реферат история. Курс лекций по истории России предназначен для обучающихся в Башкирском государственном медицинском университете, прибывших из более, чем 50 стран, таких как Египет, Иран, Индия, Индонезия, Пакистан, Афганистан, Сирия и других.
Скачать 278.98 Kb.
|
Часть населения Сибири подчинилась России добровольно. Теперь Российское государство заняло всю Восточную Европу и продлившую свою границу далеко за Урал. В объединении русских земель, формировании единого Русского государства важную роль играла православная церковь. В течение 2 - 10 в. христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия, а во время монголо-татарского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской Православной церкви Митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всея Руси. Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря. Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы. Историческая справка Сергий Радонежский – (1321 - 1391) –родился в семье боярина. Основал Троицкий монастырь, стал его игуменом, ввел в монастыре Общежитейский устав, уничтожив существование до него раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупное феодальное объединение. Канонизирован Русской православной церковью. Куликовская битва произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бетича на реке Воже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время, при подготовке Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъёму духа русского войска. Историческая справка Богородица, Богоматерь, Дева Мария – в христианской вере мать Иисуса Христа. Патриотические чувства, единение русского народа, Обещание Богородицы беречь русскую землю соединились в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию. Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил к Дмитрию Донскому для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыл Куликовское сражение. Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя. Таким образом, с формированием единого Русского государства шел процесс становления национальной Русской православной церкви. Параллельно с объединением русских земель, шел процесс укрепления русской государственности, формирование централизованного российского государства. Предпосылки этого процесса были заложены в период татаро-монгольского ига. Этому способствовала вассальная зависимость русских земель от Золотой орды. В этот период внутри страны возрастает авторитет княжеской власти, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления и вече – древнейший орган народовластия постепенно исчезает из практики на всей территории будущего российского государства. Война с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Класс феодалов начал возрождаться на принципиально новой основе. Теперь князья раздают землю не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находятся в личной зависимости от князя. Вследствие политической зависимости русских земель от Золотой орды объединительный процесс протекал в экстремальных условиях, и это накладывало отпечаток на характер властных отношений в складывающемся российском государстве. Процесс присоединения княжеств-земель к Московскому княжеству чаще всего опирался на насилие и предполагал насильственный характер власти в государстве – объединителе. Феодал присоединенных территорий становились слугами Московского правителя, а тот в свою очередь был господином для своих подчиненных. Таким образом, вследствие целого ряда исторических причин в становлении государственности Московского царства преобладают элементы восточной цивилизации. Отношение вассалитета, утвердившееся в Киевской Руси до татаро-монгольского ига, уступают отношением подданичества. Уже во времена правления Ивана III в Русском государстве складывается система авторитарной власти, имевшая значительные элементы восточных деспотий. «Государь всея Руси» обладал властью и авторитетом, неизмеримо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда – были подданными царя, его холопами. Термины и определения Смерд – свободный крестьянин –общинник, имевший свое хозяйство и свою пашню. Холоп – зависимый крестьянин, по правовому положению близкий к рабу. Источниками холопства были: плен, продажа за долги, брак с холопом или холопкой. Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России царь являлся вотчинником. Вся страна для него – это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и др. вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю Иван IV нанес своей политикой – опричниной. Термины и определения Опричнина (от древнерусского опричь – «кроме»)- опричем в Русском государстве в Х IV – Х V в. называлось удельное владение, выделенное вдове князя. Именно эту форму использовал Иван IV Грозный для проведения особой политики в государстве. Он выделил себе личный удел (1565 - 1572), где установил террористический режим высшей диктатуры, проводимой опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов (репрессии, казни, конфискация и пр.). С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместья и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожилась власть удельных князей, бояр, укреплялось положение служилых помещиков – дворян под неограниченной властью царя самодержавца. Политика опричнины (1565 – 1572г.) проводилась Иваном