Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)» на тему ―Японский менеджмент‖ Работу выполнил студент группы

  • Специальность: Коммерция (по отраслям) Профиль

  • 2020 2 Введение

  • Исторические предпосылки возникновения новой модели менеджмента: Япония до и после второй мировой войны Становление империи

  • Возрождение после войны

  • Психологические особенности населения Японии

  • Причины роста экономики Японии после Второй мировой войны

  • япония финал 2. Курсовая работа по дисциплине Менеджмент (по отраслям)


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Менеджмент (по отраслям)
    Дата22.06.2022
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаяпония финал 2.pdf
    ТипКурсовая
    #610974
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
    «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
    Факультет электронного обучения
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине
    «Менеджмент (по отраслям)»
    на тему
    ―Японский менеджмент‖
    Работу выполнил студент
    группы
    ОККс-1909МОим
    Специальность:
    Коммерция (по отраслям)
    Профиль Интернет-маркетинг
    Луговой Александр Алексеевич
    Научный руководитель:
    Манзюк Татьяна Васильевна
    Москва
    2020

    2
    Введение
    Предметом данной курсовой работы выбран ―японский менеджмент‖, как наиболее уникальное явление и разработка в науке ―менеджмент‖ периода второй половины XX века.
    Актуальность данной темы обусловлена тем, что созданная и реализованная в Японии система менеджмента в настоящее время является одной из наиболее продвинутых и эффективных моделей в мире.
    При этом - до Второй мировой войны Япония совершенно не занимала лидирующих позиций на мировом рынке.
    Но после войны Япония стремительными темпами восстановила свою прежде разрушенную экономику и развила технологический и финансовый уровень до мирового превосходства во многих отраслях производства.
    Тем самым вызывается огромный интерес к изучению причин этого, так называемого, ―японского чуда‖.
    В первой главе работы рассматриваются историко-социальные предпосылки, сложившиеся к окончанию Второй мировой войны, которые и послужили трамплином развития уникальности японского менеджмента.
    Опишем и исследуем подробно несколько моментов, так как они все являются фундаментом для дальнейших стратегий менеджеров японских компаний, которые и создали этот эффект. Есть исторические, социальные, экономические и сугубо психологические аспекты данного ―чуда‖, зафиксированные в созданном многовековой традицией ―культурном коде‖ японской нации.
    Во второй главе хотелось исследовать и более широко раскрыть тему воздействия психологии японской нации, ее культурного кода на выбор компаниями способа управления человеческими ресурсами, как главного

    3 рычага менеджмента. Отразить тот факт, что ставка на человеческий фактор, на отношение к персоналу как ―одной семье‖ привело к мощнейшему синергетическому эффекту роста эффективности и создало, по сути, уникальный прорывной механизм взлета экономики.
    В третьей главе описываются остальные методологические принципы
    ―японского менеджмента‖ и рассматриваются причины, по которым данный успех так и не получилось повторить в полной мере ни в одной западной компании. Частично некоторые западные компании смогли воплотить принципы и инновационные разработки японского менеджмента, и об этом тоже будет рассказано. Рассмотрим плюсы и минусы данных концепций.

    4
    Исторические предпосылки возникновения новой модели
    менеджмента:
    Япония до и после второй мировой войны
    Становление империи
    Датой появления японской империи, в политическом отношении, можно считать 9 ноября 1867 года. В тот день император Японии Мэйдзи
    (настоящее имя Муцухито), получил государственную власть. До этого уже больше двух столетий Японией владели сѐгуны. До полной победы над приверженцами сѐгуната, ещѐ несколько месяцев шли бои, но официально император теперь уже являлся главой государства.
    Сразу ханское управление было устранено и заменено на префектуры. У
    Японии появилась перспектива превратиться из отсталой страны с устройством феодальной монархии, в развитую державу европейского типа.
    Имевшаяся до того очень сложная система сословий была отменена, и теперь все жители страны, за исключением императорской семьи, делились всего на три возможных сословия. При этом все они формально имели одинаковые права. Представителям низшего сословия теперь разрешалось иметь фамилию. Единственной и обязательной религией японского государства был объявлен синтоизм.
    Для индустриализации страны японцам потребовалась создание структуры объектов кораблестроения, производства хлопка, цемента, стекла и др. Задача была решена благодаря государственным масштабным инвестициям. Со временем государство оставило за собой только стратегические отрасли, а активы остальных были проданы по невысоким выкупным ставкам таким торговым группам как Мицуи, Ясуда, Сумитомо и
    Мицубиси. Всѐ это позволило Японии к началу 1890 года иметь налаженное производство станков и электрооборудования. Эта новообразованная

    5 азиатская держава смогла быстро наладить выпуск своих локомотивов, и стать экспортѐром угля и меди. Был заметным и рост текстильной промышленности.
    С начала 70 годов, японское правительство стало проявлять интерес к соседним территориям. Летом 1879 года был аннексирован остров Рюкю.
    Аннексию Ляодунского полуострова, начатую весной 1895 года, под давлением России, Германии и Франции, японцы вынуждены были прекратить. Получив определенную контрибуцию, они вернули эту территорию Китаю. После Русско-японской войны, в 1905 году Япония получила южную часть острова Сахалин, сохранила за собой право владения корейским полуостровом, однако вынуждена была отказаться от своих притязаний на Филиппины. В Первой мировой войне, Япония выступала на стороне Антанты, объявив 23 августа 1914 года войну Германии. Не получая серьезного сопротивления японские войска быстро захватили немецкие колонии на материке и на островах Тихого океана.
    Внешняя политика Японии в 20-х годах серьезно изменилась, и стала более мягкой. В частности более либеральным стало отношение к Корее и
    Тайваню. Незадолго до начала Второй мировой войны, в которой она теперь выступила на стороне Германии, милитаризм Японии проявился снова. В июле 1937 года Япония начала военные действия на территории Китая.

    6
    Возрождение после войны
    2 сентября 1945 года Япония подписала капитуляцию. Экономика была в плачевном состоянии. Из крупных городов остался не разрушенным только
    Киото. Были сильно повреждены объекты промышленности, транспортная и информационная сеть. Утрачены были все колонии, и огромная островная территория была оккупирована Соединенными Штатами и Советским
    Союзом. Для послевоенной Японии история, можно сказать, обратилась вспять. Потеряв значительную часть своих земель, теперь Япония территориально напоминала японскую империю в момент еѐ зарождения, в 1868 году.
    После того как в 1947 году в силу вступила новая конституция, император уже не имел такой политической власти и силы влияния, как до войны. Существенно была ослаблена также и его военная власть. По сути, он был теперь лишь "символом" государства. Началось установление демократии и возрождение многих партий, а также был осуществлен созыв парламента. Новой конституцией всем гражданам Японии гарантировалось право участвовать в выборах, а также права человека. К власти пришла либерально-демократическая партия. Она была создана в 1955 году в результате объединения буржуазных партий, которые были напуганы единством партий левого толка, и активизацией рабочего движения. Новая партия представляла интересы крупного монополистического капитала.
    После войны Японии было запрещено иметь свою армию. Решение об этом было принято в 1947 году, и было отражено и в конституции страны. Не прошло и десятилетия, как в 1954 году, были сформированы Силы
    Самообороны. Инициатором этого выступили США, которые пересмотрели своѐ отношение к коммунизму, и теперь соперником и потенциальным противником они видели не это тихоокеанское государство, а Советский

    7
    Союз. Всего через несколько месяцев, незначительные военные формирования переросли в мощные вооруженные силы.
    Пришедшая к власти либерально-демократическая партия проводила политику, содействующую бурному экономическому росту. Уровень экспорта Японии быстро возрос. Такой стремительный рост имел два негатива: во-первых, это привело к катастрофическому загрязнению окружающей среды в регионе. Во-вторых, вызвало череду конфликтов с тогдашними заокеанскими экономическими конкурентами — Соединѐнными
    Штатами. Эти экономические противоречия ярко проявились в 1961 году.
    Власти США пытались ограничить объем японских товаров на американском рынке. Экономика страны была децентрализована, благодаря тому, что крупные финансовые группы и другие компании, были раздроблены на множество небольших. Путем проведения земельной реформы, крупное землевладение было устранено.
    В плане государственного регулирования Япония перестала быть традиционным восточным государством. Оно больше напоминало собой государство европейско-капиталистического типа. Но при этом Япония не потеряла своѐ лицо, и оставалась самобытным азиатским государством. Труд и капитал здесь гармонично соединялись воедино, давая свои положительные результаты. Позитивно сказались на росте экономики дисциплина труда и отсутствие серьезных забастовок.
    Рост японской экономики продолжился и после войны с Кореей.
    Спецзаказы от США в области вооружения принесли Японии доход свыше
    2,5 млрд долларов. Всѐ это помогло "продержаться на плаву" в экономическом отношении в годы кризиса (1957 и 1965). В1957 году Япония занимала первое место по результатам в судостроении. К началу 60-х величина ежегодного прироста промышленности достигала 20%.

    8
    Топливный кризис, или "Нефтяной шок" 1973 года, и последовавший за этим экономический кризис в 1974-75 годах, конечно нанес удар по экономике страны. Но это побудило японцев переориентироваться на область высоких технологий. Материалоемкие, как и энергоѐмкие отрасли стали сокращать. Приоритет сместился в сторону наукоѐмких производств.
    Занимая первое место в мире по запасам золота и валюты, Япония по- прежнему оставалась одним из центров силы в мире тех лет. Около 90% всемирного объема видеоаппаратуры, выпускалось в Японии. Уровень дохода на душу населения в этой стране превысило 18 тысяч долларов в год.
    В послевоенные годы в Японии роль государства и религии было четко разделена. Синтоизм там является самой распространенной религией, но его статус как единственной и обязательной религии страны, был отменѐн. Вторым по распространению признан буддизм. До 97% населения
    Японии сейчас являются приверженцами этих двух основных религий островного государства. Однако их можно назвать атеистами, ведь они лишь формально принадлежат к одной из них.
    Психологические особенности населения Японии
    Япония – островное государство Азиатско-Тихоокеанского региона – вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, существовала диктатура феодальных правителей – сѐгунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой – императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. Все это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии – подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям.

    9
    Феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев, многие годы царившие в стране, обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям[1].
    "Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления" – гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности эти качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет подчас достигать значительных результатов. Так, не следует относить японца- коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.
    Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей "божественное" происхождение японской нации и императорской власти, "превосходство" японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в

    10 прошлом и сохранившиеся и сегодня: приверженность культу предков, чувство этнической исключительности[2].
    Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивида коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня – главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться "во имя...". Он покорен и дисциплинирован.
    Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней
    (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает).
    Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях.
    Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в действия группы и быть ей наиболее полезным.
    Самыми ценными качествами членов группы считаются умение во главу угла ставить ее интересы, желание и стремление быть ей полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который расценивается группой как измена ее интересам[3].
    В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их чувством долга и социальной позицией. Преувеличение позиции партнера – это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение.

    11
    Причины роста экономики Японии после Второй мировой войны
    Поражение во Второй мировых войне стала исходным пунктом трансформации страны и началом в том процессе, который называют феноменом Японии. Коренной перелом внутренней структуры общества способствовал выходу на первый план тех стандартов и характерных черт японского образа жизни, которые в итоге и обусловили быстрое развитие страны во второй половине XX века. Речь идет о возрождении традиций, гармонично сочетающихся с теми необходимыми заимствованиями, без которых рыночная экономика неэффективна.
    Исторически готовая к заимствованиям, страна в новых условиях решительно взяла те из них, которые были жизненно необходимы и способствовали дальнейшему развитию либерально-демократических правовых и политических норм, процедур и гарантий собственника. Развитие в этом направлении (уже на современном этапе) привело к индивидуализации молодого поколения страны (феномен, который беспокоит Японию сейчас), а его возможные деструктивные последствия были в значительной степени компенсированы традиционной коллективной этикой, конфуцианским патернализмом.
    Гармоничное сочетание заимствованных традиций и собственных определило специфику японской фирмы, которая действует на рынке как собственник, но в то же время подобна традиционной социальной корпоратизации, сформированной на принципах патернализма и взаимной поддержки низшей и высшей иерархий с целью достижения успеха в общем деле, то есть в процветании фирмы.
    Отказавшись от агрессивной внешней политики, японское государство сосредоточило внимание на поддержку экономической деятельности фирм, выступая по отношению к ним в той же привычной функции всеобщего отца в рамках патерналистских взаимосвязей: не вмешиваться непосредственно в экономику, способствовать ее развитию, разумно перераспределяя при этом в интересах общества в целом полученные доходы от процветания. Получив

    12 необходимую подготовку и приобретя новые навыки, демилитаризованные потомки самураев заняли соответствующее место среди служащих тех же фирм ("самураи с портфелями") и соответственно переключили свою активность в производственно-конструктивное направление. В большинстве случаев поведение рабочих основывается на традиционной конфуцианской дисциплине, культуре и этике людей, склонных к искреннему сотрудничеству с предприятием, чем ориентируется на борьбу с руководством компании для достижения сомнительной цели отстаивания своих прав. Следовательно, радикальная профориентация активности в мирном направлении стала основой современного развития Японии, превратив ее в передовую страну мира с самыми престижными и современными наукоемкими отраслями производства, новейшей технологией, социально-психологическим климатом.
    Феноменом японской экономики являются "группировки", который считают внутренним фактором стабильности рыночных отношений. По сравнению с западной рыночной экономикой, в которой в основе поведения хозяйствующего субъекта является индивидуализм, в Японии наблюдаются сильные традиции своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. Групповая ориентация, ставшая частью национального характера японцев, объясняет торговые и деловые обычаи, которые считают основой проявления специфической формы организации бизнеса "кэйрэцу"
    (группировки) в виде объединений, охватывающих различные отрасли экономики. Знакомые друг другу партнеры по бизнесу объединяются в группу, в рамках которой на взаимной основе формируется ожидание поведения каждого партнера. Это конфликтует с рыночным механизмом, что действует, невзирая на личность партнера и учитывает только цену и прибыль. В объединении на общечеловеческих принципах формируются взаимное доверие и отношения сотрудничества. При этом в результате применения разных санкций повышается денежная ответственность за "неджентльменское" поведение, что сдерживает осуществление

    13 антиморального поступка, снижает степень риска во взаимоотношениях и трансакции заключение договоров.
    Группы создавали, прежде всего, вокруг так называемых ―главных банков‖ и по отраслевому признаку с охватом многочисленных подрядных предприятий. Главные банки должны были смягчать асимметрию информации спроектированных финансовых сделок между кредиторами и заемщиками. Содержание и условия всех финансовых сделок с участием крупных предприятий контролировали городские банки. Эта специфическая кредитно-финансовая система (косвенное финансирование), оперируя гарантированными депозитами, выдает значительные займы. Такая схема обеспечивает стабильность и формирование определенного дохода во время операции.
    Специфическая система финансирования повлияла стабилизирующим образом на кредитно-финансовую систему и экономику в целом.
    Такая группировка выполняла функцию своеобразного внутреннего негосударственного регламентирования всех сфер предпринимательства с целью соблюдения деловых соглашений в рамках правил игры рыночной экономики. Она играла роль фактора устойчивости рыночных отношений, обеспечивающую экономию затрат на выполнение одной из главных функций государства - надзор за рынком (прежде всего поддержка судебной системы). Именно это дало возможность направлять большую часть государственных расходов на стимулирование производства (как в передовых, так и в отсталых отраслях), а особенно на развитие сферы общественного капитала. Опыт доказывает, что этот фактор сниженного риска, который обеспечивался как государственным протекционизмом, так и группированием (включая косвенное финансирование), оказался для быстрого экономического роста на определенном историческом этапе более эффективным, чем конкуренция. Только в 90-х годах XX века. экономика
    Японии почувствовала слабость составляющих свободного рынка, что

    14 привело к осознанию необходимости глубоких структурных реформ, которые бы обусловили в результате трансформацию самой системы.
    Феномен страны важен в том, что освещены внутренние скрытые возможности эволюции, которые были в значительной степени характерны для дальневосточной цивилизации и обязаны своим существованием специфическому мировоззрению и социально-экономической ориентации, которая сформировалась еще в Древнем Китае и позже ее развили конфуцианцы. Свидетельством этого являются сами японцы с их опытом, навыками, дисциплиной, заимствованной от конфуцианства этикой труда и быта, практикой патернализма. В этом убеждают современные темпы и особенности развития ряда других стран конфуцианской культуры, от
    Сингапура до Кореи, и неслыханные темпы преобразований и развития современного Китая.
    Итак, для японской модели экономического развития характерны заметные успехи в развитии, который проходил капиталистическим путем.
    Страны этой модели приближаются к западным капиталистическим стандартам по многим главным параметрам: для них характерно полное, практически абсолютное господство свободного рынка с конкуренцией частных собственников, которые выходят на него. Для таких рыночных отношений характерна патронажная роль государства, и контролирующая роль системы налогов, пошлин, банковских процентов и учетных ставок, большое значение имеет искусство маркетинга. Не менее важную роль играют мощные капиталистические объединения. То есть для японской модели характерен современный рынок - очень сложное и весьма развитое финансово-экономическое хозяйство, в процессе регулирования которого так или иначе участвует государство (речь идет не о государственном капитализме как секторе хозяйства, а только о патронажно-контролирующей функции власти, которая предопределяет создание благоприятного режима для развития и хозяйствования).

    15
    Государство в японской экономической модели напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения и почти автоматически осуществляет мероприятия, необходимые для регулирования рынка. Не принимая собственного участия в экономике через государственно-капиталистические предприятия, однако, она постоянно руководит хозяйственным регулированием, экономической политикой, и таким образом экономика достигает высокого уровня развития.
    Государство в Японии в послевоенный период считается средством обеспечения эффективного функционирования хозяйства страны, но сохраняет при этом за собой все остальные функции, необходимые для нормального развития общества. В условиях восточной модели экономического развития государство перестало быть традиционно- восточной моделью, и стало играть не менее важную капиталистическую роль, чем в странах Западной Европы или США. Это можно отнести не только к государству, но и ко многим другим составляющим капиталистической структуры, включая институты демократии, правовые и другие стандарты. Но Япония остается Японией. Более того, опережая по многим показателям передовые страны Европы, она не потеряла восточного лица. Стоит заострить внимание на дисциплине труда и отсутствии забастовок для гармоничного сотрудничества труда и капитала (корни такого сотрудничества - социопсихологические и институциональные - относятся к нормам конфуцианства). Итак, Япония - пример гармоничного и во многих отношениях весьма удачного, едва ли не оптимального синтеза.
    По мнению профессора Г.Г. Фетисова, ―особенности формирования самостоятельной экономической мысли в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) во второй половине XX - начале XXI вв. такие:
    1) разработка проблем эффективности смешанной экономики, создание моделей экономики с национальным сочетанием рынка и плана, рынка и сознательного регулирования. Тем самым экономическая мысль ведущих стран АТР сделала весомый вклад в их ускоренное хозяйственное развитие,

    16 который непрерывно длится в Китае уже 30 лет, а в Японии и Южной Корее
    (с перерывами) 50 и 40 лет соответственно. Это тем более важно, что исходный начальный уровень экономических преобразований здесь был низким: в Японии и Южной Корее экономика была разрушена в результате войн (1939-1945 и 1950-1953 гг.), а в Китае хозяйственная разруха стала следствием предыдущей авантюрной политики "большого скачка" и "культурной революции";
    2) недогматичный характер экономической мысли, постоянная направленность на необходимые реформы, приспособления хозяйственных структур к требованиям передовых производительных сил (в последние годы
    - с требованиями информационной революции и глобализации экономики);
    3) преимущественно институционализированный характер экономической мысли, то есть ее развитие с помощью коллективных усилий ученых научно-исследовательских институтов и других правительственных учреждений;
    4) недостаточная разработка и оригинальность абстрактной экономической теории по сравнению с крупнейшими и наиболее развитыми государствами мира. Сила экономистов стран АТР оказывается не в выдвижении новых концепций, моделей и тезисов, имеющих мировое историческое значение, а в приспособлении мировой теории к национальной специфике. ― [4]
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта