Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
Скачать 0.63 Mb.
|
Понятие и признаки империиИмперия - это территориально обширное, полиэтничное, как правило, монархическое, централизованное государство. Империя обладает следующими признаками: 1. Империя является крупным по территории государством. Империя - это самое большое из всех возможных государственных образований. Империя - это государство - мир. Больше него может быть только одно - совокупное человечество, объединённое в мировое государство. Империя, образно говоря, стремится заполнить собой часть света, стать самодостаточной и независимой. Обычно империя составляется из соединения под одной властью нескольких государств – общин-государств и территориальных государств. Империи являлись грандиозными военными державами. 2. Империя полиэтнúчна, так как в её состав входят множество этносов, народов. Этнос (или этническая общность) - это исторически сложившаяся на определенной территории, природно-географической среде устойчивая совокупность людей, обладающих определенными этническими свойствами: язык, религия, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании. Этнос есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Мировая империя объединяет в своём составе территории, населённые разными народами, обеспечивает спокойствие внутри границ и беспрепятственную торговлю между далёкими территориями на протяжённых торговых путях. Всё вместе способствует нормальному экономическому развитию и процветанию государства в виде мировой державы. Действительно, в древности только на большой территории, подчинявшейся деспотической имперской власти (государство-мир), могла прекратиться вечная война между мелкими государствами, бесконечная цепь возвышений, смены и гибели немногих государств. Империи представляли собой высокоорганизованные государства, сумевшие установить единый и относительно прочный порядок на огромной территории. Задача империи - обеспечение безопасности подданных, предотвращение сговора вассалов, отражение наступления внешних врагов. Единство империи обеспечивается государственно-образующим этносом, единством правящего класса, обожествлением особы правителя-монарха и централизованным бюрократическим аппаратом управления. При своей полиэтничности империя всегда опирается на имперский, государственно-образующий этнос. Государственно-образующий этнос - это преобладающий, руководящий этнос, исторически создавший империю и не обязательно составляющий большинство населения империи. Например, персы в Персидской империи, римляне в Римской империи являлись этническим меньшинством. Создав путём завоеваний империю, имперские этносы со времён римлян считают себя избранным народом, носителями истинной культуры, в распространении которой они видят свою историческую миссию. Идея избранного народа возникает стихийно, подсознательно, но с развитием культуры оформляется в политические учения. Например, наиболее прочная, длительное время существовавшая Римская империя согласно официальной идеологии правила многочисленными провинциями во имя общего блага. Римляне принесли «римский мир», дороги, почты, водопроводы. 3. Империя объединяется централизованной властью, авторитарно управляется из одного центра. Единство империи обеспечивала прежде всего особа правителя-монарха. По убеждению древних языческих народов власть царя как божества является универсальной. Царь властвует не только над подданными, власть его простирается на весь мир. Весь мир принадлежит царю. Отсюда происходит идея универсальной, всемирной монархии. Империю скреплял централизованный бюрократический аппарат управления. Единство империи обеспечивается единством правящего класса. Правящим классом империи выступала бюрократия государственно-образующего этноса. Такое обширное государство больше расположено к монархической форме правления. Все империи на древнем Востоке были монархиями. Но империя может быть и республикой. Например, Римская империя республиканского периода, Французская империя конца XIX в. Республикой является метрополия, а колонии управлялись, как правило, наместниками, назначаемыми из центра. Метрополия – это центральная часть империи, где проживает государственно-образующий этнос. Колония - это территория, резко отличающаяся от метрополии по национальному и религиозному составу населения, принадлежащая к иной культуре, политически управляемая из метрополии и экономически от неё зависимая. Так, в Римской империи метрополией являлась Италия, в которой проживали римляне и родственные им латины, где существовало самоуправление. Провинции – это земли, завоёванные за пределами Италии, управлялись наместниками, назначаемыми из Рима. Победа империи никогда не бывает окончательной. Рано или поздно очередная империя обязательно разваливается, хотя бы вследствие перенапряжения, ослабления государственнообразующего, имперского этноса. Возникновение и смена мировых империй на Древнем Востоке На Древнем Востоке происходила хаотическая борьба мелких государств, возвышение и падение империй. В результате военных завоеваний возникали империи. Эти империи, достигнув расцвета, приходили в упадок, распадались, исчезали, подвергались завоеваниям, уступая место новым империям. На смену одной империи неизменно приходила другая. Мировая история представляет собой соперничество и смену мировых империй. Первой империей в истории человечества стала Ассирийская империя IX - VII вв. до н.э., а Ассирийское территориальное государство возникло на севере Месопотамии в XIV в до н. э. Ассирийская империя охватывала Переднюю Азию, включая Вавилон и Египет. Затем её сменила Персидская империя, которая была значительно более обширной, чем Ассирийская империя. Она включала в свой состав Египет, Сирию, Малую Азию, Армению, Ассирию, Вавилон, часть Средней Азии и Индии. Эта империя просуществовала около 200 лет в VI-IV вв. до н.э., с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э. Персидская империя была завоёвана Александром Македонским (334-325 гг. до н.э.). После его смерти империя распалась на несколько царств, так называемые эллинистические монархии, как-то Македония, Египет, Сирия и др. Эллинистические монархии соединяли черты древневосточных обществ и античного (греческого) общества. Эти монархии попали под власть Римской империи. Она просуществовала несколько столетий (I в. до н.э. - V в. до н.э.). Римская империя охватывала не только Древний Восток (кроме Индии, Китая, Парфии (Ирана)), но и античные, средиземноморские территории, почти всю Западную Европу, кроме Германии. Управление Ассирийской империей Перед империями, включавшими в свой состав разнородные этносы, стояла непростая задача организации управления завоёванными землями, задача сплочения разных земель и этносов. Первая мировая империя - Ассирúйская была военной державой. Её цари являлись прежде всего военачальниками. Могущество Ассирийской империи основывалось главным образом на сильной военной организации. Покорённые земли превращались в области под начальством царских наместников и с обязательством уплаты определённой дани в царскую казну. Население завоёванных территорий сотнями тысяч, особенно общинная, служилая и храмовая знать, правящий класс насильственно переселялось в коренную Ассирию и в другие провинции. Тем самым достигалась цель предотвращения восстаний покорённых народов. Этносы в итоге перемешивались, ассимилировались. Управление Персидской империей Персидская империя имела более прочную внутреннюю организацию, чем Ассирийская империя. Поэтому она просуществовала около 200 лет с 565 г. до н.э. по 330 г. до н.э. Господствующим этносом империи являлись персы. Они занимали руководящие посты, являлись ядром армии. Персы отличались этнической терпимостью. Они оставляли покорённым народам их язык, религию, обычное право, даже правителей (царей). Империя разделялась на крупные области - сатрáпии. Во главе их стояли наместники - сатрáпы, назначаемые царём. Для упрочения царской власти и ослабления сатрапов вводилось разделение военной и гражданской власти на местах. Сатрапы обладали только гражданской властью. Они стояли во главе областной администрации, обеспечивали порядок и безопасность, следили за поступлением налогов, осуществляли судебную власть. Военная власть, то есть командование войсками, расположенными в областях, вручалась особым военачальникам. Они не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников. Для контроля за деятельностью сатрапов царь посылал в отдельные сатрапии особых чиновников («уши и око царя»). Они обязывались следить за деятельностью сатрапов и в случае надобности даже могли отстранять их от должности. Обособленность Китайской империи Китай в течение почти четырёх тысяч лет развивался обособленно. Его контакты с другими цивилизациями были случайными и оказали незначительное влияние на историю страны. Эта замкнутость объясняется прежде всего географическим положением Китая. На север от него протянулись пустыня Гоби и монгольские степи, по которым бродили орды воинственных кочевников. Запад охраняли неприступные тибетские горы. Юго-восточное побережье омывалось водами Тихого океана. Китайцы называли свою страну Чжун-го, «Срединная империя». Они верили в то, что она является центром мира, не без оснований сохраняли это горделивое чувство своей исключительности и превосходства над всеми. В древнем Китае существовали Империя Цинь и Хань (III-I вв.). Для Китая характерна цикличность развития в пределах деятельности великих китайских династий - 250-300 и более лет. Периоды объединения, внутреннего мира, благосостояния, успешного внешнего расширения перемежались периодами упадка, анархии и распада, иногда и иноземным завоеванием. История Китая с древнейших времен до начала XX века представляет собой смену царствующих династий. С III в. до н.