IV крайней жестокостью. Выселение, конфискация собственности сопровождалась кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове. В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти правителя - Московского царя - главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранилась как дань традиции, но стал более управляемой. Помимо государственной собственности в Московском царстве была широко распространена коллективная собственность. Коллективными собственниками были церковь и монастыри. Коллективной собственностью на землю и угодья обладали свободные крестьяне-общинники. Таким образом, в русском государстве практически отсутствовал институт частной собственности, который в Западной Европе послужил основой принципа разделения властей, создание системы парламентаризма. Тем не менее, российскую государственность нельзя в полной мере относить к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и земские соборы. Боярская дума как совещательный орган управления существовала еще в Киевской Руси. Тогда она не являлась частью государственного аппарата. С образованием единого централизованного государства Боярская Дума превращается в высший орган страны, становится законодательным органом государства. Одновременно Боярская Дума была и высшим исполнительным органом. С середины ХVI века из Боярской Думы выделилась так называемая «Ближняя дума». А при Иване Грозном «Избранная рада», состоявшая из узкого круга приближенных царя. Решения «Избранной рады» шли от имени царя. Однако с годами Боярская дума постепенно становится консервативным органом, который противится начинаниям царя. Иван Грозный оттесняет ее от законодательной и исполнительной власти. В период складывания единого российского государства шел процесс формирования центральных органов исполнительной власти. Уже в начале ХVI век в государственном правлении важное место занимают приказы. Приказы – это орган отраслевого управления. Во главе приказа стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, как правило, это были дворяне. Уже по названию приказов можно судить каким видом деятельности они занимались: казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями, ямской (почтовый) – отвечал за связь Москвы с внутренними районами страны, разбойный занимался разбором уголовных дел, разрядный – ведал комплектованием армии. К середине ХVП в. общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тыс. человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров однако довольно рано проявились недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой аргументации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями: волокита, казнокрадство и т.д. В административном отношении основная территория Российского государства делилась на уезды, а уезд – на волости и станы. Уездами назывались административные округа, состоявшие из городов. Стан – сельская волость, подведомственная городской администрации. Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Наместники управляли городами, волостель управлял волостями. Наместниками являлись бояре, а волостелями – служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И то, и другого содержалось, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормление», т.е. поборы в пользу наместников и волостелей, ничем не ограничивались. Для создания однообразной системы управления и суда на всей территории государства в 1497 г. был создан судебник – первый свод действующих законов. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль государственных судебных органов. В Судебнике впервые было введено наказание за взяточничество. В 1555 – 1556 г. ликвидировалась система кормлений. Все волости и города должны были вносить в казну государства особый оброк – «Кормный откуп». Власть наместников полностью заменилась властью выборных земских органов. Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России ХVI – ХVII в. были земские соборы. Земские соборы созывались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. В состав земских соборов входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воевода, дети боярские, представители дворянства и городов. Юридических прав земские соборы не имели. Эпоха земских соборов пролилась свыше века (1549 – 1653 г.). За это время их созывали несколько десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по поводу нового Судебника; в 1586 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. - наиболее многолюдный (выше 700 человек) для избрания на российский престол Михаила Романова; 1648 г. обсуждался вопрос о создании комиссии по составлению Соборного Уложения и, наконец, 1653 г. последний Земский собор принял решений о воссоединении Украины с Россией. Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но и они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей. Во второй половине ХVII в. деятельность Земских соборов постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр 1: имперская бюрократия вытеснила соборы. Важным элементом российской государственности, сближающим ее с восточной цивилизацией, является институт крепостного права. Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в ХV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом – пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, т.е. право сельских жителей «переходить из волости в волость. Из села в село» одним сроком в году – неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после него. Историческая справка Юрьев день – название церковного праздника, посвященное христианскому святому – Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля и 26 ноября. Хотя прямого указа о введении крепостного права нет, факт его установления письменно подтверждает правило Юрьева дня Судебнике 1497 г. Условием перехода была уплата пожилого – компенсация земледельцу за потерю рабочих рук. Старожилы-крестьяне (не менее 4-х лет прожившие у землевладельца) и новоприходца платили по-разному. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи. Судебник 1550 года увеличивал размер «пожилого» и установил дополнительную пошлину, которая уплачивалась случае отказа крестьянина выполнять обязанности привезти с поля урожай Судебник подробно определил положение холопов. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Иван Грозный установил режим «заповедных лет», а Указ царя Федора от 1597 г. вводил 5-летний сыск беглых крестьян. Б. Годунов то отменял, то вновь вводил систему «заповедных и урочных лет». В Шуйский увеличил «урочные лета» до 10, а затем до 15 лет, кроме этого была разрешена продажа крестьян без земли. Соборное Уложение 1644 г. вводит бессрочный срок для розыска и возврата беглых и насильно вывезенных крестьян и наказание их укрывателями. Так завершился процесс юридического оформления крепостного права в России. Крепостное право возникло и развивалось одновременно с феодализмом и было неотделимо от него. Именно в крепостном праве реализовалась возможность владельцев средств производства получать с непосредственных производителей феодальную ренту. Таким образом ХУ1 в. в истории России был переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия. Термины и определения Канонизация - причисление церковью кого-либо к лику святых. Крепостное право (крепостничество) совокупность юридических норм феодального государства, закрепивших наиболее полную форму крестьянской зависимости от феодалов: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти – царю, императору принадлежали верховные права в законодательстве, в вверенном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное командование армией и фронтом, заведование финансами и т.д.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). Вопросы к практическому занятию по теме: Русь периода раздробленности и монгольского господства. Возвышение Москвы, создание единого централизованного государства 1. Феодальная раздробленность Русского государства: причины и последствия. 2. Борьба за независимость против агрессии с Запада и Востока. 3. Становление и укрепление Московского государства: причины возвышения Москвы. 4. Формирование и укрепление самодержавной власти в русском государстве. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Темы рефератов 1. Влияние Золотой орды на формирование русского государства. 2. Символы русского государства: герб, скипетр, держава. 3. Опричниной террор Ивана Грозного. 4. Становление крепостного права в русском государстве. Вопросы и тесты 1. Кто был избран вождем монгольских племен на хурале монгольской знати в 1206 г.? 2. В каком году состоялось первой сражение между монголами и русскими? 3. Как называлась грамота, выдававшаяся ханами русским князьям во владении их земель? 4. Назовите год и место ледового побоища. 5. Как назывались руководители ордынских отрядов, контролировавших сбор дани с русских земель? 6. Как называлось условное владение феодалов, полученное за службу? 7. Назовите имя основателя Троицкого монастыря под Москвой, крупнейшего русского церковного и политического деятеля Х1У в.? 8. При каком князе Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси? 9. Кто из русских князей передал Великое княжение Владимирское своим потомкам по наследству, не спрашивая ярлыка в орде? 10. Кто первым принял титул «Государь всея Руси»? 11. После какого события было окончательно свергнуто монгольское иго? 12. Как называется общерусский свод законов, принятый в конце ХУ века? 13. Назовите имя первого Московского удельного князя. 14. Какое прозвище получил Иван Данилович? 15. Назовите имя русского богатыря, открывшего поединком Куликовского сражения. 16. Как называли окружение Ивана 1У (кружок близких к нему людей), проводившее вместе с ним реформы 50 – 60 годов ХУ1 века? 17. Как называли центральное учреждение, ведавшее управление отдельными отраслями хозяйства в ХУ1 – ХП веках? 18. Как называют форму правления, сложившуюся в русском государстве после реформ Ивана 1У? 19. В каком году войска Ивана Грозного взяли Казань? 20. Как называлось государство, в котором объединились Польша и Литва в ХУ1 в.? 21. Какой высший сословный орган власти собирали цари в ХУ1 - ХП веках для решения важнейших дел в государстве? 22. Как переводится на современный русский язык слово «опричь»? 23. Назовите имя казацкого атамана, положившего начало освоению Сибири. 24. Какой город был основан в 1584 году на Белом море для торговли с Европой? 25. Плата крестьянина за проживание на земле феодала а) подушная подать; б) оброк; в) пожилое. 26. Время, когда крестьянин мог уйти от одного феодала к другому: А) заповедный год; Б) Юрьев день; В) урочное лето. |