Рисунок для ювелиров. Лекции Жозе Гуаш Фотография nos&soto
Скачать 12.48 Mb.
|
4 . Конечный результат работы это идеальный симбиоза б стр акт ног о изображения, художественных средств и новых технологий. 176 ВТОРОЙ ВАРИАНТА КА ДЕ МИ ЧЕСКИ Й РИСУНОК Живописный рисунок может быть вполне реалистичным без потери своей выразительности. Мягкое наложение штрихов, хорошо очерченные формы, совершенные пропорции, сдержанные цвета и правильно созданная светотень вот черты академического рисунка, основная цель которого визуальная гармония. Изображение этого серебряного кулона было сделано цветными игра- фитными карандашами разной твердости. В этом рисунке стремились как можно сильнее рассеять мягкие штрихи, хотя на сетчатом фоне синих тонов руках у дож ник а заметна благодаря незначительному изменению направления и интенсивности пятен. Анна Пуигро Серебряный кулон, 2002 Украшение было нарисовано графитными карандашами разной твердости. Фон цветным карандашом цвета синего кобальта, а сверху штриховка графитным карандашом НВ. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ВИРТУАЛЬНЫЙ РИСУНОК Некоторые компьютерные программы для рисования позволяют достичь высокой степени реализма, которым не отличается обычный рисунок. Другие программы специализируются на дизайне ювелирных украшений. При помощи этих программ становится возможным выбрать угол зрения, освещение, выбрать материал из созданной библиотеки и т. д. Для создания плоскостного рисунка обычно используется стандартное программное обеспечение для обработки фотографических изображений, такое как Adobe Photoshop, Corel Photo Paint. Программы векторной графики, наиболее известные из которых Adobe Illustrator, CorelDraw, Macromedia Эстер Лопес. Дизайн колец, созданный в программе Мах, 2002 FreeHand, используются при создании точных рисунков, способных передать все тонкости ювелирных украшений. Существует ряд программ 3D моделирования, предназначенных специально для ювелиров. Главное отличие таких программ от известных 3D программ состоит в том, что они предоставляют ювелиру набор специальных инструментов и библиотеки материалов. Наиболее известные программы для моделирования ArtCAM JewelSmith, JewelCAD (JewelleryCAD/CAM),Meico Jcad, Caligari JewelSpace. Часть ювелирных программ представлена в виде модулей расширения (plug in) к пакетам стандартного 3D моделирования, например, модуль Techgems (Tehjewel) для Rhinoceros или Or Virtnal (ORVirtnal) для Cinema. Для получения качественного фотореалистичного результата окончательная визуализация (рендеринг) может быть выполнена в программах Alias/Wavefront Maya, Descreet 3DMAX и Newtec Lightwave 3D. 177 ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ ФОТОМОНТАЖ Фотомонтаж это идеальный способ для сопоставления изображений и для создания новых визуальных эффектов. Мы можем сделать фотомонтаж, чтобы было похоже, что украшение находится на теле, на одежде или в какой нибудь композиции. Или можем сочетать фигуру и фон, выделяя их отличия и увеличивая контрасты, даже изменяя материалы. Техническая возможность фотомонтажа подразумевает соединение изображений физически или виртуально. В первом случае делается коллаж или рисунок прямо на фотографии или отпечатанном листе, а во втором работают наци фр о во м уровне и с компьютерными программами. Этот вариант включает цифровую технологию ирису но к карандашом. Вместо того чтобы рисовать перья цепочки, автор решила отсканировать их и вывести изображение на специальную бумагу. 1. На первом этапе сканируются перья. Сканер часто используется для фотомонтажа, так как он делает изображение цифровым. После сканирования изображение можно изменять в зависимости от замысла дизайнера. 2. Изображение выводится на бумагу большей массы, чем обычная бумага (100 150 г как минимум, чтобы картинка была прочной. Мы можем использовать специальную бумагу для рисования Последним шагом будет рисование цепочки на листе с отпечатанными зоб раже ни ем. Рисунок делается графитным карандашом Анна Гонсалес Дизайн серебряной цепочки с перьями, 2002 178 как придать рельефность рисунку Изображение тени на воображаемой горизонтальной поверхности позволяет увидеть, что предмет существует в окружении других предметов. Чтобы изобразить тень, отбрасываемую любым предметом, нужны дополнительные данные 1. Источник света (естественный или искусственный. 2. Высота источника света относительно плоскости пола. 3. Положение источника света по отношению к предмету. Всегда выбираем единственный источник света таким образом, мы можем построить все вспомогательные линии, проводя параллели без изменения тени. Что касается высоты и положения источника света по отношению к полу и украшению, они могут изменяться, чтобы увеличить или уменьшить длину тени. Посмотрим, как проецируется тень. Свет может быть естественным или искусственным. Естественный свет идет параллельными лучами, искусственный расходящимися. Высота источника определяется на рисунке по наклону луча света. В зависимости от высоты источника изменяется длина тени. Мы можем представить источник света, расположенный перед объектом, за ними т. д. Положение источника света определяется по наклону тени. На третьем рисунке мы смотрим против света, однако желательно не использовать этот ракурс, так как видимые стороны объекта могут полностью казаться в тени. 1 . Чтобы нарисовать тень, сначала определим наклон луча света и направление тени, которую мы можем менять по нашему желанию. Примите во внимание если композиция включает несколько предметов, все должны бьль одинаково освещены Дальше мы определяем точки фигуры, от которых проецируется тень на плоскость пола. Прежде всего находим вершины и выступающие точки фигуры Следующий шаг заключается в построении проекции найденных точек на плоскость пола. 4 . 5 . Проводим две параллельные прямые лучи света, которые проходят пока ж до й выступающей точке фигуры, и направление тени в зависимости от проекции на полу указанных точек. Росер Палау Золотое кольцо с турмалином, 2000 Тени 179 ИЗМЕНЕНИЕ В НАКЛОНЕ ЛУЧА СВЕТА Мы делаем один рисунок этого кольца с плоскими сторонами, нос разным наклоном луча света, чтобы посмотреть, какую форму приобретает тень в зависимости от изменения наклона светового луча. 1. 2. Определяем направление луча света и тени. Дальше находим те вершины, которые определяют форму тени и ее направление. 3. Отв ерши н верхней плоскости проводим линии, параллельные лучу света, а по точкам плоскости пола параллельные направлению тени. 4 . 5 . Пересечение двух направлений покажет нам точки контура тени. Соединим последовательно эти точки и точки, от которых начинается тень. Обратите внимание, что тень, спроецированная на пол, разворачивается вертикально, когда сталкивается со стенкой. 6. На этом рисунке мы сделали угол наклона луча света больше, поэтому отбрасываемая тень стала длиннее. РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА На этих двух рисунках мы можем наблюдать, как меняется изображение в зависимости от положения предмета. У предметов округлых форм можно выбрать любую сторону, от которой проецировать тень, ноже- лательно делать это от наивысших точек дуги. 1. Чтобы сделать такой рисунок, мы делаем те же шаги, что ив предыдущем случае. Нужны только две точки для определения контуров тени. Проекция этих точек на полу совпадает с осями координат. 2. Когда предмет находится в таком положении, рисунок тени более сложен. Мы построили наклон лучей света от разных точек так, чтобы легко определить контуры тени, соединив точки пересечения с лучами света. Паула Родригес. Золотое кольцо с текстильными нитями, 2002 180 Экспрессия в рисунке Художники экспрессионисты говорили в своем манифесте 1906 года Все, что выражается прямо и без притворства, то, что толкает художника творить, есть у нас. Эта бескомпромиссность и радикальность в изображении очень хорошо определяет экспрессионистский рисунок. Джулио Карло Арган так его определяет Экспрессивный рисунок беспокойный, агрессивный, опасный. Он непросто выражает идею он проникает внутрь и производит ошеломляющее впечатление. КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ Изображение это форма, которую принимает линия или цветовое пятно. Эта форма индивидуальна, как каллиграфическая рукопись, тони тембр голоса. Качество изображения прямо зависит от его цветового решения и характера, который, даже будучи слабым или неустойчивым, обладает индивидуальностью. Изображение определяют четыре фактора средство, которое используется (карандаш, кисть, шариковая ручка, фломастер и т. д, скорость изображения, его интенсивность (у сухих средств имеет значение сила нажатия, ау мокрых количество краски) и форма мазка или штриха (извилистая, прерывистая, вибрирующая, с надломами и т. д. Как видно из этих набросков кольца Юдит Нието, в зависимости от сочетания этих факторов изображению придается разная экспрессия. Юдит Нието. Кольцо, 2002 значение линии и мазка 181 СИНТЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК Хоан Миро говорил Я чувствую необходимость достичь максимальной интенсивности при минимальном использовании средств. Это то, что заставляло каждый раз все больше и больше оголять свой рисунок. Прямолинейный характер экспрессионизма достигает своей вершины, когда используется минимум средств. Синтез это подходящий метод для достижения такой интенсивности. Он состоит в том, чтобы отделить от формы предмета его суть, его скелет, который часто является графическим знакомили основными линиями его очертаний. На основе этих знаков можно создать марку или логотип для коллекции, который сразу бы идентифицировал стиль данных украшений. На этих трех синтетических рисунках Анны Маньес выделяется форма штрихов браслета, придавая поэзию и экспрессивность рисунку. Рисунок был сделан при помощи разных средств тушью на кальке, с применением воска и созданием фотокопии после изображения на бумаге «Кансон» (А, тушью сразу на металлизированной однотонной цветной бумаге (В) и, наконец, тушью на кальке с фотокопированием изображения на синей бумаге «Кансон» (С. А В С ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ Когда дизайнер изображает украшение, исходя из пластики, отодвигая на второе место детализацию, рисунок превращается в произведение искусства, имеет туже художественную ценность, что и любой другой рисунок на произвольную тему. Разные виды техник или используемых средств придают рисунку определенный вес. Рассмотрим три подхода разных ювелиров к изображению своих изделий серьги Микеля Гар- сия, кольца и браслет Аманды Фра н ч и и кольцо Бенет Лоренте. Эти рисунки представляют большой интерес в представлении украшений и выполняют эстетическую функцию. Когда угадываются художественные ценности в графическом изображении украшения, устанавливается естественная связь, наделяя украшение теми же художественными ценностями. Фактически, за каждым украшением стоит творческая деятельность, через которую художник или дизайнер может воплощать свои идеи в произведении. Художественная интерпретация украшения на кальке с использованием воска свечи, губки с акварелью цвета сиены и, для стержней изделия, белая гуашь и черная тушь. Микель Гарсия Дизайн кулона, 2000 Реалистичный рисунок с привлечением компьютерных средств (Corel- Draw), в котором видно строение изделия. Рисунок Микеля Гарсия с применением воска и тушина кальке. 182 183 Аманда Франчи. Живописные рисунки серег, чертеж которых и фотография представлены нас. Первый рисунок сделан акварелью и карандашом на акварельной бумаге, а второй гуашью на бумаге для рисования. Бенет Лоренте. Кольцо, 2002 Нас показан набросок кольца в его реалистичном изображении. В этом случае автор применил живописную технику непринужденные мазки и грунтовка акриловыми красками на бумаге. Аманда Франчи. Живописные рисунки. Автор представляет браслет «Понтенуово», фотография которого есть нас. Рисунок сделан мазками и краплением эмалью (А, тушью, нанесенной стеком (В, и мазками с растиркой эмали (Сна мелованной бумаге. А В С 184 Проект как произведение, До сих пор мы наблюдали, как рисунок рождается из украшения. Сначала украшение появляется в голове у дизайнера, а рисунок служит инструментом для воплощения идеи, ее визуализации и реализации. Но есть и обратный