э. (221 г. до н.э.) с установлением первой империи Цинь в Китае наступила эпоха более чем двухтысячелетней империи до падения последней династии Цин в начале XX века в 1911 г. Династии объединяли Китай под своей властью, достигали расцвета, преодолевали кризисы, клонились к упадку, одна династия сменяла другую. Иногда Китай переживал периоды распада на отдельные государства, но единство неизменно восстанавливалось: тот же народ, та же государственность, схожая культура. Китайская империя представляла собой деспотическую монархию, которая опиралась на централизованный бюрократический аппарат управления. После падения династии Хань страна распалась на три государства, которая враждовали между собой. В конце III в. в 280 г. Китай объединяется под властью новой династией Цзинь. Однако в начале IV в. вторжение северных кочевников привело к падению империи Цзинь. После этого около трехсот лет Китай был раздроблен. Лишь в конце VI в. в 581 г. он объединяется под властью династии Суй, которая правила недолго до начала VII в. до 618 г. На смену династии Суй пришла династия Тан. Она сумела создать могучую империю, которая распалась в начале X в. (618-907 гг.). В середине X в. в 960 г. страна объединяется под властью династии Сун. В 1280 г. Китай был завоёван монголами и в империи установилась монгольская династия Юань. В середине XIV в. в 1368 г. она была сметена народным восстанием и у власти оказалась китайская династия Мин. В середине XVII в. в 1644 г. в Китай вторглись маньчжуры. Они установили маньчжурскую династию Цин, правившую в Ките до революции 1911 г. Империя Маурьев в Индии В Индии в IV-II вв. до н.э. существовала империя Маурьев. С конца IV в. до н.э. правители города Магадха постепенно объединили под своей властью обширнее территории, почти всю территорию Индостана (включающую территории современных государств Пакистан, Индия и Бангладеш) в так называемую империю Маýрьев. Она распалась во II в. до н.э. Однако, если мы посмотрим «Законы Ману» (и другие источники древнеиндийского права), то мы увидим, что власть махараджи (санскрит. “великого правителя”) была ограничена. Действовал совет советников государя (паришад). Паришад обсуждал важнейшие дела, указы и распоряжения государя. При этом члены совета могли высказывать своё несогласие с этими решениями, что часто приводило к конфликтам между монархом и паришадом. При правителе периодически собиралась раджа-сабха - собрание государственных чиновников и людей от городских и сельских общин; это НЕ представительный орган; просто приезжали выборные люди из общин, но представительство они не осуществляли. Раджа-сабха была совещательным органом при монархе, её члены обсуждали решение махараджи. Она, таким образом, выражала общественное мнение, и, несмотря на совещательный характер собрания, не считаться с этим мнением глава государства не мог. Следовательно, махараджа не имел неограниченной власти. В «Законах Ману» прямо сказано, как государь должен действовать (гл. VII), и содержится прямая угроза, что если он не будет этим правилам подчиняться, будет притеснять подданных, то он и его родственники потеряют власть и жизнь [ЗМ, гл. VII, ст. 111]. Держава Маỳрьев включала различные административные единицы, в том числе и такие, которые сохраняли свою автономию. Т.е. государство имело административно-территориальную структуру, характерную для мировых держав древности. Низовой административно-территориальной единицей оставалась община (санскрит. гана “поселение” во главе с ганапати “главой селения”), которая обеспечивала общественный порядок на своей территории (административный и полицейский округ), отвечала за уплату государственных налогов (налоговый округ). Контролирующая роль государственных чиновников, вмешательство государственного аппарата управления в её жизнь были минимальны. Общины объединялись в области (округà) – территориальные общины (санскрит. сангха). Самой крупной административной единицей была провинция, управляемая членами семьи правителя. Регион Магадхи с прилегающими к ней районами бассейна Ганга оставалась непосредственно под властью главы государства. Сложившаяся система позволяла, скорее, осуществлять контроль, чем управление громадной территорией. В Индии проживало множество этносов, народов со своими языками, религией и культурой. У них отсутствовало чувство этнической общности, чувство принадлежности к индийскому этносу и единому индийскому государству. В Индии отдельные слабые государства постоянно враждовали между собой, а страна подвергалась постоянным завоеваниям. |