Рисунок для ювелиров. Лекции Жозе Гуаш Фотография nos&soto
Скачать 12.48 Mb.
|
APT РОДНИК Оригинальное издание «Dibujo para joyeros», 2003 © Parramon Ediciones, S.A. Ronda de Sant Pere, 5 4a planta 08010 Barcelona (Espana) Текст Мария Жозе Форкадел Беренгер Рисунки и упражнения Мария Жозе Форкадел Беренгер, Жозе Асунсьон Пастор Дизайн коллекции Жозе Гуаш Фотография «NOS&SOTO» Материалы из архива предоставлены М а CARMEN RAMOS Перевод с испанского Ю.В. Севостьяновой Главный редактор издательства Т.И. Хлебнова Редактор АО. Самойлович Художественный редактор Н.Г. Дреничева Компьютерная верстка И.Г. Алексеевой Корректоры ЛИ. Гордеева, Л.А. Шиганова © Издательство АРТ РОДНИК, издание на русском языке, 2005 124319 Москва, ул. Красноармейская, 25 Т./факс: 151 2956; 151 4521124319 Москва, а/я 42 info@artrodnik.ru ISBN 5 9561 0093 1 Отпечатано в Испании УДК 73/76 ББК 85.154 Б 48 Введение МАТЕРИАЛЫ ИГРА ФИ ЧЕСКИ Е СРЕДСТВА Способы создания рисунка линии и тени 10 Типы бумаг, материалы, необходимые для создания рисунка 20 Дополнительные инструменты, помогающие в создании эскиза 22 Содержание ОТ ИДЕИ К ЭСКИЗУ Эскиз функции и применение Графический язык эскиза 28 От первых линий к последним штрихам эскиза 32 Вид спереди броши, серьги и колье От идеи к бумаге. Графическое создание форм 36 Как сделать плоский рисунок объемным 40 Изображение плоскостей разной толщины 42 Рисунок изогнутых, выпуклых и вогнутых пластин 44 Построение чертежа украшения цилиндрической формы 46 Рисунок шарообразного предмета 48 Объем, созданный изменением формы 50 Изображение наклонных плоскостей и скрытых деталей 52 Увеличенные детали для облегчения просмотра 54 Другой ракурс прямоугольная изометрия 56 Вид сверху кольца и браслеты Первые шаги в построении рисунка предмета при виде сверху 60 Кольца с асимметричными высотами 64 Вид украшения целиком и скрытые детали 66 Другой угол зрения прямоугольная изометрия 68 Изображение шара 70 Вид из центра цепочки Первые шаги в чертеже при виде предмета из центра 74 Рисунок длинной цепочки 76 Рисунок короткой цепочки 80 ОТ НАБРОСКА К ЧЕРТЕЖУ Представление форм и размеров Чертеж функции и применение 86 Виды формальные данные предмета 88 Срезы вертикальный и горизонтальный 90 Разметка технические данные предмета 94 Применение особого ракурса Как изображать внутреннюю часть украшения 102 Общий рисунок и детали 104 Шаблоны и детали 106 Схемы сборки и способ использования 110 ИЗОБРАЖЕНИЕМ Е ТАЛ ЛАМ е тал лоб ъ ем, цвет, текстура Свет на металле основные критерии светотени 116 Светотень на блестящих и матовых украшениях 120 Цвет серебра 124 Цвет золота 126 Цветные карандаши штриховка и растушевка Тона серебра и золота 130 Четыре наброска цветными карандашами 132 Тушь сияние и прозрачность Серебряные тона холодного и теплого серого 138 Золотые тона светло золотой и темно золотой 140 Четыре эскиза, сделанные тушью 142 Гуашь непрозрачность икон т раст Тона золотые и серебряные 148 Сочетание гуаши с другими средствами 150 КАМНИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ Прозрачные ограненные камни 156 Непрозрачные камни живописное изображение 160 Жемчуг цвет и блеск на шелковистых поверхностях 164 Патина цвет, текстура 166 Стекловидные материалы прозрачность и блики 168 Дерево и лакировка текстура и цвет 170 ЖИВОПИСНЫЙ РИСУНОК УКРАШЕНИИ Реалистичный рисунок, четыре предложения, четыре языка 174 Тени как придать рельефность рисунку 178 Экспрессия в рисунке значение линии и мазка 180 Проект как произведение, рисунок как источник вдохновения 184 Словарь терминов Библиография и благодарности Введение Рисунок это средство, а не цель. Любое средство имеет смысл при функциональности, а функция рисунка это знание. Изображая объект, мы его лучше понимаем, делаем идею видимой, мы ее показываем, познаем в конкретных и реальных формах. Ювелир, чтобы воплотить свои идеи, работает руками. Плавит, выпиливает, стучит, спаивает металл только с одной целью создать украшение. Без этих действий украшения бы не было. Оно рождается из кропотливой работы над материалом. Но есть и другие формы творчества, которыми не занимаются в мастерской ювелира. Самая важная из них это рисунок, который помогает ювелиру в работе благодаря способности передавать любую форму предмета. Ювелир, который не владеет искусством рисунка, теряет возможность легко и свободно совершенствоваться в дизайне изделий, представлении идей и проектов. Рисунок заставляет ювелира отложить привычные инструменты. Однако рисунок не представляет особой сложности, если усвоить несколько базовых правил построения чертежа и научиться придавать ему живость. Эти навыки можно быстро усвоить и постепенно выработать уверенность и ловкость. При помощи простого карандаша ювелир будет воплощать свои идеи на бумаге, выбирая разные варианты, изучая места соединений деталей и крепления замочков, изменять пропорции и т. д. Подбирая цвета, ювелир может сделать одно и тоже изделие из желтого или белого золота, оттенить цвет драгоценного камня. Осознавая важность и пользу от этого творчества, мы создали эту книгу специально для ювелиров. Это пособие можно использовать как справочник для реализации конкретных проектов или как учебник с дидактическим материалом. На страницах книги вы найдете схемы конкретных ювелирных изделий, которые взяты из практики. Вы научитесь придавать графические решения идеям, кото 6 7 Мария Жозе Форкадел Беренгер рые ювелир создает в своей мастерской. Эта книга основана на примерах из практики Школы искусств. С 1915 года здесь обучали ювелиров, ставших позже признанными профессионалами. Богатый опыт этой школы позволяет рекомендовать упражнения, которые представлены в книге. Книга состоит из шести частей. После введения, рассказывающего о материалах и средствах рисунка, следуют два важных раздела эскиз и чертеж. В них речь идет о построении рисунка, перспективе и набросках как изобразить украшение и как графически передать технические характеристики для будущего воплощения. В четвертом и пятом разделах книги мы рассказываем о цвете материалов, которые чаще всего используются в ювелирном искусстве металл и драгоценные камни. Мы присоединили еще один, последний, раздел с примерами рисунков разных стилей, которые получаются при сочетании традиционных средств с новыми технологиями. Эти иллюстрации служат примером для читателя, который ищет свой собственный стиль. На протяжении всей книги приводятся примеры, которые помогают сориентироваться при создании собственного проекта или шаг за шагом воспроизвести то, что объяснялось только теоретически в каждом разделе. При помощи примеров читатель сможет создать свой дизайн, найдя в своих украшениях элементы, представленные в этой книге. Выпускница факультета живописи Университета изобразительных искусств в Барселоне. Также она училась рисунку по металлу в университете Массана в Барселоне. Ее профессионализм находит применение во многих сферах искусства эмаль, ювелирные украшения, скульптура. В данный момент Мария трудится над скульптурными городскими проектами. Она работает в сфере ювелирного искусства с 1987 года, когда начала обучаться на кафедре ювелирного искусства в Школе искусств в Барселоне, берет уроки дизайна и рисунка на ювелирных украшениях в Муниципальной школе искусств в Барселоне. Жозе Асунсьон Пастор Выпускник факультета живописи Университета изобразительных искусств в Барселоне. С 1983 года он сочетает образование и работу художника. С 1987 года становится профессором живописи и рисунка в Школе искусств в Барселоне. Проводит много семинаров, лекций и ведет многочисленные интенсивные курсы, связанные с искусством. Он является членом создателем ассоциации художников «Creart» и культурного сообщества «La interior bodega» в Барселоне, где зародилось коллективное творчество художников и начало распространяться современное искусство. МАТЕРИАЛ, ИНСТРУМЕНТ ДИКТУЮТ МНЕ ТЕХНИКУ, СРЕДСТВО, КАК ДАТЬ ЖИЗНЬ ВЕЩИ. Хоан Миро. Интервью с Ивон Тайландьер для «Ххeme се 1959. Материалы и графические средства Гамма цветов графитных карандашей разной твердости. Самые темные тона у самых мягких карандашей. Твердые карандаши обычно используются для достижения бледно серых оттенков. Способы создания рисунка линии и тени разделим средства рисунка на ювелирных украшениях на две основные группы сухие средства, которые используются без растворителя, и влажные, то есть те, которые содержат воду или растворитель. К первой группе относятся графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры и шариковые ручки. Ко второй группе краски и гуашь. Другие средства, такие как масло, восковые мелки, эмаль или акриловые краски, обычно не используются в рисунке, хотя можно к ним прибегнуть при необходимости. ГРАФИТНЫЕ КАРАНДАШИ Карандаши имеют форму очень тоненьких палочек, в которые вставлен графитный стержень. Количество отвердителя (глины, добавленного при изготовлении карандаша, определяет степень его твердости или мягкости. Была принята общая норма для отличия степени твердости карандаша буква В используется для мягких карандашей и Н для твердых. Около букв ставят номер, обозначающий коэффициент твердости или мягкости. Номера твердых карандашей от Н (самый твердый) до На мягких от В (самый мягкий) до В. Номера НВ и F означают среднюю степень твердости и мягкости. Ластики могут быть разной твердости. Для удобства многие предпочитают использовать ластик с чехлом. 10 Мягкие карандаши обладают более темными тонами, чем твердые, что делает их идеальным средством для растушевки и затенения. При этом результат получается довольно высокого качества. Твердые карандаши подходят для проведения линий и прорисовки деталей, их тона более бледные. Обычно водной работе используются сразу несколько карандашей разной твердости, чтобы добиться разнообразия тонов и выразительности. Универсальный материал для рисунка бумага. Плотность, текстура и тон выбираются в соответствии стем эффектом, который мы хотим получить, хотя графитным карандашом можно рисовать на бумаге любого типа, кроме глянцевой. После окончания работы можно использовать закрепитель или лак, если карандаши были очень мягкими. Грифели могут быть разного диаметра в зависимости от корпуса карандаша. Карандаши со вставными грифелями хороши для проведения тонких линий (до 0,25 мм. Очень удобно иметь карандаши с грифелями разного диаметра (0,25, 0,5, 0,7, 1 мм, чтобы можно было провести линию любой толщины. Если в карандаш вставлять грифели разной твердости, то линии рисунка могут быть очень разнообразными. Рекомендуем набор грифелей для рисования ювелирных украшений 0,25 мм твердостью Н, Н, 0,7НВ и В. Для карандашей разной толщины предназначены разные типы точилок. Некоторые точилки затачивают грифели для очень тонкой работы. ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ Грифель цветного карандаша изготавливают путем смешивания красящих веществ, каолина и воска. Самое главное достоинство карандаша это доступность и легкость в обращении. Цветные карандаши применяются также, как игра- фитные карандаши, хотя они оставляют менее жирные, более мягкие и блестящие линии. Цветные карандаши идеальны для рисунков в миниатюре, поэтому они так популярны в ювелирном искусстве. Качество цветного карандаша зависит от количества красящего вещества. Высококачественные карандаши, естественно, стоят дороже. Можно сделать более насыщенным тон линий, сильнее нажимая на карандаш или растушевывая пятна. Мы можем смешивать цвета, накладывая один на другой линиями или слегка размывая цвета. Верхний слой всегда будет ярче нижних. Есть особые акварельные карандаши, которые можно размывать водой, есть пастельные с меловым составом. Последний тип карандаша оставляет мягкие, размытые линии. Пастельные карандаши хороши для рисунка на темной бумаге они придают яркость и цвет украшению, ноне годятся для слишком мелкого рисунка, так как такими карандашами невозможно прорисовывать детали. Идеальный материал для цветных карандашей бумага. Подбор карандашей для передачи золотого и серебряного цвета. Карандаш каждой фирмы имеет свой цвет. Из карандашей охряной гаммы нужно выбрать цвет ближе к золотому из темных и теплых оттенков серого ближе к серебряному. 12 Некоторые фирмы продают карандаши с оттенками одного цвета водной коробке. В коробке, изображенной на рисунке, лежат карандаши серого цвета разных оттенков. Такой набор очень удобен для передачи серебряного цвета. Так как карандаш рисует линиями, мы должны размыть эту линию путем нанесения еще нескольких линий или растушевки. В первом случае проводятся параллельные или скрещивающиеся линии. Расстояние между ними определяется тем, какой эффект мы хотим получить. Во втором случае ненужно сильно давить на карандаш, чтобы добиться эффекта размытости. Пастельные и меловые карандаши требуют специальной точилки с более открытым углом лезвия, так как в этом случае грифель ломается реже. Для более техничного рисунка подойдут цветные карандаши с тонким вставным цветным грифелем. Ими невозможно передать цвет материала, но удобно делать эскиз, набросок, так как каждый цвет будет означать свою линию (ось, контур и т. пФ ЛОМА СТЕР Ы Раньше головка стержня уф лома стер а делалась из фетра, теперь его заменяет полиэстер. Головка пронизана мелкими отверстиями, сквозь которые просачивается красящее вещество. Внутри фломастера вставлен стержень из фетра, пропитанный чернилами. Стержень соединяется с головкой. По капиллярам чернила поступают к головке, то есть той части, которой мы рисуем. Головка может быть узкой (точечной) или широкой. Точечная удобна для письма и проведения линий, вторая удобна для раскрашивания и рисования теней. Почти все фирмы выпускают фломастеры обоих видов самых разных цветов. Обычно работают с разными цветами, чтобы избежать смешения оттенков, так как цвета фломастера очень насыщены, а это может привести к загрязнению цветов. Фломастер позволяет быстро сделать цветной эскиз, не требует Существуют специальные фломастеры для геометрических рисунков с головками разной толщины. дополнительных средств и быстро высыхает, поэтому возможно почти сразу накладывать другие цвета или дорисовывать. Результат зависит от типа фломастера. Фломастеры на водной основе делают рисунок матовым, а на спиртовой более прозрачными ярким. Для основы рекомендуется бумага белого цвета для усиления эффекта яркости тонов, гладкая глянцевая, чтобы легко было скользить фломастеру по поверхности, и одновременно поглощающая, чтобы краски могли впитаться. Фломастеры разных цветов с головками разной толщины. В зависимости от формы, твердости и ширины головки можно проводить разные линии, делая эскиз более полноценным. 14 15 ПЕРЬЕВЫЕ И ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ Перьевые и шариковые ручки самый традиционный инструмент для письма ирису н ка. Именно их всегда берет с собой ювелир, именно они становятся наиболее часто используемым средством, когда ювелир находится за пределами своей мастерской или студии. Существует огромное количество шариковых ручек с разными типами чернил, даже с эффектом металлических оттенков. Ручка отличается от фломастера пишущей головкой, которая представляет собой шарик, вставленный в открытую с одной стороны капсулу, через которую проходят чернила. Перьевые ручки отличное средство для детальных рисунков. Некоторые перьевые ручки оснащаются широким пером, которое позволяет изменять ширину линии при помощи наклона ручки. Есть много разных цветов чернил черный, красный, зеленый, несколько оттенков синего или цвета сепии. Рисунки, сделанные карандашом или фломастером,сос- тоят из линий и штрихов. Штриховка изображается нанесением параллельных линий, близко расположенных друг к другу. Изменяя расстояние между линиями, можно регулировать степень затемнения рисунка. Ручки разных цветов, в том числе с эффектом металла. С этими тонами можно достичь необходимого результата. 16 ТУШЬ Тушь может быть растворимой или нерастворимой вводе. Тушь, нерастворимая вводе, содержит лак. Она более густая и, высохнув, приобретает блеск. Растворимая вводе тушь нес одержит лаки используется для проведения линий пером илист е кома для создания теней подходит кисточка. Высохнув, тушь становится матовой, так как сильно впитывается в бумагу. Существует множество цветов, но наиболее часто используется черный. Тушью можно проводить тонкие линии и делать размытые пятна. Советуем вам работать с тушью быстро и полагаться на интуицию, тушь способствует спонтанности и экспрессии. Тушь наносится круглыми кистями, так как они лучше всего удерживают воду. Обычно эти кисти сделаны из синтетики или меха куницы. Для черчения подходит стек. Продаются стеки разной толщины, как для тонких, таки для жирных линий. Стек более примитивный, сего помощью проводятся неравномерные экспрессивные линии. В качестве материала рекомендуется матовая или глянцевая бумага. Если используется акварельная бумага, нужно, чтобы она была несли шк ом толстой, так как на ее поверхности имеются шероховатости, а это не очень хорошо для изображения ювелирных украшений. Кисточки для рисования должны быть нежными, ноне слишком мягкими они всегда должны держать форму. Более удобны синтетические кисти, хотя их нельзя опускать в щелок, если нам При помощи трех основных цветов (сине зеленого, понадобится это сделать, лимонно желтого, пурпурного) достигаются оттенки Пластмассовые чехлы нужны для защиты золотого и серебряного цветов. Так как краски прозрач волос кисточки вовремя перевозки. Не ные, мы можем сделать штрих темнее, наложив на него следует оставлять кисточку вводе на еще несколько слоев краски. Осветлить можно при долгое время, так как это портит волос, помощи добавления воды. Кисточки моют водой с мылом. Пипетка необходима при смешивании цветов, так как с помощью нее можно точно посчитать капли. В отдельном флаконе мы можем создать собственный цвет серебра и золота. Главное качество туши прозрачность. Конечный рисунок тушью похож на акварельный, поэтому тушь часто называют жидкой акварелью. Из за прозрачности туши приходится работать только с белой бумагой, чтобы не изменился цвет туши. 17 Тушь отличается богатой гаммой цветов. Свойства разнятся в зависимости от фирмы изготовителя одни туши можно разводить щелоком, другие нет. Чтобы добиться нужного эффекта, надо поэкспериментировать. В некоторых комплектах есть золотой цвет, оттенок охры, который иногда может оказаться очень удобным, но предпочтительнее, если вы сами создадите цвета, причем двух тонов светло золотой и темно золотой. Мы должны быть осторожны с тушью, содержащей пурпур, так как он делает цвета слишком сильными, что придает искусственность конечному изображению. ГУАШЬ Краска на основе гуммиарабика. Отличается от чернил или акварели матовостью, возможностью использования белого цвета (титан или цинк) и густотой из за добавления особых веществ в пигмент. Гуашь продается в баночках или тюбиках, разнообразных цветов по доступным ценам. Цвета гуаши очень яркие, поэтому, если нужно сделать тон светлее, вместо воды добавляется белая краска. Высыхает гуашь быстро, но при этом цвета слегка меняются и становятся матовыми. Из за густоты и матовости гуашь можно использовать для корректировки других тонов, накладывая ее сверху. Однако это нежелательно, если мы хотим добиться чистоты и изящества. Рекомендуется наносить гуашь теми же кистями, что и акварель. Идеальный материал для гуаши бумага, однако здесь не так важно, чтобы она обладала высокой впитывающей способностью, как в случае с акварелью. Серебряный цвет, полученный смешением трех основных цветов в равных количествах, это почти черный темно серый цвет. Ненужно покупать черную краску, так как этот цвет ее заменяет. Основное преимущество гуаши в ее непрозрачности, это дает возможность делать рисунки на темной и цветной бумаге. Недостаток гуаши в том, что она не может хорошо передавать размытые мягкие тона, что затрудняет получение оттенков металла. В составе гуаши присутствуют три основных цвета (сине зеленый, лимонно желтый и пурпурный, при помощи которых можно подобрать золотые и серебряные тона (об этом подробно рассказывается в четвертом разделе книги. Необходимо герметично закрывать баночки с краской, чтобы она не засыхала. Гуашь очень насыщенная густая краска. Ее можно разбавить до консистенции акварели или чернил, но она остается более концентрированной благодаря своим свойствам. Сочетание густоты и водянистости является одним из самых ярких свойств гуаши. Преимущество такого сочетания в том, что краска отличается средней вязкостью, она не слишком густая, но и не жидкая, скорее, кремообразная. Гуашь прекрасно ложится на бумагу, а при рисовании мягко стекает с кисти. 18 1 9 Серебряный цвет осветляется добавлением белой краски, а неводы. Светло золотой цвет делается темнее добавлением темно золотого, а осветляется при помощи белого. Темно золотой цвет осветляется светло золотыми делается темнее добавлением серебряного. необходимые для создания рисунка Бумага состоит из переплетенных растительных волокон. Волокна (целлюлоза) получаются из переработанной древесной или тряпичной массы. Лучшая целлюлоза получается из хлопка, льна, конопли,а из эвкалипта, березы или сосны получаются волокна худшего качества (крафтовая бумага. Древесные волокна быстрее старятся. Большинство видов бумаги, предназначенной для рисования, сделано из волокон хлопка, хотя иногда они смешиваются с другими волокнами худшего качества, но более крепкими. Рынок предлагает много видов бумаги для сухих и жидких материалов, произведенных компаниями «Ингрес», «Кансон», «Торреон», «Басик», «Арчес» и т. д |