путь. Мы можем изготовить украшения по рисунку. Речь идет о последовательном процессе работы, в котором каждый шаг предваряет следующий шага не о законченном проекте. Проект, таким образом, превращается в произведение, в котором рисунок закладывает основу другого рисунка, вдохновляющего на изготовление украшения. Примером такой работы будет проект Карме Орты. Речь идет о коллекции брошей из серебра, бумаги и жемчуга. Эта коллекция родилась из сюрреалистического рисунка. Графические знаки, цвета и живописная выразительность рисунка подтолкнули автора к мысли создать силуэты из цветной бумаги с классическими элементами из жемчуга и серебра. Этот восхитительный рисунок был выполнен на бумаге, сделанной вручную. Как мы видим, материал очень часто задает тему рисунка. Формы Карме Орты примитивны, стиль их этнический, напоминает пиктограммы каких либо примитивных культур. Эти рисунки рождаются из интуитивного творчества, в котором форма и цвет являются естественными без особой предварительной подготовки, как рисунки, сделанные человеком механически, вовремя разговора по телефону. рисунок как источник вдохновения Карме Орта Броши, 2002 Серебро, жемчуг, бумага Украшения очень хорошо сохраняют сюрреализм рисунков. Обратите внимание, что ни одна брошь не соответствует полностью рисунку. Этот факт очень важен, потому что рисунки не являются эскизами, а только изображениями, вдохновляющими на изготовление похожего на них украшения. Когда автор рисует, он не занимается дизайном украшений, а, скорее, создает живописные украшения, которые сами по себе имеют ценность. Потом рисунки могут превратиться в украшения или вдохновить на создание других шедевров, которые не будут соответствовать никакому конкретному рисунку. В данном случае украшение почти полностью соответствует рисунку, хотя с большой вариативностью цвета и формы. 185 Словарь терминов декоративные, художественные достоинства, а также технологию обработки. Гнездо Часть ювелирного украшения, созданная для закрепления детали из другого материала, который невозможно припаять (камень, эмаль и т.д.). Гравюра Рисунок, сделанный на металле граверным резцом. Д Двухмерный Плоский, не имеющий объема. Диаметр Максимальное расстояние между двумя точками окружности. Дуга Часть окружности или кривой. К Клипса Вид застежки серьги, а также само украшение. Коллаж Художественный прием, который заключается в компоновке элементов разного цвета и текстуры для получения задуманного изображения. Кольцо Ювелирное украшение, которое носится на пальце. Копирка Вощеная бумага, пропитанная тушью. Если рисунок делается на бумаге, положенной на вощеную сторону кальки, то он переведется со стороны, пропитанной тушью, на третий подложенный лист бумаги. А Абрис В изобразительном искусстве линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера. В широком и менее точном значении совпадает по смыслу с понятием контура. Анодирование Нанесение оксидной пленки на некоторые материалы (например, алюминий. Б Браслет Ювелирное украшение, обычно носится на запястье. Брошь Ювелирное украшение, которое прикалывается к одежде. В Вид Часть предмета, которую наблюдатель видит с определенного угла. Воск Материал, использующийся в ювелирном искусстве для изготовления моделей изделий, которые потом отливаются в металле. Вспомогательная линия Тонкая линия, которая используется как вспомогательный элемент для построения перспективы. Она не образует контуры предмета. Г Гемм о логи я Наука, изучающая драгоценные и поделочные камни, главным образом их физические свойства, особенности химического состава, 186 187 Л Лапки Металлические стержни, держащие камень в украшении. ММ ас штаб Отношение параметров чертежа к параметрам реального предмета. Выражается числами рисунок реальность. Например 2:1 два миллиметра на рисунке соответствуют одному миллиметру в реальности, предмет на рисунке больше настоящего в два раза. Матовая отделка Фактура поверхности материала, которая слабо отражает свет. Н Незабудка Мягкий или жесткий браслет с именем человека. О Огранка Процесс, который заключается в придании геометрически правильной или асимметричной формы многогранника шлифовкой или полировкой. Окисление Химическая реакция металла с кислородом, происходящая на поверхности металла. Основной цвет Цвет, который служит для получения других цветов. Основные цвета желтый, сине зеленый, пурпурный. Ось симметрии Воображаемая линия, относительно которой строят симметричные изображения. Ось также используют для привязки размеров. Изображается штрихпунктирной линией. Отделка Последний шаг в оформлении украшения. Отру к и Имеется ввиду рисунок, сделанный без помощи чертежных инструментов. Оттенок Смешение основного тона с ахроматическими цветами (серым, бесцветным. Насыщенность оттенка это мера относительного содержания в нем хроматических и ахроматических компонентов. Разнообразие оттенков в живописи и графике обогащает рисунок и светотеневую моделировку. Отрезок Часть прямой, ограниченной двумя точками. П Пайка Высокотемпературный метод скрепления деталей. Параллели Линии и плоскости, находящиеся друг от друга на равном расстоянии, которые никогда не пересекутся. Передний план Часть предмета, находящаяся ближе всего к смотрящему. Перспектива коническая Перспектива, основанная на свойствах человеческого зрения. Линии, параллельные в реальности, на рисунке сходятся в точке на линии горизонта. В зависимости от расположения точек на горизонте коническая перспектива может быть центральной или наклонной. Перспектива параллельная Искусственно созданная перспектива, которая представляет геометрически параллельные линии параллельными и при построении объемного рисунка. Называется также аксонометрией. Самые распространенные виды аксонометрии прямоугольные изометрия и диметрия) и косоугольные (фронтальная и горизонтальная изометрия, фронтальная диметрия). Перпендикуляр Имеется ввиду прямая, составляющая с другой прямой угол 90 градусов. Полировка Обработка материала, придающая поверхности блеск и глянцевитость. Проекция Представление на бумаге какой либо одной из сторон предмета. Пропорция Отношение между параметрами. 188 Р Радиус Расстояние между центром и любой точкой окружности. Равен половине диаметра. Разлинованный Относится к поверхности, разграниченной на одинаковые части правильной формы при помощи параллельных линий. Размер Выраженный в цифрах параметр изображаемого предмета, иногда сопровождаемый специальным знаком (градус, радиус и т.д.). Разметка Обозначение размеров и других параметров украшения на эскизе. Разрез Элемент эскиза, помогающий правильно передать форму изделия. Разрез местный Художественный прием, который состоит в представлении внутренней части предмета, изображая ее так, как будто из предмета вырезан кусок. Растушевка Художественная техника, состоящая в нанесении нескольких слоев прозрачной туши для создания игры света и тени, придания эскизу объемности. Ребро Отрезок или линия, образуемые при пересечении граней геометрического тела. Рисунок Разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется твердым красящим веществом (карандаш, сангина, уголь и пр) или пером, кистью с использованием туши, акварели. Выразительными средствами рисунка являются, как правило, штрих, пятно, линия. Такой рисунок может быть как беглой зарисовкой с натуры, таки завершенной графической композицией. С Светотень Моделирование формы предмета на рисунке при помощи света и тени, темного и светлого. Серьга Ювелирное украшение, продеваемое в мочку уха. Сечение Рисунок, полученный при воображаемом разрезании предмета плоскостью. Сканировать С помощью сканера перевести рисунок в компьютерный формат для дальнейшего редактирования или хранения. Скрытая линия Проводится в техническом рисунке и помогает представить части предмета, скрытые от глаз. Рисуется пунктиром. Смешанный цвет Цвет, который получается смешением основных цветов (желтый + синий = зеленый, пурпурный + желтый = красно оранжевый, пурпурный + синий = сине фиолетовый. Сочетаемые цвета Цвета, которые находятся на противоположных краях хроматического круга (желтый фиолетовый, синий оранжевый, красный зеленый и т. д. Стол с подсветкой Стол, поверхность которого искусственно подсвечивается снизу электрическим светом или зеркалами. На нем удобно копировать эскизы. Т Таблица Часть чертежа для записи данных, необходимых для правильной интерпретации эскиза украшения. Содержит информацию о масштабе, материале и т.д. Другое название основная надпись. Тон Качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого например, красный от синего. В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий цельность колориту. 189 Тонировка В технологии изобразительного искусства подцветка поверхности художественного произведения или его материалов) со специальной целью. Ф Фактура В живописи и скульптуре материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности. Фон Любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее выступающей детали. Неизобразительный фон называется нейтральным. X Хорда Отрезок, соединяющий две точки окружности. Ц Центр окружности Точка, от которой строится окружность или дуга определенного радиуса. Ч Чертеж Графическое изображение предмета, сделанное в определенном масштабе с максимальной точностью. Ш Шаблон Рисунок на бумаге или вырезанный по контуру образец для изготовления повторяющихся частей украшения. Шарнир Вид подвижного соединения двух деталей. Штифт Круглый металлический стержень. Штриховка Затенение части рисунка проведением параллельных или наложенных друг на друга линий. Э Эмаль Принятое в ювелирном искусстве обозначение легкоплавкого стекла, образующего тонкую, прозрачную или непрозрачную, бесцветную или цветную пленку на поверхности украшаемого изделия из драгоценного или простого металла. Эскиз Технический рисунок, сделанный от руки, главным образом представленный в размеченной прямоугольной системе координат, цель которого дать формальные и технические данные дизайна ювелиру, который будет изготавливать изделие в мастерской. 191 Библиография • Coleccion Temes de joieria contemporania. Renart Edicions, Barcelona. • Czerwinski, Albert. Anleitung zum Schmuckmalen. Ruhle Diebener Verlag, Stuttgart, 1926 (segunda edicion, 1984). • Fischer, Harald. Schmuckzeichnen mit GZ. Ruhle Diebener Verlag, Stuttgart, 1992. • McCreight, Tim. Practical Jewelery Rendering. Brynmorgen Press, EE UU, 1993. • Rodriguez de abajo, F. Javier у Galarraga Astibia, Roberto. Normalizacion del dibujo industrial. Editorial donostiarra, San Sebastian. Благодарности Мы, авторы, хотим поблагодарить учеников Школы искусств Барселоны (Escola d'Arts i Oficis de la Diputacion de Barcelona). Они побудили нас сформулировать и упорядочить изложенный дидактический материал. Они сотрудничали снами, щедро предоставляя украшения и эскизы для иллюстрирования этой книги. Выражаем свою благодарность Виолант Себрии и Гэмме Гуаш за разработку понятных, интернациональных норм технического рисунка в сфере ювелирного искусства Сонии Серрано за содействие как геммолога (специалиста по камням. Спасибо Виктору Капарросу, Энрике Махоралу и Рамону Ориолу за сотрудничество и координирование. Манелю Бофаруллу, Монт се Гуаши Фундасьон Лоспер за уважительную поддержку. Хауме Нос, Хоану Сото и Серджи Ориолу из фотостудии «Nos&Soto» за его терпение, профессионализм и способность наслаждаться каждой минутой работы. Спасибо издательству «Раггатбп» за заботу о ювелирах и доверие к этой книге, которая, как мы надеемся, будет очень полезной в каждодневном труде мастеров. Отдельное спасибо Марии Фер нанде Каналь за неоценимый вклад ее профессионализм чувствуется на каждой странице этой книги. Ювелир, который не владеет искусством рисунка, теряет возможность легко и свободно совершенствоваться в дизайне изделий, представлении идей и проектов. При помощи простого карандаша ювелир будет воплощать свои идеи на бумаге, выбирая разные варианты, изучая места соединений деталей и крепления замочков, изменять пропорции и т. д. На страницах книги вы найдете графическое воплощение конкретных ювелирных изделий, которые взяты из практики. Изучив примеры, читатель сможет создать свой дизайн, используя в украшениях элементы, представленные в этой книге. |