Курссовая Работа Брейкинг. курсовик 3 Белоградова. Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Базовые виды физкультурной рекреации 3
Скачать 139.42 Kb.
|
Глава 3. Влияние брейк-данса на развитие физических качеств Нижний брейк-данс является ярким, зажигательным и энергичным танцем с элементами акробатики, гимнастики а также различных элементов взятых с разных видов спорта. Занятие брейк - дансом требует определённого физического развития. Каждый юноша, со средним физическим развитием и допущенным по состоянию здоровья, способен достигать результатов в этом танце. У девушек дело обстоит немного сложнее, как правило, они физически не так развиты, как парни, поэтому для них процесс обучения будет идти медленнее. Но это не исключает возможность занятия ―нижним брейкингом. В процессе занятиями брейк-дансом формируются следующее: развивает силу и гибкость; улучшает телосложение, делает человека стройным и подтянутым; создает ощущение физического и психического расслабления; улучшает координацию движений; развивает чувство ритма; способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений; повышает физическую работоспособность; позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта; обогащает знания о спорте и спортивном отдыхе; прививает знания собранности. Гибкость как физическое качество К числу главных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека считается гибкость. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по части важности на второе место после выносливости, именуя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития. Под гибкостью считают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Таким образом гибкость определяет степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы. Термин "гибкость" более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин "подвижность"[19]. Гибкость имеет большое определение в быту, в спортивной и трудовой деятельности. Гибкость способствует формированию осанки, улучшает внешний вид и способствует на жизненный тонус. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения. Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений. Гибкость - рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности занимающихся. Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела. Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Факторы, определяющие развитие гибкости: -анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения; -способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации; -эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают из менее изящными; -общее функциональное состояние организма, под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно - психические факторы ухудшают; -внешние условия: время суток, температура воздуха, наличие разминки; пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин. Доказано, что главным фактором, ограничивающим полную естественную амплитуду движения в суставе является сопротивление мягких тканей: 2% сопротивления обеспечивает кожа; 10% - сухожилия и связки; 41% мышечные ткани и их фасции - длина мышц - главный фактор, определяющий подвижность в суставах. "Короткая" мышца делает сустав малоподвижным, "Длинная" дает возможность проявлять полную свободную амплитуду. С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: -активную, пассивную и смешанную; -общую и специальную; -динамическую и статическую. Активная гибкость - движение с большой амплитудой выполняется за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без посторонней помощи, самостоятельно. Пассивная гибкость - выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, тренажеров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется "запасом гибкости". Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается . Общая гибкость - высокая подвижность во всех суставах опорно- двигательного аппарата. Специальная гибкость - амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия. Статическая гибкость - подвижность, проявляемая в позах - неподвижном положении тела. Динамическая гибкость - подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении. Каждое из физических качеств имеет свой благоприятный период становления и совершенствования, обусловленный морфофункциональными особенностями возрастного развития организма. У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости: -преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным; -сочленение костей подвижно; -постепенное замещение костной ткани хрящевой; -усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны); -слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника; -кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям; -недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10 - 11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 - 14 лет и стабилизируется к 16 - 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13 - 14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет. Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9 - 10 лет, а активной 10 - 14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет, причем у детей 9 - 14 лет это качество развивается в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20 - 30%, чем у мальчиков. Координация как физическое качество Под двигательно-координационными способностями понимаются возможности стремительно, точно, целенаправленно, экономно и изобретательно, то есть более совсем, решать двигательные задачи (особенно трудные и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд возможностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы: 1-группа- способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. 2 группа - способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. 3 группа - способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к 3 группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Проявление координационных способностей может зависеть от нескольких причин, точнее: - способности человека к четкому анализу движений; - деятельности анализаторов и в особенности двигательного; - трудности двигательного задания; - уровня развития иных физических возможностей (скоростные возможности, динамическая сила, гибкость и так далее); - смелости и решительности; - возраста; - общей подготовленности занимающихся (то есть припаса разнородных, в большей степени вариативных двигательных умений и способностей) и др. Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются трудным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на базе оборотной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к сердитым), имеют выраженные возрастные особенности. Стоит отметить дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные способности формируются там на фоне излишка ориентировочных, излишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий низкая. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью высокоскоростных характеристик и ритмичности. В возрасте от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются наибольшей способностью к усвоению трудных двигательных координаций, что обосновано окончанием формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением наибольшего уровня во содействии абсолютно всех анализаторных систем и окончанием формирования главных устройств случайных движений. В возрасте 14—15 лет отмечается некое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ добивается собственного максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как наиболее поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Увидено, что у юношей уровень развития координационных возможностей с годами выше, чем у девочек. При воспитании координационных способностей входят следующие группы задач: 1.По разностороннему развитию. 2.По специально направленному развитию Первая группа обозначенных задач в большей степени решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый тут общий уровень развития координационных возможностей делает широкие предпосылки для следующего совершенствования в двигательной деятельности. Наиболее по большей части роль в этом сводится к физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой учитывается обеспечение широкой базы новых двигательных умений и навыков и по этому принципу развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх. Задачи по обеспечиванию дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией. Для спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), главное значение имеют возможности создавать новые, все более усложняющиеся формы движений, но также дифференцировать амплитуду и время исполнения движений разными долями тела, мышечные напряжения разными группами мышц. Способность стремительно быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в большей мере требуется в спортивные играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий намеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие. В обозначенных видах спорта устремляются довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной квалификации, до максимально вероятной ступени совершенства. Воспитание координационных способностей содержит строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке. Почти многие имеющиеся и в очередной раз возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют веских издержек мышечных усилий, но предъявляют завышенные требования к центральной нервной системе человека, а именно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и прочих анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек—машина» определяет необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены последующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных возможностей: - улучшение способности связывают движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности); - развитие координации движений не ведущей конечности; - развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам. Для решения задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего происходят на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они: - гораздо быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают всевозможными двигательными действиями; - непрерывно пополняют свой двигательный опыт, который потом подсобляет успешнее справляться с заданиями по овладению более трудными в координационном отношении двигательными способностями (спортивными, трудовыми и др.); - приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в ходе двигательной деятельности; - испытывают в психическом отношении чувства радости и умиротворения от освоения в абсолютных формах новых и различных движений. Главным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения высокой координационной сложности и содержащие элементы новизны. Более широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей определяют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), условно простые и довольно сложные, выполняемые в измененных условиях, при разных положениях тела или его частей, в различные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Обособленную группу средств входят упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивает управление и регуляцию двигательных действий. Эти упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Специальные упражнения для формирования координации движений разрабатываются с учетом специфичности избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: - стандартно-повторного упражнения; - вариативного упражнения; - игровой; - соревновательный. При разучивании новых довольно трудных двигательных действий применяют стандартно-повторный способ, поскольку завладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях. 3.3. Брейк-данс как средство развития гибкости В профессиональной физической подготовке и также в спортивных танцах, гибкость нужна для исполнения движений с наибольший амплитудой. Недостающая подвижность в суставах может ограничивать проявление свойств силы, скорости реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижается экономичность работы, что часто приводит к серьезным травмам мышц и связок. К несчастью, высококачественной специальной литературы по развитию гибкости очень мало. Но это физическое качество является необходимым, так как танцор обязан владеть способностью выражать свои чувства и идеи средством не языка, а тела. Значимость этого состоит в том, что тело становится инструментом, средством которого происходит общение. Для того чтобы эмоции совпадали с движением, чтоб сделать пластику и характер танца и был убедительным, необходимо развивать свое тело и самосовершенствоваться владеть им. Многие тренеры довольно мало уделяют времени «растяжке», опираясь на то, что решение значения имеют артистизм и техническое мастерство танцора. Конечно, это несомненно, но ведь для овладения многими танцевальными фигурами не обойтись без хорошей подвижности в суставах. Естественно, нет необходимости развивать максимальную подвижность во всех суставах, ведь специфика выполнения многих танцевальных движений предопределяет специфичность развития гибкости. Потому характер используемых упражнений обязан подходить квалификации спортсмена, то есть тем требованиям к гибкости, которые нужны в спортивных танцах. Специфичность движений танцора вызывает необходимость подходить к гибкости в комплексе. В спортивных танцах отмечается достаточно в больший размах движений в тазобедренных и плечевых суставах; наиболее высокая подвижность в лучезапястных и голеностопных суставах; упругость позвоночника. В брейк-дансе для развития гибкости, используется комплекс упражнений. Все элементы, за редким исключением, исполняются по 6-10 раз подряд. Не рекомендуется уменьшать нынешнюю нагрузку, еѐ только можно увеличивать, но исходя из возможностей учащихся, их физической подготовленности, профессиональных данных и степени концентрации внимания. Желательно постепенно добиться непрерывности исполнения элементов, что не должно привести к перегрузкам, т.к. элементы следуют друг за другом с учётом смены нагрузки на различные группы мышц, при этом напряжение мышц сменяется расслаблением. Для эффективности развития и формирования гибкости применяются следующие упражнения: 1. Упражнения для развития подвижности шейного отдела позвоночника: - наклоны головы (вперёд-назад, влево-вправо); - повороты головы (влево-вправо). 2. Упражнения для развития подвижности суставов плечевого пояса: - поднимание и опускание плеч; - вращение плеч (вперёд-назад); - отведение рук из вертикального положения назад; - вращение рук в плечевых суставах (вперёд-назад). В данную группу суставов входит, прежде всего, плечевой сустав, принадлежащий к шаровидным суставам и приходящий одним из самых подвижных, а еще суставы, соединяющие грудину с ключицей и ключицу с лопаткой и относящиеся к так именуемым плоским суставам. 3. Упражнения для формирования подвижности суставов кисти: -растяжение лучезапястного сустава в положении «руки сложены для мольбы»; - растяжение лучезапястного сустава при сгибании и разгибании; - растяжение и проработка пальцев рук. Человеческая кисть является уникальным манипулятором. С точки зрения танцевальных движений работа кисти содержится не только в сильных и высокоточных действиях, а и в эстетической выразительности рук. следовательно поддержанию и развитию подвижности суставов кисти необходимо уделять особое внимание. 4. Упражнения для развития гибкости позвоночного столба: - вращение корпуса; - скручивание корпуса с замораживанием; - сгибание корпуса вперёд; - сгибание корпуса в положении стоя на лопатках. 5. Упражнение способствует формированию гибкости позвоночного столба, а также укрепляет мышцы брюшного пресса: - разные виды «складок» в положении сидя; - прогиб назад в положении лёжа; - прогиб назад с захватом ног в положении лёжа («корзиночка»); - прогиб назад с захватом ног в положении стоя на коленях; - «мост» из положения лёжа и стоя. Также выполнения продольного и поперечного шпагата. 3.4. Брейк-данс как средство развития координации Совершенствовать координационные способности нужно потому, что в ходе данного процесса улучшается координация движений, а значит, оттачивается способность обладать своим телом и быстро реорганизовывать двигательную деятельность. Выполнение любого элемента в брейк-дансе обосновывается на комплексе старых координационных связей. Чем шире данный комплекс, тем успешней танцор демонстрирует овладение новых двигательных навыков, фундаментальный путь для этого – развитие координации. Для развития координационных способностей в настоящее время в сфере спорта и физической культуры есть большой запас средств. При этом ключевым являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Таким образом, упражнения, направленные на развитие координации: - общеразвивающие; - постепенно усложняющиеся; - увеличивающие двигательный опыт; - систематически пополняющие имеющийся комплекс двигательно координационных навыков; - способствующие развитию отдельных координационных способностей: чувства пространства, времени, степень развиваемых мышечных усилий и т.д. Накоплению запаса общих координационных способностей, на базе которых формируются особые координационные способности, нужные развития в брейкинге, содействуют следующие общефизические упражнения: - кувырок через плечо, через голову вперед-назад; - прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360°; -сойка на голове; - стойки на руках; - ритмика. Среди общеразвивающих упражнений в свойстве обширной и доступной группы средств для воспитания координационных способностей можно отметить обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие ключевые группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), касательно несложные и довольно сложные, производимые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в различные стороны: элементы акробатики (кувырки, разные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Для формирования, закрепления умения нужно повторять упражнения постоянно, усложняя их и увеличивая нагрузку. Глава 4. Организация и методы исследования. |