Главная страница

Курсовая работа. Курсовая работа По дисциплине Общая психология


Скачать 159.36 Kb.
НазваниеКурсовая работа По дисциплине Общая психология
Дата23.03.2023
Размер159.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа.docx
ТипКурсовая
#1009389
страница5 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

2 Особенности проявления самоактуализации личности

2.1 Понятие самоактуализации



Проблема самоактуализации личности имеет в психологии небольшую, но яркую историю. Это многогранный и сложный феномен, который впервые был введен в научный оборот К. Гольдштейном и более подробно изучен психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др).

В таблице 2.1 представлены теоретические подходы разных авторов к определению понятия «самоактуализация».

Таблица 2.1 – Теоретические подходы разных авторов к определению понятия «самоактуализация»

Автор

Подход

К. Гольдштейн

Самоактуализация – основной и по существу единственный мотив. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, – лишь проявление главной силы жизни – самоактуализации. Самоактуализация – это действия, направленные на удовлетворение потребностей [11, с. 37].

К.Роджерс (1902-1987)

Самоактуализация – главная движущая сила жизни человека. Это стремление, которое присутствует во всей его органической жизни. Тенденция усиливать собственное «я» существует в каждом человеке, ожидая соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя [17, с. 27]..

В.Франкл (1905-1995)

Самоактуализация – это непреднамеренное следствие интенциональности (от лат. intentio – стремление) человеческой жизни, результат осуществления смысла [19, с. 54]..

А.Маслоу (1908-1970)

Самоактуализация – непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов оставить, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности [9]..


Рассмотрим более распространенные подходы авторов об понятии самоактуализации.

Истоки идеи самоактуализации уходят в понятия «самореализация», «самоосуществление» и восходят к древнейшим философам. У Аристотеля, в древнеиндийской, древнекитайской и других философиях самореализация связывалась с самосовершенствованием духа и тела. Ф. Бэкон, Л. Фейербах рассматривают понятия «самоактуализация» и «самореализация» в связи с предназначением человека, Гегель – с саморазвитием абсолютной идеи, классики марксизма-ленинизма – с самоосуществлением человека [16, с. 31].

Д.А. Леонтьев отмечает еще один важный момент в определении понятий самоактуализации и самореализации, ускользающий из внимания при употреблении этих понятий на русском языке [7, с. 93]. В отличие от русского префикса «само-», английское «self-», как и немецкое «selbst-», означает не просто направленность действия на себя, а указывает на то, что именно актуализируется: самость, Я или личность (так, по-разному может быть переведено на русский язык понятие «the self»). Хорошим примером может служить теория самореализации К. Хорни, согласно которой у человека наличествуют как реальное Я, так и идеальное Я, и процессы реализации могут быть обращены на любое из них. Реализация реального Я ведет личность по здоровому пути развития, а направленность на реализацию идеального Я вместо реального служит источником различных видов невротических нарушений. Поэтому перевод «self-actualization» как «актуализация Я» был бы более точным и адекватным.

Тезис о положительной природе человека и возможности его самоактуализации в гуманистической психологии отстаивает К. Роджерс [3, с. 29]. По его мнению, человеческому существу свойственна направленность двигаться к большей «конгруэнтности», к более реалистическому функционированию и зрелости. Конгруэнтность при этом определяется как степень соответствия между своими чувствами, их восприятием и высказыванием о них.

Сама идея развития и актуализации личности человека соотносится, по нашему мнению, и с теорией индивидуализации К. Юнга.

По мнению К. Юнга, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуализации или саморазвитию. Также важно учесть, что индивидуализация понимается как процесс «самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом. Данный архетип (изначальная, врожденная психическая структура, образ) К. Юнг называет «самостью». Это архетип порядка личности и целостности, баланса сознательного и бессознательного. К. Юнг разводит понятия «самость» и «эго». Самость – это внутренний руководящий фактор. Если рост для самости – единение сознательного и бессознательного, явление, характерное для людей более зрелого возраста, то рост для «эго» состоит в развитии знаний о себе и о мире всего лишь в сознательной информированности. Как заключает автор, препятствия личностному росту есть в опасности отождествления с архетипами, в «раздувании того, что человек должен был бы делать или чем должен был бы быть, а не тем, кем он является и что делает на самом деле» [11, с. 34].

Также взгляд на проблему личностного роста просматривается в работах А. Адлера. Личностный рост для него – это движение от взгляда на самом себе и стремлений личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. А. Адлер заключил, что человека формирует саморазвитие внутрипсихических сил в процессе социализации и достижения целостности благодаря творческому стремлению к конечной цели. Таким образом, затруднять личностный рост могут органическая неполноценность, избалованность, отвержение, возникающие в ситуации детства [11, с. 57].

Самым весомым вкладом в разработку теории самоактуализации, несомненно, стали исследования А. Маслоу – основателя и лидера гуманистического течения психологии. Вдохновленный идеями Гольдштейна, А. Маслоу впервые рассматривает личность в контексте теории мотивации, т.е. самоактуализации, а не наоборот – вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности, как, например, К. Роджерс [17, с. 26].

«Создается впечатление, – пишет А. Маслоу, – как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которойстремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [8, с. 23].

Также А. Маслоу пишет: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [8, с. 34].

Центральное понятие теории А. Маслоу – понятие самоактуализации в его развитии – раскрывает Д.А. Леонтьев [6, с. 21]. Он раскрыл пять аспектов, которые переходят друг в друга, где А. Маслоу вел изучение самоактуализации:

– исследование самоактуализирующихся личностей;

– теория человеческой мотивации;

– самоактуализация как механизм и процесс развития личности;

– предельные переживания как эпизоды самоактуализации;

– по ту сторону самоактуализации: теория метамотивации и ценностей бытия.

Д.А. Леонтьеву удалось проследить, как «по мере перехода от одних аспектов к другим изменялся и обогащался смысл, вкладываемый А. Маслоу в само понятие самоактуализации».

Рассматривая теорию мотивации, А. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей и объединяет их в пять групп:

– физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

– потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);

– потребности в контактах и любви;

– потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении);

– потребность в самоактуализации.

Также эти группы потребностей выстраиваются в иерархию, где потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней. Такая модель позволяет А. Маслоу объяснить, почему самоактуализация, являющаяся сущностью человека, не является реальным мотивом деятельности большинства людей: при неудовлетворении потребностей низших уровней не реализуется и потребность в самоактуализации. А. Маслоу признаёт, что возможно и нарушение описанного им иерархического порядка, однако такие случаи являются, скорее, исключениями, чем правилом.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к понятию самоактуализация, для данной работы выбран подход А. Маслоу. Самоактуализация – непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта