Главная страница
Навигация по странице:

  • Культура восточных славян

  • Вопросы к практическому занятию по теме

  • Темы рефератов и докладов 1.Этногенез восточная славян2.Крещение Руси3.Ярослав Мудрый и его правление.Вопросы и тесты

  • Русь периода раздробленности и монгольского господства. Возвышение Москвы, создание единого централизованного Государства ( XII - XVI века)

  • Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства

  • реферат история. Курс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.


    Скачать 278.98 Kb.
    НазваниеКурс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.
    Анкорреферат история
    Дата26.11.2022
    Размер278.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_na_russk (3).docx
    ТипКурс лекций
    #813309
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Образование древнерусского государства- Киевская Русь
    Основным источником, свидетельствующим о возникновении государственности у восточных славян, является «Повесть временных лет»; составленная на рубеже 11-12 веков. Ее автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, включивший в летопись предыдущие записи, греческих христиан, народные предания. Летописец задается вопросом: «Откуда есть пошла Русская земля?» По рассказу Нестора ильменские славяне, кривичи, меря и чудь враждовали между собой и для прекращения раздоров новгородский князь Гостомысл пригласил варягов, сказав им, что земля славян велика, но порядка в ней нет, поэтому они и решили призвать князя, из-а варяжского моря, который бы стал «володеть или судить их по правде». На это приглашение по свидетельству Нестора, откликнулись три брата «с родами своими». Рюрик сел в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор – в Изборске.

    Большинство современных ученых пришли к выводу, что славяне по своему культурному развитию стояли выше норманнских племен (варягов), вели оседлый образ жизни и регулировали свои отношения обычаями и законами, что подтверждает факт наличия у них определенной политической организации. Варяги же были воинственны, хорошо вооружены и сумели оказать организующее влияние на ильменских славян.

    Рюрик начал княжить в 862 г., а в 879 г. власть перешла к князю Олегу, при котором находился малолетний Игорь, по-видимому сын Рюрика. В 882 г. Олег силой оружия объединил Новгородскую и Киевскую земли и перенес столицу в Киев, который назвал «матерью городов русских». Князь Олег правил с 882 г. по 912 г и получил (по свидетельству летописца Нестора) прозвище Вещего. Таким образом, условно образование государства славян относится к 882 г (9 век).
    Термины и определения
    Государство – аппарат управления людьми, властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества, определять ее отношение с внешним миром.

    Признаки государства: территория со своими границами, аппарат публичной власти, в виде чиновников, общие обязательные для всех законы, налоги, органы насилия (тюрьма, суды внутренние войска).

    Образование Древнерусского государства исторически связывают с объединением земель с центром в Киеве. Олегу удалось подчинить себе земли славянских племен: полян, древлян, родичей и они стали платить ему дань (полюдье).

    После смерти Олега правил Игорь (912-945) который был убит во время сбора дани, так как превысил ее размеры. Жена Игоря Ольга провела первую административно-финансовую реформу. Она упорядочила сбор дани, установила ее размеры и сроки сбора, а также определенные территориальные единицы, которые стали местами пребывания княжеской администрации. Завершение объединения восточнославянских племен под властью Киевских князей произошло в период княжения жены Игоря Ольги (945 - 964) и их сына Святослава (964 - 972).

    Много споров вызывает и слово «Русь». Летописец Нестор полагал, что это название принесли варяги, племя которых называлось «русь». Потом это слово получило сословное значение, т.к. русалов в Х веке иностранные источники называли высший класс восточнославянского общества, преимущественно дружину, в большинстве из тех же варягов. В этот период, писал историк В. Ключевский, «Русь» торговавшая с Византией, была у себя дома господствующим классом, который обособляется от туземного славянства сначала иноплеменным происхождением, а потом ославянившись, сословными привилегиями.

    Позднее Русь или Русская земля, получила географическое значение: так стали называть преимущественно Киевскую область, где гуще осаживались пришлые варяги и правили князья варяги. Наконец, в ХI – ХП в., когда Русь, как племя, слилась с туземными славянами оба эти термина, не теряя географического обозначения, приобрели политическое значение – или стала называться вся территория, подвластная киевским князьям, со всем славянским, финно-угорским населением.

    Итак, в VIII-X веках на территории, населенной славянскими племенами, образуются племена союза, на основе которых происходит формирование первых государств. Восточнославянские племена занимают обширную территорию и к Х веку образуют Древнерусское государство с центром в Киеве.

    Киевские князья (Игорь, Святослав, Ярополк) всю свою политическую деятельность строили на завоеванных походах или междоусобных войнах, а также борьбе против кочевников. На утверждение или на удержание единой власти в Киевской Руси была направлена политика двух других князей: Ярослава (1019 - 1054) и Владимира Мономаха (1113 - 1125). Политическое объединение Руси подкреплялось объединением религиозным. Крещение Руси осуществлялось в 988 году по православному (византийскому) обряду.

    Автор «Повести временных лет» подробно описал процесс выбора князем Владимиром религии для всей страны. Выслушав представителей различных вероучений, он остановил свой выбор на православной конфессии христианской религии.
    Историческая справка
    Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе – вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, Спасителя. Приобщение верующих к божественной благодати осуществлять через участие в таинствах. Источник вероучение христианства – священное предание; главным в нем является Священное Писание (Библия, особенно Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке новой эры среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов, средиземноморья. В IV веке стало государственной религией Римской империи. К XIII веку вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца Х века. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 году раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в 16 веке выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает миллиард человек.

    Влияние новой религии на быт и нравы населения, на культуру Древнерусского государства было значительным. Христианская церковь содействовала укреплению великокняжеской власти. Князей она учила властвовать «по правде» - закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же, в свою очередь, церковь убеждала в необходимости повиновения властям (всякая власть от бога и носитель ее –«слуга божий»; которому следует «покоряться со страхом и трепетом»), охраняя при этом авторитет носителя верховной власти в его неприкосновенность («не прикасайтесь руками к помазаннику моему»).

    Христианское религиозно-философское и нравственное учение было значительно боле гуманным по сравнению с языческими верованиями. Оно проповедовало учение Иисуса Христа, в котором все люди призывались к нравственному совершенствованию, милосердию, любви к ближнему, что безусловно, смягчало грубые первобытные нравы, черты которых сохранялись в язычестве.

    С принятием христианства на Русь пришло образованное греческое духовенство, во много способствовавшее культурному просвещению населения. Просветительская деятельность была многообразной: строились прекрасные храмовые здания, в монастырях образовывались библиотеки, учреждалось школьное обучение. Появились первые русские писатели: митрополит Илларион («Слово о законе и Благодати»), летописцы Никон и Нестор, знаменитые проповедники Климент Смолетич и Кирилл Туровский.

    Древнерусское государство включилось в систему взаимосвязей с европейскими христианскими государствами как равноправное и единоверное.

    Параллельно с усилением велико киевской власти растет эксплуатация крестьян-общинников, попадающих в феодальную зависимость как вне экономическим (насилие), так и экономическим (кабала, долг) путем.

    Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации. Рабы выполняли хозяйственные вспомогательные функции, главной рабочей силой были крестьяне – общинники.

    Основная масса населения в Киевской Руси разделялась на свободных и зависимых людей, но существовали также промежуточные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды- общинники (они платили налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

    Высший слой древнерусского общества составляла феодальная аристократия: князья, бояре, дружинники, управляющие княжеским имуществом.

    Государственный строй (форма правления) Киевской Руси можно определить, как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял Киевский великий князь. Он находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (Х1 –ХП века) вызвало появление нового органа власти – «снема», то есть феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделение земель.

    Вооруженные силы раннефеодального государства представлена дружиной великого князя и дружинниками вассальных князей. Во время войны собирали народное ополчение, в котором участвовало городское и сельское население. Иногда приглашались и иноземные отряды, но эта практика не была распространена в Древнерусском государстве. Отношение сюзеренитета – вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей».

    В Древнерусском государстве определенную политическую роль играло народное собрание (вече).

    В XV - XVI веках Русь представляла собой значительную по территории страну с множеством городов, за что варяги прозвали ее «Гардарика» то есть страной городов.

    Внешнюю политику Руси определяли задачи борьбы с кочевниками (Хазарами, печенегами, половцами) и установления выгодных для Руси отношений с Византией. Развитие внешнеполитических связей способствовал торговый путь «из варяг в греки»; соединявший Балтийское и Черное моря. Отношения с другими государствами укреплении и матримониальные связи русских князей. Так Владимир первый заключил брак с сестрой византийского императора Василия – Анной, Ярослав Мудрый – на дочери шведского короля Олафа. Укрепление подобных династических связей продолжалось в XI - XII веках.
    Культура восточных славян

    Известия о культуре восточных славян в VI – IХ веках весьма ограничены. Представления о ней дают те сведения, которые сохранила земля, язык и письменность, появившаяся у них в классовом обществе.

    Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Их обычаи, обряды были связаны с первобытными представлениями людей о всемогущих силах, способных влиять на их жизнь и благополучие. Такие представления, а также культовая практика весьма схожи у различных индоевропейских народов. Противопоставление неба земле, одухотворение огня, поклонение солнцу, луне, ветру, обожествление рек, лесов и др. были характерны не только для славян, но и для греков, римлян, германцев, балтов. У славян, например, представления о земной воде связывалось с небесной,- дождем о земном огне – с небесным, то есть с солнцем. «Мать сыра земля»-- кормилица. Почитали и растения, деревья, зверей, птиц, что являлось пережитками тотемизма. Постепенно от почитания предметов славяне перешли к поклонению духам. Так возник анимизм.

    Славянское язычество на протяжении веков сформировало оригинальные, самостоятельные и самобытные черты, особенности, свой пантеон, который собрал божества различных масштабов, кумиров различных племен.

    Судя по рассказу «Повести временных лет», князь Владимир за стенами киевского княжеского двора поставил идолов или кумиров, которым поклонялись древние славяне до крещения Руси в 988 году. Это были Перун, Хорст, Стрибог, Дождьбог, Симарга и Мокошь.

    С VII в. православный язык стал делиться на самостоятельные диалекты – западный, южный, восточный. Этому способствовало в дальнейшем распространению славянской письменности и принятию христианства. Большое сходство славянских наречий, сохранение в них черт единого общеславянского языка помогло повсеместному быстрому усвоению славянской азбуки, изобретенной Кириллом и Мефодием в IХ веке. Перевод христианских богослужебных текстов привел к образованию старославянского литературного языка, который в зависимости от местных диалектных особенностей давал так называемых изводы (древнерусский, болгарский, чешский и т.д.) Это в свою очередь влияло на развитие разговорного языка и светской национальной культуры способствовало укреплению национального самосознания.
    Историческая справка

    Ярослав Мудрый – государственный деятель, великий киевский князь. Ярослав Мудрый утвердился на киевском престоле в 1019 г. после длительной борьбы с братьями. Столицу своего государства город Киев он украсил по образцу Константинополя. При нем построили златые ворота, софийский собор с 13 куполами. Город значительно укрепился и расширился, стал не только административным, но и религиозным центром Руси. Рядом с Софийским собором в великолепном дворце жил митрополит – глава русской церкви. А на окраине города располагался Киево-Печерский монастырь (с 1598 г. – лавра – мужской православный монастырь). Заботился Ярослав Мудрый об укреплении всей Киевской Руси - на юге и на севере построил ряд крепостей. В 1038 – 42 г. предпринял ряд походов на Литву, неоднократно бил печенегов. При Мудром стали переписываться и переводиться книги с греческого на русский язык. Уже в то время стали появляться школы для обучения грамоте. Сам он был образованным человеком, любил книги, понимал их ценность; создал большую библиотеку, где не последнее место занимали сборники законов. Он и сам написал устав. «Русская правда», впоследствии ставший основным законом Киевского государства. При Ярославе Мудром (прозвище «Мудрый» он полностью оправдал). Киевская Русь достигла расцвета. Мощь и независимость своего государства он подчеркнул тем, что в 1051 г. без ведома константинопольского патриарха назначил русского человека митрополита Иллариона главой русской православной вышла замуж за Казимира Польского. церкви и монашества. Многие королевский дворы Европы породнились с Я. Мудрым: Анна вышла замуж за Генриха 1 короля Франции, Елизавета – королевой Норвегии, Анастасия – была королевой Венгрии, Всеволод женился на греческой царевне. Сестра Ярослава Мудрого – Добронега вышла замуж за Казимира Польского. Сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Шетконунга, получив в приданое Карелию. Родственные связи способствовали укреплению мира и взаимопонимания в решении международных вопросов. Умер Ярослав Мудрый, прожив 76 лет, похоронен в Киевском Софийском соборе.

    Древнерусское государство занимало вполне достойное место среди европейских стран, особенно после пришествия христианства и стало богатым и могущественным. Достойное место Древнерусского государства среди европейских стран подкреплялось наличием свода законов, получившего название – Русская правда.

    Создание Русской правды связано с именем Ярослава Мудрого и относится к 1113 г.

    «Русская правда» отразила развивающее социально неравенство: наряду со свободными людьми, в ней говорилось и о зависимом населении – челяди и холопах. Холопы были полностью бесправны: ударивший свободного человека холоп мог быть безнаказанно убит, они не имели права свидетельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь церковному покаянию.

    Интересно, что имущество человека в «Русской правде» ценилось значительно дороже самого человека, его личной безопасности и достоинства. Имущественная безопасность, неприкосновенность собственности обеспечивалась в законе личностью самого человека (так, несостоятельный должник или потерявший чужое имущество купец мог быть продан в рабство).

    Источниками Русской правды явились нормы обычного права и киевская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего, положение о кровной мести и круговой поруке.

    Русская Правда наделяет представителей разных социальных групп различным правовым статусом. Преступление в Русской правде определяется не как нарушение закона или киевской воли, а как «обида, т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Система наказаний по русской Правде включает главным образом имущественные санкции (конфискацию, штраф, возмещение ущерба). Высшей мерой наказания являлись «поток и разграбление», когда имущество преступника конфисковалось, а сам он отдавался в рабство.

    Имущественные взыскания, наложенные на правонарушителя, разделялись на две части: одна из них поступала потерпевшему или его родственникам, другая – в княжескую казну. Денежный штраф за убийство, взимавшийся в пользу князя, называется «вира», денежное возмещение родственникам убитого – «головничество». Все другие денежные штрафы за преступления назывались «продажами» (поступали в казну) или «уроками» (поступали потерпевшему).

    Обычай круговой поруки проявлялся в так называемой дикой вере – наказание за убийство – применялся ко всем членам общины, к которой принадлежал убийца в том случае, если она его не выдавала либо не могла отвести от себя подозрение.

    Основными видами доказательств в судебном процессе были следственные показания. Архаический характер судебного процесса проявлялся в сохранении некоторых древних процедур, в частности, так называемой ордалии (суда божьего), когда спорящие стороны подвергались проверке стихиями – огнем, водой, железом. Участники спора могли брать в руки раскаленный крест или связанными погружались в воду. По результатам такого наказания и выносилось судебное решение. Суд вершили на княжеском дворе или в самой общине.

    Итак, Русская Правда – первая кодификация русского права была в значительной Степени основана на нормах древнейшего обычного права. Сохранялись такие архаические институты, как кровная месть и круговая порука.
    Культура Киевской Руси
    С пришествием христианства из Византии на Руси хлынул поток греческой литературы. Но и произведения своих авторов также имели место. Первыми памятниками письменности принято считать «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Изборник» Святослава.

    Основной формой культуры было устное народное творчество, получившее выражение в таких жанрах, как пословицы, поговорки, песни, предания, героические сказки и былины. Героями русского былинного эпоса были представители всех сословий, объединенные любовью к своему отечеству. Есть среди них и крестьяне-земледельцы (Илья Муромец и Микула Селянинович) и знатные бояре (Добрыня Никитич) и лица духовного звания (Алеша Попович).

    Распространение христианства в культуре сопровождалось строительством храмов. Так, в Киеве в 10 веке заложена церковь, посвященная успению Богородицы в 11 веке были построены Софийский собор в центре города, софийские храмы в Новгороде, Полоцке, Спасский собор в Чернигове. Церковные здания украшались резьбой по камню, а храмовая роспись исполнялась в технике фрескового письма. Распространяется завезенная из Византии культура иконописи. В Киеве возник первый русский Киево-Печерский монастырь. Храмы и монастыри повсеместно становятся очагами просвещения.
    Вопросы к практическому занятию по теме
    1. Восточные славяне в древности.

    2. Возникновение Древнерусского государства. Экономическая и социальная основы государства. Государственный строй.

    3. Принятие христианства и его значение. «Русская Правда».

    4. Культура Киевской Руси.
    Темы рефератов и докладов
    1.Этногенез восточная славян

    2.Крещение Руси

    3.Ярослав Мудрый и его правление.
    Вопросы и тесты
    1. Что вы знаете о Великом переселении народов? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

    2 Когда и как сформировалось государство Русь?

    3 Назовите первых русских князей. Чем они известны в истории Руси?

    4 Назовите причины и дату принятия христианства на Руси. Какое влияние оно оказало на историю Руси?

    5 Охарактеризуйте социальную структуру и орган управления Древней Руси.

    6 Охарактеризуйте культуру Древней Руси.

    7 Какая отрасль хозяйственной деятельности занимала ведущее место у восточных славян?

    8 Назовите термин, обозначавший сбор дани у восточных славян.

    9 Какую религию исповедовали восточные славяне накануне образования у них государства.?

    10 Как называлась соседская (территориальная) община у восточных славян?

    11 Назовите важнейший торговый путь, проходивший через земли восточных славян.

    12 Как назывались организации воинов - профессионалов находившихся на службе у князей?

    13 Назовите верховный коллективный орган восточных славян, решавший важнейшие жизненные вопросы?

    14 В каком веке образовалось Древнерусское государство?

    15 Какая была форма политического устройства Киевской Руси?

    16 Назовите дату принятия Русью христианства как государственной религии.

    17 Как называли свод законов Киевской Руси?

    18 Назовите имя основателя Древнерусского государства.:

    А) Рюрик; б) Олег; в) Кий

    19. Древнерусское государство было основано в:

    А) Москве; Б) Киеве; В) Новгороде.

    20. Монах Киева-Печорского монастыря Нестор написал:

    А) «Домострой»; Б) Слово о полку Игореве; В) Повесть временных лет.
    Русь периода раздробленности и монгольского господства. Возвышение Москвы, создание единого централизованного Государства (XII - XVI века)
    Феодальная раздробленность Киевской Руси: причины и последствия
    Древняя Русь вступила в сложнейший период своей истории – период феодальной раздробленности, который растянулся на несколько веков.
    Термины и определения

    Феодальная раздробленность – закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. На Руси раздробленность произошла в середине ХП – ХШ в. Причинами раздробленности являлось ослабления центральной власти; отсутствие прочных экономических связей между землями; преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центр экономического и политического развития; упадок значения торгового «пути из варяг в греки».

    Период феодальной раздробленности прошли все раннефеодальные государства Европы с Х по ХП в. К этому времени феодальная знать уже превратилась в привилегированную группу, монопольно владевшая землей. На своей земле феодалы вершили суд, чеканили деньги, содержали свои вооруженные силы, в то время как центральная власть все более ослабевала.

    Так, империя Карла Великого к середине к середине IX веке. Распалась на западные государства: Французское, Германское, Итальянское (Северная Италия), В свою очередь процесс политического распада охватил каждое из этих образований. Так, в конце Х века на территории Франции королевство насчитывало 50 королевств.

    Процесс феодальной раздробленности начал развиваться в Англии. Этому способствовала передача знати права взимания с крестьян и их земель феодальных повинностей. В результате этого феодал становится полным собственником земли, занимаемый крестьянами и их личным господином. Англия распалась на графства.

    До ХШ века Германия была одним из сильных государств Европы, и оно также подверглось распаду на отдельные земли. К началу ХП века Византия также оказалась в состоянии раздробленности.

    Распад раннефеодальной территориальной организации государственной власти и торжество феодальной раздробленности представляли собой завершение процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма в Западной Европе.
    Термины и определения

    Феодализм. Термин «феодализм» возник в конце ХVIII века и означал «Старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). Феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. В основе феодализма – межличностные отношения; вассала и синьора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.

    По своему содержанию феодальная раздробленность была закономерным и прогрессивным процессом, обусловленным подъёмом внутренней колонизации, расширением площадей обрабатываемых земель. Благодаря совершенствованию орудий труда, применению тягловой силы животных и переходу к трехполью улучшилась обработка земли. Стали разводить технические культуры – лен, коноплю. В результате у крестьян стали появляться излишки продуктов, которые они могли обменять на изделие ремесла, а не изготавливать их самим. Возрастала производительность труда ремесленников, совершенствовалась техника и технология ремесленного производства. Ремесленники превратились в мелкого товаропроизводителя, работающего на торговый обмен. Эти обстоятельства привели к отделению ремесла от сельского хозяйства, развитию товарно-денежных отношений, торговли и возникновению городов, которые становились центром ремесла и торговли.

    Развитие товарно-денежных отношений в этот процесс деревни подрывало натуральное хозяйство и создавало условия для развития внутреннего рынка. Феодалы, стремясь увеличить свои доходы, стали передавать крестьянские земли в наследственное содержание, охотно принимали беглых крестьян, заселяли ими необработанные земли.

    Развитие общественных отношений в Киевской Руси проходит по тому же сценарию. Наступление феодальной раздробленности вписывается в рамки общеевропейского процесса. Как и в Западной Европе, тенденции к политической раздробленности на Руси проявились рано. Уже после смерти князя Владимира в 1015 году вспыхивает борьба за власть между его детьми. Однако единое древнерусское государство просуществовало до смерти князя Мстислава (1132). Именно с этого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности на Руси. Способствовало тому, что единое государство достаточно быстро распалось на множество больших и малых княжеств? Выделим эти причины: 1) главной причиной является изменение характера отношения между великим князем и его дружинниками, в результате оседания дружинников на земле. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя, а также его государственный аппарат, собирали дань и другие поборы. Помимо того, как получали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, нежели сбор с крестьян и горожан. В XI веке усилился процесс «оседания» дружины на землю. С первой половины ХII века в Киевской Руси преобладающей формой собственности становится вотчина, владелец которой мог распоряжаться по своему усмотрению. И хотя владение вотчиной накладывало на феодала обязанность нести воинскую службу, его экономическая зависимость от великого князя значительно ослабла. Доходы бывших дружинников-феодалов больше не зависели от милости князя. Они сами обеспечивали себе существование. С ослаблением экономической зависимости от великого князя ослабевает и политическая зависимость. 2) Развивающийся институт феодального иммунитета - стал другой не менее важной причиной раздробленности. Великий князь и его орган власти не имели права действовать на территории вотчины. Феодал сам собирал налоги вершил суд. В результате в самостоятельных княжествах-вотчинах образуется государственный аппарат, дружина суды и тюрьмы и так далее, удельные князья начинают распоряжаться общинными землями, передают их от своего имени во власть боярам и монастырям. Таким образом, формируются местные княжеские династии, а местного феодала составляет двор и дружину этой династии. Огромное значение в этом процессе сыграло введения института наследственности на землю и населяющих ее людей.

    Все эти экономические и политические процессы означали дробление власти, распад прежней централизованной государственности Киевской Руси. Этот распад, как это было в Западной Европе, сопровождался междоусобными войнами. На территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородские земли (Северо-Западная Русь). Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться иностранные завоеватели. Не согласованные действия русских князей привели к первому поражению русского войска в сражении с татаро-монголами на реке Калке 31 мая 1223 г. Серьезные разногласия между князьями, не позволившие им выступить единым фронтом перед лицом татаро-монгольской агрессии привели к взятию и разрушению Рязани (1237 г.). В феврале 1238 года было разгромлено русское ополчение на реке Сить, захвачены Владимир и Суздаль. В октябре 1239 был взят Чернигов, осень. 1240 г. был захвачен Киев. Таким образом, с начала 40-х годов ХШ в. Начинается период русской истории, который принято называть татаро-монгольским игом, продолжавшимся до второй половины Х1 в. (точная дата татаро-монгольского ига 1240 1480 г.). Время татаро-монгольского ига принято считать господством Золотой орды над русскими землями.

    Золотая орда была одним из древних государств средневековья, обширное владение которого находились и в Европе, и в Азии. Ее военная мощь и агрессивная военная политика постоянно держали в напряжении и не только близких, но и дальних соседей. Монархи многих стран стремились завязать с ней дружественные отношения и поддерживать их как можно дольше. Началом создания золотой орды считается 1206 г., когда жившие в центральной Азии монгольские племена были объединены в единое государство под руководством хана Темучина, которому курултай (1206 г) присвоил титул Чингиз-хана (великого князя). До своей смерти, в 1227 г. Чингиз- хану удалось заложить территориальную основу огромной империи, которую составили не только народы, жившие в непосредственном соседстве с Монголией, но и Китай и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. Во второй половине ХШ в. Огромные пространства от берега Тихого океана до Дуная оказались под властью монголов. Столицей Монголии, основанной Чингиз-ханом, была Каракорума. Но уже в 60-х годах ХШ в. Империя распалась на отдельные части (улусы). Столица ее была перенесена в Ханбанлык (нынешний Пекин), и сама правящая династия на китайский манер стала называться Юань.

    В степях севернее озера Балхаш и Архангельского моря от Иртыша до Яика (Урала) раскинулся улус старшего сына Чингиз-хана Дасучи. Его наследники постоянно предпринимали попытки расширить владения отца. В 1235 г. на курултае было решено оказать мощную поддержку сыновьям Дасучи – орда –Ичену и Бати в завоевании Восточной Европы. Их войска были усилены отрядами и возглавлены сыном Дасучи – Бату, называвшемся в русских летописях Батыем. Именно его армия разгромила на реке Калке в 1223 г русских дружинников. Русь оказалась в вассальной зависимости от татаро-монгольских ханов. Каждый русский князь, в том числе и Великий князь, должен был получать разрешение хана на правление – «стол», ханский ярлык. Население было обложено тяжелой данью в пользу монголов, постоянно совершались набеги завоевателей, которые приводили к разорению земель и уничтожению населения. Тогда же на северо-западных рубежах Руси появился опасный противник – в 1240 г. шведы, а затем в 1240 – 1242 г. немецкие крестоносцы. Получилось так, что Новгородской земле пришлось отстаивать свою независимость и свой тип развития, в условиях натиска как с Востока, так и с Запада. Борьбу за независимость русской земли возглавил молодой 19-летний князь Александр Ярославович. В основе его тактики лежала борьба против католического Запада и уступке Востоку (Золотой орде). В результате высадившиеся в июле 1240 г. в устье реки Невы шведские войска были разбиты дружиной новгородского князя, получившего за эту победу почетное прозвище «Невский», а русская православная церковь возвела его в ранг святого, за то, что отстоял православие и не позволил насильственно утвердить католицизм на русской земле. Вслед за шведами на новгородскую землю напали немецкие рыцари, которые в начале ХIII в. обосновались в Прибалтике. В 1240 г. они захватили Изборск, затем Псков. Александру Невскому удалось зимой 1242 г. освободить сначала Псков, а затем на льду Чудского озера в знаменитом ледовом побоище 5 апреля 1242 г. нанести решающее поражение немецким рыцарям. Александру Невскому в этой связи, приписывают знаменитую фразу «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». После этого немецкие завоеватели уже не предпринимали серьезных попыток захвата русских земель. Однако в целом к концу ХIII в. Северо-Восточная и Южная Русь попали под влияние Золотой орды. Трудно переоценить те отрицательные последствия, которое имело татаро-монгольское иго для Руси. Татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства, изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для кочевых народов Азии. В борьбе с татаро-монголами первый удар приняли на себя княжеские дружины. Подавляющее большинство их погибло. Вместе со старой знатью ухолили традиции вассальско-дружинных отношений. Теперь по мере формирования новой знати утвердились отношения подданничества. Изменились отношения между князьями и городами. Вече (за исключением новгородской земли) утратило свое значение. Князь в таких условиях выступал как единственный защитник и господин. Таким образом, русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с ее жестокостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности В результате на Руси сформировался своеобразный тип феодализма, в котором довольно сильно представлен «азиатский элемент». Формированию такого типа феодализма способствовало то, что в результате татаро-монгольского ига Русь 240 лет развивалась в изоляции от Европы.
    Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства
    Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, в ХШ – ХV в. наступает время формирования единого российского государства. Каковы же причины объединения русских земель? Несомненно, решающим условием должен был служить экономический фактор Экономический потребности, независимо от воли и желания людей заставляет налаживать экономические связи между отдельными регионами, начинают формировать единый рынок. Политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. Под влиянием экономических факторов политическая граница преодолевается, происходит объединение земель, формирование единого государства. Именно по этой схеме шел процесс создания единого государства в странах Западной Европы. Но на Руси процесс объединения шел по иному сценарию. И хотя экономические связи между отдельными княжествами без сомнения развивались, но общий всероссийский рынок возник позже – только в ХVII в. Таким образом, политические процессы на Руси опережали экономические.

    Решающим стимулом к объединению русских земель встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованиями. В ХIV – ХVII в. Русь испытывала сильнейшее давление одновременно с двух сторон – Востока и Запада. На Востоке на ее жизнедеятельность покушалась Золотая орда, на Западе - молодое и агрессивное Литовское княжество В противостоянии и победе над этими силами и закладывались основы единого российского государства. Успешное же противостояние могло осуществить только единое государство. Усилиями нескольких поколений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство. Как конкретно проходил этот процесс?

    Историки свидетельствуют что к ХIV в. наиболее сильные позиции в русских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородское. Борьба за захват русских земель долгое время шла прежде всего, между Тверским и Московским княжествами. Сложность этой борьбы состояла в том, что оба княжества находились в политической зависимости от Золотой орды. Поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношения с ордой и смогут использовать ордынских ханов в роли покровителей.

    Организатором объединения русских земель явилось Московское княжество. Причина этого связана как с выгодным географическим положением Москвы, так и личными качествами московских князей в ХIV – ХVI в. Город Москва возникает в ХП в. на южной окраине Ростовско-Суздальской земли, недалеко от границы с Чернигово-Северской землей, т.е. в центре тогдашнего русского мира, на перекрестке трех важных дорог. Первая дорога проходила с Запада на Восток: от верхнего поднестровья к Владимиру- на Клязьме. Вторая дорога – с юго-Запада на Северо-Восток – с Киевского и Черниговского юга на Переславль – Залесский и Ростов. Третья - с Северо-Запада на Юго-Восток, из Новгородской земли в землю Рязанскую. Таким образом, Москва рано стала узлом торговых путей, и, в частности важным центром торговли хлебом. И это дало большие преимущества московским князьям, которые обогащаясь на торговле и пошлинах, позднее сумели приобрести у ханов Золотой орды «Ярлык» на Великое княжество Владимирское, и с другой – расширять свои владения путем скупки земли у мелких удельных князьков. Усиление Московского княжество происходит при Даниле Александровиче (сыне Александра Невского), который в 1301 г. захватил Коломну, в 1302 г. – Переславль, в 1303 г. Можайск и тем самым увеличил свои владения почти в два раза и стал хозяином побережья всей Москва-реки. Сын Даниила Александровича Иван Даниилович Калита (1325 - 1340) г. резко укорил процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Политическим лавированием, интригами Иван Калита перехватил у Тверских князей «ярлык» на великое княжество. С 1327 г. он получает право сбора дани с русских земель в пользу Золотой орды. Эту дань он собирает «железной рукой», беспощадно подавляя всякое сопротивление. Немалая часть денег остается в его казне (отсюда прозвище «Калита» - денежный мешок). Часть земель он прикупает к своим владениям у соседних князьков. Эту политику продолжали его наследники: Семен Иванович Гордый, Иван Иванович Красный и Дмитрий Иванович Донской.

    При великом князе Дмитрии Донском произошли существенные события в объединительном процессе. Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси.
    Историческая справка
    Донской Дмитрий Иванович – Великий князь московский и владимирский, сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. Первым из московских князей возглавил вооруженную борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть в Великом Владимирском княжестве своему сыну без санкции орды.

    В это время значительно возросло торгово-промышленное население Москвы. Большое развитие получает производство оружия. В Москве появляется целое поколение оружейников.

    Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества. Московский князь, имел в своем распоряжении многочисленное и хорошо вооруженное войско. В 60 -70 г. Москва успешно выдерживает борьбу за великое княжение Владимирское с Суздальско-Новгородским, Тверским и Рязанским князьями. Значительно была расширена территория княжества. Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять земли открытой борьбой за освобождение страны от татаро-монгольских поработителей. В 1578 г. на реке Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на поле Куликовом в 1380 г.

    Победа на поле Куликовом – это не только военно-политическая, но и духовно-нравственная победа. В военно-политическом Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и даже побеждать такого сильного противника. Был развеян миф о непобедимости о золотоордынской армии. Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства. После победы на Куликовом поле золотоордынское иго продолжалось на Руси еще 100 лет. Однако характер взаимоотношений Руси и орды существенно изменились. И хотя хан Тохтамыш в 1382 г. сжег Москву и восстановил формальное подчинение Руси орде, реально прежней формы подчинения уже не было. Дмитрий Донской впервые передал великое княжество без ярлыка своему сыну Василию 1. В 1393 г. Василий 1 без согласия хана захватил Нижний Новгород, Муром, Мошеру. Существенным вкладом в объединительный процесс явилась победа Василия II Темного над галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Дмитрием Шемякой, Василием Косым и Дмитрием Красным в борьбе за велико-княжеский престол.

    Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси: Ивана III и Ивана IV. В период правления Ивана III Васильевича к Московскому княжеству были присоединены Ростов, Великий Новгород, Двинская земля, Тверь, Казань, Вятская земля В зависимость от Москвы попали Псков и Рязань. Таким Образом, в конце ХV века граница территории единого Русского государства севере доходили до Белого моря, на юге – до Оки, на западе – до Верхнего Днепра, на востоке до отрогов Северного Урала.

    Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г. (знаменитое стояние на реке Угре). К тому времени Золотая орда переживала упадок. В результате феодальной раздробленности, от нее отпали ряд территорий, на которых возникла самостоятельные ханства. В середине ХV века на территории Среднего Поволжья образовались Казанское ханство, в низовьях Волги – Астраханское ханство, Северное Причерноморье вошло в состав Крымского ханства, на территории между реками Волгой и Уралом сложилось самостоятельное государство - Ногайская орда. Татары, живущие к востоку от Уральских гор в низовьях рек Иртыша и Тобола, образовали Сибирское ханство. На территории Казахстана и Средней Азии образовались Казахское и Узбекское ханства. В Результате распада золотой орды соотношение сил сложилось в пользу Русского государства. Но хан золотой орды Ахмат решил принудить Москву к уплате дани. На реке Угре произошла встреча русских и татарских войск. Осознав превосходство русского войска, которое было многочисленно и лучше вооружено, Ахмат не решился на сражение и отступил. После провала похода Ахмата на Русь Золотая орда в 1502 г. прекратила свое существование.

    Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Сильно возрос международный авторитет Московского княжества, как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство. Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русского государства вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства, хотя термин «Россия», «Российское государство» формально в политической лексике входит во времена правления Ивана IV.

    Росту авторитета нового Российского государства при Иване III способствует также победа русских войск в Первой (1488 – 1494) и Второй (1500 - 1503) войнах с Великим княжеством Литовским. В результате этих войн Москва присоединяет Верховные области – область верховного течения реки Оки и северные города (Путивль, Новгород -Северский). При этом коренным образом изменился статус главы государства. Великий князь Московский и Владимирский превращается в «государство всея Руси» - самодержавца. Слово «самодержавец» сначала употреблялось в значении независимости Великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти в своей стране.

    В целях укрепления самодержавной власти Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина Х1 Софьей (Зоей) Палеолог. Свое родство с византийским императором он использовал для укрепления авторитете великокняжеской власти и Российского государства. Старый Московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, Иван III объединил с древним гербом Византии – двуглавым орлом. На печати с гербом Русского государства был указан новый титул Ивана III «Божьей милостью государь всея Руси Великий князь Иоанн». Введением нового герба Русского государства и новым титулом Ивана III хотел подчеркнуть, что после брака с Софьей Палеолог Русское государство становится прямым наследником Римской Византийской империи, а московский государь прямым приемником самодержавной власти византийского императора. По византийскому образцу строились торжественные церемонии. Во время приема иностранных послов Иван III сидел на троне, подаренном ему Константином ХI. Послы должны были низко кланяться государю, одетому в расшитое золотом и серебром, народные одежды.

    Объединительную политику продолжал и сын Ивана III Василий III (1505 - 1533). В период его правления власти Москвы был подчинен Псков, а в 1521 г. прекратило свое существование последнее удельное княжество – Рязанское. В правление Ивана IV Грозного (1547 - 1584) расширение территории Российского государства ведется за счет захвата и колонизации новых территорий у осколков Золотой орды.
    Историческая справка
    Иван IV Васильевич Грозный – великий князь московский и всея Руси, русский царь с (1547 г.) сын великого князя Василия III и Елены Глинской. В 1558 г. начала Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, которая длилась 25 лет и окончилась неудачей. 1565 г. ввел опричнину. Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о царе-тиране, деспоте. Ему принадлежит большая роль в укреплении сильной централизованной власти в России. В 1552 г. Иван Грозный покорил Казанское ханство, в 1556 г. – завоевал Астраханское ханство. Таким образом, все Поволжье вошло в состав Русского государства. Волжский путь, по которому можно было доплыть до Каспийского моря, а оттуда в Персию, Турцию и двинуться дальше на Восток, принадлежал России. В 1581 г. отряд казаков под предводительством Ермака покорил Сибирское ханство.
    Историческая справка
    Ермак Тимофеевич – казацкий атаман, предводитель похода в Сибирь, в результате которого распалось сибирское ханство Кучума и было положено начало присоединения Сибири к Русскому государству.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта