на переходный период военную диктатуру для “умиротворения страны”, в дальнейшем вопрос о форме правления решит Земский Собор или Учредительное собрание, восстановление монархии не исключается; — восстановить господствующее положение Русской Православной Церкви; — отменить национализацию, восстановить права собственности; — аграрный вопрос оставить на рассмотрение Учредительного собрания; — восстановить армию на началах подлинной военной дисциплины и продолжать участие в мировой войне до полной победы. Впоследствии один из руководителей белого движения генерал М. Алексеев признавал, что Учредительное собрание упоминалось лишь по необходимости, как наиболее популярный политический лозунг. Состав участников белого движения в период гражданской войны был довольно разнороден. Здесь почти не было представителей социальных “низов”. Генерал Л. Корнилов, встречая прибывающих на Дон белогвардейцев, с досадой говорил: “Это все офицеры, а где солдаты?” Можно выделить следующие составляющие белого движения. а) Офицерский корпус армии (главным образом высшее и среднее звено). По некоторым оценкам, более 1/3 офицерского корпуса воевало на стороне белых, менее 1/3 — на стороне красных, еще примерно 1/3 растворилась в массе населения и в гражданской войне не участвовала. Офицерство выступало не только против большевиков и диктатуры пролетариата, но и против Советской власти в принципе. Оно придерживалось в основном конституционно-монархических взглядов, хотя вообще старалось дистанцироваться от политических группировок. Верховный руководитель сформированной на Дону Добровольческой армии генерал М. Алексеев говорил так: “Руководящие деятели армии сознают, что нормальным ходом событий Россия должна подойти к восстановлению монархии, конечно, с теми поправками, кои необходимы для облегчения гигантской работы по управлению одного лица… Никакая другая форма правления не может обеспечить целостность, единство, величие государства, объединить в одно целое разные народы, населяющие его территорию”. В документах Добровольческой армии была сформулирована следующая программа: — Уничтожение большевистской анархии, установление правового порядка. — Восстановление единой и неделимой России. — Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права. — Децентрализация власти через областную автономию и широкое местное самоуправление. — Гражданские свободы, в том числе свобода вероисповедания. — Немедленная земельная реформа “для устранения земельной нужды трудящегося населения”. — Немедленное рабочее законодательство. Лидерами этой части белого движения являлись генералы Л. Г. Корнилов, А. И. Деникин, М. В. Алексеев, А. С. Лукомский, адмирал А. В. Колчак и др. б) Казачество. В то время в России насчитывалось 13 казачьих войсковых объединений, включавших 4,5 млн. человек. Для казаков большевистские лозунги, за исключением немедленного выхода из мировой войны, были не актуальны: коллективная демократия давно и прочно утвердилась в казачьих общинах, земли было вполне достаточно, а внутренняя имущественная дифференциация на достигала слишком большой глубины. Например, среди оренбургского казачества 68,1% хозяйств владели участками земли размером от 50 до 100 десятин. О таких наделах могли только мечтать миллионы крестьян в центральных губерниях России. Будучи в составе белого движения, казачество не сливалось с другими силами. Оно отстаивало свои интересы, стремилось к самостоятельному, автономному, как и прежде, существованию. Противостояние казачества большевикам было обострено секретной директивой Оргбюро ЦК ВКП (б) от 24 января 1919 г. о проведении кампании расказачивания, т. е. ликвидации казачества как особой социальной и субэтнической общности. Наиболее известными руководителями казачьего движения были А. М. Каледин, А. П. Богаевский, П. Н. Краснов. в) Политики монархической ориентации. Их было сравнительно немного, и их взгляды порой очень сильно различались: от восстановления самодержавия образца начала ХХ века (В. М. Пушкаревич) до парламентской монархии (В. В. Шульгин). Главной своей задачей все они видели “возрождение великой, единой и неделимой России”. А. И. Деникин позднее говорил, что “для Шульгина и его единомышленников монархизм был не формой государственного строя, а религией”. В большинстве своем эта часть белого движения отрицательно относилась не только к большевистскому перевороту, но и к демократическим завоеваниям Февральской революции. Монархисты не имели в белом движении серьезного влияния, иногда они даже вынуждены были скрывать свои убеждения. г) Представители либеральных партий (кадетов, “Союза 17 октября”) и сочувствующие им. В основном это были предприниматели, финансисты, интеллигенция, разделявшие ценности западной цивилизации (правовое государство, парламент, рыночная экономика, частная инициатива, дух индивидуализма и т. д.). Они боролись против большевиков под лозунгом восстановления Учредительного собрания. Этой частью белого движения руководили такие известные политики, имевшие опыт работы в Государственной думе, как М. В. Родзянко, П. Н. Милюков, Г. Е. Львов, П. Б. Струве. Таким образом, белое движение объединило настолько разнородные в социальном и политическом отношении силы, что на прочность этого союза всерьез рассчитывать было невозможно. 2. «Демократическая контрреволюция» («третья сила») Термин «демократическая контрреволюция» появился в середине 1920-х годов и использовался вплоть до недавнего времени для обозначения той части антибольшевистского движения, которую возглавляли партии эсеров и меньшевиков. Этот термин является лишь условным, т. к. эсеры и меньшевики противостояли только большевистскому перевороту, но никак не Февральской революции и не Советской власти в подлинном ее значении. В связи с этим более корректно говорить об антибольшевистском демократическом движении. С мая по ноябрь 1918 г. именно оно представляло для «красных» наибольшую угрозу. Идеологи этого движения видели в гражданской войне столкновение не двух, а трех антагонистических сил: 1) буржуазии и помещиков, 2) пролетариата во главе с коммунистами, 3) «демократии» (трудового крестьянства, ремесленников, мелких торговцев, интеллигенции) во главе с эсерами и меньшевиками, которые и должны в силу этого проводить политику «средней линии», «третьего пути», «чистой демократии». Оплотом антибольшевистского демократического движения являлась партия эсеров. В мае 1918 г. на 8-м Совете партии эсеров было принято решение о том, что в борьбе «за восстановление независимости России и возрождение ее национально-государственного единства» ликвидация Советской власти «составляет очередную и неотложную задачу всей демократии». Отношение к Советской власти меньшевиков было сложнее. В мае 1918 г. проходило Всероссийское партийное совещание меньшевиков, которое объявило главной задачей «замену Советской власти властью, сплачивающей все силы демократии», но вместе с тем отвергло всякое вмешательство союзных держав в российские дела. ЦК РСДРП неоднократно заявлял о неучастии своей партии в подготовке вооруженных выступлений против Советской власти и в деятельности антисоветских правительств, однако в резолюции ЦК от 1 июля 1918 г. организациям партии рекомендовалось поддерживать местные антибольшевистские мятежи в случае их успеха. Это мотивировалось необходимостью скорейшего окончания гражданской войны и предотвращения расправы над большевиками. В партии меньшевиков сложилась фракция «активной борьбы» с большевиками (И. М. Майский, Л. И. Шумиловский и др.), члены которой были участниками антисоветских правительств. Выборы в Советы, прошедшие весной 1918 г., продемонстрировали большую поддержку эсеров и меньшевиков во многих регионах страны. Эти партии одержали победу на выборах в Калуге, Туле, Ярославе, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Вологде, Архангельске и других крупных городах. На это большевистская власть отреагировала постановлением ВЦИК от 14 июня 1918 г. об исключении из Советов всех уровней представителей партий эсеров и меньшевиков как контрреволюционных. Массовую социальную базу «третьей силы» составляла та часть населения, которая занимала колеблющиеся или пассивные, выжидательные позиции. Это прежде всего средние слои крестьянства, обывательские круги уездных городов, провинциальная интеллигенция. Значительная часть крестьянства на Севере России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, не вникая в тонкости политической борьбы, поддержала эсеровские правительства потому, что не хотела поддержать большевиков. Здесь крестьяне не знали ни помещичьего землевладения, ни нехватки земли. Поэтому Декрет о земле не имел для них большого значения, а вот требование сдавать хлеб по твердым ценам и разного рода реквизиции стали очень ощутимым ударом. За партией меньшевиков стояла значительная часть квалифицированных рабочих Поволжья и Урала, которые не принимали политического и экономического экстремизма большевиков, однако не имели никакого сочувствия и к белому движении. Летом — осенью 1918 г. произошло несколько крупных рабочих восстаний в Ярославле, Рыбинске, Шенкурске, Воткинске и Ижевске. Для их подавления пришлось задействовать части Красной Армии. На ряде подконтрольных территорий демократической оппозиции удалось создать свои правительства под лозунгом восстановления власти Учредительного собрания. Так, 8 июня 1918 г. в Самаре была провозглашена власть Комитета членов Учредительного собрания (Комуча) во главе с эсером Е. Ф. Роговским. 23 июня в Томске сформировалось Временное Сибирское правительство под председательством эсера П. В. Вологодского. В августе возникли Уральское временное правительство в Екатеринбурге (председатель — кадет П. В. Иванов) и Верховное Управление Северной области в Архангельске (глава — народный социалист Н. В. Чайковский). Был сформирован также ряд аналогичных по составу правительств, построенных по национальному принципу: башкирское, киргизское («Алаш-орда»), «Национальное управление тюрко-татарских племен». Самарский Комуч претендовал на роль органа всероссийской власти и пытался завязать отношения с другими правительствами (всего их было около 30). Члены этих правительств дважды, в июле и в августе 1918 г., приглашались на совещания в Челябинск, однако эти совещания не дали желаемых результатов, поскольку притязания Комуча на всероссийскую власть вызвали протесты, особенно со стороны Временного Сибирского правительства. Наконец, 8 сентября 1918 г. в Уфе открылось Государственное совещание, на которое собрались представители названных эсеровских правительств, казачьих войск, органов местного самоуправления (земств и городских дум), национальных организаций, либеральных и демократических партий, чехословацкого командования и англо-французского дипломатического корпуса. После долгих споров было принято решение о создании единой верховной власти в лице Директории, которая должна была действовать до возобновления работы Учредительного собрания. Среди персонально избранных членов Директории и их заместителей (всего — 10 человек) лишь двое (Н. Д. Авксентьев и В. М. Зензинов) были эсерами, а остальные представляли партию кадетов и откровенно правые круги. Объяснялось это тем, что первоначально «третья сила» была поддержана белогвардейцами, но это был не более, чем маневр с их стороны в расчете (и не без оснований), что лозунги эсеров окажутся более популярными, чем их собственные, и привлекут на сторону антибольшевистского движения значительные силы. Однако компромисс оказался недолговечным: после переезда Директории в Омск у нее возникли серьезные трения с правыми кругами, требовавшими наведения более жесткого «порядка». Завершилось все тем, что в ночь с 17 на 18 ноября 1918 г. члены Директории были арестованы казаками атамана Красильникова. Утром собрался новый кабинет министров, состоявший из ставленников Временного Сибирского правительства; он высказался за единоличную диктатуру и избрал адмирала А. В. Колчака Верховным Правителем России. На этом и закончилась эпоха «демократической контрреволюции». На протяжении нескольких месяцев своего существования все эсеровские правительства проводили сходные преобразования, чтобы возвратить завоевания Февральской революции: — отмена большевистских декретов; — денационализация собственности и возвращение ее прежним владельцам; — восстановление земств и городских дум; — провозглашение демократических свобод; — попытки создания рабочего законодательства; — попытки создания собственных вооруженных сил; — репрессивные меры в отношении большевиков и участников установления Советской власти. В конце 1918 г. лидеры партий эсеров и меньшевиков признали необходимым пересмотреть свое отношение к Советской власти. Не отказавшись от политики «третьей силы», они вложили в нее новое содержание: отказ от вооруженной борьбы в принципе против любой из сторон, ведущих гражданскую войну. Но, заявляя об этом, они оговаривались, что данное решение «продиктовано положением вещей и не означает признания большевистской власти и сотрудничества с ней». С другой стороны, и большевики видели, что за эсерами и меньшевиками идет значительная часть общества; они тоже пытались наладить с ними контакты, настолько это представлялось возможным по политическим и идеологическим соображениям. Известны слова В. И. Ленина о том, что союз большевиков с эсерами мог бы предотвратить гражданскую войну. 6 июня 1919 г. ВЦИК отменил свое постановление об исключении эсеров и меньшевиков из Советов. Помимо этого, в гражданской войне участвовали еще две самостоятельные силы. 1. Зеленое движение В тылу красных и белых в течение всей гражданской войны разворачивалось массовое повстанческое партизанское движение, получившее название «зеленого». Это движение возникло стихийно и не отличалось хорошей организацией, основную массу его составило крестьянство, среди руководителей встречались профессиональные военные, главным образом младшие офицеры. Зеленые подтверждали традиционное тяготение россиян к общинной демократии, их лозунгами стали «Советы без коммунистов!», «Социализация земли!» Они требовали передачи всей земли в распоряжение крестьян, ликвидации совхозов, свободы слова и печати, отмены большевистской диктатуры. Зеленое движение практически не было связано ни с какими политическими организациями, по большому счету политика его не интересовала, все требования касались насущных житейских нужд. Крестьяне хотели просто спокойно жить и работать на своей земле. В тылу красных пик зеленого движения пришелся на весну — лето 1919 г., когда восстания охватили Смоленскую, Брянскую, Костромскую, Ярославскую, Тверскую, Вятскую, Псковскую, Новгородскую и другие губернии. Подавлять их пришлось силами ВЧК и тыловыми частями Красной Армии. На юге Украины, среди русскоязычного населения, движение зеленых возглавил бывший штабс-капитан царской армии Н. Григорьев. Он призывал народ бороться и против кадетов, и против интервентов, и против Директории, и против красных комиссаров. Его главный лозунг — «Власть Советам народа Украины без коммунистов!» Под знамена Григорьева собралось столько повстанцев, что на их разгром большевикам пришлось направить части Красной Армии во главе с К. Ворошиловым. Одним из руководителей зеленого движения стал и Н. Махно. Вначале он совместно с большевиками боролся против армии Деникина, но затем отмежевался от них и призвал своих сторонников «на защиту Украины от Деникина, против белых, против красных, против всех наседающих на Украину». Только летом 1921 г. Красной Армии удалось окончательно подавить «махновщину». Несмотря на свой размах, зеленое движение было обречено на поражение. При всей его аполитичности здесь преобладали анархистские настроения, поэтому не было ни четкой программы, ни координации действий, ни регулярных войск. К тому же, зеленые отстаивали идеалы общинной, патриархальной демократии, которая не могла осуществиться в масштабах огромного государства. 2. Национальные движения Особую силу в годы гражданской войны представляло движение в национальных анклавах России. Оно в равной степени не сочувствовало ни белым, ни красным точно так же, как «третья сила» и зеленые. Большой размах приобрело движение за «незалежную» (независимую) Украину («петлюровщина»), национальное движение в Башкирии («валидовщина»), среднеазиатское басмачество. С вооруженными отрядами басмачей большевикам удалось покончить только к 1925 — 1926 гг. Известны случаи, когда национальное движение пыталось искать союза с зелеными, так было, например, на Украине. Но и в этой ситуации объединяющим началом были не общие идеалы, а общая ненависть к красным и к белым. |