Психология и этика делового общения. Кодзоева М.М. Психология и этика. Курс лекций по дисциплине Психология и этика
Скачать 216 Kb.
|
М.М.Кодзоева Специальность «Психология» Курс лекций по дисциплине «Психология и этика» Психология и этика делового общения1. "Психология и этика делового общения" как учебная дисциплина и ее задачи Этика делового общения — это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные отрасли науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент и др.). Самое существенное влияние на нее произвели этика и психология — науки, изучающие одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие. Объект дисциплины — деловое общения, предмет — его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы. Этика — наука о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Следовательно, надо различать этику как науку, а мораль — реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь. Следует различать понятия “мораль” и “нравственность”. Мораль прежде всего является определенной формой сознания — совокупностью осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения. Нравственность понимают как воплощение этих принципов, правил и норм в реальной поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали. Сферой человеческой нравственности считается общение, человеческая нравственность реально оказывается не в сознании и даже не в деятельности человека, а именно в ее общении с другими. Поскольку в полноценном общении человек предстает именно как субъект, то всегда актуальна проблема нравственного самоопределения партнеров относительно друг друга. В зависимости от этого выбора и самоопределения общение может оказаться для человека высшей, самой желанной роскошью (А. де Сент-Экзюпери) и настоящим адом (Ж.-П. Сартр). Общение является одной из центральных проблем, через призму которой изучаются вопросы восприятия и понимания людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные отношения и др. Общение помогает глубже рассмотреть процесс межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений. Интерес к общению проявляют представители разных наук, потому что оно является многомерным, многоуровневым феноменом. Философы, например, анализируют общение как способ реализации общественных отношений, рассматривают его как вид деятельности, где фиксируются субъект-субъектные отношения, исследуют влияние общения на формирование личности. Именно они подчеркнули необходимость осознания значимости Другого и ценности обращение к нему как к равноправному и ответственного субъекта. Исследование проблем общение в обще-философском плане является методологической основой, на которой базируется изучение этого феномена в других научных дисциплинах, например в этике, психологии, социологии, медицине, педагогике. Люди, как правило, начинают общаться по какому-то поводу. При этом их действия направлены на предмет общения, который определяет его сущность, дает возможность определить направленность общения. Существует, например, общение интимное, профессиональное, деловое и др. Предметом нашего анализа есть деловое общение. Содержанием делового общения является “дело”, по поводу которого возникает и развивается взаимодействие. В литературе есть разные описания его специфики. Выделяются такие характеристики делового общения: собеседники являются личностями, значимыми друг для друга, они взаимодействуют по поводу конкретного дела, а основная задача такого общения — продуктивное сотрудничество. По мнению некоторых ученых, общение следует считать деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность. Другие считают, деловое общение — это устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые для этого полномочия и ставят перед собой задачу решить конкретные проблемы. Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые способствуют развитию сотрудничества. Прежде всего речь идет об укреплении взаимодоверия, постоянное информирование партнера о своих намерений и действий, предотвращения обмана и невыполнению взятых обязательств. В некоторых зарубежных корпорациях и фирмах разработаны кодексы чести для служащих. Доказано, что бизнес, который имеет моральную основу, выгоднее и прогрессивнее. Профессиональное общение формируется в условиях конкретной деятельности, а потому в определенной мере вбирает в себя ее особенности, является важной ее частью, средством этой деятельности. В профессиональной культуре общения можно выделить общие нормы общения, обусловлены характером общественного строя и основываются на достижениях прошлого и современного. В то же время эта культура имеет индивидуальный характер и проявляется в способах общения, которые выбирает субъект в определенных деловых ситуациях по конкретным людям. 3. Исследование этики и культуры общения на современном этапе Изучением общения до начала XX ст. наука не занималась, рассматривались и исследовались только отдельные составляющие этого феномена. Однако в начале XX века. к этим проблемам начинают обращаться отечественные и зарубежные ученые. Многомерную стимулирующую роль общения в жизни человека должным образом начали осознавать ученые разных отраслей наук — теоретики и специалисты-практики. Популярными стали советы американского специалиста Д. Карнеги о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Однако эти рекомендации имеют не научную, а преимущественно практическую ценность. Они относятся к технологии общения и не раскрывают его этической и психологической структуры и закономерностей. В то же время они в определенной степени помогают деловым людям и всем, кого волнует процесс общения, кто чувствует в этом трудности. Общение как научную проблему активно изучали специалисты по этике, психологии, философии и других отраслей науки в 20-30-е годы нынешнего века. В их работах отмечалось, что моральные ценности и нормы формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или соответствуют традициям, обычаям и ритуалам своего общества. На Западе в 30-е годы зародилась школа “человеческих отношений”. ее сторонники, разрабатывая сложные экономические, финансовые вопросы, начали обращаться к этике, психологии и социологии — наук о человеческое поведение. К сожалению, в советской теории и практике ничего, кроме жесткого сопротивления “проискам " буржуазной идеологии в области становления “человеческих отношений”, не было наработано, а попытки некоторых ведущих ученых апеллировать к истине, к разуму привели к разгрому социологии и недооценка психологии в нашем обществе, что нанесло немалый вред. После 30-х годов интерес к проблемам общения несколько уменьшился. Однако за последние десятилетия они вновь привлекли к себе внимание. Благодаря интеграции экономики, росту политической зависимости одних народов от других, развития средств коммуникации усиливается общечеловеческое начало в морали. Добро, честь, долг, вина, стыд и тому подобное — слова, которые есть в языках всех народов. Перед угрозой общечеловеческого уничтожения человек стал больше чувствовать себя абсолютной ценностью. Это обусловило развитие наук о человеке, о ее отношения с другими. В частности, проблемы общения превратились в “логический центр” всей системы психологической проблематики, что было связано также с развитием социальной психологии и усилением ее влияния на другие психологические дисциплины. С развитием капитализма отношения между этическими нормами и практической деятельностью людей постепенно меняются. Если на первых этапах зарождения производственных отношений к своей профессиональной деятельности люди относились соответствии с принятыми этических норм (ответственности, долга, честности), то с развитием рыночных отношений возникают “ножницы” между этическими нормами и поведением людей на производстве, между долгом человека и его отношением к делу. А это сказалось также на культуре поведения и общения. Последние 30 лет характеризуются появлением ряда работ, где общение рассматривается с разных точек зрения. Нередко в них по-разному раскрывается содержание основных характеристик феномена общения, иногда неоднозначно трактуются категории. В 1969г. американский психолог Д. Депс насчитал 96 определений общения. Наряду с учебниками, научными разработками про общение написано много научно-популярной литературы. Стоит отметить труды зарубежных авторов, посвященные проблеме семьи, предупреждению и разрешению конфликтов, проведению переговоров и улучшению межличностных взаимоотношений. Общение теперь изучают во взаимосвязи с различными видами деятельности. В исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых наиболее подробно описано деловое, в частности педагогическое, общение. Направленность этих исследований практическая — достичь эффективности в профессиональной деятельности. Неожиданным для многих открытием “организационной культуры” как важного инструмента управления хозяйством ознаменовались 80-е годы. Много зарубежных теоретиков назвали культуру, и прежде всего, культуру общения, важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Известный американский специалист в области управления Ли Якокка в монографии “Карьера менеджера” отмечает, что психология была для него самой ценной из всех университетских дисциплин. Работая в сфере управления, он в общении с разными людьми чаще использовал знание психологии и этики, особенно этики общения, чем инженерные и экономические знания. Общение он считает лучшим способом направить энергию людей на достижение поставленной цели. В разные времена подходы к изучению общения были не одинаковыми. Если, например, в психологии в 20-60-е годы его исследовали в контексте массовых процессов, а затем — в онтогенезе, во взаимосвязи с речью и высшими психическими функциями, то в конце 60-х — начале 70-х лет наука изучала, как меняется поведение людей в различных ситуациях непосредственного общения, анализировала различные средства, в частности невербальные характеристики и их значение для восприятия одного человека другим, рассматривала прикладные аспекты общения как целенаправленное воздействие. Развитие производственных отношений стимулировал ученых и практиков к изучению общения в связи со становлением и развитием личности. Именно на этом пути плодотворно объединились позиции этиков и психологов. В науке произошел так называемый коммуникативный поворот. Суть его — в переходе от субъекта, который предпочитает монологов, к субъекту, который стремится к диалогу в общении и взаимодействии с другими людьми. Основное внимание сосредотачивали на средствах коммуникации, особенностях контакта, коммуникативных действиях, видах взаимодействия, в частности, в конфликтных ситуациях и во время переговоров. Другими словами, в процессе этих исследований чаще изучали вопрос, как общаются и взаимодействуют субъекты, а не то, по поводу чего они общаются. В разных концептуальных системах (бихевиоризм, гештальтпсихология, неофрейдизм) общение анализировали с помощью основных положений этих систем. А потому составляющие общения часто изучали отдельно: или обмен информацией, или взаимодействие, или процесс восприятия друг друга. Так же нередко этика и психология общение исследуются отдельно, хотя в реальной жизни они проявляются в единства. 4. Моральные принципы делового общения Мораль — это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равноправия всех людей в их стремлении к счастливой и достойного жизни. В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, стремления и намерения. Моральные требования к человеку отвечают общим нормам и принципам поведения. Мораль принадлежит к основным сферам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др. переплетается с ними и вместе с тем существенно отличается от них. Требования нравственности формируются в практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей, отражающих жизненно-практический и исторический опыт. Мораль и нравственность не существуют вне общества, без взаимодействия людей. Они в значительной степени зависят от особенностей развития общества, прежде всего от социально-экономического строя, который господствует в нем. Длительное время в Европе, в частности в эпоху Возрождения, этическим нормам и правилам принадлежало первенство во время решение экономических проблем по сравнению, скажем, со стремлением к выгоде, к наживы. Этический подход, в частности, прослеживается в трудах французских моралистов ХVИ-ХVIII века. М. Монтеня, Ф. Ларошфуко, Бы. Паскаля и др. Пока в Европе было общество “механической солидарности”, что основывалось на коллективных представлениях и мифологическом сознании (по утверждению известного социолога Е. Дюркгейма), общественная жизнь в нем было ничем иным, как моральной сферой. Общество, которое стоит на пути “деньги ради денег”, “производство ради производства”, “действие ради действия”, обречено к моральному упадку. Чтобы это предотвратить, общество имеет вернуться к обязательной первичности этических норм над стремлением достичь экономических результатов любой ценой. Речь идет о моральной ответственности каждого за себя и за других, за жизнь в целом. И здесь люди должны осознать, что индивидуальной ответственности для решения этой проблемы явно недостаточно. Нужны общение, диалог индивидов, дискуссия, хотя стремление к этому не достаточно. Дискуссия о предстоящих ценности, их иерархию, реальные изменения в обществе будет тем совершеннее, чем более независимыми будут индивиды, которые принимают в ней участие, чем больше они будут стремиться использовать рациональные аргументы, не придавая ни одному из них абсолютного или окончательного содержания, чем больше общение между людьми будет направлено на достижение свободного консенсуса между ними. Компетентное использование человеком различных видов психологического влияния в деловом общении является важной составляющей ее культуры. Именно правильный подбор средств и механизмов воздействия способствует достижению оптимального результата взаимодействия, развитию личности, формированию у нее высоких моральных качеств, реализации ее творческих способностей и возможностей самосовершенствования. 5. Нравственная культура общения как составляющая общечеловеческой культуры Еще в раннем возрасте в ребенке закладываются основы его культуры, в частности культуры поведения и общения. Имея такой базис, человек в течение своей жизни стремится повышать свою культуру. К этому его стимулирует желание постоянно открывать для себя что-то новое в окружающем мире с тем, чтобы адекватно в нем ориентироваться. Базис личностной культуры, соответствующей общечеловеческим духовным ценностям, которые неподвластны времени и является достоянием всех людей, потому что созданы на протяжении всей истории человечества. Поэтому то, что мы называем культурой, есть человечность мира, зашифрована во всем богатстве ценностей, норм, традиций, обычаев и тому подобное. И именно это накопленное человечеством богатство каждый отдельный человек может и хочет сделать своим достоянием. Культура, к которой человек приобщается с детства, многогранная. Это художественная культура, культура жизненного самоопределение, экономическая культура, культура труда, культура политическая и правовая, интеллектуальная и нравственная, экологическая и физическая, культура общения и семейных взаимоотношений. Анализ свидетельствует, что именно культура общения тесно переплетается со всеми другими компонентами, а культура психической деятельности непосредственно связана с культурой жизни личности в целом. Чем выше у человека общая культура, тем выше моральная и психологическая культура его общения. Чем меньше человек взяла для себя от общечеловеческой культуры, тем меньше у нее развита мотивация к гуманных, доброжелательных взаимоотношений с другими, тем меньше она пользуется общепринятыми нормами поведения и тем меньше готова к повышение своей культуры в целом. Важной составляющей общечеловеческой культуры является нравственная культура, которая играет значительную роль в жизнедеятельности человека. Раскрываясь в реальных действиях и поступках людей, в которых воплощаются их стремление, цели, внутренние потребности и интересы, нравственная культура облагораживает личность, является стимулом, внутренним регулятором значимой деятельности человека, материальной силой, фактором общечеловеческого прогресса. С одной стороны, нравственная культура отражает моральный аспект (ценность) культуры, с другой — является “культурой” в морали. Эти два аспекта выступают в единстве. Нравственная культура является общечеловеческой моральной ценностью, потому что ее требования имеют общее и необходимое для человечества значение. 6. Этикет как совокупность правил поведения человека Культура общения имеет не только внутреннюю (моральную, психологическую), но и внешнюю сторону — этикет, нормы которого достаточно значимые в нравственном плане. Человек, общаясь в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, демонстрирует свою готовность учитывать ту общность людей, среди которых она живет. Этикет — это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений (отношение к другим людей, формы обращения, поведение, манеры и тому подобное). Этикет содержит требования, которые приобретают характер более или менее регламентированного церемониала и для соблюдения которых особое значение имеет определенная форма поведения. Этикет, как правило, отражает определенные моральные принципы, присущие обществу, и в определенной мере становится ритуалом. В то же время этикет имеет чисто внешнюю, порой оторванную от нравственного содержания форму, которая имеет строго канонизированный характер. Он определяется системой детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила поведения с представителями различных классов и слоев, с должностными лицами (согласно их ранга), а также правила поведения в определенных местах. Однако если за строгим соблюдением правил этикета кроется недоброжелательное отношение к другим, то он становится формой лицемерия. Достойное поведение человека ценилась еще в античном обществе. Однако греки считали, что человек может вести себя хорошо только тогда, когда она имеет определенные моральные качества, гармонию “духа и тела” (по Платону), внешнего и внутреннего. Однако внешнее поведение человека, что соответствует нормам этикета и правилам хорошего тона, только тогда приобретает личностного смысла, если в основе ее лежат нравственные мотивы. Приличное поведение — результат осмысленного отношение к собственным поступкам, ответственности за их последствия. Не случайно выдающиеся гуманисты прошлого об этикете говорили так: “Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований” (Г. Эмерсон); “Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой образ” ( В. Гете); “Общаясь с людьми, думай не о своей пользе, а о пользе того, с кем общаешься, и не о том, как ты будешь судить о нем, а как он будет судить о тебе” (Л. Толстой). Этикет наследует лучшие моральные принципы, нормы, обычаи, традиции поведения и культуру общения всех народов. Они являются общечеловеческими или присущими определенному народу. Например, японец, как правило, в общении не употребляет отрицание “нет”. То, как он кланяется при встрече, зависит от статуса лица, с которым он здоровается: чем выше статус человека, тем ниже поклон. Некоторые из правил этикета, что сначала были обычаю только одного народа, постепенно становятся достоянием всего человечества (например, из Древнего Китая и Японии — проявление уважения к старшим по возрасту людей, из Древнего Рима — обычай гостеприимства). В Америке в 1946 году был создан Институт этикета. Его основала Эмилия Поустою, “первая дама этикета”, как ее назвали тогда. Этот институт имел целью сохранить традиции, развить новые формы поведения и распространить их в обществе. Создав нормативный курс этикета, Эмилия Поустою постоянно совершенствовала его, анализируя новые явления деловой жизни, новые формы поведения человека в бизнесе и обществе. Тем самым она констатировала, что этикет, как и сама жизнь, является постоянно изменяемой системой, а не чем-то застывшим, установленным раз и навсегда [6]. ее рекомендации относительно роли этикета в деловой жизни стали распространяться и за пределы Америки. В разных странах стали уделять все больше внимания этикета, чтобы достичь успеха в переговорах, привлечь клиентов к деловых отношений, создать привлекательный имидж. В Украине письменные наставления о том, как следует вести себя в обществе, появились почти одновременно с развитием письменности. Конечно, на внешние формы поведения людей, их манеры и вкусы, поведение в окружении других влияли условия жизни. Поэтому и правила поведения и этикета отличались, скажем, в дворянском кругу и крестьянской избе. Дворянских детей с детских лет учили этикету гувернеры. Правила хорошего тона нередко были творчеством самих людей, искусственно привнесенными, а потому их надо было специально изучать. В то же время правила приличного поведения, зародившиеся в недрах общечеловеческой культуры, были присущи всем людям и передавались из поколения в поколение. |