Главная страница
Навигация по странице:

  • РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Понятие цивилизации. Основные черты Западной и Восточной цивилизаций.

  • Термины и определения

  • Принято выделять два типа цивилизаций: восточный и западный

  • Особенности российской цивилизации

  • Факторы, определяющие российскую цивилизацию

  • Историческая справка

  • Вопросы к практическому занятию

  • Темы докладов и рефератов

  • Вопросы и тесты

  • ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ (9-12века) Восточные славяне - как основа древнерусского государства

  • реферат история. Курс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.


    Скачать 278.98 Kb.
    НазваниеКурс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.
    Анкорреферат история
    Дата26.11.2022
    Размер278.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_na_russk (3).docx
    ТипКурс лекций
    #813309
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Введение

    Курс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других. Цель курса – изучить историю России, страны, где предстоит прожить 6-7 лет и получить образование и специальность самой гуманной в мире профессии врача.

    История России – это, увы, прежде всего история войн. Да, нашему народу пришлось много воевать, спасая свободу и жизнь, ибо его к этому вынуждали и печенеги, половцы, татары, турки и шведы, поляки и французы, германцы и японцы… Русские – свободолюбивая нация. Какой еще народ столько раз отстаивал свою свободу? Где и в какой стране сталкивались иноземные завоеватели с таким массовым партизанским движением?

    О «захватнических» войнах России вообще не станет говорить ни один серьезный историк. К русским добровольно или под покровительство, просили защитить грузины и армяне, украинцы и башкиры, каракалпаки и казахи, и несть им числа, а Россия всех принимала под свое крыло. А ведь принять грузин означало войну с Ираном и Турцией, принять украинцев – войну с Польшей, да и со Швецией и с татарами… Что характерно в России сохранились все народности, в нее вошедшие, ни одна не пропала. А русские – совсем удивительные: если знать являлась наиболее нерусской частью населения, то чернь, крестьяне, податное сословие- уже это были русские. И едва развалился Советский Союз, как вдруг оказалось, что только в России никого не обижают по национальному признаку, только в Россию хлынул поток беженцев из Средней Азии, с Кавказа, из Прибалтики, из Молдовы и Украины. Беззаветную храбрость русских признавали даже враги. Одни только «мертвые сраму не имут» - это гордая истина, составляющая основу национального самосознания, помогала нашему народу выстоять в годы жестоких войн под стенами Пскова, Смоленска, Севастополя, Москвы и Ленинграда. Вдобавок, война – это труд, а постоянные войны – очень напряженный труд Тысячи километров оборонительных линий – эта работа сравнима по величию и превосходит во многом сооружение Великой Китайской стены. И опять же развал Союза обнаружил, что выжить самостоятельно из республик может только Россия. Без напряженного и постоянного труда Россия и в старину и теперь не существовала бы. В трудных климатических условиях, под постоянной военной угрозой, она жила и кормила многие народы, строила города, железные дороги, заводы, фабрики, школы.

    Авторы курса лекций надеются, что, изучив историю России, обучающиеся будут так же, как и мы россияне, гордиться тем, в какой стране они жили, получив самую гуманную профессию в мире – профессию врача.
    Тема РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
    Понятие цивилизации. Основные черты Западной и Восточной цивилизаций.

    Исторические традиции уходят корнями вглубь веков. В ходе исторического развития наиболее характерные социальные и культурные черты государственной и общественной жизни, многократно повторяясь, приобретают устойчивый характер, закрепляются как свойственные данному обществу традиции. Сама история общества, его социальная структура политическая система, уровень экономического развития, духовной культуры, историческое наследие народа в целом определяют принадлежность каждого общества к той или иной цивилизации.

    Термин «цивилизация» ввел в оборот шотландский философ ХVШ века А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации имел ввиду под последней высшую ступень общественного развития.
    Термины и определения

    Цивилизация (от латинского: сivilis – гражданский) – совокупность материальной и духовной культуры характерная для той или иной социально-политической формации.
    Признаки цивилизации

    При определении принадлежности общества к той или иной цивилизации основное место отводится людям, их сообществу, особенностям их менталитета, характер восприятия и осознание мира и самих себя.
    В мире существует много цивилизаций наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются:

    1. Образование государства;

    2. Возникновение письменности;

    3. Отделение ремесла от земледелия;

    4. Расслоение общества на классы;

    5. Появление городов.

    При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательными.
    Принято выделять два типа цивилизаций: восточный и западный
    Восточный тип цивилизации возник в глубокой древности и широко распространен в разных вариантах. Классическими странами восточной цивилизации являются прежде всего Индия и Китай. Основными чертами восточной цивилизации являются:

    - общество построено на принципах коллективизма, на общинной форме жизнедеятельности, личные интересы полностью подчинена общим – общинами, государственным.

    -отсутствует четко выраженная классовая структура, рыночная экономика, господство государственной собственности

    - колоссальную роль играет централизованное государство, господствующим над обществом

    - общества в условиях восточной цивилизации являются социально стабильными, обеспечиваемые всесильным государством, за счет уравнительности

    - форма государственного устройства носит деспотический характер, опирающийся на мощный военно-бюрократический аппарат

    - произвол власти, беззаконию, рабская психология народы, верность традициям, консерватизм

    - общественное сознание народа действительность воспринимает через призму веры и религиозные догмы. Процесс становления современной западной цивилизации начинается в ХШ – ХVI веках.

    Классическими странами западной цивилизации являются Италия, Англия, Франция, а колыбелью ее были Древняя Греция и Древний Рим. Сложились следующие основные черты западной цивилизации:

    - установился высокий нравственный престиж труда и заинтересованность людей в результатах труда

    - сложилась классовая структура общества, развитие формы классовой организации – профсоюза, партии, идеологии и т.д.

    - создана рыночная экономика, развита частная собственность, поднят престиж предпринимательства, а с середины ХХ века преобладают коллективные формы владения собственностью (в виде кооперативов, трестов, синдикатов и т.д.)

    - получили развитие независимые экономические, социальные, культурные связи между отдельными людьми и ячейками общества – семьями, хозяйственными единицами, следствием чего стало создание гражданского общества, независимо от власти.

    - функционирует правовое государство, которое регулирует социально-классовые отношения, участвует в разрешении конфликтов и установление гражданского мира. Формой государства становятся демократия Развитие западной цивилизации не было безоблачным, накапливались внутренние противоречия, росли силы, выступавшие против ее ценностей. Коммунисты и фашисты, выступая за разные ценности, одинаково отвергали рынок, демократию, индивидуализм. Этим силам не удалось реализовать альтернативы западному пути, и западная цивилизация была спасена ценой огромных усилий и человеческих жертв В результате совместной борьбы с фашизмом (ведущую роль в этой борьбе сыграл Советский Союз, советский народ, положив на алтарь этой борьбы 27 миллионов человеческих жизней),крушение колониализма европейская цивилизация получила второе дыхание, обновила свои ценности, базируясь на идеях общеевропейского дома, экономической и политической интеграции и т.д.

    Страны, относящиеся к другим типам, стремились освоить ценности прогрессивного развития, втягивались в рыночные отношения, внедряли демократию. Поэтому некоторые черты западной цивилизации – рынок, правовое демократическое государство, гражданское общество, права человека – признаются общечеловеческими. Однако, по мнению исследователей нет основания говорить о единой мировой цивилизации, т.к. другие типы цивилизации сохраняют характерные только для них черты, развитие идет по многовариантному пути. В странах восточного типа, например, в Японии, Китае, Индии внедрение элементов прогрессивного развития идет путем приспособления к особенностям данного общества, при этом цивилизационные особенности каждого общества сохраняются. Для них по-прежнему характерно особое отношение к лидеру, вождю. Сильны традиционные ценности – коллективизм, мировоззрение, основанные на религии. Государство по-прежнему играет главенствующую роль по отношению к обществу, обладает огромной собственностью.
    Особенности российской цивилизации
    К какой цивилизации относится Россия – споры ведут уже больше века.

    Россия - страна своеобразная и не может быть отнесена ни к восточной, ни к западной цивилизации. Хотя Россия географически является частью Европы, политически она давно участвует в европейской политике, но цивилизационно она не стала частью европейской цивилизации, оставалась уникальной, разнородной этнически, конфессионально и по культуре, т.е. и Западом, и Востоком. В большей части своей истории Россия противостояла Западу, в ней сложился иной тип государства, иные отношения между личностью, обществом и государством, иная культура. Эти особенности России вырабатывались в конкретных природных и общественных условиях, характерных для страны.

    Историки и обществоведы однозначны в своих суждениях в том, что Россия является самостоятельной, но не однородной цивилизацией, сочетающей в себе элементы и западной и восточной цивилизаций. Такое положение предопределено геополитическим расположением страны между двумя мощными цивилизационными центрами как по западному, так и по восточному варианту. Это позволяет сделать вывод о том, что Россия – это Евразия. В зависимости от переживаемого исторического периода усиливались то черты западной, то восточной цивилизации.

    Россия как самостоятельная цивилизация развивалась под воздействием конкретных и мощных факторов, приведших к формированию ее цивилизационных и исторических особенностей.
    Факторы, определяющие российскую цивилизацию
    В качестве факторов, определяющих российскую цивилизацию называют природно-климатические, религиозные и социальную организацию российского общества.

    Отмечали влияние природно-климатического фактора на специфику российской цивилизации такие крупнейшие историки прошлого, как С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Суровые природно-климатические условия определяли зависимость результатов труда от погодных условий, низкая урожайность обусловили устойчивость общины, общинных уравнительных традиций, существовавших до 20-х годов ХХ века. Община как форма жизнедеятельности, являлась социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Природно-климатический фактор во многом определял и особенности национального характера русских: их способность к крайнему напряжению сил, чувство коллективизма, готовность к помощи другим, а также легкость к перемене мест жительства.

    Из геополитических условий, повлиявших на российскую специфику, исследователи называют следующие: обширная, слабозаселенная территория, незащищенная естественными преградами границы, оторванность от морей и морской торговли, промежуточное территориальное положение между Европой и Азией, а также благоприятствующая территориальному единству речная сеть. Естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока крайне осложняла жизнь русского народа и требовала от него огромных усилий по обеспечению своей безопасности, значительных материальных и людских ресурсов. Вследствие этого возрастала роль государства и войска. Этот же фактор обусловил создание многочисленного служилого слоя, обрабатывающих земли помещиков. дворян и крепостных крестьян, обрабатывающих земли помещиков.

    Огромные размеры России и отсутствие естественных границ привели к необычайному расширению территории государства. Власть, правительство больше полагались на произвол администраторов, препятствуя развитию самоуправления, эффективных правовых институтов, особенно прав человека. На своеобразие русской цивилизации в значительной мере повлияла православная религия. Выбор Русью в качестве государственной религии восточного варианта христианства предопределил укрепление некоторых сходных с византийскими традиций: наличие авторитарной государственной власти, господствующей над обществом, стремление к воплощению в жизни божественного идеала, соединение земного и небесного порядков в лице харизматической власти. Православная церковь не стремилась стать оппозицией к власти, была лояльной и рассматривала русского правителя как наместника бога на земле. Под влиянием исторических условий в России сформировалось сильное государство с ярко выраженными восточными чертами. Эти исторические условия связаны с двухвековым господством татаро-монгольского ига на русской земле. Деспотическое господство монгольского типа играло особую роль и накладывало свой отпечаток на всю историю России. Начиная с Ивана Ш, особенно с принятием Иваном IV царского титула, происходила сакрализация власти, в результате государь стал рассматриваться как исполнитель божьего промысла. Царь был поднят над обществом, обрел харизматический ореол. Над ним стоял только Бог. Общество не имело механизма влияния на власть. Для разрешения противоречий государственная власть применяла насилие, репрессии, жестокое подавление любого протеста, соответственно и общество вынужденно прибегало к таким же методам – бунту, убийству ненавистных представителей власти. В то же время бунты и восстания, какими бы мощными они не были, не направлялись против самой системы, а были за возвращение справедливого царя, «правильной» общественной жизни.

    Историки справедливо отмечают, что в России государство, общество, личность не разделены, не автономны как на Западе, а взаимопроникаемы, целостны.

    Русский философ Н. Бердяев такое положение объяснил тем, что в русской истории «совершенно исключительное и подавляющее место» занимает государство, у русского народа почти не осталось сил для свободной творческой жизни… классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была подавлена огромными размерами государства. «Великие жертвы понес великий русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве» - заключает Н. Бердяев.

    Историческая справка

    Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948г.) - религиозный философ. Смысл истории по его мысли постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные труды – «Смысл творчества», «Философия свободного духа».

    Исключительная роль государства сложилась в России под влиянием византийского наследия, поскольку она фактически считала себя наследницей ушедшей империи и мировым центром православия.

    При неоднородном характере российской цивилизации, имеющей как западные, так и восточные черты, следует отметить, что ее базовые элементы все же больше тяготеют к восточному варианту, формировались они в Х – ХVI в. на собственной российской почве. В дальнейшем, начиная с Петра 1, в связи с отставанием России и необходимостью модернизации страны наметилась тенденция ослабления восточных элементов и внедрение западных цивилизационных ценностей.

    В начале ХХ в. догоняющая страна почти встала на путь западного развития, но и механизм, и идеалы восточного типа развития не были преодолены. Воспользовавшись этим, прежде всего покорностью и податливостью народа, с помощью демагогических обещаний большевикам удалось повести страну по пути усиления восточных начал и изоляции от Запада. Так продолжалось до распада СССР и образования суверенной России.

    Небольшой экскурс в особенности российской цивилизации позволяет заключить, что Россия является самостоятельной, но разнородной цивилизацией, она содержит черты и западного и восточного типа развития за счет восприятия неэтнических ценностей и социокультурного взаимодействия с ними. Сказались итоги многовекового контакта с кочевым миром (печенеги, половцы, татаро-монголы) и многообразных связей с Византией, Европой, поэтому соединены черты двух миров. Исходя из этого следует выделить следующие цивилизационные особенности России:

    - отсутствие демократических традиций;

    - привычку к решению всех проблем в основном насильственными средствами;

    - унаследовавшую от ордынских времен склонность к беззаконию и произволу;

    - многовековое самодержавие и закрепленное долголетней практикой всевластие бюрократии и тотальных вмешательств государства в жизни личности.
    Вопросы к практическому занятию

    1.Понятие цивилизации и ее основные признаки.

    2 Основные черты западной и восточной цивилизаций.

    3 Факторы, определяющие особенности российской цивилизации.
    Темы докладов и рефератов
    1.Менталитет народа: влияние географических и природных факторов на его формирование.

    2. Взаимосвязь цивилизации с геополитическим положением страны.
    Вопросы и тесты

    1. Что такое цивилизация?

    2. Назовите основные черты западной и восточной цивилизаций и как они проявляются в менталитете народа.

    3. В чем состоят особенности российской цивилизации

    4. К какой цивилизации относится страна, из которой вы приехали учиться? Обоснуйте свое суждение.

    5. Термин «цивилизация» впервые был использован:

    А) Геродотом

    Б) Данилевским Н.Я.

    В) Фергюссоном А

    6. Перечислить цивилизации Запада:

    А) Древний Рим

    Б) Древняя Греция

    В) Древняя Индия

    Г) Месопотамия

    7. Кто считается «отцом истории»?

    А) Гиппократ

    Б) Геродот

    В) Гомер

    8. Перечислить цивилизации Востока

    А) Древний Рим

    Б) Древняя Греция

    В) Древний Египет

    Г) Китай
    ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    КИЕВСКАЯ РУСЬ (9-12века)
    Восточные славяне - как основа древнерусского государства
    Основу Древнерусского государства составляли племена восточных славян. Предки славян относятся к индоевропейцам, заселявшим Центральную и Восточную Европу. Происхождение названия «славяне» объясняется по-разному. Так, лингвисты связывают имя славян со словами «свой», «свободный» или «слава»; иногда к «слово» (словяне – владеющий словом, т.е. говорящие понятно – в отличие, например, от «немцев», «немых», изъясняющихся на незнакомом наречии). Истоки древней истории славян относятся к эпохе бронзы (III – II век до н.э.). В это время в Европе в результате смешение пришлых индоевропейских и местных народов выделились праславянские племена. Первые точные данные о славянах как особой этнической группа упоминаются в письменных источниках античных авторов в первых веках нашей эры. «Склавены, скловины, стлавы, стлавены – так именовали славян византийские авторы. Римские историки Плиний Старший, Корнелий Тацит, греческий географ Клавдий Птолемей кратко и отрывочно сообщали о славянских племенах, живших на территории бассейна рек Вислы и побережье Балтики, которых они называли венедами. Согласно сведениям византийских источников (с VI в.) славяне обитали на территории от Дуная до Вислы и делились на три группы: первая – склавины (занимали территорию между Днестром, средним течением Дуная), вторая – анты ( находились в междуречье Днестра и Днепра), третья – венеды (располагались в бассейне реки Висла) не исключено, что именно эти группы в дальнейшем дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты)» (Позже они стали населять территорию в бассейне рек Одер, Висла, Днепр и Дунай. Время появления славян на территории Европы 7-8 век. Наиболее раннее упоминание о славянах содержатся в трудах древних ученых Плиния Старшего и Птолемея (1 в н.э.). Позднее славяне распались на три ветви: западные (предки поляков, чехов и словаков), называющиеся венедами; южные (сербы, хорваты и черногорцы), известные как склавина или славяне, и, наконец, восточные и прозываемые согласно преданию, из которых впоследствии сложились такие народности, как украинцы, белорусы и русские.

    Восточные славяне объединились в крупные племенные союзы., состоявшие из 100 – 200 племен. Свое название та или иная группа получила в основном от рельефа местности, в которой они расселялись. Так поляне (в поле) жили на обеих берегах Днепра - их центром был г. Киев, дреговичи (дрегва - болото) – жили в болотистых лесах; в Смоленской и Полоцкой землях – кривичи и т.д. Все славяне вели оседлый образ жизни. Основным занятием их было земледелие. Другими формами хозяйствования были скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор дикого меда). Жили славяне в городищах – в небольших, хорошо укрепленных поселках, обычно располагавшихся по берегам рек. Крупнейшие славянские поселения возникли на знаменитом торговом пути «из варяг в греки»- - из Балтийского моря в Черное. Несколько поселков составляли общину (вервь). Значительное место в жизни древних славян занимала военная добыча, которую как правило, приносили вожди племен, совершавшие набеги на соседние народы. Племенные вожди (князья) и их постоянные военные други (дружина) выделялись из общего племени своей ролью в распределении добычи, пользовались особым авторитетом, что способствовало превращению родоплеменной власти в политическую.

    По своим религиозным взглядам славяне были язычниками и поклонялись богам, олицетворяющим силы природы: Перуну (бог грома, молнии и войны), Сварогу (бог огня); Даждьбогу (также Ярило – бог солнца); Велесу (бог скота) и т.д. Кроме этих богов было множество мелких повседневных, которых славяне почитали в быту. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческие образы и ритуалы должны были обеспечивать богатый урожай, военную добычу, мир и так далее.

    В основе процессов социального расслоения было развитие пашенного земледелия, скотоводства и ремесло. Эти экономические факторы привели к замене родовой общины территориальной (соседской). Племенные вожди и старейшины постоянно становились руководителями племенного войска и профессиональной дружины. С ослаблением родовых связей дела общины стали решать не родичи, а наиболее влиятельные лица, из которых избирался совет старейшин для решения общих дел. На общий совет (вече) приглашались уже не члены рода, а наиболее влиятельные главы семейств.

    Развитие земледелия и скотоводства привело к более активной торговле, а также возникновению городов, служивших местом торга. Термин «город» обозначал укрепление, т.е. поселение, обнесенное частоколом или валом и рвом или небольшую крепость с военным поселением, независимо от того был город центром ремесла и торговли. Формирование многих городов происходило на местах старых городищ времен первобытного строя, вокруг крепостей, оборонительных пунктов. Таким образом, создавались Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль, Псков, Смоленск и т.д. Баварский географ 1Х века насчитывал их сотнями и называл страну наших предков страной городов – Гардарикой. Древнерусские города возникали раньше, чем в ряде стран Европы, развивались они медленнее, чем на Западе, где города восприняли мощное античное наследие. Если в Х – и начале ХI в. на Руси насчитывало около 30 крупных городов, то к середине ХШ в.- уже 62. Самые крупные города превращались в административные, политические, религиозные и культурные центры. В них съезжались люди и скапливались товары, которые необходимо было оберегать. Для охраны образовались специальные дружины, возглавляемые предводителями. Такие дружины постоянно устанавливали свое господство над городами и прилегающими к ним землям, а их предводители превращались в наследственных князей К Х веку города становились оборонительными и торгово-ремесленными центрами. В центре города располагался Кремль, к нему примыкали слобода (поселения) ремесленников.

    Феодальная сословная организация в таких обществах еще полностью не оформляется, но династические княжения уже складываются и возникает власть верховного князя.

    Феодальная поземельная собственность складывается примерно, начиная с IХ века, в двух основных формах – княжеский дом и вотчинное землевладение. Постепенно внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности.

    Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеринитета – вассалитета, то есть феодальной зависимости.

    Во главе властной иерархии стоял князь.

    Князь принимал решение, советуясь со своей дружиной. Дружинники делились на старших (бояр) и младших (гридей). Важные моменты жизни ответственность брало на себя вече – сход взрослых мужчин. При необходимости вече могло менять князей. Начавшееся разложение родоплеменных отношений, социальное расслоение шли медленно из-за относительной оторванности от европейских центров и избытка свободных земель. Создание государства также было связано не столько с внутренним развитием, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы. Хазары, печенеги, варяги заставляли славян платить дань.

    В VI – IХ веках у восточных славян происходил процесс разложения родоплеменного строя и образование классового общества. Появление и использование новых орудий труда, приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становилось доступным не только коллективам – общинам, но и отдельной небольшой семье. Старые, патриархальные общины, состоящие из членов разных родов и племен, распадались. Их сменила территориальная или соседская община, в которой принципом объединения служило не родовой происхождение, а соседство поселения, необходимость решения общих вопросов о пользовании землей, лесом, лугами и т.д. В этой общине возникла частная собственность, а моногамная семья, состоявшая из мужа, жены и детей, стала составной частью социальной клеточки общества – соседской общины. Однако этот процесс был длительным.

    Выделение племенной знати у славян произошло задолго до формирования феодальных отношений. Между отдельными семьями росло имущественное неравенство: кто имел больше скота, орудий труда, больше взрослых членов или рабов, мог больше обрабатывать земли, еще больше иметь скота. К родоплеменной знати, богатым общинникам переходили земли разорившихся общинников. Так постепенно из родоплеменной знати и богатых общинников формировались крупные землевладельцы, князья, бояре, а из свободных общинников – зависимые люди. Славяне, как и германцы, арабы и другие народы, миновали в своем развитии рабовладельческий строй как формацию. Это происходило потому, что к периоду формирования классового общества у славян рабовладельческий строй у европейских народов уже перестал существовать. Уровень развития производительных сил был довольно высоким и позволял получать прибавочный продукт феодалу при более мягкой форме эксплуатации, чем рабская. Успехи в развитии пашенного земледелия, использование усовершенствовавших по тем временам сельскохозяйственных орудий, дальнейшее развитие ремесел стало несовместимо с широким использованием безынициативного рабского труда.

    Следовательно, развитие земледелия, ремесел и торговли, возникновение городов, образование родоплеменной знати и богатых членов общин, появление частного землевладения и зависимого населения – все это подтверждало изменения в общественном развитии и создавало предпосылки для формирования государственных образований у восточных славян.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта