работа №1. Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте
Скачать 145.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ____________________________________________________________ (институт) ______________________________Психология______________________________ (кафедра) КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ) по учебному курсу «Особенности проявления застенчивости в подростковом возрасте» Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость» 1.1.Понятие и природа застенчивости 1.2 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека 1.3 Подростковый возраст и его специфика 1.4 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов 2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте 2.2. Анализ результатов Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости. Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью. Особенно ярко застенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подростку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Застенчивость – это действительно, скрытая личная проблема, принимающая размеры настоящей эпидемии. Поэтому важно на более раннем этапе понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы и как она влияет на психическое состояние подростка. Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период. Эти проблемы и были поставлены в центр нашего исследования, которое проводилось с детьми-подростками. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо – известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. В дальнейшее над вопросами застенчивости работали Бруно и Д. Бретт. В своих исследованиях проблемой застенчивости в подростковом возрасте также касались и российские педагоги и психологи: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан и др. Все перечисленное выше, а также сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы исследования: "Проблема застенчивости в подростковом возрасте". Цель исследования: изучение половозрастных комплексов подростков на примере застенчивости. Объект исследования: психологические комплексы подростков Предмет исследования: психологический комплекс застенчивости в подростковом периоде. Гипотеза исследования: среди подростков преобладающее количество застенчивых будут составлять девочки. Задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике; анализ понятия застенчивости, природы ее происхождения; изучение особенностей проявления застенчивости и ее влияние на психику человека; изучение особенностей проявления застенчивости в подростковом возрасте; проведение эксперимента и анализ эмпирических данных. Базой исследования выборочно являлись средние школы г. Калуги. Эксперимент проводился по методик: Стенфордский опросник застенчивости. Участники эксперимента – учащиеся 8-9 классов средних школ г. Калуги. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы из 26 наименований, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА "ЗАСТЕНЧИВОСТЬ" 1.1 Понятие и природа застенчивости Застенчивость – понятие растяжимое, существует множество определений застенчивости. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало "легкий испуг". Словарь Уэбстера определяет застенчивость, как состояние "стеснения в присутствии других людей". В русском языке слово "застенчивый" образовано от глагола "застить" и толкуется словарем В. И. Даля как "охотник застесняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый".[12, c.20-21] По мнению психолога Зимбардо, быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении). [12, c.18-19] Бурно М.Е. пишет, застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности (по-англ. – inferiority complex), по причине которого человек стремится оставаться подалее от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми и одновременно мучается ранимым самолюбием – что так мало успевает в своей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными.[3, c.85-87] Все же то чно го о пре де ле ни я за сте нчи во сти не т, по то му что ра зны е лю ди по ни ма ю т по д э ти м сло во м ра зны е ве щи . За сте нчи во сть – э то сло жно е ко мпле ксно е со сто я ни е , ко то ро е про я вля е тся в ра зно о бра зны х фо рма х. Э то мо же т бы ть и ле гки й ди ско мфо рт, и не о бъя сни мы й стра х, и да же глу бо ки й не вро з. По мне ни ю Д. Бре тта , за сте нчи во сть – я вле ни е , го ра здо бо ле е ра спро стра не нно е , че м ду ма ю т мно ги е , в о со бе нно сти за сте нчи вы е лю ди . И ссле до ва ни я сви де те льству ю т, что о ко ло 40% по дро стко в и взро слы х счи та ю т се бя за сте нчи вы ми .[4, c. 94-95] По ре зу льта та м про ве де нны х и ссле до ва ни й Зи мба рдо сде ла л вы во д: за сте нчи во сть – я вле ни е по все ме стно е , ра спро стра не нно е и все о бъе млю ще е . Бо ле е 80% о про ше нны х со о бщи ли , что в то т и ли и но й пе ри о д сво е й жи зни о ни и спы ты ва ли за сте нчи во сть – ли бо в на сто я ще м, ли бо в про шло м, ли бо все гда . При э то м бо ле е 40% и з ни х при зна ли се бя за сте нчи вы ми на мо ме нт о про са , а э то зна чи т, что в то й и ли и но й сте пе ни о т сте сни те льно сти стра да ю т че ты ре че ло ве ка и з де ся ти , и ли 84 ми лли о на а ме ри ка нце в. Сре ди шко льни ко в за сте нчи во сть ра спро стра не на бо льше , че м сре ди взро слы х, та к ка к мно ги м взро слы м у да е тся пре о до ле ть сво й де тски й не ду г. В по дро стко во м во зра сте за сте нчи во сть бо льше на блю да е тся у де во че к, не же ли ма льчи ко в, всле дстви е то го , что же ла ни е бы ть за ме тны м в шко ле и бы ть при вле ка те льны м для пре дста ви те ле й про ти во по ло жно го по ла с бо льше й си ло й за ло же но в на ши х де ву шка х, че м в ю но ша х. Пра вда э то не го во ри т, что же нщи ны ча ще бы ва ю т за сте нчи вы , че м му жчи н. Э то со о тно ше ни е мо же т ме ня ться в за ви си мо сти о т стра ны и ли ку льту рно го сло я о бще ства .[12, c.22-23] За сте нчи во сть су ще ству е т в жи зни ка ждо го и з на с. То , что че ло ве к счи та е т сво и м со кро ве нны м се кре то м, на са мо м де ле пе ре жи ва е т ве ли ко е мно же ство лю де й. Со ста вны ми ха ра кте ри сти ка ми за сте нчи во сти я вля ю тся : вне шне е по ве де ни е че ло ве ка , си гна ли зи ру ю ще е дру ги м "Я за сте нчи в"; фи зи о ло ги че ски е си мпто мы бе спо ко йства , на при ме р, кра сно е о т во лне ни я ли цо и т. д.; вну тре нни е о щу ще ни я не ло вко сти и сму ще ни я , пе ре д ко то ры ми о тсту па ю т все о ста льны е чу вства .[10, c.23-24] Ра зли ча ю т вну тре нне за сте нчи во го че ло ве ка и вне шне за сте нчи во го че ло ве ка . Вне шне за сте нчи вы е лю ди не о бщи те льны и ли ма ло о бщи те льны , и м не хва та е т со ци а льны х на вы ко в. Э то вли я е т на и х вза и мо о тно ше ни я с дру ги ми лю дьми , что в сво ю о че ре дь, у су гу бля е т бо ле зне нну ю са мо о це нку и ве де т к то му , что че ло ве к за мы ка е тся в се бе . Вне шне за сте нчи вы е лю ди ча сто за ни ма ю т бо ле е ни зко е по ло же ни е в о бще стве , че м э то го за слу жи ва ю т и ре дко ста но вя тся ли де ра ми . По сра вне ни ю с вне шне за сте нчи вы ми и нтра ве рта ми за сте нчи вы е э кстра ве рты о ка зы ва ю тся в бо ле е вы и гры шно м по ло же ни и . У ни х бо ле е ра зви ты социальные на вы ки , хорошо за у че ны навыки о бще ни я . О ни зна ю т, что ну жно де ла ть, да бы у го ди ть дру ги м, бы ть при зна нны м, про дви ну ться в сво е м по ло же ни и . Е сли вну тре нне за сте нчи вы е лю ди та ла нтли вы , то о ни ча сто де ла ю т бле стя щу ю ка рье ру . Пра вда э то сто и т и м бо льши х э мо ци о на льны х за тра т.[12, c.45-47] При чи ны за сте нчи во сти . На при чи ны за сте нчи во сти по -ра зно му смо тре ли пре дста ви те ли ра зны х пси хо ло ги че ски х на пра вле ни й. 1. Те о ри я вро жде нно й за сте нчи во сти . Не ки й ло ндо нски й вра ч о бви ни л в про и схо жде ни и за сте нчи во сти ге ны ро ди те ле й. Э ту те о ри ю по дхва ти л пси хо ло г Р. Ке тте л. В сво е м 16-фа кто рно м ли чно стно м о про сни ке о н вы де ли л шка лу Н с дву мя про ти во по ло жны ми сво йства ми ли чно сти – сме ло сть-са мо у ве ре нно сть и ро бо сть-чу встви те льно сть к у гро зе . Ни зки е о це нки по да нно му фа кто ру сви де те льству ю т о све рхчу встви те льно й не рвно й си сте ме , о стро м ре а ги ро ва ни и на лю бу ю у гро зу , о ро бо сти , не у ве ре нно сти в сво е м по ве де ни и , си ла х, сде ржа нно сти чу вств. Лю ди с та ки ми по ка за те ля ми те рза ю тся чу вство м со бстве нно й не по лно це нно сти , то е сть я вля ю тся за сте нчи вы ми лю дьми . При ве рже нцы да нно й те о ри и по ла га ю т, что , по ско льку за сте нчи во сть я вля е тся вро жде нны м ка че ство м, то ни что не в со сто я ни и и зме ни ть по ло же ни е де л. Те о ри я ве сьма пе сси ми сти чна и в це ло м не ло ги чна . 2. Те о ри я би хе ви о ри зма . В про ти во ве с у по мя ну то й вы ше о на до во льно о пти ми сти чна . Би хе ви о ри сты и схо дя т и з то го , что пси хи ка че ло ве ка вли я е т на фо рмы по ве де ни я , а по ве де ни е – э то ре а кци я на сти му лы вне шне й сре ды . О ни счи та ю т, что за сте нчи во сть во зни ка е т то гда , ко гда лю ди су ме ли о вла де ть со ци а льны ми на вы ка ми о бще ни я . Но е сли за та ки х лю де й взя ться ка к сле ду е т, со зда ть о пре де ле нну ю во спи та те льну ю сре ду , то все мо жно и спра ви ть. По мне ни ю би хе ви о ри сто в, за сте нчи во сть – э то ре а кци я стра ха на со ци а льны е сти му лы . Сто и т и зме ни ть фо рмы о бще ни я , сде ла ть и х "правильными", и и сче зне т вся ка я за жа то сть. 3. Пси хо а на ли ти че ска я те о ри я . За сте нчи во сть ра сце ни ва е тся ка к ре а кци я на не у до вле тво ре нны е пе рви чны е по тре бно сти и нсти нкта . О на свя зы ва е тся с о ткло не ни я ми в ра зви ти и ли чно сти всле дстви е на ру ше ни я га рмо ни и ме жду и нсти нкто м, при спо со бле ни е м к ре а льно сти и ра зу мо м, ко то ры й о хра ня е т мо ра льны е но рмы . Кро ме то го за сте нчи во сть – э то вне шне е про я вле ни е глу бо ко го бе ссо зна те льно го ко нфли кта . Пси хо а на ли ти че ски е ра ссу жде ни я ба зи ру ю тся на при ме ра х па то ло ги че ско й за сте нчи во сти , ко то ру ю де йстви те льно не о бхо ди мо ле чи ть. 4. Ко нце пци я А .А дле ра . А. А дле р – пре дста ви те ль и нди ви ду а льно й пси хо ло ги и . И и ме нно о н вве л те рми н "ко мпле кс не по лно це нно сти ". Пси хо ло г счи та л, что все де ти и спы ты ва ю т ко мпле кс не по лно це нно сти и з-за фи зи че ско го не со ве рше нства , не до ста тка во змо жно сте й и си л. Э то мо же т за тру дни ть и х ра зви ти е . Ка жды й ре бе но к вы би ра е т сво й жи зне нны й сти ль в си лу и ме ю ще го ся у не го ха ра кте ра и сво и х пре дста вле ни й о се бе и ми ре в це ло м. А дле р по ла га л, что че ло ве к ни ко гда не ста не т не вро ти ко м, е сли о н со тру дни ча е т с лю дьми . А те , кто спо со бе н к со тру дни че ству , о ка зы ва ю тся о ди но ки ми су ще ства ми и не у да чни ка ми . Де ти мо гу т ста ть та ко вы ми по ра зны м при чи на м о рга ни че ска я не по лно це нно сть, ча сты е бо ле зни , что по зво ля е т и м со ре вно ва ться с дру ги ми . Та ка я у ча сть мо же т бы ть у го то ва на и зба ло ва нны м де тя м, ко то ры м не хва та е т у ве ре нно сти в сво и х си ла х, по ско льку все сде ла ю т за ни х, и , на ко не ц, в э ту ко мпа ни ю по па да ю т о тве рже нны е де ти , у ко то ры х не т о пы та со тру дни че ства , та к ка к о ни не на блю да ли э то го я вле ни я в со бстве нно й се мье . Э ти три ка те го ри и де те й за мы ка ю тся в се бе , не вза и мо де йству ю т с о бще ство м, а по то му о бре че ны на по ра же ни е . А дле р вве л по ня ти е "не у ве ре нно е по ве де ни е ", о бу сло вле нно е стра хо м кри ти ки , стра хо м ска за ть "нет", стра хо м ко нта кта , стра хо м на сто я ть на сво е м, о сто ро жно стью . Де ти с "не у ве ре нны м по ве де ни е м" за ви си мы , не са мо сто я те льны , па сси вны , то е сть за сте нчи вы . 5. При чи нны е фа кто ры . В по сле дне е вре мя за сте нчи во сть ста ли о бо зна ча ть ка к "вы со ку ю ре а кти вно сть". Ча сто у вы со ко ре а кти вны х де те й за сте нчи во сть вы сту па е т ка к и нсти нкти вно е по ве де ни е , на пра вле нно е на за щи ту о т фи зи о ло ги че ско й и э мо ци о на льно й пе ре гру зки . При э то м во змо жны два ва ри а нта и нсти нкти вно го по ве де ни я . Пе рвы й – ре бе но к, че м-то не у до вле тво ре нны й, и зби ра е т "стра те ги ю и збе га ни я " (ви д пси хо ло ги че ско й за щи ты ) и ста но ви тся за сте нчи вы м. Вто ро й – ре бе но к вклю ча е тся в со пе рни че ство и ста но ви тся са мо у ве ре нны м. При ня то вы де ля ть при ро дны е и со ци а льны е фа кто ры , фо рми ру ю щи е за сте нчи во сть. – При ро дны й фа кто р. Э то те мпе ра ме нт, о бу сло вле нны й ти по м не рвно й си сте мы . На пе рвы й взгля д мо же т по ка за ться , что за сте нчи во сть – при о ри те т и нтро ве рто в – лю де й, на пра вле нны х на сво й вну тре нни й ми р, не ну жда ю щи хся в мно го чи сле нны х вне шни х ко нта кта х, пре дпо чи та ю щи х у е ди не ни е . К та ко вы м о тно ся тся фле гма ти ки и ме ла нхо ли ки . Ду ма е тся , что сре ди э то й ка те го ри и де те й за сте нчи вы х де йстви те льно бо льше . И э то вне шне за сте нчи вы е ли чно сти . Но ка к ни стра нно су ще ству ю т и за сте нчи вы е э кстра ве рты – лю ди , "вы ве рну ты е на и зна нку ", стре мя щи е ся к о бще ни ю и мно го чи сле нны м ко нта кта м. Э то хо ле ри ки и са нгви ни ки . Сре ди ни х встре ча ю тся вну тре нне за сте нчи вы е . В си лу че рт сво е го те мпе ра ме нта (на сто йчи во сть, ре ши те льно сть, сме ло сть, о пти ми зм) и м у да е тся бо ро ться с вну тре нне й за сте нчи во стью . А да же е сли не у да е тся , то вне шне о ни вы гля дя т ве сьма ра ско ва нны ми . – Со ци а льны й фа кто р. Су ще ству е т о че нь те сна я свя зь ме жду ти по м во спи та ни я ре бе нка и о со бе нно стя ми пси хи че ско го ра зви ти я . На и бо ле е ти пи чны е про я вле ни я не пра ви льно го во спи та ни я . Не пря ти е . Ме жду ро ди те ля ми и де тьми не т ду ше вно го ко нта кта . Ре бе но к о бу т, о де т и на ко рмле н, а ду шо й е го ро ди те ли не и нте ре су ю тся . При чи ны э то го я вле ни я мо гу т бы ть ра зны ми – ре бе но к ро ди лся не то го по ла , ко то ры й бы л же ла не н ро ди те ля м, ре бе но к- по ме ха ка рье ре ро ди те ле й, и про че е . В ре зу льта те та ко го во спи та ни я мо жно вы ра сти ть ли бо а гре сси вно го ре бе нка , ли бо за би то го , ли бо ро бко го . Ги пе ро пе ка . Ро ди те ли че ре счу р "правильно" во спи ты ва ю т ре бе нка , про гра мми ру ю т ка жды й е го ша г. Ре бе но к вы ну жде н хро ни че ски сде ржи ва ть сво и по ры вы и же ла ни я . И сно ва по лу ча е м два ва ри а нта – ре бе но к, про те сту ю щи й про ти в та ко го по ло же ни я , что вы ли ва е тся в а гре сси вно сть, и ре бе но к по ко ря ю щи йся – та ко й ста но ви тся за мкну ты м, о тго ро же нны м, а в и то ге за сте нчи вы м. Тре во жно -мни те льны й ти п во спи та ни я . Е сли в се мье е ди нстве нно е ча до , та ко й ти п встре ча е тся ча сто . На д ре бе нко м дро жа т, о пе ка ю т све рх ме ры , а э то бла го да тна я по чва для ра зви ти я не ре ши те льно сти , ро бо сти , му чи те льно й не у ве ре нно сти в се бе . Ку ми р се мьи (э го це три к). Ре бе нку вну ша ю т, что о н – смы сл жи зни се мьи . В та ко й се мье ско ре е вы ра сте т на ха л, а не за сте нчи вы й. В ре зу льта те и ска же ни я се ме йно го во спи та ни я , ка к пра ви ло , вы ра ста ю т де ти с э мо ци о на льны ми на ру ше ни я ми по ля рны х ти по в – а гре сси вны е и за сте нчи вы е . [26] Та ки м о бра зо м, мо жно ска за ть, что за сте нчи во сть – о че нь ра спро стра не нно е и ра зно сто ро нне е ка че ство ли чно сти че ло ве ка . О на мо же т счи та ться ли бо ме лки м за тру дне ни е м, ли бо бо льшо й про бле мо й, а мо же т бы ть и о ча ро ва ни е м ю но сти и ли со ве рше нство м ха ра кте ра . За сте нчи во сть – э то ча сть ли чно го о пы та , но е е вли я ни е на се бе о щу ща е т все о бще ство При чи ны за сте нчи во сти та кже ра зно о бра зны , ка к и е е о пре де ле ни е . Гла вны й и сто чни к за сте нчи во сти – стра х пе ре д лю дьми . А и ме нно в пе рву ю о че ре дь не зна ко мцы (о со бе нно про ти во по ло жно го по ла ) и на ча льство . За сте нчи во сть та кже мо гу т вы зва ть и ро дстве нни ки , и да же ро ди те ли . Фу нда ме нт за сте нчи во сти , ко не чно же , за кла ды ва е тся в де тстве . Е е по я вле ни е во мно го м за ви си т о т во спи та ни я ро ди те ле й, у че бны х за ве де ни й и со ци а льно й сре ды . Пра вда е сть и та ки е лю ди , ко то ры е , бу ду чи не за сте нчи вы ми , вдру г по д вли я ни е м ка ки х-ли бо со бы ти й ста но вя тся за сте нчи вы ми . Зна чи т за сте нчи во сть – э то "инфекция", ко то ра я мо же т за ра зи ть мно ги х. |