Главная страница

Фонетика. Ответы к зачету. Фонетика. Зачет. Л. В. Щерба способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) и правила написания значимых единиц (орфография)


Скачать 67.03 Kb.
НазваниеЛ. В. Щерба способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) и правила написания значимых единиц (орфография)
АнкорФонетика. Ответы к зачету
Дата11.06.2022
Размер67.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФонетика. Зачет.docx
ТипДокументы
#585539
страница2 из 4
1   2   3   4

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

1. зубные (свистящие) , оказавшись перед нёбнозубными (шипящими) [ш, ж, ш’:], уподобляются шипящим и произносятся слитно с ними в виде долгого шипящего: сшить [ш:], с шилом [ш:], с жаром [ж:], сжать [ж:]

2. зубные переднеязычные перед нёбно-зубной аффрикатой [ч’] произносятся как мягкий шипящий [ш’]: расчертил [ш’ч’], исчезнуть [ш’ч’], с чувством [ш’ч’], с чем [ш’ч’], из чехла [ш’ч’]

3. зубные смычные фонемы , оказавшись перед аффрикатами - зубной [ц] и нёбно-зубной [ч’], произносятся вместе с ними в виде аффрикат с долгим затвором: отца [ц:], братцы [ц:], молодца [ц:]. Сюда же относятся орфографические сочетания -ться, -тся: бороться [ц:], борются [ц:], готовиться [ц:], готовится [ц:] и т.д. В написаниях -стся, -сться (-зться) и -стц- произносится звукосочетание [сц]: наестся, зачесться, грызться.

4. Корневые , оказавшись перед суффиксальным [с] в сочетаниях тск, дск, тств, дств, звучат вместе как [цс]: детский, заводской, богатство, наследство (звук [ц] с призвуком [с]). На месте дс в финальном сочетании дск звучит [ц]: Кисловодск, Петрозаводск [цк]

5. Эти же фонемы (т, д) перед [ш’:] могут произноситься в виде нёбно-зубного мягкого звука [ч’]: отщипнуть [ч’ш’:], под щелью [ч’ш’:], процентщица [ч’ш’]

6. Если носовая оказывается перед [к, г] с последующим [т, ц, с], то на месте слышен заднеязычный носовой [н,]: инстинктивный [цкт’], Вашингтон, Веллингтон [н,кт], санкционировать [н,кц], бандунгский [н,ск]. В этой позиции артикуляция приспосабливается к артикуляции заднеязычной смычной [г] или [к].

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т’] и [д] / [д’] между зубными, между [р] и [ч’], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

· стл: счас[т’]ье счастье – счас[ ]ливый счастливый, т.е. [т’] // [ ];

· стн: мéс[т]о места – мéс[ ]ный местный, т.е. [т] // [ ];

· здн: уéз[д]а уезда – уéз[ ]ный уéздный, т.е.[д] // [ ];

· здц: уз[д]á узда – под уз[ ]цы´ под уздцы, т.е. [д] // [ ];голлáн[д’]ец голландец –

голлáн[]цы голландцы, т.е. [д’] // [ ];

· рдц: сер[д’]éчко сердечко – сéр[ ]це сердце, т.е. [д’] // [ ];

· рдч: сер[д’]éчко сердечко – сéр[ ]чишко сердчишко, т.е. [д’] // [ ];

· лнц: сó[л]нышко солнышко – сó[ ]нце солнце, т.е. [л] // [ ].

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо[já] моя – [маи´] мои, т.е. [j] // [ ].
12. Типы фонетических чередований звуков.

Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. (позиция Московской фонологической школы, вдруг приебется) Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).

По характеру условий чередований выделяются два их типа:

· фонетические (называемые также автоматическими альтернациями)

· нефонетические(традиционные, исторические)

Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. Фонетические чередования подразделяются на:

· Позиционные чередования. Обусловлены местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция. Таковы чередования звонких и глухих согласных звуков.

· Комбинаторные чередования. Обусловлены наличием в окружении данного звука других определённых звуков. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относятся к комбинаторным чередованиям: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус. "честный"> [ч'эсный]), гаплология, метатеза. Одна из причин комбинаторных чередований - артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качеств, изменения

Среди нефонетических (исторический) чередований различают чередования морфологические и грамматические.

1. Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.

При морфологических чередованиях чередуются:

· гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая беглая гласная)

· одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;

· две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга - брюзжать, запоздать - позже.

2. Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Например, чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.
13. Исторические чередования гласных и согласных.

Исторические чередования звуков – это чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Их называют традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка.

1. Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными)

е — о: несу — носит, везу — возит

е—о—нуль звука—и: наберу—набор—набрать — набирать

е — нуль звука: день — дня, верен — верна

о — а: приготовить — приготавливать о — нуль звука: сон — сна, ложь — лжи, крепок — крепка

о — нуль звука — ы: посол — послать — посылать

(я) — м — им: жать — жму — пожимать, взять — возьму — взимать

а (я) — н — им: жать — жну — пожинать, примять — примну — приминать у — о в: кую — ковать, радую — радовать у — ев: ночую — ночевать, врачую — врачевать ю — ев: плюю — плевать, горюю — горевать у — о — ы: сухой — сохнуть — засыхать и — oй бить — бой, запить — запой е — ой: петь — пой

2. Чередование согласных

г — ж: берегу — бережешь, жемчуг —жемчужина, строгий — строжек

к — ч: тку — печешь, мука — мучной,

ж — ш: слух — слушать, горох — горошина, сухой — суше

г — з — ж: друг — друзья — дружный

к — ц — ч: лик — лицо — личный

з — ж: возить — вожу, мазать — мажу, низок — нижез

г — зж [ж]: визг — визжать

зд—зж [ж]: бороздить—борозжу

с — ш: носить — ношу, плясать — пляшу

д — ж: ходить — хожу, молодой — моложе

т—ч: хотеть—хочу, хлопотать—хлопочу

ск—ст—щ: пускать—пустить—пущу, густой — гуще

б — бл: любить — люблю, колебать — колеблю

п — пл: купить — куплю, капать — капля

в — вл: давить —давлю, ловить — ловля

ф — фл: графить — графлю

м — мл: сломить — сломлю, дремать — дремлю

д, т — с: веду — вести, плету — плести

к, г—ч: привлеку—привлечь, помогу—помочь

3. Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени — ведуу но вел, вела, вело; плету, но плел, плела, плело; и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в муж. роде после основ на согласный — нес, но несла, несло, несли; мог, но могла, могло, могли и т. п.


14. Слог и слогоделение. Специфика русского слогоделения. Слог как реальная минимальная единица речи.

Слог в разных языках проявляет различную степень фонологической значимости, то есть смысловой обусловленности. В русском языке фонологические признаки слога отсутствуют, то есть слог для русского языка не является носителем смысла, поэтому можно двигать границы слога. В РЯ минимальная фонетическая единица – звук, но слог – минимальная произносительная единица. В РЯ существует много теорий слогоделения.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Слоги делятся на:

· Открытые \ закрытые

· Прикрытые \ неприкрытые

· Ударные \ безударные

Типы теорий слогоделения:

При отсутствии смысловых обоснований - слогоделение определяется: артикуляционными (для говорящего); акустическими (для слушающего) параметрами.

Теории слогоделения:

· Акустические – работают с позиции говорящего, отвечают на вопрос, как должны сработать его органы речи.

· Артикуляционные – с позиции слушающего – какую фонетическую последовательность должен услышать, чтобы воспринять это как слог.

Параметры характеристики речевого потока:

1) как сторонники данной теории определяют слог;

2) какие принципы лежат в основе слогоделения;

3) какие единицы речевого потока могут приобретать статус слогообразующих;

4) каковы достоинства и недостатки (отличительные свойства) каждой теории.

15. Слог и слогоделение. Акустические теории слога. Теория сонорности.

Слог – компонент звукового потока, воспринимаемый слушающим как звучащий отрезок речи.

Акустические теории:

· Вокалическая

· Теория сонорности (восходящей звучности)

1) Вокалическая теория – количество слогов определяется количеством гласных в слове. Вопрос о границах слога в этой теории не рассматривается, важна сама постановка вопроса о принципах слогоделения.

2) Теория сонорности (Г. Суит, Отто Есперсен, Р. И. Аванесов). Слог – волна сонорности (звучности). Его структура определяется сочетанием более звучных единиц речевого потока с менее звучными.

Акустическая структура слога представляется через систему коэффициентов звучности:

· 1 – глухие шумные согласные

· 2 – звонкие шумные

· 3 – сонорные

· 4 – гласные

Слогораздел происходит там, где спад звучности от максимального к минимальному. Таким образом слогообразующими являются гласные звуки, реже сонорные.

Сонорные являются слогообразующими при отсутствии последующего гласного, при наличии предшествующих шумных (пример: слово сентябрь и слог «брь»)

Типы слогов:

· Восходящий

· Восходяще-нисходящий при наличии в слоге сочетания согласных, первый из которых более звучный на конце слова, которое оканчивается на согласный

· Нисходяще-восходящий

16. Слог и слогоделение. Артикуляционные теории слога. Экспираторная теория.

Слог – единый акт работы речевого аппарата.

Теории:

· Экспираторная

· Мускульного напряжения

· Экплозии-имплозии

1) Экспираторная.

Слог – ряд звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо­рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав). Граница слога- момент самого слабого выдыхания.

2) Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения. Слогообразующими являются гласные, т.к. они требуют большего напряжения речевого аппарата.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

3) Эксплозии-имплозии. Эксплозия – размыкание органов речевого аппарата, имплозия – смыкание. Слог таким образом – волна эксплозии-имплозии.

17. Структурные типы слогов. Трудные случаи слогоделения. Почему в русском языке возможны варианты слогораздела?

Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, гласным или согласным, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые, начинающиеся согласным (ta, la, tat, lat, tal, lal), и неприкрытые, начинающиеся гласным (а, аt, аl).

По конечному звуку слоги делятся на закрытые, заканчивающиеся согласным (tat, lat, tal, lal, at, al), и открытые, заканчивающиеся гласным (ta, la, a).

Слоги, являющиеся прикрытыми и закрытыми, т.е. начинающиеся и заканчивающиеся согласными, называются замкнутыми (tat, lat, tal, lal). Таким образом, тины слогов могут быть охарактеризованы, так:

· а – неприкрытый, открытый;

· tа – прикрытый, открытый;

· аt – неприкрытый, закрытый;

· tаt – прикрытый, закрытый, замкнутый.

Деление на слоги представляет проблему (О ДА, БЛЯТЬ)

Причины:

· слогоделение не связано со смыслом(дип-лом или ди-плом)

· в р.я. нет связи между слоговым и морфемным членением слов.

· в быстром произношении уловить границу слога очень сложно.

Сложности возникают, когда в слове возник. между глас. 2 согл. зв.

Наиб. сложные случаи слогоделения:

· шум+шум→ к след. слогу (ручка [рºуˈʹ-чкъ])(34114)

· шум+сон → к след слогу (подснежник [пɅ-цснʹэ-жнʹик](1411342341)

· сон+сон → к след слогу (волна [вɅ-лнаʹ]

· сон+шум→слогораздел между ними (карта [каʹр-тъ] NB: по своей природе сонорный [j]([и неслоговое]) более звучный, чем ост. сонор. и отходит, как правило, к предыд. слогу, образуя закр. слог.꞊˃

· [j]([и неслоговое])+сон→слогораздел между ними(война [вᴧ и неслоговое -наʹ])

· [j]([и неслоговое])+шум→слогораздел между ними(войско [вºоʹ и неслоговое- скъ])

Русский слогораздел имеет в целом неоднозначную природу:

· Определяющими факторами являются и акустический, и артикуляционный (со стороны слушающего и со стороны говорящего)

· Смысловая сторона слогораздела проявляет себя лишь на границах слов и морфем
18. Фонетическое членение речи (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог) и средства его организации. Энклитики и проклитики.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это:

1) фразы;

2) речевые такты;

3) фонетические слова;

4) слоги.

Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

Чтобы научиться делить поток речи на отрезки, необходимо уметь выделять единицы, важные в процессе общения. Такой минимальной единицей является высказывание, содержащее законченную мысль. В любой фонетической системе вырабатывается особая форма для такой единицы, которая носит название фраза. Фраза с точки зрения фонетической формы – это отрезок речи, выделенный с помощью интонации и фразового ударения и заключенный между длительными паузами. Фраза определенным образом связана и с синтаксическими представлениями, поэтому деление на фразы обычно совпадает со знаками препинания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фразы распадаются на более мелкие единицы – такты. Такт - это часть фразы (один или несколько фонетических слов(2-3), объединенная ударением. Такт обладает самостоятельным фонетическим оформлением и значением. Членение речевого потока на такты обусловлено смыслом, который говорящий вкладывает в высказывание. Потебня, Панов считали, что такт = фонетическому слову. Существуют явления энклизы и проклизы, когда 2 лексические единицы объединены словесным ударением в одно фонетическое слово. Энклитикиэлементы речевого потока, грамматически самостоятельны, но не имеющие ударения, включающиеся в фонетич слово после ударения (например, вИдел ли, ходИл бы, кОо-то, ктО это, нА дом, где ли, был, то, это, он, дом – энклитики). Проклитикивключаются перед ударением (например, на домУ, без шлЯпы, три гОда, мой дЯдя, что Он, ты ходИ), где безударные на, без, три, ты, мой, что, ты – проклитики.)

В такте можно выделить более дробные единицы – фонетическое словоэто отрезок речевого потока, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово состоять одной или несколько лексических единиц. Главным признаком фонетического слова является его цельнооформленность, которая на звуковом уровне достигается определенными фонетическими средствами в зависимости от типа языка. Эти фонетические средства не позволяют фонетическому слову «рассыпаться» в звуковом потоке речи. Такими средствами могут быть, например, ударение, связанное с ним чередование ударных и безударных гласных, явление сингармонизма и т.д.

Слогединица звучащей речи, выделяющаяся в фонетическом слове и образующаяся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слоги разделяются на звуки. Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.
19. Ударение. Функции ударения и его типы (словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение).

Ударениевыделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи.



Функции ударения









Кульминативная функция

Смыслоразличительная (сигнификативная) функция

Стилистическая функция

Экспрессивная функция

Фонетическое объединение слова, выделение его просодического центра

Фонологическое средство:

1. В лексике различает словоформы разных слов.

2. В морфологии различает слово формы одного слова.

Средство стилистической дифференциации слов

Средство повышения выразительности речи

Дéти читáют

1. Мýка – мукá

2. Рукú – рýки

Серебрó – сéребро

Рáз, два, три!


1   2   3   4


написать администратору сайта