Курсовая работа по дисциплине Теории обучения и воспитания на тему Проблема активных методов обучения в начальнои школе
Скачать 126.29 Kb.
|
2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школеУниверсальные учебные действия являются ее составной частью учебной деятельности, действия различного назначения, нужные в реализации учебной деятельности: если ученик освоил универсальные учебные действия, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью1. Овладение учащимися универсальными учебными действиями, по мнению И.В. Андреевой, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться2. Показателями сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий школьников является:
Кроме того, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми1. Все виды универсальных учебных действий в ходе активных методов обучения формируются, прежде всего, в ходе усвоения многообразных учебных дисциплин. Это помогает ребенку в процесс запоминания привлекать все виды памяти, материализовать орфографические понятия, развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный2. Развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах3. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит. При этом важно учесть характеристику общеучебных универсальных действий, специфику их формирования и сущность учебной деятельности1. Итак, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка2. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». 2.2. Учет педагогом возрастных особенностей младших школьников при использовании активных форм обученияРеформирование школьного образования, требования современности диктуют определенные требования к младшему школьнику, который должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком. Чтобы адекватно реагировать на современные требования и изменения, человек должен активизировать свои творческие способности. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной ступени образования как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности3. Стремление к активным формам образовательного процесса оптимально характерно для начальной школы, для младшего школьника, поскольку начальная школа представляет собой разнообразный, деятельный мир детства, где закладывается возможность самостоятельного усвоения материала. Использование активных форм обучения помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения и фантазии. Наряду с этим, у младшего школьника совершенствуется не только моторика рук, но и, что очень важно, для младших школьников - множество практических навыков1. Примеры активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся приведены в Приложении 22. Известно, что созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних. Обратимся к самому младшему школьнику и к тому, что сам педагог должен учитывать, организуя процесс обучения3. В понимание инициативности, активности личности входит целый комплекс человеческих качеств, которые определяют внутреннюю инициацию, активность и потребность в качественном преобразовании окружающего внешнего мира. В рамках исследования психофизиологических работ имеет место понимание того, что активность младшего школьника - это предел, мерило согласованности объекта и субъекта. К примеру, А.И. Крупновым личностная активность младшего школьника рассматривается как собственный темп и стиль деятельности; индивидуальное стремление, тяготение к многообразной деятельности и выраженное желание что-либо делать и действовать. В педагогике и психологии личностная активность в учебно-образовательной, умственной деятельности, рассматривают в тесной связи с желанием и потребностью личности к качественному преобразованию преобразующим окружающей действительности; как проявление личностью креативного отношения к науке, к объектам познавательной деятельности, которые, в итоге, приведут к изменению мировоззрения, сознания личности1. Занятия творчеством - это не только стремление и желание не только качественно изменить мир и окружающую действительность, но и стремление к изменению собственного внутреннего мира, что определяет в дальнейшем его инициативность и активность, как важные особенности человека разумного и дальнейшего творческого поиска, успеха. Человек постоянно вынужден разрешать возникающие противоречия, в чем и состоит суть диалектики развития2. Потребность в саморазвитии и самореализации объективна, и именно эта потребность является основой творческой активности личности. С психолого-педагогической точки зрения, младший школьный возраст является благоприятным этапом для развития творческих способностей, поскольку именно в этом возрасте дети достаточно любознательны с огромным желанием узнавать что-то новое и познавать окружающую действительность. Взрослые, окружающие младшего школьника, поощряя их любознательность, сообщая новые увлекательные знания, вовлекая их в различные виды творчества, способствуют расширению детского опыта, что, в свою очередь, служит предпосылкой для будущей творческой деятельности3. Известно, что мышление младших школьников более свободно, неограничено какими-либо рамками, чем мышление взрослых, поэтому его необходимо всячески развивать. Младший школьник - это сензитивный период для развития творческого мышления и воображения, из чего следует, что начальная школа предоставляет большие возможности для развития способностей к творчеству1. В младшем школьном возрасте большую роль играет фантазия и воображение, в развитии которых интеллектуальное творчество играет важную роль2. Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Поэтому, если даже ребенок и не показывает способность к воображению, окружающие взрослые, родители, старшие братья и сестры должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей. Творчество младших школьников представляет собой продуктивную форму деятельности учащихся, которая направлена на овладение творческим опытом, создание оригинального продукта. Сама творческая деятельность младшего школьника должна быть связана с открытием чего-то нового, приобретением новых увлекательных знаний, что в будущем обеспечит интерес и мотив к творчеству. В ежедневной жизни младшего школьника основное формирование способностей к интеллектуальному творчеству осуществляется, в основном, в игровой форме, где младший школьник более всего проявляет свои наклонности3. Известно, что труднее всего входить в контакт окружающими людьми ученикам младшего школьного возраста, в момент, когда они вступают в новый школьный этап. В школе значительное место отдается таким формам занятий, которые обеспечивают активное их участие в уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ученика за результаты учебного труда. Но данные задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения, поскольку игра для ребенка на начальном школьном этапе - это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития. Игра раскрывает бесконечный мир, без которой невозможно полноценного умственного, интеллектуального развития. А предпочтения школьника тем или иным играм, игра так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления способностей к интеллектуальному творчеству1. Итак, творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний, умений, навыков, из чего заключаем, что эффективность формирования и развития у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству во многом зависит от умения самих педагогов начальной школы организовывать ее2. Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Так что, даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей. Можно выделить большой спектр качеств, определяющих содержание готовности специалиста к творческому труду, условия ее развития3. Полемизируя на тему готовности педагога к профессиональному творчеству, авторы приходят к мнению, что именно творческий труд педагога актуализирует интеллектуальное творчество ученика, а сформированная способность к интеллектуальному творчеству у учителя есть высшая мера его профессионализма. Освещенные в научной литературе многочисленные технологии подготовки учителя к профессиональному творчеству стал причиной определения ее структуры. М.Н. Перова выделяет четыре уровня готовности к педагогическому творчеству - начальный, профессиональный, оптимальный и исследовательский, которые описаны на основе соответствующих критериев, содержания педагогической деятельности, особенностей и признаков педагога-творца1. Специфика педагогической деятельности заключается также в том, что реализация неординарной деятельности зависит от потребности личности учителя к преобразованиям, и может проявляться у педагогов, обладающих далеко не всеми существующими творческими качествами, а лишь небольшой их частью, но с высокой степенью интенсивности. Кроме того, педагог может вносить изменения в различные сферы своей деятельности, которые могут проявляться в творческом самовоспитании, методической работе, построении коммуникативных отношений. Педагогическая деятельность относится к разряду глубоко личностных видов человеческого труда. Творческая педагогическая деятельность есть высшее проявление индивидуальности, поскольку всякое творчество является воплощением в деятельности своеобразия индивида, его жизненных сил, дарований и способностей2. Теория творческой деятельности учитывает, как интуитивную, так и логическую компоненту процесса творчества, поскольку ассоциации могут возникать как на интуитивном уровне, так и путем логических размышлений3. Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного учителя. Общество за всю историю своего развития накопило огромный потенциал для полного раскрытия и реализации человеческой сущности. Но традиционная система образования содействовала скорее развитию прагматизма, рационализма, научного прогресса1. Анализ кризисов образования диктует необходимость разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовности, интеллектуальных способностей, творческой сущности личности ребенка. Реализация на практике данной задачи обусловлена повышением эффективности образовательной практики, где осуществляется не только обучение законам природы и общества, но и помощь детям в овладении деятельностью творческого преобразования мира и гармонизации отношений в системе «человек-природа - общество». Данную задачу может осилить набирающее сегодня обороты инновационное образование, инновационная деятельность в образовании, внедрение инновационных технологий и др., главной целью которого является сохранение и актуализация творческого потенциала личности2. Сегодня инновационное образование называют образованием XXI века, поскольку основными принципами его функционирования являются3: подготовка к творчеству; переход от проектирования элементов техносферы к проектированию деятельности в самом широком смысле этого слова; формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и нравственной ответственности за свои действия; реализация междисциплинарных связей с целью формирования системы обобщенных знаний; развитие полихроматичности мышления и «бинокулярности» интеллектуальной деятельности. Инновационное образование не может быть лишь некоторой добавкой к существующей системе. Оно должно пронизывать как ее внутренний организм, так и социальную надсистему1. В рамках инновационного образования иной аспект приобретают требования к личности современного педагога. Представляется, что это должен быть педагог развивающей школы, то есть особый тип профессионала. В нашем понимании новый тип педагога - педагог-исследователь, педагог -творец, который готов в процессе педагогической деятельности к формированию и развитию творческой индивидуальности обучающихся2. К качествам творческого педагога, относятся нацеленность на формирование творческой личности школьника, педагогический такт, способность эмпатии, артистизм, развитое чувство юмора. Иногда в этот перечень вводятся компетентность и общая культура. Если исходить из сущности педагогической эвристики, в дополнение к названным, признаками творческой личности можно считать сообразительность, работоспособность, эмоциональную восприимчивость и психологическую зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отстаивание своих позиций3. Мы убеждены, что творческую личность педагога отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. В педагогических источниках в их числе называются четкость, оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, чувствительность. Сюда же можно включить чувство нового и стремление к его познанию, самостоятельность, целеустремленность, способность к преодолению инерции мышления, инициативность, потребность в достижении положительных результатов, профессиональную память, широту ассоциаций, наблюдательность. Показанные качества педагога-творца проявляются в его социальной и профессиональной позиции1. То есть это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и деятельности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой, - действуют внутренние, личные источники активности - мотивы и цели педагога, его идеалы, ценностные и мировоззренческие ориентиры. В авторской позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип поведения и деятельности. Если эта деятельность творческая, то адекватным субъектом ее является педагог как творческая индивидуальность, ибо творческая деятельность выявляет своеобразие индивида, его опыт, способности2. Таким образом, можно констатировать, что педагогическая деятельность по формированию у учащихся креативности, оригинальности -есть высшее проявление индивидуальности, поскольку в педагогическом творчестве всегда присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе учебного проектирования и воплощения в жизнь принятых решений3. Что касается продукта творческой педагогической деятельности - личности учащегося, то, хотя знания, умения, оценки, качества личности, приобретаемые взрослеющим человеком, сами по себе объективно не новы, формирующаяся личность воплощает их в уникальной, неповторимой форме, несмотря на то, что в труде учителя много типового, повторяющегося, устойчивого, в нем еще больше изменчивого, вариативного, индивидуального. В результате анализа приходим к выводу, что характерен не только предмет педагогического творчества - развивающаяся, формирующаяся личность ребенка, но и его «инструмент» - то есть личность педагога-творца. |