Главная страница

Социальная работа с подростками в Свердловском областном центре профилактики и борьбы со СПИД (ГБУЗ ОЦ СПИД). КР_Социальная работа с подростками в Свердловском областном цен. Курсовая работа по дисциплине Теория социальной работы Исполнитель Фамилия Имя Отчество


Скачать 150.9 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория социальной работы Исполнитель Фамилия Имя Отчество
АнкорСоциальная работа с подростками в Свердловском областном центре профилактики и борьбы со СПИД (ГБУЗ ОЦ СПИД
Дата08.08.2022
Размер150.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКР_Социальная работа с подростками в Свердловском областном цен.docx
ТипКурсовая
#642167
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.2 Понятие и сущность самосохранительного поведения



Для того чтобы раскрыть тему достаточно подробно, обратимся к понятиям, с которыми связана тема. Разобьем основную тему на два подпункта. В первом раскроем понятие самосохранительное поведение, а во втором понятия клиент и фитнес центр.

Обратимся к определению самосохранительного поведения. Существует несколько определений, описывающих данный феномен. Один с точки зрения демографии, дугой с точки зрения социологии. С точки зрения социологии и социальной демографии самосохранительное поведение – это действия и отношения, направленные на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикл, а отношение к здоровью – один из элементов самосохранительного поведения13.

Разберемся с понятием здоровье. Одно из самых распространенных и часто упоминаемых в литературе – это определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения так же говорит о том, что здоровье индивида на половину зависит от него самого, а на половину от факторов, влияющих на его здоровье, т.е. те, которыми можно управлять.

До сих пор не существует четкого определения понятия «самосохранительное поведение». В отечественной литературе его называют «самосохранительное поведение», в западной литературе – это «здоровое поведение» или «здоровый стиль жизни». Впервые термин появился в демографии. Демографы рассматривают самосохранительное поведение как систему действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление сроков жизни в пределах этого цикла.

Все современные исследования в отношении самосохранительного поведения базируются на исследованиях классиков. Вопросы поведения, связанного со здоровьем, рассматривались в различных теоретических парадигмах. Парадигма структурного функционализма, изложенная Т. Парсонсом, является базовой для понятия «здоровья». Он уделял важное место отношению «Врач-пациент», где пациент играет пассивную роль. Болезнь же была формой девиантного поведения14.

Представители символического интеррационизма (Гофман И., Страус А.) заложили теоретические основы для понимания психического здоровья. Изучали поведение человека в стрессовых ситуациях, взаимосвязи человека с окружающей средой в этих ситуациях.

В конфликтной парадигме акцент был сделан на смещение внимания с изучения болезней и медицины на изучение здоровья и его институтов.

Наибольший вклад в изучении самосохранительного поведения был сделан П. Бурдье, который ввел понятие «habitus», при помощи которого он описывает социально-культурные правила, стили жизни различных социальных групп, тем самым описывая отношение представителей этих групп к понятию «здоровья» и к его аспектам15.

Впервые исследования самосохранительного поведения начались на Западе в начале 1970-х годов. Они проводились с целью переориентировать граждан на формирование у них осознания собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Таким образом, в политике осуществился радикальный переход граждан от пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья.

Впервые в нашей стране пилотажные исследования самосохранительного поведения начала проводить группа социологов и демографов, возглавляемая проф. А. И. Антоновым, сначала в Центре по изучению проблем народонаселения в 1980 - 1983 гг., затем в Институте социологии АН СССР (1984- 1986 гг.). К сожалению, эти исследования были прерваны. Между тем, мы видим, что вопросы структуры самосохранительного поведения, взаимосвязи ее элементов, классификации самосохранительного поведения личности остаются до сих пор неразработанными16.

Понятие самосохранительного поведение было введено рядом ученых, в том числе Андреевым Е.М., Захаровым С. и другими в связи с тем, что все большую роль заболеваемости и смертности играет поведенческий фактор, связанный с отношением людей к собственному здоровью и продолжительности жизни.

Исследователь И. В. Цветкова выражает обеспокоенность тем, что даже специализированные спортивные школы, прививающие любовь к спорту, не могут противостоять пропаганде СМИ, противоречащим нормам здорового образа жизни17.

Исследования самосохранительного поведения, проведенные Институтом социологии РАН среди городского населения различных регионов страны, начиная в 1980-х – 1990-х г.г., показали, что уровень самосохранения россиян в сравнении с населением развитых стран был низким. Это выражалось в большой распространенности вредных привычек, в позднем обращении за медицинскими услугами, низкой грамотности и информированности в сфере здоровья, отсутствии навыков и привычки профилактики заболеваний. Среди горожан преобладала инструментальная ценность здоровья, что само по себе уже является залогом рискованного поведения, так как формирует у человека установки на эксплуатацию здоровья в условиях ограниченных ресурсов для жизнедеятельности. Годы бесплатной медицины атрофировали у нескольких поколений индивидуальную ответственность за свое здоровье, а культурные традиции поддержания здоровья слабо транслировались от поколения к поколению.

Понятие «самосохранительное поведение» является основой для социального здоровья наряду социальным самочувствием. Социальное здоровье – детерминированное процессом социализации устойчивое состояние качеств и характеристик личности. Так же его можно определить как феномен отношения личности с социальной средой, отношения к себе и своему месту в социальной структуре общества.

По определению Шклярука В.Я. самосохранительное поведение – «это необходимый сложный многоуровневый компонент социального воспроизводства населения, разновидность социально-демографического поведения, включающий в себя совокупность знаний, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок, характеризующих, организующих и направляющих внешнюю действенную активность личности, общности, на сохранение, воспроизводство и поддержание своего здоровья, здорового образа жизни в течение всего жизненного цикла, оптимизацию средовых факторов».

Формирование самосохранительного поведения происходит в ходе первичной или вторичной социализации под воздействием норм, семьи, государства и т.д.18

Самосохранительное поведение оценивается по различным системам показателей: внешние прямые показатели (социальные ценности, нормы, принципы, традиции); внутренние прямые показатели (ценностные приоритеты, потребности, интересы, поведенческая мотивация, установки); косвенные показатели (здоровье, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, деятельность системы здравоохранения, образования, спорта, уровень оказания самосохранительных услуг)19.

Формирование самосохранительного поведения осуществляется в результате активизации социального механизма, направленного на идеологическое, а также программно-целевое обеспечение активной гражданской позиции населения, создание «моды на здоровье», повышение общественного престижа здорового образа жизни, физкультуры и спорта, пропаганду и социальное стимулирование творческого долголетия человека.

Существуют и дестабилизаторы самосохранительного поведения, которые имеют девиантную направленность. Это и несоблюдение самосохранительного поведения в трудовой деятельности, несоблюдение режима дня и труда, курение, употребление алкоголя, наркотиков, самолечение и т.д. При этом опрос показал, что люди ради самосохранения не готовы отказаться от девиантрых форм20.

Несмотря на то, что на данный момент государство старается повысить значимость экологической культуры, физкультуры и спорта в учебной, производственной и повседневной жизнедеятельности населения, само население не ставит здоровьесбережение и самосохранительное поведение на первое место. По результатам опроса опрос более 60% россиян считают наиболее эффективным методом лечения нетрадиционную медицину и самолечение, что демонстрирует противоречивость между декларируемыми и реальными самосохранительными практиками.

С понятием самосохранительного поведения связано понятие культуры самосохранения. Культура самосохранения ставит здоровье на самую высокую ступень в личностной структуре жизненных ценностей, активность в отношении здоровья, исключает из жизни факторы риска заболеваний через грамотность и информированность позволяет нейтрализовать генетическую предрасположенность к заболеваниям, снабжает человека навыками поддержания здоровья и максимальной продолжительности жизни.

Ревякин Е.С. выделяет позитивные стороны самосохранительного поведения и негативные. К позитивным относятся сохранение и укрепление здоровья, желание прожить долгую и здоровую жизнь (все то, что связано со здоровым образом жизни)21.

Негативные формы выражены в предпочтении ранней смерти, в осознании бесперспективности физической, социальной и психологической составляющих. Здесь речь идет о самоубийствах – сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В современном мире количество самоубийств постоянно растет22.

Существует ряд опросов, которые позволяют определить идеальную, желаемую и ожидаемую продолжительность жизни. Так, например, по результатам опроса, проведенного в 80-е гг. большая часть опрошенных были оптимистами, которые хотели прожить как можно дольше и не расставаться со своими близкими. Ожидаемая продолжительность жизни у них составила 69,4 года. В опросе приняли участи и те, которые не считают должным заботиться о своем здоровье (30%).

Мотивы, которые выражают стремление человека выбрать позитивную или негативную стратегию самосохранительного поведения можно разделить на экономические, социальные и психологические23.

Экономические мотивы побуждают выбирать такое самосохранительное поведение, при котором могут быть достигнуты экономические цели: высокий экономический статус, желание получить материальные блага и т.д. При экономических мотивах ценность здоровья кране мала (вредные условия труда, хобби и профессия, связанные с экстримом). Выбор опасной профессии можно мотивировать желанием получить высокий доход, льготы, которые компенсируют риски. Понижение экономического статуса может привести к снижению интереса к жизни и даже к самоубийствам24.

Социальные мотивы подталкивают индивида приобрести или сохранить свой социальный статус. Свадьбы, юбилеи, рождение детей, выход на пенсию – все это демонстрирует социально-символическую значимость полноты жизни. При отсутствии подобных стимулов продолжение жизни может показаться не обязательным.

На данный момент проблема изучения самосохранительного поведения остается недостаточно разработанной. Вопросы самосохранительного поведения различных групп населения, различных профессий, различных возрастных категорий, заболеваемость и продолжительность жизни различных социальных групп. Что и выявляет актуальность данной проблематики25.

Так и другие исследователи говорят о ряде причин для изучения самосохранительного поведения.

Во-первых, социально-экономические перемены ставят население перед необходимостью менять свое отношение к здоровью. Повышение социальных взаимодействий привели к появлению новых заболеваний: инфекционные, раковые новообразования, несчастные случаи от травм и отравлений. Но в силу заинтересованности общества проблемами экономического и политического плана, у него просто отсутствует механизм адаптации к новым реалиям социальной жизни в сфере здравоохранения26.

Во-вторых, в результате изменений социальной среды наибольшую роль начал играть личный выбор. Куда пойти, чем занять свободное время индивид начинает решать сам. При этом данная сфера становится все более закрытой, образ жизни людей предполагает все больший спектр возможностей. В связи с этим повышается уровень потребления алкоголя (в некоторых странах превышающий критическую отметку), повышается количество больных наркоманией.

В-третьих, здоровье, хоть и являясь для большинства важной составляющей, все же остается на «задворках». На первое место выходят деньги, власть, материальное благополучие. Здоровье же – дополнительный источник для получения того.

В-четвертых, общество из-за роста бесплатных услуг перекладывает функцию ответственности на институт здравоохранения.

Таким образом, самосохранительное поведение хоть и укрепляет позиции в нашем обществе, но все же общество переведено на путь индивидуализма, в сфере здравоохранения место здоровья – это не лидирующая позиция. Она занимает высокие позиции лишь формально. Все согласны с тем, что без здоровья не добиться ничего. Несмотря на это люди не стремятся за ним пристально следить. Как мы уже говорили, они отписывают следить за здоровьем медицинские службы, перекладывая на них ответственность за собственное здоровье. Говоря об индивидуальной ответственности, хотелось затронуть и вопрос о том, как институт здравоохранения перекладывает свои обязанности на граждан. Конечно, это является проблемой: государству трудно уследить за всеми в сфере здоровьесбережения, а индивид и общество привыкли, что им «обязаны» оказать услуги, в которых они нуждаются.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта