Лекции по истории древневосточного государственного права. Лекции по истории древневосточного государственного права Насибуллин Рафиль Ахнафович Древневосточное государственное право
Скачать 0.63 Mb.
|
3) Политическая база – это административный аппарат управления, т.е. система органов управления, непосредственно подчиненных правителю и выполняющих его волю (их отличие от органов управления общины заключается в то, что здесь команды монарха не обсуждают, а делают, как он приказал). 4) Военная база – это профессиональная дружина правителя (не связанная с общиной), которая формировалась из чужаков (неполноправных свободных). Однако длительное время эта база была небольшой и всегда уступала помощи общинному ополчению – единственной многочисленной и реальной военной силе той эпохи. Поэтому исход борьбы за власть (политической борьбы) между правителем и общинной знатью зависел от того, кого поддержат рядовые общинники – а, значит, общинное ополчение, т.е. войско, в котором простые граждане составляли подавляющее большинство. Если правителю удавалось создать эти четыре базы своей власти, то в будущем, после продолжительной борьбы монарха против знати, он мог победить. Затем формировалось территориальное государство – возникала власть, стоящая над общинами. И, в далёкой перспективе, монархическая власть могла усилиться до неограниченных размеров. Лекция № 5. Возникновение территориальных государств и деспотической монархии в Египте и Месопотамии: возникновение территориального государства в Египте и Месопотамии (конфедерация и федерация), возникновение деспотической монархии в Месопотамии Возникновение территориального государства в Египте и Месопотамии В период ранней формы государства между общинами–государствами начинается борьба за главенство. Это приводит к возникновению первых объединений: военных союзов (военно-политических объединений), конфедераций (военно-политических и экономических союзов независимых государств). Конфедерация (от лат. confoederatio “союз, объединение”) – союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные конфедеративные органы создаются только для координации действий государств в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и т. п.). После этого возникают более крупные государства – так называемые территориальные государства: (1) или с федеративным государственным устройством (сложное, союзное государство, части которого обладают признаками самостоятельной государственности [иногда говорят: с частичным суверенитетом]), которые потом трансформировались в территориальные государства с унитарной формой государственного устройства (простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков самостоятельной государственности [или: суверенитета]). Территориальное государство – государство, занимающее протяжённую территорию (бòльшую, чем отдельная община–государство) и включающее в свой состав земли нескольких бывших общин–государств, ставших областями единой страны. Функциями территориального государства являлись военное дело, сбор дани (налогов), правосудие и в исключительных случаях законодательство. В территориальном древневосточном государстве начинается монументальное городское строительство - сооружение дворцов, храмов, пирамид. На Древнем Востоке государство выступало в качестве организатора общественных работ по строительству и ремонту каналов, плотин и дамб, ибо основой земледелия являлось искусственное орошение. Общины - государства не могли позволить себе подобного дорогостоящего строительства. Крестьяне - общинники в порядке трудовой повинности строили эти сооружения в свободное от сельскохозяйственных работ время. В Египте в XXXII веке до н.э. возникают два первых территориальных государства: в долине реки Нил – Верхний (южный) Египет (во главе стоял фараон, носивший белый венец); и в дельте Нила – Нижний (северный) Египет (во главе стоял фараон, носивший красный венец). Оба были ранними монархиями, с федерациями номов и аристократическим политическим режимом. Название его должности происходит от искажённого греческого произношения древнеегипетского термина пер-о (“дом великий” – так назывался дворец правителя). Использование данного термина для обозначения монарха связано с древней традицией, широко распространённой в период ранней древности – необходимостью скрывать личное имя монарха, чтобы не возможно было причинить ему вред путем колдовства, при помощи чёрной магии. В обоих Египтах формируются НАДобщинные органы управления – т.е. центральный аппарат управления. Федерация – форма государственного устройства, при которой части единого (но союзного) федеративного государства (субъекты федерации) являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Что говорит о том, что это были федерации? Отдельные номы (бывшие общины – государства), ставшие областями в обоих Египтах, сохраняли династии своих правителей–номархов (др.-ег. адз) – власть формировалась на местах. На территории каждого нома действовали свои нормы права. Т.е. номы сохраняли признаки самостоятельной государственности (политической самостоятельности). Верхний Египет покорил Нижний Египет, и возникло единое древнеегипетское государство, возглавляемое одним фараоном (из династии фараонов Верхнего Египта) в бело-красном венце. Форма государства прежняя (ранняя монархия, федерация и аристократический политический режим (должности в номах занимала знать на наследственном принципе)). Свою должность глава государства занимал пожизненно, власть передавалась по наследству внутри рода правителей. Центральный аппарат управления (т.е. надобщинный аппарат) формировался по административному принципу (назначение сверху; возмездность исполнения функций [плата за должность – паёк и земля во владение за службу]; происхождение не имело значения, главное – профессиональные знания и преданность правителю). В рамках единого Египта, сохранялась федеративная форма государственного устройства. Хотя власть фараона была сильной, но общины жили изолированной жизнью. Это выражалось в том, что в номах по-прежнему существовали династии адзов (греч. номархов), советы знати (джаджат) и, надо полагать, время от времени общинники собирались на народные собрания (власть формировалась на местах). И продолжали действовать местные нормы права. Это значит, что каждый ном обладал определённой степенью политической самостоятельности и, говоря современным юридическим языком, выступал как субъект федеративного государства. В территориальных общинах (топах) и поселениях продолжали действовать органы самоуправления (глава общины, совет общины и собрание общинников). В связи с тем, что в Египте необходимость создания единой системы ирригации подталкивала страну к объединению, то в Египте процесс объединения произошел раньше, чем в Месопотамии. В Месопотамии ситуация была иной. Здесь общины–государства были рассеяны по всей территории Междуречья, и были слабо связаны между собой. Поэтому здесь процесс объединения прошел позже, чем в Египте. Причём, если в Египте объединение произошло в течение ста лет, то в Месопотамии этот процесс занял 400 лет. Если в Египте из общин–государств рано и быстро возникли территориальные государства с федеративной формой государственного устройства, то в Месопотамии процесс объединения прошёл несколько ступеней через разные формы союзов, прежде чем появилось первое территориальное государство. В Месопотамии в конце XXIV века до н.э. возникло первое территориальное государство – государство династии Аккаде (династии Саргонидов) с монархической формой правления, децентрализованным унитарным государственным устройством и аристократическим политическим режимом. Правитель на севере Шумера Шаррумкèн (в XIX веке его имя неправильно прочитали как Саргòн) выступил как объединитель Месопотамии. Децентрализованное унитарное государство – государство, в котором местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни; одна, несколько или все территории обладают автономией в местных делах. Возникновение деспотической монархии в Месопотамии Период середины III – конца II тыс. до н.э. характеризуется усилением власти правителей – в итоге исчезает ранняя монархия и, в условиях борьбы монарха (при поддержке его рядовыми общинниками–гражданами) против общинной знати, возникает второй тип монархии [уже неограниченной] – деспотической монархии. В результате установления деспотической монархии формируется [в результате ужесточения политического режима] авторитарный политический режим, происходит переход от федеративной формы государственного устройства к унитарному государству (иногда, через стадию децентрализованного унитарного государства [с наличием автономных территорий] к централизованному унитарному государству [без автономий]). Раньше всего деспотическая монархия возникла в Месопотамии на рубеже XXIV-XXIII веков до н.э. в государстве династии Аккаде (династии Саргонидов). Позднее – в период Среднего царства (середина XXI – середина XVIII веков до н.э.) деспотическая монархия сформировалась в Египте. В Китае деспотическая монархия сформировалась в конце III века до н.э. (империя Цинь) и продолжала существовать до начала III века н.э. (Ранняя и Поздняя империи Хань). Следует обратить внимание на то, что деспотическая монархия складывалась в течение длительного времени в ходе кровавой борьбы общинной знати и монарха. Первая деспотическая монархия, основанная Шаррумкèном, возникла в Месопотамии на рубеже XXIV-XXIII веков до н.э. (т.е. через 450 лет после появления первых общин–государств). В Египте (несмотря на то, что первые общины–государства возникли в XXXIII веке до н.э.) деспотическая монархия появилась позже, чем в Месопотамии – основателем первой деспотической монархии в Египте является фараон Аменемхет III (1850-1800 годы до н.э.), при котором номархи (др.-египет. адзы)- правители областей стали чиновниками, назначаемыми главой государства. То есть прошло около тысячи лет, сменилось двенадцать династий, прежде чем власть фараонов стала неограниченной. Деспотическая монархия могла возникнуть только в рамках территориального государства, т.е. когда формировался надобщинный центральный аппарат управления. И только в результате долгой и упорной борьбы правителя против общинной знати. Эта борьба принимала форму физического уничтожения общинной знати, которая всячески сопротивлялась усилению власти монарха, т.к. общинная знать НЕ была заинтересована в усилении власти правителя до неограниченных размеров. И правителям приходилось уничтожать физически тех, кто не подчинялся. Если общинная знать выигрывала, то сохранялась ранняя монархия. А если общинная знать проигрывала, то устанавливалась деспотическая монархия. В этой ситуации решающей была позиция рядовых общинников, так как они формировали войско. Поэтому, кого они поддержат, на стороне того и будет военная сила . В тот период очень острым был долго ой вопрос . Так как хозяйство рядовых общинников было мелким, то оно было неустойчивым . Рядовые общинники не имели ни резервного фонда, ни страхового фонда. Если возникали какие-либо проблемы – неурожай, засуха и т.п., нужно было брать займы. В тот период понятия знатности и богатства ещё совпадали, поэтому общинная знать была богатой, и знатные люди выступали кредиторами (заимодавцами) для рядовых общинников. Причём, когда берут большой процент по займу – это приводит к разорению хозяйства заёмщика, т.к. ему не удавалось, в таком случае, отдать долг. Если должник не мог отдать долг, то это приводило к тому, что за долги начинали продавать движимое имущество; если его не хватало, то продавали членов семьи в рабство за долги, и, в конечном итоге, могли продать самого главу семьи. Рядовым общинникам это не нравилось. А кто мог это прекратить? Только правитель. Возникала ситуация, что у правителя и рядовых общинников был один и тот же враг – общинная знать. Но для монарха – общинная знать – враг по политически м причинам (они борются за власть). А для рядовых общинников – общинная знать была врагом по экономическим причинам (как кредиторы поглощают мелкую собственность рядовых общинников, которые могли попасть в долговое рабство). В этой ситуации возникала возможность создания союза монарха и рядовых общинников. Если правитель станет защищать интересы рядовых общинников, будет ограничивать экономические “аппетиты” общинной знати, то он получит поддержку рядовых общинников, т.е. основной массы войска. Государству тоже эта политика очень выгодна. Защита экономических интересов простых граждан была нужна государству для того, чтобы в результате их разорения не уменьшалось войско. У правителя появлялась возможность, защищая рядовых общинников, получить поддержку войска. Однако данный союз мог существовать только до тех пор, пока монарх защищал рядовых общинников и их интересы. Если правитель про это забудет, то он потеряет их поддержку. Поэтому союз у них возникал не навечно, а только пока монарх поддерживал и защищал простых граждан. Именно эти причины привели к возникновению в древнем мире политики зашиты рядовых общинников; а в Месопотамии – к появлению традиции периодически провозглашать “указы о справедливости”. Шаррумкèн (Саргòн Древний или Саргон Аккадский, 2316-2261 годы до н.э.). Шаррумкèн (восточносемит. “государь истинен”; тронное имя, которое он принял при восшествии на престол; личное имя не известно) – человек низкого происхождения (неполноправный свободный), из служилых людей (сначала он был садовником, потом чашеносцем при правителе IV-й династии общины–государства Киш). НЕ был ставленником знати. Шаррумкèн уловил возможность установления союза с рядовыми общинниками, и, сначала (в 2316 году до н.э.) захватил власть в небольшой общине Аккàде. Почему Шаррумкен расположил свою резиденцию в маленькой общине, а не в большой? Потому что в Кùше, например, была сильна власть общинной знати и существовали традиции контроля знати над правителем. А в Аккàде таких традиций не существовало, местная знать была слаба, поэтому контроля знати над правителем не возникало. Таким образом, Шаррумкен ушел из-под контроля общинной знати, а затем, сформировав войско из рядовых общинников, объединил под своей властью всю Месопотамию, и уничтожил старую общинную знать. Почему никто из знати не смог ему противостоять? Шаррумкен оказался не только талантливым политиком, но и выдающимся полководцем. В основе его войска была лёгкая пехота копèйщиков (воинов, вооружённых копьями), воевавшая рассыпным строем без защитного вооружения – это были рядовые общинники. Ядро войска составляли секùрщики (войны с боевыми топорами) – дружинники Шаррумкена. Кроме того, он начал использовать луки (которые ранее не применялись из-за отсутствия нужных пород деревьев) – был сформирован отряд лỳчников. Общинная знать воевала на колесницах (колесничие войско) вместе со своими дружинниками – тяжелыми пехотинцами, которые (в силу малой подвижности из-за тяжёлого вооружения) сражались сомкнутым строем – фалàнгой, медленно двигавшейся при наступлении. Сражение, обычно, проходило следующим образом. Сначала, с большой дистанции, лỳчники Шаррумкèна расстреливали из луков эту фалангу тяжёлых пехотинцев из войска знати. Фаланга рядела. Затем, огромные массы подвижных лёгких пехотинцев, пропуская через свой строй колесницы, сминала уцелевших тяжёлых пехотинцев. А затем секирщики добивали выживших врагов. Победа была гарантированной. Никто не мог противостоять общинному ополчению. В 2315-2310 годах до н.э. Шаррумкен провел 34 сражения – и все выиграл. В 2312 году до н.э. разгромил Лагаш, в 2311 году до н.э. Шаррумкен победил войско конфедерации Лугальзагесù и объединил под своей властью всю Месопотамию, создав “государство Шумера и Аккада”. Шаррумкèн начинает создавать раннее не существовавший центральный аппарат управления, который стоял над местными органами управления общины. Центральный аппарат управления формировался по административному принципу (выработанному при формировании административно-хозяйственного аппарата управления дворцового хозяйства: назначение сверху; плата за должность; происхождение значения не имела, главное – профессиональные качества и преданность правителю) [начал формировать политическую базу власти правителя]. Бывшие общины–государства становятся административно-территориальными единицами государства – областями (шумер. ки, аккад. àлум) единого государства. Во главе областей стояли управляющие – энси, но теперь они становятся обычными чиновниками, назначаемыми государем из своих сторонников. Для установления контроля над общинной знатью Шаррумкèн стал брать в свою столицу заложников из знатных семей во дворец (которых, в случае мятежа их родственников на местах, следовало казнить). Эта политика усиления власти монарха вызвала жесточайшее сопротивление общинной знати (поэтому общинная знать не могла выступать опорой деспотической монархии, как думают некоторые авторы учебников). Общинную знать не устраивало усиление власти монарха до неограниченных размеров, они всегда выступали организаторами сопротивления главе государства. Исторические источники сообщают, что во второй половине царствования Шаррумкèна общинная знать подняла мятеж и осадила Шаррумкена в Аккàде (столице). Однако, опираясь на поддержку рядовых общинников, монарх разгромил мятежников. Таким образом, ему удалось установить первую в мире и Месопотамии деспотическую монархию – государство династии Аккàде (или династия Саргонùдов, 2316-2176 годы до н.э.). Такая же ситуация продолжала сохраняться и при Саргонùдах – преемниках Шаррумкèна (двух сыновьях и внуке). Шла кровавая борьба монарха против общинной знати. Сколько бы знать не поднимала мятежи, их подавляли, а знать вырезали целыми родами . Но, тем не менее, даже после смерти Шаррумкена, каждое новое царствование начиналось с подавления мятежей и восстаний – полтора века династия Саргонùдов уничтожала организаторов сопротивления, в качестве которых выступали знатные люди. Только по прошествии полутора веков извели старую знать, которая была носителем традиций контроля знати над правителем. Следующим монархом династии Саргонùдов стал старший сын Шаррумкèна – Рùмуш (2260–? годы до н.э.). Его царствование началось с подавления мятежа знати (было взято в плен и убито 54 тысячи человек; прежде всего, уничтожалась знать – как организаторы сопротивления). Потом был совершён ещё один карательный поход против мятежников. Его правление закончилось преждевременной смертью, когда он был убит знатными заложниками во дворце (т.к. заложникам было запрещено ношение оружия, но каждый человек в Месопотамии имел каменные печати, которыми скреплял документы на глиняных табличках – заложники забили Рùмуша до смерти каменными печатями). Цикличный характер развития основных древневосточных государств: Египта, Междуречья. Индии, Китая Древневосточные государства развивались циклично. Государства возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. Упадок обычно проявлялся в распаде крупных государств на несколько более мелких с последующим объединением. Циклический характер развития древневосточных государств особенно виден на примере Древнего Египта. Около 3000 г. до н.э. борьба между правителями Северного и Южного Египта привела к объединению Египта под властью правителя Северного Египта. История Древнего Египта в III и II тысячелетиях до н.э. делится на четыре периода: Раннее царство (ок. 3000-2800 гг. до н.э.), Древнее царство (2800-2250 гг. до н.э.), Среднее царство (2050-1700 гг. до н.э.), Новое царство (1580-1070 гг. до н.э.). В промежутках между этими царствованиями страна распадалась на отдельные самостоятельные государства, враждовавшие между собой. При этом все египтяне говорили на одном языке и имели общую культуру. Новое царство распалось в конце XI в. до н.э. Египет пришел в упадок и был завоёван сначала ассирийцами, затем персами, потом Александром Македонским, и, наконец, римлянами, включившими Египет в качество провинции в состав Римской империи. В Южной Месопотамии, в Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, уже в конце IV тысячелетия до н.э. возникли первые города-государства. Во второй половине III тысячелетия до н.э. сильные города-государства насчитывали десятки тысяч человек. В конце III тысячелетия до н.э. в XXIV в. до н.э. объединены их в единое государство правитель города Аккада Саргóн (2316-2261 гг. до н.э.). В конце XXII в. до н.э. единое государство в Междуречье было завоёвано кочевниками. Вся последующая история Междуречья, как и история Египта, представляет собой непрерывное чередование периодов подъема - объединения под единой властью и упадка - распада на независимые государства. В XXI в. до н.э. правитель города Ура объединил Междуречье под своей властью в единое государство. В XIX в. до н.э. оно было разрушено вторжением кочевников. Затем происходит возвышение города Вавилона. Правители его неоднократно объединяли под своей властью Междуречье. Расцвет Вавилона приходится на правление царя Хаммурáпи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонское царство неоднократно подвергалось нашествию кочевников. Оно было завоёвано ассирийцами, а в VI. до н.э. персами и окончательно утратило свою независимость. Вторая деспотическая монархия был создана Ур-Нàмму (2112 – 2094/2093 годы до н.э.), основателем III-й династии `Ура. В 1792 году до н.э. на трон вступил шестой правитель I-й династии Вавилона – Хаммурàпи (1792-1750 годы до н.э.). Он стал основателем уже третьей по счёту деспотической монархии в Месопотамии. В Индии первая цивилизация с монументальным зодчеством и письменностью возникла во второй половине III тысячелетия до н.э. (XXIII в. до н.э.) в долине Инда, которая погибла в XVIII в. до н.э. Индийское общество было отброшено на догосударственную стадию развития. В середине II тысячелетия до н.э. территория Индии подвергается вторжению пришедшими с севера ариями. Постепенно формируются отдельные государства. С конца IV в. до н.э. правители города Магадха постепенно объединили под своей властью почти всю территорию Индостана в так называемую империю Маýрьев. Она распалась во II в. до н.э. Государства древней Индии отличались слабостью государственного аппарата. Основополагающей структурой являлась община, обладающая самоуправлением. В Индии проживало множество этносов, народов со своими языками, религией и культурой. У них отсутствовало чувство этнической общности, чувство принадлежности к индийскому этносу и единому индийскому государству. Для Китая особенно характерна цикличность развития в пределах деятельности великих китайских династий - 250-300 и более лет. История Китая с древнейших времен с III в. до н. э. и до начала XX века представляет собой смену царствующих династий. В Китае государство возникло позже Междуречья, Египта и Индии, в середине II тысячелетия до н.э. Раннее китайское государство Шан (Инь) возникло в XVIII в. до н.э. во времена вавилонского правителя Хаммурапи. В XI в. до н.э. оно было завоевано близким в этническом отношении этносом чжоу, основавшими новое государство Чжоу. Оно в VII-VI вв. распалось на самостоятельные царства. Непрерывные междоусобные войны закончились в III в. до н.э. в 221 г. до н.э. победой царства Цинь и созданием централизованной империи Цинь, являвшейся деспотической монархией. Империя Цинь просуществовала недолго (221-207 гг. до н.э.) и пала в результате массового народного восстания, один из руководителей которого крестьянин Лю Бан основал новую империю- империю Хань. Она просуществовала до III в. (206 г. до н. э.- 220 г.). Лекция № 6. Государственный строй древневосточной деспотической монархии: юридическая природа деспотической монархии, легальность и легитимность государственной власти, идеологическая основа деспотической монархии, теократическая монархия, правящий класс, причины существования правящего класса, бюрократический аппарат управления - политическая основа деспотической монархии, особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии, система государственного управления в деспотической монархии, экономическая основа деспотической монархии Юридическая природа деспотической монархии Ранняя монархия в виде общины-государства или более крупного территориального государства может перерасти в деспотическую монархию, как это произошло в Месопотамии, Египте, Китае, Ассирии. Термин “деспотическая монархия” происходит от древнегреческого слова “деспòтос” (“господин, хозяин, владыка”). Древние греки называли “дèспотами” правителей Персии, которые НЕ имели неограниченной власти (только грекам, по сравнению с их слабыми ранними монархиями, казалась, что у персидских монархов была сильная власть). Но, по иронии судьбы, так сложилось, что термин “деспотическая монархия” стал обозначать неограниченную власть, хотя в Персии её не было. Деспотúческая монархия - это юридически неограниченная, наследственная власть, как правило, обожествляемого монарха. В древнем Египте - это фараон, в Вавилонии - лугáль, в Китае - ван (император). В деспотической монархии не существовало государственного органа, юридически ограничивающего власть монарха. Это означало, что он мог единолично принять любое решение, согласия какого-либо органа не требовалось. Административно-территориальной единицей этого государства являлась гражданская община, чьи органы выполняли функции местного аппарата управления (местная власть), а центральный аппарат управления (центральная власть), стоящий над общинами, построен по административному признаку (назначение сверху, плата за должность, происхождение значения не имеет – главное, профессиональные качества и преданность правителю) и возглавляется монархом. Власть монарха передаётся по наследству. При этом наследственная передача власти обеспечивает стабильность, преемственность верховной власти, так как наследник всегда известен и независим от влиятельных групп населения. Он получает возможность ещё при жизни отца получить опыт управления, что весьма важно при усложнении задач управления. Поэтому власть вождя постепенно становится наследственной в его семье, передаётся от отца к сыну, обычно старшему. Исторический опыт показывает, что монарху из давно царствующей династии гораздо легче держаться на престоле, нежели монарху без прошлого, который только пытается основать династию. Наследственная передача власти формируется постепенно. Правитель ранней монархии, достигший высшей власти, стремился укрепить свою власть. На высокий пост трудно подняться, но ещё тяжелее его сдать. Добившийся власти правитель стремится закрепить эту власть пожизненно. После смерти вождя наблюдалось ожесточённое соперничество между его ближайшими родственниками - братьями, сыновьями и т. п. за верховную власть. Чтобы избежать этой борьбы, ослабляющей раннюю монархию, правитель при жизни выбирал себе преемника из ближайших родственников: братьев, сыновей, племянников. Иногда их преемниками становились зятья или какие - либо дальние родственники. Преемник становился соправителем монарха, приобретал опыт управления, а после его смерти совет знати и народное собрание избирали соправителя монархом пожизненно. Таким образом, сочеталось наследование и избрание правителя. Истории известны три способа приобретения верховной власти: захват, выборы и наследование. Наиболее распространенным способом становится наследование. Захват власти не признаётся законным. Дело в том, что захваченную власть трудно удержать, так как узурпáтор - захватчик власти имеет много соперников, недоброжелателей. Он и его преемники своими способностями и успехами должны доказывать право на власть. Выборы правителя ослабляют верховную власть, так как она становится зависимой от выборщиков, могущественных людей. Для того, чтобы обеспечить избрание своего сына правитель должен уступать часть своей власти могущественным выборщикам - главам общин. Они являются потенциальными сепаратúстами - сторонниками усиления своей власти в ущерб центру, а то и отделения. При выборах происходит ожесточенная борьба претендентов, ослабляющая раннюю монархию. Наконец, выборы не гарантируют избрание наиболее достойного лица. Наследственная передача власти от отца к сыну имеет свои недостатки. Наследник может оказаться неспособным к делу управления. Однако это может быть частично восполнено опытом и знаниями помощников, священным характером особы правителя вне зависимости от его способностей, традицией повиновения правителям из данной семьи или рода. Экономической базой неограниченной власти монарха являлся государственный сектор экономики, основанной на государственной собственности на землю. Социальной базой неограниченной власти монарха являлся служилый слой и его верхушка (служилая знать). Политической базой неограниченной власти монарха был бюрократический (административный) аппарат управления, то есть система органов управления, непосредственно подчиненных правителю. Государство периода деспотической монархии по форме государства – это: 1) по форме правления: монархия – исторически (после ранней монархии) второй тип монархии – деспотическая, т.е. юридически неограниченная, наследственная, теократическая древневосточная монархия. 2) по форме государственного устройства: государства периода деспотические монархий существуют как унитарные государства. Государство Шаррумкèна в Месопотамии – децентрализованное унитарное государство (т.к. некоторые территории обладали автономией). В Египте периода деспотических монархий складывается централизованное унитарное государство (области–номы не обладали самостоятельностью в вопросах местного управления). 3) политический режим: в деспотической монархии возникает авторитарный политический режим. Это означает, что все должностные лица в государственном аппарате управления назначаются по воле одного лица – монарха, или лично, или от его имени; все назначения контролировались главой государства. Верховная государственная власть осуществляется без участия народа и народом не контролируется. Легальность и легитимность государственной власти. Идеологическая основа деспотической монархии Государственная власть должна обладать двумя качествами: легальность и легитимность. Легáльность (от лат Leges – лэгэс – закон) – это признание обществом, народом существующей верховной государственной власти законной, правомерной. Источником легальности власти в монархиях является наследование верховной монархической власти в правящей династии. Источником легальности власти в республиках является избрание (выборы) верховной государственной власти. Легитúмность – это добровольное подчинение народа существующей государственной власти как власти законной (легальность), эффективной и справедливой. Эффективность государственной власти означает её жизнеспособность и успешное решение задач, стоящих перед народом в конкретные исторические периоды. Справедливость государственной власти означает, что она успешно решает эти задачи в интересах большинства народа. Власть держится не силой принуждения, а согласием большинства народа этой власти подчиняться. Государственная власть может обладать и легальностью и легитимностью, а может обладать только каким-то одним из качеств. Утрата государственной властью легальности и особенно легитимности может привести к падению этой власти, так как у ней будет всё меньше и меньше искренних сторонников, готовых её защищать, и приказы нелегитимной власти не будут исполняться. Источником легальности деспотической монархии является наследственная передача верховной государственной власти обожествляемого монарха. Деспотическая монархия являлась теократúческой монархией (от греч. teos (тéос)- бог, kratos (крáтос) - власть), в которой монарх сочетал религиозную и светскую власть. Он как верховный жрец, посредник между людьми и богами, обладал всей полнотой государственной власти. Иногда особа монарха обожествлялась. Он считался земным богом. Например, фараон Египта считался сыном Бога Солнца Ра и высшим жрецом своего культа. Государство спрашивало согласия богов на все важные мероприятия. В Месопотамии во времена первой деспотической монархии в правление третьего монарха Нарàм-Су`эна была обожествлена династия – первые правители Шаррумкèн и Рùмуш объявлены богами. Нарàм-Су`эн в середине своего правления (около 2220 года до н.э.) принял прижизненное обожествление – объявил себя “богом Аккàде”. Причина усиления власти НЕ в том, что правители объявили себя богами, а, наоборот – раз власть стала неограниченной, то, в этом случае, стало возможным обожествление. Это следствие усиления власти. В Китае император считался «сыном Неба», потомком Неба (Тянь) и верховным жрецом. Для китайцев Небо есть некое безличное верховное благое начало, управляющее миром и человеком, есть верховный разум с его законами, которые на земле воплощены в государстве во главе с императором и в государственных законах. Император как «сын неба» являлся божеством. Власть монарха, подобная божественной, поэтому её никто не может ограничить и которая даже выше нравственных законов. Истинный царь может быть и безнравственным, если он силён, всемогущ и грозен. Обладая богоподобной властью, древний языческий царь считался существом страшным, внушающим ужас и грозным. Он грозен и для подданных, и для иностранцев, и для врагов внутренних и для врагов внешних. Власть богоподобного монарха рассматривалась как самовластие. При личном обожествлении монарха его воля деспотична, произвольна. Что он хочет - то и есть закон, не имеющий других мотивов, кроме его желания, не допускающий никакой критики и проверки. Разумеется, подобный монарх не мог иметь каких-либо юридических обязанностей перед народом. Подданные монарха не ограничивали его власти, не обладали по отношению к нему какими-либо юридическими «правами». На них лежала только обязанность безусловного повиновения воле монарха. Неповиновение воле этой считалось не только преступлением, но и посягательством на власть божества. Монарх ведь объявлялся божеством. Тем самым признавалось, что власть исходит от сверхчеловеческого источника и потому сопротивление ей бесполезно, а покорность ей обещает обилие благ. Наказанием за непослушание стала смертная казнь. В деспотической монархии власть монарха была в определённой мере фактически ограничена религией, моралью и обычаями. Монарх считался носителем мира, благодетелем человечества, хранителем жизни подданных. Он являлся божеством добрым. Доброта его, по выражению египетского папируса, подобно воде морской, то есть она никогда не иссякает и несёт жизнь миру, плодородие, изобилие и счастье. Монарх именовался отцом своих подданных, а последние считались его детьми. При этом он рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных - чиновников, знати, богачей. «Поступай по истине, утешь плачущего, не притесняй вдовы», - наставляло фараонов древнеегипетское поучение. Вдовы и сироты особенно выделяются, так как им труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. Фараон рассматривался как покровитель, пекущийся обо всех несчастных, спасающим робкого от гордого, судьёй между сильным и слабым. Фараон Аменемхет I (1976-1947 гг. до н. э.) заботился о пропитании простого народа. «Я давал нищему, я кормил сироту, я давал ход тому, кто был ничем… - говорит «Поучение Аменемхета». – Я был тем, кто создаёт зерно, кто возлюбил бога зерна. Нил приветствовал меня каждый год, никто не голодал в мои годы». В Китайской империи даже официально считалось, что император получал божественный мандат на право управления страной от Неба лишь постольку, поскольку он был добродетельным. Главная добродетель правителя - забота о безопасности, стабильности и процветании подданных. В случае невыполнения своих обязанностей (выражением чего считались произвол власти, экономический упадок, волнения и т. п.), Небо может отобрать мандат у недостойного правителя и передать его достойному. Поэтому перевороты и восстания не осуждались, но лишь тогда, когда они ведут не к нарушению, а к восстановлению исконного порядка. Поэтому при упадке династий в Китае происходили народные восстания. Они приводили к смене правящих династий, когда иногда даже крестьяне становились императорами. Представление о совершенном бесправии подданных в деспотической монархии является неверным. Совершенно бесправных подданных не может быть. В самой деспотической монархии, в которой всякая воля обожествляемого монарха священна, всякая его воля - закон, подданные пользуются военной охраной, судебной защитой, правом собственности, семейными правами, сословными привилегиями. Хуже произвольной государственной власти может быть только безвластие, ставшее следствием развала государства. В деспотической монархии подданные не обладали политическими правами, то есть не участвовали в управлении государством, не избирали властвующих. Они и не стремились к этому, так как были убеждены, что в государстве живёт само Божество в лице царя, поэтому никакие выборы власти здесь и не нужны. Правящий класс Любым государством управляет меньшинство, правящий класс (элита), составляющая небольшую часть общества. Правящий класс (элита): 1) это те люди, которые участвуют в создании или принятии значимых решений; 2) люди, которые являются образцами для подражания. Элита - совокупность людей, принимающих важнейшие решения в едином социуме. Остальные граждане, которые не входят в правящий класс, считаются народом. Правящим классом могут выступать зажиточные группы населения, как-то: аристократия (знать по праву происхождения), крупные землевладельцы – военные, духовенство, богатые граждане (по имущественному признаку; в конституционном государстве – это предприниматели, банкиры, фабриканты), бюрократия (профессиональные управленцы-чиновники), интеллигенция (лица, имеющие высшее образование и профессионально, занятые умственным трудом – адвокаты, журналисты, профессоры), профессиональные политики в конституционном (правовом) государстве. В истории нет государств, в которых бы правящим классом были представители физического труда – крестьяне-земледельцы, ремесленники, рабочие, мелкие торговцы. В Советском государстве в Советской России после Октябрьской революции 1917 г. официально считалось, что власть принадлежит пролетариату (рабочим), а в дальнейшем и всему трудовому народу. На практике от имени рабочих и народа Советским государством управляла третьесортная партийная интеллигенция разных национальностей, а затем партийно-государственная бюрократия, то есть руководящие партийные работники и профессиональные чиновники-управленцы. Причины существования правящего класса следующие: 1. Большая территория и большая численность населения делают невозможным непосредственное участие граждан в государственном управлении в форме народного собрания, то есть оказывается невозможным созыв народного собрания – собрания граждан, которые голосованием принимают законы, избирают должностных лиц, решают важные вопросы внутренне и внешней политики. Созыв народного собрания возможен только в небольшом государстве с небольшой численностью населения – это община – государство (или город-государство), как это было на Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме. Народное собрание и здесь не является постоянно действующим органом. Оно созывается периодически, время от времени, а в промежутках между народными собраниями государством управляют правитель. Совет знати, должностные лица. 2. Некомпетентность народа в сложных вопросах государственного управления. Знания, управленческий опыт, пути решения проблем, стоящих перед народом, имеют только те, кто постоянно участвует в управлении, а это правящий класс. Народ хочет, чтобы всё было хорошо, но не знает путей достижения хорошей жизни. Поэтому и в общине-государстве (городе-государстве) правящий класс предварительно обсуждал важнейшие вопросы, проекты законов, а потом уже предлагал их на утверждение народного собрания. 3. Нежелание граждан, занятых физическим и умственным трудом, участвовать в государственном управлении. Бюрократический аппарат управления - политическая основа деспотической монархии Политической основой деспотической монархии являлся бюрократический аппарат управления. Социальной основой деспотической монархии стал слой чиновничества, бюрократии, благополучие которой было тесно связано с монархией. Именно служилая знать, бюрократия являются правящим классом в деспотической монархии. Абсолютная, юридически неограниченная власть правителя нуждается в чиновниках. Как система передаточных властей, бюрократия необходима во всяком государстве и является необходимой и полезной до тех пор, пока не узурпирует, не присваивает верховной власти монарха. Бюрократия обладает собственными интересами, отличными от общего блага. Монарх может стать игрушкой в её руках, что в конечном итоге приводит государство к гибели. Бюрократия - это иерархическая лестница лиц и учреждений, которая служит для передачи влияния монарха по всем направлениям государственного управления. Бюрократия - это господство слоя профессиональных чиновников, находящихся в иерархической зависимости друг от друга. Бюрократический аппарат - это система подчинённых монарху профессиональных чиновников, которые назначаются сверху, и назначение происходит по принципу личной преданности монарху, профессионализму (знанию дела), а не по происхождению. Разумеется, предоставление должности возможно по праву родственной близости, по рекомендации и протекции влиятельных лиц, по праву знатности. Чиновники делятся на ранги (чины), получают плату за исполнение должностей в соответствии с рангом. Нижестоящие чиновники подчиняются вышестоящим. Важнейшей опорой власти монарха являлись силовые структуры - дружина (армия) и полиция, способные физическим воздействием поддерживать повеления власти. Хорошо вооруженная, отлично владеющая оружием дружина служила достаточной угрозой против разъединённой массы населения. Деспотическая монархия опиралась не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско, в котором воины получали от царя за службу наделы земли. Особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии Наиболее мощный, сложный, разветвленный бюрократический аппарат управления был создан в Китайской империи с III в. до н.э. В ней существовали чисто китайские методы отбора чиновников. К ним относился метод выдвижения способных чиновников, за которых отвечали те чиновники, кто их рекомендовали. Это означало, что в случае плохой работы или нарушения приказа отвечал не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в своё время рекомендовал виновного на должность. Китайцы впервые использовали систему конкурсных экзаменов, при которой экзаменующийся демонстрирует свои знания и способности, отвечая без книг и пособий, по памяти, на заранее неизвестные вопросы (заранее известен только круг вопросов) в устной либо письменной форме. Успешно сдавшие экзамены назначались на должности в управлении. В большинстве случаев чиновниками становились потомки знати и чиновников, зажиточных землевладельцев. Ведь сыну богатого было легче получить образование и оказаться в рядах чиновников. Однако богатство само по себе не обеспечивало принадлежности к чиновничеству. Дело в том, что при обилии сыновей и отсутствии принципа майората (это преимущественное наследование недвижимого имущества старшим сыном) даже весьма значительное имущество уже в третьем поколении становилось практически небольшим. Поэтому получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаменов оказывались за пределами чиновничьего сословия. Наоборот, упорные, способные, честолюбивые выходцы из небогатых слоев населения могли попасть в сословие чиновников. В императорском Китае ученый - чиновник являлся социальным идеалом. Все слои населения империи обладали сильным стимулом к учёбе и получению знаний. Формально каждый налогоплательщик имел право попробовать свои силы и испытать свой шанс на экзаменах, а в случае удачи сделать блестящую карьеру. Поэтому на практике появление способного мальчика в деревне обращало на себя внимание односельчан и родни. При материальной поддержке родственников, богатого покровителя он мог, преодолев все препятствия, успешно сдать экзамены, получить должность, что сулило почёт и богатство не только ему, но и его родственникам и покровителю. |