реферат история. Курс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.
Скачать 278.98 Kb.
|
Россия в период перехода к буржуазной монархии (середина 19- начало ХХ вв.). Крестьянская реформа 1861 года. После Крымской войны (1853 – 1856 гг) в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой освобождения или эпохой Великих реформ. Этот период русской истории связан с именем императора Александра II. Историческая справка Александр II (1818 - 1881) – вступил на российский престол 19 февраля 1855 года. Вошел В историю России под именем освободителя. В России крепостное право существовало с 1497 года. Крепостное право – совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную форму крестьянской зависимости от феодалов: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (так называемое прикрепление крестьян к земле), беглые подлежали принудительному возврату. Феодал (помещик) мог крепостного продать, подарить, проиграть в карты. В России крепостными были не только крестьяне, но и рабочие на фабриках и заводах. Труд крестьян был малоэффективным, Свободный труд производительнее подневольного. Поражение России в Крымской войне показало растущую отсталость России. Кроме того, крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно. 19 февраля 1861 года Александр П подписал Манифест об отмене крепостного права. Манифест был прочитан в церквях, а сам Александр П прочитал его перед войском. Так пало крепостное право. Крестьяне объявлялись лично свободными, это означало, что бывшие крепостные получили право распоряжаться своей личностью, а также у них появился ряд гражданских прав, например, переходить в сословие мещан, купцов, без разрешения помещика заниматься промыслами, торговлей владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, поступать на службу и в учебные заведения. Помещики не могли продавать крестьян, наказывать, вмешиваться в их семейные дела. Личное освобождение крестьян составляло буржуазную сторону реформы. Тем не менее сохранилась сословное ущемление политических прав крестьян, прикрепленных к месту жительства, к общине. Они оставались низшим единственным классом, который платил подушную подать, нес рекрутскую повинность, и по решению суда подвергался телесным наказаниям. За помещиком признавалось право собственности на всю землю имения в том числе и на крестьянскую наделённую. Крестьяне объявлялись лишь пользователями надельной земли, обязанными за это нести повинности - барщину и оброк. Барщина – даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве землевладельца. Оброк – это ежегодный сбор денег или продуктов с зависимых крестьян. Как правило оброк платили выращенным урожаем. Наделение крестьян необходимым количеством земли ставило бы их в независимое положение от помещиков, что ему было бы невыгодно. В тоже время полное обезземеливание крестьян экономически невыгодно и социально опасно, так как создавало в России многомиллионную армию безземельных, грозило социальной революцией. Поэтому задача заключалась в том, чтобы наделить крестьян землей в таком мизерном количестве, чтобы, с одной стороны, он был бы привязан к этому своему земельному наделу, а с другой - помещичьему хозяйству. В результате реформы среднестатистическая крестьянская семья получила только около 7 десятин земли, это было крайне недостаточно для ведения рентабельного товарного хозяйства. Таким образом, реформа 1861 года обрекла деревню на разорение, обнищание. За свои пореформенные урезания земли крестьяне должны были по-прежнему платить помещику оброк или отбывать барщины. Сельская община, связанная круговой порукой, отвечала за исправное отбывание повинностей каждым его членом. Следовательно, пореформенные повинности крестьян мало чем отличались от дореформенных и по-прежнему имели феодальный характер. От повинностей крестьянина освобождала выкупная сделка с помещиком, которая заключалась только с согласия последнего. А до ее заключения крестьяне должны были выполнять старые повинности и назывались поэтому временно обязанными. Лишь в 1881 году был принят закон по которому все временно обязанные крестьяне к 1 января 1883 года выходили на обязательный выкуп у помещика. Это означало, что с переходом на выкуп временно обязанные отношения крестьяне с помещиками прекращались и они становились собственниками. Но так как крестьяне не имели наличных капиталов, правительство предоставило им ссуду для выкупа в пределах 75 – 80 % от стоимости надела земли. Остальные 20 – 25% крестьяне платили помещику самостоятельно. В течение 49 лет они должны были возвратить ссуду государству с процентами путем ежегодных выкупных платежей в размере 6% от выкупной суммы. Только в январе 1907 года эти платежи были отменены. Такой уступки от правительства крестьяне добились в результате длительной и упорной борьбы. К этому времени они успели выплатить государству и помещикам за землю сумму почти в 4 раза больше ее рыночной дореформенной стоимости. Таким образом, отмена крепостного права в России была вынужденной мерой самодержавия. Крестьяне объявлялись юридически свободными, но реформы была проведена с учетом интересов помещиков, за которыми сохранялось право собственности на землю и все имущество. Они наделяли крестьян землей за большой денежный выкуп. Фактически процесс наделения замлей и выкупа ее превратились в грабеж крестьян. Отмена крепостного права ускорила переход страны от феодализма к капитализму. Личное освобождение крестьян составляло наиболее буржуазную сторону реформы. Личная свобода 23 миллионов помещичьих крестьян стала непременным условием на пути всеобщего гражданского раскрепощения страны. Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» уничтожало крепостную систему экономического произвола и создавало условия для свободных договорных отношения и развития в России капиталистического способа производства. Фактически, лишив крестьян земли, реформа в то же время сохранила многочисленные остатки крестьянства – крупное феодальное землевладение, полуфеодальные методы эксплуатации, царскую монархию, сословное неполноправие крестьян. Половинчатость, непоследовательность реформы не позволила создать слой мелких собственников, фактически законсервировала старый уклад жизни. На практике это тормозило развитие рынка наемной рабочей силы, убивало частный хозяйственный интерес сдерживало переход сельского хозяйства на рыночный путь, обрекая крестьянство на бедность. Помещики в массе своей оказались неспособными к организации современного производства. Развитие важнейшего аграрного сектора экономики (80 – 90% населения страны) было замедленно и превратилось в источник постоянного социального напряжения. Реформа 1861 года не привела к изменению правильного для России уклада жизни, хотя и ознаменовала начало активной капиталистической модернизации. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года и последовавшие и за ней реформы местного самоуправления, судебная, военная, образование, цензура, финансов – ознаменовали конец эпохи феодализма и утверждение капиталистических отношений в жизни Российской империи. Земская реформы 1864 года стала естественным продолжением преобразований, последовавших вслед за отменой крепостного права. С этого времени в России вводились земства - выборные органы местного самоуправления на уездном и губернском уровнях. Земства занимались вопросами жизнедеятельности той местности, где они учреждались. Земства решали где открыть школу, ярмарки, медицинские пункты, т.е. в их ведении была хозяйственная сфера. Но земства были лишены каких-либо политических функций. Государство контролировало работу земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостановить любые постановления земств. В 1870 году было введено городское самоуправление. Цель этой реформы заключалась в том, чтобы поднять хозяйство городов России, привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. По городской реформе прежнее сословие думы заменялись всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами стали городские думы, а исполнительными - избираемые думами городские управы. Члены городских дум выбирались на 4 года. Городская дума также, как и земства создавались на основе имущественного ценза каждое избирательское собрание выбирали равное число гласных городской думы. При этом приоритет отдавали крупным собственникам; в тоже время служащие и рабочие составлявшие большинство населения города, не участвовали в городском самоуправлении, т.к. не являлись плательщиками налогов. Эта реформа заменила старое феодальное сословие – бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Судебная реформа 1864 года. В основу этой реформы были положены главные принципы нового для России буржуазного права: равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, бессословность судопроизводства. состязательность судебного процесса, гласность суда и независимость судей, независимая организация адвокатуры, создание суда присяжных, выборность мирового судьи. Вместо заочного разбора дел вводилась их рассмотрение в присутствии и с участием сторон. Судебные уставы вводили институт судебных следователей, адвокатуру и присяжных заседателей, определявших виновность или невиновность подсудимого. Компетенция нового суда была ограниченной: привлекать к ответственности чиновников можно было лишь с согласия высшего начальства. Судебная реформа приблизила правосудие страны к признаниям европейским образцам и создала реальные условия для начала формирования правового сознания. Это обстоятельство имело принципиальное значение, потому что имело принципиальное значение, потому что неразвитость правового сознания делала особенно пагубными решения российской власти, менее всего считающейся с политическими, экономическими и социальными правами личности. В 1862 – 64 годах были проведены реформы образования: учреждались семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях провозглашался принцип независимо от вероисповедания и сословности. Однако высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов. В 1863 г. Был принят университетский устав, предоставившей высшей школе широкую автономию. На рубеже 1960 -1870 годов благодаря частной и общественной инициативе открылись высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Тем самым было положено начало высшему женскому образованию в России. Наибольшую популярность приобрели Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге, которые давали основательное высшее образование. Несмотря на то, что реформа способствовала росту народного образования, однако к началу ХХ века основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной. По переписи 1897 года удельный вес грамотных людей составил в России всего 22% населения. Реформа коснулась проблем печати Под давлением общедемократических настроений были приняты «Временные правила» о цензуре 1865 года. Отменялась предварительная цензура для изданий выходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры освободились правительственные и научные издания. Однако новый цензурный устав распространялся только на Москву и Петербург. Полностью предварительная цензура сохранилась фактически для провинциальной печати и массовой литературы. Сохранилась и специальная церковная цензура. Военная реформа Весьма серьезные преобразования в русской армии: отменялись телесные наказания, срок службы рекрутов установили – 5 – 6 лет. В дальнейшем все рекрутские наборы заменились всеобщей воинской повинностью. Вместе с тем русская армия перестроенная по типу буржуазной армии, еще сохраняла черты сословного неравноправия. Бюрократическая система управления открывала разнообразные возможности властям и власть имущим путем обмана и другими способами уклоняться от воинской повинности. Финансовая реформа Основными направлениями реформы стали: централизация финансового дела и упорядочение госбюджета. В связи с нарастанием роли кредитования и реорганизацией кредитной системы указом 1863 года учреждалась единая государственная касса, а в том году старая феодально-крепостническая система откупов заменялась акцизной, которая продажу вина объявляла свободной, но облагала ее особым акцизным сбором, взимаемым государственными акцизными учреждениями. Тем не менее финансовой стабилизации, буржуазия в своей основе. Не изменили общей сословной направленности финансовой политики самодержавия. Главное налоговое бремя по-прежнему легло на податном населении. Таким образом, в ходе либеральных реформ 1860 – 1870 годов Россия сделала первый шаг на пути превращения царизма в буржуазную монархию. Реформы 60 – 70 годов положили начало масштабному переходу к индустриальному обществу примерно того же типа, который существовал в ряде Западной Европы и был основан на рыночной экономике и частной собственности, началах парламентской демократии. Не случайно поэтому эпоха российских реформ органично вписалась в международный аналогичный контекст как составная часть великих мировых катаклизмов (например, отмена рабства «Гражданская война в США 1861 – 1865 годов», революция Мейдзи Исин 1867 – 1868 в Японии, завершение объединения Италии и Германии). Незавершенность большинства реформ 60 – 70 годах Х1Х века проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвал всплеск движения революционного народничества. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60 -70 годов, когда актуализировался вопрос о борьбе за интерес народных масс, при убеждении, что революционный переворот может быть произведен силами самих народных масс, руководимых народнической организацией. Движение народников стало ведущим направлением в освободительном движении. Его идейной основой явилась теория общинного социализма, система взглядов об особом «самобытном» пути развития России, которая минуя капитализм, будет опираться на крестьянскую общину. Народники рассматривали крестьянскую общину в качестве зародыша социалистических отношений. Наличие народничества отличало не только Россию, но и другие страны (Китай, Индию) со слабо развитым капитализмом и традиционной крестьянской общиной. Возникновение народничества являлось реакцией на ломку вековых национальных крестьянских устоев, проникновением чуждых этим устоям западных «буржуазных порядков, которых народники старались избегать путем соединения общины с идеями социализма». Представители народничества А.П Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский сформулировали программное положение революционного народничества. Главную ставку в преобразовании общества, в установлении в стране строя социальной справедливости они делали на крестьянскую общину и крестьянина. Свою задачу народники видели в том, чтобы поднять крестьянство на восстание против царизма. Для этого революционная молодежь, увлеченная идеями Чернышевского и Герцена приняла участи в массовом хождении в народ: впервые в истории народники пытались прямо обращаться с революционной проповедью к народу. Но эта тактика потерпела неудачу, так как крестьянство все еще верило в «доброго царя» и к призыву против царя воспринимали как крамолу. Учтя опыт неудач, народники создают в 1876 году тайное революционное общество «Земля и воля», но в 1879 году из-за разногласий в методах ведения борьбы вместо прежней «Земли и воли» возникают две новые организации «Черный предел» (руководитель Г.В Плеханов) и «Народная воля» руководители (Желябов и Перовская). «народная воля» основным методом борьбы с царизмом избрала террор, именно члены этой организации 1 марта 1881 года убили царя-освободителя Александра П. «Народная воля» была разгромлена. Желябов и Перовская были казнены, как организаторы убийства царя. Народническая идеологи и тактика исчерпали себя. В стране начался период реакции. Новый царь Александр Ш стал проводить политику контрреформ и вместо развития страны по пути реформ. Российское общество стало топтаться на месте, что породило создание революционного движения. В России в 80 – 90 годы формируется рабочее движение. Его главными центрами становятся Петербург и Центрально-промышленный район страны. Стачки их редкого события стали обычным явлением. На выступления рабочих вынуждала борьба за улучшение своего положения. А Положение рабочих было тяжелым: 13 -15 часов рабочий день, низкая оплата труда отсутствие фабричного законодательства, а также страхового и пенсионного обеспечения. В эти годы среди рабочих выделились его передовые представители, убежденные сторонники социальной революции, вожаки-революционеры: Петр Алексеев, Степан Халтурин, Петр Моисеенко и др. Среди рабочих создаются первые организации такие как «южно-российский союз рабочих» (организатор и руководитель Е. Заславский) - создан в июле 1875 г насчитывал 250 человек в городах юга России (Одесса, Харьков, Херсон) и «Северный союз русских рабочих», созданный в Петербурге в декабре 1878 года. Основную задачу эти организации объявляли борьбу за «ниспровержение существующего капиталистического и экономического строя государства как строя несправедливого». Таким образом, вступление России на путь капитализма сопровождалось появлением и активизацией рабочего движения и появлением рабочего вопроса. Опыт рабочего движения в России в 1879 годах Х1Х века свидетельствовал о том, что российские пролетарии постепенно стали подходить к пониманию необходимости не только экономической, но и политической борьбы, создания самостоятельной организации в революционно-освободительной борьбе. Русская культура в Х1Х веке В 19 веке обозначались процессы, свидетельствующие о разложении и кризисе феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие капиталистического уклада, формирование новых социальных слоев и углубление общественной дифференциации. Эти социально-экономические процессы оказали влияние на ход историко-культурного процесса. Художественная культура Для всей художественной культуры была характерна быстрая смена направлений по сравнению с предшествующим периодом, общее движение от романтизма к реализму. Начало утверждения реализма в русской литературе связано с именем А.С Пушкина, который сыграл огромную роль в развитии национальной культуры в целом. Произведения А.С. Пушкина: «Евгений Онегин» - показал быт русского дворянства, повесть «Капитанская дочки» - посвящена восстанию Пугачева – изображение народа. В духе критического реализма создано произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» - прозвучал как приговор ленивому и малообразованному дворянству. Новый, невиданный мир русской буржуазии открыл А.Н. Островский в пьесах «Бесприданница», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Жизни русского крестьянина посвящен цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника», который впервые в русской литературе сумел увидеть и показать в крепостном человеке природный ум, одаренность и необыкновенную поэтичность Островский, Достоевский Ф. – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» талантливо изображают нравственные муки и душевные страдания героев, то, чего нет в западной литературе. В развитии музыкального искусства первостепенное значение принадлежит творчеству М.И. Глинки, с именем которого связано создание национальной школы в русской музыке. К представителям русской музыки относятся такие композиторы как А.С. Даргомыжский (опера «Русалка»), П.И. Чайковский (опера «Евгений Онегин», «Иоланта»), романсы и симфонии, Балакирев, Алябьев, Римский Корсаков и др. В живописи определились новые тенденции: психологизм, исторический жанр. Художники К. Брюллов, Венецианов, Федотов, Крамской, Суриков – в своих полотнах отражали историю и жизнь народа. Х1Х век считается золотым веком русской культуры, так как пополнил сокровищницу мировой культуры и цивилизации в целом звездопадом имен выдающихся художников. Композиторов, писателей и поэтов, чьим творением восхищаются во всем мире. |