Самосознание и его развитие у подростков. Курсовая работа Самосознание и особенности его развития у подростков Содержание Введение 3
Скачать 170.68 Kb.
|
Глава 1. Теоретические основы изучения самосознания и особенностей его развития у подростковИсследование понятия самосознания в отечественной и зарубежной психологииСамосознание относится к числу важнейших явлений психики. На сегодняшний день в интерпретации указанного психологического явления отсутствует концептуальное единство, что обусловлено как сложностью феномена самосознания, так и трудностями обобщения и приведения к единому знаменателю существующих в науке концепций самосознания. Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную - знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?) [18] Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым, так как любое суждение старшего дошкольника о себе, в той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Представление о себе включает когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. - Когнитивный представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе - образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, навыков, социальной значимости и т.д. [25] Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает не только знания о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка адекватна, когда человек критически, правильно оценивает свои возможности. Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной соответственно переоценке или недооценке себя [18]. Результаты самопознания и самоотношения влекут за собой организацию личностью своего поведения - процесс саморегулирования. Столяренко Л.Д., выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде: – осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; – осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); – познавательные когнитивные представления о себе; – эмоциональное, чувственное представление о себе [55]. Согласно концепции В. В. Столина, самосознание, представляя собой процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, и, являясь механизмом обратной связи, необходимым «для интеграции активного субъекта и его деятельности», осуществляет эту связь на трех уровнях: на органическом уровне, отражая субъект в системе его органической активности; на индивидном уровне – в предметной коллективной деятельности и взаимоотношениях с окружающими; на личностном уровне – в системе личностного развития, связанного с многообразием деятельности субъекта. Поэтому, имея диалогическую природу, самосознание определяет общение и деятельность личности [54]. По мнению В. С. Мухиной, «самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности» [33]. И.С.Кон дает следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ "Я"» [20]. Психологическую сущность «Я» другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следующим образом: «Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» – это регулятивный принцип психической жизни, сам о контролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя». [53]. И.С.Кон также считает, что «образ "Я"» – это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) – знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе) [20]. Структуру самосознания личности, согласно В. С. Мухиной, формируют идентификация с телом и именем; самооценка; представление о себе как о представителе определенного пола; представления о себе в настоящем, прошлом и будущем; оценка себя в социуме. При постоянстве элементов структуры самосознания и их устойчивой связи, обеспечивающей целостность и тождественность человека самому себе, их содержательная сторона постоянно развивается [33]. И.И. Чеснокова отмечает, что формирование самосознания отличается определенной спе-цификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека [62]. Исследователь выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию. На первом уровне самопознания происходит соотнесение человека с другими людьми, создаются первичные образы самого себя, относительно устойчивые представления о своем «я», но отсутствует глубинное, целостное понимание своей сущности. На втором уровне самопознания человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе, проявляется самоанализ, самоосмысливание, возникает обобщенный образ своего «я». На уровне эмоционально-ценностного отношения к себе формируется собственное отношение человека к внутренним проявлениям своего «я», отражаются различные аспекты самоотношения. Третий уровень, саморегуляция, предполагает наличие двух компонентов – управления поведенческими проявлениями и самоконтроля, то есть соотнесения цели, предпосылки и процесса действия. Из рассмотренной структуры самосознания можно заключить, что автор акцентирует внимание на процессуальном аспекте рассматриваемого феномена, тем самым подтверждая значимость регулятивной роли, которая в свою очередь обеспечивает целостность личности. В структуре самосознания, с точки зрения В. С. Мерлина, можно выделить следующие ее компоненты: сознание своего «Я» как активного начала; сознание тождества своей личности («сознание тождественности»); осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка своих психических свойств (не всегда совпадающая с их самооценкой) [28]. Все компоненты самосознания находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, которая обусловлена тем, что все они определяются направленностью личности, формирование и проявление которой (как системы мотивов) происходит в системе межличностных отношений, через выполняемые человеком социальные роли. По мнению В. В. Столина, единицами самосознания являются: на органическом уровне – образ самого себя (схема тела и самочувствие); на индивидном уровне – воспринимаемая (ожидаемая) оценка себя другими и самооценка; на личностном уровне – конфликтный смысл «Я», который включает в себя когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Конфликтный смысл «Я» появляется после совершения поступка (действия) или в результате его предвидения, т. к. поступок всегда предполагает определенный выбор человека как субъекта деятельности. В результате его осознания/неосознания, одобрения/неодобрения возникает определенное отношение к себе. Таким образом, «конфликтный смысл как отношение к себе, определенное участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя» [54]. В фундаментальных психологических исследованиях зарубежных ученых феноменология самосознания анализируется несколько иначе, чем в отечественной науке, и часто отождествляется с я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику я-концепции, анализирует личностное «я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и я-как-объект (содержание опыта) [14]. Психоаналитические взгляды З. Фрейда на сущность самосознания обнаруживаются преимущественно при отображении самоопределения личности. Анализи-руя проблематику внутренней структуры «я», автор подчеркивает доминирование в ней бессознательных инстанций [46]. Взгляд Э. Эриксона обращен к социально-культурному аспекту становления сознательного «я», в котором автор выделяет восемь этапов. В то же время в формировании самосознания личности автор отводит равную роль как социуму, так и самому индивиду [46]. Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность я-реального и я-идеального. Под я-реальным подразумевается представление человека о самом себе, то есть своих способностях, социальных ролях, статусе, под я-идеальным – желаемый образ личности [4]. В русле гуманистической психологии К. Роджерс усматривает под я-концепцией восприятие индивидом самого себя и механизм регуляции поведения человека [4]. Таким образом, самосознание представляет собой предмет разных по концептуальным основам и содержанию исследований в отечественной психологии. По представлениям специалистов, исследовавших развитие человеческой психики, развитие самосознания – это наиболее поздний этап в развитии сознания и личности, определяющий преимущественно развитие системы отношений и способствующий социальному становлению личности. Самосознание – это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, отношениях, действиях и поступках. Самосознание – это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности. Основной особенностью самосознания, в отличие от сознания, является его направленность на осознание себя как личности, своего внутреннего мира, своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе. Самосознание обладает способностью к самопознанию, самоотношению и саморегулированию и представляет собой процесс личностного роста. |