Главная страница
Навигация по странице:

  • Экзогамия. Родовая община земледельцев и скотоводов и род

  • Соседская община земледельцев и скотоводов

  • Появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине

  • Создание коллективного фонда соседской общины

  • Отделение функций управления от физического труда

  • Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеЛекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
    АнкорЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    Дата01.07.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по истории древневосточного государственного права.doc
    ТипЛекции
    #20933
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Ремесленное производство, особенно, гончарство и металлургия, очень трудоёмкое. Оно требует много времени и специальной подготовки. Все общинники не могли иметь необходимые профессиональные знания и тратить много времени на изготовление и обжиг горшков и ковку метала. С другой стороны, ремесленники не могли одновременно заниматься своим ремеслом и работать в поле. Они, чтобы прокормиться, должны были выменивать определённое количество своих изделий (горшки, мечи, кинжалы и т.д.) на продукты. В те времена община в результатах труда ремесленников в таком количестве ещё не нуждалась. Следовательно, в то время ремесленники ещё не могли прокормиться за счёт простого обмена результатами труда с земледельцами. Изделия ремесла нужны всем общинникам. Поэтому община содержала ремесленников.

    Плужное земледелие не требовало кооперации труда. Теперь, используя плуг, землю могла обработать большая семья из 15-20 человек. Она состояла из двух-трёх поколений родственников, которых возглавлял глава семьи. Они, используя плуг и тягловых животных, могли самостоятельно обрабатывать сами. Первоначально, пока общинники не накопили хозяйственного опыта самостоятельной обработки земли, не освоились, все общинники, по старой традиции, пахали землю и сеяли вместе. Потом перед сбором урожая они делили землю на наделы. Каждая большая семья в отдельности собирала урожай со своего надела, то есть присутствовала некая переходная форма от коллективного хозяйства к индивидуальному.

    Впоследствии, когда хозяйственный опыт самостоятельной обработки земли каждой большой семьёй был усвоен - уже каждая большая семья стала полностью выполнять весь цикл сельскохозяйственных работ сама. Обрабатываемая земля находилась во владении и пользовании отдельных семей. Неземледельческие участки общинной земли - леса, реки, луга, пастбища оставались в коллективном пользовании семей, входящих в общину.
    Экзогамия. Родовая община земледельцев и скотоводов и род
    Важную роль в сохранении единства общины играл институт экзогамии. Экзогáмия (в буквальном переводе означает «брак вне») - это запрет всех половых как брачных, так и внебрачных отношений между членами данной группы (или запрет на браки внутри, в пределах определённой группы лиц) и обязанность вступать в половые отношения и в брак вне определённого коллектива.

    Цель экзогамии состояла в том, чтобы соединить в семье людей, чуждых друг другу, создать родовое ядро общины, состоящее из мужчин, и тем самым укрепить общину и ослабить семью. Сильная семья и сильная община были несовместимы. Поэтому институт экзогамии служил ослаблению семьи и укреплению общины. Чтобы община не распалась на отдельные семьи, следовало ослабить связь мужчины с его семьей. Экзогамия создавала семью, при которой муж и жена были людьми чужими, принадлежали к разным родам, что предохраняло общину от распада.

    Брак, благодаря институту экзогамии, являлся делом всей общины. Мужчины общины решали, кому, когда, на ком жениться; кого, когда выдавать замуж. Мнение самих жениха и невесты, а также их родителей никого не интересовало. Они не имели права на отказ от брака. Нередко жених и невеста впервые видели друг друга только на свадебном обряде.

    Община не совпала с родом, а род - с общиной. Община состояла из семей, а муж и жена при наличии строго соблюдаемой экзогамии всегда принадлежали к разным родам. Родовая община в родовом отношении состояла из двух частей. Одна постоянная часть - члены одного рода - это мужчины, составляющие родовое ядро общины. Другая временная часть - люди, пришедшие сюда из других общин, к родичам по браку - это матери и жёны мужчин. Жена, пришедшая в деревню мужа, становилась членом его общины, но не становилась членом его рода. В состав полноправных членов рода входили только мужчины, живущие вместе, в одной деревне, и составляющие родовое ядро общины.

    В основе рода лежала общая территория. Общность территории, совместная жизнь создавали родство. Термин «родство» происходит от слов «роды», «рождение». Родство - это связь по рождению, или связь по крови. Родство начинается с мужа и жены, то есть с семьи. В семье появляются дети. Муж становится отцом, жена - матерью. Их дети по отношению к ним - сын и дочь, а по отношению друг к другу - брат и сестра. Наряду с родством по крови, существовало общинное родство. В основе общинного родства лежала жизнь людей в одной деревне, совместное проведение обрядов и празднеств, взаимная помощь, социальная и хозяйственная зависимость. Не род создавал общину, а община род. Все члены общины считали себя родственниками и поэтому обязывались помогать друг другу. Люди вместе жили. Поэтому считали себя родичами и, как следствие этого, верили в своё происхождение от общего родового предка.

    Члены рода полагали, что все они происходят от одного общего предка, хотя и не могли генеалогически это доказать. Члены рода знали имена дедушек и бабушек. На этом их память и обрывалась. Они устанавливали свою связь с предком рода, своё происхождение с помощью обрядов инициáции. Цель обрядов инициации состояла в том, чтобы обособить подростков мужского пола от матерей, ослабить связи подростков с их семьями и включить в группу полноправных членов родового ядра общины. Обряды инициации символизировали смерть подростка и «второе рождение», на этот раз взрослым мужчиной, членом рода. Отныне они считались детьми родового предка и членами родового ядра общины, состоящего из мужчин.

    Экзогамия помогала налаживать связи между общинами. Посредством брачного союза стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников. Наконец, экзогамия вводилась для того, чтобы сохранить мирные отношения в общине, устранить конфликты. В самом деле, если разрешить вступление в брак, половые отношения между членами одного рода, проживающими в одной общине, то это приведёт к ревности, к распрям за женщин. Между тем родовая община могла существовать только при условии внутреннего мира.
    Лекция № 2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины, отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации
    Соседская община земледельцев и

    скотоводов
    На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:

    В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.

    Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.

    Соседская община характеризуется следующими особенностями:

    1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.

    2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.

    3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективная собственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная. Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.

    Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.

    Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.

    С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.

    Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.

    4. Раз землю поделили, то теперь меняются принципы распределения и потребления - возникли индивидуальные формы распределения и потребления полученного продукта.

    5. Отражением существования индивидуальных хозяйств являлось раздельное проживание. В состав соседской общины входили как большие патриархальные семьи, так и малые, индивидуальные семьи. Большая, патриархальная семья состояла из нескольких, обычно трёх-четырёх поколений ближайших родственников по отцовской линии - прадед, дед, отец с жёнами и детьми, братья с их жёнами и детьми, внуками. Она насчитывала обычно до 20 человек. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей.
    Появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине
    С переходом к соседской общиненачинает разрушаться эгалитарное общество, то есть общество равенства. Именно в этот период начинает появляться имущественное неравенство - имущественная дифференциáция. Имущественное неравенство означает различие в количестве богатств. При этом все общинники обладали одинаковым социальным статусом.

    Основу для имущественного неравенства - имущественной дифференциации создаёт переход к индивидуальному хозяйству. Каждая большая семья получала доход только со своего земельного надела. Урожай мог быть разным. Причины этого таковы:

    1. Люди имеют разные способности. Каждый работал, как мог. Один - талантливый, умелый, другой - нет; один старается, другой -ленится; один - молодой, другой - в возрасте; один - полон сил, другой - слабый или больной.

    2. Половой состав работников семьи. При плужномземледелии нужна мужская рабочая сила. Если в семье много мужчин - они могут выполнить большой объём работы. Если мужчин мало - то результаты будут хуже.

    3. Участки земельные имеют разное плодородие. Даже соседние участки могут различаться по естественному плодородию почв. Один участок расположен выше, другой ниже. Один участок заливает, другой - сохнет и т.д. Всё это в совокупности приводило к тому, что индивидуальные хозяйстваполучали разный урожай.

    Появление имущественного неравенствасоздавало в соседской общинепроблемы.

    Люди завидуют более удачливым соседям. Зависть приводит к конфликтам. Если разбогатевшие общинники пренебрегали интересами общины и начинали наглеть, то это приводило к ответным действиям со стороны других общинников. Менее удачливые общинники объединялись и шли громить хозяйство разбогатевших людей. Это влекло за собой конфликты, драки, столкновения. Общинники могли друг друга уничтожить. Вражда, учитывая обычай кровной мести, могла затянуться на десятилетия. Этим могли воспользоваться враги - могли напасть и захватить земли общины. Община могла прекратить своё существование.

    Соседская общинапыталась сглаживать это имущественное неравенство:

    1. При проведении пределов учитывалось плодородие земли. Если раньше земля была похуже, то при следующем переделе - давалась земля получше. И наоборот - если земля была получше, то давали землю похуже. Семьям общинников предоставлялись земли разного качества, плодородия хорошего, среднего, плохого. Эти земли располагались не одним сплошным массивом, а чересполосно, в разных местах.

    2. Перераспределение произведённого продукта - литургúи. При организации праздников некоторым семьям поручали их проведение. Они тратили часть своих доходов. В результате имущественное положение выравнивалось. Однако эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могли.
    Создание коллективного фонда соседской общины
    В соседской общине люди создают общий (общеобщинный) фонд - так называемый коллективный фонд. Средства его будут тратиться на общие нужды: строительство системы ирригацииканалов, дамб, плотин; организация межрегионального обмена и военных походов; содержание ремесленников; культовая потребность.

    Религиозные культы зарождаются как культы, связанные с производством. Нужно задобрить богов для обеспечения плодородия земли, плодовитости скота, детородия женщин. Религиозные обряды и праздники организовывались для того, чтобы просить плодородие и плодовитость для всей общины целиком. Для жертвоприношений богам требовались растения и животные.

    Средства из коллективного фондашли не только на удовлетворение коллективных нужд, но также служили резервными(на случай расширения производства) и страховыми(на случай стихийных бедствий и неурожаев) запасами - фондами.Коллективный фондпослужил прообразом будущей системы налогообложения периода государственности. Идея налогов«выросла» из идеи коллективного фонда- создания общего фонда на общие нужды. В первобытном обществе ими являлись общие нужды общины, а когда появятся первые государства - эти общие потребности станут общегосударственными.

    Исторически сложилось два вида коллективного фонда:

    1. Священное хозяйство при хозяйстве вождя. Этот вид коллективного фонда характерен для общества, где ирригация не играла большой роли или вообще была не нужна. Например, территории с дождевым орошением, как и у восточных славян. Каждое хозяйство выделяло определённую долю из своих доходов на общие нужды, часть избыточного продукта, то есть сверх потребностей отдельного хозяйства, оставлявшего себе необходимый продукт. Собранные средства хранились в больших хранилищах. Вождь, как глава общины, становится и руководителем коллективного фонда. Так как вождь будет управлять данным имуществом, хранилища строятся при хозяйстве вождя - для присмотра и контроля.

    Собственником имущества коллективного фондаобщинники считали главного бога - покровителя данной общины. Фактически прямым коллективнымсобственником выступала вся община целиком. Вождьтолько управлял этим имуществом.

    Из этнографического материала известны случаи, когда вождипытались себе что-нибудь присвоить из коллективного фонда. В результате, в лучшем случае, община снимала их с должности, выбирала нового вождя, а в худшем случае - вождяубивали.

    2. Священное поле бога. Термин появился как раз в древности. Данный вид коллективного фондахарактерен для обществ, где требовалась ирригация. Общинники продолжали работать все вместе на строительстве ирригационных сооружений. В этом, случае община выделяла часть земли, которая получала название «священное поле бога», где общинники совместно обрабатывали землю. Урожай с этого священного поля хранили в коллективных амбарах, строившихся при хозяйстве вождя, и тратили на общие нужды. Работами на священном поле организовывал и руководил вождь. Он не имел права собственности на землю и имущество коллективного фонда.

    Таким образом, в соседской общинесложилось два фонда: 1) индивидуальный фонд, куда входили наделыобщинников, в отношении которых община выступала верховным коллективным собственником; и 2) коллективный фонд, в отношении которого община выступала прямым коллективным собственником.
    Отделение функций управления от физического труда
    Усложнение системы хозяйствования, а также увеличение и усложнение коллектива соседской общины - с 200 до 1000 человек ведут к дальнейшему усложнению функций управления: регулирование распределения основного богатства - земли; решение [урегулирование] конфликтов и споров между отдельными хозяйствами, входящими в общину; обеспечение производственного процесса и регулирование потребления. Выборный на основе трудового авторитета, то есть - принципа меритокрáтии вождьобладал разными административными, судебными, хозяйственными, военнымифункциями. Он обязывался обеспечивать защиту общины и организацию межрегионального обмена. Жрецы - обеспечение покровительства богов и, как следствие - плодородия земли и плодовитости скота. Кроме того, жрецы и старейшины - старшие в роду являлись хранителями накопленного производственного и культурного опыта и знаний. Всё это повышало роль и значение организационных функций, функций управления и объективно вызывало необходимость обособления, отделения их от физического труда.

    На этапе соседской общиныдолжностные лица общины настолько много времени тратили на управление, что им стало не хватать времени на физический труд. В результате, происходит полное отделение функций управления от производительных функций, от производства материальных благ, от физического труда.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта